Критерии и признаки нарушения психологического здоровья — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Критерии и признаки нарушения психологического здоровья

2023-01-16 23
Критерии и признаки нарушения психологического здоровья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение ………………………………………………………   3
§ 1. Психологическое здоровье …………………………….   6
§ 2. Критерии и признаки нарушения психологического здоровья……………………………………………………….   8
§ 3. Понятие, виды и источники психологической травмы:……………………………………………………….   11
3.1. Физиология психологической травмы ………   11
3.2. Психологические травмы у детей ……………   11
§ 4. Семья как источник психологического здоровья ребенка:…………………………………………………….   16
4.1. Понятие семьи ………………………………   17
4.2. Стили родительского воспитания при формировании психологического здоровья ребенка…………………………………………….   17
4.3. Взаимосвязь стилей родительского воспитания и психологического здоровья ребенка   17
Заключение ………………………………………………….. 23
Список литературы …………………………………………   25

 

2


 

Введение

В последние годы состояние здоровья населения России вызывает обоснованную общественную тревогу.

По статистическим данным наблюдается [11] кризис физического, нравственного и психологического здоровья практически всех возрастных групп:

ü очень высока заболеваемость, смертность, сократилась продолжительность жизни

 

РОЖДАЕМОСТЬ, СМЕРТНОСТЬ И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2021 ГОД [11]

Всего, человек

На 1000 человек населения

 
родившихся умерших естественный прирост 1) родившихся умерших естественный прирост 1)  
Российская Федерация 1481074 1798307 -317233 10,1 12,3 -2,2  

1 — Знак (-) означает естественную убыль населения.

 

 

ü уменьшается доля трудоспособного населения, наблюдается рост преступности, наркомании, алкоголизма, числа самоубийств.

ü снизился уровень репродуктивного здоровья, что проявляется резким падением рождаемости, увеличением числа разводов, неполных и неблагополучных семей.

 

Причины такой ситуации в России многообразны. Отчасти она обусловлена социально-экономической депрессией, отчасти - изменением ритма и образа жизни современного человека: характера питания, низкой двигательной активностью, информационными и психоэмоциональными перегрузками.

«Болезни поведения» становятся ведущей формой патологии современного человека. Первичная профилактика этих заболеваний может

быть осуществлена только посредством воспитания осознанного отношения к своему здоровью, формирования навыков и привычек здорового образа жизни.

Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социоэкологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого – начале нового, XXI века – века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии.

Трудность исследуемой тематики состоит в том, что сам термин «здоровье» в менталитете россиян однозначно связан с медициной, а его нарушение – с обязательным лечением у врача, экстрасенса, ясновидящего, других различных направлений традиционной и нетрадиционной медициной. Психологическое здоровье связывается обычно со специалистами в области психиатрии и психотерапии.

К сожалению, пока далеко не все население нашей страны уделяют надлежащее внимание исследованию других форм нарушения социализации личности – возникновению неадекватных самооценок, уровней притязаний, заниженной самоценности.

Кто-то испытывает трудности в различных коммуникациях, другие – самопознании и саморазвитии, у третьих – доминирует развитие деструктивных качеств личности (агрессии, зависти, диссинхронии и др.) и форм поведения (суицидальное, асоциальное, с различными психологическими зависимостями). Таких примеров можно привести множество. Но это все свойственно не больной, а нормальной личности и преодолеть возникающие трудности такого рода человеку может помочь не психиатр, а профессиональный психолог.

Современная психология обладает целым арсеналом техник и технологий психологического консультирования, психологической терапии, психологической коррекции, психологической диагностики.

 

Соответственно, этот  круг вопросов и проблем и относится, как раз-таки к сфере не медицины, а психологии, и его можно обозначить как психологическое здоровье, а не психическое (медицинский подход).

