Александр Владимирович Спиридонов — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Александр Владимирович Спиридонов

2023-02-03 42
Александр Владимирович Спиридонов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Александр Владимирович Спиридонов

 

 

РЕСТАВРАЦИЯ ГИПСОВОЙ СКУЛЬПТУРЫ.

«Государственный музей городской скульптуры» (филиал музея – мастерская М.К. Аникушина)

 

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

по направлению 072200 – «Реставрация»

магистерская программа – «Реставрация предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства»

 

 

Научный руководитель:

Советник Руководителя Департамента

культурного наследия города Москвы,

реставратор художественных изделий

и декоративных предметов (направление

– реставрация скульптуры из камня)

1-й категории                                                                               Ю.А.Логинова

 

 

Рецензент:

 

Санкт-Петербург

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................. 3

ГЛАВА I. История бытования гипса....................................................................... 13

1.1. Методы разработки и переработки.................................................................... 13

1.3. Классификации и свойства гипса.......................................................................... 17

1.4. Историческое значение и применение гипса в изобразительном искусстве и архитектуре............................................................................................................... 21

ГЛАВА II. Анализ реставрационных методик и музейных реставраций........... 26

2.1. Таблица методических рекомендаций............................................................... 26

2.2. Таблица музейных реставраций.......................................................................... 34

2.3. Таблица реставрационно-консервационных материалов.................................. 34

2.4. Анализ и сопоставление методов патинирования гипсовой скульптуры под бронзу........................................................................................................................ 57

ГЛАВА III. Анализ и сопоставление консервационных материалов для гипсовой скульптуры в период от 1950-2015 год.................................................. 63

3.1.Таблица консервационных материалов, применяемых с 1950 годов при реставрации гипсовой скульптуры............................................................................ 65

3.2. Таблица современных материалов для придания гипсу гидрофобных, укрепляющих и биоцидных свойств.......................................................................... 69

3.3. Анализ и сопоставление методик реставрации гипса......................................... 71

4.1. Предреставрационный этап................................................................................ 80

4.2. Технологические карты....................................................................................... 85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................ 119

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:...................................................................................... 122

ПРИЛОЖЕНИЕ....................................................................................................... 126

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

В настоящее время отсутствует единая методика реставрации гипсовой скульптуры, которая учитывала бы современные концепции реставрации и использование современных материалов, а также объединяла опыт и наработки традиционных методик консервации и реставрации.

Соответственно данная методика предполагает использование как традиционных, так и новых материалов и технологий, которые появились в последнее время.

Цели:

Создание методики реставрации гипсовой скульптуры с разработкой методики каждого этапа реставрации.

Задачи:

● Обзор и анализ строения гипса (α-гипс, β-гипс), методы его разработки и получения по геолого-минералогической, материаловедческой литературе;

● Обзор методик реставрационных работ и используемых материалов для реставрации и консервации, модификации и гидрофобизации гипсовых смесей в материаловедческой, реставрационной литературе и методических сборников по реставрации скульптуры;

● Подбор современных аналогов к старым материалам;

● Анализ литературы - выявление степени раскрытия проблематики;

● Разработка программы реставрации гипсовой скульптуры (от исследования до передачи в отдел хранения).

 

 

Реставрация гипсовых произведений не получила достаточного освещения в литературе, равно как и используемые в ней материалы. Представляется целесообразным рассмотрение литературы, посвящённой реставрации скульптуры, и литературы, посвящённой качествам и свойствам гипса и гипсовых составов.

В России первое крупное обобщение опыта реставрации скульптуры из камня сделано скульптором и реставратором И.В. Крестовским. Книга под названием «Мраморная скульптура. Руководство по технике реставрации» (1934 г.) содержит полное изложение всего цикла работ по реставрации скульптуры. Книга состоит из шести глав, расположенных согласно последовательности реставрационных мероприятий, проводимых на скульптуре: промывка поверхностей мраморной скульптуры; склеивание фрагментов; заделывание щелей, трещин и выбоин в мраморной скульптуре; восстановление утраченных частей; флюатирование мраморов и их хранение. В четвёртой главе «восстановление утраченных частей» автор уделяет особое внимание модифицированию гипса различными методами. Автор даёт точные рекомендации по его укреплению и приданию ему влагоустойчивости. Так, он предлагает разводить гипс в насыщенном растворе алюминиевых квасцов, что придаёт прочность гипсу, не влияя на его белизну и гигроскопические свойства. И.В. Крестовский пишет и про столярный клей, который повышает прочность, но «садится медленно». Повышение влагоустойчивости предлагается достичь путём варки гипсового изделия в масле льняном (недостатком является желтизна) или в парафине (для придания нужного оттенка добавить масляную краску нужного цвета). Также упоминает про старинный метод Юле, который заключается в том, что гипс заводится на свежегашеной извести, а после отвердения пропитывается купоросом цинка или железа, что придает ему большую прочность.

