Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2023-02-16 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Ученик Парменида. Доказывал постоянную низменность бытия. Свои воззрения высказывал в форме диалектики. Признавал бытие, З последовательно отрицал пространство. Истинность учения элейской школы он назывет методом «от противного». Учение З «Отрицательная диалектика». З стремился доказать, что познание конкретной действительности неизбежно приводит к противоречиям. Все аргументы Зенон направил против движения и развития. Зенон: « Если сущее множественно, то оно одновременно должно быть и настолько малым, чтобы вовсе не иметь величины и на столько большим, чтобы иметь бесконечную величину. Оно не имеет величины потому что каждая из многих вещей сама по себе есть единица , либо множество есть совокупность, но если она единица, то она неделима, стало быть она есть точка, которая, будучи прилагаема не уменьшает, т.е. она не имеет величины и плоскости , след-но есть ничто. А если единица – ничто, и их сумма - ничто. С другой стороны, если предположить, что каждая из множества вещей имеет величину, то каждая ее часть имеет величину, плотность и некоторое расстояние до другой части и так до бесконечности, след-но каждая вещь бесконечно велика.» Это пример АНТИНОМИИ – неразрешимое противоречие. Историческая заслуга З в том, что он ставит проблемы ( бесконечности и конечности) З не видит проблему противоположностей вещей, но не видит их единства.
Наибольший интерес представляют собой рассуждения Зенона о движении ( относительно апорея) АПОРИЯ – с гр тупик.
Известны следующие апории:
Дихотомия
В ней делается попытка доказать логическим путем, что движение невозможно. Тело, по З, не может сдвинуться со своего места, начать движение, так же как оно не может и закончить его т.е. не может быть перехода от покоя к движению и наоборот. Предмет, движущийся к цели должен сначала пройти половину пути к ней, а чтобы пройти эту половину он сначала должен пройти ее же половину и так до бесконечности. Стало быть, тело никогда не сможет сдвинуться с места и тело будет бесконечно преодолевать эти половинки. З путает бесконечно делимое с бесконечно большим, а так же смешивает актуальную и потенциальную бесконечность. Хотя в возможности время и пространство бесконечной длины это не обозначает, что в действительности они бесконечно разделены. З абсолютизирует пространства и противопоставляет ее прерывности.
|
Ахилес и черепаха
З доказывает невозможность движения на том основании, что нельзя пройти в конечное время бесконечное число половинок пути. Пространство З рассматривал как сумму прерывных отрезков. Ему противопоставляются бесконечная непрерывность времени. З абсолютизирует бесконечность отрезков и конечность пространства.
Стрела
Движение бесконечно на том основании, что летящая стрела в каждый данный момент находится только в том месте, где она находится. Если она занимает какое-то пространство, то она находится в покое. В действительности, только противоречивость движения делает его возможным. Движение есть единство беспрерывности и прерывности (времени и пространства). Движение есть противоречие.
Стадион
Движутся с равной скоростью по отношению к наблюдателю. Каждая из точек движущихся тел проходит одно и то же расстояние в не одинаковое время, потому что с одной стороны, друг к другу и к неподвижному телу, т.к. проходимое расстояние и скорость в обоих случаях одинаково. Вдвое меньше время равно вдвое большему (1/2=1).
Досократики
Пифагор (584-500 до н.э.)
Написал 3 книги: «О воспитании», «О делах общины», «О природе».
Начал заниматься геометрией, взаимоотношением чисел. П дошел до абсолютизации чисел = мистика чисел. Мистика чисел – число было поднято на уровень реальной сущности всех вещей. 1 – начало, непрерывность, всеобщая сущность. 2 – противоположность, различие, особенное. Основные числа –1,2,3,4. Сумма этих чисел дает 10, которые Пифогорейцы считали божественным. 10, по П, это число, на которое можно перевести все вещи и явления мира. Сама возможность мысленной манипуляции с числами как абстрактными объектами, ведет к тому, что числа могут быть понимаемы как самостоятельно существующие объекты, далее следует шаг, когда число провозглашается сущностью вещи.
|
Эмпедокл (484-424 до н.э.)
Произведения: «О природе», « О чищении».
