Учебное пособие на модульной основе — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Учебное пособие на модульной основе

2023-02-16 63
Учебное пособие на модульной основе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Шкуратова И.П.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Учебное пособие на модульной основе

с диагностико-квалиметрическим обеспечением

По курсу «Психология личности»

Ростов-на-Дону

2012

Рекомендовано к печати кафедрой психологии личности.

 Протокол № от    2011 г.

Автор - доцент кафедры психологии личности И.П.Шкуратова

Ответственный редактор – доктор психологических наук,

 зав. кафедрой психологии личности С.Т.Джанерьян

Аннотация

Данное учебное пособие на модульной основе предназначено для студентов дневного и заочного обучения факультета психологии ЮФУ, изучающих курс «Психологии личности». Оно написано в соответствии с модульной программой читаемого курса и представляет собой краткое изложение основных тем курса. Курс состоит из 2-х модулей: «Представление о личности в отечественной психологии» и «Зарубежные теории личности».

Пособие снабжено контрольными вопросами для самоконтроля студентов, списками рекомендованной литературы и проектными заданиями к каждому модулю.

В конце пособия помещен словарь с основными научными терминами по психологии личности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………4

Модуль 1. Представления о личности в отечественной психологии….5

Тема 1. Личность как предмет психологического исследования……………5

Тема 2. Понятие индивидуальности…………………………………………...9

Тема 3. Структурный подход к исследованию личности……………………11

Тема 4. Темперамент как динамическая характеристика личности……… 16

Тема 5. Характер………………………………………………………………..21

Тема 6. Мотивационная сфера личности………………………………… …30

Тема 7. Способности и одаренность личности………………………………..36

Тема 8. Самосознание личности……………………………………………….40

Контрольные вопросы и тесты рубежного контроля к модулю 1……..45

Проектное задание по модулю 1……………………………………………..50

Список рекомендуемой литературы для модуля 1……………………….51

Модуль 2. Зарубежные теории личности…………………………………..53

Тема 9. Основные положения теории психоанализа З.Фрейда………………53

Тема 10. Основные направления неофрейдизма………………………………59     

Тема 11. Индивидуальная психология А.Адлера………………………… …63    

Тема 12. Аналитическая психология К.Юнга…………………………………66

Тема 13. Теории личности Э. Фромма и К Хорни…………………………….72

Тема 14. Персонологическая теория личности Г.Мюррея……………………79

Тема 15. Теории черт личности (Г.Олпорт, Г.Айзенк, Р.Кеттелл)……… …82

Тема 16. Гуманистические теории личности ( А.Маслоу, В.Франкл)……….89

Тема 17. Топологическая теория личности К.Левина…………………………92

Тема 18. Теория личностных конструктов Дж. Келли………………………..97

Контрольные вопросы и тесты рубежного контроля к модулю 2……….99

Проектное задание по модулю 2……………………………………….. 104

Список рекомендуемой литературы для модуля 2………………..……105

Словарь основных терминов………………………………………………106

 

    Введение

Данное пособие рассчитано на студентов психологического факультета ЮФУ, слушающих курс “Психологии личности”. В нем в краткой форме дается представление о личности и ее компонентах, в качестве которых рассматриваются темперамент, характер, способности, мотивационная сфера и самосознание.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА “ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ”

Курс “Психология личности” является обязательным для студентов психологов всех специальностей. Основная цель данного курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов представление о личности, ее компонентах, структуре и поведении.

В качестве задач курса можно назвать следующие:

1. раскрыть социально-историческую природу личности, сложность ее строения;

2.  проанализировать компоненты личности, такие как темперамент, характер, способности, мотивационная сфера;

3. ознакомить студентов с разными подходами к исследованию личности, имевшимися в зарубежной и отечественной науке и развивающимися в настоящее время;

4. научить студентов сопоставлять различные точки зрения по дискуссионным вопросам и формировать свою собственную;

5. показать необходимость и возможность применения теоретических знаний, содержащихся в курсе, в практической деятельности психолога.

Курс “Психология личности” строится с опорой на предшествующие курсы “Введение в психологию”, “Антропология”, “Физиология ВНД” и, в свою очередь, служит основой для многих спецкурсов, рассматривающих личность в разных контекстах.

