Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Социальная функция государства

2024-02-15 71
Социальная функция государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ……………………………..……………………………5
1.1. Социальная функция государства………..…………………………5
1.2. Понятие социальной сферы…………………………………………12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ…………………………………………………………..………….……142.1. Правовое регулирование в социальной сфере………………..………..14
2.2. Международно-правовые стандарты в социальной сфере……………….26

2.3. Эффективность государственного регулирования в социальной сфере…………………………………………………………………………..….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследуемой темы связана с провозглашением Российской Федерации правовым  демократическим социальным государством. Данные конституционные положения объективно вызывают необходимость создания соответствующей законодательной базы. Сегодня для российского общества характерно много нерешенных проблем в социальной сфере. Наиболее серьезно стоят такие вопросы, как борьба с безработицей, формирование системы пенсионного страхования, которая бы гарантировала возможность в течение трудовой деятельности заработать достойную пенсию, решение жилищного вопроса и многие другие. Серьезным вопросом в условиях экономического кризиса является низкий уровень реальных доходов населения, их резкая дифференциация. Остаются нерешенными трудности в сфере здравоохранения и образования. Ощущается недостаток качества социальных услуг и дефицит квалифицированных кадров в этих сферах.  

Наличие острых проблем в проведении государственной социальной политики делает тему исследования особенно актуальной. 

Объект исследования – процесс формирования социального государства как основного направления в современном социально-политическом развитии. 

Предмет исследования – специфика процесса формирования и развития социального государства в современной России.

Целью исследования является выявление предпосылок и тенденций формирования социального государства в Российской Федерации в новых условиях цивилизационного развития; выработка рекомендаций для эффективной модернизации отечественной социальной политики с учетом национальных особенностей и передового опыта зарубежных стран.

Для достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи:

· определить общие закономерности и особенности функционирования социальной сферы в РФ;

· показать роль социальной политики в общественном развитии;

· определить принципы и функции государства в создании эффективной социальной политики.

Методологическая основа исследования. Методологическую основу работы составляют применяемые в юридической науке и смежных с ней других науках методы исследования: формально-логический, диалектический, исторический, метод сравнительного анализа, статистический, социологический, технико-юридический и другие.

Проблема социального государства выступала предметом изучения  у многих известных ученых. Важным вкладом в расшифровку понятия социального государства и основных его функций стали труды российских правоведов. Среди них работы таких ученых, как: С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, Н.С. Бондарь, В.Д. Зорькин, Ю.К. Краснов, Е.И. Козлов, О.Е. Кутафин, Е.А. Лукашев, Г.В. Мальцев, Б.Н. Топорнин, Б.С. Эбзеев, П.К. Гончаров, В.А. Иваненко, B.C. Иваненко, С.В. Калашникова, В.A. May, В.П. Милецкий, В.Д. Ромк, В.А. Торлопов, и др. 

Структура работы позволяет раскрыть тему, построена с учетом целей и задач исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список используемых источников.

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Социальная функция государства

 

Перед социальной политикой любого государства на современном этапе стоит двойная задача: с одной стороны - улучшение условий труда и жизни граждан, осуществление социальной справедливости, с другой - защита обездоленных от нужды и унижения. Двойная задача вытекает из двойной функции социального государства как инструмента социальных гарантий и перераспределения первичных доходов населения. Причем социальные гарантии для всех граждан должны действовать постоянно, а социальное перераспределение возможно и необходимо, но в то же время зависит от уровня развития экономики.

В идеальном варианте социальная политика должна быть направлена на рост личных трудовых доходов граждан, повышение роли этих доходов в удовлетворении культурных и бытовых нужд населения и ликвидацию на этой основе иждивенчества. Через общественные фонды потребления должен быть обеспечен гарантированный уровень социальных благ для всех слоев населения, который следует рассматривать как минимальный[1].

В зарубежной литературе высказана мысль о том, что именно после Второй мировой войны социальный характер государства становится одним из ведущих принципов государственной политики, а социальная деятельность государства окончательно перестает восприниматься общественным мнением как дело его доброй воли, превращаясь в объект его политической ответственности перед народом. Экономический фактор во многом определил отражение принципа социального государства в конституциях современных государств. Кроме того, содержание социальной функции государств изменилось: О.В. Родионова отмечает, что на данном этапе главной содержательной новеллой социальной функции государства, позволяющей говорить о ее выходе на качественно новый уровень, явилась деятельность государства по предоставлению социальных услуг[2]. Важнейшими из них стали активное содействие занятости, осуществление социального патронажа, формирование жизненной среды для инвалидов, разработка и реализация программ поддержки и реабилитации для различных социально уязвимых категорий населения и регионов, а также внедрение множества разнообразных государственных социальных программ в сфере образования, здравоохранения, регулирования социально-трудовых отношений[3].

