Основные даты жизни и творчества З. Е. Серебряковой — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Основные даты жизни и творчества З. Е. Серебряковой

2023-02-03 29
Основные даты жизни и творчества З. Е. Серебряковой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1884, 28 ноября (10 декабря) — рождение в имении Нескучное Белгородского уезда Курской губернии (ныне — Харьковская область Украины) в семье скульптора Евгения Александровича Лансере и его жены Екатерины Николаевны (урожденной Бенуа) шестого ребенка — дочери Зинаиды.

1886, 23 марта — смерть отца от туберкулеза.

Осень — переезд в Петербург к родителям матери — академику архитектуры Николаю Леонтьевичу Бенуа и бабушке Камилле Альбертовне.

1887 — середина 1890-х — выезды на лето на дачу под Петербургом (в Петергоф, Ораниенбаум, Мартышкин) и в близлежащие местечки Финляндии. Начало занятия рисованием.

1893–1900 — обучение в Коломенской женской гимназии.

1898, 15 января — открытие «Выставки русских и финляндских художников».

Конец года — выход в свет первого номера журнала «Мир искусства».

11 декабря — смерть деда Н. Л. Бенуа.

1899, лето — первое лето после смерти деда, целиком проведенное в имении Нескучное.

1901 — поступление в Художественную школу М. К. Тенишевой; оставление ее после месяца учебы в связи с временным закрытием школы после ухода из нее И. Е. Репина.

1902 — поездка Екатерины Николаевны с дочерьми Екатериной, Марией и Зинаидой в Италию на остров Капри; создание «каприйских» пейзажных этюдов.

1903, март — переезд в Рим, знакомство под руководством А. Н. Бенуа с искусством Античности и Возрождения.

Конец апреля — посещение на обратном пути в Вене Историкохудожественного музея и выставки Венского Сецессиона.

Лето  — работа в Нескучном над акварельными и темперными пейзажами и зарисовками крестьян.

Осень — поступление в мастерскую О. Э. Браза (обучение в ней до 1905 года).

1905, весна — посещение организованной С. П. Дягилевым исторической выставки портретов в Таврическом дворце.

9 сентября — вступление в брак с Борисом Анатольевичем Серебряковым.

Ноябрь — отъезд с матерью в Париж для занятий в Академи де ля Гранд Шомьер.

Декабрь — приезд в Париж мужа, поступившего в парижскую Высшую школу дорог и мостов.

1906, начало года — обучение в Академии де ла Гранд Шомьер. Посещение Лувра, музея Люксембург, других музеев Франции, достопримечательностей Парижа.

Март — посещение в Берлине «Немецкой столетней выставки». Апрель — возвращение в Петербург.

26 мая — рождение в Нескучном старшего сына, названного в честь отца художницы Евгением.

Лето — в Нескучном много рисует и пишет темперой и маслом этюды крестьян («Деревенская девушка»).

1907, 7 сентября — рождение сына Александра.

1908 — создание в Нескучном пейзажей, в том числе «Пахота», «Зеленя осенью», «Молодой фруктовый сад», «Яблоня», «Фруктовый сад в цвету», и портретов («Спящая Галя», «Портрет няни», «Крестьянская девушка»), этюдов «Шура спит», «Задумавшийся Шура», «Так заснул Бинька».

1909 — работа над пейзажами, среди них «Табун лошадей». Написание портретов: «Портрет студента», «Молодуха».

Конец года — создание автопортрета «За туалетом».

1910, январь — впервые участие двумя работами («Автопортрет» 1905 года и «Портрет няни») в Выставке современных русских женских портретов в редакции журнала «Аполлон».

Февраль — участие в VII выставке картин Союза русских художников в Петербурге тринадцатью работами. Приобретение трех работ («Зеленя осенью», «Молодуха» и автопортрет «За туалетом») Третьяковской галереей.

Лето — создание портретов О. К. Лансере, Н. Г. и Г. И. Чулковых, М. Н. Бенуа, пейзажа «На лугу. Нескучное».

Декабрь — открытие в Петербурге художниками, бывшими «мирискусниками», вышедшими из Союза русских художников, выставки воссозданного объединения «Мир искусства».

1911, лето — осень — поездка в Крым (Гурзуф, Ялта). Создание в Нескучном портрета Е. К. Лансере, картины «Купальщица», автопортретов «Этюд девушки», «Пьеро», «Девушка в шарфе», картины «Перед грозой».

Декабрь — участие в выставке «Мира искусства» в Москве и избрание членом объединения.

1912, 22 января — рождение дочери Татьяны.