Современный российский опыт реставрации скульптуры из гипса наиболее обобщенно и цельно содержится в книге А.С. Антоняна «Реставрация скульптуры из камня. Методические рекомендации», которая является вторым, дополненным и переработанным, одноименным изданием автора (первое – 1980 г.). Этот обобщающий труд ведущего специалиста Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика Грабаря, художника-реставратора высшей категории. Ценность этой книги также заключается в том, что в ней обобщён опыт практической работы самого автора. Книга состоит из следующих глав: виды реставрационных работ, виды повреждений каменной скульптуры и причины их возникновения, очистка скульптуры из камня, защитно-восстановительные методы консервации каменной скульптуры, основные процессы при реставрации каменной скульптуры, гипсовая скульптура. Именно последняя глава «Гипсовая скульптура» является наиболее актуальной и рассматривает такие вопросы, как технология изготовления гипсовой скульптуры (способы изготовления, защитно-декоративная обработка, распространенные нарушения требований технологии), реставрация и консервация гипсовой скульптуры (очистка гипсовой скульптуры, склейка гипса, восстановление утрат и заделка сколов на гипсе, тонировка гипса, гидрофобизация гипса), хранение и транспортировка скульптуры из гипса. В данной главе автор уделяет внимание различным видам повреждения гипса и причинам их возникновения, затем переходит к методам их устранения и защиты от их последующего возникновения. Следует отметить, что везде он делает акцент на то, что гипс как материал требует максимально бережного подхода на этапах реставрации. Решение проблемы гидрофобизации автор книги видит в пропитке гипса олифой, клеем или шеллаком, а иногда и жидко разведенной масляной краской.

Антонян уделяет внимание и хранению в запасниках, акцентируя внимание на современных недостатках хранения и рекомендуя хранить гипсовую скульптуру в бумажных чехлах из микалентной бумаги, крафта или кальки, а перед использованием чехлов — пропитать их 10% раствором формалина.

К современным масштабным трудам, посвященным проблемам консервации и реставрации скульптуры, относится книга О.В. Яхонта «Проблемы консервации, реставрации и атрибуции произведений искусства» 2010 года издания. В ней содержатся избранные статьи различных годов издания, посвящённые сохранению отечественного и культурного наследия, члена-корреспондента Российской академии художеств, заслуженного деятеля искусства Российской Федерации, профессора, художника-реставратора высшей квалификации. В статье «Тонирование скульптуры» (28-31стр.) автор дает точную последовательность тонирования под различные виды бронзы с перечнем необходимых материалов. Также описывает опыт прошлых эпох. Статья «Методические аспекты реставрационных восполнений» (144-149стр.) содержит ценные наблюдения насчет различных методик восполнения утрат и сведения их к единой, позволяющей наиболее точно приблизиться к оригиналу, без внесения реставратором личного видения.

Труд «Химия в реставрации» посвящен изучению и исследованию материалов применяемых в реставрации. Авторами его выступили в соавторстве два химика-технолога М.К. Никитин и Е.П. Мельникова — ведущие специалисты в области реставрационных технологий. Первое издание относится к 1990 году, а переиздание — к 2002. В главе «Химические материалы в реставрации камня», в части с подзаголовком «Пленкообразующие полимерные растворы и латексы» (на 78стр.), рассказывается об эффективности и безвредности очистки поверхности каменной скульптуры (в том числе и гипсовой) методом нанесения пленкообразующих растворов. Авторы акцентируют внимание на том, что при использовании такого метода исключается необходимость в механической обработке поверхности скульптуры щетками и тампонами, что категорически воспрещается применять при расчистке поверхности гипсовой скульптуры. В данном случае они рекомендуют растворы Na-КМЦ и ПВС. Их содержание в растворах колеблется от 5—30% (в зависимости от степени загрязненности и прочности поверхности).

