Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История возникновения Спарты

2024-02-15 79
История возникновения Спарты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Лекция по теме: «Древняя Спарта».

Вопросы

 

1.

2.

3.

 

Источники и литература:

 

Плутарх. Жизнеописания. Ликург.

Ксенофонт. Лакедемонская полития. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1396451413&ysclid=leliagq3fy414605545

 

 

Историография проблемы

История Спарты - эта особая страница в истории Древней Греции, которая даже в наши дни до конца не изучена и является предметом многочисленных споров в академических кругах. Являясь антиподом Афин - торгово-ремесленного города-государства (полиса), обладая для того времени уникальной внутриполитической структурой, целым рядом специфических даже для того времени обычаев и особым жизненным укладом спартиатов, и сегодня вызывающие огромный интерес исследователей, Спарта уже в древности стала предметом удивления, восхищения, а подчас ненависти для всего античного мира. Но можно сказать лишь одно: сам полис по своей сути развития не оставлял никого равнодушным. Именно поэтому Спарта и в наше время остаётся и будет оставаться предметом пристального изучения, наряду с Афинами, из всего числа больших и малых полисов в Древней Греции.

История Спарты всегда привлекала, особенно в Новое время, гораздо меньшее внимание историков, чем Афин, в силу складывавшихся тогда идеологических и политических установок. И это существенным образом повлияло и на образ Спарты в работах западных антиковедов. При этом тема спартанского полиса оказалась необычайно актуальной и злободневной для нескольких поколений исследователей. Уже в 20-е гг. XIX в. К.О. Мюллер высказал идею о превосходстве спартанцев и вообще дорийцев над всеми остальными греками. Данный тезис был подхвачен Я. Буркхардтом, который подверг переоценке казалось бы незыблемую аксиому об Афинах как идеальной модели полиса. Именно к Я. Буркхардту, по мнению которого Спарта, а вовсе не Афины, представляла собой подлинный образец полиса, самый совершенный его вариант, восходит представление об особом положении Спартанского государства внутри полисного мира греков.

В период между двумя мировыми войнами интерес к Спарте и всему спартанскому среди немецких антиковедов усилился, особенно среди историков, связанных с правящими кругами Германии того времени. Как отмечает советский историк Э.Д. Фролов, «показательна была при этом идеализация дорийской Спарты... В касте спартиатов нацистская историография видела чистый нордический элемент, подлинную расу господ, а в полицейском режиме Спарты - идеальное воплощение тоталитарного государства ... ».

Восторги немецких исследователей периода Третьего Рейха по поводу Спарты разделяли и некоторые представители англо-американской школы

Для них характерна тенденция полного уподобления Спарты средневековой или даже современной западной действительности. Вместе с тем модернизация истории, как правило, сопровождается идеализацией Спарты, стремлением поставить Спарту в смысле политического и государственного устройства выше Афин. К примеру, известный английский историк Х. Мичелл рассматривает Спарту даже рубежа V-IV вв. до н. э. как вполне гармоничное общество, не раздираемое никакими серьезными социальными противоречиями.

С другой стороны, именно внутри англо-американской историографии появилось новое направление, суть которого заключалась в нежелании признавать за Спартой хоть какую-либо специфику или оригинальность.

Начиная с английского историка Г. Дикинса, многие исследователи, основываясь главным образом на материалах раскопок, стали доказывать, что архаическая Спарта ничем принципиально не отличалась от прочих греческих полисов. Известный английский историк М. Финли в своей программной статье «Спарта» высказывает по-своему парадоксальную мысль о сущности· спартанского полиса. Для него в спартанской политической системе не было ничего уникального: все её составные элементы, по его мнению, встречаются и в других греческих полисах. Своеобразие, как считал он, заключается только в их соединении воедино.

Другой крайностью, особенно типичной для апологетов либеральных политических ценностей, стало представление о Спартанском государстве как о некоем монстре, тоталитарном чудовище, которому нет и не может быть аналогий в античном мире. В своем знаменитом сочинении «Открытое общество и его враги» К. Поппер характеризует спартанское политическое устройство как «Застойный олигархический племенной режим, ... исключительно враждебный по отношению к личности». Он обвиннет Платона в том, что тот, «Подобно другим милитаристам, восхищается Спартой» и в своих «Законах» копирует установления спартанского тоталитарного полиса.

