УГРОЖАЮЩИЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

УГРОЖАЮЩИЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ

2023-02-07 29
УГРОЖАЮЩИЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 2
1. Угрожающие состояния у детей (понятие, диагностика, клинические проявления) ………………………………………………………………… 4
2. Сердечно-легочная реанимация при терминальных состояниях на догоспитальном этапе ……………………………………………………... 9
3. Принципы оказания неотложной помощи при некоторых синдромах: 15
3.1. Гипертермия ………………………………………………………... 15
3.2. Судорожный синдром ……………………………………………... 19
4. Асфиксия новорожденных ……………………………………………... 22
5. Принципы оказания неотложной помощи при заболеваниях органов дыхания: ……………………………………………………………………. 24
5.1. Острая дыхательная недостаточность ……………………………. 24
5.2. Острый обструктивный ларингит ………………………………… 25
5.3. Бронхообструктивный синдром …………………………………... 28
5.4. Приступ бронхиальной астмы …………………………………….. 30
5.5. Инородные тела трахеобронхиального дерева …………………... 33
6. Принципы оказания неотложной помощи при заболеваниях сердечно-сосудистой системы: …………………………………………………… 36
6.1. Острая сосудистая недостаточность: обморок …………………… 36
6.2. Острая сосудистая недостаточность: коллапс …………………… 37
6.3. Вегето-сосудистые кризы …………………………………………. 38
6.4. Гипертонический криз …………………………………………….. 40
7. Принципы оказания неотложной помощи при заболеваниях желудочно-кишечного тракта: …………………………………………………. 41
7.1. Оральная регидратация ……………………………………………. 41
7.2. Рвота ………………………………………………………………… 45
7.3. Метеоризм ………………………………………………………….. 45
8. Принципы оказания неотложной помощи при острых аллергических состояниях (анафилаксии): ………………………………………………... 47
8.1. Крапивница и ангионевротический отек …………………………. 47
8.2. Анафилактический шок …………………………………………… 49
9. Принципы оказания неотложной помощи при эндокринных заболеваниях: ……………………………………………………………………… 51
9.1. Гипогликемическая кома ………………………………………….. 51
9.2. Кетоацидотическая кома …………………………………………... 53
10. Принципы оказания неотложной помощи при острых отравлениях . 54
11. Принципы оказания неотложной помощи при геморрагическом синдроме …………………………………………………………………… 59
10.1. Носовое кровотечение ……………………………………………. 59
10.2. Менингококковая инфекция ……………………………………... 61
Приложение 1 Таблица лекарственных препаратов 63
Список литературы 68

ВВЕДЕНИЕ

В связи с анатомо-физиологическими особенностями органов и систем неотложные состояния у детей характеризуются быстрым развитием и прогрессирующим течением, нередко – атипичной клинической картиной затрудняющей правильную интерпретацию симптомов. Это требует от медицинского работника любой специальности основательных знаний и умений.

В то же время большинство острых заболеваний у детей требует решительных, незамедлительных действий, как в плане диагностики, так и в выборе лечебной тактики. Именно квалифицированные действия фельдшера при неотложных состояниях нередко имеют решающее значение для их исхода, так как потеря времени при оказании неотложной помощи на догоспитальном этапе часто уже невосполнима.

В условиях фельдшерско-акушерского пункта одним из разделов работы фельдшера является оказание лечебно-профилактической помощи детям. При обращении больного ребенка фельдшер обязан поставить правильный диагноз, принять правильное тактическое решение и назначить адекватное лечение. От правильных действий фельдшера зависит исход заболевания. При этом фельдшер на ФАПе оказывает первую доврачебную помощь. Тактическое решение фельдшер принимает самостоятельно и несет за него полную юридическую и моральную ответственность.

При обращении больного ребенка до одного года, ребенка из группы риска, больного старше года в тяжелом состоянии или с «неясным» диагнозом, фельдшер обязан поставить в известность:

- в дневное время суток – педиатра ЦРБ или районного педиатра;

- в вечернее время, в воскресные или праздничные дни – дежурного врача ЦРБ.

