Анализ и сопоставление методик реставрации гипса. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Анализ и сопоставление методик реставрации гипса.

2023-02-03 44
Анализ и сопоставление методик реставрации гипса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    В данной главе будет рассмотрен, проанализирован и сопоставлен отечественный и зарубежный опыт, а также личный, с целью дальнейшей разработки Технологических карт по реставрации гипсовой скульптуры. Среди отечественных методик будут рассмотрены труды последних 30 лет. Среди отечественных были выбраны методический сборник «РЕСТАВРАЦИЯ ЛЕПНОГО ДЕКОРА. Производство работ и оформление документации. Методические рекомендации. М., 1993 г.», статья Евдокимовой В.А. // «Реставрация и атрибуция гипсового бюста из музея-усадьбы «Архангельское» / Сборник научных трудов – Москва: Издательство ВХНРЦ, 1993 год и книга Антоняна А.С. «Реставрация скульптуры из камня» глава «Реставрация и консервация гипсовой скульптуры» Москва, 2006 год.

    В основе методических рекомендаций 1993 года собрана методическая информация начала 20 века. Так, например, после отливки и просушки для повышения прочности гипсовой структуры авторы предлагают ее покрыть 30% медным или железным купоросом с последующей пропиткой тонким слоем горячей олифы. Эта методика описана и в книге Крестовского И. В. «Мраморная скульптура. Руководство по технике реставрации мраморной скульптуры.»[24].

Одна из последних методик, описанных в отечественной литературе, приводится Антоняном А. С. в 2006 году. В ней он дает рекомендации по основным видам работ в реставрации гипсовой скульптуры. 

В качестве зарубежного опыта рассмотрены методики и материалы известных реставрационных мастерских, таких как Французская «Pebeo» и Канадская «HPCS». Так же проанализирована Германская диссертация «Dust on Bust. Dust on Plaster Surfaces: Focussing on the Portrait Busts in the Rococo Hall of the Duchess Anna Amalia Library in Weimar» Нортумбрского университета написанная Aurilia Badde в 2009 году.

 

 

1. Расчистка гипсовой поверхности.

    Говоря о расчистке скульптуры, Антонян А.С. напоминает, что любое использование средств для расчистки на основе воды приведёт неминуемо к всасыванию её порами гипса. Это может вызвать втягивание загрязнений в структуру гипса, в том числе и коррозию металлического каркаса скульптуры. Исключением может быть патинированная или окрашенная скульптура, поверхность которой утратила способность всасывания влаги. В таком случае автор рекомендует использование препаратов для очистки камня «ВЭПОС» и «БИО-МИГ».

    В своей статье он исключает какую-либо методику очистки гипсовой поверхности механическим путем и предлагает очистку поверхности путем применения крахмальных компрессов. В основе компресса применяется клейстер на картофельном крахмале, разведенный в воде в пропорциях 70:930 на 1 кг.

    Данным клейстером покрывают всю поверхность скульптуры в один приём (если покрывать локально, то присутствует большая вероятность ореолов). Наносить, как правило, нужно в два приема, чтобы набрать толщину 5-6 мм. Затем на поверхность клейстера наносится разрыхленная вата 1-1,5 см, это позволяет избежать пересыхания пленки, а также армирует поверхность, что в последующем позволяет с легкостью ее удалить.

    В таком состоянии пленка должна находиться от 6 до 10 часов. После следует проверить, отвернув один край, достигла ли она нужной эластичности, что свободно экстрагироваться с поверхности. Пересыхания этой пленки следует избегать, иначе придется распаривать кипятком, чтобы вернуть нужную эластичность поверхности.

Есть и за рубежом подобный материал и метод, который позволяет вывести расчистку гипсовой поверхности от загрязнений на новый уровень, ‒ это «TRI-Funori». Это натуральное средство для очистки на основе красных водорослей («funori»), которые собирают вдоль побережья Японии. В этих водорослях сдержится особая формула полисахарида крахмала. Она позволяет связывать большое количество воды относительно своей массы и при нанесении не передавать её в гипсовую поверхность, а, наоборот, продолжать втягивать в себя. Также «TRI-Funori» используют как реставрационный склеивающий материал для гипсовой скульптуры и лепки. Как клей он может без вреда для скульптуры экстрагироваться водой[25].

