Изображение мужчины и женщины на бамбуке. Деревня Мале — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Изображение мужчины и женщины на бамбуке. Деревня Мале

2023-02-03 51
Изображение мужчины и женщины на бамбуке. Деревня Мале 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Папуасы Берега Маклая прокалывают себе носовую перегородку. Эта операция производится над детьми в возрасте трех‑четырех лет. Она несколько изменяет форму носа, так как носовая перегородка немного отвисает. Отверстие имеет в ширину около 5 мм. В носу редко носят тяжелые и толстые предметы; мужчины обыкновенно в качестве носового украшения употребляют продолговатый камешек или кусочек раковины. Жители же гор втыкают в нос бамбуковые, украшенные узорами палочки длиной в 15–20 см; особенно любят это украшение женщины. У одного племени, живущего к юго‑востоку от бухты Астролябии и называемого здешними туземцами «дева», пробуравливают себе крылья носа в их верхней части и носят в отверстиях перья, деревянные палочки и другие украшения.[250]

Зубы . Верхний ряд зубов выступает над нижним. Зубы у папуасов крепкие, большие и часто ряд их несимметричен. Вследствие преобладания растительной пищи зубы уже очень рано стираются.[251] Беспрестанное жевание бетеля является причиной порчи и даже отсутствия зубов у пожилых туземцев.

Уши  папуасов мясистые и не слишком оттопыренные; ушная раковина плоска, но довольно широка. Мочка – вытянутая от ношения тяжелых серег и часто разорванная. Девушки продырявливают, кроме мочки, еще верхний край уха. Прокалывание производится в ранней молодости посредством шипа Dioscorea.

Туловище . У папуасов сравнительно тонкая шея. У некоторых грудь мощно развита и плечи широки. Почти у всех мужчин грудная клетка хорошо развита, и лишь немногие могут быть названы узкогрудыми.

Животы у папуасов бывают выпяченными только после обильной пищи; особенно это заметно у детей; у взрослых это наблюдается лишь после пиров, и то в меньшей степени. То обстоятельство, что это состояние преходящее, ясно показывает, насколько эластичны брюшные покровы и вместе с тем какое количество пищи может поглотить за раз человек.

Если смотреть на спину папуасов в профиль, то можно заметить в области поясницы более значительную вогнутость, чем у европейцев. Я многократно убеждался в том, что кривизна позвоночника у папуасов заметно уклоняется от его изгиба у кавказской расы.[252]

Ягодицы у мужчин и женщин хорошо развиты, но не чрезмерно, как это утверждалось относительно некоторых других папуасских племен.[253] У детей обоего пола ягодицы даже очень плоски и мало мясисты.

Конечности . Мускулатура верхних конечностей большей частью хорошо развита, и кисти имеют красивую форму. Хотя папуасы при работе различают правую и левую руки и имеют даже особые названия для них, однако они гораздо больше пользуются левой рукой, чем европейцы. Я замечал это очень часто. Они пользуются для многих целей также нижними конечностями и могут поднимать ногой с земли очень мелкие предметы. При этом они схватывают предмет, не сгибая пальцев ног, а зажимая между большим пальцем и остальными, что им обыкновенно хорошо удается.[254] Я заметил, что у многих папуасов большой палец ноги отступает от остальных на 2–2,5 см; это во многих случаях оказывается им очень полезным, так как дает возможность держать ногой даже крупные предметы. Очевидно, эта особенность приобретенная, так как в большинстве случаев тот же палец на левой ноге не бывает настолько отодвинут от прочих пальцев. Величина обеих ступней нередко тоже неодинакова, что, вероятно, следует приписать большему употреблению одной ноги сравнительно с другой.

Утолщенные ногти папуасов

Рис. Н. Н. Миклухо‑Маклая

 

 

Ногти на ногах и руках очень тверды и толсты, а так как средняя часть их еще толще и крепче, то встречаются когтеобразные ногти на руках и ногах, обязанные своей формой тому, что боковые, более мягкие части их легко отламываются.

Хотя и встречаются папуасы с малым развитием икр, но у большинства икры развиты удовлетворительно, только расположены несколько высоко.[255]

Половые органы . Что касается наружных половых органов у мужчин, то я не заметил ничего особенного, кроме сравнительно малой длины penis'a. Очень плотно (даже у мальчиков) прилегающие мали (пояса стыдливости), вероятно, служат причиной частых заболеваний этих органов (особенно воспалений яичек).

