Устройство и работа кривошипно-шатунного механизма (КШМ) двигателя КамАЗ-740.30-260. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Устройство и работа кривошипно-шатунного механизма (КШМ) двигателя КамАЗ-740.30-260.

2023-01-16 62
Устройство и работа кривошипно-шатунного механизма (КШМ) двигателя КамАЗ-740.30-260. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Назначение: кривошипно-шатунный механизм предназначен для осуществления рабочего процесса и преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала.

КШМ состоит из:  неподвижной и подвижной групп деталей.

Неподвижная группа состоит из:

- блока цилиндров с картером;

     - гильз цилиндров;

- головок блока цилиндров;

- крышек головок блока;

- прокладок головок блока;

- картера агрегатов (привод агрегатов);

 Подвижная группа состоит из:

 - коленчатого вала;

 - поршней;

 - поршневых колец;

 - поршневых пальцев;

- шатунов;

- маховика;

- гасителя крутильных колебаний.

Неподвижная группа:

БЛОК ЦИЛИНДРОВ.

Блок цилиндров является основной корпусной деталью двигателя и представляет собой отливку из чугуна.

Блок цилиндров двигателя составляют два ряда полублоков под гильзы цилиндров, расположенных V-образно под углом 90° один к другому и представляющих одно целое с верхней частью картера.

Левый ряд расточек под гильзы смещен относительно правого вперед (к вентилятору) на 29,5 мм, что обусловлено установкой двух шатунов на каждую шатунную шейку коленчатого вала.

Каждая расточка имеет по два соосных цилиндрических пояса, выполненных в верхней и нижней частях полублоков, по которым центрируется гильза цилиндра, и выточку в верхнем поясе, образующую кольцевую площадку под бурт гильзы.

На нижнем поясе выполнены две канавки под уплотнительные кольца, которые предотвращают попадание охлаждающей жидкости из полости охлаждения блока в полость масляного картера двигателя.

Бобышки отверстий под болты крепления головок цилиндров выполнены в виде приливов к поперечным стенкам, образующим рубашку охлаждения, и равномерно распределены вокруг каждого цилиндра.

Поперечные перегородки в нижней части блока цилиндров заканчиваются толстостенными арками, образующими коренные опоры коленчатого вала, к обработанным площадкам которых крепятся крышки коренных подшипников.

Расточка блока цилиндров под вкладыши коренных подшипников производится в сборе с крышками, поэтому крышки коренных подшипников не взаимозаменяемы и устанавливаются в строго определенном положении.        

На каждой крышке нанесен порядковый номер опоры, нумерация которых начинается с переднего торца блока.

В картерной части развала блока цилиндров в виде бобышек выполнены направляющие толкателей клапанов.

Ближе к заднему торцу, между четвертым и восьмым цилиндрами, для улучшения циркуляции охлаждающей жидкости, выполнена перепускная труба полости охлаждения. Одновременно она придает блоку еще и дополнительную жесткость.

Параллельно оси расточек под подшипники коленчатого вала выполнены расточки под втулки распределительного вала.

Ниже расточек под уплотнительные кольца гильз цилиндров прилиты бобышки под форсунки охлаждения поршней.

Установочные постели и резьбовые отверстия на блоке цилиндров выполнены под конкретное исполнение ТНВД.

2. ГИЛЬЗА ЦИЛИНДРОВ (8 штук).

Назначение: представляет собой направляющую втулку для поршня и вместе с головкой блока цилиндров образует рабочую полость, в которой осуществляется рабочий процесс.

Характеристика: гильзы цилиндров (рис. 2-1) "мокрого" типа, легкосъемные, имеют маркировку 740.30-1002021 для двигателей КАМАЗ-740.30-260 на поверхности заходного конуса нижнего направляющего пояска.

Гильза цилиндра 6 изготавливается из серого специального чугуна, не подвергаемого термообработке в процессе изготовления, и отличается от гильз, не имеющих указанной маркировки.

Установка на двигатели гильз без указанной маркировки не допускается.

В соединении гильза - блок цилиндров полость охлаждения уплотнена резиновыми кольцами круглого сечения.