        

Модуль 1. Представления о личности в отечественной психологии

Цель: раскрыть социально-историческую природу личности; рассмотреть разные подходы к анализу личности в отечественной психологии; проанализировать компоненты личности: темперамент, характер, способности, мотивационная сфера, самосознание.

Тема 5. Характер

    В отечественной психологии существует традиция противопоставлять темперамент и характер. Действительно, они во многом отличаются друг от друга, но в тоже время они не являются антагонистами и тесно связаны между собой. Рассмотрим отличия между ними.

                                                                                Таблица 1.

                       Отличия темперамента от характера

      Темперамент            Характер
1 Обусловлен генотипически, является врожденным Обусловлен фенотипически, формируется прижизненно
2 Основой свойств темперамента являются свойства нервной системы Основой черт характера являются отношения личности
3 Стабилен на протяжении всей жизни человека Может изменяться, на чем основано воспитание личности
4 Свойств темперамента немного, но каждое проявляется в любом поведенческом акте, обуславливая динамические характеристики поведения Черт характера много, и они  специфичны, каждая черта проявляется только в ситуациях, связанных с данным отношением
5 Связан преимущественно с  эмоциональной сферой Связан преимущественно с  волевой сферой
6 Не может быть оценен с точки зрения социальной желательности Может быть оценен с точки зрения социальной желательности
7 Проявляется автоматически   Проявляется под контролем волевой сферы человека

Начало изучению характера в отечественной психологии было положено работами А.Ф.Лазурского. Он выделял в личности человека два компонента: эндопсихику и экзопсихику. Под эндопсихикой он понимал «внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности». В нее входит вся совокупность таких основных психических (психофизиологических) функций или способностей, как восприимчивость, память, внимание, мышление, воображение, аффективная возбудимость, способность к волевому усилию, импульсивность или обдуманность волевых актов, быстрота, сила и обилие движений. Эндопсихика составляет ядро человеческой личности, главную ее основу.
Содержание экзопсихики определяется отношением личности к внешним объектам, к среде, причем понятие «среды» берется в самом широком смысле, в котором оно объемлет всю сферу того, что противостоит личности, и к чему личность может так или иначе относиться. Сюда входят и природа, и материальные вещи, и иные люди, и социальные группы, и духовные блага — наука, искусство, религия,— и даже душевная жизнь самого человека, поскольку последняя также может быть объектом известного отношения со стороны личности.

Вопрос о делении личности на эндо- и экзопсихику не следует смешивать с вопросом о различном происхождении отдельных элементов личности. Было бы, например, совершенно неправильно думать, что все эндочерты являются прирожденными (унаследованными), тогда как экзопроявления всецело сводятся к отпечатку, накладываемому на человека воспитанием и внешней средой. Хотя, в общем, такое соотношение можно считать безусловно преобладающим.

По мнению А.Ф.Лазурского, всякий человек в своем физическом и духовном развитии проходит последовательно ряд определенных ступеней, причем каждая последующая ступень характеризуется большим богатством и интенсивностью душевной жизни по сравнению с предыдущей. Этот процесс «психического роста» или «психического развития» отличается наибольшей стремительностью в первые годы жизни ребенка, а также в отроческом и отчасти в юношеском возрасте, по мере же приближения к 25—30 годам он постепенно замедляется и, наконец, совершенно останавливается. К этому моменту основное ядро личности окончательно определилось, психический уровень человека более или менее выяснился. В дальнейшем ему предстоит, быть может, еще развить крайне интенсивную и разнообразную деятельность, но это будут лишь обнаружения уже сформировавшейся личности, сводящиеся преимущественно к ее экзопроявлениям.
 При нормальных внешних условиях и соответствующем воспитании и образовании уровень этот определяется, как уже сказано, прирожденной одаренностью человека, сводящейся, в конце концов, к общему потенциальному запасу его нервно-психической энергии или, употребляя другой термин, к присущему ему большему или меньшему количеству психической активности.

 Он описал признаки, определяющие принадлежность человека к высшему уровню его развития:

а) большое богатство внутреннего мира личности (объем интересов, уровень развития или дифференцированности интересов и т.д.);

б) интенсивность отдельных психических проявлений;

в) большая сознательность и идейность его психических проявлений (чем выше духовная организация человека, чем более богатой и интенсивной душевной жизнью живет он, тем сознательнее определяет свое отношение как к отдельным явлениям, так и ко всей вообще окружающей жизни);
г) возрастающая координация психических элементов.

