Сущность и функции финансов предприятий. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Сущность и функции финансов предприятий.

2023-02-03 25
Сущность и функции финансов предприятий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕМА 4. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПЛАН:

Сущность и функции финансов предприятий.

Финансовые отношения предприятий.

Денежные фонды предприятий.

Денежные фонды предприятий.

Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятий являются формирование и использование различных денежных фондов. Через них осуществляются обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, а также расширенного воспроизводства, финансирование научно-технического прогресса, освоение и внедрение новой техники, экономическое стимулирование, расчеты с бюджетом, банками.

Денежные фонды предприятий можно разбить на пять групп:

1. Фонды собственных средств:

· уставный капитал;

· добавочный капитал;

· резервный капитал;

· фонд накоплений;

· целевые финансирование и поступления;

· прочие.

2. Фонды заемных средств:

· кредиты банков;

· займы;

· в коммерческие кредиты;

· факторинг;

· лизинг;

· кредиторы;

· прочие.

3. Фонды привлеченных средств:

· фонд потребления;

· расчеты по дивидендам;

· доходы будущих периодов;

· резервы предстоящих расходов и платежей.

4. Оперативные денежные фонды:

· для выплаты заработной платы;

· для выплаты дивидендов;

· для платежей в бюджеты и внебюджетные фонды;

· для погашения кредитов и займов;

· прочие.

5. Фонды, образуемые за счет различных источников:

· оборотных средств;


· инвестиционный;

· валютный;

· прочие.

Первая группа денежных фондов предприятия - это фонды собственных средств. Они играют решающую роль в его деятельности, так как требования по их объему и организации достаточно однозначны.

Уставный капитал (УК) предприятия определяет минимальный размер имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов. Таким образом, уставный капитал является основным источником собственных средств. Его минимальный размер определяется в соответствии с установленным законодательно минимальным размером оплаты труда в стране. Минимальный размер уставного капитала открытого АО равен тысячекратной сумме минимального размера оплаты труда, а закрытого - стократной сумме.

Размер уставного капитала акционерного общества определяется номинальной стоимостью акций, приобретенных акционерами и выпущенных обществом.

Акционерное общество имеет право выпускать обыкновенные акции единого номинала и один или несколько типов привилегированных акций. При этом номинальная стоимость привилегированных акций не может быть более 25% от уставного капитала.

Все акции общества являются именными.

Акции, выпущенные АО и приобретенные акционерами, на­ываются размещенными акциями.

Акции, которые общество имеет право размещать дополнительно к размещенным акциям, количество и номинальная стоимость которых определены уставом, называются объявленными акциями. Акционерное общество не обязано определять в уставе объявленные акции. Обязательным условием размещения дополнительных акций каждой категории (типа) является определение в уставе прав, предоставляемых размещаемыми акциями общества каждой категории (типа). Если уставом общества предусмотрены объявленные акции, в этом случае дополнительные акции могут быть размещены только в пределах количества объявленных акций. При размещении дополнительных акций акционерное общество определяет количество дополнительных обыкновенных акций, сроки и условия их размещения.

Уставный капитал акционерного общества может быть увеличен или уменьшен по итогам работы за год. Это возможно на основании решения собрания акционеров или совета директоров (как определено в уставе) и только после соответствующей перерегистрации предприятия. Есть три варианта увеличения или уменьшения уставного капитала акционерного общества:

1) увеличение (уменьшение) номинала одной акции;

2) увеличение (уменьшение) количества выпущенных акций;

3) обмен выпущенных акционерным обществом облигаций на акции при увеличении уставного капитала и соответственно обмен акций на облигации при его уменьшении.

Следующим после уставного капитала денежным фондом собственных средств предприятия является добавочный капитал, который включает в себя:

· результаты переоценки основных фондов, т.е. их дооценку;

· эмиссионный доход акционерного общества (доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости за вычетом расходов на их продажи);

· безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели;

· ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений;

· поступления на пополнение оборотных средств.

Добавочный капитал аккумулирует денежные средства, поступающие предприятию в течение года по указанным выше каналам. Основным каналом здесь являются результаты переоценки основных фондов.

