Земли особо охраняемых территорий — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Земли особо охраняемых территорий

2023-02-03 26
Земли особо охраняемых территорий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно преамбуле Федерального закона РФ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории (ООПТ) включают специально выделенные участки земель, водной глади и воздушного пространства над ними, занятые экосистемами, природными комплексами и объектами, имеющими особое природоохранное, рекреационное, оздоровительное, эстетическое или культурно-историческое значение. Правовой режим особо охраняемых природных территорий устанавливается с целью:

· сохранения типовых и уникальных ландшафтов;

· поддержания генетического биоразнообразия;

· охраны объектов живой и неживой природы;

· консервации объектов культурно наследия.

В отношении ООПТ установлен режим особой охраны. Они полностью или частично изъяты из хозяйственного оборота. На соседствующих с ООПТ участках создаются охранные зоны с регулируемым режимом земле- и водопользования.

Преамбулой Закона РФ № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории отнесены к объектам национального достояния.

Согласно сведениям Минприроды РФ в России учреждено более 13 тыс. ООПТ общефедерального, регионального и муниципального значения. Их площадь с учетом морской акватории превышает 200 млн га, что составляет около 12% площади страны.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

 Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 406-ФЗ.

 Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

 

Земли лесного фонда

Понятие земель лесного фонда предусмотрено п. 1 ст. 101 ЗК РФ. В соответствии с ней к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Земли лесного фонда - это самостоятельная категория земель. Иными словами, исходя из понятия земель лесного фонда можно установить, что к лесным землям относятся те участки земельной поверхности, на которых растет или должен расти лес. На нелесных землях не растут леса, но они необходимы для ведения лесного хозяйства.

Земли лесного фонда обладают спецификой по сравнению с другими категориями земель: он выделены в отдельную категорию земель ввиду необходимости установления по отношению к лесам специального правового режима. Большинство лесов РФ произрастают именно на землях лесного фонда (94%).

Использование лесов на землях лесного фонда имеет свою специфику по сравнению с использованием лесов на землях других категорий. В отношении лесов, произрастающих на землях лесного фонда, осуществляется лесное планирование, принимаются лесохозяйственные регламенты, на землях лесного фонда образованы лесничества и лесопарки - территориальные единицы управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Благодаря этому лесным законодательством обеспечивается охрана, защита и воспроизводство лесов, находящихся на землях лесного фонда.

Полноценное использование лесов в соответствии с ЛК РФ возможно лишь на землях лесного фонда. Согласно ч. 2 ст. 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях других категорий, могут быть отнесены только к защитным лесам. При этом все виды использования лесов без существенных ограничений могут осуществляться лишь в эксплуатационных лесах, которые для этой цели предназначены (ч. 2 ст. 108 ЛК РФ). Эксплуатационные леса располагаются только на землях лесного фонда (ч. 1 ст. 10 ЛК РФ).

Необходимо различать лесные и нелесные земли (участки) на землях лесного фонда.

К сожалению, ЛК РФ 2006 г. (в отличие от ЛК РФ 1997 г.) практически не отличает лесные участки (лесные земли) от нелесных, что является его недостатком. В ЛК РФ не содержатся понятия лесных и нелесных земель.

Ведение лесного хозяйства невозможно без использования земель лесного фонда: без прокладки лесных дорог, коммуникаций, без построек и сооружений, используемых для нужд лесного хозяйства. Согласно ст. 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Лесной кодекс РФ 1997 г. (ст. 64) требовал в таких случаях перевода лесных земель в нелесные земли. В настоящее время данная процедура ЛК РФ не предусмотрена. Наоборот, действующий ЛК РФ разрешает практически неограниченную вырубку леса для создания лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. В ЛК РФ нет никаких ограничений вырубки лесов при строительстве различных объектов.

Кроме того, лесные земли необходимо отличать от нелесных земель на землях лесного фонда для того, чтобы правовой режим нелесных участков на землях лесного фонда отличался от правового режима лесных участков. Недопустимо одинаковое (единообразное) правовое регулирование лесов, произрастающих на лесных землях, и дорог, болот, просек, которые находятся на нелесных землях. Леса требуют особого правового режима, отличного от правового режима безлесных пространств.

Основываясь на анализе ст. 101 ЗК РФ, можно сделать вывод, что к лесным землям относятся те участки земельной поверхности, на которых растет или должен расти лес. Поэтому представляется необходимым дополнить ст. 6 ЛК РФ ч. 1.1: "Земли лесного фонда подразделяются на лесные и нелесные в соответствии с земельным законодательством".

При создании объектов лесной инфраструктуры ЛК РФ 1997 г. требовал перевода лесных земель в нелесные земли (ст. 64). Действующий ЛК РФ такую процедуру не предусматривает и практически разрешает неограниченную вырубку лесов для создания лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. В связи с изложенным целесообразно, как представляется, дополнить ст. 21 ЛК РФ ч. 6.1 следующим положением: "Для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, используются прежде всего нелесные земли лесного фонда и лишь при невозможности их использования - лесные земли".

