Шри Говардхана пуджа, Го-пуджа, Го-крида. Аннакута-махотсава. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Шри Говардхана пуджа, Го-пуджа, Го-крида. Аннакута-махотсава.

2023-02-07 62
Шри Говардхана пуджа, Го-пуджа, Го-крида. Аннакута-махотсава. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шри Говардхана пуджа, Го-пуджа, Го-крида. Аннакута-махотсава.

Дамодар / Карттика. Амавасья.

Ссылки

Тексты

Ш. Бхакти Сундар Говинда Махарадж, «Слава холма Говардхан» (часть 1-3):

https://harekrishna.ru/2009/04/4914-slava-holma-govardhan-chast-1.html#main

https://harekrishna.ru/2009/04/4919-slava-holma-govardhan-chast-2.html#main

https://harekrishna.ru/2009/04/4920-slava-holma-govardhan-chast-3.html#main

Ш. Бхакти Сундар Говинда Махарадж, «Шри Говардхана-пуджа» (часть 1-4):

https://harekrishna.ru/2009/03/4632-shri-govardhana-puja-chast-1.html#main

https://harekrishna.ru/2009/03/4641-shri-govardhana-puja-chast-2.html#main

https://harekrishna.ru/2009/03/4646-shri-govardhana-puja-chast-3.html#main

https://harekrishna.ru/2009/03/4655-shri-govardhana-puja-chast-4.html#main

Ш. Бхакти Сундар Говинда Махарадж, «Место нашего высочайшего идеала»:

https://harekrishna.ru/2017/01/23528-mesto-nashego-vysochaishego-ideala.html#main

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «Шри Говардхана Парикрама. Дан гати. Дан Нивартана-кунда. Анийор»:

http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/472-shri-govardhana-parikrama-dan-gati.html

«Жемчужины океана бхакти». Цитаты из хари-катхи, Конспект Вичитры д.д. Часть 1:

http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/10528-zhemchuzhiny-okeana-bhakti-citaty-iz-hari-kathi-chast-1.html

«Дипавали и Аннакут»:

http://purebhakti.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=439:2015-11-12-17-03-06&catid=5:harikatha&Itemid=4

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, «Говардхана-пуджа»:

http://sampradaya.ru/legacy/article1/bvbm_a/9602-govardhana-pudzha.html

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, «Говардхан», части 1-3:

http://sampradaya.ru/legacy/article1/bvbm_a/2778-govardhan.html

http://sampradaya.ru/legacy/article1/bvbm_a/2779-govardhan.html

http://sampradaya.ru/legacy/article1/bvbm_a/2803-govardhan.html

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, «Чему учит Шри Кришна через Говардхана-пуджу»:

http://sampradaya.ru/legacy/article1/bvbm_a/2941-chemu-uchit-shri-krishna-cherez-govardhana-pudzhu.html

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, «Аннукута-махотсава»:

http://sampradaya.ru/legacy/article1/bvbm_a/2362-annukuta-mahotsava.html

«Истории про Говардхан»:

http://sampradaya.ru/legacy/history/9820-istorii-pro-govardhan.html

Аудио

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «О значении Говардхана в Кришна-лиле»:

https://harekrishna.ru/2017/01/23612-o-znachenii-govardhana-v-krishna-lile.html#main

Ш. Бхактиведанта Свами Прабхупада, лекция посвящённая Говардхана-пудже:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvsp_h/3193-shrila-bhaktivedanta-svami-prabhupada-nyu-york-oktyabr-1966-g.html

Ш. Бхакти Сундар Говинда Махарадж, «Шри Говардхана-пуджа»:

 https://harekrishna.ru/2010/04/4616-shri-govardhana-puja#main

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «Враджа-мандала-парикрама. Гирирадж Говардхан»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/5601-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-20102006-g.html

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «Враджа-мандала-парикрама. Гирирадж Говардхан»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/5551-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-30102005-g.html

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «Враджа-мандала-парикрама. Гирирадж Говардхан»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/5810-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-27102008-g.html

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «Враджа-мандала-парикрама. Приезд на Говардхан»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/5221-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-2410-2000-g.html

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «Враджа-мандала-парикрама. Чатикар. Пайтха. Чандра-саровара. Гирирадж Говардхан»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/5808-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-26102008-g.html

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «Говардхана-парикрама». Часть 1-2:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/8452-shrila-bhaktivedanta-narayana-gosvami-maharadzh-1987-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/8453-shrila-bhaktivedanta-narayana-gosvami-maharadzh-1987-g.html

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «Враджа-мандала-парикрама. Говардхана-парикрама»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/5223-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-2610-2000-g.html

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «Враджа-мандала-парикрама. Лекция перед Говардхана-парикрамой»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/5358-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-02112002-g.html

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «Враджа-мандала-парикрама. Гуру-сева, Говардхана-парикрама»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/5225-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-2610-2000-g.html

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «Враджа-мандала-парикрама. Говардхана-махима»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/5729-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-07112007-g.html

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «Враджа-мандала-парикрама. Говардхана-пуджа»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/5866-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-17102009-g.html

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «Враджа-мандала-парикрама. Говардхана-парикрама. Слава священных рек Враджа»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/5731-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-08112007-g.html