Именно данная трактовка или обозначение проблемы является принципиальной, так как выявляет и делает акцент насовершенно другой подход к оказанию помощи не «пациенту» (обозначает поиск болезни, которую надо лечить с помощью различных медикаментозных средств), а «клиенту» (которому нужно помочь сформировать мотивацию: желание измениться, решить свою проблему, помочь найти пути, наиболее отвечающие эффективному саморазвитию личности и др.).

Всё вышесказанное определяет актуальность обращения к проблеме полноценного семейного воспитания, которое приводит к сохранению, укреплению психологического здоровья детей.

Психологическое здоровье

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников.

Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся.

Задача педагогов школы – полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это недостижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.

Существует более 300 определений “здоровья”. Выделим основные группы, в которых здоровье определяется:

ü как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

ü как совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность;

ü как целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющие человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Таким образом, понимание здоровья многогранно, но в каждом определении упоминается психологическое (духовное) здоровье личности в качестве важного звена в понимании здоровья.Одним из самых «критичных» и опасных  факторов, оказывающих влияние наухудшение здоровья школьников, является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков многими учителями.

До 80% учащихся постоянно испытывают учебный стресс. Отсюда и идет ухудшение  показателей нервно-психического и психологического здоровья.

Термин «Психологическое здоровье” как официальное определение состояния личности встречается пока что не часто. Но в тех случаях, когда человека нельзя однозначно назвать ни здоровым, ни больным, аргументированнее использовать для описания состояния здоровья термин “психологическое здоровье”. [7, с. 205]

Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности.

Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды.

Для школьников таким агрессивным фактором является школьный стресс как состояние психоэмоционального напряжения различной продолжительности, который сопровождается ощущением дискомфорта.

Основной чертой эмоционального стресса является повышенная тревожность. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства. С одной стороны, дети с выраженной тревожностью считаются наиболее “удобными”: готовят уроки, выполняют все требования педагогов, не нарушают правила поведения; с другой стороны, зачастую это и наиболее “трудные” дети, которые оцениваются как невнимательные, невоспитанные, неуправляемые. Все это служит поводом для обращений к психологу.

 

 

Понятие семей

Первые представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является перенесенным во внутрь знаниями и отношениями взрослых плюс собственная активность ребенка. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной степени влияют на личность ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутресемейная атмосфера, характер взаимоотношений между ее членами, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, а во втором - строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущество первого подхода. Ребенок, лишенный родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение и устойчивый положительный образ “Я”. Жесткие родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают у подростков протест и агрессию. Ослабление же родительского внимания вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. [10, с. 251]

Таким образом, существует два наиболее распространенных стиля семейного воспитания - демократичный и авторитарный.

 

Заключение

Психология здоровья в своем становлении продолжает намеченный гуманистической психологией принципиально иной путь развития психологической науки - путь к созданию новой науки "психологии с человеческим и человечным лицом". Именно гуманистическая психология разрабатывает целостный подход к здоровью, в котором физическое и психологическое здоровье представляется связанным с высшими ценностями, целями и потребностями человека. Жизнеспособность психологии здоровья, возможно, определяется не столько анализом глубин человеческого поведения, сколько изучением высот, которых каждый индивидуум способен достичь.

Для построения индивидуальной стратегии достижения здоровья необходимо развивать психологическую компетентность в отношении здоровья и, возможно, радикально изменить качество собственной жизни - интегрального показателя психологического, физического и эмоционального благополучия в субъективном восприятии. Важным показателем качества жизни являются индивидуальные переживания человека относительно социальной обстановки вокруг него, поэтому качество жизни выступает некоей глобальной системой, включающей в себя качество культуры, качество экологии, качество образования, качество социальной, экономической и политической организации общества, качество человека.

Влияние структуры семьи на формирование личности ребенка неразрывно связано с царящими в семье отношениями. Дисгармония семейных отношений дает ребенку образцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциального поведения.

Стиль семейного воспитания во многом формирует личность ребенка. Так, психологами выделены три группы детей, склад характера которых соответствовал определенным типам воспитательных воздействий, практикующихся в семье.