Для этого на ФАПе должна быть телефонная связь с ЦРБ, на видном месте должен быть список следующих телефонных номеров:

- детского отделения ЦРБ,

- районного педиатра,

- главного врача ЦРБ,

- заместителя главного врача ЦРБ по лечебной работе,

- реанимационного отделения ЦРБ,

- приемного отделения областной детской клинической больницы,

- реанимационного отделения областной детской клинической больницы.

Следует помнить, что нельзя (!) транспортировать детей без оказания неотложной помощи в следующих случаях:

- синюшные кожные покровы,

- нарушения дыхания и сердечной деятельности,

- отсутствие сознания,

- низкое АД или Ps на лучевой артерии не прощупывается,

- судороги,

- Т тела больше 39,00 С,

- травмы и ожоги,

- роды на дому.

При этом основными видами тактических решений фельдшера при выявлении неотложных состояний у детей являются:

1. экстренный вызов «на себя» педиатра или реаниматолога ЦРБ в случае крайне тяжелого нетранспортабельного состояния или большого количества пострадавших;

2. при невозможности выезда врачей ЦРБ, после оказания неотложной помощи, транспортировка в ЦРБ в сопровождении фельдшера с продолжением лечения в дороге;

3. экстренная (немедленная) транспортировка больного в ЦРБ в сопровождении фельдшера после оказания неотложной помощи и продолжением ее в пути следования.

4. экстренная (в течение 6 часов) госпитализация в детское отделение ЦПБ;

5. обеспечение врачебного осмотра путем вызова педиатра «на себя» (в течение 12 часов) или направление в поликлинику ЦРБ;

6. наблюдение и лечение больного на ФАПе (осматривать ребенка не реже 2 раз в сутки до стойкой положительной динамики или выздоровления).

Настоящие методические рекомендации посвящены оказанию неотложной помощи детям на догоспитальном этапе, определен посиндромный подход с алгоритмом лечебных мероприятий.

Пособие предназначено для студентов медицинских колледжей специальности «Лечебное дело».

 

Практически для всех патологических синдромов у детей разработана последовательность лечебно-диагностических ходов, которая выражена в виде алгоритмов, т. е. имеется общепонятное предписание поэтапного выполнения последовательных действий по установлению диагноза и оптимальным лечебным мероприятиям в отношении ведущего патологического синдрома.

Однако сложность заключается в том, что зачастую тяжесть угрожающего состояния у ребенка может обуславливаться не одним, а несколькими синдромами. В этом случае медицинский работник, оказывающий помощь ребенку, должен уметь выделить из нескольких угрожающих жизни синдромов наиболее важный и направить свои действия сначала именно на его ликвидацию!

Одним из важнейших моментов догоспитальной медицинской помощи является выбор места и определение экстренности госпитализации больного.

Для определения степени тяжести Э.К. Цыбулькин предложил так называемый планшет, который рекомендован при обследовании детей до трёхлетнего возраста с острыми заболеваниями (Таблица 3).

Таблица 3

Планшет Цыбулькина

Окраска кожи: Судороги, мышечный тонус:
Нормальная - 1 Судорог нет, мышечный тонус нормальный - 3
Гиперемированная (красная) 0 Судорог нет, мышечный тонус повышен + 3
Желтушность + 3 Судорог нет, мышечная гипотония + 7
Бледная, «мраморная» + 3 Есть судороги + 7
Другая + 3 Затруднение при дыхании:
Цианоз Нет 0
Нет - 2 Затруднен выдох + 3
Периоральный + 4 Затруднен вдох + 4
Распространенный + 7 Затруднен вдох и выдох + 3
Сознание: Характер дыхания:
Нормальное - 3 Нормальное 0
Вялый + 3 Частое поверхностное + 3
Возбужден + 3 Другое + 7
Без сознания + 7

При наличии хотя бы одного признака со значением «+3» ребенка необходимо госпитализировать или обеспечить срочный осмотр врача. При наличии у больного хотя бы одного признака со значением «+4» и более, ребенка необходимо срочно госпитализировать после оказания доврачебной помощи по алгоритму.