На 84 стр. в части с подзаголовком «Материалы для реставрации и модификации гипса» рассматривается проблема необходимости укрепления гипса. Авторы предлагают для этого использовать такие добавки, как столярный клей, Na-КМЦ, ПВАД (поливинилацетатную дисперсию), насыщенный раствор алюмокалиевых квасцов, ПМАК. Также идёт речь и о последующем укреплении после окончательного отвердения гипсового раствора такими растворами, как сульфата меди или железа, насыщенным раствором алюмокалиевых квасцов. Особенно полезной представляется таблица, в которой приведен состав растворов КОС (кремнийорганических соединений) для модификации гипса, процентное соотношение и свойства уже модифицированного гипса.

В 2004 году Е.М. Андреева, художник-реставратор Государственного Эрмитажа, защитила диссертацию «Музей "антиков" Императорской Академии художеств. История собрания и его роль в развитии системы художественного образования в России во второй половине XVIII - первой половине XIX веков». Это первая работа, посвященная глубокому исследованию гипса. В главе III «Значение собрания "гипсов" в развитии принципов научной реставрации античных памятников в России и его роль в создании декоративно-парковой скульптуры Санкт-Петербурга» 3-й раздел посвящён реставрации повреждённых отливов и форм. В то время использовали те же материалы для реставрации повреждённых «антиков», что и при их создании. В 4-м разделе главы представлена технология снятия форм и изготовления гипсовых отливов. Особое внимание уделяется работе с тонировками, которые вносили не только улучшения внешнего вида, но и укрепления и защиты поверхности от разрушения.

Книга Н.В. Одноралова «Скульптура и скульптурные материалы» 1982 года (первое издание относится к 1965 году) посвящена исключительно материалам, из которых создаются скульптуры. В ней даётся их описание, а также рекомендации автора по поводу их использования для скульптуры. Книга состоит из восьми частей по названиям материалов: глина, воски и пластилин, гипс, бетон, пластические массы, металлы, камень, дерево. Глава «Гипс» сдержит различные разделы. в которых содержатся сведения о физико-механических свойствах гипса, о применение высокопрочного гипса, тонировании гипсовой скульптуры, о цветных гипсах и нерасширяющимся гипсе.

Книга Э.Н. Агеевой «Консервация и реставрация скульптуры из камня» 2003 года издания является учебным пособием. В ней автор описывает характеристики пород камня, используемых в монументальной скульптуре, причины и характер разрушения камня в атмосферных условиях (механизмы разрушений), (характерные виды разрушения камня), консервацию камня (очистка, биоцидная обработка, структурное укрепление, заделка дефектов, защитная обработка). В «Предисловии» (20-22стр.), среди описания материалов, упоминается гипс, его свойства, разновидности и характеристики. В главе «Причины и характер разрушения камня в атмосферных условиях» (32-33стр.) приводится классификация видов разрушения камня. В главе «Консервация камня» рассматриваются различные виды механических, физико-химических и химических методов расчистки среди которых есть те, которые применимы в случаях с очисткой гипсовой скульптуры.

    Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения М.Н. Лебель «Реставрация древней скульптуры из камня (история, теория, практика)» 1980 года содержит информацию о реставрации отдельных памятников искусства, на примере которых сформулированы и изложены основные принципы реставрации, основные технологии и новые методы, которые разработаны автором или при его участии. В третьей главе диссертации автором предложена система документации и исследования скульптуры из камня. В первом разделе третьей главы М.Н. Лебель рассматривает форму записи в журнале, сокращенного паспорта, кодовой перфокарты. Во втором разделе третьей главы определяет систему научно-технических методов исследования скульптуры из камня. Четвёртая глава полностью посвящена обобщению существующих методов консервации, некоторых новых и вновь разработанных способов, повышающих качество и эффективность консервационных приемов. В первом разделе четвёртой главы изложены особенности состава и структуры камня, причины его разрушения и методы предотвращения разрушающих факторов. Во втором разделе четвёртой главы сделан обзор методов укрепления камня, а также указаны положительные и отрицательные черты рецептур, применяемых для консервации каменной скульптуры. В третьем разделе четвёртой главы обобщены ранее известные и вновь разработанные автором методы удаления загрязнений. В четвёртом разделе обобщены известные сведения о методах устранения пятен и наслоений (солей, плесени, ржавчины) ‒ реставрационных (гипс, мастиковка из воска, натуральных и синтетических смол, лаки, клеи) и случайных (чернила, анилиновые красители, битум, масляные и другие краски). В последнем разделе четвёртой главы описан процесс склейки каменной скульптуры, поиски места присоединения фрагмента по определённым признакам, а также рецептура клеевых составов и приемы крепления склеиваемых фрагментов. В пятой главе рассматриваются принципы и технологии дереставрации, обобщены исследования и предложена система рекомпозиции, приёмов нейтролизации повреждений и компенсации утрат. Следует отметить, что несмотря на такой серьёзный труд в области реставрации каменной скульптуры, гипс рассматривается частично и данный труд особенно ценен именно общим подходом к рассмотрению проблематики реставрации каменной скульптуры.

