Этапы становления тории познания — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Этапы становления тории познания

2023-01-16 23
Этапы становления тории познания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Античные философы различают два пути познания: чувства и разум. Парменид из Элеи проводит весьма резкое различие между подлинной истиной , являющейся продуктом рационального освоения действительности, и мнением ,опирающимся на чувственное познание. Чувственное познание, по Пармениду, дает нам лишь образ кажущегося состояния вещей, и с его помощью нельзя постичь их истину. Аристотель большое внимание уделял формам и способам построения суждений и умозаключений, создал формальную логику. Гносеология средневековья рассматривала вопросы соотношения разума и веры, проблемы реальности общих понятий. Новое время открывает новый этап в осмыслении гносеологических проблем в связи с потребностями развития науки, в первую очередь естествознания и математики. В отличие от фактов, которые выражаются в единичных суждениях, законы науки формулируются в суждениях, имеющих всеобщий и необходимый характер. Математические истины доказываются логически, для их обоснования не требуется свидетельства чувств. И проблема познания в философии Нового времени звучит как вопрос об источнике всеобщих и необходимых истин. Источником всеобщих и необходимых истин является опыт – так решает эту проблему эмпиризм. А источником всеобщих и необходимых истин является разум так решает эту рационализм. В немецкой классической философии. Иммануил Кант философию начинает с вопроса: "Что я могу знать об этом мире?". Кардинальная мысль гносеологии Канта заключается в том, что все наше знание слагается из двух элементов – содержания, которым снабжает опыт, и формы, которая существует в уме до всякого опыта. Георг Вильгельм Фридрих Гегель создает систему, в которой истина - это поступательное развитие разума, а противоречие - необходимый момент. В противовес новоевропейскому рационализму, в философии 19 века поднимается волна иррационализма – философского направления, которое провозглашает существование неподдающихся рациональному объяснению форм познания, позволяющих постичь то, что не улавливается ни опытом, ни логикой и недоступно науке. Иррационализм подчеркивает особое значение в жизни человека внечувственных и внеразумных факторов. ХХ век –Господствует идея формализации знания и построения логических исчислений, как следствие, требование анализа языка

Основные формы познания

К чувственным формам относятся ощущения, восприятия и представления. Ощущение – отражение какого-либо одного свойства или качества предмета или события в результате его непосредственного воздействия на зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.Комплекс ощущений, т.е. целостное отражение предметов в результате их непосредственного воздействия на органы чувств называется восприятием. Процесс отражения в рациональных формах называется мышлением. Форма мышления - понятие. Суждение – форма мышления, демонстрирующая отношения между двумя и более классами предметов или признаков. В процессе познания отдельные суждения связываются между собой в цепочки, которые приводят нас к новому знанию, не данному непосредственно при помощи органов чувств. Эти цепочки, связывающие два и более суждений, называются умозаключениями. Процесс познания не исчерпывается формами чувственного отражения и мышления. Интуиция – прямое усмотрение истины без предварительного логического доказательства. В интуиции проявляется единство чувственного и логического.

Проблема истины

Впервые понятие истины ввел Парменид из Элеи .Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. Всей схоластической философией классическое определение гласит, что истина есть интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью. Эта теория истины получила название теории соответствия. Сторонники классической теории истины составляют достаточно многочисленную группу философов: Демокрит, Аристотель, Фома Аквинский, французские философы-сенсуалисты, и др. Противники этой концепции утверждали, что в процессе познания человек имеет дело не с объективным миром как таковым, а с образами и понятиями, поэтому нет и не может быть гарантий верного отражения действительности в психике субъекта. Защитники, в частности, сторонники диалектического материализма, ссылаются на такой критерий, как практика, т.е. взаимодействие человека с предметным миром, в процессе которого мы можем проверить правильность своих теоретических выводов. Понятие объективной истины характеризует не зависящее от человека и человечества в целом. Объективная истина рассматривается в связи с практикой. Она находится в постоянном развитии. Относительная истина – это знание, которое приближенно и неполно воспроизводит объективную реальность. Абсолютная истина –никогда не отбрасывается в силу своей неопровержимости и выступает предпосылкой дальнейшего развития познания. Одновременное наличие в знании абсолютных и относительных моментов значит что истина конкретна,требует точного учета всех условий, в которых находится объект познания. В ходе развития гносеологической проблематики были сформулированы :- прагматическая, с точки зрения которой истинными знаниями, которые надёжно, эффективно, успешно «работают»: ведут человека к успеху, полезны для него. Конвенциональная теория, представляет истину как результат соглашения между людьми. Такое понимание истины разделяли Пуанкаре и Кун. Экзистенциальную теорию истины, где истина – переживание личностью своего существования, развивали в своих работах Шарль ,Сартр ,Камю Когерентная теория истины утверждает, что истинность знания в том, что оно является логически связанным, непротиворечивым. Когерентность по сути характеризует отношения одних элементов знания к другим. Истинность, обеспечиваемую выполнением этих требований, можно назвать формальной истинностью.

Специфика науки как знания

Философия науки – дисциплина, изучающая научную познавательную деятельность, ее особенности, основные этапы ее развития, методы. Виды познавательной деятельности: научная, обыденная, религиозная, художественная, философская. В рамках научного познания происходит выделение и осмысление всеобщего, повторяющегося, закономерного, анализ наиболее существенных связей и отношений. Научное познание характеризуется высоким уровнем рефлексии, в том числе, методологической рефлексии (размышлением о наиболее адекватных и результативных способах познания действительности). Наука — развивающаяся система объективных знаний о действительности. Объектом научного исследования в целом является действительность. При этом каждая отдельная наука имеет свой собственный предмет исследования – ту или иную область этого мира, рассматриваемую с той или иной стороны. Основные функции науки – описание, объяснение, предсказание. Цель науки – выявление объективных закономерностей, наращивание знаний о них, а также – осуществляемое на основе этого усовершенствование природы, общества, человека.

История развития науки

1. Преднаука Древнего Востока. Носит рецептурный характер. Опирается на данные чувственного восприятия. Имеет эмпирический характер обоснования. Характеризуется кастовостью, закрытостью, не подлежит критике, сомнению. 2. Преднаука Древней Греции. Носит теоретический характер. Идеал «науки ради науки», не стремится к получению пользы. Характеризуется открытостью, не отрицает критику, сомнение в результатах научного исследования. 3. Средневековый период. Наука догматична, консервативна, не подлежит критике, сомнению. Носит теоретический характер обоснования. 4. Наука Нового времени. Объединяет эмпирический и теоретический уровни. Стремится к получению пользы. Открыта для критики, сомнения. Стремится к объективности. Приобретает экспериментальный характер. Объединяет ученых с целью передачи уже имеющегося и производства нового знания. Идеалы научной рациональности. 1. Классический. XVII – конец XIX вв. Для него характерны механицизм, детерминизм, стремление постичь абсолютную истину. 2. Неклассический. Конец XIX в. – 1970-е гг. Характерны индетерминизм, понимание того, что наше знание не может быть абсолютно полным и адекватным действительности, оно носит вероятностный характер. 3. Постнеклассический. Конец XX – нач. XXI вв. Стремление создать единую картину мира на основании системного и эволюционного подходов. Понимание недостижимости идеала объективности знания.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.