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, "Шри Дамодараштака". Слава Говардхана:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/8468-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-27102000-g.html

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «Враджа-мандала-парикрама. Перед началом Говардхана-парикрамы»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/8499-shrila-bhaktivedanta-narayana-gosvami-maharadzh-30102002-g.html

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «Говардхана-парикрама». Часть 1:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/1685-govardhana-parikrama-1-shb-narayana-maharadzh-1987g.html

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «Говардхана-парикрама». Часть 2:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/1686-govardhana-parikrama-2-shb-narayana-maharadzh-1987g.html

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, «Шри Кришна убеждает враджаваси не поклоняться Индре, а провести поклонение Гирираджу Говардхану»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/8625-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-chandigarh-2014-g.html

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, «Уроки Говардхана-пуджи»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/6787-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-chandigarh-kartika-2015-g.html

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, «Брахма–вимохана–лила. Говардхана-лила»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/6854-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-mayapur-2014-g.html

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, лекция в день Говардхана-пуджи. Часть 1-2:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/7117-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-vrindavan-31102016-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/7116-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-vrindavan-31102016-g.html

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, «Детские лилы Господа Кришны. Говардхана-лила». Часть 1-2:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/7113-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-vrindavan-09112016-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/7112-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-vrindavan-09112016-g.html

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, «Празднование. Говардхана-пуджа»: http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/6965-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-chandigarh-12112015-g.html

Ш. Бхакти Судхир Махарадж, «Гупта Говардхан — наше вечное прибежище»: https://harekrishna.ru/2015/11/20218-gupta-govardhan-nashe-vechnoe-pribezhishe#main

Ш. Б. Б. Авадхут Махарадж, «Говардхана-пуджа»:

https://harekrishna.ru/2009/10/5564-govardhana-puja.html#main

Ш. Б. Б. Авадхут Махарадж, «Говардхана-пуджа», 2004 г.:

 https://harekrishna.ru/2012/11/11380-govardhana-puja#main

Ш. Б. Б. Авадхут Махарадж, «Говардхана-пуджа» (части с 1 по 8), 2004г.:

https://harekrishna.ru/2011/11/9309-govardhana-puja-chast-8-otnosheniya-s-guru#main

https://harekrishna.ru/2011/11/9304-govardhana-puja-chast-7-otnosheniya-s-guru#main

https://harekrishna.ru/2011/11/9300-govardhana-puja-chast-6#main

https://harekrishna.ru/2011/11/9296-govardhana-puja-chast-5#main

https://harekrishna.ru/2011/11/9291-govardhana-puja-chast-4#main

https://harekrishna.ru/2011/11/9168-govardhana-puja-chast-3#main

https://harekrishna.ru/2011/10/9163-govardhana-puja-chast-2#main

https://harekrishna.ru/2011/10/9161-govardhana-puja-chast-1#main

Ш. Б. Б. Авадхут Махарадж, «Говардхана-пуджа» (часть 2), 2007 .:

https://harekrishna.ru/2014/04/15340-govardhana-puja-chast-2#main

Ш. Б. Б. Авадхут Махарадж, Говардхана-парикрама (часть 1-2), 2011 г.:

https://harekrishna.ru/2011/04/8016-govardhana-parikrama-chast-1#main

https://harekrishna.ru/2011/04/8019-govardhana-parikrama-chast-2#main

Ш. Б. Б. Авадхут Махарадж, «Говардхан. Лекция в храме», 2011г.:

https://harekrishna.ru/2011/04/8012-govardhan-lekciya-v-hrame#main

 

Видео

Ш. Бхакти Сундар Говинда Махарадж, «Шлока. Молитва Рагхунатхи даса Госвами Шри Говардхану»:

 https://harekrishna.ru/2016/01/20646-shloka-molitva-raghunatha-dasa-gosvami-shri-govardhanu.html#main

Ш. Бхакти Сундар Говинда Махарадж, «Две формы Шри Говардхана»:

https://harekrishna.ru/2013/11/13864-dve-formy-shri-govardhana.html#main

Ш. Бхакти Сундар Говинда Махарадж, «Дипавали. О Дурга-пудже. Шри Говардхана-пуджа»:

https://harekrishna.ru/2014/10/16842-dipavali-o-durga-puje-shri-govardhana-puja.html#main

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «Говардхана-парикрама». Часть 1-2:

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvnm_v/2455-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-1997g.html

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvnm_v/2456-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-1997g.html

Ш. Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж, «Говардхана-парикрама»:

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvtm_v/3017-shrila-bhakti-vallabha-tirtha-maharadzh-11102011-g.html

Ш. Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж, киртан во время Говардхана-парикрамы:

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvtm_v/8137-shrila-bhakti-vallabha-tirtha-maharadzh.html

Ш. Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж, «Говардхана-парикрама».

