Культура (узкое и широкое понимание) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Культура (узкое и широкое понимание)

2023-01-16 21
Культура (узкое и широкое понимание) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема №3

Культура

План

1.Культура (узкое и широкое понимание)

2.Материальная и духовная культура

3.Формы культуры

4.Современная отечественная культура

5.Специфика искусства

6.Наука

7.Образование

8.Религия

9.Специфика морали

10.Общественная психология и идеология

 

Культура (узкое и широкое понимание)

Духовная сфера- наука, нравственность, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации и соответствующая деятельность людей.

Культура – возделывание, обрабатывание почвы.

Узкое понимание        Широкое понимание  
Духовная жизнь. Все виды преобразовательной деятельности людей и её результаты («вторая природа»)   Характеристики определённых исторических эпох (Культура Эпохи Возрождения). Характеристики определённых видов деятельности (материальная культура)  

           

Материальная и духовная культура

Материальная культура-совокупность физических объектов, созданных человеческими руками. Результат – вещи (артефакты).

Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т.д. Результат - символы.

 

Формы культуры

Народная

Элитарная

Массовая

Народная культура (фольклор)

Создаётся неизвестными творцами, которые не имеют специальной подготовки

В ней отражается менталитет народа.

Примеры

Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты.

По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Элитарная

Создаётся профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства.

Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»).

Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя.

Примеры: А.Тарковский «Сталкер», К. Малевич «Чёрный квадрат» и др.

Массовая культура

Возникла в середине ХХ века = поп-культура, китч, развлекательное искусство.

Не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения.

Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей.

Главной целью является получение коммерческой выгоды.

Примеры: исполнение песен поп культуры

Разновидности массовой культуры

Молодёжная субкультура – создана молодыми людьми для себя.

Субкультура-часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе.

Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями.

 

Современная отечественная культура

Что влияет на её формирование?

  • Внутренние изменения
  • Исторические факторы
  • Западная массовая культура
Положительные последствия Отрицательные последствия
Раскрепощение сознания народа Расширение художественного творчества Прекращение преследований представителей передовой интеллигенции Ослабление государственной поддержки («остаточный принцип») Массовый уход квалифицированных специалистов из сферы культуры Ориентация на запросы массового зрителя →культ насилия, примитивизм… Засилье западной кинопродукции  

5.Специфика искусства - высший уровень мастерства. Искусство отражает мир с помощью художественных образов истину, добро, красоту.

Специфика познания посредством искусства

  • Отражение мира с помощью художественных образов
  • Наглядный характер
  • Субъективное восприятие действительности

Виды искусства: архитектура, живопись, скульптура, литература, декоративно-прикладное искусство, театр, цирк, балет, кино, эстрада.

Современное искусство:

  • Постмодернизм

Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства.

Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией.

Одна из главных форм – коллаж.

Наука

Специфика науки

Наука-система знаний о мире и его законах

Основные элементы:

1. Особая система знаний о природе, обществе, человеке

2.Особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний

3.Система специальных организаций и учреждений

Социальные функции науки

Познавательная

Мировоззренческая (формирование системы взглядов на мир и на место в нём человека)

Прогностическая (помогает предвидеть последствия)

Научное знание

  • Естественные науки (природа)                                                                                                              

(математика, физика, химия, биология, география)

  • Общественные    (человек)                                                                               (правоведение, социология, экономика, философия, история, политология,  этика, эстетика)
  • Точные науки (математика)

Образование

Образование-это целенаправленная деятельность людей по получению знаний и навыков.

Функции образования

  • Приобщение человека к достижениям человечества
  • Передача и сохранение культурного наследия и накопление опыта
  • Подготовка человека к самостоятельной деятельности
  • Развитие творческих способностей личности
  • Воспитание и социализация личности

Основные направления развития современного образования

  • Демократизация
  • Гуманитаризация (увеличение доли гуманитарных дисциплин)
  • Гуманизация (усиление внимания к личности)
  • Фундаментальность (выявление и изучение главного)
  • Компьютеризация
  • Интеграция (интернационализация)

Принципы государственной политики в области образования.

· Общедоступность образования – это право на образование.

  • Бесплатность образования.

· Государственная поддержка и помощь учащимся, проявившим выдающиеся способности (специальные государственные стипендии).

  • Приоритетность образования -это означает, что решение задач, связанных с развитием образования, выдвигается на первый план среди проблем, стоящих перед страной.
  • Гуманизация образования - это поворот образования к потребностям, интересам и склонностям личности.

В законе «Об образовании» так формулируется один и из принципов государственной политики в области образования:

«Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного paзвития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Этапы получения образования

· Дошкольное образование.

· Школьное образование.

· Профессиональное образование

· Дошкольное образование.

Проходит в семье, его осуществляют мать, отец и другие члены семьи. Именно они дают первые знания о добре и зле, об обязанностях и правах, обучают началам грамоты, но помогают детям сделать первые шаги в приобщении к ценностям жизни и культуры. Родители или заменяющие их лица ответственны за движение ребенка по пути образования, за подготовку его к школе, за успех обучения в ней. Осознание ответственности за будущее ребенка — один из признаков гражданской зрелости.

· Школьное образование.

ü Начальное(1-4 классы);

ü Общее основное образование (9 классов)

ü Среднее(полное) общее образование(1-11 классы).

Задача этих этапов образования — формирование общей культуры личности, ее подготовка к жизни в обществе, к сознательному выбору профессии.

