Первое известное литературное упоминание о янтаре — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Первое известное литературное упоминание о янтаре

2023-02-16 56
Первое известное литературное упоминание о янтаре 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первое известное литературное упоминание о янтаре

В полярных морях он искал золотистый янтарь,

В морях полуденных жемчужины лавливал встарь.

— Неизвестный шумерский поэт (перевод С. Ахметова), X век до н. э.[7]

Янтарь с насекомым внутри (инклюз)

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Основные свойства янтаря
  • 3 Разновидности янтаря
    • 3.1 Классы ископаемых смол
  • 4 Месторождения
    • 4.1 Исторические
    • 4.2 В мире
    • 4.3 Россия
    • 4.4 Америка
  • 5 История
    • 5.1 Эпоха Возрождения
    • 5.2 Древнерусское государство
  • 6 Использование янтаря
    • 6.1 В ювелирном деле и искусстве
      • 6.1.1 Школа художественной обработки янтаря
      • 6.1.2 Технология
      • 6.1.3 Шедевры из янтаря
    • 6.2 В промышленности
    • 6.3 В медицине
    • 6.4 В деревообработке
  • 7 Имитация, подделка и фальсификация янтаря
    • 7.1 Имитации из натуральных смол
    • 7.2 Имитации из пластических материалов
  • 8 Янтарные бури
  • 9 Рекорды
  • 10 Янтарь в искусстве
    • 10.1 В литературе
    • 10.2 В музыке
  • 11 См. также
  • 12 Примечания
  • 13 Литература
  • 14 Ссылки

Этимология

Французское названия янтаря (ambre) было заимствовано из арабского языка ( ʿanbar عنبر). Арабы считали камень затвердевшей росой, упавшей с неба. После трансформации в amber слово вошло во многие современные романские и германские языки. В Германии янтарь назвали нем. Bernstein — от нем. Brennenstein (горючий камень): он легко воспламеняется и горит красивым пламенем, издавая при этом аромат[8]. Средненижненемецкое название распространилось также в Польше (польск. bursztyn), от которого в свою очередь произошли белорусское и украинское название янтаря — бурштын[9].

Греки называли янтарь электроном — по имени звезды Электра из семьи Плеяд в Созвездии Тельца[8]. У древних греков янтарь вызывал особый интерес своей способностью электризации. Собственно, от греческого слова «янтарь» (др.-греч. ἤλεκτρον) и происходит слово электричество.

В Древней Руси янтарь назывался илектр или илектрон (от др.-греч. ἤλεκτρον, «янтарь»). В азбуковниках илектр описывается как «камень зело честен, един от драгих камней тако именуем, златовиден вкупе и сребровиден». Может быть, горючесть илектра и послужила поводом к появлению мифического «бел горюч камень Алатырь»[10]. Под именем «латырь» или «алатырь-камень», «бел-горюч камень» (по гипотезе Н. И. Надеждина это заимствование из греческого языка) встречается в былинах. На Украине его назвали укр. «горiлий камiнь» или укр. «бурштин»[8].

Собственно слово «янтарь» (в форме «ентарь»), заимствованое, вероятно, из литовского языка (лит. gintaras)[11][12], в древнерусском языке известно с середины XVI века (впервые засвидетельствовано в 1551 году[11]). Украинское (как синоним слову бурштин), чешское, сербохорватское и словенское названия янтаря заимствованы уже из русского[11].

И в греческом, и в литовском языке слово «янтарь» возводят к древнейшим формам глагола «защищать», связывая это с естественной верой в магические свойства камня, из которого делали в основном амулеты[13].

Основные свойства янтаря

Кристаллы не образует, аморфный каркасный полимер. Двупреломление, дисперсия, плеохроизм отсутствуют. Спектр поглощения не поддаётся интерпретации. Люминесценция голубовато-белая до жёлто-зелёной, у бирмита — голубая. Горюч — загорается от пламени спички. Электризуется при трении. Отлично полируется. На открытом воздухе активно окисляется (стареет), что со временем приводит к изменению химического состава, цвета, повышенной хрупкости.

Разновидности янтаря

Образцы янтаря из Музея Мирового океана на научно-исследовательском судне «Витязь» в «янтарной» каюте:
№ 1. Копал. Фиджи, 11,7 млн лет назад.
№ 2. Янтарь доминиканский с инклюзом, 56—23 млн лет назад.
№ 3. Янтарь. Япония, 50—40 млн лет назад.
№ 4. Копал с инклюзом. 2,6 млн лет назад.
№ 5. Копал. Кения, 11,7 млн лет назад.
№ 6. Янтарь. Ливан, 135—130 млн лет назад.
№ 7. Янтарь. Украина, 45—42 млн лет назад.
№ 8. Янтарь. Борнео, 20—10 млн лет назад.
№ 9. Янтарь в россыпи. Германия, 56 млн лет назад.
№ 10. Янтарь. Иордания, 145—100 млн лет назад.
№ 11. Янтарь. Швейцария, 50 млн лет назад.
№ 12. Янтарь с отпечатком листа высшего растения (Angiospermae).
№ 13. Янтарь с инклюзом (гусеница). 40 млн лет назад.
№ 14. Янтарь доминиканский. 34 млн лет назад.
№ 15. Янтарь во вмещающей породе. Шпицберген, 56 млн лет назад.