 

ПРИ ТЕРМИНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ

Терминальное состояние – конечная стадия угасания жизни, предшествует биологической смерти, состоит из предагонии, агонии и клинической смерти.

Признаки предагонии:

- заторможенность или возбуждение ЦНС;

- прогрессирующее падение АД;

- нитевидный пульс, тахикардия;

- одышка или поверхностное дыхание;

- изменение окраски кожи и слизистых оболочек в зависимости от причины и механизмов развития терминального состояния.

Признаки агонии:

- отсутствие сознания;

- угасание рефлексов;

- зрачки расширены, реакция на свет вялая;

- АД не определяется;

- периферический пульс не определяется;

- патологический ритм дыхания;

- изменение окраски кожи и слизистых оболочек в зависимости от причины и механизмов развития терминального состояния.

Признаки клинической смерти:

- отсутствие сознания;

- арефлексия;

- зрачки расширены, реакции на свет нет;

- остановка сердца;

- остановка дыхания.

Признаки биологической смерти:

- отсутствие сердечной деятельности более 5 минут;

- зрачки расширены, реакции на свет нет;

- начинающиеся трупные пятна.

 

Экспертами ВОЗ рекомендован алгоритм сердечно-легочной реанимации, который должен выполняться на этапах оказания доврачебной, первой врачебной и специализированной помощи при остановке кровообращения и дыхания:

1. Диагностика:

- одним коротким движением правой руки охватывают переднюю поверхность шеи в области сонных треугольников и определяют пульсацию сонных артерий;

- первым пальцем левой кисти поднимают верхнее веко и определяют ширину зрачка и его реакцию на свет.

2. Отметка времени: произносят вслух и отмечают время выявления остановки сердца.

3. Сигнал тревоги: призвать ближайшего из окружающих людей на помощь, направить за реаниматологом или бригадой скорой помощи.

4. Освободить дыхательные пути – осмотреть полость рта, удалить инородные тела. При аспирации и утоплении – повернуть ребенка вниз головой и энергичными движениями, сдавливая грудную клетку, освободить дыхательные пути.

У ребенка старше 1 года

Действия Обоснование
1 2 3
1 Уложить ребенка на спину на ровную твердую поверхность Улучшение проходимости дыхательных путей
2 Под плечи положить валик Выпрямление дыхательных путей
3 Запрокинуть голову ребенка назад, приподнять подбородок, «выдвинув» нижнюю челюсть вперед Профилактика западения языка
4 Освободить верхние дыхательные пути от слизи и инородных тел Обеспечение проходимости дыхательных путей
5 Наложить салфетку на рот ребенка   Обеспечение инфекционной безопасности
6 Двумя пальцами правой руки зажать ребенку нос   Предупреждение выхода вдыхаемого воздуха через нос
7 Сделать вдох и расположить свой рот надо ртом ребенка, образовав плотное соединение   Обеспечение герметичности и эффективности проводимой ИВЛ
8 Вдохнуть воздух в дыхательные пути пострадавшего в количестве, достаточном для того, чтобы грудная клетка осторожно поднялась. Наполнение легких ребенка воздухом  

Окончание таблицы 4

1 2 3
  Примечание: частота соответствует частоте дыхательных движений по возрасту: - 3-6 лет – 20-25 раз в минуту, - 7-10 лет – 18-20 раз в минуту, - старше 12 лет – 16-18 раз в минуту  
9 Сделать паузу, подождать пока грудная клетка ребенка опустится (соотношение продолжительности вдоха и выдоха должно быть 1: 2) Обеспечение пассивного выдоха
10 Повторять пункты 7-9 до появления самостоятельного дыхания или приезда бригады скорой помощи» Обеспечение пассивного поступления кислорода в легкие

Таблица 5

ПРИ НЕКОТОРЫХ СИНДРОМАХ

ГИПЕРТЕРМИЯ

Гипертермия повышение температуры тела выше 37,00 С, у новорожденных – свыше 37,50 С, определяемое в аксиллярной области, или выше 37,50С, определяемое в полости рта, или выше 37,80 С в ампуле прямой кишки при измерении не менее минуты.