Вполне естественным является ежегодное увеличение уставного капитала за счет добавочного. Но, многие предприятия этого не делают.

Резервный капитал образуется за счет отчислений от прибыли в размере, определенном уставом, но не менее 15% от уставного капитала. Ежегодно в резервный фонд должно отчисляться не менее 5% чистой прибыли до тех пор, пока резервный капитал не достигнет установленного уставом размера. Резервный капитал предприятия предназначен для покрытия его убытков, а в акционерных обществах еще и для погашения облигаций общества и выкупа их акций в случае отсутствия иных средств.

Резервный фонд предприятия должен использоваться в соответствии с мировой практикой в двух направлениях:

1) при недостатке оборотных средств он идет на формирование производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции;

2) при достаточности оборотных средств он направляется в краткосрочные финансовые вложения.

Фонд накопления предназначен для развития производства и образуется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, т.е. его чистой прибыли.

Предприятие должно иметь возможность и обязано за счет собственной прибыли и других источников обеспечить прирост оборотных средств и финансирование капитальных вложений. Это должно всегда учитываться предприятием при распределении чистой прибыли и решении вопроса о том, какая часть ее должна быть направлена на выплату дивидендов и на развитие производства.

Фонд накоплений является источником увеличения уставного капитала предприятия, так как вложения в развитие производства увеличивают имущество предприятия. Следовательно, увеличиваются чистые активы и балансовая стоимость акций акционерного общества, а при увеличении уставного капитала - и их номинальная стоимость. Таким образом, если акционерное общество предпочтет вместо выплаты дивидендов большую часть прибыли направить на развитие, в этом случае акционеры ничего не потеряют.

Следует иметь в виду также, что увеличение средств на развитие способствует увеличению объема реализации предприятия и росту его прибыли. Вот почему в мировой практике примерно половина акционерных обществ не платит дивиденды, а привлекает акционеров постоянным ростом стоимости акций. Кроме того, вновь создаваемые акционерные общества, как правило, не выплачивают дивиденды в первые пять лет.

Фонд "Целевые финансирование и поступления" концентрирует средства, полученные из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения, от других организаций, физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения

Вторая группа денежных фондов - это фонды заемных средств. В условиях рыночной экономики ни одно предприятие не может обходиться без заемных средств, так как их использование способствует повышению эффективности собственных средств, удовлетворению определенных потребностей предприятия. Заемные средства являются финансовым рычагом, с помощью которого повышается рентабельность предприятия.

Заемные средства используются в различных ситуациях в следующих случаях:

· с целью повышения рентабельности собственных средств;

· при недостаточности собственных средств;

· при формировании переменной части оборотных активов;

· при покрытии отдельных затрат, носящих неравномерный характер в отдельные периоды времени;

· как источник инвестиций;

· в некоторых других случаях.

Третья группа денежных фондов — это фонды привлеченных средств. Эти фонды носят двойственный характер, так как, с одной стороны, эти средства находятся в обороте предприятия, а с другой - они принадлежат его работникам (дивиденды и фонд потребления). Подтверждением их двойственности является то, что, во-первых, в балансе предприятия они находятся в разделе VI пассива, т.е. среди краткосрочных обязательств, а во-вторых, при некоторых расчетах они исключаются из обязательств предприятия.

Фонд потребления - это денежный фонд, образуемый за счет чистой прибыли и предназначенный в основном для удовлетворения материальных потребностей работников предприятия, для выплаты дивидендов (в акционерных обществах), для уплаты в ряде случаев штрафов, пени за нарушения по вине предприятия. При формировании фонда потребления предприятие должно учитывать одну очень важную закономерность: темпы роста балансовой прибыли должны быть выше темпов роста фонда потребления, включая заработную плату.

Оперативные денежные фонды предприятия, образующие четвертую группу денежных фондов, создаютсяимпериодически.

Дважды или один раз в месяц на предприятии формируется фонд для выплаты заработной платы. Его основой является фонд заработной платы. Для обеспечения своевременной выплаты заработной платы предприятия решают ряд .задач. В этих целях на счете накапливаются необходимые денежные средства, а при их отсутствии предприятия обращаются в банк за кредитом на выплату заработной платы.