Продолжение:
№ 16. Янтарь. Арканзас, 40 млн лет назад.
№ 17. Янтарь в россыпи. Африка, 56 млн лет назад.
№ 18. Копал. Мадагаскар, 11,7 млн лет назад.
№ 19. Янтарь саксонский. 56—23 млн лет назад.
№ 20. Янтарь. Мексика, 34—23 млн лет назад.

Различают ископаемые и полуиcкопаемые смолы [⇨]. Свойства этих видов определяются, прежде всего, условиями и временем их залегания. Ископаемая смола — сукцинит (лат. succinum — досл. смола — от названия сосны лат. Pinus Succinifera, произраставшая на земле 30 миллионов лет назад в эпоху эоцена)[14][15] — наиболее известный и характерный из видов ископаемых смол, именуемых янтарями в узком смысле слова (составляющий 98 % всего балтийского янтаря).

Одним из существенных критериев различия, важным для технической квалификации, является число хрупкости ископаемой смолы. Оно определяется с помощью микротвердометра, исчисляется в граммах, и варьируется от величин, превышающих 200 г. (в случае вязких смол типа сукцинита), до величин порядка 20—50 г. — в случае хрупких смол типа геданита[16].

Янтарь характеризует также степень прозрачности, связанная с неодинаковой концентрацией в его теле микроскопических пустот. По этому признаку янтарь может называться:

  • «прозрачный» — без пустот, высшего качества
  • «облачный» — полупрозрачный, с густотой полостей 600/мм2
  • «бастард» — непрозрачный, с густотой полостей 2500/мм2
  • «костяной» — непрозрачный, напоминающий по цвету слоновую кость, с густотой полостей 900 000/мм2
  • «пенистый» — непрозрачный, напоминающий внешне морскую пену, с разнообразными полостями от мельчайших до весьма крупных, в несколько мм[16]

Янтарь различают и по цвету: оттенков янтаря ничуть не меньше, чем цветов в спектре. Причиной такого разнообразия обычно становится присутствие в теле янтаря посторонних по отношению к смоле веществ и минералов. Например, серный колчедан или водоросли придают янтарю зеленоватый оттенок. Некоторые минералы могут даже обеспечить янтарю особый серебристый отлив.

Согласно прочим характеристикам иногда выделяют «вскрышной янтарь» — залегает в пластах более поздних, чем типично несущий слой, образцы отличаются толстой коркой выветривания; «гнилой янтарь» — разновидность, являющаяся как бы переходной от сукцинита к геданиту (гедано-сукцинит), иногда «гнилым янтарём» ошибочно называют геданит; «незрелый янтарь» — иначе крантцит[16].

В янтаре нередко находят включения, так называемые «инклюзы» — членистоногие, прилипшие к капле смолы, перекрывались новыми порциями смолы, вследствие чего насекомое погибало в быстро застывавшей массе, что обеспечивало хорошую сохранность мельчайших деталей. Инклюзы размером более 10 мм позволяют отнести камень к драгоценным[17]

  • Фотостарение янтаря. Пейзажный янтарь.
  • Янтарь балтийский - «Волосы Венеры».
  • Янтарь балтийский - «Перепелиное яйцо».
  • Фотостарение янтаря - переход цвета в одном камне от белого до коричневого.

Классы ископаемых смол

Краткая классификация хорошо известных групп ископаемых смол (К. Андерсон и его соавторы[18]) основана на архитектуре углеродного скелета макромолекулярной структуры смолы[19]:

Класс I. Балтийский янтарь (сукценит), доминиканский янтарь. Основная структура — лабданоидная решетка.

Класс II. Крупные месторождения смол в Индонезии, содержат бициклические сесквитерпеноиды, особенно кадинен и его изомеры.