Были установлены следующие зависимости:

А) авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети;

Б) авторитарные родители – раздражительные, тревожные, склонные к конфликтам дети;

В) снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети.

Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности.

Наиболее подходящим является отношение к ребенку, когда родители принимают его таким, каков он есть: с его внешним видом, с его характером и умственными способностями. Они хорошо знают потребности ребенка. Они допускают его эмоциональную независимость. Своей позицией они обеспечивают детям чувство безопасности и уверенность в будущем, и как правило эти подростки психологически здоровы.

Отклонения в психологическом здоровье младшего подростка свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности.

 

Существует риск, что контролирующий стиль воспитания превратит ребенка в отверженного в среде сверстников, отстающего в школе и не позволит развить поведенческие умения до необходимого уровня. Дети из семей, в которых не обучают уступчивости, агрессивны и вспыльчивы. От них отворачиваются родители, приятели, да и у самого ребенка складывается весьма негативный образ «самого себя».

 

 

Список литературы

 

1. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб., 1997 г.

2. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995 г.

3. Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 1999, 133 с.

4. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997 г.

5. Крайг Г. Психология развития, СПб, изд. Питер, 2000, 992 с.

6. Гарбузов В.А., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977 г.

7. М. Куртышева Как сохранить психологическое здоровье детей. – СПб.:Питер, 2005. – 252с.

8. Эйр Л. , Эйр Р. Добрая книга о воспитании . – М.:ФАИР – ПРЕСС, 2005. – 208с.

9. Максимов М. не только любовь. – М.: Знание, 1992. – 188с.

10. Казанская В.Г. Педагогическая психология. – СПБ.: Питер, 2005. – 366с.

Электронные ресурсы:

11. https://samaraltour.ru/moskva/rosstat-koefficient-rozhdaemosti.html

 

 

Содержание

Введение ………………………………………………………   3
§ 1. Психологическое здоровье …………………………….   6
§ 2. Критерии и признаки нарушения психологического здоровья……………………………………………………….   8
§ 3. Понятие, виды и источники психологической травмы:……………………………………………………….   11
3.1. Физиология психологической травмы ………   11
3.2. Психологические травмы у детей ……………   11
§ 4. Семья как источник психологического здоровья ребенка:…………………………………………………….   16
4.1. Понятие семьи ………………………………   17
4.2. Стили родительского воспитания при формировании психологического здоровья ребенка…………………………………………….   17
4.3. Взаимосвязь стилей родительского воспитания и психологического здоровья ребенка   17
Заключение ………………………………………………….. 23
Список литературы …………………………………………   25

 

2


 

Введение

В последние годы состояние здоровья населения России вызывает обоснованную общественную тревогу.

По статистическим данным наблюдается [11] кризис физического, нравственного и психологического здоровья практически всех возрастных групп:

ü очень высока заболеваемость, смертность, сократилась продолжительность жизни

 

РОЖДАЕМОСТЬ, СМЕРТНОСТЬ И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2021 ГОД [11]

Всего, человек

На 1000 человек населения

 
родившихся умерших естественный прирост 1) родившихся умерших естественный прирост 1)  
Российская Федерация 1481074 1798307 -317233 10,1 12,3 -2,2  

1 — Знак (-) означает естественную убыль населения.

 

 

ü уменьшается доля трудоспособного населения, наблюдается рост преступности, наркомании, алкоголизма, числа самоубийств.

ü снизился уровень репродуктивного здоровья, что проявляется резким падением рождаемости, увеличением числа разводов, неполных и неблагополучных семей.

 

Причины такой ситуации в России многообразны. Отчасти она обусловлена социально-экономической депрессией, отчасти - изменением ритма и образа жизни современного человека: характера питания, низкой двигательной активностью, информационными и психоэмоциональными перегрузками.

«Болезни поведения» становятся ведущей формой патологии современного человека. Первичная профилактика этих заболеваний может

быть осуществлена только посредством воспитания осознанного отношения к своему здоровью, формирования навыков и привычек здорового образа жизни.

Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социоэкологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого – начале нового, XXI века – века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии.

Трудность исследуемой тематики состоит в том, что сам термин «здоровье» в менталитете россиян однозначно связан с медициной, а его нарушение – с обязательным лечением у врача, экстрасенса, ясновидящего, других различных направлений традиционной и нетрадиционной медициной. Психологическое здоровье связывается обычно со специалистами в области психиатрии и психотерапии.

К сожалению, пока далеко не все население нашей страны уделяют надлежащее внимание исследованию других форм нарушения социализации личности – возникновению неадекватных самооценок, уровней притязаний, заниженной самоценности.

Кто-то испытывает трудности в различных коммуникациях, другие – самопознании и саморазвитии, у третьих – доминирует развитие деструктивных качеств личности (агрессии, зависти, диссинхронии и др.) и форм поведения (суицидальное, асоциальное, с различными психологическими зависимостями). Таких примеров можно привести множество. Но это все свойственно не больной, а нормальной личности и преодолеть возникающие трудности такого рода человеку может помочь не психиатр, а профессиональный психолог.

Современная психология обладает целым арсеналом техник и технологий психологического консультирования, психологической терапии, психологической коррекции, психологической диагностики.

 

Соответственно, этот  круг вопросов и проблем и относится, как раз-таки к сфере не медицины, а психологии, и его можно обозначить как психологическое здоровье, а не психическое (медицинский подход).

Именно данная трактовка или обозначение проблемы является принципиальной, так как выявляет и делает акцент насовершенно другой подход к оказанию помощи не «пациенту» (обозначает поиск болезни, которую надо лечить с помощью различных медикаментозных средств), а «клиенту» (которому нужно помочь сформировать мотивацию: желание измениться, решить свою проблему, помочь найти пути, наиболее отвечающие эффективному саморазвитию личности и др.).

Всё вышесказанное определяет актуальность обращения к проблеме полноценного семейного воспитания, которое приводит к сохранению, укреплению психологического здоровья детей.

Психологическое здоровье

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников.

Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся.

Задача педагогов школы – полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это недостижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.

Существует более 300 определений “здоровья”. Выделим основные группы, в которых здоровье определяется:

ü как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

ü как совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность;

ü как целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющие человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Таким образом, понимание здоровья многогранно, но в каждом определении упоминается психологическое (духовное) здоровье личности в качестве важного звена в понимании здоровья.Одним из самых «критичных» и опасных  факторов, оказывающих влияние наухудшение здоровья школьников, является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков многими учителями.

До 80% учащихся постоянно испытывают учебный стресс. Отсюда и идет ухудшение  показателей нервно-психического и психологического здоровья.

Термин «Психологическое здоровье” как официальное определение состояния личности встречается пока что не часто. Но в тех случаях, когда человека нельзя однозначно назвать ни здоровым, ни больным, аргументированнее использовать для описания состояния здоровья термин “психологическое здоровье”. [7, с. 205]

Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности.

Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды.

Для школьников таким агрессивным фактором является школьный стресс как состояние психоэмоционального напряжения различной продолжительности, который сопровождается ощущением дискомфорта.

Основной чертой эмоционального стресса является повышенная тревожность. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства. С одной стороны, дети с выраженной тревожностью считаются наиболее “удобными”: готовят уроки, выполняют все требования педагогов, не нарушают правила поведения; с другой стороны, зачастую это и наиболее “трудные” дети, которые оцениваются как невнимательные, невоспитанные, неуправляемые. Все это служит поводом для обращений к психологу.

 

 

Критерии и признаки нарушения психологического здоровья

 

В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие:

ü Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира.

ü Высокий уровень развития рефлексии.

ü Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности.

ü Успешное прохождение возрастных кризисов.

ü Адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные и семейные роли.

 

Понятно, что представленный образ психологически здорового человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья. Остановимся кратко на наиболее вероятных нарушениях или так называемых проявлениях этого фактора.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.