Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения лексико-семантической генерализации у детей с нарушением речи — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения лексико-семантической генерализации у детей с нарушением речи

2023-02-07 38
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения лексико-семантической генерализации у детей с нарушением речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

За последние десять лет в таких дисциплинах как психология, лингвистика и психолингвистика отмечается важнейшая роль усвоения процессов словотворчества для детей с нормальным развитием речи. Ученые, которые анализировали речевые проявления у детей с нормальной речью, определили закономерности, последовательность и этапы становления словотворческой системы языка в онтогенезе.

Проблема развития лексико-семантической генерализации у детей дошкольного возраста - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Этой проблемой занимались Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Г.И. Жаренкова, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Е.Ф., А.В. Ястребова, Т.В. Туманова, Т.Б. Чевелева . В работах Е.М. Мастюковой, Р.Е. Левиной, Г.В Чиркиной содержатся сведения о неполноценности протекания лексико-семантических операций у детей с общим недоразвитием речи. У дошкольников развитие речи оказывает существенное влияние на психическое развитие ребёнка в целом. Речь- средство регуляции высших психических функций человека. Регулирующая функция речи у детей в норме возникает к концу дошкольного возраста. Она имеет большое значение для перехода ребёнка к школьному возрасту.

Общая закономерность аномального развития ребёнка состоит в недоразвитии регулирующей функции речи

Актуальность темы исследовательской работы обусловлена тем, что в настоящее время исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества причин. Достаточно распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста по психолого-педагогической классификации является общее недоразвитие речи. Работа посвящена одной из важнейших проблем логоᴨедии - формированию процессов лексико-семантической генерализации у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Исследователи, которые изучали проблему общего недоразвития речи выделяли недостаточные возможности детей в образовании новых форм слов. Эта проблема раскрыта в работах Р.И. Лалаевой, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Шуйфер. Сведения носят характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с общим недоразвитием речи при самостоятельном продуцировании производных наименований. Поэтому на этой основе такими исследователями, как Н.В.Серебрякова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, были определены некоторые направления и отдельные приемы по развитию словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.

Дети с общим недоразвитием речи обладают низкой способностью воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка. Это, в свою очередь, ограничивает их комбинаторные способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка при построении речевого высказывания.

Объект исследования – процесс формирования лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – система логопедической коррекции, направленная на формирование словотворчества у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель исследования – выявление и проверка эффективности логопедической организации процесса формирования лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

Задачи исследования:

1. Определить методологическую основу исследования, как результат анализа современных подходов к решению проблемы теоретических основ лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2. Разработать критерии и показатели комплексной диагностики уровня сформированности лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Разработать и апробировать систему логопедической коррекции, направленную на формирование лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

4. Разработать научно- методические рекомендации по формированию процесса лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

5. Эксᴨериментально проверить эффективность выбранных методик.

Гипотеза составила положение о том, что процесс лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективным, если:

- он опирается на научно-обоснованную концепцию формирования процесса лексико-семантической генерализации;

- он строится на принципах внедрения дифференциации и индивидуализации ;

- реализуется организационное методическое обеспечение, основанное на поэтапном формировании у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и формируем лексико-семантическую генерализацию.

Методы исследования: изучение анамнестических данных; изучение педагогической, медицинской, психологической документации; беседа; наблюдение в процессе учебной, предметно-практической и игровой деятельности; обобщение работы воспитателей, логопеда, психолога; эксперимент.

Практическая значимость работы заключается в том, что данные исследования могут использоваться логопедами, воспитателями, учителями и студентами в целях расширения знаний по данной проблеме.

База исследования: МДОУ Детский сад №356(муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 356 Центрального района г. Волгограда)

Структура дипломной работы. Работа общим объёмом 89 страницы:

1. Теоретическая часть (74 страницы), состоящая из введения, двух глав, заключения, списка литературы, который включает в себя 55 источников.

2. Приложений в объеме 13 страниц. Приложение состоит из двух методик.

3. В дипломной работе представлены таблицы в количестве 20 штук.

 

 

 

Выводы по 1 главе

Исследования детской речи демонстрируют, что еще в ранние годы ребенок осваивает лексико-семантическими компонентами речевой деятельности, которые обеспечивают процесс овладения семантикой производного слова на основе осмысления структуры и понимания значения морфем (А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, Н.М. Юрьева, Г.А. Черемухина, А.М. Шахнарович и др.).

Отмечается, что дошкольники к началу школьного обучения практически постигает всеми формами и значениями, существующими в языке. Но это «постижение» находится на уровне неосознанного. Дети осознают грамматические значения отдельных морфем слова, оперируют ими и применяют при образовании своих новых слов в период лексико-семантической генерализации на основе чувства языка. Языковое чутье к началу обучения в школе протекает в более скрытых формах.