Общеобразовательные заведения различных типов

  • Гимназии,
  • Лицеи,
  • Колледжи,
  • Частные учебные заведения.

Это один из признаков гуманизации современного образования.

 

Каждое учебное заведение может, при соблюдении определенного уровня образования, вести занятия по собственным программам и учебникам, вводить по своему усмотрению новые предметы, в том числе факультативные, отвечающие запросам учащихся.

С 2001 г. в некоторых школах проводится эксперимент, суть которого — профилированное обучение в старших классах (гуманитарное, физико-математическое и т. п.). Занятия в таких классах полнее учитывают интересы, индивидуальные склонности учащихся, развивают их способности к определенному виду деятельности.

Согласно российскому закону об образовании, обязательным является как овладение основным общим образованием, так и отчет учащегося об успешности своего обучения: чаще всего это экзамены, которыми и завершается основное общее образование. Тем, кто успешно их сдал, выдается соответствующий документ.

  • Профессиональное образование

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку квалифицированных специалистов.

Программы профессионального образования

  • Начальное профессиональное образование(предпрофильное).
  • Среднее профессиональное образование.
  • Высшее профессиональное образование.
  • Послевузовское профессиональное образование.

Профессиональная подготовка сегодня — это путь в будущее, когда необходимость в избранной специальности станет еще более настоятельной, чем сегодня.

Профессиональные образовательные учреждения

  • Школа(начальное) в творческих профессиях (музыкальная школа, художественная школа).
  • Училище(начальное, среднее в творческих профессиях). После окончания основной школы вы можете поступить в училище, где ведется подготовку квалифицированных работников по разным специальностям.
  • Техникум (колледж). Среднее профессиональное образование.
  • Высшее образование - институт, университет.

Пути получения образования

  • Очное обучение. Обычный путь человека, приобретающего основное общее образование,— это учеба в школе.
  • Заочное образования , основанное на самостоятельной работе над учебными предметами.
  • Экстернат - сдача экстерном экзаменов за курс средней общеобразовательной школы.
  • Самообразование – самостоятельное получение знаний. Для того, чтобы не отстать, чтобы соответствовать требованиям, которые предъявляют его гражданские обязанности, социальное положение, производственная деятельность. Наиболее распространенная форма самообразования — изучение литературы, слушание лекций.
  • Дистанционное обучение – обучение на расстоянии.

Религия

Религия-совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность.

Главный признак религии – вера в сверхъестественное.

Элементы религии

  • Религиозное представление (мифы, легенды, сказания, Библия, Коран)
  • Религиозные настроения (любовь к Богу, страх перед злыми духами)
  • Религиозные действия (молитва, проповедь, таинство)
  • Религиозные организации и институты (церковь, секта, монастырь)

Функции религии

Мировоззренческая- формирует систему взглядов.

Утешительная – успокаивает, утешает.

Регулирующая поведение(заповеди, традиции, нормы, ценности)

Интегрирующая (объединяющая)

Дезинтегрирующая(уединение человека с Богом)

Коммуникативная (связь поколений, верующих друг с другом, с Богом)

 

 Мировые религии ( буддизм, христианство, ислам)

1.Огромное число последователей

2.Космополитизм (выход за пределы народов, государств)

3.Проповедь равенства всех людей

4.Стремление обратить в свою веру других людей

Атеизм и свободомыслие

Атеизм-отрицание религиозных представлений и утверждение самодостаточности природы и человека

Свободомыслие – позиция, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем

Свобода совести – право выбирать или не выбирать (быть атеистом) религиозную веру

Специфика морали

Мораль – система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения

Этика – наука о морали, принятой в обществе.

Три уровня:

  • Нравственные практика (нравы, поступки, типичные ситуации)
  • Моральное сознание («что такое хорошо, что такое плохо»)
  • Нравственное самосознание (самооценка, готовность совершать выбор между добром и злом)

Единство морали и права

  • Регулирующая функция
  • Нормативный характер
  • Единый фундамент общечеловеческих ценностей (добро/зло, хорошо/плохо)
  • Формирование отношений людей на основе справедливости, уважения прав и свобод человека

 

Различия

Мораль        Право
Ориентирует людей на моральные нормы. Исключает прямое принуждение. Пронизывает все стороны жизни, в том числе дружбу, любовь        Смысл конкретной жизненной ситуации уникален. Главные категории – добро, зло, совесть, счастье, смысл жизни. Основывается на типичном, стандартном (законе). Поддерживает порядок, исходя из реальности. Поддерживается принудительной силой государства Регулируют только существенные отношения. Главные категории – законное, незаконное, правомерное, неправомерное

Функции СМИ

  • Информационная (предоставление информации)
  • Регулирующая (формирование поведения людей, манипуляция общественным мнением)
  • Культурологическая (распространение достижений культуры)

 

 

Тема №3

Культура

План

1.Культура (узкое и широкое понимание)

2.Материальная и духовная культура

3.Формы культуры

4.Современная отечественная культура

5.Специфика искусства

6.Наука

7.Образование

8.Религия

9.Специфика морали

10.Общественная психология и идеология

 

Культура (узкое и широкое понимание)

Духовная сфера- наука, нравственность, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации и соответствующая деятельность людей.

Культура – возделывание, обрабатывание почвы.

Узкое понимание        Широкое понимание  
Духовная жизнь. Все виды преобразовательной деятельности людей и её результаты («вторая природа»)   Характеристики определённых исторических эпох (Культура Эпохи Возрождения). Характеристики определённых видов деятельности (материальная культура)  

           


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.