 

Рисунок 4 – Земли лесного фонда

 

Земли водного фонда

Земли водного фонда – это участки, на которых размещены различные водные объекты, гидротехнические сооружения и другие сооружения водного хозяйства, а также зоны охраны таких объектов.

К землям водного фонда относятся:

· участки с расположенными на них поверхностными водами;

· территории, на которых располагаются гидротехнические сооружения.

Относительно земель с поверхностными водами не предусмотрено отведение конкретных наделов. При строительстве искусственного водного объекта осуществляется процедура земельного резервирования.

Порядок использования таких территорий регулируется Земельным кодексом и Водным кодексом Российской Федерации. Согласно законодательству, вода относится к важнейшему ограниченному ресурсу, который является наиболее уязвимым. Каждый водный объект является одним из центральных ресурсов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, проживающего в регионе нахождения водоема.

Вся информация о водном фонде содержится в специальном государственном реестре. В этот реестр включены сведения не только о расположении водоемов, но также об области их применения и отдельных ресурсах.

Искусственно созданные водоемы также входят в общий фонд государства. Они характеризуются обособленностью, небольшой площадью, отсутствием соединения с иными водными объектами.

Обозначение водоемов чрезвычайно важно. Именно оно оказывает влияние на правовой режим использования участков. Например, в соответствии с ЗК РФ, запрещается передача в частную собственность участков, на которых располагается береговая полоса. Если это произошло до вступления в силу этого запрета, такие участки обременяются публичным сервитутом.

Землевладельцы вправе использовать в личных целях водоемы, расположенные на их участках (к примеру, пруды или обводненные карьеры), а также самостоятельно осуществлять работы по строительству водных объектов на своих наделах, если это допустимо действующим законодательством и не затрагивает интересов других граждан.

Законом не допускается отчуждение водоемов без сопутствующего переоформления и земли, на которых они располагаются. Надел не может быть поделен на несколько самостоятельных участков, если для этого потребуется провести границу по водному объекту.

Состав земель водного фонда

В состав земель водного фонда входят:

· участки с любыми водными объектами;

· земли, отнесенные к природоохранным зонам с водоемами;

· выделенные наделы для установки отводных полос, охранных секторов водоразбора, гидротехнических зданий и иного оборудования для обеспечения ведения водохозяйственной деятельности.

Тем не менее, преимущественная часть земель водного фонда покрыта водой. Такие участки являются самостоятельными. Помимо перечисленного, в земли этой категории входят болотистые местности, некоторые территории для ведения сельского хозяйства, леса и другие.

Цель использования земель, принадлежащих к этой категории – обеспечение потребностей населения. Деятельность, проводимая на участках, должна отвечать требованиям рациональности.

Весь состав земель водного фонда можно условно классифицировать по двум группам:

1. Участки, покрытые водой. К ним относят земли, которые находятся под водой на протяжении большей части года или постоянно. Сюда же относятся морские воды России.

2. Участки, граничащие с водоемами, предназначенные для обслуживания водопользователей.

Водные объекты повторяют рельеф находящейся под ними земли. Они также имеют определенные границы и объем. К примеру, территориальные морские воды России – это воды, имеющие в ширину 12 морских миль, отмеренных в соответствии с требованиями международных соглашений и внутренних нормативных актов РФ.

К водному фонду относится также дно и береговая линия. В состав входят ручьи, реки, водохранилища, каналы междубассейного распределения, ледники.

Помимо Земельного и Водного кодекса, вопросы использования земель этой категории регулируются:

· ФЗ № 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от 31 июля 1998 года;

· Законом РФ № 4730-1 «О государственной границе РФ» от 01 апреля 1993 года;

· ФЗ № 68 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года.

 

Рисунок 5 – Земли водного фонда

 

Земли запаса

К землям запаса относятся земли, которые находятся в собственности государства или муниципалитета и не предоставляются в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель.

Понятие земель запаса четко определено в действующем Земельном кодексе РФ. Согласно данному нормативно-правовому акту к подобной категории относятся земли, которые находятся в собственности государства или отдельных муниципальных органов.

Земли запаса ни в коем случае не должны быть предоставлены в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель. Подобный фонд, в который входят земли запаса, формируется в соответствии с нормами земельного законодательства. Фонд формируется из участков, которые относятся к категории сельскохозяйственного назначения.

Соответственно, состав земель запаса представлен следующими участками:

· земли, не находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;

· земли, состоящие в специальном фонде.

В свою очередь, в земли запаса, которые составляют фонд, входят земельные участки, приобретенные государством, отдельными субъектами государства и муниципальными органами на основаниях, установленных законодательством.

Земли запаса могут быть использованы для удовлетворения следующих целей государства:

· чтобы обеспечить сельскохозяйственное производство;

· чтобы создавать и впоследствии расширять фермерские и крестьянские хозяйства;

· чтобы вести на участках подсобное хозяйство;

· чтобы вести садоводство;

· чтобы вести животноводство;

· для сенокоса;

· чтобы выпасти скот.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.