Историческое значение и применение гипса в изобразительном искусстве и архитектуре. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историческое значение и применение гипса в изобразительном искусстве и архитектуре.

2023-02-03 46
Историческое значение и применение гипса в изобразительном искусстве и архитектуре. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Гипс – один и древнейших материалов, который используется с давних времен. Известно, что гипс применяли в Малой Азии еще в 9-ом тысячелетии до н.э., о чём свидетельствуют раскопки в городе Капал. Там гипс использовали для изготовления декоративных фресок.

В вавилонских и шумерских клинописях так же можно найти упоминание не только о гипсе, но и о его использовании. Результатом проведения археологических раскопок в Израиле, южнее озера Тибериас, были обнаружены полы, покрытые гипсом в 7-ом тысячелетии лет до н.э. Подобная находка была обнаружена и в городе Ерихо (6-е тысячелетие до н.э.).

Известно, что в Древнем Египте и на Евфрате гипс использовался как строительный материал в 3-ем тысячелетии до н.э. При исследовании пирамиды Хефрона (около 2-го тысячелетия до н.э.) открыли технологию раствора, которым заполняли пустоты между швами известняковых блоков. Они состояли из смеси гипса и обожжённой извести.

В дальнейшем умение работать с гипсовым раствором распространилось до острова Крит, где во дворце царя Кносса было использовано при возведении стены из гипсового камня и кладке.

Эллинская и римская эпоха стали расцветом применения гипса в скульптурных целях. Благодаря археологическим раскопкам до нас дошло большое количество эскизов, моделей и слепков, выполненных в гипсе греческими и римскими мастерами. Гипс уже в те времена служил как переходная стадия между мягким материалом и бронзой или камнем. После создания скульптуры в мягком материале с неё снимали гипсовую форму, по ней отливали скульптуру в гипсе, которую дорабатывал мастер. Эта модель уже могла использоваться для бронзы (тогда с неё снимали дополнительную форму для перевода в камень) или экспонироваться как самостоятельная гипсовая интерьерная скульптура.

Следует упомянуть, что уже в те времена гипс использовали для снятия посмертных масок.

В письмах Плиния упоминается, что Лисистрат впервые применил гипс как слепок маски с человека, в которую залил воск, и это использовал при создании скульптуры[6].

Подобные маски часто украшали мастерские древних скульпторов и художников, а также служили им как наглядный материал для создания скульптур.

Затем искусство и технологии работы с гипсом из Рима распространилась по Центральной и Северной Европе. В Парижских катакомбах по настоящее время находят старинные саркофаги (с VI века нашей эры), выполненные из гипса.

Следующий значительный этап распространения технологии и развития культуры работы с гипсом относится к временам развития монастырей. В это время гипс применяли для заполнения пустот внутри фахверковых зданий. Тогда же его стали использовать для кладки и стяжки полов. Выполненные в те далекие времена, они хорошо сохранились по сегодняшний день. В Санкен-Анхальте сохранились остатки таких полов, выполненные в XI веке[7]. Хорошая сохранность этих полов обусловлена тем, что вяжущие и наполнители состояли из идентичных материалов. В качестве наполнителя к гипсовому вяжущему добавляли измельченный до круглых зёрен гипсовый камень.

Для этого столетия характерной чертой стало использование гипса высокой тонкости помола и с очень низкой степенью водопоглощения, необходимой для отвердения. Раствор содержал малую плотность воздушных пор (плотность примерно была равна 2,0 г/см3) за счёт низкой водопотребности (менее 0,4). В последующие века водопотребность гипса увеличилась, что привело к уменьшению прочности.

С тех же давних времён гипс использовали для создания формы, чтобы повторить модель в глине, терракоте, а в последующем – в фаянсе или фарфоре.

Параллельно развитию культуры применения гипса в Европе, он находил отклики и в других культурах, так например, в Узбекистане и Таджикистане с начала нашей эры (в III-IV веках), зародился уникальный вид ремесла - резьба по ганчу. Этому посвящена статья «Резьба по ганчу в декоре дворца Варахши: мотивы, композиционные приемы и живописные традиции» Т. Г. Цветковой, в которой она подробно рассказывает об истории появления этого ремесла и как оно отражено во дворце Варахши[8]. Ганч, тоже, что и алебастр, его получают, обжигая особую породу гипса и глины. Засушливые климат Средней Азии позволял использование гипсо-содержащих материалов (ганч) на открытом воздухе, не смотря на его гигроскопичность.

Работа с ним заключалась в несколько этапов. Сначала, в нужных пропорциях заводился раствор на основе глины и гипса и затем его заливали в упрощённую форму. После отверждения раствора на него переносили иглой заготовленный рисунок орнамента. Последующим этапом была непосредственно резьба по нему. Завершалось всё это окрашиванием орнамента в яркие цвета.

Этот вид искусства процветает и на сегодняшний день, пользуясь спросом уже по всему миру.

Особое место в истории бытования гипса следует отдать искусственному мрамору. Кузьмина В. П. в своей статье «Искусственный мрамор. Способы получения и методы обработки поверхности» рассказывает об истории бытования этого вида искусства[9]. Это мастерство берёт своё начало ещё с Древнего Рима, затем достигло своего процветания в эпоху Ренессанса.

Мастерство искусственного мрамора у нас получило рассвет в архитектуре Кваренги Д., при котором искусство его создания достигло большого мастерства[10].

Основная особенность техники изготовления искусственного мрамора заключается в последовательности шлифовки и полировки его поверхности оселками и горячими утюгами. Перед этим тоже предшествует сложный технический процесс подготовки. Сначала наносят грунт в два слоя и в течение недели повторяют два, три раза смачивают водой. По истечению этого времени наносят лицевой слой, который потому уже дорабатывают то мраморного состояния. Первым этапом доводки финальной поверхности проходит тонкое шлифование, потом по «мокрому». Затем поверхность обрабатывают клеевым раствором, который придается лощению и мокрой полировке. Финальным этапом покрывают поверхность восковой пастой и натирают до блеска.

История бытования гипса в культурах мира очень богатая и насыщенная. И на протяжении этой истории люди всегда учитывали гигроскопичность гипса и его ограниченные прочностные характеристики. Во все времена его главным достоинством была белизна, простота в использовании и конечно возможность принимать любые заданные формы. Ещё причиной популярности и распространенности его с давних времен было его удобство в добычи и обработке.

Но такие качества, как гигроскопичность не позволяла полноценно использовать его на открытом воздухе. Дождевые осадки, перепады влажности и температуры в быстрый промежуток времени приводили изделия из гипса в негодность. Исторически этот процесс стремились остановить различными пропитками, такими олифа или шеллаковый лак и последующим покрытием воском, красочным слоем или избеганием использования его на открытом воздухе.

Гипс сам по себе обладает слабыми прочностными характеристиками, именно поэтому его всегда стремились модифицировать без потери его декоративных качеств. В него с давних времен добавляли известь, цемент, клеи, бор и другие материалы, для повышения его прочностных характеристик.

 


 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.