Э близок к стихиному материализму, но вместо одной проматерии он выдвигает 4 исодных принципа, который называет корнем всего бытия. С 4-мя стихиями связанны 4 имени богов; Зевс – огонь, Гера - воздух, Гадес – земля, Нестида –вода. Корни всякого бытия пассивны. Поэтому он выводит 2 движущие силы, которые способствуют многообразию – это любовь и вражда. По Э мир вечен, не сотворим и не уничтожим. Так же и основные силы (любовь и вражда).
Мир проходит стадии развития:
1. Сфайрос
В этой стадии все слито в неразличимое единство. Перриод универсальной власти. Вражда вне мира.
2.?
Начинается с возникновения единичных вещей, эта стадия связанна с приходом вражды, стремящейся вытеснить любовь.
3. Гегемония вражды. Все стихии в этот период разделены.
4. Возврат власти любви, стихии вновь объединяются.
4 пассивных стихии. 2 противоположных движущих силы.
Анаксагор (500-408)
Основа – бесконечное множ-во малых материй, частично и качественно различимых между собой, которые он называл «смена вещей» или «ганеомерии». По А, материя вечна, несотворима, неуничтожима, но качественно дифференцируема. По А, новое возникает потому что семена вещей находятся в различных предметах, которому одни вещи могут переходить в другие соединяться и разединяться. Семена вещей инертны, неподвижны, причины, которые приводят их в движение. Они определяются словом НУС – это основной принцип упорядочения мира. Основной познания является чувственное познание, А говорит о тесной связи разума с чувствами.
Атомисты
Левкип (500-440)
Выдвинул основные принципы атомистической философии. Л признает множ-во бесконечных постоянно движущихся эл-тов (атомов), которые имеют бесконечное множ-во форм. Л учил, что СУЩЕЕ- это не более, чем не сущее. И что оба они являютя причиной возникновения вещей. НЕСУЩЕЕ – пустота. Единственное, что существует - это атомы и пустота. Атомы характеризуются : формой, порядком, положением. Они являютя причиной всех вещей.
|
Демокрит (460-370)
Д разделяет учение Л об атомах и пустоте. К хар-кам атомов Д. добавляет величину и тяжесть. Однако тяжесть он считает существенным св-вом атомов. Он признает ее простым следствием того факта, что они имеют некий размер. Атомы, сами по себе не измены, они есть и будут постоянно будут теми же самыми, ибо не могут потребовать изменения в существовании, которых убеждены все люди, научаемые этому своим восприятием. Материя неуничтожима и несотворима. Атомы, по Д., бесконечны, если речь идет о бесконечности атомов относительно различия их форм (мысль о бесконечности материи). Совершенно новый способ решения вопроса об отношении материи и движения. Согласно перставлениям Д, гарантией возможности движения является существование пустоты. Движенеи присущее их естественным состояниям. Движение пока не было сообщено атомам. ДВИЖЕНИЕ – это способ существования атомов. Движение передается путем столкновения всех атомов. Д. является главным сторонником чувчтвенного познания. Образы ЭЙДОСЫ возникают между объективной вещью и соответствующим органом чувств субъекта восприятия. Предмет вещи выделяет нечто подобное самому себе. Это не мешает говорить о роли познания. Чувство и разум. В философии принято выделять:
1. материализм
2. идеализм
В соответствии с этим философы деляется на материалистов и идеалистов. Демокрит – материалист. Линия идеализма ведется от Платона. Философия делится на 2 лагеря в зависимости от того, как они отвечают на вопрос философии: ЧТО ПЕРВИЧНО МАТЕРИЯ ИЛИ СОЗНАНИЕ?
Билет № 2
Сократ (469-399 до н.э)
Смерть произошла от отравления ядом. Задавал множество вопросов и приводил собеседников в противоречие с самим собой. «Чем больше узнаю, тем больше убеждаюсь, что ничего не знаю»
«Познай самого себя» Призввние С. – «воспитание» человека, он видит его в дискуссиях, а не в систематическом изложении знаний.
|
«Звание мудреца более приличествует Богу» Человек, пологающий, что он мудр – умер для философии. Философская задача С. – различное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Натурфилософию С. отрицает. Основной вопрос философии С. решает как идеалист. На первом месте дух, сознание. С. начинает свою философию с сомнения. СОМНЕНИЕ – это повод для обращения к свему духу. С. вел беседы, обращая внимания на суть, добродетель, т.е. пытается постичь общие добродетели. Что общее добродетели? Что есть нравственность? Что есть нравственное? Всё общее в добродетели.
