Тема 1. Предмет и метод криминологии — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 1. Предмет и метод криминологии

2023-01-16 26
Тема 1. Предмет и метод криминологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

КРИМИНОЛОГИЯ

 

Основная образовательная программа направления 030900 Юриспруденция

Цикл Б3.В.ОД.10 Профессиональный цикл. Вариативная часть. Обязательная дисциплина

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

Форма обучения

очная

Курс 3 семестр 5

Самара

2015


Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 464 от 4 мая 2010 г. Зарегистрировано в Минюсте России 21 мая 2011 г. № 17337

 

Составитель рабочей программы к.ю.н., доцент О.А. Канашина

 

Рецензент д.ю.н., профессор Т.В. Кленова

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры уголовного права и криминологии (протокол № 8 от 15 апреля 2015 г.)

 

Заведующий кафедрой

²____² _____________ 2015 г.   _________________Т.В. Кленова

 

СОГЛАСОВАНО

 

И.о. декана юридического

факультета

²____²_____________2015 г.   _____________________А.Г. Безверхов

 

 

Начальник

учебно-методического управления

²____²_____________ 2015 г. ____________________ Н.В. Соловова

 

Председатель

методической комиссии

по направлению подготовки

030900 Юриспруденция

 

²____² _____________ 2015 г._________________ В.В. Полянский


1. Цели и задачи дисциплины, ее место в структуре основной образовательной программы (ООП), требования к результатам освоения дисциплины

 

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины – освоение знаний о причинах и условиях совершения преступлений, о мерах предупреждения преступности; приобретение умений применять соответствующие знания на практике и в ситуациях, имитирующих эту деятельность (участие в тематических играх, студенческих конференциях), а также формирование профессиональных компетенций, необходимых выпускнику для правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Задачи дисциплины:

· ознакомление с предметом и методом криминологии; историей формирования и развитие криминологии в России и зарубежных странах; причинами криминализации девиантного поведения; теориями причин и условий преступности; профилактикой преступлений; правилами криминологической экспертизы законов, проектов законов и мониторинга правоприменения в Российской Федерации;

· изучение теоретических и методологических основ науки криминологии и смежных с нею юридических наук криминального цикла;

·  подготовка бакалавра к применению полученных знаний на практике и в ситуациях, имитирующих эту деятельность, а также формирование профессиональных компетенций, необходимых выпускнику для научно-исследовательской, законотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

 

 

1.2. Место дисциплины в структуре ООП

 

Дисциплина относится к вариативной части профессионального циклаООП по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (степень «бакалавр»).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям

Изучение дисциплины призвано расширить общекультурные и профессиональные компетенции, полученные в ходе обучения по ООП по направлению 030900 Юриспруденция («бакалавр»).

Для усвоения Криминологии требуются общекультурные компетенции, прежде всего: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3); способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); сформировавшееся уважительное отношение к праву и закону (ОК-6); стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); способность анализировать социально значимые и профессиональные задачи (ОК-9); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).

Названные компетенции должны быть сформированы при изучении дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП по направлению 030900 Юриспруденция («бакалавр») - «Философия», «Профессиональная этика», а также при изучении дисциплин вариативной части того же учебного цикла - «Логика», «Культурология»,

Для усвоения Криминологии требуются знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения базовых дисциплин профессионального цикла - «Теория государства и права», «История государства и права Российской Федерации», «Конституционное право», «Уголовное право (Общая и Особенная часть)», «Уголовно – исполнительное право», «Юридическая психология», «Судебная психиатрия», а также при изучении дисциплины вариативной части того же учебного цикла - «Правоохранительные органы». В результате изучения названных дисциплин у студента должна быть сформирована профессиональная компетенция: способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2). Эта компетенция получает развитие при изучении Криминологии.

Связь с последующими дисциплинами

Курс “Криминология” состоит из двух частей: Общей и Особенной. В рамках Общей части бакалавры изучают криминологические явления и понятия в целом: рассматриваются понятие, предмет, задачи науки криминологии, ее методы, история, анализируются ее ключевые проблемы (преступность, причины и условия преступности, прогнозирование и планирование борьбы с ней, изучается личность преступника, типология преступников, существующие криминологические теории). В Особенной части криминологическая характеристика дается по видам преступлений, выделенным по содержанию преступных деяний (по видам преступности – насильственная, корыстная, корыстно-насильственная, анализируется неосторожная преступность), либо по особенностям контингента преступников (проблемы преступности несовершеннолетних и молодежи, рецидивная преступность).

