КОНСПЕКТЫЗАНЯТИЙПОКОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙДИСГРАФИИ — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

КОНСПЕКТЫЗАНЯТИЙПОКОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙДИСГРАФИИ

2023-02-07 33
КОНСПЕКТЫЗАНЯТИЙПОКОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙДИСГРАФИИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 


ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Дифференциация букв о - а.

Задачи: научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах; учить дифференциации букв о - а в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь.

Оборудование: буквы о-а (на доске); таблицы букв (на доске); модели слов; кроссворд; карточки для индивидуальной работы - «Нотки», альбом 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Оргмомент

1. Знакомство с таблицами.

Логопед:Рассмотрите таблицы букв (вывешиваются на доске) и найдите сходные по начертанию буквы. Запишите их парами.

2. Сравнение букв, сходных по начертанию.

Логопед предлагает детям (поочередно) назвать записанные пары букв и сравнить их между собой.


Дифференциациябукв«о—а»                                                    9


II .Основная часть занятия

1. Сравнение букв, сходных по начертанию (задание 1. с.3*).Знакомство с парой букв о - а. Запись темы занятия. Прослушивание сказки о буквах сестричках. Логопед:Послушайте сказку о буквах-сестричках.

«Жили-были две буквы-сестрички (логопед выставляетна доску стилизованное изображение букв о - а). Сестрички были очень похожи. Чтобы не перепутать своих дочерей,мама заплетала косичку одной дочери, а вторая ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: внекоторых словах совсем не хотели расставаться и стоялирядом. Так они и жили. Со временем люди научились ихразличать — увидев сестёр издалека, они кричали: «Посмотрите, это буква асестрёнка с косичкой, а вот и буква о -без косички ».

2.Сравнение элементов и целых букв о- а

(задания 2. 3. с. 3).

Буква а - состоит из двух элементов, буква о - из одного овала. Сравнение артикуляции звуков о- а. При произнесении звука а - рот широко раскрывается, при произнесении о - рот напоминает по форме овал. Соотнесение звуков с буквами и символами для обозначения на письме.

Логопед:Рассмотрите геометрические фигуры-символы (задание 2, с. 3), расположенные рядом с буквами о-а. Подумайте и скажите, какой фигурой удобнее обозначать на письме букву а, а какой - букву о? Какого цвета фигуры и почему? (красный овал для буквы о, красный треугольник для а).

Соедините элементы букв так, чтобы получились буквы о - а (задание 3, с. 3). Запишите эти буквы поэлементно.

3.Развитие фонематического восприятия (упражнение «Нотки» ).

Логопед:Посмотрите на карточки. Назовите нотки. Запишите только те, в названии которых есть буквы о - а.


* Здесь и далее: даны ссылки на пособие Е.В. Мазановой «Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии у младшихшкольников» (М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006). Обозначен как «альбом 2».


10Конспектызанятийпокоррекцииоптическойдисграфии


4.Дифференциация букв о- а в словах (задание 5. с. 4).

Логопед:Рассмотрите цветочки: на них записаны слова с пропущенными буквами о - а. Проводите каждую пчёлку на ее цветок. Прочитайте слова. Укажите наличие букв о — а в словах при помощи символов. Объясните значение слов: полк, шлак.

4. Работа на уровне слова.

Упражнение «Занимательные модели».

Логопед:Рассмотрите схемы слов. Подставляйте на первое место слева предлагаемые ниже согласные буквы (по одной), а на второе место - сначала букву а, потом о. Прочитайте полученные слова. Запишите их. С какими буквами у васполучилось два слова? С какими одно?

6.Работа со словами-паронимами.

Логопед:Назовите только те слова из предыдущего задания, из которых можно составить пары (почка - пачка, дочка — дачка, точка - тачка, кочка — качка, вол — вал, дол - дал).

Сравните слова в каждой паре по написанию, значению и звучанию.

7.Развитие логического мышления.

Логопед: Отгадайте слова кроссворда и запишите имена весёлых человечков.