Сократический метод
Задача – обнаружение истины из тем : беседы, спора, полемики. Что является диалектикой? ДИАЛЕКТИКА – искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и представлении этих противоречий (ср-во обнаружения истины).
Метод Сократа:
1. Ирония (по форме)
2. майэфтика(по форме)
3. индукция (по содержанию)
4. определение (по содержанию)
1. ИРОНИЯ – метод последовательных и систематически задаваемых вопросов, имеющей целью приведения собеседника в противоречие с самим собой и признание собственного невежества. Ирония не самоцель С.
2. МАЙЭФТИКА – родовспоможение, применительно к С., это помощь слушателям родиться заново. Познать общее как основу истины морали для отделных частных добродетелей.
3. ИНДУКЦИЯ – это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения. ОПРЕДЕЛЕНИЕ – это устоновление родов и их соотношений. Истина, мудрость, нравственность. Истина = нравственность (для С.). Человек мудр, умен и нравственен, если понимает в чем состоит прекрасное и хорошее и руководствуется этим в своих поступках. И наоборот, знает, в чем состоит нравственно-безобразное и избегает его. Истинная СПРАВЕДЛИВОСТЬ – это знание того, что хорошее и прекрасное и вместе с тем полезно человеку и способствует жизненному счастью. СДЕРЖАННОСТЬ- это умение укрощать страсть. МУЖЕСТВО –это умение преодолеть опасность. СПРАВЕДЛИВОСТЬ – это умение соблюдать божественные и человеческие законы. Цель С. – это помочь людям обрести истину. С. основал классическую античную философию.
Билет № 3
Философия Платона
(проблема идеи Эйдосов; учение о душе и познании)
Платон (427-347) – настоящее имя Аристокл.
Биография. Род. на острове Эгина (или Агина, Эгида, Эхина); отец – афинский гражданин, аристократ. Род вел от царя Кодра. Близкие родственники Харпид и Критий.(???) Критий вошел в историю как глава правления 30-ти олигархов.
Платон – чемпион Афин по борьбе. Обучался философии у Сократа. Встреча Платона и Сократа произошла прим. в 407г. до н.э. => Пл. входит в «кружок» Сократа. В 386г. основывает в Афинах, в саду Агадема, философскую школу – академию. На протяжении последних 20 лет не выезжал из Афин.
|
Сохранились многочисленные сочинения Платона, диалоги и т.д. Философские источники: 1. Сократовское учение о «всеобщем» как основе этики. 2. Элейское учение об истинном, едином и неподвижном бытии. 3. Пифагорейское учение о числах, как истинных сущностей вещей. => Философская система объективного идеализма.
Основной вопрос философии Платон решает идеалистически, полагая мышление и дух первичным, а бытие и природу – вторичным, производным от первого. Пл. исходит из того, что изменчивому миру чувственных вещей противостоит неизменный и неподвижный мир «чувственного бытия», который Пл. понимает как мир духовных сущностей, идей («Эйдосов»). Из этих идей он производит всю конкретную действительность. Чувственные вещи изменчивы и непостоянны, т.е. они возникают, изменяются и уничтожаются. Эти вещи служат предметом мнения, а не истинного знания. Чувственные вещи – лишь тени мира идей, вечных и неизменных, и составляющих истинное знание. Пл. впервые в истории философии проводит четкое различие между сущностью и явлением, между тем, что существует по истине и тем, что существует, но не имеет истинного бытия. Пл.: «прежде всего надо различать, что всегда существует и никогда не становится, и что всегда становится, но никогда не существует».
Характеристика Пл-ом идеи прекрасного: «в отличие от изменчивых и приходящих прекрасных вещей чувственного мира идея прекрасного существует вечно, т.е. прекрасное «вообще», прекрасное как идея не возникает и не уничтожается, не увеличивается и не уменьшается. Оно, прекрасное, находится вне пространства и времени. Ему чуждо движение и изменение. Оно не прекрасно здесь, не безобразно там».
На вершине всего мира идей – идея блага (высшего добра). Мир идей образует в своей совокупности истинное бытие, производным от которого является мир чувственных вещей. Небытие – материя. Платон не дает четкого ответа о характере взаимоотношении между вещами и идеями. 1) Это взаимоотношение должно быть понято так, что чувственные вещи подражают идеям, как своим образцам, с которыми обнаруживают свое сходство. 2) Чувственные вещи участвуют в идеях. 3) Идеи присутствуют в вещах – идеи приходят к вещам и удаляются от них, в зависимости от чего обнаруживается сходство или различие между ними.