Понятия и теоретические разработки Криминологии востребованы в дисциплинах базовой части профессионального цикла ООП по направлению 030900 Юриспруденция («бакалавр») - «Уголовно-процессуальное право», «Криминалистика», а также в дисциплинах вариативной части того же учебного цикла - «Уголовно-исполнительное право», «Преступность несовершеннолетних», «Экономические преступления».

В то же время усвоение данной дисциплины способствует более глубокому пониманию проблем, изучаемых другими профессиональными дисциплинами ООП.

1.3. Требования к результатам освоения бакалавром данной дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Криминология» направлен на формирование следующих компетенций:

                                                              

Код компетенции Требования к выпускнику:
ОК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания
ОК – 3 владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
ОК-6 имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону
ОК-8 способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
ОК – 9 способен анализировать социально значимые и профессиональные задачи
ОК – 12 способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
ПК-1 способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
ПК-2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ПК-7 владеет навыками подготовки юридических документов
ПК-8 готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
ПК-10 способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения
ПК - 11 способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
ПК – 12 способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению
ПК – 14 готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции
ПК-16 способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности

 

 

В результате изучения дисциплины бакалавр должен

Знать:

· базовую терминологию, основные научные понятия криминологии;

·  теоретические разработки по темам курса;

·  Федеральные программы по борьбе с преступностью, программы субъектов Федерации;

· проблематику насильственной, молодежной, женской, рецидивной, экономической, организованной, неосторожной преступности;

· основы виктимологии;

· данные современной уголовной статистики;

· условия и причины отдельных видов преступности;

· профилактические мероприятия, применяемые к отдельным видам преступности.

иметь представление:

·  о своеобразии научной дисциплины криминологии, ее междисциплинарном характере;

·  об историческом развитии отрасли;

· об основных криминологических проблемах и возможных путях их решения;

·  о существующих теориях причин и условий преступности;

· о характеристике отдельных видов преступности;

· об общей характеристике криминологии зарубежных стран.

 

уметь:

· осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

в правоприменительной деятельности

● определять причины и условия совершения преступлений;

·  разрабатывать меры предупреждения преступлений;

·  делать криминологический прогноз по поводу влияния назначенного наказания на последующий отказ либо продолжение преступной деятельности;

в экспертно-консультационной деятельности

· давать квалифицированные заключения и консультации о применении норм материального уголовного права по уголовным делам и эффективности и целесообразности назначенного наказания;

· осуществлять криминологическую экспертизу проектов законов, нормативных актов.

 

владеть навыками:

· комплексно решать криминологические проблемы;

· демонстрировать связь Общей и Особенной частей криминологии, криминологии и смежных отраслей законодательства, иных наук неюридического цикла (социологии, философии, генетики, медицины, психиатрии, психологии, педагогики и т.д.);

· анализировать и обобщать практику применения уголовно-правовых и уголовно – исполнительных норм, устанавливать закономерности изменения преступности;

· анализировать уровень преступности, выявлять причины и условия, ей способствующие;

· исследовать личность конкретного преступника;

· организовывать и проводить криминологические исследования;

· формулировать обоснованные и убедительные, основанные на теоретических и практических материалах, предложения по совершенствованию политики государства, практике уголовно-правового регулирования общественных отношений, взаимодействии власти и населения.

 

При изложении вопросов дисциплины студенты должны уметь опираться на положения Конституции РФ, международного права, уголовного права, виктимологии, уголовного процесса, уголовно – исполнительного права, административного права, криминалистики, судебной статистики, психологии, социологии, педагогики, психиатрии, генетики, экономики, гражданского права и процесса, семейного права, трудового права, иные отрасли права и науки.


2. Объем и содержание дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

семестр – 5

форма отчетности – экзамен

 

Вид учебной работы

Всего

часов/

З.е.