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvtm_v/3016-shrila-bhakti-vallabha-tirtha-maharadzh-08102011-g.html

Ш. Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж, «Говардхана-парикрама»:

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvtm_v/8211-shrila-bhakti-vallabha-tirtha-maharadzh-noyabr-2008-g.html

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, «Детские лилы Господа Кришны. Говардхана-лила». Часть 1-2:

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvbgm_v/7102-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-vrindavan-09112016-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvbgm_v/7103-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-vrindavan-09112016-g.html

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, «Празднование. Говардхана-пуджа. Киртан»: http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvbgm_v/2999-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-chandigarh-12112015-g.html

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, «Празднование. Говардхана-пуджа»:

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvbgm_v/3001-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-chandigarh-12112015-g.html

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, лекция в день Говардхана-пуджи. Часть 1-2:

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvbgm_v/7083-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-vrindavan-31102016-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvbgm_v/7082-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-vrindavan-31102016-g.html

Ш. Бхактиведанта Вана Махарадж, «Говардхана-пуджа»:

https://www.youtube.com/watch?v=OmkTBWTk92E

https://www.youtube.com/watch?v=7B94Pq8Clnc

https://www.youtube.com/watch?v=lcGmPdDPj6g

https://www.youtube.com/watch?v=kDpuCz9933w

https://www.youtube.com/watch?v=C7ilKzftivU

 «Слава Гирирадж Говардхана»:

https://www.youtube.com/watch?v=E4Cne7TnUcg

«Как нужно совершать Говардхана-парикраму»:

https://www.youtube.com/watch?v=ICrr4cULw68

«Шри Бхаджана-рахасья. Слава Уддхавы и Гирирадж Говардхана»:

https://www.youtube.com/watch?v=3q3WkNgBO_k

Б.В.Махавир Махарадж, «Аннакут Махоцева»:

https://www.youtube.com/watch?v=r475PE2b9c4

Ш. Бхакти Судхир Махарадж. «Говардхана-лила: не в ладах с миром, но достигая глубины сердца»:

https://harekrishna.ru/2016/10/23194-govardhana-lila-ne-v-ladah-s-mirom-no-dostigaya-glubiny-serdca#main

Ш. Б. Б. Авадхут Махарадж, «Шри Говардхан-пуджа»:

 https://harekrishna.ru/2012/11/11383-shri-govardhan-puja#main

Ш. Б. Б. Авадхут Махарадж, «Шри Говардхана-пуджа».

https://harekrishna.ru/2018/11/shri-govardkhana-pudzha-8-noyabrya-2018#main

Ш. Б. Б. Авадхут Махарадж, «Служением Говардхану достигается невозможное»:

https://harekrishna.ru/2017/07/24350-sluzheniem-govardhanu-dostigaetsya-nevozmozhnoe#main

Ш. Б. Б. Авадхут Махарадж, «Милость Говардхана»:

https://www.youtube.com/watch?v=0ZaM0lpoq7Q

Ш.Према Прайоджан прабху, «Го-пуджа»:

https://www.youtube.com/watch?v=2ymf7TiTsT8

«Аннакута-махотсава»:

https://www.youtube.com/watch?v=CLPJwqaRP6Q

«Говардхана-пуджа»:

https://www.youtube.com/watch?v=vZZShmn18D8

Проповедники ИССКОН

Ш. Бхакти Вигьяна Махарадж, «История холма Говардхана», Части 1- 4:

https://www.youtube.com/watch?v=3N-YHUHD0Yk

https://www.youtube.com/watch?v=S9PXumI68t8

https://www.youtube.com/watch?v=cd62QezjHdg

https://www.youtube.com/watch?v=jqXLVuv5tMk

Ш. Бхакти Бринга Говинда Махарадж, «Шри Говардхана-пуджа»:

https://www.youtube.com/watch?v=k42rv-kP1Zg

Ш.Радханатха Махарадж, «История холма Говардхана»:

https://www.youtube.com/watch?v=iPGCSNx9erE

Ш. Ниранджана Махарадж, «Говардхана-пуджа»:

https://www.youtube.com/watch?v=otBpi392KWQ

Ш. Бхакти Чайтанья Махарадж, «Говардхана-парикрама»:

https://www.youtube.com/watch?v=JyEHlrf8Utc

«История Говардхана», часть 1-3:

https://www.youtube.com/watch?v=NajXxG5aWn0

https://www.youtube.com/watch?v=l-8fdCjQKRM

https://www.youtube.com/watch?v=7hPPtTm5cdg

«Слава Говардхана», части 1-5:

https://www.youtube.com/watch?v=OeDJsoxjAQM

https://www.youtube.com/watch?v=Cnh_8zegcAo

https://www.youtube.com/watch?v=Z3SGXszDAjY

https://www.youtube.com/watch?v=4JQ4V_bvbyw

https://www.youtube.com/watch?v=NVO81LGz_Ug

«Слава Говардхана»:

https://www.youtube.com/watch?v=_bxMS5qDVTw

https://www.youtube.com/watch?v=7t3VqpVQMkk

https://www.youtube.com/watch?v=TvP7sR1T2o0

Чайтанья Чандра Чаран дас, Бхакти Ананта Кришна Махарадж, «Шри Говардхана-пуджа – как поклонение Кришне»:

https://www.youtube.com/watch?v=_QDqMtrtwrE

Чайтанья Чандра Чаран дас, «История волшебного холма Говардхана»:

https://www.youtube.com/watch?v=srB8lI-5ELI

https://www.youtube.com/watch?v=qZUpRkjEj2E

Сарвагья дас, «Говардхана-пуджа»:

https://www.youtube.com/watch?v=ievWTuSETmo

Тхакур Харидас дас, «Говардхана-пуджа»

https://www.youtube.com/watch?v=eEBw0PFSZPY

Ачьюта дас, лекция о Шри Говардхане:

https://www.youtube.com/watch?v=fA4OQFzI_L8

Спектакль, «Шри Говардхана-пуджа»:

https://www.youtube.com/watch?v=0zgJ-a2LNyw

https://www.youtube.com/watch?v=EE7m9OHHVgg

https://www.youtube.com/watch?v=ygCThfFoaQE

https://www.youtube.com/watch?v=F96H_YpLIiE

https://www.youtube.com/watch?v=cio35IWSfVg

Слайд-шоу, «Говардхан»:

https://www.youtube.com/watch?v=1rm4tlsYits

Аудио-книги

«Источник вечного наслаждения», «Поклонение холму Говардхану»:

https://www.youtube.com/watch?v=5R8VsNrSJ4w

Ш. Гарга Муни, "Холм Говардхан: Редкие истории. На основе "Гарга-самхиты":

http://sampradaya.ru/legacy/audiobook/10596-garga-muni.html

 

Бхаджаны

«Говардхана Махараджа», народная песня:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1245-govardhana-maharadzha-narodnaya-pesnya.html

«Шри Говардхана Махараджа», народная песня:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1429-shri-govardhana-maharadzha.html

«Говардхана-махатмья», стихи из «Гарга-самхиты» прославляющие Шри Говардхан:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1086-govardhana-mahatmya.html

Ш. Вишванатха Чакраварти Тхакур, «Шри Говардхана-аштака»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1422-shri-govardhana-ashtaka.html

Шрила Рагхунатха дас Госвами, «Шри Говардхана-васа-прартхана-дашака»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1432-shri-govardhana-vasa-prarthana-dashaka.html

Ш. Бхакти Сундар Говинда Махарадж, «Шри Шри Гирирадж-Говардхан арати»:

https://harekrishna.ru/2011/10/9165-shri-shri-giriraj-govardhan-arati.html#main

Ш. Бхакти Сундар Говинда Махарадж, «Гупта Говардхан арати»:

https://harekrishna.ru/2009/10/5575-gupta-govardhan-arati#main

Стихи

Говинда дас, «Говардхан»:

http://sampradaya.ru/current/verse/1550-govardhan.html

 

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Поклонение холму Говардхана

После того как Кришна и Баларама благословили жен брахманов, совершавших ведические жертвоприношения, Они увидели, что пастухи тоже готовятся к одному из таких жертвоприношений, чтобы умилостивить Индру, царя небес, посылающего на землю дожди. Как сказано в "Чайтанья-чаритамрите", преданный Кришны твердо знает, что, если он погружен в сознание Кришны, трансцендентное преданное служение Господу, он свободен от всех прочих обязательств. Чистый преданный не обязан совершать ведические обряды или поклоняться кому-либо из полубогов. Считается, что тот, кто предан Господу Кришне, уже совершил все ведические ритуалы и все обряды поклонения полубогам. Совершая ведические ритуалы и поклоняясь полубогам, нельзя получить доступ к преданному служению Кришне, но, если человек целиком отдает себя служению Господу, считается, что он уже выполнил все предписания Вед.

Чтобы Его преданные перестали поклоняться полубогам, Кришна, во время Своего пребывания во Вриндаване, решил утвердить безусловное главенство преданного служения. Будучи всеведущей Личностью Бога, Кришна знал, что пастухи готовят жертвоприношение Индре, но, следуя обычаю, начал почтительно и смиренно расспрашивать об этом старших, прежде всего Махараджу Нанду.

Кришна спросил Своего отца: "Дорогой отец, верно ли, что готовится большое жертвоприношение? Какова его цель и кому оно предназначено? Как оно совершается? Расскажи Мне об этом. Я очень хочу узнать, как будет проходить это жертвоприношение, и прошу тебя объяснить Мне его цель". Услышав вопросы Кришны, Махараджа Нанда ничего не ответил, полагая, что его маленький сын не в состоянии понять все тонкости ягьи. Но Кришна настаивал: "Дорогой отец! У того, кто великодушен и свят, нет секретов. Он никого не считает ни другом, ни врагом, ни сторонним наблюдателем, потому что всегда открыт для каждого. Но даже человек, который не столь возвышен, не должен ничего скрывать от членов своей семьи и от друзей, хотя ему позволено хранить секреты от врагов. Поэтому ты не должен ничего держать в тайне от Меня. В этом мире все люди заняты кармической деятельностью. Некоторые знают, что она собой представляет и к чему ведет, а другие действуют, не ведая ни цели, ни результатов своих действий. Человек знающий добивается наилучшего результата. А тот, кто трудится, не зная цели, получает совсем немного. Поэтому, скажи, какова цель готовящегося жертвоприношения. Соответствует ли оно указаниям Вед? Или же это только обычай? Прошу, расскажи Мне подробно об этом жертвоприношении".