КОСМОЛОГИЯ ПЛАТОНА
- диалог «Тимей». Разрыв между миром идей и миром вещей Пл. пытается преодолеть при помощи учения о целесообразности. – Идеи определяют развитие вещей, выступая как цель последних. Существует только один, и при том наилучший мир, созданный божественным, духовным началом, божественным творцом – божественным Демиургом. И вслед за этим он включает в свою систему, кроме идей, !!!!!!!(вставить недостающие буковки)!!!!!!!Числа занимают среднее место между идеями и вещами. Так, например, физические тела получают математическое толкование, как составные из треугольников. Принцип, обусловливающий единство мира чувственных вещей – мировая душа. Поскольку в мире встречается зло, то Пл. вводит злую мировую душу. Эта мировая душа приводит мир в движение.
ГНОСИОЛОГИЯ ПЛАТОНА
В своей теории познания Пл. выступает как противник материализма сенсуализма. Чувственные знания не могут быть источником истинного знания. Область их применения – это мнение. Истинное же знание (познание идей) доступно лишь разуму и совершается лишь в понятиях. Т.о. знание имеет своим предметом духовные сущности, мнения относятся к чувственным вещам. Поскольку кроме идей Пл. признает предметом познания также и числа, а кроме природных чувственных вещей признает предметом мнения также подражание вещам (произведение ремесел и искусства), то он вводит еще дальнейшее подразделение в свою классификацию. Это выглядит так: идеи – это предмет знания и мышления; числа – это предмет размышления; природные чувственные вещи – «предмет доверия»; подражание природным чувственным вещам – «предмет догадки, уподобления». Т.о. по Платону ощущения мнения не могут служить предметом истинного знания. Таковым является воспоминание бессмертной человеческой души о созерцании ею мира идей еще до вселения ее в смертное человеческое тело. «Тело – темница души!». Находясь в этой темнице, душа вспоминает о том времени, когда она созерцала идеи – это учение Платона о бессмертии души и теории воспоминания (Федр, Федон, гос-во).
Для познания истины совершенно напрасно обращаться к чувствам. Наоборот, нужно постараться полностью отрешиться от них и , погружаясь в глубины своей души, постараться, чтобы она вспомнила то, что она видела в мире идей. В зависимости от того, насколько успешно души созерцали идеи, они образуют на земле целую иерархию душ – от наиболее мудрых и благородных до самых низменных, погруженных в чувства. Душа, которая максимально вобрала в себя истину, вселяется в семя философа, которая меньше набрала истинного – в царя, в военоначальника; другая – в гос.мужа или домохозяйку; в трудолюбивого или гимнаста; в жреца или прорицателя; в поэта или художника; в земледельца; в софиста (словоблуд или человек, у народной толпы расположения заискивающий); в тирана. (Теэтет – подробная критика сенсуализма). Сократ выдвигает 3 возражения против сенсуализма:
1. знания не есть ощущения потому, что не все то, что мы ощущаем при помощи чувств есть знания («мы можем слышать и видеть буквы неизвестного нам языка»);
2. знания не есть ощущения потому, что мы можем помнить прежде увиденное и услышанное, т.е. знать то, что в данный момент не ощущаем;
3. знания не есть ощущения потому, что мы можем ощущать и не ощущать одну и ту же вещь, но не можем одновременно знать и не знать ее.
Для того чтобы познать истину, необходимо полностью отрешиться от чувств. «Возбуждение в душе о воспоминании об идеях». Диалектика – умение задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог.
ЭТИКА ПЛАТОНА.
В своей этике Платон исходит из учения о душе, как состоящей из трех частей (1- разумная, 2- пылкая (волевая), 3 – вожделеющая (чувственная)) – «колесница души», запряженная парой коней и возницей – разумом. Разумная часть души – это основа добродетели, мудрости. Пылкая – добродетели мужества. Преодоление чувственности – добродетель благоразумия (умеренности). Гармоническое сочетание всех трех частей души под руководством разума дает начало добродетели справедливости. В целом же этика Платона понимает нравственную жизнь как стремление к высшей идее добра, опирающейся на эти 4 добродетели. Теория идеального гос-ва – гос-во без денежных отношений и богатства.