Семестры
5
Аудиторные занятия (всего) 80 80
В том числе:    
Лекции 32 32
Практические занятия 40 40
Самостоятельная работа студента (всего) 28 28
В том числе:    
Подготовка к семинарам 8  
Самостоятельное изучение тем 4  
Подготовка реферата, глоссария и др. 8  
Индивидуальные консультации преподавателя 8  
Промежуточная аттестация (зачет)    
Подготовка и сдача экзамена 0.35 0.35

2.2. Содержание дисциплины

 

Организация контроля

 

●    Входное тестирование на 1-м практическом занятии для выявления уровня знаний норм уголовного закона и для оценки правосознания, правового мышления и правовой культуры;

●    Текущий контроль (контрольные задания, тестирование) - использование балльно-рейтинговой системы;

●    Промежуточная аттестация на основе балльно-рейтинговой системы.

Примерная тематика курсовых работ

1. Статус, предмет и система криминологии

2. Личность преступника

3. Криминологическая характеристика преступности

4. Латентная преступность

5. Причины преступности

6. Система специального предупреждения преступлений

7. Виктимогенные и антивиктимогенные детерминанты в механизме совершения преступления

8. Криминологическое прогнозирование

9. Алкоголизм и преступность

10. Беспризорники и бесконтрольная часть детей как наиболее активная преступная группа населения

11. Вандализм и психологические особенности личности вандала

12. Виктимологические особенности жертв мошенничества

13. Виктимология насильственной преступности

14. Влияние СМИ на состояние преступности

15. Внутрисемейное насилие

16. Детерминация насильственных преступлений

17. Коррупция: понятие, причины, предупреждение

18. Криминологическая характеристика преступности в экстремальных ситуациях и пути ее предупреждения.

19. Криминологическая характеристика лица, совершившего рецидив.

20. Криминологическая характеристика личности неосторожного преступника.

21. Криминологическая характеристика мошенничества.

22. Криминологическая характеристика организованной преступности. 

23. Мотивация насильственных преступлений

24. Наркотизация: криминологический аспект.

25. Негативное влияние семьи на преступность несовершеннолетних

26. Неосторожная преступность

27. Неформальные молодежные группировки

28. Нравственное состояние общества и преступность

29. Организованная преступность в зарубежных странах

30. Организованная преступность: понятие, признаки, тенденции развития и структура организованных преступных формирований

31. Особенности женской преступности

32. Особенности криминологической характеристики преступности молодежи, ее причин и мер предупреждения

33. Особенности личности серийного сексуального преступника

34. Понятие и общая характеристика корыстной преступности

35. Понятие экологических преступлений, их состояние и динамика

36. Понятие, виды и структура основных транснациональных преступных группировок

37. Предупреждение детоубийств

38. Предупреждение дорожно – транспортных происшествий

39. Предупреждение преступлений несовершеннолетних

40. Предупреждение преступлений в условиях города

41. Предупреждение экологических преступлений: общие и специальные меры

42. Преступление, совершенное в состоянии аффекта: преступник и потерпевший

43. Преступная субкультура

44. Преступность в местах лишения свободы

45. Преступность мигрантов

46. Причины женской преступности

47. Причины налоговой преступности

48. Причины терроризма

49. Причины и условия преступности несовершеннолетних

50. Причины и условия рецидивной преступности

51. Причины корыстной преступности.

52. Причины экологических преступлений

53. Проституция и преступность

54. Профессиональная преступность

55. Профилактика заказных убийств

56. Профилактика корыстных преступлений

57. Профилактика преступлений против половой свободы и неприкосновенности.

58. Профилактика рецидива преступлений

59. Психологическая характеристика осужденных, находящихся в местах лишения свободы.

60. Роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения

61. Сексуальные посягательства на малолетних

62. Секты и преступность

63. Серийные убийцы: типология, психологический портрет

64. Соотношение биологического и социального в личности преступника.

65. Характеристика отдельных видов насильственной преступности

66. Экономическая преступность: понятие, причины, предупреждение

Балльно-рейтинговая система

В университете в ходе промежуточной аттестации перевод рейтинговых баллов студентов в принятую систему оценки знаний («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «зачтено», «не зачтено») осуществляется единообразно.

– Оценка «отлично» выставляется студенту, набравшему от 86 до 100 рейтинговых баллов, означающих, что теоретическое содержание курса освоено полностью, необходимые компетенции и практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены.