Обычно один раз в год (реже один раз в квартал) должен быть образован фонд выплаты акционерам дивидендов по акциям.

Периодически предприятие организует фонд платежей в бюджет различных налогов. Несвоевременные платежи в бюджет предприятием влекут за собой штрафные санкции.

К пятой группе денежных фондов предприятий следует отнести фонды, образуемые .за счет различных источников.

Фонд оборотных средств является важнейшим денежным фондом, определяющим финансовое состояние предприятия и в конечном счете его финансовые результаты. Источниками его формирования являются собственные, заемные, привлеченные средства, а также кредиторская задолженность.

Фонд внеоборотных активов формируется за счет собственных и заемных источников.

Инвестиционный фонд предназначен для модернизации и расширения производства, которое требует постоянного развития. Он формируется за счет следующих источников:

¨ амортизационного фонда, являющегося целевым денежным фондом, предназначенным для простого воспроизводства внеоборотных активов;

¨ фонда накопления, образуемого за счет отчислений от прибыли;

¨ заемных и привлеченных источников.

Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операции и покупающих валюту для импортных операций. Этот фонд не имеет самостоятельного целевого значения. Он выделяется постольку, поскольку операции с валютой имеют свои особенности. Поэтому для проведения валютных операций предприятия открывают в коммерческих банках, имеющих лицензию Центрального банка, валютные счета.


Формы безналичных расчетов.

ТЕМА 10. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ

ПЛАН:

1. Финансовый раздел бизнес-плана.

Финансовая стратегия.

1. Финансовый раздел бизнес-плана.

Финансовое планирование является составной частью внутрифирменного планирования. Конкретно оно выражается в составлении соответствующего раздела бизнес-плана, который призван обобщить материалы его предыдущих разделов и представить их в стоимостном выражении. Сам бизнес-план можно характеризовать как документ перспективного, а не текущего планирования. В рыночном хозяйстве его составлением принято начинать любое коммерческое мероприятие. Потребность в разработке бизнес-плана и особенно его финансовой части обусловлена задачами, стоящими перед предприятием, когда оно изыскивает необходимые денежные средства:

§ разработка фирмами заявокна получение кредитов в коммерческих банках;

§ составление проспектов эмиссии ценных бумаг для привлечения дополнительного капитала в денежной форме;

§ получение иностранных инвестиций, которые немыслимы без предоставления инвесторам надежной информации обихфинансовой привлекательности;

§ обоснование предложений по приватизации государственных предприятий, в результате которой увеличится доходность его хозяйственной деятельности.

В конечном счете финансовый раздел бизнес-плана необходим и адресован всем участникам инвестиционного процесса: банкирам и инвесторам, у которых фирма намеревается получить денежные средства, финансовому менеджеру или предпринимателю, желающему выявить степень разумности и реалистичности своих коммерческих начинаний, рядовым работникам предприятия, видящим в финансовом плане четкое определение своих целей и задач.

Финансовый раздел бизнес-плана носит название «Финансовый план» и состоит из нескольких документов, находящихся между собой в определенной взаимосвязи через показатели, которые в них содержатся.

Существует несколько вариантов разработки финансового плана. По одному из них в состав документоввходят:

§ прогноз объемов реализации;

§ баланс денежных расходов и поступлений;

§ таблица доходов и затрат;

§ прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия;

§ расчет точки достижения безубыточности.

Прогноз объемов реализации не случайно вошел в состав финансового плана и стоит в нем на первом месте. Источником подавляющей части финансовых ресурсов по-прежнему остается выручка от реализации, в состав которой будут включены практически все предстоящие денежные расходы предприятия. Основанием для расчета данных об объеме реализации служат результаты маркетинговых исследований.

Обычно прогноз реализации составляется на три года вперед. Данные для первого года приводятся по месяцам и отличаются большой точностью и надежностью, поскольку хорошо известны будущие покупатели, с которыми уже заключены договоры на поставку. Данные для второго года приводятся поквартально, а для третьего года - одной годовой суммой. Под рассчитанные суммы реализации будут приобретаться оборудование, сырье и материалы, выплачиваться заработная плата, уплачиваться налоги. Размер всех этих затрат должен быть таким, чтобы выйти на предусмотренный размер прибыли с учетом вложенного в производство капитала.