1. Этот весёлый человечек хорошо рисует, ему в этом помогает его нос.

2. Этот весёлый человечек ничего не знает.

8. Этот весёлый человечек сделан из дерева, он любит папу, но не хочет ходить в школу.


Дифференциациябукв«о—а»                                                    11


4. Этот весёлый человечек смешит на площади народ. Этолюбимая кукла артистов.

5. Эта маленькая девочка улетела с ласточкой в тёплыекрая.

6. Этот человечек - большой мастер и выдумщик. У неговместо рук и ног пружинки, а вместо носа - лампочка.

Ответы:Карандаш, Незнайка, Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Самоделкин.

III . Итог занятия

Логопед:Вспомните, чем похожи буквы о - а? Приведите примеры слов, в которых пишутся эти буквы. (Логопед помогает подобрать такие слова, где эти буквы пишутся в сильной позиции.)

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Дифференциация букв о - а в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Задачи: закрепить знания детей о буквах о - а; учить детей дифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте; обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза; развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях; тренировать в языковом и звуковом анализе; развивать зрительное восприятие.

Оборудование: демонстрационные буквы о - а на доске; наборы букв о - аи символы для обозначения изучаемых букв на письме (на каждого ребенка); модели слов на кар-


12 Конспектызанятийпокоррекцииоптическойдисграфии

 


точках; карточки со словосочетаниями для индивидуальной работы; запись стихотворения (на доске); альбом 2.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Оргмомент

1. Закрепление, знаний об изучаемых буквах о - а.

Логопед: Из элементов (деталей) букв, которые лежат у

вас на столе, соберите буквы а, о. Вспомните и назовите слова на каждую букву.

2.Запись букво - а.

Логопед предлагает детям вспомнить внешнее сходство и различие этих букв, обозначение на письме.

II. Основная часть занятия

1.Развитие фонематического восприятияи слогового анализа.

Логопед:Послушайте слова и запишите ударный слог каждого слова. Выделите в этих слогах буквы о - а.

Слова:палец, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашка, марки, норка, молоко, весна.

2. Развитие навыков слогового анализа и синтеза.Логопед:Прочитайте слоги и составьте из них слова.Слоги: ПА, РОК, КО, МАР, КА, РОМ, МА, КАР, У.Примерные слова:урок, комар...

3. Дифференциация букв о- а в словах.Работа со словами-паронимами.

Логопед:Прочитайте слова с опорой на схематическоеизображение букв.


4.Развитие зрительной памяти.

Логопед:Назовите пары слов из предыдущего задания. Объясните значения всех слов. Запишите только те, что оказались новыми для вас.

Пары слов:стал - стол, сам - сом, кратко - кротко, почка - пачка, полки - палки, вол - вал.

5.Физминутка.

Дети выполняют движения по заданию логопеда.

6.Развитие зрительного восприятияи моторной координации (задание 4. с. 3).

Логопед:Рассмотрите облака, из которых идет буквенный дождь. Проведите дорожки от каждой буквы к слову и прочитайте получившиеся слова. В каком облаке прячется два слова? Какие это слова?

7. Развитие навыка согласования слов (задание 6. с.4).Логопед:Вставьте в слова пропущенные буквы о - а и

прочитайте слова. Составьте из слов групп 1 и 2 словосочетания. Запишите словосочетания. Выделите буквы о - а.

1. ЗАП_МНИЛ, ПЛ_ЧЕТ, СК_ЧЕТ, СК_РЫЙ, СП_ЛИ.

2. К_ШКИ, СК_ЗКУ, ПЛ_КСА, К_НЬ, П_ЕЗД.

 

8. Работа на уровне предложения (задание 7. с. 4-5).Логопед:Зашифруйте предложения при помощи букво - апо образцу.

Образец.Скоро   сказка     сказывается.

О – О       А – А А – А – А.

Астры зацветут осенью.

Ровный асфальт радует людей.

Смолк соловей в лесной чаще.

 Лампа погасла внезапно.

 Старая лодка ушла на дно.