– Оценка «хорошо» выставляется студенту, набравшему от 71 до 85 баллов, означающих, что теоретическое содержание курса освоено полностью, необходимые компетенции сформированы, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

– Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, набравшему от 60 до 70 баллов, означающих, что теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые компетенции сформированы, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий выполнены с ошибками.

Максимальная сумма баллов, набираемая студентом по дисциплине «Криминология», закрываемой семестровой (итоговой) аттестацией (экзамен) равна 100.

Баллы, характеризующие успеваемость студента по дисциплине, набираются им в течение всего периода обучения за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ.

 

1 Посещение занятий до 15 баллов
2 Контрольные мероприятия до 34 баллов
Тестирование (входное) - I до 5 баллов
Тестирование- II до 7  баллов
Выступление на семинарском занятии (участие в диспуте, дискуссии, групповом обсуждении, круглом столе, ролевой игре) до 8 баллов
Контрольная работа I до 7 баллов
Контрольная работа II до 7 баллов
3 Выполнение заданий по дисциплине в течение семестра до 51 баллов
Доклад, сообщение до 7 баллов
Решение разноуровневых задач и заданий до 8 баллов
Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты до 10 баллов
Написание реферата до 8 баллов
Коллоквиум до 10 баллов
Курсовая работа до 8 баллов
5 Выполнение дополнительных практико-ориентированных заданий до 30 баллов (дополнительно)
Презентация проекта до 10 баллов
  Участие в студенческой научной конференции до 10 баллов
  Проектирование ролевой или деловой игры до 10 баллов
  Ответ на экзамене до 30 баллов

Распределение баллов, составляющих основу оценки работы студента по изучению дисциплины «Криминология».

· 100 баллов распределяются на учебный период (1 семестр), заканчивающийся промежуточной аттестацией;

· 70 баллов – посещение и контрольные мероприятия;

· 30 баллов - ответ на экзамене;

·  возможность набора дополнительных 30 баллов за практико-ориентированные задания.

4.5. Оценочные средства результатов обучения *

 

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины Код контролируемой компетенции (ее уровень) Наименование средств оценки результатов обучения
1 2 3 4
1 Тема 2.Социальные свойства, сущность и показатели преступности ОК-1; ОК-3; ОК-8; ОК-9; ОК-12; ПК-12; ПК-14 Составление наглядных сравнительных таблиц, схем, графиков
2 Тема 3. Личность преступника ОК-3; ПК-16 Собеседование, рецензирование монографий
3 Тема 4. Причины и условия преступности ОК-3; ОК-8; ОК-9; ПК -2; ПК-11; ПК-12; ПК-14 Дискуссия, решение адаптированных казусов
4 Тема 5. Предупреждение преступлений ОК-3; ОК-6; ОК-8; ПК-2; ПК-10; ПК-11; ПК-16 Наблюдение за участием в групповом обсуждении
5 Тема 6. Борьба с преступностью и криминологическое прогнозирование ОК-3; ОК-8; ПК-2; ПК-10; ПК-11; ПК-16 Составление наглядных сравнительных таблиц, схем, графиков
6 Тема 7. Криминологическая характеристика преступности молодежи и несовершеннолетних ПК-1; ПК-7; ПК-11; ПК-14   Презентация, наблюдение за участием в групповом обсуждении,
7 Текущий контроль   Компьютерное тестирование. Использование балльно-рейтинговой системы (БРС)
8 Промежуточная аттестация: экзамен с учетом БРС   Экзаменационные билеты

* Фонд оценочных средств по дисциплине (тематика рефератов, проектов, эссе; экзаменационные билеты; контрольные вопросы, задания и тесты, а также критерии их оценки) является обязательной частью УМК дисциплины.

 

5.Сведения о материально-техническом обеспечении дисциплины

№п/п Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий Перечень оборудования и технических средств обучения
1 Лекционная аудитория Мультимедийное оборудование
2 Компьютерный класс Компьютерное и мультимедийное оборудование
3 Читальный зал библиотеки Специальная научная литература, периодические издания

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

 

1. Эминов В. Е. Причины преступности в России : криминологический и социально-психологический анализ : [монография]. М.: Норма: Инфра-М, 2015. - 127 с. : схемы, табл.

2. Гилинский Я.И. Криминология: Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. М., 2009.

