I. Исторический экскурс: запустить утку – это появилось только в наше время или так было всегда? — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

I. Исторический экскурс: запустить утку – это появилось только в наше время или так было всегда?

2023-01-16 34
I. Исторический экскурс: запустить утку – это появилось только в наше время или так было всегда? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Исторический экскурс: запустить утку – это появилось только в наше время или так было всегда?

Возможные слова преподавателя: Сегодня мы будем говорить о фейках, вбросах и провокациях, которые стали «бичом» современного инновационного мира. С ними сталкивается каждый из нас, поэтому надо научиться их распознавать.

Сначала немного истории

Все мы знаем словосочетание «Газетная утка». Есть несколько версий его происхождения. Но мнения многих сходятся, что она родилась после того, как в одной из газет XIX века рассказывается, что известный бельгийский юморист Роберт Корнелиссен вздумал подшутить над доверчивой публикой и напечатал в журнале заметку (на слайде).

Текст заметки«Прожорливость уток известна; она наиболее явствует из следующего случая. Один учёный купил 20 уток и тотчас же приказал изрубить одну из них с перьями и костями в мелкие кусочки, которыми накормил остальных 19 уток. Несколько минут спустя он поступил так же с другою, потом с третьей, четвёртой уткой и так далее, пока не осталась только одна, которая таким образом пожрала 19 подруг своих».

Эта история, рассказанная очень подробно, наделала много шуму и была перепечатана во всех журналах и газетах того времени. Несколько дней все только и говорили, что о прожорливости уток. Потом сам автор раскрыл секрет «научного опыта» и осмеял легковерных читателей. С тех пор ложь в печати стала именоваться «газетной уткой».

Забавно, но много лет спустя этот же анекдот появился в американских газетах с прибавлениями и даже с весьма учёным анализом внутренностей последней утки. И снова нашлись чудаки, которые поверили этой истории.

Как теперь мы понимаем, выражение «газетная утка» не имеет никакого отношения к орнитологии. Своим рождением эта «птичка» обязана извечному стремлению журналистов к погоне за сенсациями.

По другой версии, это выражение родилось в Германии в конце XVII в. Там под статьями, излагавшими сенсационные, но недостаточные сведения, ставили NT (от лат. nontestatur - не проверено). Читается это сокращенно «энте», что по-немецки означает утка (dieEnte). Так ни в чем не повинная птица стала символом беззастенчивого газетного вранья.

 

Вопрос студентам:

Как вы думаете, почему новость про прожорливость уток все радостно перепечатали?

Вариант ответа:

Суть психологии человека состоит в том, что любаянестандартная информация вызывает яркую эмоцию (удивление, страх, радость, ужас и прочее). Человек этим хочет делиться. Как правило,в повышенном эмоциональном состоянии он теряет способность к критическому мышлению и оказывается дальнейшим распространителем ложной и непроверенной информации.

 

Итак, фейки были всегда. Но не всегда они были безобидными, как шутка про прожорливых уток. Некоторые из них имели весьма серьезные последствия.

Перед походом на Россию Наполеон Бонапарт использовал, говоря современным языком, все возможности пиара. С помощью французских печатных изданий, а также изданий в подконтрольных ему государствах, он тщательно создавал нужное ему общественное мнение о противнике, о своей успешной завоевательной кампании.

Так, перед нападением на Россию он начал с дискредитации имиджа нашей страны. Со страниц газет и журналов Наполеон обращался к французам: «Вы думаете, что Россия – это далекая мирная страна, с уважением относящаяся к нам? Нет! Это настоящий агрессор. Русские варвары являются врагами цивилизации и всего европейского!».

На удивление своевременно, а именно, в начале 1812 года, вышла в свет замечательное произведение «О росте могущества России с ее возникновения до начала XIX века». Автором псевдоисторического труда был назван публицист Шарль-Луи Лезюр. Хотя сейчас ученые-историки утверждают, что рукопись книги корректировал, а, возможно, местами и писал текст сам Наполеон. В данном произведении во главу угла ставилось так называемое завещание Петра Первого (которое до сих пор не было найдено). В книге утверждалось, что он, прежде чем упокоиться, оставил будущим правителям России секретнейший план. В нем было завещано вносить смуты и распри в международную политику, поддерживать российские народы в воинственном настроении. Главная цель всего этого – добиться власти над всей Европой.