14 Конспектызанятийпокоррекцииоптическойдисграфии

 


9. Дифференциация букв занятия на уровне триста (задание 8. с. 5).

Логопед:Вставьте буквы о - а в слова и прочитайте текст. Запишите текст, выделяя буквы о - а и отмечая их соответствующими символами.

Т_м к_тик ус_тый  И л_почкой к_тик

П_ с_дику бр_дит,Ум_ет св_й р_тик,

А к_злик рог_тый  А к_злик сед_ю

За к_тиком х_дит.  Трясёт бород _ю.

III . Итог занятия

Логопед:Назовите из стихотворения сначала слова с буквой а, а затем - с буквой о.

 

ЗАНЯТИЕ 3

 

Тема: Дифференциация букв у -и.

Задачи: познакомить детей с буквами у - и; учить детей сотно-сить звуки у-ие буквами у - и и символами (для обозначения на письме); познакомить детей со словами-перевёрты-шами; учить различать буквы у — и изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза, логическое мышление, зрительное восприятие.

Оборудование: карточки с изображениями букв у - и и элементами букв у - и, серия сюжетных картинок к сказке «Лиса и журавль»; демонстрационные картинки с изображением героев сказки «Лиса и журавль»; текст загадок; сетка кроссворда, нарисованная на доске; индивидуальная тетрадь.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1. Развитие оптических представлений (задание 1.с. 5).

 

Логопед:Рассмотрите элементы букв и составьте буквы. Какие буквы у вас получились?

 

Элементы букв:


Дифференциациябукв«у—и»                                                  15


Дети:Получились буквы у - и.

2. Сформулировать и записа ть на доске тему занятия.

II . Основная часть занятия

1.Сравнение букв занятия по начертанию.

-С колько элементов используется при написании каждойбуквы?

- Какие элементы одинаковые?

- Чем отличаются эти буквы?

Логопедпредлагаетдетямпродолжитьстрокубукви - у(задание 3, с.5).

 

2. Соотнесение буквы со звуком.

3. Соотнесение букв с символами для обозначенияна письме.

 

4.Развитие фонематического восприятия.

Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Логопед:Послушайте звуки, слоги и слова и поднимите соответствующую букву - у или и.

Звуки: и. А, У, И, Щ, И, У, В, О, И, И, У.

Слоги:ПО, ПИ, ТУ, ВУ, ВИ, ЛИ, ЛУ, ЖУ, ЦУ, ЧИ.

Слова:лужа, книга, куры, лист, минута, очки, уроки.

5. Развитие логического мышления и зрительной памяти.

Логопед:Посмотрите на картинки в тетради (задание 2,с. 5).

Как зовут этих героев? Из какой они сказки? Рассмотрите сюжетные картинки. Разложите картинки в соответствии с развитием сюжета.

Картинки:Лиса угощает журавля. Журавль потчует лису. Лиса идёт в гости к журавлю. Лиса ссорится с журавлём.

6. Дифференциация букв и у на уровне слова.

Развитие логического мышления.

Логопед:Послушайте загадки и отгадайте их. Назовите букву занятия, которую нужно написать в слове.


16 Конспектызанятийпокоррекцииоптическойдисграфии

 


Под метлой-метёлкой        Растут на грядке

Виснут пряди шёлка.        зелёные ветки,

(Кукуруза)       А на них красные детки.

(Помидоры)

Вырос я на грядке,          Летом рад я свежей

Мой характер гадкий:        Ягоде медвежьей;

Куда не приду,                    А сушёная в запас

Всех до слёз доведу.        От простуды лечит нас.

(Лук)                                 (Малина)

Красная мышка с белым хвостом

В норке сидит под зелёным листом.

(Редис)

Какое слово лишнее? Почему? (Малина. Это ягода, а не овощ.)

7,Физминутка.

Дети читают стихи и выполняют действия. Прыгают кузнечики, Поднимают плечики. Раз, два. Раз, два -Закружилась голова.

8. Развитие логического мышления. Работа с к россвордом.

Логопед:Отгадайте слова кроссворда.


1. Домашняя птица.