В ответ на просьбу Кришны Махараджа Нанда сказал: "Мой дорогой мальчик! Это более или менее традиционный обряд. Поскольку дожди выпадают по милости царя Индры, а тучи - исполнители его воли, и поскольку вода нам жизненно необходима, мы должны как-то отблагодарить Махараджу Индру, повелителя дождей. Вот мы и устраиваем это жертвоприношение, стараясь угодить царю небес, который милостиво прислал нам тучи, пролившие достаточно воды, чтобы созрел хороший урожай. Вода для нас очень важна: без дождей мы не можем возделывать землю и выращивать злаки. А без них мы не можем жить. Итак, дожди необходимы для успешного совершения религиозных обрядов, для процветания нашего хозяйства и в конечном счете для освобождения. Поэтому нам не следует отказываться от этого традиционного ритуала. Пренебрежение им из жадности, вожделения или страха не сулит ничего хорошего".

Услышав это, Кришна, Верховная Личность Бога, в присутствии Своего отца и всех старших пастухов Вриндавана начал говорить так, чтобы Своими словами вызвать гнев царя небес. Он предложил отказаться от жертвоприношения в честь Индры. Доказывая его ненужность, Кришна привел два довода. Прежде всего, как сказано в "Бхагавад-гите", людям нет необходимости поклоняться полубогам ради материальных благ. Результаты такого поклонения недолговечны и могут прельщать только неразумных людей. Во-вторых, даже эти преходящие результаты даются с разрешения Верховной Личности Бога. В "Бхагавад-гите" ясно сказано: майаива вихитан хи тан. Те блага, которые люди надеются получить от полубогов, в действительности дарует Верховный Господь. Без Его разрешения ни одно живое существо не может облагодетельствовать кого бы то ни было. Но иногда под влиянием материальной энергии полубоги начинают заноситься и мнят себя единовластными правителями, забывая о главенстве Верховного Господа. В "Шримад-Бхагаватам" ясно сказано, что в этом случае Кришна намеренно хотел рассердить царя Индру. Кришна пришел на землю, чтобы уничтожить демонов и защитить Своих преданных. Царь Индра безусловно был преданным Кришны, а не демоном, но, поскольку он так возомнил о себе, Кришна решил преподать ему урок. Для начала Он разгневал Индру, остановив Индра-пуджу, к которой готовились пастухи Вриндавана.

Чтобы исполнить Свое намерение, Кришна заговорил так, будто был неверующим и разделял философию карма-мимамсы. Сторонники этой философии не признают верховную власть Личности Бога. Они утверждают, что, если человек хорошо работает, он обязательно получит желаемый результат. По их мнению, даже если и существует Бог, вознаграждающий труд человека, поклоняться Ему нет необходимости, ибо, если человек сам не будет работать, Бог не сможет дать ему плодов его труда. Вместо того чтобы поклоняться Богу или полубогам, утверждают они, люди должны добросовестно исполнять свои обязанности, и тогда они наверняка добьются всего. Господь Кришна стал говорить со Своим отцом в духе философии карма-мимамсы: "Дорогой отец, - сказал Он, - Я не думаю, что ради хороших урожаев тебе надо поклоняться кому-либо из полубогов. Каждый рождается в соответствии со своей прошлой кармой и уходит из жизни, пожиная плоды кармы нынешней. Все существа получают разные тела, в соответствии со своей прошлой деятельностью, а то, каким будет их следующее тело, зависит от поступков, совершаемых в этой жизни. В материальном мире счастье и горе, жизненные радости и невзгоды являются результатом деятельности живых существ в прошлой или настоящей жизни".

Махараджа Нанда и другие старшие пастухи возразили, что, не удовлетворив господствующее божество, нельзя одной материальной деятельностью добиться хороших результатов. И это действительно так. Случается, что, несмотря на первоклассную медицинскую помощь, оказанную самыми опытными врачами, больной умирает. Следовательно, лучшее лечение или усилия лучшего врача сами по себе не могут быть залогом выздоровления. Необходимо вмешательство Верховной Личности Бога. Точно так же забота отца и матери о детях не может быть основой их благополучия. Случается, что, несмотря на заботу родителей, дети заболевают или умирают. Итак, материальных причин не достаточно для получения желаемых результатов. Необходимо позволение Верховной Личности Бога. Поэтому Махараджа Нанда настаивал, что хороший урожай можно получить, только ублаготворив Индру, повелителя дождей. Господь Кришна отверг этот довод, сказав, что полубоги вознаграждают лишь тех, кто выполняет предписанные им обязанности. Полубоги не принесут благо человеку, который пренебрегает долгом. Поэтому дары полубогов зависят от выполнения людьми своих обязанностей - полубоги сами по себе не могут вознаградить чей бы то ни было труд. Так стоит ли поклоняться им?