Билет № 4
Философия Аристотеля.
(учение о материи и форме, категориях, причинности, тд)
Аристотель 384-322 гг до н. э.
Сконцентрировался весь философский опыт Древней Эллиады. Рассвет Греческой философии. Философия относится к периоду македонских завоеваний.
Аристотель родился в городе Стагире на восточном побережье полуострова Халкидика.
В 367 году до н. э. он отправляется в Афины. Поступает в Платоновскую Академию. К 27 годам Аристотель становится самостоятельным философом. Он критически относится к учениям Платона.
В 343 году до н. э. Аристотель становится воспитателем и преподавателем Александра Македонского в городе Пела. Он учил будущего царя истории, философии, логике, ораторскому искусству, политологии. Вместе с ним Аристотель совершал и военные походы, в частности, с ним побывал в странах Востока.
В 335 году до н. э. Аристотель вновь возвращается в Афины. Создаёт свою философскую школу в Афинском Лике. Он читал лекции во время прогулок, отчего учебное заведение получило название Перипата, а слушателей стали именовать перипатетиками, то есть прогуливающимися. Аристотель умирает в 322 году до н. э., оставив большое творческое наследие. Труды были утрачены, а потом они нашлись в 6 веке н. э.
Аристотель изучал почти все проблемы развития природы и общества и ввёл систему научной терминологии, существующую и поныне. Он не разделял идеалистических взглядов Платона и установил, что любой веще свойственны количество, качество, отношение, место, время и образ действия.
1). Сочинение по логике «Орагон»
2). Произведения, посвящённые проблемам “первой философии”, «Метафизика»
3). Естественнонаучные работы
4). Проблемы общества, государства, политики, этики, эстетики
Аристотель начинает с критического изложения всех предшествующих научных теорий и политический концепций. Он приходит к выводу, что философия это не продукт индивидуального творчества, а итог работы целых поколений мыслителей.
Философия терпела поражения, когда она удалялась от жизни в область “пустых абстракций” и достигала положительных результатов там, где она обращалась к реальным чувственно воспринимаемым вещам.
Аристотель стремился создать единую систему наук.
Науки:
1). Теоретические (познание ведётся ради него самого)
2). Практические (дают руководящие идеи для поведения человека)
3). Творческие (познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного)
Общее правило научного исследования: на 1-ом месте должна стоять объективная истина самих вещей и никакие субъективные цели не должны исказить этой правды вещей.
Теоретические науки:
1. Первая философия
2. Математика
3. Физика
Первая философия обнаруживает неизменные начала сущего.
Особое место уделяет природе. Детализирует это понятие. Включает следующий моменты:
1) “возникновение рождающихся вещей”
2) “то основное, в составе рождающихся вещей, из чего она рождается”
3) “источник, откуда получается первое движение в каждой из природных вещей”
4) природа – это тот основной материал, из которого возникает всякая вещь
5) природой называется сущность существующих от природы вещей
6) природа – это форма и сущность
Трудность, с которой сталкивается Аристотель, - это отношение общих понятий к отдельным единичным вещам, т.е. речь идёт о диалектике общего и отдельного, сущности и явлении.
Для познания бытия мало сказать, из каких элементов оно состоит, тк важно не то, их чего состоит сущность, но то, каким образом она составлена из этих самых элементов.
Предмет изучения – основные роды бытия и основные логические понятия с ними связанные.
Учение на категориях основано на отделимости форм мысли от форм самого объекта бытия. Будучи различные родами высказывания о сущих, категориях входят в состав любого суждения и составляют элементы, на которые распадаются суждения. Таким образом, под категориями Аристотель понимает общие логические определения бытия, они же логические понятия о высших родах бытия. Выводит 10 категорий:
1). Сущность
2). Качество
3). Количество
4). Отношение
5). Место
6). Время
7). Положение
8). Обладание
9). Действие
10). Страдание
Потом сводит их к 4м:
1). Сущность, как реальная основа всех других категорий
2). Количество
3). Качество
4). Отношение (объединяет 7 последних категорий)
В основе сущного первая сущность имманентного – неотъемлемо присущее качество от свойства.
Первая сущность – это имманентное конкретной вещи, её непосредственное индивидуальное бытие, единичное и неделимое.
Вторая сущность – не индивидуальное бытие, а различные виды и роды бытия.