Дифференциациябукв «у—и»                         17


2. Она носит на себе свой дом.

3. Зимующая птица с жёлтой грудкой.

4. Это есть у собаки и у якоря.

5. Хищник, похожий на хорька.

6. Разбойник на море.

7. Овощ, растущий на огороде.

8. Предмет мебели.

Ответы:курица, улитка, синица, коготь, норка, пират, огурец, кровать.

9. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Логопед:Рассмотрите буквы, записанные у лисы и журавля. Постарайтесь составить как можно больше слов из этихбукв: И, Р, Г, У, А, Ш, К. (Рука, рак, игра, круг, уши, шкура, ушки, Шура, игрушка.)

III . Итог занятия

Логопед:Прочитайте получившиеся слова. Назовите те слова, которые подходят для лисы. А теперь те, которые подходят для журавля.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: Дифференциация букв у - и в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цели: закрепить знания детей о буквах у - и; научить детей дифференциации букв у — и в словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей логическое мышление, умение составлять словосочетания и предложения поданному слову, зрительное восприятие, навыки звуко-буквенного анализа; обучать детей составлению рассказа по серии картин.

Оборудование: карточки с изображениями букв у - и; демонстрационные картинки «Лиса» и «Журавль»; карточки для индивидуальной работы; серия сюжетных картинок для составления рассказа.


18  Конспектызанятийпокоррекцииоптическойдисграфии

 


ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Орг. момент

1.Развитие умения подбирать антонимы(задание 5. с. 6).

Логопед:Прочитайте слова в тетради и подберите «слованаоборот».

широкий        твёрдый            старый

скучный        бесполезный        неряшливый

Из первых букв подобранных слов составьте слово.(Умница.)

2. Определение темы занятия (задание 6. с. 6 ).

Логопед:Вспомните по 5 слов с буквами и — у.

Запишитеих в тетрадь. Догадайтесь, какие буквы мы сегодня будем учиться различать? (Буквы и — у.)

II . Основная часть занятия

1. Развитие буквенного анализа. Дифференциация изучаемых букв на уровне слова (задание 7. с. 6).

Логопед:Лиса и журавль играли со словами. Они вставляли буквы и - у в слова. Каждый, из них хотел вставить в слова именно свою букву. Помогите героям. Вставьте буквы и прочитайте слова.

...Л...ТКА    ...Ч...ТЕЛБ      Ш...ТК       ЧЕН....К

...ГР...ШКА ...ТК...        К...Р...ЦА   ЖЁЛ...Д...

В...ЛК... ...Л...ЦА           Ш...ШК...   Д...ДК....

М...Х...  ТР...БОЧК...      ...ДОЧК...

 

2.Работа на уровне слова (задание 4. с. 6).

Логопед:Отгадайте ребусы и запишите слова-отгадки. Отметьте символами буквы и ~ у в каждом слове. Ответы: Рубашка, ушки, кулак.

 

4. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Развитие связной речи (задание 8. с. 6-7).

Логопед:Составьте тексты по сериям сюжетных картин. Прочитайте рассказ на с. 6-7. Запишите его по памяти.


Дифференциациябукв « у—и»                                                  19


СобакаПушок

УСашибыласобакаПушок. ОднаждыСашаушёлвшколу. АПушок осталсядомаодин. Пушок - шалун: онсорвалсалфеткусостола. Напол упаличашкиичайник. ПришёлизшколыСаша. Мальчикоченьрасстроился. Онпоругалсобаку.

III . Итог занятия

Назовите слова для журавля и лисы. Вспомните и скажите, чем похожи и чем различаются буквы у -и.

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: Дифференциация букв и ~ у в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цели: познакомить детей с начертанием букв и - у; научить детей соотносить звуки и -у с буквами и символами для обозначения на письме; развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание; закрепить у детей знания правил орфографии; формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов; устранять у детей кинетические нарушения.