Конечно, зарубежный опыт в данном случает, показывает на то, что их материалы удобнее в использовании, так как находятся сразу в готовом к использованию состоянии, но отличается существенной ценой по отношению к методу, который предлагает Антонян А. С.

2. Склеивание фрагментов.

    Методику склеивания гипса Антонян А. С. сопоставляет с методикой склеивания пористого камня. Таким образом выводит следующие материалы, применение которых возможно для склеивания: ПБМА, ПВБ, БМК-5, ПВА дисперсия. Автор замечает, что в случае с гипсом, эти клеевые составы должны быть на 15-20% более жидкой консистенции. Однако он также обращает внимание на то, что основной проблематикой в склейке гипсовых фрагментов (особенно старых скульптур с присутствием деструкции поверхности) является «всасывание» влаги из гипсового раствора, на который их предстоит соединять. Метод смачивания водой плоскостей склеиваемых фрагментов нежелателен и приведёт к деструкции поверхности. Автор указывает варианты, которыми возможно предотвратить «всасывание» поверхности. Первый вариант ‒ это создание клеевой плёнки из таких материалов, как поливиниловый спирт, крахмал или же ПВА-диссперсия. Другой вариант ‒ это замешивать более жидкий гипсовый раствор. В методических рекомендациях 1993 года гипсовые фрагменты предлагают склеивать казеиновым клеем. 

Для склейки гипсовых фрагментов фирма «HPCS» разработала специальный тиксотропный клей «AD 25 GEL». Он предназначен также для склейки металлических и деревянных пиронов. Удобно его применение и для волосяных трещин. Этот клей так же изготавливается в готовом виде в тюбиках для специальных шприцов с пистолетной рукояткой.

3. Восполнение утрат.

    В отношении техники прямого моделирования восполнения утрат на гипсовой скульптуре Антонян А. С. не предлагает конкретной методики, указывая лишь на возможность применения этой техники при восполнении малых утрат и сколов.

    Однако особое значение автор придает методике восполнения крупных утрат через мягкий материал с последующей формовкой и отливкой в гипсе. Формовку предлагает проводить либо гипсом, либо синтетическими эластичными материалами, такими как «Сиэласт», «Беласт» или «Виксинт». В большем предпочтении у автора «Виксинт». Он предлагает взять в равных соотношениях компаунды К-2 и У-1. Как катализатор использовать К-18 и добавлять его в количестве 4-5% к общей массе компаунда.

    Антонян А. С. уделяет особое внимание материалу, который возможно применять в процессе восполнения малых утрат и каверн на открытой гипсовой поверхности. Для этих целей он предлагает использовать левкас ‒ материал на основе двух компонентов: ПВС (поливиниловый спирт) и мел. Сначала заготавливается клеевой состав. Для этого берётся 1 литр дистиллированной воды и в нее добавляется 60 грамм ПВС и выдерживается около суток, после чего следует полностью растворить его на водяной бане. Мел добавляется как наполнитель до придания необходимой консистенции.

    Автор указывает, что такая мастиковка способна заполнить утрату до 0,6 мм и путем послойного набора массы ‒ не более 0,2 мм.

    При восстановлении красочного слоя Антонян А. С. предлагает свод правил, которых следует придерживаться. Первое, на что он указывает, это толщина красочного слоя ‒ он должен быть максимально тонким, чтобы не скрадывать тонкую пластику и детализацию поверхности скульптуры. Второе ‒ перед непосредственным восполнением красочного слоя следует максимально утоньшить все имеющиеся красочные наслоения. Третье правило посвящено локальным восполнениям красочного слоя.

    Для придания поверхности белого цвета автор методики предлагает использовать гуашевые белила на обезжиренном молоке. Для достижения нужного оттенка достаточно ввести акварельные краски.

    Пятна, не поддающиеся выведению, автор предлагает тонировать восковой пастелью.