Читатели данного историко-литературного опуса Лезюра должны были составить себе вполне определенное представление о России как о стране воинственных дикарей. Бонапарт, прикрываясь великой оберегающей миссией, заодно представлял себя и свою армию как общеевропейскую силу, противостоящую угрозе с Востока, варварам, только и грезящим вторгнуться на чужие территории и разрушить многовековые цивилизации.

Вот так проводилась широкая информационная кампания Наполеоном.

Понимая, что пресса формирует общественное мнение, Наполеон одним из первых европейских политиков заговорил об управлении общественным мнением на уровне высокой государственной политики. «Четыре газеты могут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия», — говорил он в назидание потомкам.

В практических усилиях Наполеона отчетливо прослеживаются далекие истоки существующих концепций информационной войны, что, в свою очередь, позволяет говорить о нем как о предшественнике современных специалистов по информационно-психологическому воздействию во внешнеполитической и военной областях.

 

Вопрос студентам:

А что сегодня? Как влияют СМИ на современное общество?

Вариант ответа:

Как известно, все официальные и неофициальные средства массовой информации по своей роли в жизни общества и влиянии в социуме давно уже стали «четвертой властью».

Конечно, все официальные средства массовой информации работают на основе закона о СМИ, поэтому информация, которую они распространяют, должна быть проверена и подтверждена, в противном случае на СМИ можно подать в суд за клевету или недостоверность фактов.

 

Задание про «вдову» Рокфеллера:

Посмотрите на пост в социальной сети. Какие эмоции он у вас вызывает?

Студенты делятся эмоциями, после чего преподаватель демонстрирует следующий слайд с разъяснениями

Комментарий о посте: в 2017 году ростовчанин «взорвал», как принято говорить в социальных сетях, российский сегмент фейсбука, опубликовав фото с «улыбающейся на похоронах вдовой Рокфеллера». Многие пользователи поверили в достоверность поста: он набрал более 17 тыс. репостов всего за 4 дня. Комментаторы явно осуждали героиню публикации, о чем свидетельствуют их отзывы типа «отмучилась» и «дождалась».

На деле в посте использовался кадр со съемок фильма «Джеки» с Натали Портман в главной роли. Автор публикации рассказал, что действительно посчитал актрису вдовой Рокфеллера. Только после того, как его поправили несколько комментаторов, он осознал ошибку и удалил пост. Вот только тот уже разлетелся по сети, и многие продолжают верить в этот фейк до сих пор.

Главная задачафейка – коротко, ясно, с девизами и вырванными картинками. «заразить», как правило, негативнойэмоцией на фоне возмутительных событий, чтобы каждый ее распространял, а далее – эффект лавины.

Все, кто репостил, не проверяли факты – о ком идет речь и как реально выглядела жена Рокфеллера (кстати сказать, в открытом доступе информации о ней нет. Возможно вам повезет, и вы найдете).

КЕЙС 1.

 

Фейк: По мессенджерам рассылается якобы скриншот ТАСС, где депутат Госдумы Дмитрий Ионин говорит об инициативе снизить призывной возраст в России до 16 лет.

Правда: ТАСС не выпускал материал на эту тему (простая проверка на официальном сайте позволяет это увидеть).)Также Дмитрий Ионин опровергает эту информацию у себя в соцсетях. Кроме того, он не является депутатом Госдумы с сентября 2021 года, сейчас он заместитель губернатора Свердловской области. Вероятно, на фабриках фейков об этом не знают и используют устаревшую информацию.Призывной возраст в России начинается с 18 лет, менять его никто не планирует.Уже неоднократно говорили, что в спецоперации на Украине не участвуют призывники, только профессиональные контрактники.

КЕЙС 2.