Оборудование: карточки с изображением элементов букв и - у; пособие «Зашифрованные слоги»; слова с пропущенными буквами у - и на карточках; пособие «Домики» (изображение двух домиков с написанными буквами: на одном - и, на другом - у); картинки с изображением людей различных профессий; пособие «Угадай пословицу»; альбом 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1.Развитие навыков конструирования.

Логопед: Рассмотрите элементы букв и постройте из них две буквы, чтобы они различались вторыми элементами и обозначали гласные звуки.

2. Сформулировать и записать на доске тему занятия (Буквы и-у).


20 Конспектызанятийпокоррекцииоптическойдисграфии

 


II . Основная часть занятия

1. Сравнение букв занятия по начертанию.Соотнесение букв с символами.

Логопед:Для и - выбрали красный кружок. Для у - красный овал.

2. Развитие зрительного внимания.Дифференциация букв занятия на уровне слога.

Логопед:Прочитайте слоги, зашифрованные при помощисимволов.

Дети:им, ин, ир, иш, ик, из, ум, ун, ур, уш, ук, уз.

3. Соотнесение звука с буквой.

Логопед:Рассмотрите домики на доске и помогите словам выбрать верно, кому, куда нужно идти?

Карточки со словами:

Запишите в тетрадь слова в два столбика и укажите в них наличие букв занятия.

4. Физминутка. «Кузнечики» (см. занятие 3).


Дифференциациябукв«у—и»                                             21


5. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.

Логопед:Вставьте в слова буквы и — уи прочитайте слова.

Л...ПА              Л...ЖА       Л...ДА

Д...МА       М...НА       КЛ...МБА      Р...ЧКА

6. Развитие словаря. Закрепление знаний о профессиях.

Логопед:Рассмотрите картинки и скажите, кем работаютизображённые люди?

Показываетдетямкартинкисизображениями: уборщицы, футболиста, хоккеиста, гитариста, скрипача, учителя, строителя, трубочиста.

Какие профессии можно объединить в одну группу? Почему? (Скрипач, гитарист - музыканты; футболист, хоккеист - спортсмены.)

7. Составление словосочетаний.

Логопед:Составьте с каждым из слов предыдущего задания словосочетание и запишите его, укажите в этом словосочетании буквы занятия.

7. Развитие логического мышления и зрительного восприятия. Составление предложений.

Логопед:Посмотрите, в таблице скрылась фраза.

Дети:Хорошая книга - лучший друг. Логопед:Запишите пословицу и укажите в словах наличие букв занятия.

Что это за фраза? Отгадать загадку вам поможет этот ключ:


22   Конспектызанятийпокоррекцииоптическойдисграфии

 


8. Развитие зрительного восприятияи зрительного внимания (задание 9, с. 7).

Логопед:Попробуйте прочитать этот текст.

КножевдеМ

акножевдемилсенирпукинтохО

лисуртсенконожевдем ,утанмокввапоП

ондобовсясеблавовтсвучопнО

акабосяьчинтохоалшовонтемазенутанмокВ

акножевдемалавовтсвучопузарсанО

метсогмикьнеламдерепукйотсалаледсакабоС

ьтертомслатсилогувяслибазконожевдеМ

уноротсвалшотоиогеалахюнопакабоС

улгувлунсуияслиокопсу ,хитазконожевдеМ

Что, не получается? Как же справиться с этой задачей? Может, попробовать сделать всё наоборот: прочитать его не слева направо, а справа налево? Что у вас получилось? Запишите текст, укажите буквы занятия.

Медвежонок .

Охотникупринеслимедвежонка.

Попаввкомнату, медвежонокнеструсил.

Онпочувствовалсебясвободно.

Вкомнатунезаметновошлаохотничьясобака.

Онасразупочувствоваламедвежонка.

Собакасделаластойкупередмаленькимгостем.

Медвежонокзабилсявуголисталсмотреть.

Собакапонюхалаегоиотошлавсторону.

Медвежонокзатих, успокоилсяиуснулвуглу.

III . Итог занятия

Логопед:Назовите из рассказа слова с буквой, состоящей из двух одинаковых элементов, слова со сходной с ней по начертанию буквой, слова с обеими буквами.