Первая сущность – это единственная категория, которая «не сказывается ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем, она сама есть подлежащее; субъект суждения никогда не является его предикатом. Остальные категории лишь характеризуют самостоятельное бытие. Сущное есть первое и по понятию, и по познанию, и по воззрению. Аристотель говорит о вечных и неизменных сущностях.
Учение о движении.
6 видов движения:
1. возникновение
2. уничтожение
3. рост
4. уменьшение
5. качественное изменение
6. смена в пространстве
Движение как нечто бесспорное. Оно не существует как самостоятельная субстанция. Движение не есть сила ли закон, стоящие над природой. Это лишь особое состояние природных сил.
Учение о движении связано с его различением потенциального и актуального бытия, а также с его учением о форме и материи. Под материей подразумевается первое подлежащее каждой вещи, из него возникает люба вещь. Признаёт материю вечной и неуничтожимой. Материя для Аристотеля не есть
что-то конкретное и индивидуальное. Субстрат. Без материи нет бытия, но и сама материя не существует самостоятельно. До принятия определённой формы она находится в состоянии отрицания (лишённость).
Первая материя лишена всяких свойств, всякой определённости, и ей присущи только отрицательные определения (непознаваемость и тп). Она лежит в основе всякого процесса развития, становления, но из неё самой нельзя вывести становление. Материя без формы лишена целостности, энергии, жизни. Материя ещё не есть действительность, а лишь возможность. Действительностью же она становится лишь в связи с формой. В реальных вещах материя встречается лишь как оформленная материя. Аристотель приходит к выводу, что материя и форма – это одно и то же. Первая – в возможности, вторая – в действительности. Переход материи от небытия к небытию происходит под воздействием формы, как активного начала. Само движение-развитие выступает как деятельность формы.
Таким образом, материя как пассивная возможность содержит в себе лишь потенциальное развитие, форма как активный источник изменения является актуальным началом. Движение и есть осуществление потенциального бытия. Процесс превращения потенциального в актуальное.
Таким образом, движение не сводится ни к чистой форме, ни к одной материи. Оно не есть ни только потенциальное, ни только актуальное, оно есть переход от одного к другому. Движение связано с энергией. Процесс завершения развития – воплощение энергии – Аристотель связывал с понятием энтелехия – результат движения. Через понятие энтелехия Аристотель делает попытку установить связь пути движения с тем результатом, к которому это движение привело. Отсюда телеологический момент (целеполагание).
Учение о причинности.
4 вида причин:
1). Материальная
коренится в самой материи, в субстрате
2). Формальная
форма, актив
3). Действующая
раскрывает источник движения
4). Целевая (конечная)
цель движения
Для познания природы необходимо знание всех причин.
Билет №5
Философия эпохи эллинизма.
Введена в оборот немецким историком Иоганном Дрейзеном «История эллинизма» 1983г. Это период в развитии восточного средиземноморья. Начало – 323 г. до н.э. (смерть А.Македонского) – до завоевания последнего эллинистического государства (30 г. до н.э.).
Чем характеризовался эллинистический период:
- постепенная гибель греческих полисов (особенно – демократических) и установление олигархической формы правления)
Все это отражается на гражданине этого полиса.
Эллинистический человек – не гражданин этого полиса, а всего лишь подданный.
Он не участвовал в управлении своим государством, государство от него отчуждено. Поэтому такие качества как: патриотизм, свободолюбие, доблесть и т.д. дискредитируются.
В этот период была поколеблена личность свободного человека.
В культуре: появляется огромное количество философских школ, философов, которые пытаются найти выход из создавшегося положения (гибель др.г. полиса).
Направления:
1. ЭПИКУРЕИЗМ. Эпикур (340 – 270 гг. до н. э.). родился на острове Самос (родина Пифагора).
В 306 г. До н.э. в Афинах основывает философскую школу, получившую название «Сад Эпикура». Свое учение Эпикур разделил на 3 части:
- КАНОНИКА (теория познания и вывода)
- ФИЗИКА (как учение о природе)
- ЭТИКА (наука о поведении людей среди себе подобных)
По мнению Эпикура, целью философии является: обеспечение безмятежности духа путем обретения свободы от страха перед смертью и явлениями природы, а также страха перед богами. Таким образом для Эпикура занятие философией – путь к счастью. Процветают 2 основных направления:
- ЭВДЕМОНИЗМ (направление философии в этике, которое считает, что основная цель философии – счастье)
- ГЕДОНИЗМ (направление философии, которое считает что основной смысл человеческого существования – стремление к удовольствию)
Оба направления связаны с эпикурейцами.