Мальчики в возрасте 13–15 лет подвергаются обрезанию.[256] Производится оно острым осколком кремня, которым надрезают крайнюю плоть; эта операция оставляет в позднейшем возрасте один или несколько кривых рубцов. Обрезание практикуется у папуасов Берега Маклая большинством береговых жителей и некоторыми жителями гор, но в некоторых деревнях этот обычай отсутствует,[257] почему жители их презираются остальными.

Туземцы Новой Ирландии (Порт‑Праслин) также не знают этого обычая. В 1871 г., когда я их посетил, они ходили еще совершенно нагими, и у всех без исключения glans penis была закрыта praeputium'ом (я видел приблизительно человек 50 или 60 туземцев).

Груди  у молодых девушек конической формы и остаются маленькими и заостренными до первого кормления; впоследствии они принимают иногда значительные размеры и у женщин двадцати – двадцати пяти лет становятся похожими на длинные полунаполненные мешки, в верхней части несколько более узкие, чем в нижней. Ареола большая (10–12 мм в поперечнике) и очень темно пигментированная; сосок плоский и мало выдающийся. У женщин старше тридцати лет высохшие груди отвисают наподобие пустых, складчатых треугольных мешков.

Кормление грудью продолжается по несколько лет. Я встречал детей на вид лет трех, четырех и даже старше, которые уже помогали родителям при работе и разделяли с ними всякую пищу, но в то же время продолжали еще кормиться молоком матери.

В половом отношении папуасы очень строги. Внебрачных связей вовсе не бывает или по крайней мере они случаются крайне редко, что, вероятно, стоит в связи с ранними браками. Папуасы женятся обыкновенно вскоре после обрезания и имеют одновременно только одну жену. Женщины (наверно, от тяжелой работы) не особенно плодовиты: обыкновенно женщина рожает двух‑трех детей, редко пять. В июле и августе я замечал в папуасских деревнях много женщин на сносях, и большинство рождений приходится на сентябрь. Отсюда можно предположить, что зачатие происходит по преимуществу в известное время года, именно в декабре и январе, когда здешние папуасы наименее заняты полевыми работами и когда ими справляется большинство их ночных праздников, продолжающихся обыкновенно по несколько дней подряд.[258]

В заключение сообщу еще о некоторых замеченных мною особенностях и привычках папуасов Берега Маклая.

Несмотря на темный цвет кожи, я мог констатировать у папуасов побледнение и покраснение лица. Под влиянием гнева или страха цвет их лица становится заметно светлее; когда они заболевали, я их видел также более бледными. Радость, пляска, быстрая ходьба, натуга, усилие при поднятии чего‑либо тяжелого вызывали на некоторое время потемнение цвета лица.

Я не видел здесь ни одного толстого папуаса. В молодости у обоих полов есть достаточный жировой слой, но с возрастом почти все становятся довольно тощими. Это обстоятельство, кажется, стоит отчасти в связи со стиранием и гниением зубов и вследствие этого неудовлетворительным питанием.

Походка  мужчин имеет также нечто своеобразное, что мне скоро бросилось в глаза. Но для определения того, в чем именно состоит ее особенность, мне потребовалось более продолжительное наблюдение. Папуасы делают одной ногой (то правой, то левой) большой шаг, а затем подводят другую ногу. Чем больше им приходится ходить, тем заметнее этот способ передвижения. Походка женщин несколько изменяется воспитанием. Мужчины находят красивым, если их жены при ходьбе двигают своими задними частями так, чтобы при каждом шаге одна из ягодиц непременно поворачивалась в сторону. Я часто видел в деревнях маленьких девочек, семи‑восьми лет, которых их родственники или родственницы учили этому вилянию задом; целыми часами девочки заучивали эти движения. Девушки, желающие понравиться папуасским юношам, должны это делать особенно демонстративно, и некоторые достигают в этом большого искусства. Что этот способ ходьбы неудобен, видно из того, что девушки, если нет мужчин или они не обращают на них внимания, начинают ходить проще, но стоит мужчине взглянуть на них, как женщины снова начинают двигать своими задними частями. Походка старых женщин естественнее, но все‑таки они не могут вполне забыть привычек молодости.

Мужчины плавают так, что над водой не видно ни ног, ни рук, а только одна голова; они могут плавать быстро и долго. Женщин я никогда не видел купающимися или плавающими в море, мужчин же, напротив, часто.

Излюбленная поза папуасов – это сиденье на корточках. Это положение обусловливается не только привычкой, но также соотношением размеров конечностей и туловища. Часами сидят они в такой позе, не вставая даже тогда, когда они могли бы лечь или принять более удобное, по нашим понятиям, положение. Когда я пробовал воспроизводить позу сидящих таким образом папуасов, то мог сохранить равновесие только тогда, когда опирался на пальцы ног; став же на всю ступню (как это делают папуасы), я обыкновенно падал назад или же бывал вынужден расставлять шире ноги.

