Философское понимание материи — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Философское понимание материи

2023-01-16 19
Философское понимание материи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Все многообразие учение о материи можно свести к трем концепциям:

- реистической,

- атрибутивной,

- реляционной.

 

В реистической концепции материя предстает как совокупность вещей. Так, например, первые натурфилософы говорят о существовании некоего первовещества (вещи), из которого все происходит и в которое все превращается. Оно обладает неизменной сущностью, изменяющей форму своего проявления. Древние мыслители предложили разнообразные варианты первовещества – воду, воздух, огонь, апейрон и т.п., – принадлежащие к одному (вещному) типу. Все эти варианты, однако, не позволяли выразить идею всеобщности и сохранения бытия, либо его многообразия в последовательной и непротиворечивой форме.

Наиболее удачная версия в досократической философии – это атомистическая теория Демокрита, получившая свое развитие в философии и естествознании Нового времени. Генетически понятие материи связано с греческим понятием «хюле», которое означало «лес», «дерево» – т.е. то, что является топливом и/или строительным материалом. Теоретическое значение это понятие получило лишь у Аристотеля, который, связывая его с понятием формы («морфе»), объяснил качественную дифференциацию мира на классы предметов.

Форма – изменяющийся принцип, который делает вещь тем, чем она является.

Материя – основа для всех изменений, включая возникновение и разрушение.

Аристотель различал материю вообще и первичную материю.Материя вообще – это нечто, что содержит в себе возможность превращения в нечто другое (камень – в дом, глина – в горшок, мрамор – в статую). Первичная материя – абстрактное понятие, лишенное какого-либо определения, ее нельзя дифференцировать. Это потенциальная реальность, которая получает актуальность лишь при соединении с формой.

Средневековье и Возрождение положили начало атрибутивной концепции материи: теперь она интерпретируется как вещество, наделенное определенными свойствами: тяжестью, инерцией, неделимостью, непроницаемостью, массой. Этому немало способствует алхимия с ее лабораторной экспериментальной практикой, направленной на реализацию идеи «трансмутации» металлов. Постепенно отмирает дуализм материи и формы, как организующего начала. Джордано Бруно в своей работе «О причине, начале и едином» много пишет о материи, определяя ее как единую основу всего, как субстанцию в собственном смысле слова.

Начиная с XVII в. Такие свойства, как тепло, свет, электричество, магнетизм, – приобрели статус отдельных материй (теплорода, светорода, электрической или магнитной материи).

Итак, теперь материя – совокупность свойств, присущих всем телам. Каждое свойство имеет свой субстрат, т.е. вещественный носитель. Однако здесь возникает проблема: поскольку материя как субстанция является носителем всех качеств бытия, постольку ее собственная природа не может быть связана ни с одним из этих свойств в отдельности.

Атрибутивная концепция материи ставит перед нами целый ряд вопросов:

- как соотносятся между собой вещи и их свойства?

- тождественно ли изучение свойств изучению самих вещей?

- существуют ли вещи, полностью свободные от свойств?

- чем обеспечиваются качественные преобразования одних вещей в другие?

- как возможно множество вещей с различными наборами свойств?

Реляционная концепция материи формируется на рубеже XIX-XX вв. в связи новыми открытиями в физике. Открытие электрона и радиоактивного излучения, поставило под сомнение классическое положение о том, что существует предел делимости материи (атом), который является непроницаемым. Теория Эйнштейна коренным образом поменяла представления о пространстве и времени.

Материя стала «исчезать». Ее больше нельзя было определять как совокупность механических свойств неизменного атома.

В итоге, материя получает определение через соотношение со своей противоположностью – сознанием (субъективной реальностью), как объективная реальность, существующая независимо от него, но могущая быть скопированной/отображенной в нем.

Важно понимать, что материя – это абстракция, любой произвольно взятый фрагмент объективной реальности не является материей как таковой. Т.е. материя – это не некая первичная бесструктурная субстанция. Материя – это бесконечное разнообразие предметов, их связей, отношений, движения, пространственно-временных свойств. Материя всегда определенным образом организована, существует в виде конкретных материальных систем, подсистем и элементов, которые иерархически упорядочены.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.