Анализ понятия «нравственность» в психолого-педагогической литературе — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Анализ понятия «нравственность» в психолого-педагогической литературе

2023-02-16 24
Анализ понятия «нравственность» в психолого-педагогической литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Не существует единого бесспорного определения нравственности какнаучного понятия, и это имеет прямое отношение к своеобразию данногофеномена. Мораль, как особый способ практически-духовного освоениядействительности, нравственность, как совокупность практических формвзаимоотношения людей, являются важнейшей и сложнейшей сферойвзаимоотношений человека и общества. К ее постижению, формированиюнравственной культуры и умению ориентироваться в мире человеческихотношений с позиций человечности в значительной мере были направленытакие области человеческой культуры, как литература, искусство, религия.Мораль, начиная с греческой античности, понималась, как мерагосподства человека над самим собой, показатель того, насколько человекответствен за себя, за то, что он делает. Согласно наиболеераспространенному в науке мнению, мораль или нравственность можноопределить как совокупность правил и норм поведения, которыми людируководствуются в своей жизни. Эти нормы выражают отношения людейдруг к другу, коллективу, обществу в целом. При этом важнейшую чертуморального отношения составляет оценка общественных явлений ичеловеческого поведения с точки зрения добра и зла, справедливости илинесправедливости.В текущей работе под термином «нравственность» мы будем понимать,в первую очередь, систему внутренних правил человека, основанную нагуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности,сочувствия, готовности прийти на помощь [29]. Основная задачанравственного воспитания детей дошкольного возраста – это воспитаниегуманных отношений. По мнению Р.С. Буре, в сфере развития нравственного поведенияпример взрослого играет важнейшую роль. Положительный примерродителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить всоответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять нареальное поведение ребенка. Более того, малыш поймет, что нравственныенормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать необязательно. Такрождается приспособленчество, лавирование. Ребенок неукоснительновыполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытываячувства вины [8].Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок удетей играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца,которые были посвящены изучению восприятия детьми дошкольноговозраста сказки, позволили выделить следующие особенности: Ребенка неудовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, акто плохой. Дети сразу стремятся выделить положительных героев ибезоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, ктопрепятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательноеотношение [15].Ряд исследователей, таких как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский,Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российскихученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый, освящают в своих работах сущность основных понятий теориинравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания.Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всехнаук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить,делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Понятие «нравственное воспитание» очень разносторонне. Онопронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтомувыдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработаввоспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполнеобосновано считал, что ее системнообразующий признак – нравственное воспитание.

«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическоевоздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с цельюформирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиямобщественной морали.Нравственное воспитание эффективно осуществляется только какцелостный процесс педагогической деятельности, соответствующей нормамобщечеловеческой морали, организации жизни детей дошкольного возраста:деятельности, отношений, общения, учитывающей их возрастные ииндивидуальные особенности [12]. Результатом целостного процесса- являетсяформирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания,нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек,общественно ценного поведения.Нравственное воспитание включает:

· формирование сознания связи с обществом, зависимости от него,необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;

· ознакомление с нравственными идеалами, требованиямиобщества, доказательство их правомерности и разумности;

· превращение нравственных знаний в нравственные убеждения,создание системы этих убеждений;

· формирование устойчивых нравственных чувств, высокойкультуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;

· формирование нравственных привычек.

Нравственное воспитание   личности – сложный и многогранныйпроцесс, включающий педагогические и социальные явления.Нравственное поведение личности имеет следующуюпоследовательность:

· жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно-чувственноепереживание, нравственное осмысление ситуации мотивовповедения;

· выбор и принятие решений – волевой стимул – поступок.

Вжизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегдареализуется в единстве все названные документы.Важнейшим средством нравственного воспитания являетсяиспользование созданных в культуре на разных этапах историческогоразвития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, ккоторому стремится человек. Как правило, нравственные идеалыформируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщеннаясистема взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение кокружающей его природной и социальной среде и центрируется вокругчеловека.Методы нравственного воспитания – это своеобразный инструментпедагога. Они выполняют функции организации процесса нравственногоразвития и совершенствования личности, управления этим процессом. Припомощи методов нравственного воспитания осуществляетсяцеленаправленное воздействие на детей дошкольного возраста, организуетсяи направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт.В процессе нравственного воспитания применяются такиевспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат дляодобрения положительных и осуждения отрицательных поступков идействий. К методам нравственного воспитания относится так же личныйпример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, наформирование мoрального облика. В системе основных методов воспитательного воздействия каксоставная часть, средство и прием используется положительный пример. Впедагогической литературе рассматривается как самостоятельный метод и какодин из компонентов различных методов формирования нравственногосознания и поведения.Общественная мораль, как правило, устремлена в будущее, нацелена наулучшение и усовершенствование. Она предполагает и порождает личностьсамостоятельную, способную к внутренней духовной работе,самостоятельному моральному выбору и ответственности за него.Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствиемстановится нравственное самовоспитание и самосовершенствование [17].Самовоспитание представляет собой,  целенаправленное воздействиеиндивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера. Асамосовершенствование – процесс углубления общего нравственногосостояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его наступень более высокого качества.Помимо этого, нравственное воспитание, осуществляемое вдошкольном учреждении и в семье, должно обеспечивать формирование уребенка любви к ближнему и к своей Родине, творческое отношение к труду,бережное отношение ко всему многообразию собственности. Результатомтакого воспитания является коллективизм, здоровый индивидуализм,внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокиенравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личныхинтересов. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральныеценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер,отношение к миру, окружающим людям.Развитие дружеских отношений в детском коллективе также требуетособого внимания педагога. Добрые отношения в группе, поддерживаемыепедагогом, способствуют эмоционально положительным переживаниям,закреплению чувства симпатии, расположения к окружающим. Одобрениевзрослым добрых проявлений детей и неодобрение негативных позволяют импонять, как нужно поступать (это хорошо), а как нельзя (это плохо). Задачапедагога – воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;привычку играть, трудиться, заниматься сообща.В повседневной жизни детей необходимо приучать к вежливомуобращению с окружающими: учить обращаться к работникам детскогоучреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых,вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. Необходимо постоянно обогащать словарь детей выражениями словеснойвежливости («здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо»). Показать значение родного языка в формировании основнравственности.В процессе нравственного воспитания необходимо развивать волевыекачества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия,стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следоватьположительному примеру.Таким образом, нравственное воспитание - непрерывный процесс,направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения, онначинается с рождения человека и продолжается всю жизнь [16].


 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.