Ручками похлопаем, ножками потопаем — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Ручками похлопаем, ножками потопаем

2023-02-03 23
Ручками похлопаем, ножками потопаем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цепь:  тренировать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия в соответствии с различным звучанием бубна, развивать способность подражать действиям взрослых. Материал:  бубен.

Играйте втроем: двое взрослых и ребенок. Сначала пусть один из ведущих постучит в бубен тихо, другой в это время вместе с ребенком должен хлопать в ладоши. Затем бубен начинает звучать громко — вместе начинайте топать ногами. Игру повторяйте, меняя звучание бубна 3—4 раза Добивайтесь все большей самостоятельности ребенка.

 

Глава 4 Игры для развития речи

 

Речь, произношение, правильное построение фраз напрямую связаны с мышлением и общим развитием ребенка. И как существует множество игр, направленных на развитие логики, счета, музыкальное воспитание, точно так же существуют и специальные упражнения для развития связной, четкой и понятной речи.

 

От одного года

 

Как правило, большинство детей начинают активно разговаривать примерно в полтора года. Это пока еще речь, состоящая из двух-трех отдельных слов или из совсем простых предложений, зачастую плохо согласованных между собой. Кроме того, не все звуки и слоги малыш произносит отчетливо. Перед родителями стоит задача расширять словарный запас малыша, учить его выговаривать слова, логично выстраивать фразы.

Помогут в этом простые и в то же время интересные игры.

Например, скажите малышу: "Скажи "мама"" (это слово он наверняка уже может произнести) — и подождите, пока он ответит. Если ребенок не понял, что он должен сделать, повернитесь к папе или к бабушке и произнесите ту же фразу. Папа, естественно, отвечает — говорит слово "мама". Затем снова обратитесь к ребенку с той же просьбой. Если он все же не понял, что от него требуется, продолжите диалог через некоторое время или на следующий день. Впоследствии малыш поймет, чего от него хотят, и начнет повторять заданные слова.

Желательно, чтобы сначала он говорил только те слова, которые ему легко произносить. Пусть привыкнет к этой игре. После этого начните вводить по одному новому слову (на протяжении одной игры или нескольких). Слова лучше подбирать такие, чтобы малышу было несложно их произносить, похожие на те, которые он уже знает, или состоящие из тех звуков, произнесение которых не составляет для него труда. Так можно постепенно расширить активный словарный запас.

Когда малыш повторяет слова, следите, чтобы он не путал порядок слогов в слове, произносил "настоящие" слова, а не облегченные или измененные. Это, возможно, звучит забавно, но малыш может надолго затормозиться в развитии речи, если вы будете просто умиляться неправильно произносимым им словам. Каждое из них нужно исправлять с последующим повторением.

Специалисты считают, что лучше учить ребенка разговору и чтению одновременно. Когда малыш видит слово, понимает, из каких слогов оно состоит, ему легче понять свою ошибку. Он станет читать по слогам даже те слова, которые раньше не произносил (особенно если это слоги, которые он видел в знакомых ему словах).

Как можно раньше начните учить ребенка понимать поручения, вопросы. Если ему это сложно, объясните знаками, покажите или попросите старшего ребенка или другого члена семьи выполнить их. В таком возрасте ребенок уже может это делать (дай, принеси, отнеси, положи, покажи, отойди, подойди, найди, садись, ложись, ешь, пей, закрой, открой и т. д.).

Малышу можно и нужно задавать разные вопросы, несмотря на то что не на все из них он может ответить (словами или действием). В любом случае это активизирует его мыслительную деятельность. Вопросы могут быть разные: "Где?" (тот или иной предмет или человек были, где он взял и т. д.), "Куда?" (куда положить, куда пойдем и т. д.), "Что это?", "Кто это?" и т. д.

Полезны для развития речи малышей и разговоры по телефону. Можно предупредить бабушку или еще кого-то из родственников, что им позвонит малыш. Пусть они спросят его, кто это звонит, что он делает, как себя чувствует. Чем чаще ребенок будет разговаривать по телефону, тем лучше.

Важно постоянно расширять количество названий и понятий, которые знает малыш, показывать и называть ему все предметы в доме, просматривать книжки с картинками и альбомы, давать обобщенные названия предметам и вместе раскладывать карточки с их изображением по группам. Делайте это вслух, задавая себе наводящие вопросы и сами на них отвечая, сами раскладывайте карточки. Через некоторое время малыш сам захочет присоединиться к игре. И не важно, что он не сразу начнет правильно раскладывать карточки, поощряйте любое проявление его активности.