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: Дифференциация букв и — у в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цели: закрепить у детей знания о буквах у -,и; научить


Дифференциациябукв«уи»       23


детей дифференцировать сходные по начертанию буквы ц - у; развивать у детей логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие, зрительное внимание. Оборудование: предметные демонстрационные картинки на доске; карточка в виде телеграммы; кроссворд; карточки для индивидуальной работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг. момент

1.Знакомство с героями занятия.

Логопед:Сегодня к нам на занятие заглянули мошенники и жулики. (Логопед выставляет картинки с изображением героев занятия Криса и Руди.) Они замышляют ужасное злодейство. Давайте попытаемся разгадать их планы и помешать совершить злодейство.

Но прежде необходимо записать число и тему занятия.

Посмотрите на майки разбойников и угадайте тему занятия. (Буквы и-у.)

2.Припоминание обозначения букв на письме и звуков, которые они обозначают.

3.Сравнительная характеристика букв и - у.

II . Основная часть занятия

1.Дифференциация букв занятия на уровне слов.

Логопед:Я случайно подслушала разговор бандитов и узнала, что они решили выкрасть маленького мальчика и попросить за него огромный выкуп. Злодеи приготовили список необходимого.

Послушайте, что решили взять с собой мошенники и определите, как они поделят вещи. Запишите слова в два столбика и укажите наличие букв занятия.

Слова на карточках:КОРЗИНА, СУМКА, КИРПИЧ, ПЕРЧАТКИ, МАУЗЕР.

2.Работа с деформированным предложением.

Логопед:Разбойники похитили мальчика Вилли. Но откуда им было знать, какой озорник, шалун и драчун этот


24   Конспектызанятийпокоррекцииоптическойдисграфии

 


мальчишка! Вскоре он их совсем замучил... Были у мошенников карточки с предложениями, которые они очень любили перечитывать много раз. Мальчик перепутал все слова в предложениях, теперь злодеи ничего не могут понять. Помогите горе-разбойникам - распутайте предложения.

- В, плавает, реке, уточка.

- Собака, луну, ночью, лает.

- Клоун, цирке, малышей, взрослых, и, веселит, в.

3. Развитие логического мышления.

Логопед: Мошенники уж и не рады своей добыче, просят старика забрать обратно своего озорника-сына. Но не тут-то было, старик почему-то не торопится с возвращением сыночка. Отгадайте кроссворд, и вы узнаете, какое условие поставил старик-отец похитителям.

1. Гора, из вершины которой извергаются огонь и пепел.

2. Небольшое животное коричневого цвета, живущее в водеи напоминающее крота.

3. Нитки сматывают в....

4. Раздувается позади головы кобры, когда она сердится.

5. Большая неядовитая змея, по-другому называющаясяудав.

Ответы: вулкан, выхухоль, клубок, клобук, питон. Какое слово спряталось по вертикали? (Выкуп.)

4. Индивидуальн ая работа по карточкам.

Логопед:Прочитайте послание старика-отца мошенникам и попробуйте догадаться, о чём он писал?

Стар..к., опорой б..дь,

Малышей не дай в об..д...,

Уст..пай больном... п...ть

И скамейк нвал...д... .


Дифференциациябукв « у—и»      25


5.Физминутка.

Логопед:Проказник Вилли издевался над разбойниками как только мог: он бросался камнями, плевался, заставлял их чистить зубы и даже делать зарядку. Вот эту. Вот какая стрекоза -Очень круглые глаза. . Вертится как самолёт: Вправо, влево, вверх, вперёд.

6. Закрепление правил орфографии.Дифференциациябукв и-у в тексте.

Логопед:Однажды ночью, когда Вилли спал, разбойники решили бежать куда глаза глядят и никогда больше не возвращаться в этот город, чтобы не встречаться с проказником Вилли. Они дали клятву исправиться и никогда больше не заниматься разбоем. Потихоньку они написали записку отцу Вилли и на цыпочках подкрались к двери пещеры, в которой жили последнее время.