Фейк: На видео, которое опубликовала в историях КортниКардашьян (163 млн! подписчиков в Инстаграм), показаны девушки, провожающие в слезах своих парней на фронт.

Правда: Кадры, которые опубликовала звезда принадлежат фильму, который вышел в 2017 году. При том на этих кадрах видно, что девушки одеты в очень лёгкую одежду. Не по погоде, так как в Киеве сейчас +4 градуса.

Даже ЗВЕЗДЫ с миллионами подписчиков бывают разносчиками фейков!

 

КЕЙС 3.

 

Фейк: Несколько российских самолетов летят бомбить Киев (видео на слайде).

Правда:Это видео из Тик-тока — фейк. Это парадное построение самолетов, во время боевых действий они так не летают. И летят они на репетицию Парада Победы - оригинальное видео снято на репетиции парада Победы в московском Тушино в мае 2020 года.

КЕЙС 4.

Фейк: В России закрываютInstagram. Так рекламирует свой телеграм-канал томский инста-паблик.

Правда: Даже в странах, где идут долгие и кровопролитные конфликты, корпорация Meta (ранее известная как Facebook) не закрывает доступ к своим сервисам. Томский инстаграм-паблик, вероятно, не знает о том, что кроме «инсты», корпорация владеет еще и WhatsApp и самой соцсетьюFacebook, иначе написали бы, и об этом и эффект от кликбейтного заголовка был бы выше. Тем временем сама корпорация Facebook и ее основатель Марк Цукерберг никакой информации на эту тему не давали и даже не высказывали своего отношения к спецоперации России на Украине. Очевидно, что томский паблик просто рекламирует свой телеграм-канал, в котором, конечно же, нет ни слова о блокировке Инстаграм.

СМ. ВИДЕО НА СЛАЙДЕ

Фейк: Украинские военные активно подбивают российскую военную технику со знаками Z и V.

Правда: Публикуются кадры украинской военной техники, сделанные в 2019 году. На них при помощи технологий видеомонтажа накладываются российские тактические знаки.

КЕЙС 6. Остров Змеиный

Фейк:«Президент Зеленский присвоит звание Героя Украины погибшим защитникам острова Змеиный».

Правда: Офицеры военно-морских сил Украины опровергают слова своего президента Владимира Зеленского. Украинские пограничники в плену, по окончании спецоперации российских войск на Украине они вернутся к своим семьям. Защитники острова Змеиный на самом деле сложили оружие и добровольно сдались. Они живы, и сами это подтверждают.

Правда: источник – Министерство обороны РФ и видеоинтервью.

I. Исторический экскурс: запустить утку – это появилось только в наше время или так было всегда?

Возможные слова преподавателя: Сегодня мы будем говорить о фейках, вбросах и провокациях, которые стали «бичом» современного инновационного мира. С ними сталкивается каждый из нас, поэтому надо научиться их распознавать.

Сначала немного истории

Все мы знаем словосочетание «Газетная утка». Есть несколько версий его происхождения. Но мнения многих сходятся, что она родилась после того, как в одной из газет XIX века рассказывается, что известный бельгийский юморист Роберт Корнелиссен вздумал подшутить над доверчивой публикой и напечатал в журнале заметку (на слайде).

Текст заметки«Прожорливость уток известна; она наиболее явствует из следующего случая. Один учёный купил 20 уток и тотчас же приказал изрубить одну из них с перьями и костями в мелкие кусочки, которыми накормил остальных 19 уток. Несколько минут спустя он поступил так же с другою, потом с третьей, четвёртой уткой и так далее, пока не осталась только одна, которая таким образом пожрала 19 подруг своих».

Эта история, рассказанная очень подробно, наделала много шуму и была перепечатана во всех журналах и газетах того времени. Несколько дней все только и говорили, что о прожорливости уток. Потом сам автор раскрыл секрет «научного опыта» и осмеял легковерных читателей. С тех пор ложь в печати стала именоваться «газетной уткой».