Самым важным документом финансового плана считается баланс денежных расходов и поступлений, имеющий и другое название - баланс денежных потоков. Цель его составления состоит в том, чтобы добиться синхронности поступления и расходования денежных средств или, иными словами, добиться необходимого уровня ликвидности активов будущего предприятия. Так как ликвидность определяется величиной на какую-либо дату, желательно, чтобы данные баланса денежных расходов и поступлений приводились по коротким отрезкам времени. При удлинении временных отрезков значение сведений, изложенных в этом документе, падает, даже если они отличаются надежностью.

Ликвидность реализуемого проекта может влиять на его прибыльность. Нехватка денежных средств в конкретный момент времени вызывает неплатежи и даже угрозу несостоятельности. Задержка в платежах приводит к необходимости платить большие штрафы и пени, уменьшающие балансовую прибыль.

Баланс денежных потоков составляется в виде таблицы, в которой отражаются данные о наличии денежных средств на начало периода, их поступление и расходование в самом периодe, и завершается таблица данными о наличии денежных средств на конец периода (табл. 10.1).

Таблица 10.1. Баланс денежных потоков

Показатель

Первый месяц

Второй месяц

И т.д.

прогноз фактически прогноз фактически
1. Остаток денежных средств на начало месяца. 2. Поступление денежных средств: · Выручка от реализации · Внереализационные доходы и поступления · Вложения в капитал и финансовая помощь · Поступление кредитов 3. Денежные платежи: · Оплата товаров и услуг · Выплата заработной платы · Уплата налогов и налоговых платежей · Внереализационные расходы и вложения · Арендная плата · Страховые платежи · Расходы на рекламу · Погашение кредитов и уплата по ним процентов · Изъятие денежных средств вышестоящей организацией в пользу владельцев 4. Остаток денежных средств на конец месяца          

Небольшой документ с довольно простой структурой носит название таблицы доходов и затрат. Этот документ показывает, как будет формироваться прибыль предприятия (табл.10.2).

Прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия целесообразно составить на начальную и конечную дату планируемого периода реализации проекта. Этот документ имеет структуру, соответствующую общепринятому бухгалтерскому балансу предприятия и характеризует размер и состав, прежде всего, активов предприятия, т.е. направления вложения инвестируемых средств. Этими данными интересуются инвесторы и особенно коммерческие банки, к помощи которых прибегает предприниматель, собирающийся финансировать приобретение этих активов. Из размера и структуры активов банк извлекает сведения, необходимые для исчисления обеспечения кредита, выявления его экономической целесообразности, что в значительной степени гарантирует возвратность выдаваемого займа.

Таблица 10.2. Таблица доходов и затрат

Показатель

Первый год деятельности

I кв. II кв. III кв. IV кв.
1. Выручка от реализации продукции или услуг за вычетом НДС и акцизов 2. Затраты, списываемые на себестоимость продукции или услуг 3. Прибыль от реализации продукции (1-2) 4. Прибыль от прочей реализации 5. Прибыль (убыток) от внереализационных операций 6. Балансовая прибыль (3+4+5)        

В заключительном разделе финансового плана приводится расчет условий достижения безубыточности проекта. Максимизация прибыли является целью финансового менеджмента и одним из подходов к ее достижению служит сопоставление выручки от реализации не с суммарными затратами, а переменными и постоянными затратами.

Различие в соотношении между постоянными и переменными затратами приводит к тому, что изменения объемов производства и следующей за ним выручки от реализации по-разному влияют на изменение прибыли. Данный случай носит название эффекта производственного (операционного) рычага.