    В книге «Гипс в малоэтажном строительстве» 2008 года А.В. Ферронской подробно рассматривает различные области применения гипса в строительной сфере. В третьей главе «Основные сведения о гипсовых вяжущих» (28-39стр.) автор рассматривает виды и классификации гипса на сегодняшний день, давая их подробные описания, свойства и характеристики.

    Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук «Гипсовые композиционные материалы с комплексом минеральных и химических добавок» 2008 года Е.Н. Самохиной освещает последние исследования, на момент издания, модификации гипсовых вяжущих и методов изменения их характеристик. В первой главе проводится обзор и анализ отечественного и зарубежного опыта производства, модификации, применения наполненных гипсовых композиций. В третьей главе описывается влияние на структуру и эксплуатационные свойства гипсового камня путём дисперсии оксидами железа в болотной руде. В четвёртой главе изучено влияние отечественных пластификаторов на структуру и свойства гипсового камня и композиционного вяжущего на его основе, в том числе в присутствии минеральных добавок. В пятой главе рассмотрены и проанализированы различные способы подготовки наполнителей и химических добавок. Среди них следует отметить «болотную железную руду» и «суперпластификатор С-3».

Книга «Реставрационные материалы» О.И. Пруцина, 2004 года посвящена реставрации материалов, которые используются в экстерьерах зданий. Среди них имеется краткое упоминание о скульптурно-декоративных и лепных деталях (244 стр.), встречающихся на внешнем убранстве зданий. В данной главе приводятся рекомендации по правильному порядку выполнения реставрационных работ по лепным изделиям. Следует отметить в этой книге и то, что в «Приложении книги» идет подробное описание ультразвукового метода в исследовании памятников архитектуры, который может найти применение и в исследовании гипсовой скульптуры как метод, не нарушающий целостность исследуемого объекта.

    Значимые труды в области истории реставрации собраны в книге «Консервация и хранение скульптуры в музее» О.В. Яхонта, 2009 год. В ней описан опыт консервации и хранения каменной скульптуры с давних времен до наших дней. В ходе повествования автор рассматривает развитие целей и задач, которые ставила перед собой научно-реставрационная общественность в разные времена. В Третьей главе «Вопросы хранения и консервации скульптуры на современном этапе» (173-190 стр.) описаны современные ошибки в подходах хранения и консервации скульптуры на конкретных примерах отечественной и зарубежной реставрации. Также эта тема наиболее ярко освящена в «Заключении» книги (191-193стр.), где автор пишет об отсутствии единых целей и задач в областях консервации и хранения скульптуры.

    В Сборнике статей по реставрации скульптуры и мониторингу состояния памятников в городской среде «Памятники. Вектор наблюдения» 2008 года, выпускаемой под эгидой ГМГС, имеются две статьи, содержащие актуальность выбранной темы. Первая статья «Новые принципы защиты памятников из камня от биологических повреждений» написана в соавторстве: Д.Ю. Власов, О.В. Франк-Каменецкая, А.М. Маругин, Ю.В. Рябушева, М.А. Тимашева, О.А. Шилова, Т.В. Хамова, В.П. Челибанов, В.Ю. Долматов, В.В. Рытикова. В данной статье авторы указывают на те свойства, которыми должны обладать современные пропитки. Здесь следует отметить, что современные специалисты говорят о необходимости отказаться от устаревших пропиток, к которым относятся оловоорганические, хлоорганические, кремнийорганические, в связи с их токсичностью по отношению к окружающей среде и человеку, работающему с ней. Здесь же авторы пишут о том, какими свойствами должны обладать современные пропитки:

● высокой эффективностью в отношении широкого спектра организмов-деструкторов:

● малой токсичностью для людей и безопасностью в отношении обрабатываемых объектов (например, не вызвать повреждений материалов памятников);

● экологической безопасностью;