Запишите в тетрадь письмо грабителей и постарайтесь не перепутать буквы и — у, тогда Вилли не заметит исчезновения злодеев и сможет вернуться утром к отцу.

Текстслуховогодиктанта:

«УважаемыйпапаВилли! Вашсынужасныйзабияка. Пожалуйста, возьмитеегообратно. Мыизвиняемсяипросимуваспрощения. Мызаплатимвыкуп. Досвидания!

Похитители» .

Слова для справок на доске:уважаемый, забияка, пожалуйста, похитители.

 

III . Итог занятия

Логопед:Назовите из текста слова с буквами занятия. В каких словах для обозначения букв вам понадобился овал красного цвета, где вы воспользовались красным кружком?


26  Конспектызанятийпокоррекцииоптическойдисграфии

 


ЗАНЯТИЕ 7

Тема: Дифференциация букв и - ш.

Цели: закрепить у детей знания о буквах, сходных по начертанию; познакомить детей с буквами и - ш; научить дифференцировать буквы изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей логическое мышление, навыки звукового анализа и синтеза, зрительный гнозис; учить соотносить букву, звук и символ для его обозначения.

Оборудование: карточки с изображениями элементов букв и - ш; ребусы; карточки с буквами для составления слов, альбом 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Орг. момент

1. Развитие зрительного гнозиса.

Логопед:Рассмотрите элементы и отгадайте буквы:

- начинается с элемента ;

- в первой букве таких элементов два, она обозначает гласный звук (И.);

-во второй букве таких элементов три, она обозначает глухой согласный звук (Ш.). Дети: это буквы и - ш, И - Ш.

2. Сформулировать тему занятия (задание 1. с. 8).

Логопед: Посмотрите на картинки. Какие буквы в нихспрятались?

II . Основная часть занятия

1. Соотнесение буквы со зв уком и символом (задание 2. с. 8).

Логопед:Запишите буквы по элементам, назовите их количественный и качественный состав.

Детизаписываютбуквыиназываютколичествоэлементов, определяютрасположениевсехэлементоввпространстве, затемлогопедвыставляетнадоскусимволыдляобозначениябуквзанятия: краснуюдвойку длябуквыи ,синюютройкудлябуквыш .


Дифференциациябукв «и - ш»                                                      27


2. Развитие фонематического слуха.

Логопед:Запишите под диктовку слоги, обозначьте буквы занятия.

Слоги:ли, шу, ша, ти, ни, ки, шо, аш, уш, иш.

3. Дифференциация букв и-шв словах (задание 3. с. 8).

Логопед:расшифруйте слова и объясните их значение.

3 П 2 К      3 УТК 2     3 АР 2 К

3 П 2 ОН   3 2 3 КА    3 2 ЛО

2 ДЁ 3 Ь     ЛЕТ 2 3 Ь  БЕЖ 2 3 Ь

М23КА      АФ23А      МАЛЫ 3 2

4.Развитие логического мышления. Работа с ребусами.

Логопед:Отгадайте слова, запишите их, отметьте в словах буквы занятия: и - 2, ш - 3.

Ответы:знание, Дмитрий, фонари, подушка.

Логопед:Рассмотрите наложенные буквы (задание 4, с. 8-9). Составьте из них слова. Прочитайте и запишите эти слова.

5. Развитие звукового анализа и синтеза.

Логопед:Назовите буквы в слове и составьте как можно больше новых слов из данных букв. Определите, в каких словах встречается буква и или ш.

Слова:шоколадка, коридоры, фотография.

Например:шоколадка - школа, шок, школа, шакал, лошадка, кошка, кол, кадка, клок, лад, лодка, лак, ад, док, код...

6. Физминутка.

На усмотрение логопеда.

7. Самостоятельная работа по карточкам.

Логопед:Прочитайте слова на карточках и вставьте буквы занятия в слова.

Л.ПА        КОР.ДОР

.ОК         .ЕРСТЬ


28   Конспектызанятийпокоррекцииоптическойдисграфии

 


8. Игра «Путаница» {задание 5. с. 9).