Чем больше продукции выпускает предприятие, тем меньше сумма постоянных расходов, приходящаяся на единицу этой продукции. Теоретически возможна такая хозяйственная ситуация, при которой предприятие, не производя никакой продукции, имеет убытки, вызванные наличием постоянных расходов. Начав выпуск и реализацию продукции, предприятие может по-прежнему нести убытки, если величина постоянных затрат в расчете на единицу продукции вместе с переменными затратами превышает уровень цены. Безубыточным производство станет тогда, когда сумма всех затрат для одного изделия окажется ниже принятой цены, а такое возможно (при неизменности переменных затрат) только при значительном объеме выпускаемой продукции, понижающей долю постоянных затрат в стоимости как единицы, так и всей реализуемой продукции. Уровень реализации, после которого производство начнет давать прибыль, получил название порога рентабельности или точки безубыточности. Чем ниже постоянные и переменные затраты и чем выше объем реализации, зависящий от уровня цены и количества реализуемой продукции, тем быстрей предприятие достигнет точки безубыточности и производство начнет давать прибыль. Разницу между фактической или планируемой выручкой от реализации и порогом рентабельности принято называть запасом финансовой прочности, который при желании можно исчислить в процентах к выручке от реализации. Если, например, запас финансовой прочности равен 15%, то это означает, что предприятие может выдержать 15%-ное снижение выручки от реализации продукции, после чего эта реализация начнет приносить убытки. Чем выше эффект производственного рычага, отраженный в финансовом плане, тем привлекательнее этот проект для инвесторов.

Если предприятие отказалось от воплощения крупных коммерческих проектов, финансовое планирование на нем охватывает текущую хозяйственную деятельность и может включать в себя: перспективный план на несколько лет, годовой план, оперативно-календарный.

Перспективный план на ряд лет - это стратегический план развития предприятия на перспективу, наименее конкретизирован и чаще всего содержит доходы от реализации будущих бизнес-проектов. Из-за экономической нестабильности и возможного невыполнения намеченных долгосрочных трансакций однойизсторон, перспективный план имеет слабое применение в российской рыночной экономике.

Годовой план составляется с распределением по кварталам показателей общих величин расходов и доходов на основе коэффициентного или аналитического метода планирования.

Оперативно-календарный план с распределением показателей по месяцам в необходимых случаях дополняется платежным календарем по дням.

В процессе финансового планирования решаются следующие основные задачи:

§ выявляются резервы и мобилизуются ресурсы для достижения наиболее эффективных конечных результатов при использовании для этих целей финансово-кредитного механизма;

§ устанавливаются оптимальные и экономически целесообразные финансовые долгосрочные нормы и Нормативы по оборотным средствам и источникам их формирования, образованию и использованию прибыли;

§ обеспечиваются плановое образование и использование денежных ресурсов;

§ определяются финансовые взаимоотношения с государственными органами, банковскими структурами и другими организациями по платежам и перераспределению денежных средств. Основным в решении этой задачи является обеспечение первоочередного внесения платежей в бюджеты различных уровней, определенно оптимального размера кредитов в оборотных средствах, в финансировании капитальных вложении, мероприятиях технического прогресса и т.д.;

§ обеспечивается устойчивое финансовое положение предприятия (организации) путем сбалансированного поступления и расхода средств;

§ создаются методические условия для обеспечения преемственности показателей, их взаимной связи;

§ устанавливается финансовый контроль за ходом выполнения принятых в плане показателей.


Финансовая стратегия

Положение предприятия на рынке не остается неизменным. Рано или поздно появляются конкуренты. Поэтому постоянное развитие предприятия является необходимым условием его экономического выживания. План развития составляется не только на ближайшее время, но и на длительную перспективу. Поэтому финансовый менеджмент должен ответить на ряд вопросов, сформулировав тем самым финансовую стратегию предприятия.

Первый из этих вопросов звучит так: «Сколько средств необходимо для перспективного развития фирмы?» Для определения этой суммы и времени, когда она потребуется полностью или частично, целесообразно установить зависимость между потребностью в дополнительных финансовых вложениях и расходах и каким-либо важнейшим показателем хозяйственной деятельностью фирмы. Например, можно с достаточной уверенностью сказать, что потребность в средствах на развитие зависит от объема реализации. Однако так происходит не всегда. Если предприятие выбрало стратегию борьбы с конкурентом путем повышения качества выпускаемых изделий или оказываемых услуг, то в этом случае соответствие между потребностью в инвестициях и объемом реализации соблюдается, так как повышение качества всегда сопровождается повышением цены. Но если выбрана стратегия борьбы с конкурентами путем снижения или стабилизации (в условиях инфляции) цен на продукцию, особого роста выручки от реализации ожидать не приходится. Потребуются затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятий, по снижению себестоимости выпускаемой продукции. В данном случае потребность в средствах будет определяться величиной этих затрат.