Отношение между личностью и окружающей ее средой, а вследствие этого и отношение между эндо- и экзопсихическими элементами личности бывает на разных уровнях далеко не одинаковым. На низшем уровне влияние внешней среды и внешних обстоятельств является безусловно преобладающим. В противоположность этому люди, принадлежащие к среднему психическому уровню, обладают гораздо большей способностью приноровиться к окружающей среде, найти в ней свое место и использовать ее для своих целей. Их можно назвать приспособившимися.
На высшем психическом уровне люди талантливые, высокоодаренные обладают данными, необходимыми для того, чтобы приспособиться к окружающей среде. Но интенсивность их душевной жизни заставляет не ограничиваться одним только приспособлением к среде, но стремиться и саму эту среду переделать. Таким образом, низший психический уровень дает нам по преимуществу индивидуумов, недостаточно приспособленных, средний уровень — приспособившихся, представителей высшего уровня можно назвать приспособляющимися.

А.Ф.Лазурский первым высказал мысль о том, что в основе черт характера лежат отношения личности. Под отношениями личности он понимал интерес, склонность личности к той или иной стороне жизни, к другим людям, к самой себе. Они связаны с экзопсихикой. Он описал семь параметров для характеристики разных отношений:

1. модальность или знак отношения (отношения могут быть положительными, отрицательными и нейтральными);

2. степень интенсивности отношений (например, отношение к другому человеку может варьировать от легкой симпатии до страстной любви);

3. качество отношений (отношения дружбы, любви, сотрудничества);

4. уровень дифференцированности отношений одного типа (например, насколько различны дружеские отношения личности с разными людьми);

5. степень сознательности отношения (от неосознанных до полностью осознанных);

6. степень культурности выражения отношения (В.Н.Мясищев это потом назвал форма обращения с объектом отношения);

7. широта или объем отношения (определяется на основе того, на какое количество объектов этот вид отношения распространяется).

   Развитие представлений об отношениях как основе характера были продолжены учеником А.Ф.Лазурского В.Н.Мясищевым, который создал концепцию отношений. Он определяет отношения как «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности». В этой системе можно выделить три основных группы отношений: к людям, к предметам внешнего мира и к самому себе. Как и А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев считал, что отношения повторяясь, приобретают устойчивость и превращаются в черты характера. Он говорил о единстве системы и способов выражения отношения у каждой личности.

   В.Н.Мясищев рассмотрел связь отношений с характером отражения окружающей действительности. Она состоит в том, что отражение объекта, порождает определенное отношение к нему, которое побуждает человека к определенному выражению своего отношения в адрес этого объекта.

Отражение – отношение – обращение.

Б.Г.Ананьев также рассматривал отношения как основу черт характера.

По его мнению, каждая черта характера представляет собой определенное отношение личности к окружающей действительности, к жизненным условиям ее развития. Но далеко не всякое отношение является или становится чертой характера. Чертой характера является или становится лишь существенное отношение к обстоятельствам жизни и к собственным действиям. Принципиальность, жизнерадостность, честность, требовательность, строгость, чуткость, решительность, общительность, сдержанность, настойчивость и многие другие черты характера представляют собой определенные укоренившиеся в личности отношения к окружающей действительности, обществу, труду, к другим людям и к самому себе. Но для понимания этих отношений личности нужно знание самой действительности, общества и жизненного положения в ней личности. Отнесенность черт характера к их жизненному содержанию, т.е. к действительной жизни человека, целям и задачам его деятельности,— таково первое условие научного изучения характера.

Он подчеркивал, что особенно важно выделить из всей совокупности отношений личности к окружающему те формы отношений, которые являются характерообразующими, с которыми непосредственно связано само формирование характера. Общий признак таких отношений, образующих характер, заключен в решающем, первостепенном и общем жизненном значении тех объектов, к которым относится человек. В числе их: 1) природа, общество и общественные идеи (идеология), 2) труд как способ существования человека, 3) другие люди, общественная связь с которыми характерна для данного индивида, и 4) собственная деятельность и личность человека.