Знакомьте ребенка с более сложными понятиями ("такой", "такой же", "нетакой", "одинаковые", "разные"). Учите его ориентироваться в пространстве, показывайте и рассказывайте, что такое "верх — низ", "правый — левый", "середина", "внутри — снаружи", "около", "далеко — близко", "высоко — низко", "ближе — дальше" и т. д. Конечно, малыш не сразу разберется во всем этом, но это не столь важно. Не надо проверять его, просто еще и еще раз все показывайте и называйте своими именами.

Читайте малышу как можно больше книг с детскими стихами, потешками, короткими сказками. Если он не может выслушать до конца все, что написано на странице, торопит ее перевернуть, не запрещайте ему, ведь пока малышу больше интересны картинки. В этом случае читайте только одну-две строчки на каждой странице и сразу ее переворачивайте, чтобы сохранить интерес к общению с книгой. Или просто показывайте и называйте одну-две картинки на странице.

Можно сочетать все три способа чтения в разное время: весь текст, его часть, только картинки. Иногда можно попросить малыша самого показать знакомые ему изображения или попробовать назвать, что на них нарисовано.

Когда малыш уже начнет узнавать картинки в книгах, можно более подробно рассказывать ему о том, что делает тот или иной персонаж: "заяц бежит", "листочки опадают", "девочка смеется" и т. д. Обращайте внимание не только на действия, но и на эмоции, которые испытывает персонаж: "улыбается", "плачет", "удивляется".

Рассказывайте малышу о том, что окружает то или иное действующее лицо, какие предметы у него в руках или рядом с ним. Словом, от простого называния персонажа каждый раз переходите к более детальному обсуждению изображения. Поощряйте малыша к повторению произнесенных слов, к показу картинок.

Постепенно от рассматривания книг можно перейти к настоящему чтению. Малышам более всего нравится слушать стихи, особенно короткие, быстро запоминающиеся. Только ни в коем случае не требуйте от него полноценного чтения. Малыш сам будет помогать, когда вы начнете ему читать, произнося последнее слово в строчке (для этого надо сделать небольшую паузу). Через некоторое время он сможет произносить половину строчки или всю следующую строку.

 

 

От 2 до 4 лет

 

Разговариваем по телефону

 

Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами. Чтобы такие разговоры были не только интересны, но и полезны, желательно заранее договориться с кем-то из взрослых, как лучше строить беседу: какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает.

Пусть взрослый задает вопросы, на которые малыш сможет ответить — поначалу хотя бы словами "да" и "нет", и постепенно вводите более сложные.

Пусть разговор по телефону станет своеобразным ежедневным ритуалом.

 

что бывает... какое бывает...

 

Начните игру словами: "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть..." и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не может продолжить фразу, закончите ее и предложите аналогичную — с еще одним признаком, любым другим или противоположным по значению, в данном случае: "Твердым бывает..."

Или наоборот: "Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым, а еще..." И так далее о других предметах или живых существах. "А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?"

Или так:

Что бывает круглым? Что бывает острым? Что бывает жидким? Что бывает длинным? Что бывает пушистым? Что бывает твердым? Что бывает квадратным?

Что бывает ароматным? Что бывает синим?

Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Отводить время специально для них не стоит.

Предложите и ребенку дать подобные задания. Время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

 

Что сначала, что затем

 

Познакомить ребенка с понятиями "сначала" и "затем" можно на конкретных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками. Когда ребенок поймет смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

- сначала чай наливают, а затем...

- сначала человек ложится спать, а затем...

- сначала самолет взлетает, а затем...

- сначала курочка откладывает яичко, а затем... Естественно, чем младше ребенок, тем проще,

понятнее должен быть смысл фраз.

Или, наоборот, запутывайтесь, произносите "неправильные" фразы, в которых нарушены последовательность действий или смысл: сначала картошку надо бросить в суп, а затем помыть и очистить, сначала у собачки рождается щенок, а после из щенка вырастает большой кот...

 

отвечаем на вопросы

 

Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов, но не экзаменуйте, а действительно интересуйтесь его проблемами, впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления.

Постарайтесь включить в этот процесс других членов семьи. Пусть малыш каждый вечер рассказывает им о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому надо помогать ему наводящими вопросами.

В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками) задавайте от лица "своего" персонажа различные вопросы персонажу ребенка.

Например, спрашивайте, как будет развиваться игра в дальнейшем, куда пойдет или поедет тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и т. д.

 

что будет, если...

 

Попросите ребенка ответить на вопросы:

- Что будет, если я стану ногами в лужу?

- Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень? и т. д. Затем поменяйтесь ролями.

 

Что можно делать с

С чем можно делать.

 

Начните так: "Мячик можно бросать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще...", "Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще..."