Виды лихорадок

Вид лихорадки Механизм развития Клинические проявления
1 2 3
«Розовая лихорадка» Теплопродукция соответствует теплоотдаче - кожные покровы умеренно гиперемированы, теплые, влажные, «лихорадочный» румянец, - общее состояние страдает незначительно,

Окончание таблицы 7

1 2 3
  - тахикардия, - тахипноэ (на каждый градус свыше 37,0 0С одышка становится больше на 4 дыхания в минуту, пульс – на 10 ударов в минуту)
«Бледная (белая) лихорадка» Теплопродукция превышает теплоотдачу, т. к. происходит спазм периферических сосудов - повышение температуры до высоких цифр, сопровождающееся ознобом, - кожные покровы бледные, с мраморным оттенком, - дистальные отделы конечностей холодные на ощупь, - цианоз ногтевых лож, губ, - общее состояние и поведение страдает значительно: вялость, сонливость, возможно возбуждение, бред, судороги, нарушение сознания, - нарушение гемодинамики, симптом «белого пятна», падение АД

Таблица 8

При лихорадке

Действия Обоснование
1 2 3
1 Успокоить ребенка и родителей Уменьшение эмоционального напряжения
2 Уложить ребенка в постель Облегчение состояния
3 Расстегнуть стесняющую одежду Обеспечение свободной экскурсии грудной клетки
4 Обеспечить доступ свежего воздуха При гипертермии развивается гипоксия и повышается потребность тканей организма в кислороде
5 Попытаться выяснить причину повышения температуры тела Проведение этиологической терапии
6 Установить тип лихорадки Определение дальнейшей тактики

 

Продолжение таблицы 8

1 2 3

При «розовой лихорадке»:

7.1 Назначить обильное питье: соки, морсы, отвары, минеральную воду, компоты, подслащенный чай   Восполнение потерь жидкости, которую ребенок теряет и уменьшение интоксикации
7.2 Применить физические методы охлаждения: - ребенка раскрыть, максимально обнажить, - положить холодный компресс на лоб, на область крупных сосудов, печени (температура воды + 4,0 0С); - провести обдувание вентилятором или феном от головы к ногам; - сделать обтирание тела губкой, смоченной водой (Т воды 30-32 0С), полуспиртовым раствором, уксусным раствором (9% столовый уксус + вода комнатной Т 1:1) в течение 3 – 5 минут, 4 – 5 раз; - обертывание во влажную простыню (Температура воды 30,0 - 35,0 0С) Усиление теплоотдачи
7.3   Провести жаропонижающую терапию. В соответствии с рекомендациями ВОЗ (1993 г.) исходно здоровым детям жаропонижающую терапию следует проводить, когда аксиллярная температура у ребенка превышает 38,5 0С. Исключением из этого правила составляют дети из группы риска: - дети первых двух-трех месяцев жизни; - с фебрильными судорогами в анамнезе; - с органическими поражениями ЦНС; - с тяжелыми заболеваниями сердца и легких; - с наследственными метаболическими заболеваниями. Этой группе детей назначение жаропонижающих средств показано при температуре выше 38,0 0С. Препаратом первого выбора является парацетамол, назначаемый внутрь в разовой дозе 10 – 15 мг/кг. Суточная доза не должна превышать 60 мг/кг.   Снижение температуры Примечание: в педиатрической практике не применяются: - ацетилсалициловая кислота (аспирин) из-за опасности развития синдрома Рея,

Окончание таблицы 8

1 2 3
  Антипиретиком второго ряда является ибупрофен (нурофен), назначаемый внутрь в разовой дозе 5 – 10 мг/кг.  
7.4 Если в течение 30-45 мин. после приема жаропонижающих средств температура тела не снижается или повышается, рекомендуется парентеральное (в/м) введение литической смеси: 1. 50% раствор анальгина – 0,1 мл/год жизни, 2. 1% раствор димедрола – 0,1 мл/год жизни - анальгин из-за опасности развития анафилактического шока, агранулоцитоза, - амидопирин, бутадион из-за токсичности