Класс III. Фенольные смолы с полистирольной структурой. «Натуральный полистирол» — зигбургит (ископаемая смола из месторождения янтаря Гойтше, Саксония, Германия)

Месторождения

Исторические

В раннем железном веке снабжавшее ранее юг Европы янтарное месторождение на полуострове Ютландия (нынешняя Дания), исчерпалось. Древние торговцы «морским самоцветом» стали обращаться к месторождению Янтарного берега. Плиний Старший в главе 42 «Естественной истории» (написанной после 59 года) упоминает центр янтарных промыслов «остров Аустеравия». Учитывая характеристику, данную Плинием этой земле и близость её названия к его этнониму «эстии», можно предположить, что «Аустеравия» название Самбии. Окружённая морем, заливами и реками, она и позднее (как свидетельствует германский хронист XI века Адам Бременский) считалась островом[20].

Плиний сообщает, что римский отряд, отправившийся из дунайской провинции Рима Паннонии на Янтарный берег (на это указывает упоминание в тексте расстояния между располагавшимися восточнее современного города Вена Карнунтумом и Янтарным берегом в 889 км), посетил «местные торговые пункты и берега». Эти слова указывают на существование к середине I в. на Самбии пунктов по добыче и реализации янтаря[21].

В мире

Выделяются две главные янтароносные провинции мира[22][14]:

  • Евроазиатская, включает субпровинции:
    • Балтийско—Днепровская (Балтийский и Ровенский янтари)
    • Карпатская
    • Северо—Сибирская
    • Дальневосточная
    • Сицилийская
    • Бирманская (Бирманский янтарь)
  • Американская, включает субпровинции:
    • Северо—Американская (Доминиканский янтарь)
    • Мексиканская

Учитывая сведения античных авторов о том, что янтарь добывали в Индии и Африке, и тот факт, что там известны копалы, внешне похожие на янтарь, С. С. Савкевич считает, что эти районы могут быть включены в янтароносные провинции[23].

Россия

Крупнейшее месторождение янтаря в Калининградской области России не имеет себе равных не только по разведанным запасам, но и по концентрации самоцвета (в среднем 2 кг/м3). Работающий на его базе Янтарный комбинат в посёлке Янтарном даёт около 90 % мировой добычи этого камня[8] (открытым способом в карьерах сильной водяной струёй размывают янтареносную т. н. «голубую землю»).

Куски янтаря весом более 1 кг (по объёму это приблизительно равно литру воды) приравниваются к драгоценным камням и не подлежат свободной продаже[17]. Оборот, ввоз и вывоз за границы РФ необработанного янтаря-сырца тоже регулируется законодательством[24].

Америка

В Гренландии янтарь был найден на острове Хоре. На Алеутских островах алеуты собирают янтарь на побережье островов Кадьяк, Уналашка и др. На Аляске янтарь встречается на берегу Северного Ледовитого океана в районе порта Барроу[25].

История

Кулоны из янтаря

Использование человеком янтаря известно с глубокой древности. Установлено, что янтарь был известен верхнепалеолитическому человеку: куски янтаря обнаружены внутри жилища этого времени в Межиричи (Днепропетровская область Украины)[26].

Прибалтийский янтарь очень активно разрабатывался в эпоху неолита[27]. На Восточном побережье Балтийского моря известны исторические центры добычи и обработки янтаря эпохи неолита: район Куршской косы и Паланги в Литве и Сарнате (лат. Sārnate) в Западной Латвии, а также центр в Лубанской низменности (там находят пуговицы, цилиндрические пронизки, подвески, фигурные украшения, изображения, кольца, прочие типы изделий)[28].

Древние египтяне использовали янтарь как для украшений, так и для мумификации[29]. В Египетском музее Каира хранится корона Тутанхамона (1400—1392 гг. до н. э.) с жёлтым балтийским янтарём, окружённым бриллиантами, изумрудами и рубинами[30].

Уже в XVI в. до н. э. янтарь был ценным предметом обмена и как товар завозился финикийскими торговцами в Вавилонию, а также в области микенской и италийской культур. Центром торговли янтарём тогда была Аквилея. В VI в. до н. э. янтарь с берегов Северного моря уже не морским, а сухопутным путём доставляли в Тартесс[4].

В III тысячелетии до н. э. существовал высокоразвитый промысел по обработке янтаря на восточной окраине Балтики, на озёрах Любаннер в Литве. В этой местности было найдено большое количество незаконченных изделий, а один круглый диск с крестообразным узором даже оказался в Дании. Характерными изделиями этого тысячелетия являются простые гладкие диски, а также диски с крестообразными узорами[31].