В.С.Мерлин также рассматривал отношения, как основу черт характера. Он считал, что отношения определяют содержательную сторону черты характера, а темперамент влияет на выражение этой черты. Например, общительность экстраверта проявляется в большом количестве поверхностных социальных контактов, а у интроверта в стремлении к углублению тех немногих дружеских связей, которыми он располагает.

Таким образом, можно сказать, что темперамент и характер находятся в неразрывном единстве и взаимодополняют друг друга в поведении человека.

Акцентуации личности

Понятие акцентуации личности было наиболее детально проработано К.Леонгардом. Под акцентуацией он понимал усиление степени определенной черты характера. Далеко не все черты характера могут быть акцентуированными. Акцентуированные личности относятся к норме, но при усилении акцентуации могут перейти в патологию

Акцентуаций характера также порождают для их носителей некоторые проблемы и трудности. Вот почему как сам термин, так и первые исследования акцентуированных характеров появились в работах психиатров. Однако не в меньшей мере проблема акцентуированных характеров относится к психологии личности. Достаточно сказать, что больше половины подростков имеют акцентуированные характеры.

    Акцентуации отличаются от психопатий (т.е. психопатологии) по трем главным признакам. Во-первых, акцентуации обычно обостряются в подростковом возрасте, а с повзрослением сглаживаются. Во-вторых, черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. В-третьих, при акцентуациях социальная дезадаптация либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной. Поводом для временных разладов с собой и с окружением являются не любые трудные условия (как при психопатиях), а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера.

    К.Леонгард выделил две группы акцентуаций: связанных с характером и с темпераментом. Во вторую группу К.Леонгард отнес те варианты акцентуации, которые в большей степени связаны с динамическими характеристиками поведения. Например, гипертимическая акцентуация связана с повышенным фоном активности, а циклотимическая – с частой и непредсказуемой сменой эйфории и депрессии.

    К акцентуациям характера он отнес следующие варианты:

а) демонстративный тип - тщеславие, лживость, необдуманность поступков;

б) педантический тип - нерешительность, ипохондрия, сверхаккуратность;

в) застревающий тип - стойкость эмоциональных состояний, подозрительность, упрямство;

г) возбудимый тип - неконтролируемые побуждения, импульсивность, конфликтность.

К акцентуациям связанным с темпераментом он причислил следующие типы:

д) гипертимический тип - словоохотливость, инициативность, оптимизм;

е) дистимический тип - серьезность, подавленность, замкнутость;

ж) циклотимический - аффективно-лабильный тип – частая смена настроений, переходы от веселости к подавленности;

з) тревожный тип – пугливость, покорность, застенчивость;

и) экзальтированный тип - сострадательность, сильные эмоции, избыточная восторженность;

к) эмотивный тип - впечатлительность, чувствительность, мягкосердечие.

                                                                           Таблица 2.

                  Связь типа акцентуации с психопатологией

Тип акцентуации Психопатология Персонаж с данным типом акцентуации
1. демонстративный истерия Хлестаков «Ревизор»
2. педантический ипохондрия, невроз навязчивых состояний Акакий Акакиевич «Шинель» Гоголя
З. застревающий паранойя, идея-фикс Рогожин «Идиот»
4. возбудимый эпилептоидная психопатия, склонность к криминалу Дмитрий Карамазов «Братья Карамазовы»  
5. гипертимический гипоманиакальные состояния, устойчивое перевозбуждение. Буратино «Золотой ключик»
6. дистимический реактивная депрессия, склонность к суициду Смердяков «Братья Карамазовы»
7. циклотимический маниакально-депрессивный психоз Ноздрев «Мертвые души» Гоголя
8. тревожный фобии Подколесин «Женитьба» Гоголя
9. экзальтированный психоз тревоги и счастья Настасья Филипповна «Идиот»
10. эмотивный  депрессия Сонечка Мармеладова «Преступление и наказание»

       Если конфликт между личностью и социумом не преодолевается, акцентуация может перейти в психопатологию.

В отечественной психологии данной проблемой занимался А. Е. Личко, который изучая подростков, выделил сходные типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный.

    Тема 6. Мотивационная сфера личности

Потребность большинством психологов определяется как переживаемая или осознаваемая человеком необходимость в каком-нибудь жизненном благе. В.С.Мерлин считает, что потребности – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в чем-либо.