● хорошей растворимостью в воде;

● простотой применения;

● максимально долгим сохранением своих активных свойств (пролонгирующий эффект);

● проникающим действием, т.е. способностью легко проникать в микрозоны материала, где смогут концентрироваться биодиструкторы;

Вторая статья «Служение лошади человеку. Исследование, консервация, реставрация», написанная в соавторстве П.П. Игнатьевым и М.Н. Лебель, описывает ход реставрации барельефа, созданного по модели П.К. Клодта из гипсоизвесткового раствора. В конце статьи авторы пишут об использование ими в целях консервации средства фирмы «Термошильд» (состоящего из модифицированных акриловых смол, пигментированных диоксидом титана и тригидратомаллюминия). Его особенностью является то, что во влажных условиях полимеры набухают и покрытие становится водонепроницаемым, а в сухую погоду они отдают свою влагу, в следствие чего покрытие становится проницаемым для молекул воздуха и пара, давая возможность вывода влаги из структуры материала. Эти свойства способствуют лучшей сохранности и повышают устойчивость к перепадам окружающей среды.

 

 


 

Таблица музейных реставраций

Таблица реставрационно-консервационных материалов

Наименова-ние Фото Общая методика

Материалы

Примечание (сложность)

ГМГС (Музей-мастерская М.К. Аникушина)

1.     Гипсовая модель памятника А.П. Чехову (автор М.К. Аникушин, модель памятника для москвы, гипс тонированный, 287х87х120 см, инв. №нвф-36) 1. До 1. После 2. До     2. После 1.Транспортировка модели в мастерскую. 2. Удаление поверхностных загрязнений. 3. Обследование в натуре состояния сохранности модели 4. Реставрация имеющейся (старой) конструкции плинта: 5. Определение соответствия и обеспечение функциональной составляющей конструкции плинта. 6. Разработка мероприятий по доработке конструкции плинта. 7. Обсуждение на реставрационном совете. 8. Доработка плинта модели 9. Мастиковка поверхности плинта. 10. Тонировка в местах мастиковки в общий тон модели. 11. Реставрация фигуры модели. 12. Изготовление элементов металлического крепежа (шпильки, стержни). 13. Транспортировка модели по месту экспонирования. 14. Финишный этап реставрационных работ. 14.1. Сборка технологических частей модели. 14.2. Мастиковка технологических швов. 14.3. Тонировка в местах мастиковок в общий тон модели. 14.4. Окраска плинта модели. 15. Подготовка научно-реставрационного отчета.

1. Гипс Г16 Forman

2. Масляные краски (умбра жжёная)

3. Ацетон

4.Растворитель 646

5. Металлическая арматура:

5.1 стержни 10мм нержавеющая сталь

5.2 металлическая арматура

5.3 проволка вязальная

5.4 металлические шпильки

6. ПВА

7. бронзовый порошок

8. скипидар

9. Олифа

10. Эпоксидная смола

Укрепление постамента
2. Скульптурная группа «Блокада», авторская гипсовая модель (Михаил Константинович Аникушин, 1974 г., инвентарный № нвф74)   1. До     2. После     1. Выполнение фотофиксации состояния сохранности гипсовой модели скульптурной группы «Блокада». Отбор проб для проведения исследований. 2. Обеспыливание поверхности скульптурной группы щетинными кистями. 3. Демонтаж головы матери и солдата. 4. Пропитка поверхности скульптурной группы акриловым бесцветным матовым лаком «Paneeli Assa» фирма «Tikkurilla» (Финляндия). 5. Проведение анализа разрушений каждой составной части. 6. Отбор пробных гипсовых образцов для определения цвета и тона восполнения утрат. 7. Восполнение утрат на постаменте фигурах методом мастиковки. 8. Восстановление крепления фиксирующего замка правой руки коленопреклоненной матери. 9. Восстановление крепления фиксирующего замка драпировки, спадающей с правой руки фигуры матери. 10. Монтаж всех фрагментов скульптурной группы. 11. Обозначение участков восполнений при реставрации. 12. Пропитка поверхности восполненных утрат акриловым бесцветным матовым лаком «Paneeli Assa» фирма «Tikkurilla» (Финляндия).

1. Гипс Г16 Forman

2. Паста пигментная AURA (водно-дисперсионно акриловая) красная, оранжевая, охра, жёлтая, синия, зелёная;

3. Ацетон

4. Акриловыйбесцветный матовый лак» PaneeliAssa» фирма «Tikkurilla» (Финляндия).