Главным центром по импорту и изготовлению янтарных изделий был город Аквилея (хальштаттский период (по названию кладбища VII—V веков до н. э. в Австрии близ Зальцбурга), римский янтарь). Популярностью пользовались кольца, богато украшенные фигурками Венеры и Купидона, в более поздний период — женскими головками со ложными причёсками. Здесь делали также небольшие туалетные сосуды, крышки которых тщательно вытачивали на токарном станке, чтобы они плотно закрывались. Италийские и римские изделия из янтаря легко различимы. Первые выполнялись в технике рельефа, причём гравировальные инструменты использовались только для изображения волос и черт лица. В римских изделиях во время правления Нерона стали использовать токарный станок и сверло, что позволило увеличить их количество. Токарный станок использовался не только для изготовления различных сосудов, но также и янтарных дисков для скипетров. При помощи сверла изображали зрачки глаз, ноздри и др.[32]

Вторжение готов в Европу прервало торговые пути, по которым янтарь поступал в Средиземноморье. К 151 году н. э. готы дошли до южных берегов чёрного моря, а в 170-х н. э. сделали попытку захватить Аквилею. Третий и четвёртый века отмечены расширением вывоза с Балтики бус из янтаря наряду с бусами из стекла, горного хрусталя и сердолика. Бусы из янтаря особой формы, характерные только для IV века, изготавливали на острове Борнхольм, откуда их продавали в другие страны[33].

Первым небольшим городом в норманнской Европе можно считать Шлезвиг, основанный в 700 году н. э. Он отличался от предыдущих поселений наличием мастерских, где работы велись в специализированной упорядоченной манере. Существовали особая мастерская по обработке янтаря, а также мастерские по золоту, бронзе и т. д. Там делали гладкие бусы, клиновидные подвески и кольца. С усилением влияния христианской церкви спрос на янтарь как материал для чёток вновь стал постепенно увеличиваться[34].

Эпоха Возрождения

Возросший спрос на янтарь требовал увеличение его добычи. Камень стали не только собирать, но и ловить сачками в море. Использовали большие сачки на шести- или восьмиметровых шестах. Люди заходили по колено или по пояс в воду и вылавливали водоросли с запутавшимся в нём янтарём. На берегу сачок вытряхивали, женщины и дети выбирали из него самоцвет. Во второй половине XVI в. янтарь добывали черпанием и др. способами. Добытчики камня выходили на лодках в море и искали на дне между камнями скопления (в спокойной воде самоцвет хорошо заметен на глубине до 7 м)[35]. Европейская гравюра 1677 года из книги Philipp Jacob Hartmann «Succini prussici physica et civillis historia», изданной во Франкфурте.

Тевтонский орден сыграл решающую роль в подавлении восстания пруссов на Балтийском побережье, в результате чего им была захвачена эта территория. Рыцари вели в своих владениях строгий дисциплинарный кодекс (достоверные данные о регалиях добычи янтаря того времени можно найти в сборнике законов «Osterpussisches prowinzialrecht»), и хотя местному населению было дозволено собирать янтарь, его нельзя было хранить и обрабатывать на территории ордена. Янтарь следовало отправлять в специальные хранилища или цеха далеко от Балтики. Сбором янтаря долгое время занимались особые крепостные, а позже — союз немецких рыбаков. За сданный камень платили деньгами или солью[36]. Это привело к тому, что на протяжении нескольких столетий в местах добычи янтаря отсутствовал надомный художественно-камнерезный промысел[37].

В 1467 году для северо-западных земель Польши были установлены привилегии на свободное собирание и выкапывание янтаря. Это оказало влияние на развитие янтарного промысла в Польше[36].

До конца XVI века большая часть янтаря использовалась для изготовления чёток и различных сосудов. Основными центрами по обработке янтаря были Брюгес — основанный в 1302 г. и Любек — основанный в 1360 г. (всего два цеха изготовителей чёток). Считается также, что янтарь обрабатывали и в Вейсмаре, но письменных источников, подтверждающих это, нет. Ручки столовых приборов из янтаря делали в течение всей эпохи Возрождения. Изготавливали и гораздо более сложные предметы (рельефы, фигурки и др.). В Померании в XV веке был основан цех Столпа. В Данциге в 1477 году был основан цех по обработке янтаря. Продолжалось производство чёток из янтаря (такие чётки часто встречаются на картинах этого времени), а также изготовление и более крупных изделий (рельефы, библейские сюжеты и символы)[37].

В 1533 году герцог Пруссии, гроссмейстер Тевтонского ордена Альберхт Гогенцоллерн принявший лютеранство, передал право монопольно торговать балтийским янтарём Паулю Яски из Данцига, который начал развивать торговлю янтарём (но сохранил за собой права на весь белый янтарь побережья[38]) по всей Северной Европе, включая такие города, как Кёнигсберг, Аугсбург, Бреслау, Любек, Антверпен и т. д. за исключением своего родного города. Иногда Яски продавал янтарь в цеха города Данцига, но взаимоотношения с ними не были дружественными.