Второй вопрос стратегического финансового планирования касается источников инвестирования. Общее направление финансовой деятельности предприятия должно основыватьсяна принципиальном решении, за счет каких источников осуществлять финансирование как данного проекта, так и всех последующих. Таких источников можно выделить три: собственные, привлеченные и заемные средства. Собственные средства выглядят наиболее привлекательными для предприятия, поскольку повышают уровень его независимости и самостоятельности, ли­шены какого-либо риска, улучшают репутацию предприятия в глазах контрагентов. Но для формирования собственных источников инвестирования требуется соблюдение двух условий: наличие доходов и времени для их капитализации. В действительности одно из двух условий реализации коммерческого проекта часто отсутствует. Обычно тот, кто хочет и способен реализовать коммерческий проект, не имеет собственных средств для инвестирования, а тот, кто их имеет, не желает самостоятельно это делать. Использование собственных средств для инвестирования под силу только крупным компаниям. Но для них бизнес-план и его финансовая часть теряют свою привлекательность.

Среди привлеченных источников первое место занимают средства акционеров. Дополнительная эмиссия акций или частичная распродажа контрольного пакета руководством фирмы служат традиционным способом привлечения средств рядовых инвесторов.

Привлеченные средства могут быть почерпнуты и из внутренних источников. Традиционными из них являются средства, направляемые на оплату труда. Найдя и установив оптимальный уровень задолженности по оплате труда своих работников, предприятие при повышении фонда оплаты труда автоматически увеличивает и задолженность, которую можно использовать как источник инвестирования. При этом эти средства всегда направлялись как вложения в оборотный капитал, без которого не может обойтись ни один коммерческий проект.

Займы можно получить у банкиров и облигационеров. Банкиры заботятся о возврате ссуды и ее стоимости. Что может стать обеспечением долгосрочного инвестирования кредита? Что можно заложить из имущества предприятия, чтобы гарантиро­вать осторожным и опытным банкирам своевременный возврат кредитов, и откуда будут получены средства для этого? Кто может поручиться за должника в такой сложной и крупной кредитной сделке и насколько стоимость кредита оправдывает его привлечение к финансированию проекта? На все эти и другие непростые вопросы должны ответить менеджеры предприятия, прежде чем они обратятся к конкретному банку за ссудой.

На выбор способов финансирования проекта может повлиять его направленность. Считается, что финансирование посредством привлечения кредитов выгодно для проектов, связанных с расширением производства на уже действующих предприятиях. По мнению банкиров, риск вложений здесь не слишком велик и соответственно можно понизить стоимость кредита. Кроме того, такое предприятие имеет достаточно активов, которые могут стать его надежным материальным обеспечением. Напротив, для проектов создания новых предприятий, реализации крупных технических новшеств лучше привлекать паевой или акционерный капитал. Кредит предполагает жесткий график своего погашения с уплатой процентов и выдержать его новым и реконструируемым предприятиям часто оказывается не по силам.

Третий вопрос финансовой стратегии можно сформулировать так: «Когда ожидается возврат вложенных в проект средств?» Ответить на него можно, используя специальные расчеты, позволяющие определить срок окупаемости вложений.


Понятие и виды риска.

Факторы риска.

Способы снижения риска.

 

В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновении непредсказуемых ситуаций, хозяйственная, производственная или коммерческая деятельность невозможна без рисков. Существование риска и неизбежные в ходе развития изменения его степени выступают постоянным и сильнодействующим фактором движения предпринимательской сферы экономики.

 

Понятие и виды риска.

Риск в предпринимательстве – это вероятность того, что предприятие понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится, а также если были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческих решений. Предпринимательский риск можно подразделить на производственный, финансовый и инвестиционный.

Производственный риск связан непосредственно с хозяйственной деятельностью предприятия. Под производственным риском обычно понимают вероятность (возможность) невыполнения предприятием своих обязательств по контракту или договору сзаказчиком, риски в реализации товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкротства.