Меня часто поражала способность папуасов быстро засыпать. Это случалось в любой час дня, даже тогда, когда папуасы вовсе не были утомлены. Излюбленным положением во время сна является лежание на животе, с подложенными под голову руками. Сколько часов папуасы, особенно мужчины, проводят во сне, я не могу определить точно, но, во всяком случае, они спят приблизительно две трети дня, если только празднество, война или какие‑нибудь другие чрезвычайные обстоятельства не нарушают их однообразной жизни.

К самым частым болезням  папуасов нужно отнести накожные, из которых наиболее распространены elephantiasis и psoriasis. Первая болезнь встречается и у молодых и у старых (дети моложе пятнадцати лет, по‑видимому, избавлены от нее), но чаще у мужчин, чем у женщин, и поражает преимущественно нижние конечности. Несмотря на громадное увеличение объема и значительную деформацию ноги (начиная выше колена до пальцев), движение вследствие этого бывает, по‑видимому, не особенно затруднено. Я часто видел, как больные элефантиазисом папуасы бегают долгое время ради собственного удовольствия. Psoriasis встречается очень часто. Так как эта болезнь передается по наследству, то ее можно встретить иногда даже у новорожденных, причем участки кожи, пораженные болезнью, расположены симметрично на спине; с годами она довольно скоро распространяется по всему телу; от нее не бывает избавлено и лицо (на ушах и щеках я часто наблюдал чешуйки psoriasis'a). У детей десяти‑двенадцати лет часто уже все тело покрыто беловатыми, сухими, тонкими чешуйками, образующими обыкновенно очень запутанный узор. Psoriasis здесь почти не считается болезнью, и, что мне показалось необычным, мужчины, больные psoriasis'oM, выбирают себе нередко жен, пораженных той же болезнью; естественно, что в таких случаях у большинства новорожденных видны следы того же заболевания.

Больных волчанкой (lupus) я видел в трех деревнях. Они почти всегда закрывали пораженные части лица листьями вследствие того, что иначе их глубокие раны вызывали суеверный страх в их земляках и те предпочитали избегать сношений с ними.

Зато у папуасов я никогда не видел бородавок и родимых пятен. Было много туземцев, изрытых оспой (особенно на лице); они рассказывали, что оспа появилась с северо‑запада и прошла вдоль всего берега и что многие от нее умерли, теперь же этой болезни больше нет. Эпидемия свирепствовала, по‑видимому, лет 8 или 10 тому назад.

Перемежающиеся лихорадки в районе залива Астролябия бывают часто даже у туземцев, причем не только на берегу, но и в горах. Почти во всех деревнях и в продолжение всего года я видел больных лихорадкой.

Так как ночи здесь очень прохладны, а папуасы еще не изобрели одежды, несмотря на их большую чувствительность к ночному холоду, то у них существует повсеместный обычай зажигать огонь под бамбуковыми нарами, на которых они спят в своих хижинах. Голое тело спящего очень сильно нагревается снизу, а сверху и с боков охлаждается; поэтому бывают частые случаи простуды, ведущей к заболеваниям органов дыхания.

Наверное, встречаются и другие внутренние болезни, которые мне остались неизвестными, главным образом вследствие моего недостаточного знания языка, что не позволяло подробно расспросить о том туземцев. Я должен еще упомянуть, что и здесь я наблюдал 2 или 3 случая инфлуэнцы, известной на островах Тихого океана. Сифилис на этом берегу не встречается, и заболевания половых органов, кроме опухолей (из‑за слишком тесных поясов стыдливости) и случаев elephantiasis'а, очень редки.

Относительно продолжительности жизни папуасов можно высказать только предположения. Очень старых индивидов я не встречал; самым старым, по‑моему, было лет 50–60. Я не могу также сказать что‑нибудь положительное относительно смертности. В трех деревнях, ближайших к моей хижине (население их всех достигало приблизительно 300 человек), умерли в течение года только 4 мужчины и 1 мальчик. О смерти женщин я ничего не мог узнать, так как их хоронят очень просто, без большой торжественности. Кажется, однако, смертность среди женщин больше, чем среди мужчин, может быть, вследствие их тяжелой работы. Еще молодые мужчины женились в третий и четвертый раз, так как их жены одна за другой умирали, и такие случаи нередки. У папуасов Берега Маклая женщин сравнительно меньше, чем мужчин, по крайней мере во всех маленьких деревнях, где число жителей мне было известно. С этим согласуются и жалобы мужчин (я часто их слышал) на то, что в их деревне нет женщин для женитьбы.