В XVI веке были основаны и другие цеха — в Кослине и Кольберге в Померании и в Эльбинге, но на передний план выдвинулся город Кёнигсберг, имевший развитые ювелирные традиции и пользовавшийся покровительством двора. Из-за высокой конкуренции с этим городом в середине 80-х годов XVI века был создан Союз янтарных цехов, объединивший города Кольберг, Столп, Данциг и Эльбинг, с центром в Данциге. В Кёнигсберге впервые широко стали изготавливать предметы из янтаря нецерковного назначения, например, сосуды с крышками. Это были закрытие сосуды на тонких ножках с основанием из янтаря, украшенные круглыми янтарными «шишечками», подобные серебряным изделиям XVI века из Антверпена. Семья Яски имела крепкие деловые связи в Антверпене и сохраняла монополию торговли янтарём в районе Балтики с середины XVI века до середины XVII века. В 1580 году по всему побережью были построены виселицы, чтобы положить конец воровству янтаря[39].

Древнерусское государство

Янтарь был в ходу в виде украшений и в Древней Руси. Находили археологи его в Новгороде. На Рязанской земле была найдена мастерская по обработке янтаря с сырьём и соответствующими инструментами[40].

При археологических исследованиях Новгорода обнаружено большое количество кусков необработанного янтаря, изделий, заготовок и их обломков, всего не менее 7000 единиц. Это говорит о широком использовании янтаря в Новгороде. По мнению ряда исследователей янтарь поступал в качестве сырья из Приднепровья и Прибалтики[41]. Часть попавшего посредством торговли в Новогород янтаря шла как поделочный материал на нужды самих новогродцев, а часть шла на продажу в Среднюю Азию и на Восток[42].

Новгородские ремесленники подвергали янтарь механической и, возможно, термической обработке. Применяли следующие технологические операции: сортировка, раскройка, шлифование, полировка и сверление, огранка, гравировка. Предположение о производстве янтарного лака в Новгороде также подтверждают археологические данные[43].

Изделия, пользовавшиеся спросом показывает классификация находок из янтаря, например, Неревского раскопа датируемых серединой X — серединой XV вв.: бусины, кресты тельники, перстни, прочие изделия (пуговицы, серьги, кулоны).

Янтарные бусы — самые распространённые изделия этого периода. По форме различают[44]:

  • круглые в продольном сечении (с середины X в. до середины XIV в.);
  • эллипсоидные уплощенные (начало второй четверти XIII в. до начала второй четверти XV в.);
  • бипирамидальные (третья четверть XIII в. до конца XIV в.);
  • призматические (с середины второй четверти XIII в. до середины XV в.).

По форме лопаток и срединной части крестов в плане, их можно разделить на следующие типы:

  • стилизованные или с криновидными концами;
  • с прямоугольными концами (лопатками — с середины первой четверти XIV в. до середины XV в.);
  • с расширяющимися концами (два периода распространения: с конца второй четверти до начала четвёртой четверти XIII в. и с начала четвёртой четверти XIV в. до конца первой четверти XV в.);
  • срединно-выпуклые (с середины второй четверти XII в. до конца XIII в.).

Крайне редко мастера-янтарщики использовали имитационные операции для изменения цвета изделия, такие как «отпуск» и «осветление»[45]. Операцию «отжиг» они применяли в своей работе уже на рубеже X и XI вв., а «осветление» — с конца X в. до конца первой четверти XIII в.[46]

Использование янтаря

Технология

Прежде чем браться за янтарь, художник работает с пластилином, карандашом и бумагой — ищет формы. Иногда сам камень подсказывает тему. В каждом случае нужна особая технология обработки янтаря[50].

Шедевры из янтаря

  • В Оружейной палате Московского Кремля хранится более тридцати изделий из янтаря: сосуды, шахматы, подсвечники, блюда, ларцы. Многие из них преподнесены русским царям герцогами и королями Пруссии[52].

В промышленности

Мелкие зёрна, отходы ювелирного производства и загрязнённый некондиционный янтарь являются ценным химическим сырьём для производства янтарных кислот, масла и канифоли, применяющихся в парфюмерной, фармацевтической и лакокрасочной промышленности.

Янтарная кислота (двухосновная предельная карбоновая кислота) — вещество, впервые полученное в XVII веке методом перегонки янтаря. Поначалу использовалось в фармацевтике и парфюмерии, как стимулирующее процессы поступления кислорода в клетки и обладающее общеукрепляющими и восстанавливающими свойствами. Позже научились получать искусственную янтарную кислоту (как побочный продукт при производстве адипиновой кислоты или методом гидрирования малеинового ангидрида), что позволило значительно расширить сферы её применения: она применяется в пищевой промышленности, в растениеводстве, птицеводстве и животноводстве; в пищевой промышленности используется в качестве пищевой добавки E363.