Лето — создание портретов (Е. Н. Лансере, «Кормилица с ребенком») и пейзажей «На лугу. Нескучное», «Перед грозой». Начало работы над первым вариантом картины «Баня».

Ноябрь — участие в выставке «Мира искусства» в Петербурге. Декабрь — пребывание в Царском Селе, создание пейзажей Царского Села и Павловска.

1913, 28 июня — рождение дочери Екатерины.

Лето — поездка в Симеиз (Крым), создание крымских пейзажей. Осень — окончание второго варианта картины «Баня», создание портрета мужа.

Ноябрь — декабрь — участие в выставке «Мир искусства» в Петербурге и Москве, где экспонируется «Баня».

1914, май — июнь — поездка в Северную Италию (Милан, Флоренция, Падуя, Венеция), с посещением по пути Берлина, Лейпцига (Международной выставки графики), Мюнхена; встреча в Швейцарии (Грион) с четой Чулковых. Создание этюдов Альп. Изучение в Италии живописи мастеров Возрождения.

Июль — сентябрь — работа над этюдами и первым вариантом «Жатвы» (уничтожен автором, сохранились фрагменты «Крестьяне. Обед», «Две крестьянские девушки»).

Конец года — групповой портрет детей «За обедом».

1915, лето — окончание второго (третьего?) варианта картины «Жатва».

Портреты и зарисовки раненых в госпитале, крестьян. Портрет брата, Е. Е. Лансере.

Ноябрь — участие в выставке этюдов, эскизов и рисунков «Мира искусства» в Петрограде. Экспонирована картина «Баня».

1916, декабрь — участие в выставке «Мира искусства» в Петрограде. Работа над эскизами панно для Казанского вокзала (одалиски «Турция», «Индия», «Япония», «Сиам»). Создание портретов-этюдов австрийских пленных.

1917, январь — выдвижение на звание академика Академии художеств. С. Р. Эрнст заканчивает монографию о творчестве Серебряковой (вышла в свет в 1922 году).

Весна — лето — работа над «Белением холста», над рисунками и эскизами к «Стрижке овец»; создание «Спящей крестьянки», эскизов картин «Диана и Актеон», «Нарцисс и нимфа Эхо», «Купание». Осень — окончание «Беления холста».

Декабрь — переезд в город Змиев.

1918 — жизнь с матерью и детьми в Змиеве, затем в Харькове на временных квартирах, посещение наездами Нескучного.

1919, январь — поездка к мужу в Москву.

22 марта — смерть Б. А. Серебрякова от сыпного тифа в Харькове. Осень — имение Нескучное разрушено и разграблено.

Ноябрь — окончательное переселение с матерью и детьми в Харьков.

Конец года — создание картин «На террасе», «Карточный домик». Участие в «Первой выставке искусств Харьковского Совета рабочих депутатов» (картина «Жатва» приобретена Кишиневским музеем).

1920, январь — октябрь — работа художником в Археологическом музее при Харьковском университете. Создание портретов сотрудников музея Е. А. Никольской, Е. И. Финогеновой, Г. И. Тесленко, В. М. Дукельского, а также заказных портретов четы Басковых.

Декабрь — возвращение в Петроград.

1921, январь — март — жизнь с семьей в Петрограде на улице Лахтинской, затем на 1-й линии Васильевского острова.

Апрель — переезд в «дом Бенуа». Приобретение Обществом поощрения художеств ряда произведений художницы с последующей передачей их в Русский музей и Третьяковскую галерею. Работа над заказными и «свободными» портретами («Катя у кухонного стола»), автопортретами («Автопортрет в красном», «Автопортрет с дочерьми»).

1922, май — июнь — участие в выставке «Мира искусства» в Петрограде. Начало работы в Хореографическом училище и Мариинском театре над зарисовками артистических уборных, портретами балерин (Л. А. Ивановой, А. Д. Даниловой, Г. М. Баланчивадзе). Создание картины «Большие балерины», портрета А. А. Черкесовой-Бенуа с сыном, «Автопортрета в белой кофточке», пастельного портрета А. А. Ахматовой, натюрморта «Атрибуты искусства». 1923 — «Балетные» работы: «Девочки-сильфиды», портреты Е. Н. Гейденрейх; портреты дочерей «за хозяйством»: «Катя, чистящая яблоки», «Тата с овощами», «На кухне»; натюрморт «Селедка и лимон»; пейзажи Петрограда. Царского Села, Гатчины.

1924, январь — участие в выставке группы художников «Мира искусства». 8 марта — открытие в Нью-Йорке передвижной выставки ста русских художников в США, в которой участвует 14 работами (проданы «Натюрморт» и «Спящая девочка»).