Логопед:Что за загадочные слова составили для вас буквы и — ш? Исправьте ошибки. Прочитайте получившиеся слова и объясните их значения.

шзбуика итаншики  плшта        меиок

бабуика дедуика     веншк        илак

ослшк    икола        веиалка      шва

 

III . Итог занятия(задание 6, с. 9)

Логопед:Вставьте пропущенные буквы в слова. Прочитайте слова и запишите их. Объясните значение. Назовите слова, в которых есть:

- буква занятия, состоящая из двух элементов,

- буква занятия, состоящая из трёх элементов.

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: Дифференциация букв и — ш в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цель: закрепить знания детей о буквах и — ш; научить детей дифференцировать буквы и - ш в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте, работать с изографами, соотносить букву и символ; устранить у детей кинетические '"* нарушения; развивать у детей кинетические представления, зрительное восприятие цвета.

Оборудование: буквы и - ш (запись на доске), карточки с изображением их символов; изографы; 2 таблицы (запись на доске); цветовая таблица-подсказка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Оргмомент

1. Развитие зрительного восприятия и внимания.

Логопед:Назовите, что вы видите на картинках? Какие буквы, сходные по начертанию, повторяются в словах?


Дифференциациябукв « ц—ш»                                                 29

2. Сформулировать и записать на доске тему занятия (буквы и - ш).

II . Основная часть занятия

1. Соотнесение букв занятия с символамидля ихобозначения на письме.

Вывод:буква и - красная двойка, буква ш - синяя тройка.

2. Дифференциация букв занятияна уровне словосочетания (задание 7. с. 9).

Логопед:Вставьте прописные буквы и прочитайте слова левого и правого столбика.

Логопед:Составьте из слов словосочетания. Запишите словосочетания в тетрадь и укажите наличие в словах букв занятия. Припомните, как мы обозначаем буквы и-шна письме.

3.Развитие языкового анализа и синтеза(задание 8. с. 10).

Логопед:Составьте предложения из данных слов и картинок (слова, данные в скобках, заменены картинками), (мышка), норки, вышла, из. (кошка), (мышка), не, видит. Ушли, (дом), из, все. Осталась, (кошка), одна.


30   МазановаЕ . В . Какпреодолетьоптическуюдисграфию ?

 


Пошла, кухню, (мышка), на.

Толкнула, (сыр), (мышка), (чашка), с

Нашла, там, (сыр), она.

Спрыгнула, с, (окошко), (кошка),

(чашка), разбилась, упала, и.

Но, не, (кошка), поймала, никого.

Это, (кошка), услышала.

Побежала, (мышка), (кошка), а, ней, за.

Детичитаютвслухполучившиесяпредложения.

4. Физминутка.

На усмотрение логопеда.

5. Работа с деформированным текстом.

Логопед:Давайте ещё раз прочитаем эти предложения и подумаем, что можно из них составить? (Если переставить предложения, можно составить рассказ.)

Посмотрите, все слова записаны на карточках разного цвета: есть предложения на карточках синего цвета, есть на карточках зелёного цвета... и т.д. Рассмотрите полоску-подсказку и поставьте все предложения в том порядке, как они расположены на опоре.

Логопедвыставляетнадоскуполоскуизцветныхквадратов, которая будетслужитьопоройдлядальнейшегосоставлениятекста.

Прочитайте получившийся рассказ.

Всеушлииздома. Осталасьоднакошка. Вышлаизноркимышка. Кошканевидитмышку. Пошламышканакухню. Нашлаонатамсыр. Толкнуламышкачашкуссыром. Чашкаупалаиразбилась. Услышала этокошка. Спрыгнулакошкасокошка. Побежаламышка, азанейкошка. Нокошканикогонепоймала.

6. Работа с текстом.

Логопед:Перескажите текст по памяти. Запишите его на слух. Укажите буквы занятия.

Дляоблегчениязаданияможноиспользоватьзаранееподготовленныекарточкисзаписанныминанихпредложениями, спропущенными буквамизанятия, которыелогоп


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.338 с.