В верхней части установлено одно кольцо 5 в проточке гильзы, в нижней части - два кольца 4 в расточки блока цилиндров.

Микрорельеф на зеркале гильзы представляет собой редкую сетку впадин и площадок с мелкими рисками под углом к оси гильзы.

При работе двигателя масло удерживается во впадинах, что улучшает прирабатываемость деталей цилиндропоршневой группы.

При сборке двигателя на нерабочем выступе торца гильзы наносятся номер цилиндра и индекс варианта исполнения поршня.

При ремонте двигателя без замены гильз цилиндров допустима установка поршней, которые должны соответствовать указанному исполнению.

При ремонте с заменой гильз необходимо проверить надпоршневой зазор.

Рис. 2-1. Установка гильзы цилиндра и уплотнительных колец: 1 - форсунка охлаждения поршня; 3 - клапан форсунки; 4 - кольцо уплотнительное гильзы нижнее; 5 - кольцо уплотнительное верхнее; 6 - гильза цилиндра; 7 - блок цилиндров.

 

3. ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ (на двигателе КамАЗ-740.30-260 – 8 штук).

Рис. 2-2.

Характеристика: головки цилиндров 21 (рис. 2-2) отдельные на каждый цилиндр, изготовлены из алюминиевого сплава, для охлаждения имеют полость, сообщающуюся с полостью охлаждения блока.

Днище головки усилено за счет увеличения толщины в зоне выпускного канала и дополнительного ребра по сравнению с головкой цилиндра двигателя 740.10.

Каждая головка цилиндра устанавливается на два установочных штифта, запрессованные в блок цилиндров, и крепится четырьмя болтами из легированной стали. Один из установочных штифтов одновременно служит втулкой для подачи масла на смазку коромысел клапанов.

Втулка уплотнена резиновыми кольцами. В головке увеличено отверстие слива моторного масла из-под клапанной крышки в штанговую полость.

Окна впускного и выпускного каналов расположены на противоположных сторонах головки цилиндров.

Впускной канал имеет тангенциальный профиль для обеспечения оптимального вращательного движения воздушного заряда, определяющего параметры рабочего процесса двигателя и токсичность отработавших газов, поэтому замена на головки цилиндров 740.1003014-20 не допускается.

В головку запрессованы чугунные седла и металлокерамические направляющие втулки клапанов. Седла клапанов имеют увеличенный натяг в посадке по сравнению с седлами двигателя 740.10 и фиксируются острой кромкой. Выпускные седла и клапан профилированы для обеспечения меньшего сопротивления выпуску отработавших газов.

Стык "головка цилиндров - гильза" (газовый стык) - беспрокладочный (рис. 2-3). В расточенную канавку на нижней плоскости головки запрессовано стальное уплотнительное кольцо 3. Посредством этого кольца головка цилиндра устанавливается на бурт гильзы.

Герметичность уплотнения обеспечивается высокой точностью обработки сопрягаемых поверхностей уплотнительного кольца и гильзы цилиндра 5.    Свинцовистое покрытие на поверхности кольца газового стыка дополнительно повышает герметичность за счет компенсации микронеровностей уплотняемых поверхностей.

Рис. 2-3. Газовый стык: 1 - головка цилиндра; 2 - кольцо уплотнительное перепуска охлаждающей жидкости; 3 - кольцо газового стыка; 4 - прокладка-заполнитель; 5 - гильза цилиндра; 6 - кольцо уплотнительное; 7 - прокладка уплотнительная; 8 - блок цилиндров; 9 - экран.

 

При сборке двигателя болты крепления головки цилиндра следует затягивать в три приема в последовательности указанной на рис. 2-4.

Величина момента затяжки должна быть:

- первый прием - 39...49 Н-м (4...5 кгс-м);

- второй прием - 98...127 Н-м (10...13 кгс-м);

- третий прием - 186...206 Н-м (19...21 кгс-м) предельное значение.

Перед ввертыванием резьбу болтов смазать тонким слоем графитовой смазки.

После затяжки болтов необходимо отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами.

  

Рис. 2-4. Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндра.

 

Болты крепления крышек головок цилиндров затянуть крутящим моментом 12,7...17,6 Н-м (1,3...1,8 кгс-м).