8. При «бледной лихорадке»:

8.1 Ребенка согреть (тепло укрыть, к ногам грелку, теплое питье)

Снятие спазма периферических сосудов и перевод «бледной лихорадки» в «розовую лихорадку»

8.2 Сделать уксусное или полуспиртовое растирание до появления гиперемии кожи
8.3 Ввести в/м спазмолитическое средство: - 2% раствор папаверина 0,1 – 0,2 мл/год - 0,5% раствор дибазола 0,1 – 0,2 мл/год - раствор но-шпы 0,1 – 0,2 мл/год - 1% раствор никотиновой кислоты 0,1 – 0,15 мл/год
8.4 Ввести парентерально (в/м) литическую смесь: 1. 50% раствор анальгина – 0,1 мл/год 2. 1% раствор димедрола – 0,1 мл/год Снижение температуры (допускается комбинация лекарственных средств в одном шприце)
9 Важно добиться постепенного снижения температуры тела, не более чем на 10 в час   Избежание негативных сосудистых и неврологических реакций
10 При возбуждении, появлении судорог, длительности лихорадки более 6 часов – ввести один из нейролептиков: 0,5% раствор реланиума (= седуксен = диазепам = сибазон) в/м, в/в 0,1 – 0,3 мг/кг массы тела или 0,05 – 0,1 мл/кг (но не более 2,0 мл) Профилактика и лечение неврологической симптоматики
11 Контроль температуры тела (термометрия) каждые 30 минут (температура должна снижаться на 0,50 С) Контроль эффективности проведенных мероприятий

Оценка достигнутого:

- Состояние улучшилось, ребенок успокоился, уснул, температура снижается на 0,50 С в течение 30 мин., консультация педиатра.

- Состояние ухудшилось, температура не снижается или повышается – ребенка госпитализировать.

 

СУДОРОЖНЫЙ СИНДРОМ

Судороги – внезапные приступы непроизвольных, кратковременных сокращений скелетных мышц, клонического, тонического или клонико-тонического характера, сопровождающиеся часто потерей сознания.

АСФИКСИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ

Асфиксия новорожденных состояние, когда при рождении у ребенка при наличии сердцебиения дыхание отсутствует или имеются отдельные нерегулярные поверхностные вдохи.

Информация, позволяющая заподозрить асфиксию новорожденных:

- Легкая асфиксиякратковременная задержка дыхания с появлением умеренного цианоза. Оценка по шкале Апгар на 1-ой минуте 6 – 7 баллов.

- Асфиксия средней тяжестинарушение ритма дыхания, тахикардия или брадикардия, цианоз кожных покровов, физиологические рефлексы угнетены, двигательная активность повышена, может возникнуть тремор подбородка и конечностей, склонность к гипертонусу. Оценка по шкале Апгар 4 – 5 баллов.

- Тяжелая асфиксия дыхание отсутствует или резко затруднено, брадикардия (менее 100 уд. в 1 мин.), тоны сердца глухие; кожа бледная, гипотония мускулатуры, физиологические рефлексы не вызываются, адинамия. Меконий обычно отходит до или во время родового акта, околоплодные воды окрашены в грязно-зеленый цвет. Могут быть судороги, патологические глазные симптомы (нистагм, «плавающие» глазные яблоки, симптом Грефе). Симптом «белого пятна» более 3-х секунд (гиповолемия). Оценка по шкале Апгар 3 балла и ниже.

Первичная помощь заключается в проведении реанимационных мероприятий, которые в родильном зале проводят 2 человека: врач и акушерка.

Выделяют 3 этапа или 3 шага реанимации:

- А-шаг ( airway ) – освобождение, поддержание свободной проходимости дыхательных (воздухоносных) путей.

- В-шаг ( breath ) – дыхание, обеспечение вентиляции (ИВЛ или ВВЛ).

- С-шаг ( cordial circulation ) – восстановление или поддержание сердечной деятельности, гемодинамики.

Таблица 11

При асфиксии новорожденных

Действия Обоснование
1 2 3

I этап – А-шаг реанимации

Задача быстрое восстановление проходимости дыхательных путей.