Янтарный лак применяется для покрытия поверхностей других изоляторов (для увеличения поверхностного сопротивления). Иногда используется как связующее при изготовлении наждачной бумаги. Для изготовления лака янтарь (отходы производства) под давлением растворяют в бензоле при температуре 200°C (при комнатной он не растворяется). Наносят лак на высушенные и слегка подогретые поверхности.

Янтарь является также исключительно хорошим электроизолятором. Его удельное электрическое сопротивление ρ = 1017 Ом·м, а тангенс угла диэлектрических потерь tg δ =0,001. Конкурировать с янтарём может только фторопласт-4, у которого ρ = 1015—1018 Ом·м, tg δ ≤ 0,0001. Янтарные изоляторы применялись (особенно в 1960-е годы, до широкого внедрения фторопласта) в ионизационных камерах рентгенметров. Обычно применялся сплавленный янтарь — так называемый «амброид».

В медицине

Ещё в Древнем Египте использовали янтарь для мумификации фараонов. Это связано с тем, что янтарь способствует длительному сохранению животной и растительной плоти. Янтарь препятствует разрушению красных кровяных телец (гемолизу) и свёртыванию крови. Поэтому из него изготавливают медицинскую посуду, инструменты, приборы, связанные с переливанием и консервированием крови[29].

В деревообработке

Янтарный лак применяли как средство консервации древесины[6]. Например, покрывали днища кораблей, мебель[53], деки музыкальных инструментов[54]. Скрипки знаменитых мастеров Амати и Страдивари обработаны янтарным лаком и сохранили свою певучесть до нынешнего времени[55].

Янтарные бури

Особенно много камня море исторгает во время бурь. Наиболее продуктивные удостаиваются названия янтарных бурь:

  • В 1800 году на Польском побережье Балтийского моря за один только штормовой день на берег было выброшено 150 бочек самоцвета[73].
  • Осенью 1862 года после ночной бури на берегу было собрано около двух тонн янтаря[74].
  • В ночь с 22 на 23 декабря 1878 года во время бури в районе Пальмникена волны вынесли на берег такую массу янтаря, что местные жители собирали его в течение нескольких лет[73].
  • В 1914 году северо-восточнее Пальмникена море выбросило на берег почти 0,87 т. камня[73].

По ориентировочным подсчётам морские волны ежегодно вымывают со дна и извлекают на берег 36—38 т янтаря (не считая мелких несортируемых кусков). За три тысячелетия на берегу Балтийского моря было собрано 125 миллионов килограммов самоцвета. Размеры кусков были самыми разными — от долей грамма до нескольких килограммов[74]. В Польше сбор янтаря, выбрасываемого на берег и вылавливаемого в море, составляет ежегодно до 4 т. Самое большое количество янтаря море выносит на берег у Висленской косы. Янтарь, выброшенный на берег иногда называют морским[73].

Рекорды

  • В XIX веке в Пруссии нашли два куска янтаря в 12 и 9,7 кг.[75]
  • В музее при Калининградском янтарном комбинате хранится «слезинка Юрате» весом 4,280 кг.[75]

Янтарь в искусстве

В литературе

  • В «Одиссее» Гомера (VIII в. до н. э.): в убранстве комнат царя Менелая; при похищении Эвмея с острова Сирия — купец отвлекал семью царя, показывая «золотое на продажу монисто в янтарной оправе»; при сватовстве к Пенелопе женихов — Эвримах смог преподнести ей «прекрасное монисто из золота чистого и зерен янтарных, сверкающих как солнце».
  • Публий Овидий Назон записал миф о Фаэтоне — сыне бога Солнца Гелиоса.
  • В русском народном творчестве, в славянских былинах, в легендах об острове Буяне (остров Рюген в Балтийском море, в древности его называли Руян). До самого конца XIII века там обитало племя балтийских славян. В былине о Василии Буслаеве алатырь-камень находился на Сорочинской горе в виде целой скалы[76].
  • На основе народного прибалтийского эпоса литовский поэт Майронис создал лирическую поэму «Юрате и Каститис» (1920 г.)
  • В латвийских легендах о птице Гауе, о Солнце и др.
  • Янтарь воспевали в стихах А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Саломея Нерис, В. Азаров, Н. Матвеева, Л. Озеров, В. Рождественский, А. Чиков, В. Реймарис и др. поэты[77].

В музыке

  • Литовский композитор Груодис положил сюжет янтарной легенды в основу балета «Юрате и Каститис» (1933 г.).

См. также

  • Балтийский янтарь
  • Инклюз
  • Копал
  • Музей янтаря (Калининград)
  • Ровенский янтарь
  • Чёрный янтарь
  • Янтарная комната
  • Янтарный путь

Примечания

↑ Показывать компактно

  1. Янтарь // БСЭ, 2000
  2. Янтарь //Толковый словарь русского языка (сост. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.). — М., 1992
  3. В. В. Буканов. Цветные камни: Энциклопедия

· Гладкий В. Д. Янтарь / Древний мир // Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. 1998.