4. КРЫШКА ГОЛОВКИ БЛОКОВ (на двигателе КамАЗ-740.30-260 – 8 штук).

Крепятся болтами, завёрнутыми в стойку коромысла.

Головка блоков закрыта алюминиевой крышкой 23 (рис. 2-2).

Для шумоизоляции и уплотнения стыка крышка - головка цилиндра применены резиновая уплотнительная прокладка 22 и виброизоляционная шайба.

ПРОКЛАДКИ ГОЛОВКИ БЛОКА.

    - Для уменьшения вредных объемов в газовом стыке установлена фторопластовая прокладка - заполнитель 4 (рис. 2-3).

     Прокладка - заполнитель фиксируется на кольце газового стыка за счет обратного конуса и посадки ее с натягом по выступающему пояску.    

     Применение прокладки-заполнителя снижает удельный расход топлива и дымность отработавших газов. Прокладка-заполнитель разового применения.

     - Для уплотнения перепускных каналов охлаждающей жидкости в отверстия днища головки установлены уплотнительные кольца 2 (рис. 2-3) из силиконовой резины.

     - Пространство между головкой и блоком, отверстия стока моторного масла и штанговые отверстия уплотнены прокладкой головки цилиндра 7 (рис. 2-3) из термостойкой резины. На прокладке дополнительно выполнены уплотнительные бурт втулки подачи масла и канавка слива масла в штанговые отверстия.

     6 . КАРТЕР АГРЕГАТОВ (привод агрегатов).

Материал: алюминиевый сплав.

Место установки: К заднему торцу блока цилиндров крепится картер агрегатов.

В верхней части картера агрегатов есть расточки, в которые могут устанавливаться компрессор и насос рулевого усилителя изделия.

По бокам картера агрегатов выполнены бобышки с отверстиями для слива масла из турбокомпрессоров и под указатель уровня масла.

Привод агрегатов закрыт картером маховика, закреплённым к заднему торцу блока цилиндров через картер агрегатов.

В верхней части картера агрегатов и картера маховика слева выполнен прилив, предназначенный для установки коробки отбора мощности (КОМ).    

В случае отсутствия КОМ внутренние поверхности прилива не обрабатываются.

При необходимости отбора мощности от двигателя, может быть установлен картер маховика с люком для установки коробки отбора мощности.

На картере маховика справа предусмотрено место под фиксатор маховика, применяемый для установки и регулирования угла опережения впрыскивания топлива, а также для регулирования тепловых зазоров в механизме газораспределения и фиксации маховика при отворачивании болтов крепления маховика во время проведения ремонтных работ.

Ручка фиксатора при эксплуатации двигателя должна находиться в верхнем положении. В нижнее положение ее переводят при регулировочных и ремонтных работах, в этом случае фиксатор находится в зацеплении с маховиком.

В картере маховика выполнены расточки для установки стартера, манжеты коленчатого вала и, если это предусмотрено конструкцией, корпуса заднего подшипника вала привода ТНВД и датчика оборотов коленчатого вала.

На нижнем фланце картера маховика предусмотрен люк для проворота коленчатого вала при проведении регулировочных и ремонтных работ.

Привод агрегатов (рис. 2-5) для различных комплектаций и моделей двигателей могут применяться с картером агрегатов (для двигателей КАМАЗ-740.50-360 и КАМАЗ-740.30-260) или без картера агрегатов (для двигателей КАМАЗ-740.31-240 и КАМАЗ-740.11-240), конструктивные особенности приведены ниже.

Привод агрегатов осуществляется прямозубыми шестернями и служит для привода:

- механизма газораспределения;

- топливного насоса высокого давления (ТНВД);

- компрессора;

- насоса рулевого усилителя.

Привод агрегатов (двигатель с картером агрегатов) (рис. 2-5).

Механизм газораспределения приводится в действие от ведущей шестерни 10 (с модулем зуба 4,5 мм), закрепленной на хвостовике коленчатого вала, через блок промежуточных шестерен, которые вращаются на двух рядах роликов 3, разделённых промежуточной втулкой 4 и расположенных на оси 1, закреплённой на заднем торце блока цилиндров.