В производственной деятельности промышленного предприятия можно выделить следующие риски:

- риск полной остановки предприятия из-за невозможности заключения договоров на поставку необходимых при данной технологии материалов, комплектующих деталей и других исходных продуктов;

- риск недополучения исходных материалов из-за срыва заключенных договоров о поставке, а также риск невозврата денежных средств, перечисленных поставщику в виде предоплат;

- риск незаключения договоров на реализацию произведенной продукции, работ или услуг, т.е. риск полной или частичной нереализации;

- риск неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию;

- риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата;

- риск срыва заключенных соглашений о предоставлении займов, инвестиций или кредитов;

- ценовой риск, связанный с определением цены на реализуемую предприятием продукцию и услуги, а также риск в определении цены на необходимые средства производства, используемое сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу и капитал (в виде процентных ставок по кредитам). По некоторым расчетам ошибка в размере цены на реализуемую продукцию на 1% приводит к потерям, составляющим не менее 1% выручки от реализации. Если спрос на данный товар эластичен, то потери могут составить 2-3%. При рентабельности продукции, составляющей 10-12%, ошибка в цене на 1% может означать потери в прибыли на 5-10%. Ценовой риск существенно возрастает в условиях инфляции;

- риск банкротства как деловых партнеров (контрагентов, реализаторов, поставщиков и т.п.), так и самого предприятия.

Финансовый риск — это вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций с ценными бумагами, т.е. риск, который следует из природы финансовых операций. К финансовым рискам относятся кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск упущенной финансовой выгоды.

Кредитный риск связан с неуплатой заемщиком основного долга и процентов, начисленных за кредит. Процентный риск — опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными фондами в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. Валютные риски отражают опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, в том числе национальной валюты при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций. Риск упущенной финансовой выгоды определяется вероятностью финансового ущерба, который может возникнуть в результате неосуществления какого-либо мероприятия или остановки хозяйственной деятельности. В инвестиционной деятельности предприятия можно выделить риск инвестирования в ценные бумаги, или «портфельный риск», который характеризует степень риска снижения доходности конкретных ценных бумаг и сформированного портфеля ценных бумаг, а также риск новаторства. Новые проекты содержат три вида рисков:

- риск, связанный с техническими нововведениями;

- риск, связанный с экономической или организационной стороной производства;

- риск, определяемый «молодостью предприятия».

Риски могут быть классифицированы и по иным признакам. Так, например, выделяют риски чистые и спекулятивные, динамические и статические, абсолютные и относительные. Чистые риски означают возможность получения убытков или нулевого результата. Обычно к ним относят производственные и инвестиционные риски. Спекулятивные риски выражаются в вероятности получения как положительного, так и отрицательного результата. Финансовые риски, например, считаются спекулятивными рисками.

Динамическийриск - это риск непредвиденных изменений вследствие принятия управленческих решений или изменений, произошедших в экономической, политической и других сферах общественной жизни. Такие изменения могут привести как к потерям, так и к дополнительным доходам. Статический риск - это риск потерь вследствие нанесения ущерба собственности, а также потерь дохода из-за недееспособности организации. Этот риск может привести только к потерям.

Абсолютный риск оценивается в денежных единицах (рублях, долларах и т.д.); относительный риск - в долях единицы или в процентах. Например, риск в предпринимательстве можно измерить абсолютной величиной - суммой убытков и потерь и относительной величиной - степенью риска, т.е. мерой вероятности неосуществления намеченного мероприятия или недостижения намеченного уровня прибыли, дохода, цены. Оба показателя необходимы и несут соответствующую информацию - абсолютного и относительного риска.

Факторы риска.

Предпринимательский риск складывается под влиянием объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов.

К наиболее важным внешним факторам относятся: инфляция (значительный и неравномерный рост цен как на сырье, материалы, топливо, энергоносители, комплектующие изделия, транспортные и другие услуги, так и на продукцию и услуги предприятия); изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин; изменения в отношениях собственности и аренды, в трудовом законодательстве и др. Не менее опасно для деятельности предприятия влияние внутренних факторов, которые связаны с ошибками и упущениями руководства и персонала.

К субъективным факторам можно отнести и фактор отношения к риску. Люди различаются по своей готовности пойти на риск. Т


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.