Длительность этапа20 – 25 секунд!

1 Сразу после рождения головки отсосать содержимое из полости рта катетером Восстановление проходимости дыхательных путей
2 Если ребенок не дышит – провести тактильную стимуляцию: щелчок по подошве или энергично потереть спинку Рефлекторное раздражение дыхательного центра
3 Быстро отделить ребенка от матери, перерезав пуповину между 2-мя зажимами Кохера Для дальнейшего проведения реанимационных мероприятий
4 Принять ребенка в подогретые стерильные пеленки, быстро перенести на реанимационный стол, поместить под источник лучистого тепла, при этом головной конец реанимационного столика опущен на 15 градусов, голова слегка разогнута («поза для чихания»)

Предупреждение переохлаждения, улучшение проходимости дыхательных путей

5 Околоплодные воды, слизь обтереть с кожи ребенка теплой стерильной пеленкой и сразу ее удалить
6 Повторно отсосать содержимое из ротоглотки
7 Оценить дыхание и ЧСС (за 6 сек., умножив на 10): - при появлении адекватного дыхания и частоте сердечных сокращений 100 и более ударов в 1 мин., розовых или с акроцианозом кожных покровов – реанимацию прекратить и организовать наблюдение (мониторинг); - при отсутствии самостоятельного дыхания или его неэффективности, частота сердечных сокращений менее 100 ударов в 1 мин., сохраняющемся цианозе -  приступить ко II этапу Оценка эффективности проводимых мероприятий и определение дальнейшей тактики

II этап – В-шаг реанимации

Задача: восстановление внешнего дыхания, ликвидация

гипоксемии и гиперкапнии

8 Начать ИВЛ с помощью маски и дыхательного мешка объемом 350 – 450 мл (Ambu, Penlon) с Обеспечение адекватного дыхания

Окончание таблицы 11

1 2 3
  частотой 40 – 60 раз в 1 мин., используя 100% кислород. Первые 3-5 вдохов с давлением 35-40 см вод. ст., последующие – 20-25 см вод. ст.  
9 Через 30 секунд после начала ИВЛ оценить состояние новорожденного: подсчитать ЧСС (за 6 секунд и умножить на 10). Если ЧСС менее 80 ударов в 1 мин., переходить к III этапу Оценка эффективности проводимых мероприятий и определение дальнейшей тактики

III этап – С-шаг реанимации

Задача: коррекция гемодинамических расстройств

10 На фоне ИВЛ срочно начать закрытый (непрямой) массаж сердца, надавливая на нижнюю треть грудины (чуть ниже линии, соединяющей соски) строго вниз на 1,5 – 2,0 см с частотой 90 - 100 в 1 минуту. Соотношение с частотой ИВЛ 3 : 1 Восстановление кровообращения
11 Через 30 секунд после начала непрямого массажа сердца оценить состояние новорожденного: подсчитать ЧСС (за 6 секунд и умножить на 10) Оценка эффективности проводимых мероприятий и определение дальнейшей тактики

Оценка достигнутого:

- Если у ребенка в течение 15 – 20 минут нет ответа на реанимационные мероприятия (ребенок не дышит, стойкая брадикардия и т.д.), реанимационные мероприятия прекращают.

- Если реанимационные мероприятия были эффективны, продолжают лечение в отделении новорожденных.

Клиника стеноза гортани

Стеноз I степени Стеноз II степени Стеноз III степени
- грубый «лающий кашель», - осиплость голоса, - шумное стенотическое дыхание при беспокойстве ребенка, - отсутствие признаков ДН   - грубый «лающий кашель», - осиплость голоса, - признаки ДН I- II степени: инспираторная одышка в покое с участием вспомогательной мускулатуры (втяжение яремной ямки, межреберных промежутков)   - грубый «лающий кашель», - осиплость голоса, - ДН III степени: стойкий цианоз носогубного треугольника, акроцианоз, общая бледность кожи, потливость, выраженное беспокойство ребенка, тахикардия, - инспираторная или смешанная одышка в покое с участием вспомогательной мускулатуры

 