Как пишет М.М. Файнберг, идеология и политика социального государства исходят из интересов общества, а не государственной власти. Однако хотелось бы уточнить: вряд ли правомерно эти интересы противопоставлять. Наличие у государства социальной функции требует от всех его ветвей исполнения соответствующих конституционных обязанностей. Объективно и юридически государственная власть не в меньшей степени, чем общество и граждане, заинтересована как в наличии названной функции, так и в надлежащем ее осуществлении. Между тем Н.С. Волкова и О.Ю. Еремина, например, обращают внимание на разновекторность публичного и частного интересов, поскольку частный интерес заключается в удовлетворении социальных потребностей граждан (надлежащего объема и качества), а интерес государства - в необходимости поддержания финансовой стабильности, что в условиях кризисных явлений в экономике приводит к сокращению государственных расходов[4].

С.Е. Коробов, в своих работах дал определение социальной функции государства. Социальная функция государства- это одно из основных направлений (сторон) его деятельности, осуществляемое в социальной сфере общественных отношений, по обеспечению гражданами достойного уровня жизни, разрешению социальных противоречий и реализации согласованных интересов граждан, на основе признаваемых в данном обществе и законодательно закрепленных социальных стандартов[5].

Социальную функцию государства нередко приравнивают к мерам деятельности. М.М. Рассолов полагает, что такая функция охватывает меры по удовлетворению социальных потребностей людей, борьбу с безработицей, бедностью, обеспечение необходимыми условиями труда и т.д. В.Н. Казаков утверждает, что под ней необходимо понимать осуществление мер по удовлетворению потребностей людей, поддержание необходимого уровня жизни для населения, обеспечение необходимых условий труда и др. Такое отождествление, на наш взгляд, не является методологически верным. Меры реализации социальной функции государства выступают лишь средствами (инструментом), с помощью которых обеспечивается достижение конечного результата (цели), составляющего само содержание социальной функции государства[6].

В социальном государстве социальной функции свойственны некоторые специфические проявления. "Принцип социальной государственности в деятельности современного государства ориентирует это государство на осуществление патерналистских функций по отношению к гражданскому обществу и отдельным группам субъектов гражданского общества"[7] . Например, в ст. 7 Конституции РФ провозглашен принцип государственного патернализма[8].

При исследовании функций государства для их более детальной характеристики выделяют содержание, или структуру, или основные направления реализации соответствующей функции государства. Такие же подходы сложились и при анализе социальной функции, причем в работах разных авторов наблюдаются определенные различия. 

Так, Е.М. Андреева к подфункциям социальной функции в условиях формирования рыночных отношений относит: 1) охрану прав и свобод личности как субъекта гражданского общества; 2) разработку концептуальных основ стратегии социального развития общества, социального законодательства, социальной политики государства; 3) выделение финансовых, материальных и иных ресурсов для успешного осуществления стратегии социального развития; 4) формирование и функционирование рациональной и эффективной системы управления социальной сферой общества на федеральном, региональном и местном уровнях; 5) кадровое обеспечение соответствующих органов и структур государственной власти; 6) информационное и духовно-идеологическое обеспечение реализации социальной политики; 7) организацию сотрудничество социальных учреждений государства с общественными, религиозными организациями, политическими партиями и движениями, занимающимися решением социальных проблем; 8) осуществление международного сотрудничества в социальной и гуманитарной сферах[9] .

По мнению И.В. Леонова социальную функцию можно представить как совокупность нескольких функций: 1) защитной – функции обеспечения социальной безопасности человека, его жизни, здоровья и достоинства, поддержки семьи и материнства, заботы о безработных, лиц преклонного возраста и подрастающего поколения; 2) регулирующей – функции проведения структурных реформ в экономике с целью ее большей социальной ориентации; 3) стабилизирующей – функции обеспечения социального согласия и партнерства в обществе; 4) контрольно-охранительной – функции контроля соответствия общественным социальным нормативам использования собственником своих прав и обязанностей, его социально-правовой ответственности за последствия эксплуатации своей собственности[10]. Такая позиция также представляется вполне приемлемой.

Рассматривая функции социального государства, мы считаем, что ему присущи те традиционные функции, которые присущи государству как таковому. На обеспечение этих функций социального государства оказывает значительное влияние его общее социальное назначение, а именно традиционные функции как бы искажаются в призме целей и задач социального государства, и в этом ракурсе возможно можно вести речь о наличии общей социальной функции (общем социальном назначении).