Такой разброс мнений в отношении сущности спартанского общества и государства объясняется тем, что Спарта по многим параметрам и в самом деле весьма сильно отличалась от большинства греческих полисов. Эти отличия были настолько значительны, что осознавались уже самими древними греками вплоть до того, что греческие философы, начиная с Платона и Аристотеля искали ответ на вопрос, как и почему в Спарте сложилась именно такая модель полиса и чем объясняется его удиви тельная эффективность. Ведь Спарта в самом деле обладала огромным военным потенциалом, а её армия на протяжении столетий оставалась самой сильной в Элладе.

В настоящее время интерес к Спарте среди исследователей античности очень велик и число работ по спартанской тематике постоянно растет. Это во многом объясняется тем, что история Спартанского государства вновь, как это не раз уже бывало на протяжении последних полутора веков, становится одной из самых актуальных для современных интеллектуалов тем. Исследование особенностей античного полиса на спартанском материале расширяет наши представления о многообразии фундаментально· схожих между собою государственных структур и помогает лучше ориентироваться в необычайно усложненной и быстро меняющейся политической реальности современного мира [1, c. 5-8].

В финал – если останется время.

 

История возникновения Спарты

 

Карта – где располагалась

 

Как и большая часть истории классической Греции, история Спарты фактически начинается с конца другой великой цивилизации – микенской. Микенская Греция была региональной державой, которая впервые возникла примерно в 1600 году до н. э. и в течение следующих 500 лет доминировала на территории современной Греции.

Подобно другим цивилизациям Средиземноморского региона того времени, микенская цивилизация пришла в упадок из-за события, известного как «катастрофа бронзового века», произошедшего в XII веке до нашей эры. Существует множество конкурирующих теорий относительно точной причины краха микенской цивилизации, хотя имеется достаточно оснований полагать, что её крах был вызван, по крайней мере частично, группой, известной как народы моря. Эта загадочная группа так и не была удовлетворительно идентифицирована.

Другая теория связывает крах Микен с гипотетическим событием, известным как вторжение дорийцев. Это событие, основанное на мифе древних греков, в котором подробно описывается захват полуострова Пелопоннес этнической группой, известной как дорийцы, использовалось в качестве возможного объяснения внезапного появления и распространения дорийской культуры.

Однако это так называемое вторжение, скорее всего, было распространением ряда культурных идей и миграцией народов из самой Греции, чем результатом фактического вторжения внешних сил.

Независимо от того, несли ли греки-дорийцы ответственность за упадок микенской цивилизации или нет, однако их прибытие на Пелопоннес является критическим событием в истории, предшествующей истории Спарты. Это объясняется тем, что сами спартанцы были, по сути, дорийского происхождения и говорили на дорическом диалекте греческого языка.

После краха бронзового века и возможных вторжений дорийцев и народов моря, которые могли вызвать или сопровождать его, Греция в целом вступила в период, известный как греческие «Темные века», в течение которого вакуум власти, образовавшийся в результате внезапного краха высокоразвитой и организованной цивилизации (в данном случае микенской), привел к длительному периоду общественного застоя на более низком уровне развития.

В Греции этот период продолжался почти 300 лет, между 1100 и 800 годами до н.э. Именно в это время, как и полагают большинство современных историков, была основана Спарта. Место, на котором образовался город, находилось в долине реки Еврот и имело хорошие оборонительные характеристики в случае нападения со стороны врага.

По археологическим данным, сама территория древней Спарты, а также окружающие её области, не были заселены примерно до 1000 года до н.э., что указывает на дату основания города – значительно позже распада микенской цивилизации. В этот момент, как полагают, территория будущего города состояла из двух союзных деревень, которые в конечном итоге объединились, образовав Спарту.