Таблица 14

На догоспитальном этапе

1 Создать спокойную обстановку. Успокоить ребенка. Назначить: - настой валерианы или пустырника по 1 ч.л. 3 раза в день детям до 3-х лет, - настойку валерианы или пустырника, корвалол – разовая доза 1 капля/год 3 раза в день Эмоциональное напряжение усиливает проявления дыхательной недостаточности

 

Продолжение таблицы 14

1 2

3

2 Обеспечить доступ свежего воздуха, увлажнить его

Уменьшение гипоксии и отека подсвязочного пространства

3 Уложить ребенка с приподнятым головным концом

Облегчение дыхания

 

4 Расстегнуть стесняющую одежду
5 Давать дробно по 5-10 мл каждые 10-15 минут теплое питье (минеральную воду без газа, отвар сухофруктов, морсы, теплый чай)
6 При нормальной температуре тела провести отвлекающую терапию: - поставить горчичники на икроножные мышцы, - провести горячие (оптимальная температура воды 40-42 0С) ножные ванны, - поставить полуспиртовый согревающий компресс на область шеи (экспозиция 10 минут) Усиление оттока крови к нижней половине туловища, уменьшение отека подсвязочного пространства  
7 Закапать в нос сосудосуживающие капли: нафтизин, називин, санорин, галазолин – по 1-2 капли в оба носовых хода в положении с запрокинутой головой Уменьшение отека слизистой носоглотки  
8 При наличии домашнего ингалятора или небулайзера – ингаляции физиологического раствора или минеральной воды Разжижение мокроты и увлажнение вдыхаемого воздуха  
9 Дать внутрь препарат муколитического и отхаркивающего действия, например: - бромгексин 4 мг 3 раза в день детям до 6 лет - амброксол (лазалван) – сироп по 2,5 мл 3 раза в день детям до 2 лет Разжижение и отхождение мокроты  

БРОНХООБСТРУКТИВНЫЙ СИНДРОМ

Бронхообструктивный синдром – собирательный термин, включающий симптомокомплекс специфически очерченных клинических проявлений нарушения бронхиальной проходимости, имеющей в своей основе сужение или окклюзию дыхательных путей.

Информация, позволяющая заподозрить бронхообструктивный синдром:

- развитие на фоне респираторной вирусной инфекции;

- приступообразный кашель – сухой или малопродуктивный с минимальным отделением мокроты;

- одышка экспираторного характера с участием вспомогательной мускулатуры;

- шумное дыхание, дистанционные хрипы;

- может быть вздутие грудной клетки.

Таблица 15

ПРИСТУП БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

Бронхиальная астма у детей – заболевание, в основе которого лежит хроническое аллергическое воспаление бронхов, сопровождающееся их гиперреактивностью и периодически возникающими приступами затрудненного дыхания (одышкой) или удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной

- брохоспазмом,

- гиперсекрецией слизи,

- отеком стенки бронхов.

Приступ бронхиальной астмы – остро развившееся и (или) прогрессивно ухудшающееся экспираторное удушье, затрудненное и (или) свистящее дыхание, спастический кашель, или сочетание этих симптомов, при резком снижении пиковой скорости выдоха (ПСВ).

Информация, позволяющая заподозрить приступ бронхиальной астмы:

- наличие в анамнезе бронхиальной астмы;

- вынужденное положение ортопноэ;

- спастический кашель;

- одышка с затрудненным, удлиненным выдохом;

- шумное свистящее дыхание, дистанционные хрипы.

Таблица 17

Действия

Обоснование
1

2

3
1

Успокоить ребенка и родителей

Уменьшение эмоционального напряжения, усиливающего бронхоспазм
2

По возможности выяснить аллерген и разобщить с ним ребенка

Устранение причины
3

Помочь ребенку занять правильное положение – ортопноэ

Облегчение дыхания
4

Помочь ребенку отрегулировать правильное дыхание: сидя в позе «кучера» делается глубокий вдох, затем очень медленный выдох, через сомкнутые губы

Облегчение состояния
5 Обеспечить доступ свежего воздуха

Уменьшение гипоксии

6 Давать дробно по 5-10 мл каждые 10-15 минут теплое щелочное питье

Разжижение и лучшее отхождение мокроты

7 С помощью карманного ингалятора провести ингаляцию β2-адреномиметоком короткого действия: сальбутамол (вентолоин), фенотерол (беротек) – 1-2 дозы. Ингаляцию лучше проводить через спейсер. рис. 1 Карманный ингалятор со спейсером Можно применить через небулайзер беродуал 0,5-1 кап./кг в 3 мл физиологического раствора

Снятие бронхоспазма.