Попросите ребенка продолжить.

Или так:

Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на... Пить можно воду, молоко, сок, а еще... Или:

Чай пьют, а печенье едят.

На кровати лежат, а на стуле...

Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают...

Рубашку шьют, а шарф...

Котлеты жарят, а суп...

Песок в ведро насыпают, а воду...

Когда суть игры станет понятна, попробуйте поменяться ролями: ребенок начинает, взрослый продолжает.

 

Кто что делает?

 

Правила этой игры аналогичны правилам других устных игр: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.

Начало может быть таким:

Солнышко — светит, сияет, греет, а еще...

Чайник — свистит, кипит...

Машина — едет, гудит, светит...

Снег — идет, тает...

Кошка — бегает, ходит, пьет, спит...

Назовите два предмета или живых существа. Ребенок должен определить общее для них действие:

И лягушка, и зайчик прыгают. И птица, и муха летают. И снег, и дождь выпадают на землю. И снег, и лед тают.

Или другие предметы, способные выполнять одно действие:

Светит — солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще... Едет — машина, поезд, велосипед.., Тает — мороженое, лед...

Или задания, имеющие только один ответ: Кто чинит сапоги?

Кто печет пироги? — и т. д. о других профессиях. Кто хоботом пьет воду? Кто носит грибы на иголках?

 

Что где? кто где?

 

Сначала можно провести устный экскурс по знакомым местам, например по комнатам своей квартиры:

Что есть у нас на кухне?

Что есть у нас в прихожей?

Где у нас стоит телевизор?

Где у нас лежат сковородки?

Ребенок может дать односложный ответ: на кухне. Или более развернутый: на кухне в шкафу, у окна, на верхней полке.

Затем отправьтесь в путешествие:

Мы идем гулять в лес.

Что растет в лесу?

Кто сидит на ветке?

Кто ползает в траве?

Кто прыгает с травинки на травинку?

Кто сидит в дупле?

Где бабочка?

Где лисичка?

Куда прыгает зайчик?

 

Что внутри?

 

Назовите предмет или место, а ребенок в ответ должен назвать что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или м^ста: дом — стол, шкаф — свитер, холодильник — кефир, тумбочка — книжка, пузырек — лекарство, кастрюля — суп, дупло — белка, улей — пчелы, нора — лиса, автобус — пассажиры, корабль — матросы, больница — врачи, магазин — покупатели.

 

Угадай, кто это?

 

Перечислите несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка — как можно быстрее угадать, о ком идет речь. Сначала давайте общие описания, затем называйте более точные признаки, характерные только для загаданного существа. Например:

Серый, злой, зубастый, голодный (волк).  Маленький, серенький, трусливый, длинноухий (заяц).

Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий (ежик).  Длинная, безногая, ядовитая (змея).

Пушистая, рыжая, проворная, хитрая (лиса).  Большой, неуклюжий, бурый, косолапый (медведь).

 

больше, чем... меньше, чем...

 

Взрослый ставит задачу: "Я назову кого-нибудь или что-нибудь, а ты назови предмет или животное (до трех), которое по размеру больше того, что я назвал. Например: муравей — коробок, слон — дом, мышка — кошка, карандаш — самовар".

Или наоборот: назовите что-то, а ребенок должен будет подобрать предмет, который меньше названного.

 

Один — много

 

Дайте для примера несколько законченных заданий, потом сделайте паузу там, где ждете ответа от ребенка: "Стол — столы, сковородка — сковородки, кот — коты, сын — сыновья, дом — рот — ...". Вариант: "Стол — много столов, нос — много носов, дочь — много дочерей..." После тренировки усложните задание. Называйте слова в быстром темпе.

Вариант для детей, хорошо знающих порядковый счет: "Один стол, два стола, три стола, четыре

стола, пять столов..." — до пяти или до десяти и далее.

Можно и наоборот: "Двадцать пять столов, двадцать четыре стола, двадцать три стола, двадцать два стола, двадцать один стол..." — и т. д. до одного.

Слова для этих игр могут быть подобраны совершенно произвольно — что придет в голову, но можно ориентироваться на какую-либо тему. Например, предупредите ребенка, что находитесь с ним в лесу, или на кухне, или в магазине одежды. Можно назвать предмет, которого здесь (в лесу, на кухне, в магазине) быть не может, — малыш в этом случае не должен поддерживать игру.

 

 

Игры для детей старше 4 лет

 

Уменьши и увеличь

 

Предложите: "Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты сделай его маленьким, например: дом — домик, стол — столик, заяц — зайчик и т. д.". Пусть ребенок пробует самостоятельно добавлять к словам уменьшительные суффиксы.