В конечном итоге многостороннего исследования детской речи А.М. Шахнаровичем, Т.М. Черемухиной был выделен компонент в языковой способности человека. Вместе с этим отмечается, что «лексико-семантический компонент не присущ детям изначально. Он служит продуктом развития и появляется в назначенный период этого развития»

 Исследование использованной литературы позволяет сделать заключение о том, что большая часть авторов отрицают вероятность самопроизвольного овладения дошкольниками с общим недоразвитием речи лексико-семантическими (словообразовательными) навыками и умениями. Такие исследователи как, Н.А. Никашина, Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева; Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова и др., анализируют многочисленные лексико-семантические нарушения или речевые, обусловленные недостаточностью речевой практики, или как языковые, вызванные невозможностью усвоения морфемной системы языка в целом, невозможностью овладения правилами оперирования языковыми знаками.

    По мнению А.Г. Тамбовцева этап возникновения предпосылок процесса лексико-семантической генерализации согласовывается с усвоением закономерностей родного языка у детей младшего дошкольного возраста. В это время «дети еще не могут выделять в ситуации главные связи и отношения. Специфичный для этого периода развития ребенка тип обозначения ситуации в целом совпадает с уровнем познания действительности.

По мнению Львовой С.И. в оценке ситуации младшего дошкольника преобладает аналитический подход, процесс синтеза отсутствует, в итоге чего «процесс лексико-семантической генерализации на данном этапе не имеет конечного продукта - производного слова».

  В исследованиях А.А. Леонтьева и Д.Б. Эльконина затрагивают факт того, что уже в это время дети овладевают морфемой, имеющей собственное значение; происходит ориентировка «на общую звуковую характеристику морфемы». По мнению А.Н. Гвоздева, Л. И. Гараевой, А.М. Шахнаровича, Н.М. Юрьева, младшие дошкольники с нормальным развитием речи подходят и к осознанию значения некоторых словообразующих аффиксов.

 Этап «активного периода словотворчества» охватывает большой временной отрезок: от 3,6 - 4,0 до 5,5 - 6,0 лет. По мнению Львова С.И, особенность этапа - «в ходе понимания производного слова активно включается уже и языковой опыт ребенка: значение производного он начинает выводить с привлечением своего практического знания о предмете, и путем осмысления структуры слова, значения его частей».

В итоге, дошкольники растолковывают значение производного слова с опорой на его структуру, в этом случае сотворяемое производное слово правильно выражает осмысленные в качестве существенных связи и отношения элементов реальной деятельностной ситуации.

Исследования Шахнаровича А.М. и Юрьева Н.М приходят к выводу, что самостоятельная лексико-семантическая деятельность детей дошкольного возраста является свидетельством овладения ими «моделью-типом словообразования, позволяющая установить связи между явлениями действительности и языковыми средствами их выражения.

В этот период дошкольники ярко показывают свою способность создавать производные слова, потому что на этом этапе исследователи как А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, Т.Н. Ушакова и др. фиксируют «номинативный взрыв» в речи детей. Так как рост словаря не успевает за потребностями общения, то это приводит к быстрому росту «детских» слов в речи детей. Имеющийся словарь дошкольника не обеспечивает его потребности в номинации явлений. По этой причине дошкольником «создается» новая единица по усвоенным правилам. При этом «детские новообразования построены по продуктивным моделям современного языка и со строгим соблюдением деривационных значений ("соритель"– тот, кто сорит; "лучный" – относящийся к луку и т.д.)» (Цейтлин).

     Завершающий период в усвоении лексико-семантической системы детей дошкольного возраста (5,6 - 6,0) представляет собой, по мнению А.Г. Тамбовцева, этап «усвоения норм и правил словообразования, самоконтроля, формирования критического отношения к речи, снижения интенсивности словотворчества».

Исследования Сохина, Тамбовцева, Шахнаровича показали ,что в основе процесса усвоения правил словообразования «лежат генерализация отношений между звукоформой грамматического элемента и его значением, обобщение ориентировочных действий детей дошкольного возраста в языковой действительности и "вращивание", редуцирование этих действий».

Из вышеперечисленного следует, что дошкольный период освоения словообразовательного аспекта родного языка свидетельствует о повышенном внимание детей к морфемной структуре слова и готовностью лично образовывать слова по типичным лексико-семантическим моделям. Последнее называется словотворчеством. Оно, по мнению Черемухиной и Шахнаровича, характеризуется «проявлением активности самого дошкольника в овладении правилами словообразования».