 

 

Особенности проведения ингаляций у детей раннего возраста

 

 

       

 

Окончание таблицы 17

1 2

3

8 Оценить состояние ребенка и провести мониторирование ПСВ с помощью пикфлоуметра Рис. 2 Пикфлоуметр

Оценка промежуточного результата

9 Если состояние нестабильное, симптомы прежние или нарастают, ПСВ менее 80% повторять ингаляции β2-адреномиметика из дозирующего ингалятора или через небулайзер каждые 20 минут в течение часа

Дальнейшая терапия снятия бронхоспазма

 

10 При отсутствии эффекта ввести в/в струйно медленно 2,4 % раствор эуфиллина 0,1-0,15 мл/кг (или 0,5 – 1,0 мл/год) на физиологическом растворе

Дальнейшая терапия снятия бронхоспазма

 

11 При отсутствии эффекта ввести глюкокортикостероиды – преднизолон 1-3 мг /кг в/м или в/в или дексаметазон 2-4 мг /кг массы тела

Оказывает сильное противовоспалительное и десенсибилизирующее действие

12

Провести оксигенотерапию

Уменьшение гипоксемии и гипоксии
13

Дать внутрь отхаркивающие, например, амброксол (лазалван)

Улучшение отхождения мокроты
14

Оценить состояние ребенка и провести мониторирование ПСВ с помощью пикфлоуметра

Оценка результата проведенной терапии
       

Оценка достигнутого:

- Состояние улучшилось: кашель становится влажным, продуктивным; удушье уменьшилось или прекратилось, в легких выслушиваются влажные хрипы – продолжить наблюдение через сутки и через 3 дня после приступа, провести мониторирование с помощью пикфлоуметрии, продолжить прием базисной терапии.

- Состояние не улучшилось – продолжать проводимые мероприятия до приезда бригады скорой помощи, госпитализировать в специализированное отделение.

ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА

ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА ПОЛОСТИ НОСА

Таблица 19

ОБМОРОК

Обморок – проявление сосудистой недостаточности, которая сопровождается ишемией мозга и проявляется кратковременной потерей сознания без глубоких нарушений гемодинамики.

Информация, позволяющая заподозрить обморок:

1. резкая слабость, внезапная потеря сознания,

2. бледность кожных покровов, холодный пот,

3. тахипноэ,

4. брадикардия сменяется на тахикардию,

5. холодные конечности,

6. снижение АД,

7. снижение мышечного тонуса.

Таблица 21

При обмороке

Действия Обоснование
1 2 3
1 Уложить ребенка на ровную горизонтальную поверхность с приподнятыми ногами или усадить и резко наклонить голову вниз Обеспечение притока крови к мозгу
2 Грудь и шею освободить от стесняющей одежды Облегчение экскурсии легких
3 Обеспечить приток свежего воздуха или дать кислород Уменьшение гипоксии
4 Сбрызнуть лицо и тело ребенка холодной водой, похлопать по щекам влажным полотенцем

Раздражение большого количества рецепторов оказывает возбуждающее действие на дыхательный и сосудодвигательные центры ЦНС

5 Дать вдохнуть пары нашатырного спирта, растереть тело и конечности, обложить грелками

Окончание таблицы 21

1 2 3
7 Если обморок продолжается, ввести: - 25% раствор кордиамина 0,1 мл / год или - 10% раствор кофеина 0,1 мл / год Оказывают возбуждающее действие на ЦНС
8 При простом обмороке – оставить ребенка на месте, рекомендовать обратиться в

Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.