    А.В.Петровский рассматривает потребность как состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования, которая выступает источником активности личности.

Потребности принято разделять на две большие группы. Первая группа связана с благами, обеспечивающими жизнь и существование человека, они называются биологическими или витальными. К ним относятся потребности в пище, отдыхе, безопасности, сексуальные потребности.

Вторая группа потребностей порождена участием человека в социальной жизни и ее благами. Они называются социальные или социогенные и включают в себя все потребности, связанные с общением и разными видами человеческой деятельности (игрой, познанием, трудом). Ш.Н.Чхартишвили определяет социогенную потребность как потребность в социальных взаимодействиях конкретного содержания.

Существуют более развернутые классификации потребностей. П.Н.Симонов выделяет в качестве самостоятельных по происхождению и базисных по своим характеристикам три вида потребностей: витальные, социальные и идеальные. Социальные в свою очередь подразделяются им на потребности “для себя”, которые воспринимаются субъектом как права, потребности “ для других” (обязанность делать что-либо для других людей) и потребности в норме и идеологии. Идеальные потребности направлены на духовные объекты и включают в себя познавательные, эстетические, этические, религиозные и т.п. потребности. Наряду с ними существуют две вспомогательные потребности: потребность в вооруженности или компетентности и потребность в преодолении препятствий на пути к цели. Первую из них П.Н.Симонов рассматривает как стремление к мастерству, к развитию способностей, к накоплению знаний, позволяющих контролировать внешнюю среду. Вторую потребность он связывает с волей и считает ее, как и первую, инструментальной, т.е. проявляющейся во всякой деятельности человека и связанной со способом ее выполнения.       

 Витальные и социогенные потребности нельзя противопоставлять друг другу, т.к. первые также несут на себе большой отпечаток культурных традиций. Это видно на примере даже такой простой витальной потребности как пищевая, удовлетворение которой обросло разными традициями, смыслами и иногда превращается в целый ритуал. В то же время социогенные потребности качественно отличаются от витальных. В частности, социогенные потребности, как правило, являются ненасыщаемыми, т.е. в их динамике трудно зафиксировать фазу, после которой потребность исчезает. Но главное отличие состоит в том, что социогенным потребностям человек научается в процессе социализации, и они не могут возникнуть у человека сами по себе без влияния окружающих людей. По мнению Х.Хекхаузена, «мотив является гипотетическим конструктом, которым люди пользуются для объяснения своего или чужого поведения». Из этого следует, что личность не может использовать те объяснения, которым она не была обучена. Так, например, до описания А.Адлером комплекса неполноценности никто не мог сказать, что он испытывает потребность избавиться от комплекса неполноценности. В связи с этим является не совсем корректной интерпретация поведения людей прошедших эпох в терминах современности, как это сделал З.Фрейд относительно Леонардо да Винчи.

В детстве ребенку окружающие его люди внушают, к чему он должен стремиться и чего он должен избегать, тем самым, закладывая у него систему ценностных ориентаций и, соответственно, иерархию его потребностей. Передача представлений о том, что есть благо, может быть прямой, когда с ребенком ведут беседу на тему “Что такое хорошо и что такое плохо”, и косвенной: через личный пример, через создание условий, благоприятствующих развитию данной потребности. Например, для развития познавательной потребности у ребенка необходимо создание богатой в информационном отношении среды (географическая карта вместо ковра, конструкторы вместо дорогих, но малофункциональных игрушек). Помимо родителей и воспитателей большую роль в формировании системы ценностей человека играют каналы массовой коммуникации (кино, телевидение, книги, газеты и пр.).

По мнению П.Н.Симонова, воздействие на сферу потребностей развивающейся личности имеет следующую закономерность. Сначала необходимо обеспечить человека информацией о социально-ценных способах удовлетворения социогенных потребностей, которая приведет его к соответствующим видам деятельности. Вторым этапом является возвышение, одухотворенность потребностей, сформировавшихся ранее. Так, например, на основе любознательности необходимо формировать устойчивую потребность в познании, на основе стремления ребенка к участию в делах других людей - альтруистическую потребность.