Весна — создание «балетных» композиций, портретов жены директора Эрмитажа М. А. Тройницкой, дочерей, «Автопортрета с кистью».

24 августа — отъезд из СССР.

4 сентября — приезд в Париж.

Конец года — работа над портретами С. Н. Андрониковой, Г. Л. Гиршман, А. К. Бенуа, А. А. Черкесовой-Бенуа с сыном Татаном.

1925, весна — пребывание в Англии у двоюродной сестры H. Л. Устиновой.

Май — июнь — работа над заказными портретами.

Лето — приезд во Францию сына Александра. Переезд на лето вместе с сыном в Версаль, работа над этюдами в Версальском парке. Создание портрета сына.

1926, лето — поездки в Лондон к родственникам и в Бретань. Начало работы над портретами бретонских рыбаков и пейзажей Бретани. Портреты И. С. Волконской, С. С. Прокофьева, К. А. Сомова. Создание городского пейзажа «Вид из метро».

1927, 26 марта — 12 апреля — персональная выставка в галерее Ж. Шарпантье (представлены 52 произведения).

Июнь — август — приезд из Грузии в командировку Е. Е. Лансере. Писание заказных портретов.

1928, март — приезд в Париж дочери Кати.

Май — июнь — участие в выставке «Старое и новое русское искусство» во Дворце искусств в Брюсселе.

Лето — работа в Брюгге над портретами членов семьи барона Ж. А. де Броуэра. Работа в Кассисе на юге Франции.

Декабрь — начало шестинедельной поездки в Марокко. Работа в Марракеше над портретами, жанровыми сценами и пейзажами («Марокканец-водонос», «Три марокканки», «Девочка с барабаном», «Стены и башни Марракеша»).

1929, январь — завершение поездки в Марокко.

Начало года — персональная выставка (совместно с В. В. Лебедевым) в Выборгском Доме культуры в Ленинграде.

23 февраля — 8 марта — персональная выставка марокканских работ в галерее Бернхейма-младшего.

30 апреля — 14 мая — персональная выставка в галерее В. О. Гиршмана.

Лето — поездка в Италию и на юг Франции.

1930, январь — февраль — участие в выставке русского искусства в Берлине.

Лето — поездка на юг Франции, создание многочисленных пейзажей в Коллиуре и Ментоне.

18 декабря (по 5 января 1931) — персональная выставка в галерее Ж. Шарпантье (экспонировались 63 работы). Участие в выставке русского искусства в Белграде.

1931, март — апрель — участие в выставках портретов Французского объединения деятелей искусств.

Июль — август — поездка в Ниццу и Ментону («Корзина с виноградом на окне», «Торговка овощами»).

Ноябрь — декабрь — выставка (совместно с Д. Бушеном) в Антверпене и Брюсселе.

1932, конец февраля — март — поездка в Марокко (Фес, Сефру, Марракеш). Работа над портретами, пейзажами, бытовыми сценами(«Марокканец-юноша в синем», «Девочка в розовом», «Фонтан. Фес», «Улица Марракеша», «Сефру. Крыши города»).

Лето — поездка в Италию. Пейзажи Флоренции и Ассизи.

3–18 декабря — персональная выставка в галерее Ж. Шарпантье, статьи А. Н. Бенуа и К. Моклера.

Декабрь (по январь 1933) — участие в выставке «Русское искусство» в галерее «Ренессанс» в Париже. Участие в выставке «Русская живопись двух столетий» в Риге.

1933, 3 марта — смерть матери в Ленинграде.

Апрель — участие в выставке портретов Французского объединения деятелей искусств.

Лето — поездка в Швейцарию, на юг Франции (Ментона, Эстен). Переезд на улицу Бланш на Монмартре.

1934, апрель — участие в выставке портретов в Париже (Дом художников).

Июль — август — в Бретани (Пон-л’Аббе, Лескониль) работа над пейзажами, портретами кружевниц и рыбаков.

1935, весна — участие в выставке русского искусства в Лондоне.

Лето — поездка в Эстень (Овернь), создание натюрмортов с виноградом.

Конец года — подготовка к росписи холла виллы барона Ж. А. де Броуэра «Мануар дю Реле». Участие в выставке «Русское искусство XVIII–XX столетий» в Праге.

1936, в течение года — работа над панно для Мануар дю Реле.

Декабрь — поездка в Бельгию для «примерки» четырех панно в холле Мануара.

1937, апрель — поездка в Бельгию для сдачи панно и доработки карт, написанных сыном Александром.

Июнь — посещение советского павильона на Всемирной выставке в Париже.