На хвостовик распределительного вала напрессована шестерня 16 (с модулем зуба 3 мм), угловое расположение которой относительно кулачков вала определяется шпонкой.

Шестерня 15 установлена на вал 13 привода ТНВД с натягом и ориентируется шпонкой 14.

Шестерни устанавливаются на двигатель в строго определенном положении по меткам «0», «Е» и рискам, выбитым на шестернях, как показано на рисунке 2-5.

Привод ТНВД осуществляется от шестерни 15, находящейся в зацеплении с шестерней 16 распределительного вала.

С шестерней привода ТНВД находятся в зацеплении шестерни привода компрессора и насоса рулевого усилителя изделия.

Рис. 2-5. Привод агрегатов (двигатель с картером агрегатов): 1 - ось ведущей шестерни привода распределительного вала; 2 - болт крепления оси; 3 - ролики ⌀ 5,5x15,8 в количестве 60 шт.; 4 - втулка промежуточная; 5 - шестерня ведущая; 6, 14 - шпонки; 7 - шайба упорная; 8 - шайба замковая; 9 - болт крепления насыпного подшипника; 10 - ведущая шестерня коленчатого вала; 11 - шестерня промежуточная; 12, 17 - шарикоподшипники; 13 - вал привода ТНВД; 15 - шестерня привода ТНВД; 16 - шестерня привода распределительного вала; 18 - втулка; 19 - распределительный вал.

    Подвижная группа:

КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ.

Назначение: воспринимает усилия от шатунов и преобразует его в крутящий момент.

Кроме того он обеспечивает движение поршней во время вспомогательных тактов и пуска двигателя, а также приводит в действие вспомогательные механизмы и приборы.

Характеристика: в ал имеет пять коренных и четыре шатунных шейки, связанные щеками и сопряженные с ними переходными галтелями. Для равномерного чередования рабочих ходов шатунные шейки коленчатого вала расположены под углом 90°.

Материал: изготавливается из высококачественной стали с упрочнением методом карбонитрирования или азотирования.

Коленчатый вал относится к числу наиболее ответственных деталей.

Рис. 2-6. Коленчатый вал: 1 - противовес; 2 - шестерня привода масляного насоса; 3 - шпонка; 4 - отверстия подвода масла к шатунным подшипникам; 5 - отверстия подвода масла к коренным подшипникам.

Его элементы:

- коренные шейки;

- шатунные шейки;

- щеки;

- противовесы;

- фланец маховика;

- носок вала.

На каждой шатунной шейке установлены по два шатуна - один для правого и один для левого рядов цилиндров.

Подвод масла к шатунным шейкам производится через отверстия 5 (рис. 2-6) в коренных и отверстия 4 в шатунных шейках.

  Для уравновешивания сил инерции и уменьшения вибраций коленчатый вал имеет шесть основных противовесов, отштампованных заодно со щеками коленчатого вала. Кроме основных противовесов он имеет дополнительный съемный противовес 1, напрессованный на вал, его угловое расположение относительно коленчатого вала определяется шпонкой 3.

На хвостовике коленчатого вала выполнена шейка, по которой центрируется шестерня 3 (с модулем зуба 4,5 мм) привода газораспределительного механизма и маховик 1, на носок коленчатого вала напрессована шестерня 2 (рис. 2-6) привода масляного насоса.

 На торце хвостовика коленчатого вала выполнено десять резьбовых отверстий М16x1,5-6Н для крепления маховика и шестерни коленчатого вала, на торце носка коленчатого вала выполнено восемь резьбовых отверстий М12х1,25-6Н для крепления гасителя крутильных колебаний и полумуфты отбора мощности.

 От осевых перемещений коленчатый вал зафиксирован верхними 1 (рис. 2-6) и нижними 2 полукольцами, установленными в проточках задней коренной опоры блока цилиндров, так, что сторона с канавками прилегает к упорным торцам вала.

Уплотнение коленчатого вала осуществляется манжетой безпружинной конструкции с уплотнительным элементом из PTFE (модифицированный фторопласт). Манжета размещена в картере маховика.