Социогенные потребности имеют общественно-историческую природу и они могут меняться на протяжении длительных отрезков времени. Во-первых, могут меняться способы удовлетворения потребности. Это хорошо можно проследить на примере познавательной потребности, которая вначале могла быть удовлетворена преимущественно через передачу информации непосредственно от одного человека к другому. Но затем с развитием письменности, изобретением радио и телевидения, созданием компьютерных сетей способы ее удовлетворения так видоизменились, что можно уже говорить не об одной потребности, а о целой группе.

Во-вторых, потребность может менять свое место в иерархии потребностей, характерных для данного общества. В каждом обществе существует своя иерархия ценностей, которая определяется государственным устройством и его идеологией, поэтому одна и та же потребность может иметь разный вес в разных странах. Например, в нашей стране долгие годы ведущими были коллективистические потребности, состоящие в стремлении принадлежать к какой-то группе, не выделяться из нее, отстаивать ее интересы иногда вопреки собственным. В связи с изменением идеологии в нашей стране в настоящее время большее значение начинают приобретать мотивы личностного самоопределения и самоактуализации.

В мотивационной сфере каждого человека можно выделить социально-типичные особенности, характерные для людей его круга, пола, возраста, страны, национальности, и индивидуально-своеобразные, обусловленные тем микроклиматом, в котором он рос и формировался: стилем семейного воспитания, книгами, которые он читал, влиянием авторитетных фигур. Соотношение этих двух составляющих может быть очень отличающимся у разных людей: от типичной структуры мотивов до уникального их сочетания.   

Социогенные потребности изучаются не только психологами, но и социологами, культурологами, психоисториками, т.к. через их изучение можно лучше узнать, чем живет и к чему стремится тот или иной народ.

    Большой вклад в понимание сущности потребностей и мотивов внес А.Н.Леонтьев. Потребности, с его точки зрения, двояко обусловлены психическим отражением, но до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета. Когда это происходит, потребность трансформируется в мотив. Таким образом, мотив – это опредмеченная потребность.

    Под мотивом он понимал все, что динамизирует, активизирует процессы деятельности и что, по определению, может натолкнуться на препятствия. Мотив он соотносил с понятием цели. Цель — это представленный заранее результат, к которому стремится мое действие, а мотив то, ради чего совершается действие, или как предмет, ради которого осуществляется деятельность. Мотив - то объективное, что отвечает потребности, побуждает и направляет деятельность.

    Цели и мотивы, как правило, не совпадают. Цель бывает одна, а мотивов ее достижения много. Например, цель – поступить на факультет психологии. Мотивы при этом могут быть разные: стать профессиональным психологом, разобраться со своими внутриличностными конфликтами, познакомиться с интересными сверстниками и пр. Из перечисленных мотивов только первый совпадает с целью, остальные мотивы могут быть реализованы с помощью других действий. Для того, чтобы решить свои проблемы, лучше обратиться к психотерапевту. Познакомиться со сверстниками можно через Интернет.

    А.Н.Леонтьев выделял разные группы мотивов: знаемые, которые человек осознает и вербализует, и действенные, которые на самом деле лежат в основе поведения человека. Смыслообразующие мотивы – те, которые задают смысл самой деятельности, мотивы-стимулы – мотивы, которые способствуют этой деятельности, но со смыслом не связаны (например, мотив получения вознаграждения за творческую работу у истинного художника).

А.В.Петровский предлагает делить мотивы на осознанные и неосознанные. К осознанным мотивам он относит интересы и убеждения, а к неосознанным - влечения и установки.

Интересы он определяет как «эмоциональные проявления познавательных потребностей человека». Они рассматриваются как мотивы, поскольку побуждают человека к деятельности, соответствующей данным интересам.

Убеждения – это «система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением».

Влечение – недостаточно осознанное и дифференцированное стремление человека, основанное на неосознаваемой потребности. В психоанализе наиболее изучены эротические влечения и стремление к смерти.

Установка – это мало осознаваемая готовность личности к определенной деятельности по удовлетворению потребности.

А.Г.Асмолов выделил четыре вида установок:

а) первичная;

б) ситуативная;

в) целевая;

г) социальная.

Первичная установка представляет собой готовность личности действовать определенным образом на определенный тип объектов. Она связана преимущественно с восприятием объектов. В отечественной психологии динамику возникновения и угасания первичных установок изучал. Д.Н.Узнадзе.

Операциональная или ситуативная установка связана с готовностью личности реагировать на определенный класс задач или ситуаций, в которых человек оказывался ранее. Эта готовность помогает человеку входить в подобные ситуации с меньшей тревогой.