5. шпаклёвка VetanitLR+

Восполненение утрат производилась специально разработанным методом для данной гипсовой модели: 1.Набрана основная масса утрат. 2.Восполнение углублений сколов производилось раствором на основе гипса Г16 с добавлением шпаклевки VetanitLR
3. А.С. Пушкин. Эскиз фигуры к проекту памятника на площади Искусств в Ленинграде. 1954. Гипс. 50х15х4 1. До 2. После   1. Обеспылевание; 2. Расчистка поверхности; 3. Восполнение левой руки ниже локтя; 4. Мастиковка мелких сколов и каверн; 5. Восполнение сколов на кромках одежды 6. Укрепление поверхности;    

1. Гипс Г16 Forman

2. Паста пигментная AURA (водно-дисперсионно акриловая) красная, оранжевая, охра, жёлтая, синия, зелёная;

3. Акриловыйбесцветный матовый лак» PaneeliAssa» фирма «Tikkurilla» (Финляндия).

4. шпаклёвка VetanitLR+

Укрепление поверхности и восполнение утрат
4. В.И. Ленин. Эскиз сидящей фигуры к проекту памятника для Москвы (в Кремле). 1959. Гипс. 32х16х16 1. До   2. После   1. Обеспылевание; 2. Расчистка поверхности; 3. Мастиковка сколов и небольших утрат; 4. Укрепление поверхности;    

1. Гипс Г16 Forman

2. Паста пигментная AURA (водно-дисперсионно акриловая) красная, оранжевая, охра, жёлтая, синия, зелёная;

3. Акриловыйбесцветный матовый лак» PaneeliAssa» фирма «Tikkurilla» (Финляндия).

4. шпаклёвка VetanitLR+

Расчистка от загрязнений
5. В.И. Ленин. Эскиз сидящей фигуры к проекту памятника для Москвы (в Кремле). 1962. Гипс тонированный. 32,5х14х15,5 1. До     2. После 1. Обеспылевание; 2. Расчистка поверхности; Удаление остаточных следов тонировки; 3. Мастиковка сколов и небольших утрат; 4. Восполнение тонировочного слоя 5. Укрепление поверхности;  

1. Гипс Г16 Forman

2. Паста пигментная AURA (водно-дисперсионно акриловая) красная, оранжевая, охра, жёлтая, синия, зелёная;

3. Акриловыйбесцветный матовый лак» PaneeliAssa» фирма» Tikkurilla» (Финляндия).

4. шпаклёвка VetanitLR+

5. Масляные краски

6. Кисти

7. Бронзовый порошок

Восполнение тонировочного слоя
6. В.И. Ленин. Эскиз сидящей фигуры к проекту памятника для Москвы (в Кремле). 1962. Гипс тонированный. 27,5х13х14,5 1. До 2. После 1. Обеспылевание; 2. Расчистка поверхности; 3. Мастиковка сколов и небольших утрат; 4. Удаление красочных слоёв 5. Восстановление тонировочных слоев 6. Укрепление поверхности;  

1. Гипс Г16 Forman

2. Паста пигментная AURA (водно-дисперсионно акриловая) красная, оранжевая, охра, жёлтая, синия, зелёная;

3. Акриловыйбесцветный матовый лак» PaneeliAssa» фирма «Tikkurilla» (Финляндия). VetanitLR+

5. Масляные краски

6. Кисти

7. Бронзовый порошок

 

Удаление позднего тонировочного слоя
7. В.И. Ленин. Сидящая фигура к проекту памятника для Москвы (в Кремле). 1962. Гипс тонированный. 63х42х42 1. До 2. После 1. Обеспылевание; 2. Расчистка поверхности; 3. Восполнение мелких потёртостей, царапин, сколов 4. Восполнение утраты тонировочного слоя 5. Укрепление поверхности;

1. Гипс Г16 Forman

2. Паста пигментная AURA (водно-дисперсионно акриловая) красная, оранжевая, охра, жёлтая, синия, зелёная;

3. Акриловыйбесцветный матовый лак» PaneeliAssa» фирма «Tikkurilla» (Финляндия).