Диаметры шеек коленчатого вала:

- коренных - (95+0,015) мм;

- шатунных - (80+0,015) мм.

Маркировка коленчатого вала, выполненная в поковке на третьем противовесе, должна быть 740.50-1005020.

Рис. 2-7. Установка крышек подшипников коленчатого вала: 1 - крышка подшипника; 2 - коленчатый вал; 3 - болт крепления крышки; 4 - болт стяжной крепления крышки подшипника левый; 5 - болт стяжной подшипника правый; 6 - шайба; 7 - блок цилиндров.

 Рис. 2-8. Установка упорных полуколец и вкладышей коленчатого вала: 1 - полукольцо упорного подшипника верхнее; 2 - полукольцо упорного подшипника нижнее; 3 - вкладыш подшипника коленчатого вала верхний; 4 - вкладыш подшипника коленчатого вала нижний; 5 - блок цилиндров; 6 - крышка подшипника коленчатого вала задняя; 7 - коленчатый вал; 8 - шестерня привода газораспределительного механизма; 9 - центрирующая шейка коленчатого вала.

Крышки коренных подшипников (рис. 2-7) изготовлены из высокопрочного чугуна.

Крепление крышек осуществляется с помощью вертикальных коренных 3 и горизонтальных стяжных 4 и 5 болтов, которые затягиваются по определенной схеме с регламентированным моментом.

Кроме того, крышка пятой коренной опоры центрируется в продольном направлении двумя вертикальными штифтами, обеспечивающими точность совпадения расточек под упорные полукольца коленчатого вала на блоке и на крышках.

Для удобства снятия крышек коренных подшипников при ремонте, они имеют отверстия для съемника.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников (рис. 2-8) изготовлены из стальной ленты, покрытой слоем свинцовистой бронзы толщиной 0,3 мм, слоем свинцовооловянистого сплава толщиной 0,022 мм и слоем олова толщиной 0,003 мм.

Верхние 3 (рис. 2-8) и нижние 4 вкладыши коренных подшипников не взаимозаменяемы.

Верхние вкладыши отличаются от нижних наличием отверстия для подвода масла и кольцевой канавки для его распределения.      

Вкладыши 12 (рис. 2-9) нижней головки шатуна взаимозаменяемы. От проворачивания и бокового смещения вкладыши фиксируются выступами (усами), входящими в пазы, предусмотренные в постелях блока и шатуна, а также крышках подшипников.

Пределы допусков диаметров шеек ремонтного коленчатого вала при восстановлении двигателя должны быть такими же, как у диаметров шеек нового коленчатого вала.

Клеймо ремонтного размера нанесено на тыльной стороне вкладыша.

При шлифовке коленчатого вала по коренным шейкам до диаметра менее 94,5 мм или по шатунным шейкам до диаметра менее 79,5 мм, необходимо коленчатый вал подвергнуть повторному азотированию по специальной технологии.

Примечание: НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ЗАМЕНА ВКЛАДЫШЕЙ ПРИ РЕМОНТЕ НА ВКЛАДЫШИ С МАРКИРОВКОЙ 740, ТАК КАК ПРИ ЭТОМ ПРОИЗОЙДЕТ СУЩЕСТВЕННОЕ СОКРАЩЕНИЕ РЕСУРСА ДВИГАТЕЛЯ! ДОПУСТИМО ПРИМЕНЕНИЕ ВКЛАДЫШЕЙ НОМИНАЛЬНОГО И РЕМОНТНОГО ТИПОРАЗМЕРОВ С МАРКИРОВКОЙ 7405.

ПОРШНИ (8 шт.)

Назначение: воспринимают силу давления газов и передают ее через поршневой палец шатуну, а от него коленчатому валу.

Материал: изготовлены из алюминиевого сплава.

Его элементы:

- днище;

- юбка;

- бобышки.

В головке поршня имеются три канавки, в которые установлены поршневые кольца. Канавка под верхнее компрессионное кольцо со вставкой из износостойкого чугуна.

В днище поршня выполнена открытая тороидальная камера сгорания с вытеснителем в центральной части, которая смещена относительно оси поршня в сторону от выточек под клапаны на 5 мм.