Можно делать наоборот — называть слово с уменьшительным суффиксом, а ребенок должен произносить слово без него.

В процессе игры следите за тем, чтобы малыш не называл детенышей животных вместо правильного ответа: не заяц — зайчонок, а заяц — зайчик; не корова — теленок, а корова — коровка. Так же можно играть, используя слова с "увеличивающими" суффиксами: дом — домище, волк — волчище, муравей — муравьище и т. д.

 

Назови одним словом

 

Предложите: "Я буду описывать что-то, а ты назови то, о чем я рассказываю, одним словом: ^- часы, которые помогают проснуться;

- большая ложка, с помощью которой наливают суп;

- утренняя еда;

- человек, который направляется в дальние страны" и т. д.

Ребенок должен назвать слово. Затем поменяйтесь ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, поэтому надо помочь ему составить описание, если у него не получается.

 

Опиши одним словом

 

Это задание похоже на предыдущее, только назвать надо не существительное, а прилагательное. Употреблять эти термины в разговоре с ребенком, конечно, не надо. Просто дайте ему несколько примеров, чтобы он смог выполнить задание:

- чашка для чая (чайная);

- машина для гонок (гоночная);

- щетка для чистки зубов (зубная);

- котлета из мяса (мясная),  из моркови (морковная);

- лапа собаки (собачья)  и т. д.

 

как можно узнать...

 

Задайте ребенку вопросы:

- как можно узнать, холодно ли на улице? (Посмотреть на градусник за окном);

- сварилась ли картошка? (Проткнуть вилкой или попробовать);

- высохла ли рубашка? (Потрогать);

- сладкий ли чай? (Попробовать);

- пишет фломастер или нет? (Попробовать писать);

- крепко ли завязана веревка? (Потянуть);

- есть ли вода в стакане? (Посмотреть);

- есть ли мячик в закрытой коробке? (Потрясти);

- есть ли кто-нибудь дома? (Позвонить в дверь или по телефону);

- работает ли пылесос? (Включить);

- одинаковой ли длины полоски нарисованы? (Измерить линейкой);

- интересная ли книжка? (Прочитать);

- мягкий ли хлеб? (Пощупать);

- любит ли собачка кашу? (Дать ей попробовать).

 

Кому что нужно?

 

Вариант 1.  Назовите человека или животное — в ответ ребенок должен назвать, какой предмет или предметы ему могут понадобиться:

- парикмахер — ножницы, расческа;

- почтальон — сумка;

- учитель — указка, учебники;

- продавец — весы, касса;

- муравей — палочки, листики;

- пчела — пыльца, нектар;

- птица — веточки, пух (для гнезда).

Уровень сложности заданий определяется уровнем знаний ребенка.

Вариант 2, усложненный:  не только назовите предмет, но и скажите, зачем он нужен. Например, ножницы — чтобы подстригать, весы — чтобы взвешивать покупки и т. д.

 

Часть —целое

 

Предложите ребенку угадать, часть какого предмета или существа названа:

• винт — вертолет, самолет;

• колесо — автомобиль, а еще...

• руль — велосипед...

• парус — ...

• вагон — ....

• крыша — ...

• стрелка — ...

• кнопка — ....

• страница — ...

• подлокотник — ...

• каблук — ...

• козырек — ...

• карман — ...

• клавиатура — ...

• дверь — ...

• стержень — ...

• ветка — ...

• лепесток — ...

• шишка — ...

• семя — ...

• хвост — ...

• плавник — ...

• перо — ...

• клюв — ...

• панцирь — ...

• грива — ... и т. д.

А можно и наоборот. Назовите предмет, а ребенок пусть назовет одну или несколько его частей:

• дом — крыша, дверь ...

• корабль — ...

• велосипед — ...

• троллейбус — ...

• стол — ...

• кресло — ...

• книга —...

• компьютер — ...

• часы — ...

• авторучка — ...

• чемодан — ...

• пальто — …

• плита — ...

• чайник — ...

• удочка — ...

• гитара — ...

• дверь — ...

• забор — ...

• качели — ...

• колос — ...

• цветок —

• дерево — ...

• гриб — ...

• жук — ...

• бабочка — ...

• собака — ...

• яблоко — ...

• кочан капусты и т. д.

Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему — приведите свой пример или задайте наводящий вопрос. Обращайте внимание на разницу между частью и содержимым: в чемодане может лежать рубашка, но это не часть чемодана. В процессе выполнения заданий обращайте внимание ребенка на то, что разные предметы имеют части с одинаковым названием. Они, как правило, выполняют одну и туже функцию, даже имеющие разную форму. Например, руль у автомобиля и велосипеда и т. д.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.