3. Иншаков С.М. Криминология: Учебник. М., 2000.

4. Жалинский А.Э. Криминология. Избранные труды. Т.1. М.: Издательский дом Высшей школы экономики. М., 2014.

5. Криминология. Учеб. пособие для студентов ВУЗов / Под ред. С.М. Иншакова. М.: ЮНИТИ – ДАНА, Закон и право, 2005. – 224 с.

6. Криминология. Учебник для ВУЗов / Под ред. А.И. Долговой. М., 2002.

7. Криминология: Учебник /Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. М.:Волтерс Клувер, 2004. – 640. (гриф Минобразования.). 

8. Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М.: Изд-во БЕК. 1998. – 566 с. (гриф Учебно –методического объединения университетов РФ).

9. Криминология /Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М.: Юристъ. 2000. – 678 с. (гриф Учебно –методического объединения университетов РФ).

10. Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М.: Юристъ.1997.

11. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии. В 2-х томах. М., 2011, 2012.

12. Лунеев В.В. Криминология. Традиционные и новые подходы: Учебник. М., 2012.

13. Шнайдер Г.И. Криминология: Пер. с нем. /Под общ. ред. и с предисл. Л.О. Иванова. М.: Изд. группа “Прогресс” –“Универс”. 1994.

5.2. Дополнительная литература

1. Адоевская, О.А. Противодействие коррупционным преступлениям на федеральном и региональном уровнях: специализированный учебный курс. Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Учебное пособие. Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2013.

2. Антонян Ю.М. Множественные убийства: природа и причины : монография : [памяти детей - жертв чудовищных убийств 4 ноября 2010 г. в станице Кущевская Краснодарского края] / Ю.М. Антонян. М.: Логос, 2012.

3. Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.Н. Личность корыстного преступника. Томск, 1989.

4. Гаухман Л.Д. Правовые основы предупреждения преступлений. М. 1990.

5. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. Издательство Р.Асламов «Юридический центр Пресс», 2004.

6. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М., 1990.

7. Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. М., 2011.

8. Иванов Л.О., Ильина Л.В. Пути и судьбы отечественной криминологии. 1991.

9. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 2003.

10. Исмаилов И.А. Преступность и уголовная политика. Баку. 1990.

11. Канашина О.А. Взаимная вина в уголовном праве: необходимость установления. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2012.

12. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992.

13. Комарицкий С.И. Рецидивная преступность осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. М., 1990.

14. Коробеев А.И., Усс А.В., Голик Ю.В. Уголовно-правовая политика. Красноярск. 1991.

15. Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного периода. М., 2002.

16. Личность организованного преступника: криминологическое исследование / отв. ред. А.И. Долгова, М., 2013.

17. Локк P.B. Заказные убийства (криминологический анализ). М., 2002.

18. Номоконов В.А. Преступное поведение: детерминизм и ответственность. Владивосток, 1989.

19. Панченко П.Н. Уголовная политика – основа законности борьбы с преступностью. Нижний Новгород. 1991.

20. Сексуальные преступники/ Под ред. Ю.М. Антоняна. М. 1992.

21. Шестаков Д. А. Семейная криминология: семья – конфликт - преступление. СПб., 2002.

22. Экстремизм и его причины / под ред. Ю.М. Антоняна. М. : Логос, 2011.

23. Эминов В.Е., Максимов С.В., Мацкевич И.М. Коррупционная преступность и борьба с ней. М., 2001.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

КРИМИНОЛОГИЯ

 

Основная образовательная программа направления 030900 Юриспруденция

Цикл Б3.В.ОД.10 Профессиональный цикл. Вариативная часть. Обязательная дисциплина

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

Форма обучения

очная

Курс 3 семестр 5

Самара

2015


Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 464 от 4 мая 2010 г. Зарегистрировано в Минюсте России 21 мая 2011 г. № 17337

 

Составитель рабочей программы к.ю.н., доцент О.А. Канашина

 

Рецензент д.ю.н., профессор Т.В. Кленова

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры уголовного права и криминологии (протокол № 8 от 15 апреля 2015 г.)