Общую социальную функцию можно рассматривать как совокупность специфических функций, таких как: 

- регулирование доходов и потребления товаров массового спроса; 

- пенсионное обеспечение; 

- охрана труда и здоровья людей, контроль и стимуляция рынка труда;

- поддержка социально незащищенных категорий населения;

- социальное вспомоществование и предоставление адресной социальной помощи; 

- сглаживание социального неравенства путем перераспределения

- поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

- доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы; 

- обеспечение образования и профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

- поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

- финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

- борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице; 

- социальное обслуживание - обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами;

- поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

- социальное страхование; 

- участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

- забота о сохранении мира в обществе» [11]

Из этого следует, что главной функцией социального государства является государственный патернализм, направленный на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности.

Главным инструментом социальной политики социального государства является социальная защита. В целом социальная защита выступает как инструмент, призванный защищать людей от различных неблагоприятных для их жизнедеятельности воздействий со стороны социальной среды и смягчать последствия таковых. Это - защита от возможных нарушений прав и свобод личности от административного произвола, чести и достоинство человека, от преступных  посягательств на жизнь, здоровье, и от других вредоносных факторов.

Из мирового опыта следует, что самые эффективные системы социальной защиты граждан и социального выравнивания их доходов содержат в себе пенсионное обеспечение и социальную помощь, налоговые перераспределения, государственные адресные выплаты и пособия, обязательное социальное страхование. При этом основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты является государство, так как оно обслуживает всех граждан и имеет более низкие административные расходы, нежели системы с участием частных институтов[12].

Важными составляющими механизмов социальной политики социального государства являются государственные социальные стандарты, а именно социальные нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан и выступающие одновременно маяками в реализации социальной и экономической политики социального государства.

Кроме того, учтем тот факт, что «проведение государством социально ориентированной политики представляет собой сложный процесс, вынуждающий государство лавировать между противоречивыми, почти исключающими друг друга факторами. Социальное государство должно постоянно отлаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной    справедливости, смягчения социального неравенства. Отказываясь от ограниченной роли «ночного сторожа» и, стараясь обеспечить всему населению достойный уровень жизни, государство не должно переходить линию, за которой начинается грубое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства»[13].

С учетом изложенного предлагаем сформулировать следующее определение функций социального государства – это направления деятельности государства, осуществляемые профессиональными субъектами государственного управления посредством проведения государственной политики для формирования стандарта качества жизни населения и повышения качества и уровня жизни, в целях предотвращения зависимости граждан от государственной помощи для удовлетворения минимальных потребностей.

Подводя итоги, отметим, основной функцией социального государства является государственный патернализм. По своей сущности и ценности социальное государство - это организационно-властная форма выражения, в конкретизации и реализации принципа формального равенства, его смысла и требований, установление которого привело к свободе человека и к праву, а правовая норма уравнивает не только индивидуальные общественные отношения, но и самих участников, субъектов этих отношений.

Понятие социальной сферы

 К сожалению, в российских нормативно-правовых актах отсутствует легальное определение понятия социальной сферы, что приводит к многозначной трактовке ее экономико-правового содержания и состава, "терминологической омонимии". В этой связи, с целью повышения эффективности механизма правового регулирования следует определиться с научными подходами к определению значения термина "социальная сфера"[14].

Наиболее популярным, предложенным еще Адамом Смитом, является "отраслевой" подход. Суть его заключается в том, что социальная сфера представляет собой систему отраслей, представляющих в совокупности одну из основных сфер производства - непроизводственную сферу. При таком подходе под непроизводственной сферой понимается комплекс отраслей, не производящих осязаемых ценностей, связанных с удовлетворением нематериальных потребностей человека. В соответствии с международной хозяйственной классификацией, видимо, подготовленной на основе "отраслевого" подхода, общероссийский классификатор видов экономической деятельности все отрасли народного хозяйства подразделяет на материальное производство и непроизводственную сферу услуг. В связи с этим в экономической литературе непроизводственную социальную сферу чаще всего отождествляют со сферой услуг [15].

В рамках этого подхода трактовки определения социальной сферы встречаются от широких, научных до прагматично нацеленных. Но есть общее, что объединяет все встречающиеся в публикациях определения - социальная сфера является областью решения социальных проблем населения, обеспечивающей ему высокий уровень и качество жизни.

Второй подход к определению социальной сферы основан на оценке социальной значимости ее отраслей и их влияния на обеспечение уровня и качества жизни населения. Представляется, что оба эти подхода частично взяты за основу при разработке  нормативно правовых актов.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.