 Психофизиологической основой словотворчества, как показывают исследования, является «генерализация отношений... внутри слова, как комплексного раздражителя» по Сохину Ф.А. В исследованиях Г.А. Черемухиной, А.М. Шахнаровича это сформировывается «как процесс, началом которого является освоение словообразовательной модели, а затем применение этой модели для возникновения нового слова, оформления результата происшедших процессов номинации и универбизации в слове-универбе»

 Дошкольники с общим недоразвитием речи с трудностями овладевают правилами возникновения новых слов. В таких случаях это приводит к задержке пополнения словарного запаса детей дошкольного возраста. Самый простой вид словообразования – это образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов. У детей с нормальным развитием речи он начинает усваиваться уже на втором году жизни.

Но старшие дошкольники с общим недоразвитием речи, при выполнении заданий на этот простейший вид словообразования допускают такие ошибки: куклочка или кукленок, вместо куколка, грибик вместо грибок и др.

    Большие трудности испытывают дети дошкольного возраста при образовании относительных, притяжательных прилагательных: сумка из кожи – кожная, кожевая; голова лошади – лошная, лошадья или лошанная. Все ответы выходят за рамки «возрастных своеобразий» речи.

Лексико-семантическая генерализация, как в норме, так и при патологии, представляет собой сложный многообразный процесс. Пятый год жизни является периодом активного освоения детьми способов словообразования. Словообразование и словотворчество уже носят взрывной характер: дошкольники употребляют в этот период все части речи.

Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отличаются от своих сверстников с нормальным речевым развитием особенностями психических процессов. По этой причине процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка. Развитие восприятия и осознание речи дошкольников совершается значительно быстрее в продуктивной деятельности, потому что в деятельности речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.

 

Выводы по 2 главе

В экспериментальной части было выявлено следующее:

во-первых, феномен процесса лексико-семантической генерализации является закономерностью развития детской речи. Дети среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, рассматривая картинки с интересными и смешными предметами, которые сочетают в себе определенные известные характеристики повседневных предметов и странные неизвестные характеристики, имеют выбор или придумать новое слово, для обозначения предмета, или выбрать уже имеющееся в словаре и лишь дополнить его деталями. Эксперимент показал, что большинство испытуемых дошкольников выбирают первый вариант. Во-вторых, подтверждает, что механизмы процесса лексико-семантической генерализации у разных детей очень схожи. В-третьих - в основе детского словотворчества лежит механизм стереотипизации и подражания языку взрослых.

В младшем возрасте у детей с общим недоразвитием речи процесс лексико-семантической генерализации носит скорее фонетический характер, а в среднем дошкольном возрасте - грамматический и лексический. Также, проведя эксперимент, мы убеждаемся в том, что все единицы процесса лексико-семантической генерализации, связанные с усвоением грамматики попадают под классификацию Ушаковой Т.И.. Появление каждого слова можно объяснить, опираясь именно на ее работу.

Классификация единиц процесса лексико-семантической генерализации показала, что можно опираться на точку зрения Ушаковой Т.И., которая предлагает три группы слов : «слова-осколки», слова с «чужим окончанием» и «синтетические слова». По данной классификации можно разделять лишь единицы словотворчества, имеющие грамматическое «происхождении». Лексическое значение слова тоже будет играть важную роль, но чтобы выразить слово в речи необходимо обратиться за помощью к грамматике. Лексика, как бы дает толчок, грамматика – реализует словотворчество как процесс.

Две из трех методик, представленные в практической главе - «Что это такое?» и «Дай название картинке», еще раз подтверждают нашу гипотезу – процесс лексико-семантической генерализации это закономерный процесс развитья детской речи и носит шаблонный характер. Дошкольники среднего возраста в этом процессе опираются на уже известные слова, используя их как стереотипы. Также данные методики доказывают, что механизмы процесса лексико-семантической генерализации у детей достаточно универсальны.

Процесс образования новых слов доставляет немало удовольствия, как взрослым, так и детям, потому что результаты порой очень забавны.

В процессе исследования нам очень понравилось работать с детьми. Совместная работа была интересной и творческой.

Третья методика «Исследования способности словообразования» Алексеевой М.М., Ляминой В.И. показала, что в констатирующем исследовании  итоги были с низким - средним уровнем словообразования. Но уже в констатирующем результаты улучшились до среднего - высокого (маленький процент) уровня процесса лексико-семантической генерализации.