· Литовское золото, 1973, с. 5.

· · Костяшова З. В. Балтийский самоцвет. // Наука и жизнь. — № 5. — 1999 год. — С. 43.

· Слёзы Гелиад, 1991, с. 25.

· · Сребродольский Б. И., 1988, с. 4.

· Бурштин // Етимологічний словник української мови у 7 томах. К.: Наукова думка, 1982—2009.

· Мнение о тождестве последнего с янтарём впервые высказано Н. И. Надеждиным в «Вестнике Императорского Русского Географического Общества» (ч. 7, 1853, прилож. 2—4).

· · Макс Фасмер. Янтарь // Этимологический словарь русского языка. Перевод с немецкого О. Н. Трубачева, с дополнениями. Под ред. и с предисловием проф. Б. А. Ларина. — Т. IV. — С. 558

· Рут М. Э. Этимологический словарь русского языка для школьников. Екатеринбург, 2007, стр. 427. ISBN 978-5-9757-0112-1

· Шанский Н. М., Боброва Т. А. Янтарь / Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа, 2004

· · Янтарь в Средней Азии, 2001, с. 124.

· Слёзы Гелиад, 1991, с. 85.

· · Янтарь //Геологический словарь: в 2-х томах. — М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978.

· · Постановление Правительства РФ от 5 января 1999 г. № 8 «Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням»

· Anderson K. B., Winans R. E., Botto R. E. The nature and fate of natural resins in the geosphere. II. Identification, classification and nomenckature of resinites // Organic Geochemitry. 1992. N 18. P. 829—841

· Матушевская А., 2013, с. 9—10.

· Кулаков В. И., 1997.

· Кулаков В. И., 1997, с. 361.

· Савкевич С. С., 1970.

· Савкевич С. С., 1970, с. 13.

· см. Постановление Правительства РФ от 24 января 1994 г. N 35 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров с содержанием драгоценных металлов, драгоценных камней, янтаря и изделий из него» и ст.ст. 7.5. и 16.2 КоАП РФ

· Янтарные россыпи и их происхождение, 1965, с. 77.

· Янтарь в Средней Азии, 2001, с. 126.

· Лозе И. А., 1979.

· Лозе И. А., 1969.

· · Слёзы Гелиад, 1991, с. 129.

· Слёзы Гелиад, 1991, с. 95.

· Фракей Э., 1990, с. 19.

· Фракей Э., 1990, с. 32—33.

· Фракей Э., 1990, с. 36—38.

· Фракей Э., 1990, с. 43.

·   Сребродольский Б. И., 1988, с. 19—20.

· · Сребродольский Б. И., 1988, с. 19.

· · Фракей Э., 1990, с. 44.

· Фракей Э., 1990, с. 69.

· Фракей Э., 1990, с. 47.

· Литовское золото, 1973, с. 8.

· Рыбина Е. А. Археологические очерки истории новгородской торговли X—XV вв. — М., 1978. — С. 41.

· Даркевич В. П., Борисевич Г. В. Древняя столица Рязанской земли. — М., 1995. — С. 81.

· Шаповалов Р. Г., 1998.

· Шаповалов Р. Г., 2000.

· Шаповалов Р. Г., 1998, с. 113.

· Шаповалов Р. Г., 2000, с. 165.

· Зоя Костяшова Солнечный камень преткновения // Культура : газета. — 2001. — 22—28 февраль.

· Литовское золото, 1973, с. 18, 20.

· Зоя Костяшова «Под знаком Льва» // Калининградская правда : газета. — Калининград, 1998. — 8 август. — С. 6.

· · Матюнина М. И мастерство и вдохновение // Калининградский комсомолец : газета. — Калининград, 1984. — 4 ноябрь (№ 134 (5593)). — С. 1.

· Сафонов И. «Спасибо за мастерство» — сказал Э. А. Лису благодарный Б. Н. Ельцин // Панорама побережья : газета. — Светлогорск, 1991. — 27 февраль (№ 2). — С. 1.

· Слёзы Гелиад, 1991, с. 97.

· Батыгин А. Радует латырь-камень. // Правда. — 31 января 1984 года. — С. 6.

· Профессии «солнечного камня» // Советская Россия. — 11 мая 1975 года.

· Слёзы Гелиад, 1991, с. 125.

· Матушевская А., 2013, с. 11—13.

· Фракей Э., 1990, с. 155.

· Фракей Э., 1990, с. 6.

· Фракей Э., 1990, с. 159—160.

· Фракей Э., 1990, с. 154—155.