 

* * *

 

Мои заметки основаны, как сказано выше, лишь на сопоставлении отдельных произведенных на месте наблюдений. Моим стремлением было, следуя совету К. Э. фон Бэра, наблюдать людей по возможности «без предвзятого мнения относительно количества и распространения человеческих племен и рас».[259] В течение следующих лет я надеюсь посетить еще несколько островов Меланезии и собрать там дополнительный материал по антропологии папуасов. Поэтому в ныне публикуемых заметках я избегал всяких предположений, сравнений и выводов.

Но один вывод напрашивается и теперь, после того, как повидал папуасов Новой Гвинеи (Берега Маклая и Доре), Новой Ирландии, негритосов Люсона (которые несомненно папуасы), жителей Новых Гебрид и Соломоновых островов, именно тот вывод, что раса папуасов распадается на несколько разновидностей, которые, однако, не обособлены резко одна от другой.

 

Чипанас, сентябрь 1873 г.

 

 

Комментарии

 

Включенные в настоящее издание материалы не только рассказывают о реальной жизни среди аборигенов замечательного отечественного исследователя H. Н. Миклухо‑Маклая на островах Новой Гвинеи, но и дают возможность понять и прочувствовать, насколько его деятельность волновала, интересовала современное общество. Помещенные ниже дневники ученого, его официальные сообщения для прессы и Русского географического общества, письма‑отчеты помогают «увидеть» и понять, что значила жизнь H. Н. Миклухо‑Маклая на Новой Гвинее, а также его наблюдения для научного мира, для ученых, изучающих первобытную, племенную культуру, для большинства антропологов, этнографов, для ведущих ученых, деятелей науки того времени.

Публикуемые дневники, документы в основном воспроизводятся по Собранию сочинений H. Н. Миклухо‑Маклая в шести томах (т. 1. М.: Наука, 1990: Путешествия 1870–1874 гг. Дневники, путевые заметки, отчеты / Сост. Б. Н. Путилов, отв. ред. Д. Д. Тумаркин; т. 2. М.: Наука, 1993: Путешествия 1874–1887 гг. Дневники, путевые заметки, отчеты / Сост. Б. Н. Путилов и др., отв. ред. Д. Д. Тумаркин; т. 3. М.: Наука, 1993: Статьи и материалы по антропологии и этнографии народов Океании / Сост. А. Н. Анфертьев и др., отв. ред. Д. Д. Тумаркин). Перепечатка того или иного включенного текста по другому изданию особо оговаривается.

Все даты даются по новому стилю, как это принято в Собрании сочинений H. Н. Миклухо‑Маклая, а также в современных статьях и публикациях.

Письмо Л. Н. Толстого H. Н. Миклухо‑Маклаю. 25 сентября 1886 г. Письмо печатается по тексту, опубликованному в Полном собрании сочинений Л. Н. Толстого в 90 томах (М., 1934. Т. 63. Письма 1880–1886 гг. С. 378–381).

Письмо Л. Н. Толстого впервые было опубликовано в «Неделе» (1888. № 15. 10 апреля. С. 487). Это письмо является ответом на письмо H. Н. Миклухо‑Маклая Льву Николаевичу от 19 сентября 1886 г., в котором исследователь писал: «Я случайно услышал, что Вы интересуетесь некоторыми эпизодами моих странствий. Не знаю, насколько это верно, но на всякий случай, рискуя даже показаться «навязчивым», посылаю Вашему сиятельству две брошюры, касающиеся моего пребывания в Новой Гвинее».

Ответное письмо H. Н. Миклухо‑Маклая. Санкт‑Петербург, 29 января 1887 г. Письмо печатается по тексту, опубликованному в сборнике «Человек с луны. Дневники, статьи, письма H. Н. Миклухо‑Маклая» (составительство, подготовка текста, комментарий и послесловие Б. Н. Путилова. М., 1982). Письмо интересно тем, что показывает, как глубоко и критически относился ученый к тексту подготавливаемых для печати описаний своего путешествия, как воспринимал советы и рекомендации таких современников, как Л. Н. Толстой.