 

Заключение

На момент овладения речевыми навыками дети среднего дошкольного возраста очень часто разными способами начинают придумывать новые слова. Словотворчество - это процесс создания ребенком новых слов на основе лексического, грамматического и фонетического материала родного языка. Для создания собственных языковых единиц ребенок проделывает большую аналитико-синтетическую работу: он наблюдает, анализирует, сравнивает, делает выводы. Всё это приводит  в итоге к первичному элементарному осознанию языка и его функциональных возможностей в речи.

В начале эксперимента мы поставили перед собой цель изучить детское словотворчество, процесс лексико-семантической генерализации, как закономерность развития речи ребенка в дошкольном детстве. Чтобы цель была успешно выполнена, мы представили ряд задач практического и теоретического характера. В ходе исследования мы: изучили развитие лексики в онтогенезе, проследили усвоение ребенком различных элементов родного языка на разных уровнях, классифицировали единицы процесса лексико-семантической генерализации, исследовали единицы этого процесса, полученные экспериментальным путем. В результате практического и теоретического исследования мы подтвердили, что процесс лексико-семантической генерализации встречается у всех детей дошкольного возраста. Также мы установили определенные механизмы словотворчества, присущие всем детям и пришли к выводу, что любое словотворчество имеет под собой «базу» - стереотипы, шаблоны. И уже основываясь на эти шаблоны, дети дошкольного возраста придумывают новые слова.

Наша гипотеза полностью подтвердилась в результате теоретического анализа имеющейся литературы и практического эксперимента.

Работая над темой «Лексико-семантическая генерализация у детей среднего дошкольного возраста с нарушением речи» можно сделать следующие выводы:

1. Словообразование – это процесс образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов.

2. Словообразование, как в норме, так и при нарушении, является  сложным многообразным процессом.

3. Пятый год жизни – это период активного освоения способов словообразования. Словообразование и словотворчество уже носят взрывной характер: дошкольники начинают употреблять в этот период все части речи.

4. Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Процесс воспитания осуществляется на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.

5. Условием благополучного преодоления речевого недоразвития является тесная взаимосвязь и преемственность в работе всего педагогического коллектива, единства требований, предъявляемых детям.

6. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия к сознанию речи дошкольников, потому что речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.

7. Проведенная работа в экспериментальной группе показала, что:

- отдельные элементы словообразования и общий уровень процесса лексико-семантической генерализации в целом заметно выросли;

- процесс словообразования у детей стал более непринужденным и практически не вызывает у них затруднений.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., Академиа, 2000.

2. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования. Филологические науки, 2003.

 3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М., 2000.

4. Баева А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5—6-летних детей с общим недоразвитием речи, 2004.

5. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль, «Академия развития», 2001.

6. Берменд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, "Альф", 2000.

7. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. -М., Просвещение, 2000.

8.     Вершинина О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед № 1, 2004.

9.    Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. -М., «Педагогика», 2004.

10. Волкова Е.Ф.Статистические методы экспериментальной психологии. Практическое руководство. –Новосибирск, НГПУ, 2003.

11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –Спб., Союз, 2000.

12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., Педагогика, 2001.

13. Григорьев Л.П. Дети с проблемами в развитии. Комплексная диагностика и коррекция. – М., ИКЦ, 2002.

14.   Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). – М., Педагогика, 2005.

 15. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М., Просвещение, 2000.

17. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М., Просвещение, 2000.

18. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М., Педагогика, 2008.

19. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 2003.

20. Зорина В.В. Современные исследования словообразовательного компонента языковой способности детей дошкольного возраста. М., 2000.

21. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. –Спб., «Каро», 2002.

22. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М., 2004.

23. Коменский Я. Избранные педагогические труды. – М., 2000.

24. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. – М., 2004.

25. Кулеша. Освоение предметных действий детьми. «Дефектология», 2000.

26. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – Спб., 2001.

27. Левина Р.Е. Логопедия. – М., 2001.

28. Леонтьев А.Н. Актуальные проблемы психической речи и обучение языку. -М., 2006.

29. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи. – М., Аквариум, 2005.

 30. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 2003.

31. Львова С.И. Функционально-семантический подход к обучению морфемике и словообразованию в школьном курсе русского языка. М., 2005.

32. Ляско Е. Развитие речи малыша. – М., Айрис-Пресс, 2003.

33. Менджерицкая Ю.В. Воспиталелю о детской игре. -М., 2002.

34. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., Просвещение, 2001.

35. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., Академиа, 2000.

36. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., Просвещение, 2004.

37. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, «Гринго», 2007.

38. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., Педагогика, 2000;

39. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. -Спб. 2000.

40. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М., «Наука». 2000.

41. Рубенштейн С.Л. Избранные произведения в 2-х томах. –М., 2001.

42. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 2004.

43. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. -М., Просвещение, 2002.

44. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., Просвещение, 2005.

45. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста). - М., 2001.

46. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. -М., Провещение, 2004.

47. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. -М., «Академия», 2000.

48. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., Педагогика, 2005.

49. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 2003.

50. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Особенности образования производных слов в детской речи. – Пермь, 2004.       

51. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: На материале онтогенеза речи. М., 2004.

52. Щерба Л.В.; Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии. Вопросы теории и истории языка. – М., 2002.

53. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. М. – Воронеж, 2001.

54. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М., Владос, 2000.

55. Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные психологические труды. -М., Педагогика., 2001.

 

 

Приложение

Введение

За последние десять лет в таких дисциплинах как психология, лингвистика и психолингвистика отмечается важнейшая роль усвоения процессов словотворчества для детей с нормальным развитием речи. Ученые, которые анализировали речевые проявления у детей с нормальной речью, определили закономерности, последовательность и этапы становления словотворческой системы языка в онтогенезе.

Проблема развития лексико-семантической генерализации у детей дошкольного возраста - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Этой проблемой занимались Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Г.И. Жаренкова, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Е.Ф., А.В. Ястребова, Т.В. Туманова, Т.Б. Чевелева . В работах Е.М. Мастюковой, Р.Е. Левиной, Г.В Чиркиной содержатся сведения о неполноценности протекания лексико-семантических операций у детей с общим недоразвитием речи. У дошкольников развитие речи оказывает существенное влияние на психическое развитие ребёнка в целом. Речь- средство регуляции высших психических функций человека. Регулирующая функция речи у детей в норме возникает к концу дошкольного возраста. Она имеет большое значение для перехода ребёнка к школьному возрасту.

Общая закономерность аномального развития ребёнка состоит в недоразвитии регулирующей функции речи

Актуальность темы исследовательской работы обусловлена тем, что в настоящее время исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества причин. Достаточно распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста по психолого-педагогической классификации является общее недоразвитие речи. Работа посвящена одной из важнейших проблем логоᴨедии - формированию процессов лексико-семантической генерализации у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Исследователи, которые изучали проблему общего недоразвития речи выделяли недостаточные возможности детей в образовании новых форм слов. Эта проблема раскрыта в работах Р.И. Лалаевой, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Шуйфер. Сведения носят характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с общим недоразвитием речи при самостоятельном продуцировании производных наименований. Поэтому на этой основе такими исследователями, как Н.В.Серебрякова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, были определены некоторые направления и отдельные приемы по развитию словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.

Дети с общим недоразвитием речи обладают низкой способностью воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка. Это, в свою очередь, ограничивает их комбинаторные способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка при построении речевого высказывания.

Объект исследования – процесс формирования лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – система логопедической коррекции, направленная на формирование словотворчества у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель исследования – выявление и проверка эффективности логопедической организации процесса формирования лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

Задачи исследования:

1. Определить методологическую основу исследования, как результат анализа современных подходов к решению проблемы теоретических основ лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2. Разработать критерии и показатели комплексной диагностики уровня сформированности лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Разработать и апробировать систему логопедической коррекции, направленную на формирование лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

4. Разработать научно- методические рекомендации по формированию процесса лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

5. Эксᴨериментально проверить эффективность выбранных методик.

Гипотеза составила положение о том, что процесс лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективным, если:

- он опирается на научно-обоснованную концепцию формирования процесса лексико-семантической генерализации;

- он строится на принципах внедрения дифференциации и индивидуализации ;

- реализуется организационное методическое обеспечение, основанное на поэтапном формировании у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и формируем лексико-семантическую генерализацию.

Методы исследования: изучение анамнестических данных; изучение педагогической, медицинской, психологической документации; беседа; наблюдение в процессе учебной, предметно-практической и игровой деятельности; обобщение работы воспитателей, логопеда, психолога; эксперимент.

Практическая значимость работы заключается в том, что данные исследования могут использоваться логопедами, воспитателями, учителями и студентами в целях расширения знаний по данной проблеме.

База исследования: МДОУ Детский сад №356(муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 356 Центрального района г. Волгограда)

Структура дипломной работы. Работа общим объёмом 89 страницы:

1. Теоретическая часть (74 страницы), состоящая из введения, двух глав, заключения, списка литературы, который включает в себя 55 источников.

2. Приложений в объеме 13 страниц. Приложение состоит из двух методик.

3. В дипломной работе представлены таблицы в количестве 20 штук.

 

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения лексико-семантической генерализации у детей с нарушением речи


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.