Боковая поверхность представляет собой сложную овально-бочкообразную форму с занижением в зоне отверстий под поршневой палец.        

На юбку нанесено графитовое покрытие.

В нижней ее части выполнен паз, исключающий, при правильной сборке, контакт поршня с форсункой охлаждения при нахождении его в нижней мертвой точке (НМТ).

Поршень комплектуется двумя компрессионными и одним маслосъемным кольцами.

Рис. 2-9. Поршень с шатуном:1 - маслосъемное кольцо; 2, 3 - компрессионные кольца; 4 - поршень; 5 - стопорное кольцо; 6 - поршневой палец; 7 - втулка верхней головки шатуна; 8 - болт крепления крышки шатуна; 9 - верхняя головка шатуна; 10 - гайка болта крепления крышки шатуна; 11 - крышка шатуна; 12 - вкладыши нижней головки шатуна.

  

С целью обеспечения топливной экономичности и экологических показателей, применен селективный подбор поршней для каждого цилиндра по расстоянию от оси поршневого пальца до днища.

По указанному параметру поршни разбиты на четыре группы 10, 20, 30 и 40.   Каждая последующая группа от предыдущей отличается на 0,11 мм.

В запасные части поставляются поршни наибольшей высоты (размер от оси поршневого пальца до днища поршня 40 группы составляет 76,04-0,04 мм для двигателей КАМАЗ-740.30-260), поэтому во избежание возможного контакта между ними и головками цилиндров, в случае замены, необходимо контролировать надпоршневой зазор.

Если зазор между поршнем и головкой цилиндра после затяжки болтов ее крепления будет менее 0,87 мм, необходимо подрезать днище поршня на недостающую до этого значения величину.

Для двигателей 740.30-260 маркировка 740.30-1004015-40 выполнена на внутренней поверхности поршня.

Примечние: УСТАНОВКА ПОРШНЕЙ С ДВИГАТЕЛЕЙ КАМАЗ ДРУГИХ МОДЕЛЕЙ НЕДОПУСТИМА!

    

ПОРШНЕВЫЕ КОЛЬЦА.

  Характеристика: на поршне установлены два компрессионных кольца и одно маслосъемное.

 Компрессионные кольца 2 и 3 (рис. 2-9) изготавливаются из высокопрочного, а маслосъемное из серого чугунов.

 Верхнее компрессионное кольцо имеет форму двухсторонней трапеции, а второе имеет форму односторонней трапеции. При монтаже торец с отметкой "ТОР" или " ВЕРХ " должен располагаться со стороны камеры сгорания.

 Форма на втором компрессионном кольце представляет собой конус с уклоном к нижнему торцу, по этому характерному признаку кольцо получило название "минутное".

 Рабочая поверхность кольца покрыта хромом.

 Минутные кольца применены для снижения расхода масла на угар, их установка в верхнюю канавку недопустима.

 Маслосъемное кольцо 1 (рис. 2-9) коробчатого типа, высотой 4 мм, с пружинным расширителем, имеющим переменный шаг витков и шлифованную наружную поверхность. Средняя часть расширителя с меньшим шагом витков при установке на поршень должна располагаться в зоне замка кольца.

Рабочая поверхность кольца покрыта хромом.

Маркировка поршневых колец выполнена на верхнем торце колец рядом с замком. Маркировка содержит обозначение предприятия-изготовителя - "GOE" и обозначение верхнего торца кольца - "ТОР" (для двигателя 740.30-260).

Примечание: УСТАНОВКА ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ С ДРУГИХ МОДЕЛЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ КАМАЗ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К УВЕЛИЧЕНИЮ РАСХОДА МАСЛА, УХУДШЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И УМЕНЬШЕНИЮ РЕСУРСА РАБОТЫ!

ПОРШНЕВОЙ ПАЛЕЦ.

Назначение: соединяет поршень с шатуном.

Характеристика: поршневой палец 6 (рис. 2-9) плавающего типа, его осевое перемещение ограничено стопорными кольцами 5, пустотелый.

Материал: п алец изготовлен из хромоникелевой стали, диаметр отверстия 21,7 мм для двигателя 740.30-260 с фасками 2x45°.

