Концептуальная схема общества как социальной системы. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Концептуальная схема общества как социальной системы.

2023-02-03 34
Концептуальная схема общества как социальной системы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

     
 


 
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА  
КУЛЬТУРНАЯ ПОДСИСТЕМА
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА

 


1. Системный подход

С позиций системного подхода, общество представляет собой сложное целостное образование, включающее ряд подсистем, несущих самостоятельную функциональную нагрузку. Выделяют следующие подсистемы как единицы анализа: экономическую, политическую, социальную и культурную. Все они объединены в единое целое при помощи социальных связей, взаимодействий и отношений.

Социальная подсистема выступает основой образования всех остальных подсистем общества, ибо индивиды, вступающие друг с другом во взаимодействия, образуют социальные группы, общности, организации и др. ассоциации.

Экономическая подсистема является следствием отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Она призвана решить три взаимосвязанных вопроса: 1) что производить (какие товары и услуги); 2) как производить (на основе какой технологии и с помощью каких ресурсов); 3) для кого производить (кому предназначены эти товары и услуги). Главная функция экономической подсистемы – адаптация к изменяющимся условиям природной среды и удовлетворение материальных потребностей и интересов членов общества. Чем выше уровень экономической организации общества, тем выше степень его адаптации, а, следовательно, и эффективность функционирования.

Политическая подсистема регулирует отношения, связанные с установлением, организацией и функционированием публичной власти. Она выступает важнейшим фактором консолидации элементов политической системы, определяя ее сущность, структуру и границы. Главная функция политической подсистемы сводится к обеспечению социального порядка, стабильности и интеграции общества, его мобилизации на решение жизненно важных проблем.

Культурная подсистема направлена на создание, воспроизводство и трансформацию духовно-нравственных ценностей, определяющих сознание и поведение людей. Она охватывает такие сферы деятельности как: образование, науку, мораль и религию. Главными функциями этой подсистемы являются социализация и воспитание молодого поколения.

Однако, поскольку система общества – это целостное образование, а не набор различных элементов, то необходимо установить между ее подсистемами координационные и субординационные зависимости. Они и обеспечат, с одной стороны, согласованность и взаимозависимость подсистем (координация), а, с другой стороны, подчиненность и соподчиненность элементов систем (субординация). Особое значение в этом контексте имеет детерминистский подход, который ярче всего выражен в марксизме.

С точки зрения теоретиков этого учения, система общества включает в себя четыре подсистемы: экономическую, социальную, политическую и идеологическую. Взаимоотношения между ними основаны на причинно-следственных связях, это означает, что все подсистемы представляют собой иерархизированную структуру, т.е. находятся в отношениях господства и подчинения.

Детерминистский подход имеет три основных формы своего выражения:

1. Экономический детерминизм К. Маркса указывает на зависимость и обусловленность всех подсистем общества от особенностей развития экономической подсистемы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности.

2. Политический детерминизм Э. Шилза базируется на приоритетном значении в общественной жизни власти и авторитета, которые осуществляют контроль над территорией и устанавливают границы своего влияния. Эдвард Шилз формулирует основной системообразующий признак общества: «Для того, чтобы быть обществом, социальная система должна обладать своим внутренним ''центром тяжести'', то есть она должна иметь свою собственную систему власти в рамках собственных границ».

3. Культурный детерминизм ведет свое начало от работ М. Вебера по социологии религии, в которых развитие общества ставилось в зависимость от господствующих в нем религиозных ценностей. В современной разновидности культурного детерминизма религия заменяется на информацию, в результате чего общество превращается в самопроизводящийся поток информационных сообщений.

Структурно-функциональный подход объединяет основные подсистемы общества на основе функциональной зависимости, которая выступает интегративным свойством системы в целом и не принадлежит каждому ее элементу в отдельности.

В наиболее развитой и последовательной форме функционализм нашел свое отражение в творчестве американского социолога Т. Парсона. Он сформулировал четыре основных принципа к обществу как социальной системе:

- способность системы к адаптации, т.е. приспособление к изменяющимся условиям;

- способность к целеориентированию, т.е. система должна ставить перед собой цели и находить адекватные способы их достижения;

- способность системы к интеграции, т.е. к включению новых поколений людей в существующие социальные отношения;

- способность к воспроизводству структуры и снятию напряженности в системе.

Таким образом, общество как социальная система представляет собой сложившуюся взаимосвязь социальных связей и отношений больших и малых групп людей, основанную на определенном способе производства, форме политического устройства и нормативно-целостном механизме.

Как и любое сложное явление, социальная система отличается, с одной стороны, стабильностью и устойчивостью в пространстве и времени, а, с другой стороны, изменчивостью и подвижностью.

2. Социальные институты (от лат. institutum – устройство, установление) – это определенные типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы обществом и поэтому возрождаются вновь и вновь (государство, семья, религия, образование, экономика). Недаром французский социолог Эмиль Дюркгейм называл их «фабриками воспроизводства» социальных отношений и связей.

Социальный институт можно представить в виде пространства, в котором индивиды приучается к определенным правилам совместной жизни, поэтому поведение каждого члена общества становиться достаточно предсказуемым. Даже в случае нарушения или значительных вариаций ролевого поведения, основной ценностью института остаются как раз нормативные рамки. Как правильно заметил американский социолог Питер Бергер, институты побуждают людей идти проторенными путями, которые общество считает желательными.