Почему я выбрал Новую Гвинею полем моих исследований. Эта очень важная в теоретическом отношении статья была задумана еще на борту «Витязя» в марте 1871 г. и продолжена во время жизни в 1872 г. на берегу Новой Гвинеи. К сожалению, статья не была завершена, хотя ученый предполагал в ней обосновать и раскрыть основные задачи и проблемы антропологического и этнографического изучения жизни папуасов Новой Гвинеи. В наброске плана статьи Н. Н. Миклухо‑Маклай писал: «Цель моя – уяснить положение папуасов относительно других рас и потом (находя главною задачей этнографическое положение папуасов) постараться определить распространение ее по собств. наблюдениям» (Миклухо‑Маклай Н. Н. Собр. соч. в 6 т. М.: Наука, 1993. Т. 3. С. 351).

В полном сохранившемся виде статья впервые была опубликована в 1939 г. в «Известиях Всесоюзного географического общества» (т. 71. Вып. 1–2. С. 284–287). В последующем этот текст был перепечатан в сборнике работ H. Н. Миклухо‑Маклая «Путешествия на Берег Маклая» (М.: Географгиз, 1956), во всех многотомных собраниях сочинений ученого. В настоящем издании текст воспроизводится по Собранию сочинений в 6 томах (т. 3).

Первое пребывание в Новой Гвинее на Берегу Маклая (от сентября 1871 г. по декабрь 1872 г.). Впервые эти материалы были опубликованы с сокращениями и поправками в 1923 г. Подготовкой рукописей к печати руководил после смерти H. Н. Миклухо‑Маклая замечательный ученый, академик Дмитрий Николаевич Анучин (1843–1923), географ, этнограф и археолог, основоположник антропологии в России, президент Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Д. Н. Анучин стремился бережно относиться к рукописям H. Н. Миклухо‑Маклая, но в то же время часто вносил свою правку, делал уточнения научного характера, дополнял текст исследователя‑путешественника пояснениями, научными наименованиями растений и животных.

В последующие годы была продолжена работа над рукописями Миклухо‑Маклая: окончательно установлен текст ученого, в ряде случаев восстановлен первоначальный вариант. Именно такие уточненные материалы опубликованы в современных собраниях сочинений H. Н. Миклухо‑Маклая, а также в сборниках его исследований, проведенных на островах Новой Гвинеи.

Краткое сообщение о моем пребывании на восточном берегу острова Новая Гвинея в 1871 и 1872 гг. Краткий отчет, подготовленный для Императорского Русского географического общества, знакомил с первыми, очень трудными месяцами жизни Миклухо‑Маклая в Новой Гвинее. В сокращенном виде под заголовком «Известия от г. Миклухо‑Маклая» отчет был опубликован в «Известиях Русского географического общества» в 1873 г. (т 9. № 6. Отд. 2. С. 203–207). Публикация не имела положенного предуведомления, текст подвергся произвольной правке, были изъяты материалы о трудностях жизни исследователя и т. п. Получив в мае 1875 г. этот номер «Известий РГО», Миклухо‑Маклай с возмущением писал: «Если я что делаю или что говорю, то это единственно для науки, т. е. для истины, которая не требует и не выносит цензур» (Миклухо‑Маклай H. Н. Собр. соч. в 6 т. Т. 1. С. 427). В последующем все сообщения исследователя печатались без сокращений, полностью.

Следует особо отметить, что даже в столь урезанном виде первое сообщение путешественника привлекло внимание печати и повлекло за собой ряд статей в популярных журналах: «Живописное обозрение» (1875. № 44–45), «Нива» (1875. № 34) и др.

Извлечение из рапорта командира корвета «Витязь» о прибытии в залив Астролябия на Новой Гвинее и помещении H. Н. Миклухо‑Маклая на берегу. Впервые опубликовано в «Известиях Русского географического общества» в 1872 г. (Т. VIII. № 2. С. 88–90).

Второе пребывание в Новой Гвинее на Берегу Маклая (1874 г.). Текст печатается по Собранию сочинений в 6 томах (т. 1). Особо следует отметить, что Миклухо‑Маклай не обратил внимания на разнобой в написании географических названий, собственных имен (особенно это проявляется в использовании личных имен и географических названий в косвенных падежах: капитан Мавара, капитан Мавары и под.). Этот разнобой сохранен в собрании сочинений и закономерно перешел в наше издание.

Моя вторая экскурсия на Новую Гвинею (февраль‑май 1874 г.). (Письмо г‑ну секретарю Императорского Русского географического общества). Впервые опубликовано на страницах «Санкт‑Петербургских ведомостей» за 1874 г. (№ 277) под заглавием «Русский ученый в Новой Гвинее (Письмо г. Миклухо‑Маклая г. секретарю Русского географического общества)». Перед статьей дано краткое редакционное примечание: «Считаем долгом заявить нашу искреннюю признательность даровитому и неутомимому путешественнику в деятельности которого русское общество принимает столь живое участие, и г. секретарю Географического общества за сообщение этого письма в нашу газету». (Данные и некоторые другие сведения почерпнуты из подробных, детальных комментариев к томам шеститомного Собрания сочинений H. Н. Миклухо‑Маклая.) Повторная полная публикация в «Известиях Русского географического общества» за 1874 г. (Т. 10. № 8. Отд. 2. С. 309–317).

