О предупреждении учебной перегрузки учащихся начальных классов — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

О предупреждении учебной перегрузки учащихся начальных классов

2023-02-07 28
О предупреждении учебной перегрузки учащихся начальных классов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О предупреждении учебной перегрузки учащихся начальных классов

(инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ)

В целях сохранения психического и физического здоровья младших школьников, недопущения перегрузок учащихся, связанных с увеличением объема и интенсивности учебной нагрузки, необходимо:

· осуществлять организацию образовательного процесса в соответствии с нормативными правовыми документами Министерства образования, регламентирующими учебную нагрузку учащихся;

· шире использовать современные формы, методы и технологии обучения младших школьников, ориентирующие на деятельностный характер овладения знаниями и умениями;

· регулировать объем домашних заданий, совершенствовать методику работы учителя по обучению младших школьников выполнению домашних заданий и осуществлению педагогического руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся;

· сохранять психическое здоровье учащихся при осуществлении контроля и оценки результатов учебной деятельности.

Нормативные документы,

Регламентирующие учебную нагрузку учащихся

· Закон РФ «О правах ребенка»;

· Закон РФ «Об общем среднем образовании»;

· Положение об общеобразовательном учреждении;

· Безотметочное обучение: Оценка результатов учебной деятельности младших школьников

· Санитарные правила и нормы 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»;

Организация образовательного процесса

1. При организации образовательного процесса общеобразовательные учреждения должны руководствоваться Законом РФ «Об общем среднем образовании», образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и учебными программами.

Типовой учебный план является основой для разработки типовых учебных планов на текущий учебный год.

Недельная учебная нагрузка распределяется на 5 или 6 дней.

Часы компонента общеобразовательного учреждения могут использоваться в полном объеме при условии, что общая недельная учебная нагрузка на одного ученика не будет превышать максимально допустимую (таблица 1).

Таблица 1

М аксимальная недельная нагрузка для учащихся 1 – 4 классов

(с учетом компонента общеобразовательного учреждения)

Классы Для общеобразовательных учреждений в классах с изучением всех предметов на базовом уровне Для общеобразовательных учреждений (классов) с изучением отдельных предметов на повышенном уровне Для общеобразовательных учреждений (классов) с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности
1 класс 21 22 23
2 класс 22 23 26
3 класс 23 24 27
4 класс 24 25 28

Компонент общеобразовательного учреждения не является обязательным для всех учащихся. Занятия по интересам организуются при наличии заявлений законных представителей учащихся и комплектуются из учеников одного или параллельных классов в количестве 5 человек в учреждениях, которые расположены в сельских населенных пунктах, 12 человек — в остальных учреждениях. На занятиях по интересаам не выставляются отметки и не задаются домашние задания.

Реализация часов компонента общеобразовательного учреждения во всех типах общеобразовательных учреждений имеет свои особенности:

· между занятиями государственного компонента и компонента общеобразовательного учреждения предусматривается обязательный перерыв (не меньше 30 минут) на отдых и обед;

· в рамках выделенных часов компонента общеобразовательного учреждения проводятся стимулирующие и поддерживающие занятия при наполняемости групп не меньше, чем 3 ученика.

Занятия по основам безопасности жизнедеятельности проводятся с учащимися 2 — 4 классов во всех типах общеобразовательных учреждений во внеурочное время на протяжении всего учебного года за счет часов компонента общеобразовательного учреждения.

3. Расписание уроков в течение учебного дня, учебной недели должно составляться с учетом динамики работоспособности учащихся ранговой шкалы трудности предметов (таблица 2).

Таблица 2

Примерное распределение предметов по ранговой шкале

Таблица 3

Режим проветривания

Таблица 4

Таблица 5

Классы

Длительность просмотра

Оптимизация структуры урока

Таблица 6

Учебный предмет

Таблица 7

Примерный объем домашних заданий

Для учащихся 2 — 4 классов

№ п/п Учебный предмет 2 класс 3 класс 4 класс
1 Математика Задача или 2 столбика примеров Задача или 3 столбика примеров, но не более 16 Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера
2 Русский язык   15 — 17 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания 25 — 28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания 35 — 37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания
3 Литературное чтение не более 1 – 1,5 страниц не более 2 – 2,5 страниц не более 3 – 3,5 страниц
4 Человек и мир не более 1 – 1,5 страниц не более 2 – 2,5 страниц не более 3,5 – 3 страниц

 

Домашние задания по трудовому обучению и музыке не задаются.

5. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию

Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.

Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.

По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.

Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.

Младшим школьникам можно предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.

Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

6. Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем.

Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

7. При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования.

Для учащихся 2-х классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5 – 10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз.

В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30 – 35 минут, а в четвертом – до 40 – 45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2 – 3 минуты. Во время большого (10-минутного) перерыва учащиеся 3 – 4-х классов могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы, протереть пыль).

Методика проверки домашней работы учащихся должна .быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.

Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока.

Возможные формы проверки:

· фронтальный контроль;

· выборочный контроль;

· взаимоконтроль учащихся при работе в парах;

· самоконтроль учащихся.

О предупреждении учебной перегрузки учащихся начальных классов

(инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ)

В целях сохранения психического и физического здоровья младших школьников, недопущения перегрузок учащихся, связанных с увеличением объема и интенсивности учебной нагрузки, необходимо:

· осуществлять организацию образовательного процесса в соответствии с нормативными правовыми документами Министерства образования, регламентирующими учебную нагрузку учащихся;

· шире использовать современные формы, методы и технологии обучения младших школьников, ориентирующие на деятельностный характер овладения знаниями и умениями;

· регулировать объем домашних заданий, совершенствовать методику работы учителя по обучению младших школьников выполнению домашних заданий и осуществлению педагогического руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся;

· сохранять психическое здоровье учащихся при осуществлении контроля и оценки результатов учебной деятельности.

Нормативные документы,


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.