Целевая установка связана с готовностью субъекта действовать до достижения поставленной перед ним цели. Человек стремится к завершению начатых действий и дел. На этом основан эффект незавершенного действия Зейгарник, состоящий в том, что испытуемые возвращались к выполнению незавершенных тестов, выполнение которых было искусственно прервано экспериментатором. На этом основан интерес зрителя к окончанию сериала.

Социальная установка или аттитьюд представляет собой тенденцию личности действовать за или против некоторого социального фактора, в качестве которого могут выступать социальные группы или социальные явления. Этот вид установок детально изучается в социальной психологии и социологии. Все исследования общественного мнения основаны на выявлении установок по отношению к тем или иным политическим лидерам, партиям, реформам и пр.

Список рекомендуемой литературы для модуля 1

Теория личности Г. Айзенка.

Ганс Айзенк является самым знаменитым английским психологом. Он написал около 45 книг и множество статей по проблемам интеллекта и психологии личности, наибольшую известность ему принесла теория типов личности и опросник, рассчитанный на их диагностику.

    По его мнению, структура личности построена по иерархическому типу и включает три уровня. К верхнему уровню Г. Айзенк относит экстраверсию – интроверсию, нейротизм и психотизм. На среднем уровне находятся черты личности, на самом нижнем - привычные реакции личности, реально наблюдаемое поведение. Таким образом, различные структурные уровни индивидуальности расположены в определенной последовательности: от простых и элементарных эмпирических данных до сложных факторов теоретического порядка.

    В отличие от Р.Кеттелла, который стремился дать описание личности через большой набор индивидуальных черт (факторов), Г. Айзенк считал более продуктивным характеризовать личность через два глобальных параметра: экстраверсиию-интроверсию и нейротизм. Психотизм отражает степень нормальности человека, т.е. психотики это люди с некоторыми психическими отклонениями. Экстраверты – это люди, импульсивные, склонные к риску, общительные, активные. Интроверты – люди, склонные к уединению, замкнутые, направленные на свой внутренний мир. По мнению Г.Айзенка, эти различия обусловлены отношениями между корой и подкорковыми отделами мозга. У интровертов кора оказывает более тормозное воздействие на центры активности, что приводит к меньшей двигательной активности и меньшей возбудимости. Нейротизм характеризует эмоциональную возбудимость человека. Люди с высокими значениями по этой шкале обладают повышенной тревожностью, эмоциональной возбудимостью и быстрой сменой эмоций. На противоположном конце этой шкалы находятся люди с пониженной эмоциональностью, которых характеризует пассивность, неспособность к глубоким переживаниям. Экстраверсия и нейротизм независимы друг от друга, поэтому они могут образовывать четыре сочетания или типа личности. Их часто соотносят с четырьмя типами темперамента.

Стабильный экстраверт (сангвиник): беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный, лидирующий.

Стабильный интроверт (флегматик): спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный.

Невротичный интроверт (меланхолик): тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий, с быстрой сменой настроения.

Невротичный экстраверт (холерик): активный, оптимистичный, агрессивный, импульсивный, непостоянный, возбудимый, беспокойный, ранимый.

    Типология Г.Айзенка завоевала большую популярность во всем мире. Ее применяют в ситуациях профотбора, определения совместимости между собой разных людей, при индивидуальном консультировании.

    Г. Айзенк считал, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т, е. по нейротизму, психотизму и экстраверсии – интроверсии.

    Дальнейшие исследования последователей Г.Айзенка показали, что интроверты и экстраверты различаются по большому числу поведенческих признаков, начиная от распорядка дня до выбора профессии.

     

Список рекомендуемой литературы для модуля 2

«Зарубежные теории личности»

Основная литература

1. Келли Д. Психология личности. Теория личных конструктов. СПб., Речь, 2000.

2. Левин К. Теория поля в социальных науках. С-Пб.: Речь, 2000.

3. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.

4. Первин Л.А., Джон О.Л. Психология личности: теория и исследования. М.:Аспект Пресс, 2002. 607 с.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. 1990.

6.  Фромм Э. Человек для себя. М.: Харвест, 2006 .

7. Шульц Д.П., Шульц С.Э.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.