Этика Эпикура как наука о поведение людей среди себе подобных. Цель: научить людей быть счастливыми. «Конечно, в отличие от беззаботных богов, люди могут быть только относитльно счастливы, но и для этого надо знать, чего следует избегать и к чему следует стремиться (так называемый «критерий претерпевания»). Определить это несложно. Достаточно взглянуть на все живое, которое старается избежать страдания и достичь наслаждения. Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем свободу от страданий тела и смятений души».
Крайний эпикуреизм – удовольствие любым путем. (когда много удовольствия – в лучшем случае привыкание, в худшем – деструкция). (избыток счастья может привести к летальному исходу) поэтому крайний эпикуреизм – плохо.
Эпикур исследовал тревожащие человека мнения и находит их прежде всего в трех видах страха:
- перед небесными явлениями (природой)
- перед богами
- перед смертью
На преодоление этих страхов направлено все учение Эпикура.
Когда он учит о материальном единстве мира, вслед за Левкиппом и Демокритом, является атомистом. Боги вне мира, в междомирье (поэтому их боятся не надо). По поводу смерти говорит, что ее не надо боятся по двум причинам:
- загробного бытия души нет, она смертна => не надо тревожить себя мыслью о том, что будет после смерти
- жизнь и смерть никогда не встречаются
«Пока мы живы, смерти нет, когда мы мертвы, то нет жизни». «Идеальный человек» или мудрец отличается от мудреца в изображении стоиков и скептиков. В отличие от стоика эпикуреец никогода не будет демонстративно нищенствовать и презирать дружбу. Эпикуреец не раболепствует перед судьбой (как это делают стоики). Эпикуреец понимает, что жизнь – (1) действие неизбежное, (2) случайное (3) зависит от нас самих. Эпикуреец свободен и способен на самостоятельные и самопроизвольные поступки: «Человек подобен атому с их самопроизвольностью».
Эпикур приходит к выводу: источник движения атомов внутри их самих, они могут двигаться сампроизвольно (кр. закономер. имеет свойство – случайность) (способность атомов к самодвижению указывает на веутренний источник самовижения атомов.)
Самым видным учеником был Метрогор (подчеркивал, что источником всех благ является телесное наслаждение).
В древнеримской философии подражателем был Тит Лукреций Кар.
2. КИНИЗМ (Киники) (цинизм)
Киносарг (холм) (школа Тита находилась у подножия этого холма). Основатель кинизма – Антисфен (450 – 360 гг.до н.э.) (ученик Сократа).
Кинизм первично – образ жизни, но потом сформировался как направление.
Диоген (из Синопа => синопский) – ученик Антисфена (330 г.до н.э.).
Кинизм стоял на «3-х слонах»:
- АСКЕСИС
- АПАЙДЕСИА
- АУТАРКЕЙЯ
-1- АСКЕСИС – древнегреческое слово, означающее «упражнение», «практическое изучение», «образ жизни», «образ мысли». (НЕ самоистязание тела ради спасения души).
Киники различали 2 вида аскесиса: для тела; для души.
У киников аскесис – максимальное упрощение, максимальное ограничение своих элементарных потребностей. Такие качества как: бездомность, малодетность или бездетность, необутость, неодетость, привыкание к голоду, холоду, жажде, полный отказ от надуманных потребностей, не говоря о роскоши. (Киники осуждали Прометея, который подарил людям огонь, тем самым, положив начало их испорченности, изнеженности) (идеал – Геракл). Надо:
- закалять тело – вырабатывать эти качества
- закалять душу – Диоген просил у статуи подаяния, чтобы приучить себя к отказу. (пил из рук, ел из хлеба). (большую часть жизни жил в большом глиняном сосуде – пифосе).
Презрение наслаждения. «Киники с наслаждением презирают само наслаждение».
-2- АПАЙДЕСИА. С бедностью связана необразованность, непросвещенность, невоспитанность, некультурность. Киники учили не стыдиться этого. Неграмотность не считалась недостатком, скорее достоинством (при неграмотности знание живет в сознании, а при излишней образванности – лежит на полке мертвым грузом; знание не делает людей лучше).