Как отмечает составитель комментариев в шеститомном Собрании сочинений Б. Н. Путилов, в «очерках и статьях популярного характера, появившихся в русских журналах в 1875 г., было широко использовано это сообщение об экспедиции в Папуа‑Ковиай (см.: Нива. 1875. № 34; Пчела. Русская иллюстрация. 1875. № 32; Живописное обозрение. 1875. № 44, 45 и др.).

Третье пребывание в Новой Гвинее на Берегу Маклая (июнь 1876 г. – ноябрь 1877 г.). Обычно данные материалы называют «Второе пребывание на Берегу Маклая», но мы, чтобы отличить их от «Второго путешествия в Новую Гвинею 1874 г.» и тем самым облегчить читателю восприятие публикуемого, назвали эти дневниковые записи «Третьим путешествием», что, по существу, соответствует действительности.

Одной из важных задач этого путешествия H. Н. Миклухо‑Маклай считал продолжение исследований по естествознанию, антропологии и этнографии. Впервые материалы о пребывании исследователя на Берегу Маклая в июне 1876 г. – ноябре 1877 г. были изданы в 1923 г. К сожалению, как показало последующее изучение этой публикации, Д. Н. Анучин сделал перекомпоновку частей, внес нежелательные поправки и т. п. Только в последних изданиях собрания сочинений ученого был восстановлен первоначальный текст. Именно он и публикуется нами.

Пребывание на Берегу Маклая в Новой Гвинее (от июня 1876 г. по ноябрь 1877 г.) представляет собой отчет Русскому географическому обществу. В кратком виде опубликован в «Отчете Императорского Русского географического общества за 1879 г.», в полном виде – в «Известиях Русского географического общества» (1880. Т. 16. Вып. 2. Отд. 2. С. 149–170).

Несколько дополнений о моем втором пребывании на Берегу Маклая в Новой Гвинее (1876–1877 гг.). Данные материалы были направлены близкому другу Александру Александровичу Мещерскому (о нем см. с. 632). На основании их была подготовлена статья в газете «Голос» (1880. 21 и 22 мая. № 140, 141), озаглавленная «Пребывание H. Н. Миклухо‑Маклая в Новой Гвинее в 1876–1877 годах (из письма г. Миклухо‑Маклая)».

Последнее посещение Берега Маклая в Новой Гвинее (1883 г.). По указанным выше причинам в данном издании в заглавии по сравнению с текстом, приведенным в шеститомном Собрании сочинений путешественника, внесены изменения: вместо «Третье посещение Берега Маклая в 1883 г.» дается «Последнее посещение». Впервые материалы о посещении исследователем Берега Маклая в 1883 г. были изданы в 1923 г.

Чтения H. Н. Миклухо‑Маклая в Географическом обществе 29 сентября – 8 октября 1882 г. Чтение и «демонстрационные беседы» H. Н. Миклухо‑Маклая проходили в Императорском Русском географическом обществе в среду 29 сентября, понедельник 4 октября, среду 6 октября 1882 г. Программа чтений была опубликована заранее в нескольких петербургских газетах. При этом отмечалось, что исследователь расскажет о путешествиях 1871–1882 гг., т. е. о всем пребывании на Берегу Маклая. Фактически эти чтения давали возможность познакомиться со всеми основными этапами жизни Миклухо‑Маклая среди папуасов, узнать, к каким научным выводам пришел ученый, увидеть реальные предметы быта папуасов, рисунки, воспроизводящие портреты отдельных представителей аборигенов, их дома, орудия труда, сцены из жизни.

Текст авторизованной стенограммы печатался на страницах газеты «Голос» за 1882 г. (№ 269, 299, 309, 311). Помимо этого, материалы чтений, сообщения о них, краткие изложения появились во многих периодических изданиях России. В связи с этим H. Н. Миклухо‑Маклай подготовил для печати специальное заявление: «М. Г.! Просмотрев несколько отчетов о моих чтениях и демонстрациях, я нашел так много неверностей всякого рода, доходящих в некоторых до искажения фактов, что считаю долгом известить тех из читающей публики, которые действительно интересуются антропологией и этнологиею, что единственно верный и просмотренный мною отчет о четырех чтениях – тот, который печатается в газете «Голос» (1882. № 276).