4. шпаклёвка VetanitLR+

5. Масляные краски

6. Кисти

7. Бронзовый порошок

 
8. В.И. Ленин. Эскиз фигуры к проекту памятника на Московском проспекте в Ленинграде. 1963. Гипс, тонированный под бронзу. 39,5х15х13,5     1. До     2. После 1.  Обеспылевание; 2. Расчистка поверхности; 3. Укрепление пластилиновых мастиковок 4. Восполнение утрат на кромках пиджака 5. Формовка, отливка и монтаж кепки; 6. Восполнение тонировки; Укрепление поверхности;    

1. Гипс Г16 Forman

2. Паста пигментная AURA (водно-дисперсионно акриловая) красная, оранжевая, охра, жёлтая, синия, зелёная;

3. Акриловыйбесцветный матовый лак» PaneeliAssa» фирма «Tikkurilla» (Финляндия).

4. шпаклёвка VetanitLR+

Структурное укрепление фрагментов сделанных из пластилина
9. В.И.Ленин. Эскиз фигуры к проекту памятника на Саяно-Шушенской ГЭС. Гипс. 45х17х19,5     1. До 2. После 1. Обеспылевание; 2. Расчистка поверхности; 3. Восполнение утраты бороды методом прямого моделирования 4. Укрепление поверхности    

1. Гипс Г16 Forman

2. Паста пигментная AURA (водно-дисперсионно акриловая) красная, оранжевая, охра, жёлтая, синия, зелёная;

3 Акриловыйбесцветный матовый лак» PaneeliAssa» фирма «Tikkurilla» (Финляндия).

4. шпаклёвка VetanitLR+

 
10. В.И. Ленин. Эскиз фигуры к проекту памятника на Московском проспекте в Ленинграде. Гипс, тонированный под бронзу. 34,5х14х14   1. До   2. После 1. Обеспылевание; 2. Расчистка поверхности; 3. Восполнение многочисленных мелких сколов и утрат; 4. Восстановление тонировочного слоя по всей поверхности 5. Укрепление поверхности;    

1. Гипс Г16 Forman

2. Паста пигментная AURA (водно-дисперсионно акриловая) красная, оранжевая, охра, жёлтая, синия, зелёная;

3. Акриловыйбесцветный матовый лак» PaneeliAssa» фирма «Tikkurilla» (Финляндия).

4. шпаклёвка VetanitLR+

5. Масляные краски

6. Кисти

7. Бронзовый порошок

Восполнение утрат красочного слоя
11. Блокада. Эскиз четырехфигурной композиции. «ГЗЛ». 1974. Гипс. 43х54х25     1. До   2. После 1. Обеспылевание; 2. Расчистка поверхности; 3. Создание подставки; 4. Восполнение многочисленных сколов и небольших утрат; 5. Склейка трещины около предплечья правой руки падающей женщины; 6. Вопсполнение скола постамента; Укрепление поверхности;    

1. Гипс Г16 Forman

2. Паста пигментная AURA (водно-дисперсионно акриловая) красная, оранжевая, охра, жёлтая, синия, зелёная;

3. Акриловыйбесцветный матовый лак» PaneeliAssa» фирма «Tikkurilla» (Финляндия).

4. шпаклёвка VetanitLR+

Расчистка от следов копоти
12. Эскиз фигуры для группы «На окопах». 1959 (?) Гипс, тонированный под бронзу. 41х15х12     1. До   2. После 1. Обеспылевание; 2. Расчистка поверхности от загрязнений; 3. Мастиковка сколов и небольших утрат; 4. Восполнение утрат тонировок; 5. Укрепление поверхности;  

1. Гипс Г16 Forman

2. Паста пигментная AURA (водно-дисперсионно акриловая) красная, оранжевая, охра, жёлтая, синия, зелёная;

3 Акриловыйбесцветный матовый лак» PaneeliAssa» фирма «Tikkurilla» (Финляндия).

4. шпаклёвка VetanitLR+

5. Масляные краски

6. Кисти

7. Бронзовый порошок

 

 

Восполнение утрат красочного слоя
13. Эскиз фигуры к памятнику «Слава Российскому флоту» («Морякам и создателям флота России»). 1997. Гипс, тонированный, желтый. 97х53х36     1. До     2. После 1. Разборка модели на составные части 2. Обеспылевание; 3. расчистка каждой части от гипсовых поздних наслоений а так пылевых отложений (позднее соединение составных частей модели производилось грубо, с чрезмерных использованием раствора и посажены со сдвигами от посадочных мест); 4. Мастиковка сколов и небольших утрат; 5. Расшивка и мастиковка трещин; 6. Укрепление знамя; 7. Восполнение утрат тонировок; Укрепление поверхности;  

1. Гипс Г16 Forman

2. Паста пигментная AURA (водно-дисперсионно акриловая) красная, оранжевая, охра, жёлтая, синия, зелёная;

3 Акриловыйбесцветный матовый лак» PaneeliAssa» фирма «Tikkurilla» (Финляндия).