Июнь — август — поездки в Бретань, на юг Франции (Пиренеи).

1938, 18 января — 1 февраля — персональная выставка в галерее Ж. Шарпантье в Париже.

Июнь — август — поездки в Англию и на Корсику (Кальви). Резкое ухудшение здоровья (невроз сердца). Поездка в Италию (Сан-Джиминьяно) по рекомендации врачей.

Декабрь — операция глаза.

1939, 6 мая — смерть К. А. Сомова.

Июль — начало августа — пребывание в Швейцарии (Женева, Адельбоден), работа над портретами и пейзажами.

3 сентября — вступление Франции во Вторую мировую войну. Переезд на улицу Кампань-Премьер.

1940, начало года — прекращение почтовой связи с родными в Советском Союзе.

14 июня — вступление немецких войск в Париж.

1941, 22 июня — нападение Германии на СССР.

Осень — участие тремя работами в Осеннем салоне.

В течение года — работа над портретами (С. П. Иванова, Б. Поповой), пейзажами Тюильри и Люксембургского сада, «Обнаженными».

1942  — операция по поводу базедовой болезни. Смерть в тюрьме в Саратове брата H. Е. Лансере, арестованного в 1938 году. Создание портретов (А. Попова, графини Брюн де Сент-Ипполит и других).

1943  — работа над портретами (И. Заколодкиной и др.), набросками Парижа.

1944, 25 августа — освобождение Парижа.

1946, 13 сентября — смерть в Москве брата Е. Е. Лансере.

Декабрь — возобновление переписки с родными.

1947–1948 — поездки в Англию. Работа над заказными портретами и натюрмортами.

1949, август — поездка во французские провинции Овернь и Бургундию для работы над заказными портретами.

1950 — создание портретов и натюрмортов.

1951, август — поездка А. Б. Серебрякова в Венецию. Написание портрета сына и автопортрета в маскарадном костюме. Начало постоянного экспонирования произведений на выставках из частных собраний и фондов музеев Москвы, Ленинграда и Киева.

1952 — работа над портретами, «обнаженными», натюрмортами.

1953, лето — поездка в Англию, создание пейзажей. А. Н. Бенуа читает Серебряковой готовящиеся к печати в Лондоне «Мои воспоминания».

1954, май — июнь — девятидневная выставка работ (вместе с А. Б. и Е. Б. Серебряковыми) в мастерской на улице Кампань-Премьер. Лето — поездка в Швейцарию. Создание портрета княгини Э. Жан де Мерод.

1955, июль — август — поездка в Швейцарию (Женева).

Ноябрь  — решение завещать несколько своих работ музеям в Советском Союзе.

1956, август — встреча у А. Н. Бенуа и в своей мастерской с приехавшим из Москвы Ф. С. Богородским. Работа над натюрмортами, портретами (портрет сестры М. Е. Калачевой, графа П. В. Зубова).

1957, май — сентябрь — посещения вице-президентом Академии художеств СССР В. С. Кеменовым. Начало переписки с А. Н. Савиновым.

Осень — поездка к знакомой в Португалию (городок Кашкайш), где болеет воспалением легких.

1958, март — встреча с В. С. Кеменовым и послом СССР во Франции С. А. Виноградовым, которые предлагают вернуться на Родину. Июнь — посещение гастрольного спектакля МХАТа «Вишневый сад», встреча с руководством театра и актрисой К. Ивановой.

1960, 9 февраля — смерть А. Н. Бенуа в Париже (похоронен на кладбище Батиньол).

Апрель  — первый приезд в Париж дочери Татьяны после тридцатишестилетней разлуки.

15 декабря — открытие выставки «Семья Бенуа» в Лондоне, в которой участвует тремя пейзажами.

1961, начало года — обращение Т. Б. Серебряковой в правление Союза художников с проектом организации выставки матери на Родине. Март — посещение сотрудниками советского посольства, визит С. В. Герасимова, Д. А. Шмаринова, А. К. Соколова для просмотра работ. Работа над портретом С. М. Лифаря.

1962, 17 февраля — участие четырьмя работами в вечере в пользу русских инвалидов Первой мировой войны. Пишет портреты балерин М. Бельмондо и И. Шовире.

1964, май — приезд из Москвы дочери Татьяны.

Весна — лето — отбор и приведение в порядок работ для отсылки в Москву на персональную выставку.

Июнь — посещение спектакля гастролировавшего в Париже МХАТа «Мертвые души».

Июль — отправка работ в Москву при помощи советского посольства.

Осень — переписка по поводу оформления афиши и каталога выставки.

1965, май — июнь — выставки в Москве в Выставочном зале Союза художников и Киеве в Киевском Государственном музее русского искусства.