 

Заведующий кафедрой

²____² _____________ 2015 г.   _________________Т.В. Кленова

 

СОГЛАСОВАНО

 

И.о. декана юридического

факультета

²____²_____________2015 г.   _____________________А.Г. Безверхов

 

 

Начальник

учебно-методического управления

²____²_____________ 2015 г. ____________________ Н.В. Соловова

 

Председатель

методической комиссии

по направлению подготовки

030900 Юриспруденция

 

²____² _____________ 2015 г._________________ В.В. Полянский


1. Цели и задачи дисциплины, ее место в структуре основной образовательной программы (ООП), требования к результатам освоения дисциплины

 

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины – освоение знаний о причинах и условиях совершения преступлений, о мерах предупреждения преступности; приобретение умений применять соответствующие знания на практике и в ситуациях, имитирующих эту деятельность (участие в тематических играх, студенческих конференциях), а также формирование профессиональных компетенций, необходимых выпускнику для правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Задачи дисциплины:

· ознакомление с предметом и методом криминологии; историей формирования и развитие криминологии в России и зарубежных странах; причинами криминализации девиантного поведения; теориями причин и условий преступности; профилактикой преступлений; правилами криминологической экспертизы законов, проектов законов и мониторинга правоприменения в Российской Федерации;

· изучение теоретических и методологических основ науки криминологии и смежных с нею юридических наук криминального цикла;

·  подготовка бакалавра к применению полученных знаний на практике и в ситуациях, имитирующих эту деятельность, а также формирование профессиональных компетенций, необходимых выпускнику для научно-исследовательской, законотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

 

 

1.2. Место дисциплины в структуре ООП

 

Дисциплина относится к вариативной части профессионального циклаООП по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (степень «бакалавр»).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям

Изучение дисциплины призвано расширить общекультурные и профессиональные компетенции, полученные в ходе обучения по ООП по направлению 030900 Юриспруденция («бакалавр»).

Для усвоения Криминологии требуются общекультурные компетенции, прежде всего: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3); способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); сформировавшееся уважительное отношение к праву и закону (ОК-6); стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); способность анализировать социально значимые и профессиональные задачи (ОК-9); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).

Названные компетенции должны быть сформированы при изучении дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП по направлению 030900 Юриспруденция («бакалавр») - «Философия», «Профессиональная этика», а также при изучении дисциплин вариативной части того же учебного цикла - «Логика», «Культурология»,

Для усвоения Криминологии требуются знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения базовых дисциплин профессионального цикла - «Теория государства и права», «История государства и права Российской Федерации», «Конституционное право», «Уголовное право (Общая и Особенная часть)», «Уголовно – исполнительное право», «Юридическая психология», «Судебная психиатрия», а также при изучении дисциплины вариативной части того же учебного цикла - «Правоохранительные органы». В результате изучения названных дисциплин у студента должна быть сформирована профессиональная компетенция: способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2). Эта компетенция получает развитие при изучении Криминологии.

Связь с последующими дисциплинами

Курс “Криминология” состоит из двух частей: Общей и Особенной. В рамках Общей части бакалавры изучают криминологические явления и понятия в целом: рассматриваются понятие, предмет, задачи науки криминологии, ее методы, история, анализируются ее ключевые проблемы (преступность, причины и условия преступности, прогнозирование и планирование борьбы с ней, изучается личность преступника, типология преступников, существующие криминологические теории). В Особенной части криминологическая характеристика дается по видам преступлений, выделенным по содержанию преступных деяний (по видам преступности – насильственная, корыстная, корыстно-насильственная, анализируется неосторожная преступность), либо по особенностям контингента преступников (проблемы преступности несовершеннолетних и молодежи, рецидивная преступность).

Понятия и теоретические разработки Криминологии востребованы в дисциплинах базовой части профессионального цикла ООП по направлению 030900 Юриспруденция («бакалавр») - «Уголовно-процессуальное право», «Криминалистика», а также в дисциплинах вариативной части того же учебного цикла - «Уголовно-исполнительное право», «Преступность несовершеннолетних», «Экономические преступления».

В то же время усвоение данной дисциплины способствует более глубокому пониманию проблем, изучаемых другими профессиональными дисциплинами ООП.

1.3. Требования к результатам освоения бакалавром данной дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Криминология» направлен на формирование следующих компетенций:

                                                              

Код компетенции Требования к выпускнику:
ОК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания
ОК – 3 владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию

Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.234 с.