4. шпаклёвка VetanitLR+

Восстановление креплений замковых соединений
14. А.С. Пушкин. Эскиз фигуры к проекту памятника на площади Искусств в Ленинграде. 1948. Гипс. 46х16х14     1. До     2. »После» 1. Обеспылевание; 2. Расчистка поверхности; 3. Мастиковка сколов и небольших утрат на кромках одежды; 4. Восполнение правой руки; 5. Восполнение кисти левой; 6. Укрепление поверхности;  

1. Гипс Г16 Forman

2. Паста пигментная AURA (водно-дисперсионно акриловая) красная, оранжевая, охра, жёлтая, синия, зелёная;

3. Акриловыйбесцветный матовый лак» PaneeliAssa» фирма «Tikkurilla» (Финляндия)

4. шпаклёвка VetanitLR+

Восполнение утрат копированием с аналога утраченного фрагмента методом снятия силиконовой формы
15. Слепок с «ТондоБартоломеоПитти» Микеланджело. 83х78х15   1. До 2. После 1. Обеспылевание; 2. Расчистка поверхности; 3. Мастиковка сколов и небольших утрат; 4. Армирование; 5. Установка подвесных кронштейнов; 6. Укрепление поверхности  

1. Гипс Г16 Forman

2. Паста пигментная AURA (водно-дисперсионно акриловая) красная, оранжевая, охра, жёлтая, синия, зелёная;

3. Акриловыйбесцветный матовый лак» PaneeliAssa» фирма «Tikkurilla» (Финляндия).

4. шпаклёвка VetanitLR+

5. армирующая сетка

6. подвесное крепление

Армирование обратной стороны рельефа методом армирования стекло-волоконной сеткой и установление подвесных кронштейнов
16. Слепок. Тондо малое с Медузой-Горгоной и оттисками гемм. Диам. 14   1. До 2. После 1. Обеспылевание; 2. Расчистка поверхности; 3. Мастиковка сколов и небольших утрат; 4. Армирование; 5. Установка подвесных кронштейнов; 6. Укрепление поверхности;  

1. Гипс Г16 Forman

2. Паста пигментная AURA (водно-дисперсионно акриловая) красная, оранжевая, охра, жёлтая, синия, зелёная;

3. Акриловыйбесцветный матовый лак» PaneeliAssa» фирма «Tikkurilla» (Финляндия).

4. шпаклёвка VetanitLR+

5. армирующая сетка

6. подвесное крепление

Армирование обратной стороны рельефа методом армирования стекло-волоконной сеткой и установление подвесных кронштейнов
17. Слепок. Тондо с оттисками гемм.Диам. 20     1. До   2. После 1. Обеспылевание; 2. Расчистка поверхности; 3. Мастиковка сколов и небольших утрат; 4. Армирование; 5. Установка подвесных кронштейнов; 6. Укрепление поверхности    

1. Гипс Г16 Forman

2. Паста пигментная AURA (водно-дисперсионно акриловая) красная, оранжевая, охра, жёлтая, синия, зелёная;

3.  Акриловыйбесцветный матовый лак» PaneeliAssa» фирма «Tikkurilla» (Финляндия).

4. шпаклёвка VetanitLR+

5. армирующая сетка

6. подвесное крепление

Армирование обратной стороны рельефа методом армирования стекло-волоконной сеткой и установление подвесных кронштейнов
18. Гипс тонированный. 77х33х5     1. До 2. После 1. Обеспылевание; 2. Расчистка поверхности; 3. Мастиковка сколов и небольших утрат; 4. Армирование; 5. Установка подвесных кронштейнов; 6. Укрепление поверхности;

1. Гипс Г16 Forman

2. Паста пигментная AURA (водно-дисперсионно акриловая) красная, оранжевая, охра, жёлтая, синия, зелёная;

3. Акриловыйбесцветный матоый лак» PaneeliAssa» фирма «Tikkurilla» (Финляндия).

4. шпаклёвка VetanitLR+

5. Масляные краски

6. Кисти

7. Бронзовый порошок

8. армирующая сетка

9. подвесное крепление

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.