"Дорогой отец, - сказал Господь Кришна, - нам нет необходимости поклоняться Индре. Каждый из нас неизбежно получит результаты своего труда. Мы видим, что все живые существа, будь то люди или полубоги, действуют согласно своей природе и получают соответствующий результат. Живые существа рождаются в высших или низших формах жизни и разделяют других на врагов, друзей или сторонних наблюдателей только потому, что занимаются различной деятельностью. Нужно старательно выполнять обязанности, предписанные нам в соответствии с нашей природой, и не отвлекаться на поклонение полубогам. Полубогов можно удовлетворить, прилежно исполняя свои обязанности, поэтому нам нет нужды поклоняться им. Давайте лучше как следует заниматься своим делом. Ведь человек не может быть счастлив, не выполняя предписанный ему долг. Тех, кто не исполняет, как должно, своих обязанностей, сравнивают с неверными женами. Брахманам предписано изучать Веды. Обязанность царей, кшатриев, - защищать подданных, община вайшьев должна заниматься сельским хозяйством, торговлей и разведением коров, а обязанность шудр - служить высшим сословиям: брахманам, кшатриям и вайшьям. Мы принадлежим к общине вайшьев, и наша обязанность - пахать землю, торговать продуктами земледелия, заботиться о коровах и давать деньги в рост".

Кришна причислял Себя к общине вайшьев, потому что Махараджа Нанда держал много коров и Кришна их пас. Он назвал четыре вида занятий для общины вайшьев: земледелие, торговлю, разведение коров и ростовщичество. Хотя вайшьи могут заниматься любым из этих видов деятельности, мужчины Вриндавана преимущественно держали коров.

Кришна продолжал говорить отцу: "Мироздание находится под влиянием трех гун материальной природы - благости, страсти и невежества. Эти три гуны - причины созидания, сохранения и разрушения материального мира. Туча возникает под влиянием гуны страсти, значит, именно эта гуна вызывает дождь. А после дождя земледельцы пожинают плоды своих трудов. Так какое же отношение имеет к этому Индра? Даже если вы не угодите Индре, что он может сделать? Мы не получаем от него никаких особых благ. Да, он повелевает дождями, но он льет воду и в океан, где в ней нет никакой нужды. Индра льет воду в океан или на землю независимо от того, поклоняемся мы ему или нет. Нам вовсе не нужно уезжать в другой город, деревню или страну. В городах много великолепных дворцов, но нас вполне устраивает жизнь в лесу Вриндавана. Всеми благами мы обязаны только этому лесу и холму Говардхана. Поэтому Я прошу тебя, дорогой отец, устроить жертвоприношение в честь вриндаванских брахманов и холма Говардхана и не иметь никакого дела с Индрой".

Выслушав Кришну, Махараджа Нанда ответил: "Хорошо, мой мальчик! Раз Ты просишь, я устрою особое жертвоприношение для здешних брахманов и холма Говардхана. А пока позволь мне совершить жертвоприношение, называемое Индра-ягья ".

Кришна однако возразил: "Дорогой отец! Не медли. Чтобы устроить жертвоприношение в честь холма Говардхана и местных брахманов, потребуется много времени. Лучше возьми то, что ты уже приготовил для Индра-ягьи, и не мешкая используй для поклонения холму Говардхана и местным брахманам ".

В конце концов Махараджа Нанда уступил. Когда пастухи спросили у Кришны, как Он хотел бы совершить жертвоприношение, Кришна дал им такие указания: "Приготовьте всевозможные яства из зерна и ги, собранных для ягьи. Сварите рис и дал, сделайте халаву, пакоры, лепешки пури и приготовьте молочные блюда: сладкий рис, рабри, сладкие шарики, сандеш, расагулы и ладду. Пригласите также ученых брахманов, умеющих исполнять ведические гимны и совершать огненные жертвоприношения. Брахманов следует щедро одарить зерном. После этого украсьте всех коров и хорошо их накормите. Затем дайте брахманам милостыню деньгами. Собаки и другие животные низших пород, а также люди низших сословий - чандалы, или представители пятой касты, которые считаются неприкасаемыми, тоже могут вдоволь наесться прасада. После того как коровы получат сочную траву, можно сразу начинать жертвоприношение, называемое Говардхана-пуджа. Это жертвоприношение доставит Мне много радости".

По сути, в этих указаниях Господь Кришна описал все хозяйство общины вайшьев. Всем сословиям, включая брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр, чандалов и прочих, а также животным - коровам, собакам, козам и другим - предназначена в обществе определенная роль. Каждый должен работать, сотрудничая с другими, для блага всего общества, к которому принадлежат не только одушевленные существа, но и неодушевленные предметы - горы и земля. Община вайшьев несет особую ответственность за процветание общества, производя зерно, содержа коров, перевозя, когда возникает необходимость, продовольствие, давая деньги в рост и занимаясь другой финансовой деятельностью.

Из сказанного Кришной мы также узнаем, что, хотя собаки и кошки, которые сейчас окружены такой заботой, не должны быть брошены на произвол судьбы, гораздо важнее заботиться о коровах. Очевидно также, что высшим сословиям не следует пренебрегать чандалами, то есть неприкасаемыми, - они тоже должны быть защищены. Все слои общества так или иначе важны, но некоторые несут прямую ответственность за его процветание, а другие имеют к этому только косвенное отношение. Однако, когда в обществе поощряется сознание Кришны, о благе каждого заботятся в равной мере.