Примечание: ПРИМЕНЕНИЕ ПОРШНЕВЫХ ПАЛЬЦЕВ С ДРУГИМИ ДИАМЕТРАМИ ОТВЕРСТИЙ И РАЗМЕРАМИ ФАСОК НЕДОПУСТИМО, ТАК КАК ЭТО НАРУШАЕТ БАЛАНСИРОВКУ ДВИГАТЕЛЯ!

ШАТУН.

 Назначение: передает при рабочем ходе силу от поршня кривошипу коленчатого вала, а при вспомогательных тактах от кривошипа поршню.

Характеристика: шатун (рис. 2-9) стальной, кованый, стержень имеет двутавровое сечение.

Верхняя головка шатуна неразъемная, нижняя выполнена с прямым разъемом и плоским стыком. В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка 7, а в нижнюю установлены сменные вкладыши 12.

 Для точной посадки вкладышей подшипника в нижнюю головку, шатун окончательно обрабатывают в сборе с крышкой 11, поэтому крышки шатунов не взаимозаменяемы.

Крышка нижней головки шатуна крепится с помощью гаек 10, навернутых на болты 8, предварительно запрессованные в стержень шатуна.

Затяжка шатунных болтов осуществляется по схеме с регламентированным моментом.

На крышке и стержне шатуна нанесены метки спаренности - трехзначные порядковые номера.

Кроме того, на крышке шатуна выбит порядковый номер цилиндра двигателя.

  

МАХОВИК.

Назначение: выводит поршни из мертвых точек, повышает плавность работы, облегчает пуск двигателя и трогание автомобиля с места.

Материал: маховик 1 (рис. 2-10) изготовлен из специального чугуна и закреплен десятью болтами 16 с двенадцатигранной головкой, изготовленными из легированной стали, на хвостовике коленчатого вала и зафиксирован штифтом 4 на центрирующей шейке коленчатого вала 20.

На обработанную цилиндрическую поверхность маховика напрессован зубчатый обод 14, с которым входит в зацепление шестерня стартера при пуске двигателя.

С целью исключения повреждения поверхности маховика, под головки болтов устанавливаются шайбы 17.

Под манжету уплотнения коленчатого вала устанавливается кольцо 21 с наружной хромированной поверхностью.

Во внутреннюю расточку маховика установлена дистанционная втулка 18 и подшипник 19 первичного вала коробки передач с двухсторонним уплотнением.

Маркировка маховика выполнена на литой поверхности со стороны сцепления.

Примечание: УСТАНОВКА МАХОВИКОВ ДРУГИХ МОДЕЛЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ КАМАЗ, А ТАКЖЕ МАХОВИКОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ОДНОЙ МОДЕЛИ, НО С ДРУГИМИ ВАРИАНТАМИ ТОПЛИВНЫХ АППАРАТУР, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕМОНТНЫХ РАБОТ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ!

   Рис. 2-10. Установка маховика: 1 - маховик; 2 - картер маховика; 3 - шестерня привода газораспределительного механизма; 4 - штифт установочный маховика; 5 - блок цилиндров; 6 - коленчатый вал; 7 - полукольцо упорное верхнее; 8 - вкладыш подшипника коленчатого вала верхний; 9 - вкладыш подшипника коленчатого вала нижний; 10 - полукольцо упорное верхнее; 11 - крышка подшипника коленчатого вала; 12 - манжета С 8002714 (Германия); 14 - обод зубчатый; 15 - выборка под дисбаланс; 16 - болт; 17 - шайба; 18 - втулка дистанционная; 19 - подшипник; 20 - центрирующая шейка; 21 - кольцо.

      

При выполнении регулировочных работ по установке угла опережения впрыскивания топлива и величин тепловых зазоров в клапанах механизма газораспределения, а также при отворачивании болтов крепления маховика во время проведения ремонтных работ, маховик фиксируется при помощи фиксатора (рис. 2-11).

       Рис. 2-11. Положение ручки фиксатора маховика двигателя КАМАЗ - 740.50-360:

а) - при эксплуатации;

б) - при регулировке, в зацеплении с маховиком.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.