    В случае если утраты красочного слоя небольшие, Антонян А. С. предлагает восполнять утраты темперной краской или же акварелью с темперными или акриловыми белилами.

На сегодняшний день в России отсутствует такое понятие, как «реставрационный гипс». Однако в других странах можно встретить такое понятие. Например, во Франции имеется специальная гипсовая смесь для реставрации гипсовой скульптуры и лепнины под названием «Restorationplaster» фирмы «Pebeo» (химическая компания, основанная в 1919 году). Особенностью такого гипса является его плотность, в уже заведенном состоянии он практически не текуч. Материал обладает повышенными характеристиками адгезии, вязкости и липкости по отношению к стандартному гипсу.[26]

 

    Другая известная мировая реставрационная фирма, деятельность которой посвящена реставрации гипса, находится в Канаде ‒ «HPCS». Она образовалась в 2002 под началом двух крупных экспертов в этой области: Рода Старта и Масуми Судзуки. Ими разработаны различные материалы для проведения реставрационных работ, среди которых следует отметить затирочную смесь «GR Non-Shrink» и «GR Non-Shrink Ultra-Fine» на гипсовой основе. Это двухкомпозитный материал на основе гипса, которым заполняют трещины и швы. Наносят его через шприц с пистолетной рукояткой. Особенностью этого материала является его безусадочность при заполнении шва.[27]

Другой материал этой материал этой фирмы, мастиковка «ADPremixed», предназначен для заполнения пустот и восполнения малых утрат.

Конечно в данном случае, как и в других, использование подобного материала может оказаться неоправданно дорогостоящим, а применение раствора левкаса как заделочной массы - значительно усложнить процесс.

    Чтобы избежать больших завтрат и усложнения процесса реставрации, можно подготовить самостоятельно раствор, который будет обладать большей пластичностью чем гипс и уступать ему в прочностных характеристиках. Для этого необходимо взять 2 доли гипса Г16 и добавить одну долю Vetanit LR+. Особенность этого раствора ещё в том, что он обладает большей продолжительностью жизни, при этом остаётся обратим к воде.

4. Расчистка от красочных наслоений.

    Гипсовую скульптуру, во все времена, как у нас, так и за рубежом с целью профилактических мер поновляли красочным слоем и одним из самых сложных процессов в реставрации гипсовой скульптуры является их расчистка от красочных наслоений в последующем. Следствием этого является то, что на сегодняшний день, художник-реставратор, при реставрации гипсовой скульптуры, зачастую сталкивается с большим количеством поздних красочных наслоений на скульптуре.

Гипс, материал хрупкий и гигроскопичный, поэтому стандартными методами как в каменной и цементной скульптуре удалять поздние наслоения недопустимо, это может привести к непоправимым последствиям. Антонян А. С. не дает на это конкретных решений, указывая на то, что слишком много трудностей может возникнуть и для каждого случая нужно подбирать свою методику расчистки путем её предварительной апробации. Далее автор указывает основные методы ‒ это расчистка компрессами: либо с теплой водой, либо с растворителями.

    Aurilia Badde в своей диссертации пишет, что перед подбором необходимых методик для удаления красочных слоев, необходимо провести ряд лабораторных исследований, которые включают в себя послойное изучение поздних красочных слоёв. Для изучения количества красочных слоёв используют хроматографический газ пиролиза и массово-спекральный анализ. Для определения пигмента использовать рентгенные и инфракрасные методы спектроскопии[28]. Это позволит выявить состав красочных слоев их количеству, а поэтому уже можно составить правильную последовательную методику расчистки гипсовой поверхности от красочных наслоений.

    Однако сложность вызывает ситуация, когда гипс, находящийся под прочной коркой красочного слоя частично или полностью потерял свои кристаллические структурные связи. В таком случае удаление красочного слоя неизбежно приведёт к утрате деталей. Чтобы избежать осыпания гипсовой поверхности под красочным слоем, необходимо сначала провести инъекцию, предварительно размягчив красочный слой растворителями или термическим путём.

 

        

 

 


 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.