Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2023-01-16 | 81 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В отличие от истории становления источниковедения и архивоведения кинодокументов, история самого кинематографа насчитывает более 100 лет.
С возникновением кино появилась уникальная возможность увидеть в жизни то или иное событие глазами очевидца, и эта возможность ограничена только наличием и сохранностью запечатленных на кинопленке фактов.
Появление хроникального кино связано с возникновением кинематографа. Первые съемки в 1895 г. изобретателей кино братьев Люмьер были произведены с натуры. Эти первые кадры и фильмы, снятые с натуры, положили начало созданию кинохроники.
Самые ранние киносъемки в России, выполнены присланными братьями Люмьер французским оператором Каимолом Серфом во время коронации императора Николая II в Москве в 1896 г. При этом до недавнего времени считалось, что отечественное кинопроизводство началось только в 1908 г., хотя отдельные киносъемки осуществлялись на территории России иностранными и российскими операторами и ранее.
С 1904 по 1907 г. на русском кинорынке господствовали две французские кинофирмы, открывшие в России свои отделения: «Пате» и «Гомон».
С 1907 г. на кинематографическом небосклоне появились русские кинопредприниматели. Среди них особое место занимают два человека - А. Ханжонков, внесший большой вклад в развитие русского документального видового и научно-популярного кино, и А. Дранков, производивший самые разнообразные съемки, запечатлевший сенсационные события. [1]
Документальное кино, несомненно, заслужено признается зеркалом эпохи, а его создатели - летописцами истории. Но кинодокументы появились относительно недавно. Поскольку, понимание важности собирания и хранения документальной кинохроники, к сожалению, не сразу сформировалось в сознании людей.
|
В дореволюционный период, в отсутствие централизации архивного дела, сохранению кинодокументов не придавалось достаточного внимания, оно носило эпизодический характер, поскольку в период национализации многие кинодокументы поступали без монтажных листов, часть описаний киносъемок были утеряны. При перегрузке кинодокументы были перепутаны, элементы комплекта были разъединены между собой. Хранилась кинопленка до передачи ее в специальное хранилище в неприспособленных для этой цели помещениях, в результате чего часть кинодокументов погибла. Еще часть киносъемок предприниматели вывезли, уезжая из России.
Лишь с приходом к власти большевиков, четко осознававших значение документального наследия, были предприняты действия по национализации и сохранению архивного наследия. Лидеры ВКПб во главе с Лениным понимали ценность не только печатного наследия, но и ценность кинофотофонодокументов в качестве наиболее яркого и выразительного средства воздействия на массы.
После принятия Декрета 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела» [6], начинает осуществляться активный прием кинодокументов в секцию ЕГАФ.
В тяжелые годы Гражданской войны основные силы архивистов были сосредоточены на сохранении наследия страны, именно поэтому лишь в 1920-е годы становится возможным научное изучение кинодокументов. В эти годы прослеживается четкая тенденция к определению роли кино в агитационно-массовой работе, политической и общественной жизни страны. Данное направление создавалось в условиях победы Октябрьской революции и Гражданской войны, когда у специалистов не было еще достаточного опыта и навыков в исследовании специфического вида источников.
Эти и другие факторы обусловили то, что подавляющая часть работ носила ярко выраженный научно-популярный и политический характер.
Основное внимание в этот период уделяется изучению кинодокументов. Среди основных специалистов данного времени можно назвать Г.М. Болтянского, В. Киршона, А.М. Донде, Б.Д. Грекова, С.И. Бернштейна.
|
Методику источниковедческого анализа кинодокументов разработал В. С. Листов. Он находит в документальном кино те же функции, что и в письменных источниках: отражать объективные события и служить памятником общественной мысли, что, по его мнению, обусловливает возможность критики кинодокумента в тех же направлениях (в отношении его подлинности, достоверности, полноты, в вопросах датировки, места создания, авторства и пр.). Первичной единицей исследования, согласно предложенной методике, является кадр (фотографический снимок на кинопленке, фиксирующий статическое положение снимаемого объекта). Следующей ступенью структуры киноисточника является план (часть киноленты, состоящая из последовательных кадров, снятая с одной точки и отражающая объект съемки без перерыва во времени). Отдельные планы объединяются монтажом, на стадии которого кинорежиссером или оператором осуществляются интерпретация кинодокументальных планов, их авторское толкование, могут быть внесены изменения подлинного кинодокумента.
В одном документальном фильме могут быть смонтированы планы, снятые в разное время и в разных местах. Для атрибуции съемки В. С. Листов предложил использовать киноскрипты – письменные источники, дошедшие до нас в составе изобразительных кадров документального кино (лозунги, плакаты, вывески, рекламы, таблички с названиями улиц, афиши и пр.). Например, если в поле зрения кинообъектива в ноябре 1917 г. попали часы Спасской башни Кремля, поврежденные перестрелкой, и стрелки показывают 13 ч 06 мин (или 1 ч 06 мин), то с большой степенью уверенности можно утверждать, что они показывают время попадания снаряда в Спасскую башню.