1966, февраль — визит искусствоведа И. С. Зильберштейна.

Март — апрель — выставка в Ленинграде в Русском музее, прошедшая с огромным успехом.

Конец весны — визит директора Русского музея В. А. Пушкарева. Русский музей приобретает 21 работу с выставки.

Декабрь  — первый приезд в Париж сына Евгения.

1967, весна — приезд в Париж Евгения и Татьяны для свидания с матерью. Создание портретов Татьяны и Евгения, В. А. Пушкарева.

19 сентября — кончина З. Е. Серебряковой после непродолжительной болезни. Похоронена на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.

 

Библиография

 

Авдюшева-Леконт Н. А. «Мануар не погиб» // Respect Антик. 2003. Март — апрель.

Авдюшева-Леконт Я. А. Росписи З. Серебряковой // Борис Григорьев и художественная культура XX века. Псков, 2001.

Александрова Н. И. Зинаида Серебрякова: Альбом. М., 2001.

Бенуа А. Я. Выставка Союза (III) // Речь. 1910. № 27, 28.

Бенуа А. Я. Зинаида Серебрякова // Последние новости. 1938. 23 января.

Бенуа А. Я. Мои воспоминания: В 3 кн. М., 1980.

Бенуа А. Я. Художественные письма. 1930–1936. М., 1997.

Бенуа А. Я. Художественные письма. 1908–1917. Т.1. СПб., 2006.

Выставка картин З. Е. Серебряковой: Каталог / Вступ. ст. Вс. Воинова. Л., 1929.

Дмитриев В. Художницы //Аполлон. 1917. № 7–8. С. 4–7.

Дорош Е. На выставке Серебряковой /Театр. 1965. № 11.

Дроздова В. Зинаида Серебрякова. М., 2001.

Ефремова Е. В. Зинаида Серебрякова. М., 2006.

Зинаида Серебрякова: Каталог выставки произведений из музеев и частных собраний / Вступ. ст. А. Н. Савинова. М., 1965.

Зинаида Серебрякова. Письма. Современники о художнице / Авт. — сост. В. П. Князева, коммент. Ю. Н. Подкопаевой. М., 1987.

Зинаида Серебрякова: Сборник материалов и каталог экспозиции к 100-летию со дня рождения художницы. М., 1986.

Князева В. П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. М., 1979.

Кравченко К. С. Верность реализму // Художник. 1965. № 9.

Круглов В. Ф. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. СПб., 2004.

Круглов В. Ф., Леняшин В. А. Зинаида Серебрякова. Обнаженные. Выставка: Альбом. СПб., 2007.

Лапшин В. П. Серебрякова. М., 1969.

Лапшин В. Зинаида Серебрякова // Искусство. 1965. № 11.

Мейлах М. Дети Серебряковой: Интервью с Е. Б. Серебряковой // Русская мысль. 2003. 27 февраля — 5 марта.

Прыткое В. А. Жанровая живопись 1900–1917 годов // Русская жанровая живопись XIX— начала XX века. М., 1964.

Радлов Н. Э. З. Е. Серебрякова: К выставке Ленинградского областного Совета профессиональных союзов. Л., 1929.

Русакова А. А. Зинаида Серебрякова. 1884–1967. (Серия «Художники русской эмиграции»). М., 2006.

Савинов А. Н. З. Е. Серебрякова. Л., 1973.

Савинов А. Я. З. Е. Серебрякова // История русского искусства. М., 1968. T. X. Кн. 1. С. 473–480.

Савинов А. Я. Наш русский художник // Огонек. 1965. № 32.

Савицкая Т. А. Серебрякова. Избранные произведения. М., 1988.

Серебрякова Т. Б. Детство Зинаиды Серебряковой // Юный художник. 1981. № 3.

Серебрякова Т. Б. Творчество, принадлежащее Родине // Москва. 1965. № 10.

Трегуб Я. Обнаженные Зинаиды Серебряковой // Антиквариат. 2003. № 10 (11).

Трегуб Н. Портреты Зинаиды Серебряковой // Художник. 2002. № 1.

Шмаринов Д. А. Светлый талант // Советская культура. 1965. 8 июня.

Шмидт И. Зинаида Серебрякова //Творчество. 1965. № 9.

Шмидт И. М. Зинаида Евгеньевна Серебрякова // Очерки по истории русского портрета конца XIX — начала XX века. М., 1964.

Эрнст С. З. Е. Серебрякова. Пг., 1922.

Zinaida Serebriakova (1884–1967): Каталог выставки. Paris, 1995.

 

Иллюстрации

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.