Забавно, но много лет спустя этот же анекдот появился в американских газетах с прибавлениями и даже с весьма учёным анализом внутренностей последней утки. И снова нашлись чудаки, которые поверили этой истории.

Как теперь мы понимаем, выражение «газетная утка» не имеет никакого отношения к орнитологии. Своим рождением эта «птичка» обязана извечному стремлению журналистов к погоне за сенсациями.

По другой версии, это выражение родилось в Германии в конце XVII в. Там под статьями, излагавшими сенсационные, но недостаточные сведения, ставили NT (от лат. nontestatur - не проверено). Читается это сокращенно «энте», что по-немецки означает утка (dieEnte). Так ни в чем не повинная птица стала символом беззастенчивого газетного вранья.

 

Вопрос студентам:

Как вы думаете, почему новость про прожорливость уток все радостно перепечатали?

Вариант ответа:

Суть психологии человека состоит в том, что любаянестандартная информация вызывает яркую эмоцию (удивление, страх, радость, ужас и прочее). Человек этим хочет делиться. Как правило,в повышенном эмоциональном состоянии он теряет способность к критическому мышлению и оказывается дальнейшим распространителем ложной и непроверенной информации.

 

Итак, фейки были всегда. Но не всегда они были безобидными, как шутка про прожорливых уток. Некоторые из них имели весьма серьезные последствия.

Перед походом на Россию Наполеон Бонапарт использовал, говоря современным языком, все возможности пиара. С помощью французских печатных изданий, а также изданий в подконтрольных ему государствах, он тщательно создавал нужное ему общественное мнение о противнике, о своей успешной завоевательной кампании.

Так, перед нападением на Россию он начал с дискредитации имиджа нашей страны. Со страниц газет и журналов Наполеон обращался к французам: «Вы думаете, что Россия – это далекая мирная страна, с уважением относящаяся к нам? Нет! Это настоящий агрессор. Русские варвары являются врагами цивилизации и всего европейского!».

На удивление своевременно, а именно, в начале 1812 года, вышла в свет замечательное произведение «О росте могущества России с ее возникновения до начала XIX века». Автором псевдоисторического труда был назван публицист Шарль-Луи Лезюр. Хотя сейчас ученые-историки утверждают, что рукопись книги корректировал, а, возможно, местами и писал текст сам Наполеон. В данном произведении во главу угла ставилось так называемое завещание Петра Первого (которое до сих пор не было найдено). В книге утверждалось, что он, прежде чем упокоиться, оставил будущим правителям России секретнейший план. В нем было завещано вносить смуты и распри в международную политику, поддерживать российские народы в воинственном настроении. Главная цель всего этого – добиться власти над всей Европой.

Читатели данного историко-литературного опуса Лезюра должны были составить себе вполне определенное представление о России как о стране воинственных дикарей. Бонапарт, прикрываясь великой оберегающей миссией, заодно представлял себя и свою армию как общеевропейскую силу, противостоящую угрозе с Востока, варварам, только и грезящим вторгнуться на чужие территории и разрушить многовековые цивилизации.

Вот так проводилась широкая информационная кампания Наполеоном.

Понимая, что пресса формирует общественное мнение, Наполеон одним из первых европейских политиков заговорил об управлении общественным мнением на уровне высокой государственной политики. «Четыре газеты могут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия», — говорил он в назидание потомкам.

В практических усилиях Наполеона отчетливо прослеживаются далекие истоки существующих концепций информационной войны, что, в свою очередь, позволяет говорить о нем как о предшественнике современных специалистов по информационно-психологическому воздействию во внешнеполитической и военной областях.

 

Вопрос студентам:

А что сегодня? Как влияют СМИ на современное общество?

Вариант ответа:

Как известно, все официальные и неофициальные средства массовой информации по своей роли в жизни общества и влиянии в социуме давно уже стали «четвертой властью».

Конечно, все официальные средства массовой информации работают на основе закона о СМИ, поэтому информация, которую они распространяют, должна быть проверена и подтверждена, в противном случае на СМИ можно подать в суд за клевету или недостоверность фактов.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.