Жертвоприношение Говардхана-пуджа совершают и участники Движения сознания Кришны. Господь Чайтанья говорил, что, почитая Господа Кришну, следует также почитать Его землю - Вриндаван и холм Говардхана. Подтверждая это, Господь Кришна сказал, что проводить Говардхана-пуджу - то же самое, что поклоняться Ему Самому. С тех пор стало ежегодно устраиваться жертвоприношение холму Говардхана, называемое аннакута. Во время этой церемонии во всех храмах во Вриндаване и за его пределами готовится большое количество пищи, которая щедро раздается населению. Иногда еду бросают толпящимся гостям, и они с радостью подбирают ее с земли. Это значит, что прасад, пища, предложенная Кришне, никогда не загрязняется и не оскверняется, даже если ее бросают на землю. Поэтому люди собирают и едят ее с большим удовольствием.

И вот Кришна, Верховная Личность Бога, велел пастухам прекратить жертвоприношение Индре и начать Говардхана-пуджу, чтобы наказать Индру, который слишком зазнался, будучи верховным правителем райских планет. Простодушные и честные пастухи, во главе с Махараджей Нандой, приняли предложение Кришны и сделали все, что Он просил. Они совершили поклонение холму Говардхана и почтительно обошли вокруг него. (С тех пор и по сей день во время Говардхана-пуджи жители Вриндавана, нарядно одетые, собираются около холма Говардхана, чтобы вознести ему поклонение и вместе со своими коровами обойти вокруг холма.) Следуя указанию Господа Кришны, Махараджа Нанда и пастухи позвали ученых брахманов и начали поклоняться холму Говардхана, исполняя ведические гимны и предлагая прасад. Жители Вриндавана украсили своих коров и накормили их свежей травой. Пустив коров перед собой, они начали обходить холм Говардхана. Нарядно одетые гопи уселись в повозки, запряженные быками, и стали прославлять деяния Кришны. Брахманы, собравшиеся там, чтобы быть жрецами во время Говардхана-пуджи, благословляли пастухов и их жен, гопи.

Когда все было готово, Кришна вырос до небес и в этом новом божественном облике объявил жителям Вриндавана, что Он Сам и есть холм Говардхана. Он хотел убедить Своих преданных, что холм Говардхана неотличен от Него Самого. Потом Кришна стал есть все приготовленные яства. Единство Кришны и холма Говардхана почитается до сих пор, и все великие преданные берут с холма Говардхана камни и поклоняются им так же, как Божеству Кришны в храмах. Участники Движения сознания Кришны могут поэтому собирать небольшие камни на холме Говардхана и поклоняться им дома, ибо это поклонение столь же благотворно, как поклонение Божеству. Воплощение Кришны начало есть принесенные яства, а Сам Кришна вместе с другими жителями Вриндавана совершал обряд поклонения этому Божеству, а также холму Говардхана. Низко склонившись перед Божеством, Кришна сказал: "Посмотрите, каким огромным стал холм Говардхана! Он оказывает нам милость, принимая все наши подношения". Кришна также объявил присутствующим: "Тот, кто не станет поклоняться холму Говардхана, как это делаю сейчас Я Сам, обречет себя на страдания. На холме Говардхана водится множество змей, и они будут смертельно жалить тех, кто откажется участвовать в Говардхана-пудже. Чтобы обезопасить коров и самих себя, все жители Вриндавана, расположенного у холма Говардхана, должны поклоняться этому холму, следуя Моим указаниям".

Выполняя повеление Кришны, сына Васудевы, все жители Вриндавана приняли участие в жертвоприношении, называемом Говардхана-пуджа, а затем разошлись по домам.

 

На этом заканчивается двадцать четвертая глава книги Бхактиведанты "Кришна", которая называется "Поклонение холму Говардхана".

«Шримад-Бхагаватам». Песнь 10

Прем Прайоджан дас

Глава первая

Говардхана-пуджа

Молясь Вринде-деви, давайте в своих сердцах отправимся во Вриндаван, когда во Врадже наступил месяц Ашвин, который предшествует Картике. Кришне сейчас семь лет.

Однажды Нанда Баба в этот самый месяц Ашвин позвал не­которых враджаваси к себе. Он сказал им: "Пришло время под­готовится к ежегодной ягье, которую мы проводим. Нам нужно определить место, пойти и приготовить его. Это должно быть на берегу Ямуны, и брахманы будут проводить там ягью".

Как вы знаете, у Камсы были брахманы, ответственные за проведение ягий. Жёны этих брахманов раньше получили боль­шую милость от Кришны и Баларамы в одной из лил. И Нанда Баба попросил враджаваси устроить ягью в том самом месте, где жёны брахманов получили милость Кришны и Баларамы.

Через некоторое время Нанда Баба и враджаваси покинули свои дома и построили городок из шатров на этом месте. Криш­на по-прежнему пас коров вместе со своими друзьями и в конце месяца Ашвин вместе со стадом коров пришёл в то самое место, где готовили ягью. Был уже вечер и Кришна, как обычно, весе­лился со своими друзьями. Они шутили, пели, улыбались и были в великом блаженстве, наслаждаясь своими играми. И когда мальчики подошли к месту, где враджаваси устраивали место ягьи, они увидели, что эти враджаваси были очень серьёзны, со­средоточены и напряжённо работали.

