Тарифы на тепловую и электрическую энергию. Влияние стоимости энергии — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тарифы на тепловую и электрическую энергию. Влияние стоимости энергии

2024-02-15 17
Тарифы на тепловую и электрическую энергию. Влияние стоимости энергии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  на себестоимость продукции. Нормы потребления энергии на единицу продукции.

  Стандарты по энергоэффективности

Система тарифов является важным элементом системы управления энергосбережением и служит средством государственного регулирования взаимоотношений поставщиков и потребителей энергии для реализации энергетической политики.

В СССР в доперестроечные времена, в эпоху дешевых энергоресурсов, применялись примитивные тарифы, не отражающие фактических затрат на производство и доставку энергоресурсов, не стимулировавшие ни производителей, ни потребителей к их эффективному использованию. Доля затрат на ТЭР в себестоимости продукции промышленного производства составляла 5-7% и не отражала их реальной стоимости. Низкая плата населения за коммунальные услуги обеспечивалась значительными дотациями из государственного бюджета. Таким образом, действовавшая система тарифов способствовала энергозатратному характеру экономики. После распада СССР, разрыва производственных связей между его республиками, цены на энергоносители резко возросли. В Беларуси сложилась порочная практика перекрестного субсидирования на оплату энергоносителей, что не стимулирует потребителей к эффективному использованию энергоресурсов. Суть ее состоит в том, что промышленные предприятия при оплате энергии вынуждены покрывать льготы, предоставленные населению и сельскому хозяйству.

Система тарифов должна создавать условия для эффективного использования энергоносителей по всем категориям потребителей. В настоящее время в Республике Беларусь применяются одно- и двухставочные тарифы на электроэнергию. Одноставочные тарифы служат для расчетов с населением, учреждениями, промышленными потребителями мощностью до 750 кВт, с предприятиями сельского хозяйства и электрифицированным транспортом. Размер платы определяется по следующей формуле:

                                                          П=Тэ·Э,                                                          (3.1)

где Тэ – тариф на электроэнергию, Р/кВт·ч,

Э – объем отпущенной электроэнергии, кВт·ч.

Количество потребленной энергии учитывается по счетчикам, установленным у потребителей.

Недостаток одноставочного тарифа – экономическая незаинтересованность потребителей в выравнивании графика за счет снижения пиков нагрузки, что оптимизировало бы условия работы и улучшило экономические показатели энергосистемы. На рисунке 3.1 представлен суточный график активной нагрузки энергосистемы, где показан уровень установленной мощности Nуст энергосистемы (ЭС), превышение которого свидетельствует о недостаточности мощности собственных электростанций в ЭС и покупке недостающей электроэнергии у других ЭС. Поэтому столь важно стимулировать снижение нагрузки у потребителей в часы максимума ЭС и выравнивание графика.

Для расчетов с промышленными потребителями с присоединенной мощностью 750 кВт и выше применяется двухставочный тариф, имеющий две составляющие:

– основную ставку за 1 кВт мощности, участвующей в максимуме нагрузки ЭС,

– дополнительные ставки за 1 кВт·ч потребленной энергии, как при расчетах по одноставочному тарифу.

 

 

 

 


        

 

                        

         

 

Рисунок 3.1. Суточный график нагрузки энергосистемы

 

Таким образом, сумма платы за потребленную энергию при двухставочном тарифе определяется следующей формулой:

                                                               П=а · Рм+ b · Эпотр,                                     (3.2)

 

где а – ставка участия в максимуме нагрузки ЭС, р/кВт;

  Рм – заявленная мощность участия в максимуме ЭС, кВт;

  b – ставка за 1 кВт.ч потребленной активной энергии, р/кВт·ч;

  Эпотр – количество энергии, потребленной и учтенной по счетчику, кВт.

Использование двухставочного тарифа экономически поощряет потребителей к снижению присоединенной мощности и максимума нагрузки за счет уплотнения и выравнивания их графиков. Недостаток двухставочного тарифа в том, что он усложняет расчеты с потребителями.

Одно- и двухставочные тарифы не устраняют противоречия между энергосистемой, заинтересованной продать электроэнергию с наибольшей для себя выгодой, и потребителями, желающими получить энергию в необходимое для них время по более низкой цене. Во всем мире система тарифов постоянно развивается и совершенствуется в целях оптимизации интересов поставщиков, потребителей энергии и государства. В США, Франции, Великобритании и других экономически развитых странах тарифы дифференцированы по часам суток, по сезонам, по декадам месяца, что стимулирует потребителей и производителей к выравниванию кривой графика нагрузки.

В Республике Беларусь в 1996 г. введены зонные тарифы по электроэнергии как альтернативные двухставочному. Применение таких тарифов позволяет сберечь 10-15% вырабатываемой энергии и стимулирует производителей к тому, чтобы снижать нагрузку в часы максимума ЭС и заполнять ночные провалы нагрузки. Плата по зонному тарифу устанавливается только за потребленную энергию, но в зависимости от времени потребления в течение суток: для ночных часов тариф имеет коэффициент 0,6 относительно базовой ставки, для дневных (часы полупика) – 1,15, а для часов пик – 2,05. По сравнению с одноставочным и двухставочными тарифами зонный тариф более точно отражает реальный график энергопотребления и позволяет снизить суммарные затраты ЭС и потребителей (рис. 3.2).

 

 

 


Рисунок 3.2. График электропотребления за двое суток и зонные тарифы

за электроэнергию

 

В Республике Беларусь государство обладает естественной монополией на энергоснабжение и устанавливает тарифы на энергию. Основные принципы формирования тарифов:

соответствие тарифов реальным затратам на получение и доставку ТЭР;

учет экономических интересов производителей и потребителей энергии;

создание условий для конкуренции между энергоснабжающими организациями, что способствовало бы снижению тарифов.

Разработка гибких тарифов находится в числе первоочередных мер, указываемых Программой «Энергосбережение», в целях оптимизации потребления и производства электроэнергии. Предусматривается поэтапное повышение тарифов для населения на потребляемые ТЭР. Для общественных, бюджетных организаций, для населения города и села рекомендуется при использовании ТЭР, не превышающих установленных нормативов, оплата по льготному тарифу, а при превышении расхода - по повышенному. В промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве при снижении нормативов потребления всех видов энергоносителей более чем на 4% тариф на энергию уменьшается пропорционально снижению суммарного приведенного норматива.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.