С конца 80-х годов получили развитие постановка и изучение вопросов, связанных с особенностями процесса кинодокументирования, комплектования, организации государственного хранения, и использования данного источника. Основными исследователями 1980-х гг. являлись В.В. Цаплин, З.П. Иноземцева. В работах В.В. Цаплина основное место занимали проблемы экспертизы ценности документов и комплектования общенационального архивного фонда с 1970х-до 1990х.[19]
|
С конца 80-х гг. во все стороны человеческой жизни проникло кино и телевидение. Ни одно важное событие в мире не проходит без фиксирования его на видеоносителе - международные отношения, политическая и общественная жизнь государства, происшествия, стихийные бедствия, открытия, нововведения, изменения и всё что окружает нас сегодня - всё это активно записывается на видеоносителях, также всё чаще начинают использовать этот вид документов в научных и научно-популярных целях.
Как следствие, в последние десятилетия особо остро встала проблема и реальная необходимость сохранения всех этих ценнейших материалов, не только в исторических, но и даже сугубо в практических целях. Данный период, с конца 1980х и до наших дней, широко представлен в источниках, а именно в архивном законодательстве, в нормативно - методических положениях, правилах. В работах Запрягаевой Л.П.[11], Магидова В.М.[14] а также в статьях Еремченко В.А. [9], Устинова А.А. [20] в журналах Отечественные архивы.
Вестник архивиста были сформулированы общие принципы и критерии сохранения киноматериалов, основные современные проблемы аудиовизуальных документов в целом.
М. Ферро предложил свой метод определения достоверности кинохроники как исторического источника:
· а) анализ материала фильма – изучение угла и ракурса съемки (неподвижность – изменчивость), анализ переходов от крупных к дальним планам (до 1940 г. этот переход был невозможен без монтажа), четкость изображения и освещенность, исследование степени интенсивности событий (аутентична неинтенсивность, отсутствие ритма), анализ контрастности пленки;
· б) анализ содержания кадров – идентификация костюмов, предметов, интерьеров;
· в) аналитическая критика, сопоставление внешних фактов, имеющих отношение к фильму – данные о фирме, выпустившей хронику, условия производства и проката и пр.
В. М. Магидов считает одним из наиболее продуктивных методов изучения кинодокументов транспозицию (перенос) зрительного ряда в письменный. Это дает возможность скрупулезного изучения мельчайших деталей изображения в общем анализе происходящего на экране. Данные возможности кино в фиксации отдельных фактов, процессов действительности, использование киноматериалов в учебном, научном процессах, в агитационно-воспитательной работе, в судебной практике, в производстве позволяют говорить о кинодокументах как о потенциальном историческом источнике. [12]
|
Так, по кадрам кинохроники можно проследить весь путь становления Советского государства, с первых дней образования до современной действительности. По учебным фильмам можно установить средний уровень специальной и общей подготовки учащихся в определенный период. Кинодокументы научных исследований показывают нам степень развития науки и техники. Следовательно, являются не только источником информации, но и определенным свидетельством развития современного общества и могут быть объектом исследования, т.е. историческим источником.
Eще в 1939 г. Б.Д. Греков отмечал, что кино недостаточно привлечено на службу исторических дисциплин. Он пишет о том, что «облегчить задачу историка может только кино, по крайней мере, в двух направлениях:
1. Запечатлевать события современные и тем самым давать в руки исследователя самый доброкачественный материал для изучения;
2. Фиксировать отдельные периоды из жизни древних памятников. [4]
Между тем, историки, признавая источниковедческий характер кинодокументов, не используют их в качестве самостоятельных исторических источников. Это связано с особенностями данного вида документа.
архив кинодокумент аудиовизуальный
Вопрос о том, в какой степени неигровое кино является искусством, остается дискуссионным.
3. Особенность кинодокумента
При изучении кинодокументов как исторических источников можно выделить несколько следующие особенности.
Во-первых, кинодокумент представляет собой изобразительный документ. Основа кинодокумента - кинопленка. Следовательно, для просмотра данного вида источников потребуется специализированное оборудование, что затрудняет его использование.
Во-вторых, отличие кинодокумента заключается в способе передачи содержания, которое представляет собой не просто рассказ о событиях, фактах, явлениях, а изображение самих событий и фактов, зафиксированных кинокамерой. Кинодокумент отражает зачастую лишь внешнюю видимую суть явлений, внешние проявления событий, их конечный результат, и часто не способно рассмотреть событие во всех его проявлениях (подготовку, развитие, причинные связи).
Таким образом, такой вид исторического источника, как кинодокумент стоит использовать в дополнение к письменным источникам, так как в нем отражена зачастую лишь внешняя сторона события, которая, с одной стороны, передаст дух эпохи, но с другой, упустит более полное описание события.
|
В-третьих, стоит помнить о субъективности данного вида источника. Так как кинодокумент создаётся человеком, следовательно, и информация, содержащаяся в данном документе всегда субъективна. Каждому документу присуща своя, большая или меньшая, степень субъективности. В кинохронике констатируется лишь факт, с кратким описанием, а документальный фильм дает более образное осмысление действительности, факты рассматриваются в совокупности, и здесь особенно четко проявляется субъективное мнение автора - кинорежиссера и кинооператора. Как автор видит данное событие - так он его и отразит. Поэтому стоит быть особенно аккуратным с использованием данного вида источников, и всегда учитывать время создания, тенденции эпохи, политические предпочтения, партийность автора.
С другой стороны, важно понимать - совпадает ли время свершения события с записью, или отстает от него на много лет. Необходимо четко различать описания событий и их оценку. Ведь мнения и оценки потенциально обладают меньшей достоверностью по сравнению с фактами, изложенными в кинодокументе. И в таком случае, авторская версия события имеет самую большую степень субъективности. [7]
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!