Однако социальный институт не просто базисный механизм регулирования общественных отношений, он предназначен для удовлетворения жизненных потребностей людей. Среди важнейших институтов мы выделим пять основных, соответствующих основным человеческим потребностям:

- потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

- потребности в добывании средств существования (экономические институты);

- потребности в передаче знаний и социализации подрастающего поколения (институты образования);

- потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты);

- потребности в решении духовных проблем (институт религии).

Социальные институты всей своей деятельностью подчеркивают, что они постоянно восстанавливают (подпитывают, поддерживают, развивают) ткань общественных отношений, характер социальной организации, возможности воспроизводства.

Поэтому для того, чтобы возник и развивался такой структурный элемент общества, нужны особые условия формализации и упорядочивания социальных связей и отношений, т.е. институционализация, которая включает в себя ряд моментов. Во-первых, в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества как общесоциальная, становится главной предпосылкой становления нового института. Во-вторых, должны быть в наличии операционные средства удовлетворения этой потребности, т. е. сложившаяся система необходимых для общества функций, действий, операций, реализующих новую потребность. В-третьих, для того чтобы институт мог выполнять свою миссию, он наделяется необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, людскими, организационными), которые общество должно стабильно пополнять. И, в-четвертых, для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. определенная система знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих к этому институту.

Таким образом, институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных ценностей, норм, образцов поведения, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения определенных жизненно важных потребностей.

Если социальный институт решает задачи, достигает цели и оказывает услуги в той сфере общества, для которой предназначен, значит, он выполнят свои функции. Напротив, если от деятельности института помимо пользы происходит вред, то подобные действия будут называться дисфункцией. Первые из них получили в социологии название явных функций. Поскольку они всегда официально оглашены и декларируются в кодексах и уставах, конституциях и программах, закрепляются в системе статусов и ролей.

Вторые получили название латентные (скрытые) функции. Наиболее ярко их охарактеризовал Торстейн Веблен в своей книге «Теория праздного класса», который писал, что было бы наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хотят утолить голод, и покупают роскошный «Кадиллак» потому, что хотят приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретаются не ради удовлетворения явных насущных потребностей, а для того, чтобы выполнить скрытую, латентную функцию, заключающуюся в повышении собственного престижа.

Деление функций социального института на явные и латентные впервые произвел американский социолог Роберт Мертон в работе «Социальная структура и аномия»

3. Не существует такого социального института, который действовал бы в вакууме, в изоляции от других социальных институтов. Религия, правительство, образование, производство, торговля, семья - все эти институты находятся во множественном взаимодействии, а оно, в свою очередь, обусловливает усложнение общественной структуры. Общей тенденцией здесь выступает сегментация институтов, т. е. умножение их числа и сложности, в основе которой лежит степень разделения труда в обществе. Специализация деятельности вызывает, в свою очередь, дифференциацию институтов. Впрочем, и в современном обществе имеют место так называемые тотальные институты, которые охватывают полный суточный цикл своих подопечных.

Проблема взаимодействия институтов возникает и в том случае, если система норм, свойственная одному институту, начинает распространяться на другие сферы жизни. Так, в средневековой Европе церковь установила свое доминирующее господство над всеми областями жизни общества.

Изменения социальных институтов могут быть вызваны внутренними и внешними причинами. Первые, как правило, связаны с неэффективностью существующих институтов и возможными противоречиями между ними; вторые - со сменой культурных парадигм и культурной ориентацией в развитии общества. Это последнее характерно для обществ переходного типа, в которых меняется структура социальных институтов, многие из которых наделяются не свойственными им ранее функциями.

Итак, в своем развитии социальные институты оказывают противоречивое влияние на социальную жизнь. Одни из них представляют собой устойчивые комплексы норм и правил, они как бы «связывают» общество в единое целое. Другие появляются по мере усложнения самой институциональной жизни.

Таким образом, изучение социальных институтов в социологии дает возможность понять, как общество соотносится с индивидом, как направляет его жизнь и заставляет принимать установленный порядок.

Литература

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998.

2. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология / Под общ. ред. Г.С. Батыгина. М., 1995.

3. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. М., 2002.

4. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

 

Задание к теме № 4

1. Что такое общество? Дайте развернутую характеристику системного, детерминистического и структурно-функционального подходов.

2. Что характеризует общество как целостную социальную систему? Каковы ее структурные элементы?

3. Дайте развернутую характеристику основным социальным типам обществ.

4. Какую роль в социальной реальности играет понятие «социальный институт?»

5. Какие факторы вызывают изменение социальных институтов?

Упражнения к теме № 4

1. Какие условия, по Парсонсу, обеспечивают устойчивость и стабильность социальной системе:

а) достаточно жесткая система социального контроля;

б) успешная адаптация к природной среде;

в) воспроизводство и поддержание образца. 

г) все перечисленное выше

2. Согласно теории Н. Лумана главными элементами социальных систем выступают:

            а) действия;

            б) социальные группы;

            в) коммуникации;     

            г) культурные формы.  

3. Укажите характерные признаки традиционного, индустриального и постиндустриального общества.

Традиционное общество   Индустриальное общество Постиндустриальное общество
     

 

4. Какие из перечисленных определений не относятся к социальному институту?

а) совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

б) устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности;

в) изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение.

5. Дайте описание функциональным особенностям базовых социальных институтов в соответствии с логическим квадратом.

 

 

 

Функции

 

 

Дисфункции

   
       

                                                                            

 

                                                                         Явные                    Латентная

ТЕМА 5


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.