Пресса отмечала, что чтения привлекли внимание множества людей, в том числе не только членов Географического общества, но и молодежи, учащихся, и что на выступлениях ученого было большое количество женщин.

Антропологические заметки о папуасах Берега Маклая на Новой Гвинее. Впервые напечатано в журнале «Природа» за 1874 г. (кн. 2. С. 67–76), затем в «Путешествиях» Миклухо‑Маклая 1823 г. Статья также появилась на немецком языке в голландском журнале «Natuurkundig Tijdschrift voor Nederlandsch Indie». 1873. Deel XXXIII.

В настоящем издании статья печатается по тексту, опубликованному в книге: H. Н. Миклухо‑Маклай. Путешествия на Берег Маклая / Отв. ред. Н. А. Бутинов. М.: Географгиз, 1956. С. 324–342.

 

Комментарии

 

1

 

Лемурия – материк, якобы существовавший на месте значительной части Индийского океана, от юго‑восточной Африки и Мадагаскара до Зондских островов. Гипотезу об этом «затонувшем материке» высказал в 1840‑х гг. французский исследователь Ж. И. Сент‑Илер. В середине XIX в. английский зоолог Ф. Склэтер назвал этот предполагаемый материк Лемурией (по роду полуобезьян, распространенному на Мадагаскаре). Эту гипотезу о Лемурии разделяли выдающиеся ученые Т. Гексли (Хаксли), Р. Вирхов и Э. Геккель, которые предполагали, что именно здесь находилась прародина человечества. Исследования дна Индийского океана не подтвердили эту гипотезу. Миклухо‑Маклай, видимо, скептически относился к данной гипотезе.

 

2

 

Миклухо‑Маклай писал в 1881 г.: «Название «Берег Маклая» было употреблено мной еще в 1872 г. с целью дать более удобную ссылку в научном описании, чтобы не нужно было постоянно повторять географическое положение исследованной части побережья между мысом Круазиль и мысом короля Вильяма – полосы земли с береговой линией, превышающей 150 миль, простирающейся вглубь до высочайших хребтов и имеющей в ширину в среднем 50–60 миль; это описание было принято научным миром».

 

3

 

Элефантиаз (от греч. eléphas – «слон») – «слоновая болезнь», заболевание человека и некоторых видов животных; значительное увеличение отдельных частей тела (чаще ног) из‑за резкого утолщения кожи и подкожной клетчатки в связи с хроническим воспалением лимфатических путей и застоем лимфы.

 

4

 

Миклухо‑Маклай с первых дней жизни среди папуасов ввел в употребление слово табу, принятое в науке для обозначения запретов у первобытных народов на различные предметы, слова и действия.

 

5

 

Барла – платформа, на которой папуасы сидят, спят и едят.

 

6

 

Коко (Chlamydodera) – птица из семейства райских птиц (Paradisaeidae).

 

7

 

Имеется в виду особый музыкальный инструмент, который Миклухо‑Маклай впоследствии называл словом монки‑ай (или мунки‑ай).

 

8

 

Сигнальный барабан – барум.

 

9

 

В дневнике, в письмах и в статьях для печати Миклухо‑Маклай называл его мысом Уединения или Отшельничества.

 

10

 

Кёри, правильнее карри (индийск.) – здесь: острая приправа, широко распространенная в Южной Азии.

 

11

 

Нежелание папуасов давать волосы Миклухо‑Маклаю связано с боязнью магии: согласно распространенным среди многих народов мира верованиям, тот, кто получает какую‑нибудь частицу человеческого тела, способен с помощью колдовства нанести вред их владельцу, вплоть до смерти. Миклухо‑Маклаю удалось постепенно преодолеть эту боязнь, предлагая в обмен собственные волосы.

 

12

 

Буамрамра (правильно бам гхамбера) – крыша из листьев саговой пальмы. Такие крыши имели мужские дома (по‑бонгуански боджьоу) – большие хижины, где могли находиться только мужчины. Здесь хранились культовые музыкальные инструменты и другие предметы, которые запрещено было видеть женщинам и детям. Миклухо‑Маклай ошибочно принял термин, называющий такую крышу, за наименование мужского дома. В этом значении слово буамрамра встречается во всех дневниках и других сочинениях Миклухо‑Маклая.

 

13

 

Таро (Colocasia esculenta, местное название бау) – основная огородная культура у обитателей Берега Маклая.

 

14

 

Миклухо‑Маклай использует полинезийский термин maria для обозначения материи, которую изготовляли из луба хлебного дерева.