Считается, что в этот период Спарта не проявляла ничего похожего на военную мощь. Вместо этого она, как и многие другие греческие города-государства того времени, все еще находилась в зачаточном состоянии [3]. В Архаическую эпоху Спарта вела трудные войны с другим дорийским полисом Аргосом. Победы Спарты при Фирее и Сепее подорвали силу Аргоса, и в Классическую эпоху этот полис не решался воевать против исконного врага в одиночку. Тем не менее Аргос сохранил свою независимость. По словам царя Клеомена I, победителя в битве при Сепее, чтобы у спартанской молодёжи было, на ком учиться воевать.

Покорив Лаконику, дорийцы отправились завоёвывать территорию соседней с ней историко-культурной области Греции - Мессению. Сведений о ходе завоевания и укладе дорийской Мессении почти не сохранилось. Древние авторы писали, что ахейцы этой области не были порабощены завоевателями-дорийцами, но признали их власть.

Мессения была страной небольших городков и деревень, жители которых осознавали своё культурное единство. Даже победители Олимпийских игр из этого региона обозначались как выходцы из Мессении, а не какого-то конкретного полиса. Продолжительные войны со Спартой должны были только укрепить единство мессенцев.

Первая война Спарты и Мессении прошла во второй половине 8-го века до Р.Х. Согласно «Описанию Эллады» Павсания, она шла 19 лет. Это был просто конфликт между двумя государствами, которых поддерживали другие государства Пелопоннеса. Коринф был на стороне Спарты, Аргос, Аркадия и Сикион — Мессении.

Мессенцы проиграли войну. По условиям мира они должны были поставлять победителям часть своего урожая, а также признавали зависимость от Спарты. Независимость сохранили западные города Мефона и Пилос. Проявлением зависимости от Спарты стало, например, то, что жители Мессении отправляли своих плакальщиков на похороны царей.

После первой войны началась эмиграция мессенцев, преимущественно, аристократии. Они приняли участие в основании полиса Регий. Потомки изгнанников сохраняли свою идентичность как мессенцев, и после освобождения их родины в 4-м веке до Р.Х. вернулись туда. Жрецы, служившие в мессенских храмах, бежали в Элевсин.

В первой половине 7-го века до Р.Х. жители Мессении восстали. Во главе новой войны был полководец Аристомен. Его деятельность была прославлена потомками, особенно когда Мессения вновь получила свободу. Поздние авторы подробно описали его деяния и подвиги, в которых уже невозможно отличить правду от вымысла.

Восставших поддержали другие общины Пелопоннеса — Элида, Аркадия и Аргос. У Спарты тоже нашлись союзников среди других полисов региона. К восстанию присоединились и потомки эмигрантов.

Война поначалу была трудной для спартанцев. Но потом они перешли в наступление, а союзники мессенцев их оставили. В решающей битве у Большого Рва ополчение мессенцев было разгромлено. После этого самые стойкие продолжали вести партизанскую войну — они нападали на владения новых хозяев в Мессении и в самой Лаконике. Войну завершила осада укреплений мессенцев на горе Ире. Последним защитникам Мессении разрешили покинуть страну и уйти в союзную Аркадию.

После Второй Мессенской войны государственность в этой области была ликвидирована. Мессения была разделена на земельные владения спартиатов, а основную масса населения ждало обращение в илоты или, в редких случаях, периэки. Жители городов западного побережья переселились в Италию и на Сицилию. В свою очередь, на их месте осели жители дружественных Спарте и разрушенных Аргосом городов Асины и Навплий.

Мессенцы сохранили своё самосознание как единого народа. Их участь вызывала сочувствие у других эллинов. Изгнанники также помнили о связи своих предков с этой областью. В 464 году до н. э. Спарту разрушило мощное землетрясение. Оно стало сигналом к восстанию илотов Мессении, которое вошло в историю как Третья Мессенская война.

Мятежные настроения мессенцев использовали враги Спарты. Например, в ходе Пелопоннесской войны афиняне создали на побережье Мессении форпост, где могли укрыться беглые илоты, желающие продолжить борьбу со Спартой.

В 370 году до Р.Х. фиванский полководец Эпаминонд освободил Мессению от спартанской власти. Спарта долго не признавала Мессению свободной и безуспешно пыталась вернуть её под свою власть. Потомки изгнанников вернулись на историческую родину [4].

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.