Кришну это заинтриговало, и он спросил у них: "А чем вы тут занимаетесь?" И гопы, пастухи, ответили ему: "Мы готовим здесь проведение индра-ягьи". Понимая их намерение, Кришна поду­мал: "Сегодня я не вернусь домой. Вместо этого я останусь с от­цом на ночь здесь, в этом месте ".

Кришна подумал: "В прошлом году отец и все гопы проводи­ли туже самую ягью". Конечно, враджаваси проводили эту ягью каждый год, но Кришна был ещё маленьким и не обращал вни­мания. В первый раз он задумался: "Чем они тут занимаются? В прошлом году они проводили эту ягью, и мне было шесть лет. Но в этом году мне уже целых семь лет. То, что они в прошлом году провели ягью, ладно, но в этом году я им помешаю, потому что этот Индра стал очень горделивым и заносчивым. У Индры очень выросло ложное эго, аханкара, и из-за этого он стал очень оскорбительно относиться к людям. Он думает, что эти пастухи, гопы, глупые и необразованные".

И не только это. Индра думал: "Без меня они не выживут, по­тому что я посылаю им дожди, и благодаря этому они могут жить. Как царь Сварга-локи я содержу всех полубогов, которые в свою очередь поддерживают все материальную вселенную. Все сыно­вья Брахмы, все брахманы, все они - мои священники. И когда они поют гимны Вед, они прославляют меня, Индру". Таким об­разом, Индра был опьянён своим высоким положением, считая себя великой личностью.

С другой стороны, Кришна думал, что все гопы, гопи, враджа­васи, все они совершают бхакти и все деваты совершают бхакти, все, кроме Индры. Только он не занимается бхакти. "Поэтому, желая ему блага и добра, я должен проучить его".

Не думайте, что этот образ мысли, или менталитет, свойстве­нен только Индре. На самом деле все, кто находится в этом мате­риальном мире, под влиянием материальных гун думают: "Я ра­ботаю, содержу себя, свою семью, содержу проповедников и так далее. Таким образом, поскольку я всех их содержу, они-то как раз и есть дураки, а я умный". И Кришна был милостив не только к Индре, он милостив ко всем нам, обусловленным душам. У тех, кто внимательно будет слушать сегодня эту катху, гордыня очень быстро уйдёт.

Через какое-то время, Кришна и его старший брат Дауджи, подошли к Нанде Бабе. И Кришна, как это часто делают малень­кие мальчики, изобразив на лице дикую боль, сказал: "О-ой, па- а-па-а-а, что же ты тут делаешь? На что вы тут так много сил тра­тите? Если вы собираетесь проводить здесь ягью, - и в этот мо­мент Кришна стал дергать отца за одежду, - скажи, какому дева- ту вы собираетесь проводить ягью? О Баба, приведи, пожалуй­ста, праман, доказательство из шастр, которое говорило бы, что нужно проводить пуджу этому девате. Объясни, какой плод вы ожидаете получить от этой ягьи, что вы хотите получить?"

Нанда Махараджа подумал: "Да, но Кришна ещё малыш, по­этому нет смысла объяснять ему всё это". И Нанда Махараджа не хотел объяснять все подробности, все детали, но Кришна настаи­вал. Тогда Кришна решил сменить подход и стал очень смирен­но разговаривать с папой: "О папочка, пожалуйста, ну, пожалуй­ста, скажи, чем вы тут занимаетесь? Ведь я полностью предан тебе, дорогой папа, ты - моё единственное прибежище, мой покрови­тель, поэтому ты мне должен всё рассказать".

Нанда Баба задумался: "Но ведь они же маленькие дети, что я должен им рассказывать, и насколько они способны всё это по­нять?" И Нанда Баба попытался перевести разговор на другую тему и сказал: "Давайте поиграем во что-нибудь". Но Кришна возразил: "Не будем отвлекаться от темы". И затем он опять ска­зал: "Дорогой папа, ты очень опытный и образованный и всё хо­рошо знаешь. А мы - твои сыновья. Разве справедливо, что ты знаешь всё, а мы, твои сыновья, не знаем ничего, кроме того, как пасти коров? Мы также имеем право получить знание о гьяне, о дхарме. Желая удовлетворить нашу потребность в знании, я про­шу тебя, объясни мне, чем вы тут занимаетесь".

Нанда Баба понял, что бессмысленно менять тему, Кришна очень настойчив, и он решил тоже сменить тактику и просто замол­чал. Тогда Кришна сказал: "Папа, мы не должны быть невежест­венными и не знать о правилах гьяны и правилах дхармы, рели­гии". Поэтому, хотя Кришне было всего лишь семь лет, но он был очень разумным мальчиком и стал приводить примеры папе.

Кришна сказал: "Параматма является гьяна-сварупой, это во­площение всего знания. И эта Параматма находится в сердце каждого живого существа. Если рассматривать живые существа с точки зрения духовности, то все они одинаковы, и в качествен­ном отношении они не отличаются от Параматмы. Каждая джи- ва вечная, и Параматма вечная; у Параматмы есть сознание, и у каждой дживы есть сознание. Махатмам, великим личностям, которые осознают эту высокую истину о том, что дживы и Пара­матма в качественном отношении едины, поклоняются великие учёные. Относиться равно к каждому живому существу, не игно­рируя никого, э


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.