 

15

 

Фальшфейер – специальная гильза, заправленная медленно горящим составом; используется для фейерверков, освещения местности, для сигналов.

 

16

 

Миклухо‑Маклай вспомнил рассуждения о смерти немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788–1860); в гл. 49 («Путь спасения») его книги «Мир как воля и представление» есть такие слова: «Смерть каждого человека до известной степени представляет в наших глазах какой‑то апофеоз и канонизацию, и оттого мы не без глубокого благоговения смотрим на труп хотя бы самого незначительного человека».

 

17

 

Речь идет о немецком профессоре Карле Гегенбауре (1826–1903), курс которого по сравнительной анатомии Миклухо‑Маклай слушал в Йенском университете в 1865–1866 гг.

 

18

 

Здесь проявилась мировоззренческая и научная позиция Миклухо‑Маклая. Некоторые антропологи и биологи аргументами о наличии у папуасов «пучковолосости» обосновывали учение о неравноценности человеческих рас и отнесении папуасов к промежуточной стадии между человекоподобными обезьянами и европейцами. Понимая опасность подобной теории, Миклухо‑Маклай пришел в «приятное расположение духа», когда убедился в ложности утверждений, что у папуасов волосы на голове растут пучками.

 

19

 

Здесь и ниже Миклухо‑Маклай неточно называет мужской дом словом барла (см. комментарии 5 и 12).

 

20

 

Aye – готовый (о кушаньях). «Хорошо» – по‑бонгуански билен.

 

21

 

Аусь – тростниковое растение Saccharum edule из семейства Gramineae. Соцветия этого растения папуасы Берега Маклая едят в вареном или печеном виде.

 

22

 

Велькер Герман (1822–1897) – немецкий анатом и антрополог, предложивший новую методику антропологических исследований.

 

23

 

Береговые жители умели добывать огонь с помощью трения, но при тесном общении между деревнями люди предпочитали поддерживать постоянный огонь либо доставать его от соседей. Обитатели горных деревень, жившие в большей изоляции, тоже старались поддерживать постоянный огонь в своих деревнях, хотя умели его добывать.

 

24

 

Аян – местное название ямса (Dioscorea), многолетнего растения, клубни которого, богатые крахмалом, идут в пишу в печеном виде.

 

25

 

Орлан – плод дикорастущего дерева Pangium edule; из его перебродившей мякоти и ядра делали кислый соус, считавшийся большим деликатесом.

 

26

 

Гамба – скорлупа кокосового ореха, используемая в качестве чашки и тарелки.

 

27

 

В Полинезии, как и во многих других странах мира, люди, обменявшиеся именами, считаются братьями, побратимами. При этом они сохраняют в качестве основного свое прежнее имя.

 

28

 

Имеется в виду балансир – бревно, укрепленное двумя поперечными перекладинами параллельно борту лодки. Оно придает лодке остойчивость на воде.

 

29

 

Миология – раздел анатомии, изучающий строение мышечной системы.

 

30

 

Миклухо‑Маклай имеет в виду здесь высказывание А. Шопенгауэра, приведенное в труде «Мир как воля и представление»: «Еще могучее становится впечатление, когда мы видим перед собою борьбу возмущенных сил природы – в больших размерах, когда <…> мы стоим у беспредельного моря, потрясаемого бурей <…> молнии сверкают из черных туч, и раскаты грома заглушают бурю и море. Тогда в невозмутимом зрителе этой картины двойственность сознания достигает высшей ясности».

 

31

 

Моль – здесь: мужская набедренная повязка из луба.

 

32

 

Маб – на языке бонгу название кускуса, мелкого сумчатого из семейства Phalanycridae; дюг – название новогвинейского казуара (крупной нелетающей птицы с трехпалыми ногами).

 

33

 

Камера‑луцида (правильнее люцида) – четырехугольная призма, которая, подобно видоискателю современного фотоаппарата, отображает внешние предметы. Миклухо‑Маклай часто пользовался этим прибором, облегчавшим срисовывание предметов и лиц, так как, глядя в эту призму сверху, можно видеть изображение предмета, лист бумаги, лежащей под призмой, и движение карандаша наблюдателя.

 

34

 

У папуасов Берега Маклая и большинства других районов Новой Гвинеи не было ни наследственных, ни выборных вождей. В то же время из среды соплеменников стихийно выделялись благодаря своему воинскому искусству, успехам в хозяйственной деятельности или знанию магии «большие люди» (тамо боро), которые пользовались особым авторитетом. Важные решения обычно принимались сообща всеми взрослыми мужчинами деревни.

 

35

 

Местные жители не умели солить мясо (да и сол


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.194 с.