Но мы находим у К. прославление разума! «Нужно или преобрести разум или надеть петлю на шею» (Антисфен). Разум понимается в практическом смысле. «Главная задача философии – учить человека как надо жить». Но у К. присутствует и такое качество – презрение к людям. (То же относится к философии.)
Презрение к людям и попрание норм приличия породило цинизм.
Диоген ходил днем с факелом: «ищет человека, презирает богатство, славу, удовольствие, саму жизнь, но предпочитает противоположное».
-3- АУТАРКЕЙЯ – «независимость», «самодостаточность», «самоудовлетворенность». Умение довольствоваться тем, что дано, каким бы малым оно не казалось. Из этого следует К. свобода, которая является целью и К. аскесиса (-1-) и К. апайдесии (-2-).
Аутаркейя (-3-) – свобода, цели.
Киник не хочет того, чего ему не надо. Более того, если появляется возможность обрести это, то он откажется.
Понятие косм. Диоген синопский (родиной считал весь мир. «Дорога в Аид всегда одна и та же». Но киники не были абсолютнымииндивидуалистами, они усп. Дружбу (между собой).
Распространение на религию: не существует богов, но … и главное – ничего у них не просить, чтобы сохранить свою независимость.
За «тремя слонами» кинизма стоит главное: высшая ценность – свобода. «Свобода и независимость любой ценой».
Но свобода имеет 2 эпостаси:
1) Свобода ОТ (отриуательное понимание свободы)
2) Свобода для (положительное понимание свободы)
Для киизма характерно 1).
ПАРРЕСИЯ – свобода речи (тоже характерно для кинизма). (особенно – царю)
Понимание свободы связано с пониманием «счастья». Счастье состоит в том, чтоб жить никого не боясь и не стыдясь. (а так могут жить только те, кто справедлив, ибо покой душе приносит справедливость). «Будь справедлив и будеш счастлив». Быть справедливым – значит быть добродетельным. Диоген называл доброжелательных людей подобиями богов. Диоген синопский говорил, что судьбе он противопоставляет отвагу, закону – природу, а страстям – разум.
3. СТОИЦИЗМ (Стоя). Имеет длинную историю – с истоков (с конца 4 в.до н.э.). в истории принято разделять 3 части:
· конец 4 в.до н.э. – серед. 2 в.до н.э. – древняя стоя
· 2 – 1 вв.до н.э. – средняя стоя
· 1 – 3 вв.до н.э. – новая стоя
Основные представители: Зенон (из Китиона) (336 – 264 гг.до н.э.), Клеанф (330 -232 гг.до н.э.), Хрисипп (280 – 205 гг.до н.э.)
Этика стоицизма опирается на их веру в провидение и в разумный план космоса, благодаря кот. все в целом хорошо, хотя в отдельных частях может быть и плохо. Стоики сочетали киническую аутаркейю и КОЙНОЙНИЮ (братство). Кроме того, они воспитывали в себе такие качества как атораксия и апатия (повиновение судьбе). Во всем они видели путь к ЭВДЕЙМОЙНИИ (от «эвдеймойнизм») ( процветание, высшее счастье, блаженство как результат гармонии воли человека и воли Бога как вселенского разума.)
Кр. того стоики высоко ценили товарищество (братство).
Но стоическая апатия – это не депрессия, а «высшее напряжение пневмы» (вместилища души), благодаря которой иудрец становясь неувствительным к страданию, достигает бесстрастия (апатия) и невозмутимости (атораксия), но это не от слабости, а от силы.
Видя в бесстрастии путь к блаженству с. Одним из 1-х разработал анализ человеческих страстей. С. В целом определяет страсть как неразумное и противоестественное природе движение души.
С. Делит страсти на 4 вида:
- печаль
- страх
- вожделение
- удовольствие
-1- печаль как разумное сжатие души. П. многообразна среди видов п. встречаются:
· сострадание (это печаь в связи с незаслуженным страданием другого)
· зависть (это п. всязи с благополучием другого)
· ревность
· недоброжелательство (это п. в связи с тем, что др. имеет то же самое, что и я)
· беспокойство (это п. в связи с предстоящими трудностями)
· смятение
· Большое спасибо, горе
· Тоска
-2- страх как предчувствие зла. Выделяют виды страха:
· Боязнь
· Робость (с. перед предстоящим делом)
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!