· Значение на поморской говоре: клеес — рыбья чешуя, клёс — мелкая галька, в словаре Даля есть слово клескать

· Фракей Э., 1990, с. 160—162.

· Матушевская А., 2013, с. 13—19.

· Вагнер-Высецкая Э., 2013, с. 29.

· · Вагнер-Высецкая Э., 2013, с. 30.

· · Богдасаровы, 2013, с. 38.

· Вагнер-Высецкая Э., 2013, с. 31.

· Вагнер-Высецкая Э., 2013, с. 32.

· Матушевская А., 2013, с. 15.

· Матушевская А., 2013, с. 21.

· Andrée K. Der Bernstein und seine Bedeutung in Natur und Geisteswisenschaften, Kunst und Kunstgewerbe, Technik, Industrie und Handel. Knigsberg, 1937. S. 219.

· Матушевская А., 2013, с. 20.

· · Сребродольский Б. И., 1988, с. 18.

· · Слёзы Гелиад, 1991, с. 89.

  1. · Слёзы Гелиад, 1991, с. 93.
  2. Сребродольский Б. И., 1988, с. 7.
  3. Сребродольский Б. И., 1988, с. 9.

Литература

  • Ахметов С. Ф. Слёзы Гелиад / сост. С. С. Верховский, перевод на англ. Г. Ю. А. Шкаровский—Раффе, редактор Т. Ф. Ткаченко. — М.: Планета, 1991. — 176 с. — 30 000 экз. — ISBN 5-85250-151-4.
  • Богдасаров А. А., Богдасаров M. А. Подделки и имитация янтаря : [англ.] = Forgery and simulations from amber : [пер. с рус.] // Янтарь и его имитации : [англ.] = Amber and its imitations : [пер. с рус.] : сборник / отв. ред. З. В. Костяшова, редколлегия: З. В. Костяшова, Т. Ю. Суворова, А. Р. Манукян. — Калининград : Министерство культуры Калининградской области, Калининградский областной музей янтаря, 2013. — С. 35—37. — 113 с. — Материалы международной научно-практической конференции 27 июня 2013 года. — ISBN 978-5-903920-26-6.
  • Бубнова М. А., Половникова И. А. Янтарь в Средней Азии. — Древние цивилизации Евразии: история и культура: Материалы Международной научой конференции, посвященной 75-летию проф. Б. А. Литвинского, 14- 16 октября 1998 г. Государственный музей Востока, Институт востоковедения РАН. — М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — С. 124—135. — 464 с. — 800 экз. — ISBN 5-02-018211-7.
  • Вагнер-Высецкая Э. Имитация янтаря глазами химика : [англ.] = Amber imitations through the eyes of a chemist : [пер. с рус.] // Янтарь и его имитации : [англ.] = Amber and its imitations : [пер. с рус.] : сборник / отв. ред. З. В. Костяшова, редколлегия: З. В. Костяшова, Т. Ю. Суворова, А. Р. Манукян. — Калининград : Министерство культуры Калининградской области, Калининградский областной музей янтаря, 2013. — 113 с. — Материалы международной научно-практической конференции 27 июня 2013 года. — ISBN 978-5-903920-26-6.
  • Кулаков, В. И. Янтарная лихорадка в эпоху Юлиев-Клавдиев. — Памятники старины. Концепции. Открытия. Версии. Сборник научных статей, посвящён памяти выдающегося исследователя средневекового Пскова, старейшего сотрудника Государственного Эрмитажа, почётного гражданина города Пскова Василия Дмитриевича Белецкого (1919—1997). — СПб. — Псков : Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Институт истории материальной культуры РАН, 1997. — Т. 1 / Рецензенты: Ю. А. Берёзкин, В. М. Массон. — С. 359—364. — 416 с. — 1200 экз. — ISBN 5-201-01197-7 (т. 1).
  • Лозе, И. А. Новый центр обработки янтаря эпохи неолита в Восточной Прибалтике // Советская археология : журнал Института Археологи АН СССР / И. С. Каменецкий. — М. : «Наука», 1969. — № 3. — С. 124—134. — 2390 экз.
  • Лозе И. А. Поздний неолит и ранняя бронза Лубанской равнины. — Рига, 1979.
  • Матушевская А. Натуральные и искусственные смолы – некоторые аспекты структуры и свойств : [англ.] = Natural and artificial resins – chosen aspects of structure and properties : [пер. с рус.] // Янтарь и его имитации : [англ.] = Amber and its imitations : [пер. с рус.] : сборник / отв. ред. З. В. Костяшова, редколлегия: З. В. Костяшова, Т. Ю. Суворова, А. Р. Манукян. — Калининград : Министерство культуры Калининградской области, Калининградский областной музей янтаря, 2013. — 113 с. — Материалы международной научно-практич

Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.159 с.