Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)

2023-01-15 34
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется неравномерно во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Дошкольников с ЗПР отличает высокая возбудимость, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, быстрая утомляемость — все эти симптомы сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии в учебной деятельности. К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети мало активны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности, эмоционального развития, речи снижен по сравнению с нормой. В состав этой категории входят соматически ослабленные дети, дети с функциональной недостаточностью нервной системы, в том числе из неблагоприятной микросоциальной среды, дети с незрелостью эмоционально-волевой сферы (гармонический и дисгармонический инфантилизм), а также имеющие наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы недостаточное развитие познавательной деятельности (развитие внимания, памяти, речи).

Детям с ЗПР присущи нарушения двигательной сферы, отмечается отставание в физическом развитии. Темп работы снижен. Дети с ЗПР неспособны к длительной концентрации внимания, продуктивность интеллектуальной деятельности низкая, в связи с нарушениями внимания. Вместе с тем, отмечается проявление инициативы и самостоятельности в игровой и предметно-практической деятельности, способность к анализу и обобщению полученной информации в основном сохранена, но нуждается в поддержке педагога посредством активизации познавательной деятельности. Большинство детей с ЗПР способны адекватно воспринимать помощь, совершать перенос усвоенных знаний, навыков, способов действий в практическую деятельность.

При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов.

При ЗПР у детей небольшой словарный запас, большинство страдают дефектами звукопроизношения, слабо владеют лексико-грамматическими категориями. Нарушение речи при ЗПР носят системный характер, так как отмечается недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи.

Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, при этом процесс восприятия проявляется в его ограниченности, фрагментарности, константности. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов детской деятельности. Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировки во времени и пространстве в связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что находит отражение в проблемах, связанных с изобразительной деятельностью, подготовке к письму. Отмечается недостаточностью координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Выявлено отставание всех видов памяти: зрительной, слуховой, словесно-логической. Недостатки памяти касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала (вербальная память), что не может не сказаться на успеваемости. Недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, неточности воспроизведения, частом забывании воспринимаемого материала. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.

Внимание характеризуется неустойчивостью, что приводит к неравномерной работоспособности, недостаточно развита способность к произвольной регуляции поведения и деятельности. Характерной особенностью детей с ЗПР является выраженное нарушение у большинства из них функции активного внимания.

Отставание особенно заметно в мыслительной деятельности детей с ЗПР. Они затрудняются обобщать, сравнивать, систематизировать и классифицировать. У детей с ЗПР обнаруживаются трудности словесно-логического мышления.

Недостатки мышления у детей с ЗПР проявляются в низкой способности к обобщению материала; слабости регулирующей роли мышления; несформированности основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, снижении познавательной активности. При получении детьми помощи, они оказываются в состоянии выполнять предложенные им разнообразные задания на близком к норме уровне.

Отставание возникает на уровне наглядных форм мышления, дети с ЗПР испытывают трудности в формировании образных представлений, не образуется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления.

Кроме особенностей познавательной деятельности детей с ЗПР были выявлены следующие общие для ЗПР различной этиологии черты: низкая работоспособность, незрелость эмоций и воли, отклонения в двигательной сфере.

У детей с ЗПР обнаруживается невысокий уровень сформированности логических операций: непланомерность анализа, слабая дифференцированность обобщения. Поэтому ребенку с ЗПР необходимо развивать навыки анализа, синтеза; совершенствовать активную функцию внимания, произвольную память, связную речь, произвольную регуляцию деятельности.

Дети с ЗПР — многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны централь­ной нервной системы вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом разви­тии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей. Необходимо учитывать вариативность проявлений задержки психического развития, разные сроки начала коррекционно-развивающей работы с детьми.


Планируемые результаты освоения программы в соответствии с ФГОС ДО

( с детьми с задержкой психического развития (ЗПР).

Целевые ориентиры 2-3года

Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
В плане речевого развития: активно реагирует на простую и 2-3х-звенную словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией. -Способен к слуховому сосредоточению и различению знакомых неречевых звуков. -Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. -Понимает некоторые грамматические формы слов (родительный и дательный падеж существительных, простые предложные конструкции). Активно употребляет существительные (допускаются искажения звуко-слоговой структуры и звуконаполняемости, искажения, замены и пропуски звуков), обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления (ночь, солнышко, дождь, снег). -Включается в диалог — отвечает на вопросы взрослого, пользуется элементарной фразовой речью (допускаются искажения фонетические и грамматические, использование дополняющих паралингвистических средств). -Стремится повторять за взрослым предложения из 2-х-3-х слов, двустишия. Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. Ребенок адаптируется в условиях группы. Готов к положительным эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками. Стремится к общению со взрослыми, подражает движениям и действиям, жестам и мимике. -Сотрудничает со взрослым в предметно- практической и игровой деятельности. -Проявляет интерес к сверстникам, наблюдая за их действиями, подражает им, стремится к совместному участию в подвижных играх, в действиях с игрушками. -Начинает проявлять самостоятельность в некоторых бытовых и игровых действиях, стремится к результату в своих действиях. Осваивает простейшие культурно- гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Проявляет интерес к окружающим предметам, активно действует с ними, исследует их свойства. Выполняет орудийные действия — использует бытовые предметы с учетом их функций, может использовать предметы в качестве орудий в проблемных ситуациях. Овладевает поисковыми способами в предметной деятельности — практическими пробами и примериванием (вкладыши предметные и геометрические фигуры, "Почтовый ящик" - 4 основных формы и т. п.), величине (ориентируясь на недифференцированные параметры: большой — маленький), идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, знает и называет два-четыре цвета. Ориентируется в количестве (один — много). Действия со знакомыми предметами может выполнять на основе зрительного соотнесения. Эмоционально реагирует на музыку. Воспроизводит темп в движениях под музыку, простейшие "повторные" ритмы. прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета -Проявляет интерес к изобразительным средствам.   -Осваивает элементарные изобразительные навыки (точки, дугообразные линии). Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, короткие сказки, эмоционально на них реагировать. - Рассматривает картинки, проявляет интерес к красочным иллюстрациям. -Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.); с помощью ввзрослого выполняет музыкально ритмические задания С удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивает, лазает, перешагивает и пр.). -Способен подражать движениям взрослых в плане общей и мелкой моторики. -Осваивает координированные движения рук при выполнении простых действий с игрушками (кубиками, пирамидкой и т. п.) и предметами обихода (чашкой, ложкой, предметами одежды).  

Целевые ориентиры 3-4 года

Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
-способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками; -проявляет речевую активность, способность взаимодействовать окружающими, желание общаться с помощью слова и жеста; -понимает названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи; - понимает и выполняет элементарные словесные инструкции; -различает лексические значения слов и грамматических форм слова; -называет действия, предметы, изображенные на картинке, участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые слов, которые могут добавляться жестами; -произносит простые по артикуляции звуки; воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. -выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый); -пытается соблюдать в игре элементарные правила; -проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать; -ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.); -замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого; -может заниматься, не отвлекаясь в течение пяти-десяти минут; -обладает элементарными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка), внук (внучка), брат (сестра); -выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека; -выполняет элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания. стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические     действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого. использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с помощью взрослого; - с незначительной помощью взрослого -составляет схематическое изображение из двух-трех частей; -создает предметные конструкции из двух-четырех деталей; -показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы; - выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»); -выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым; -обладает навыком элементарной кооперативной деятельности с другими детьми в ходе создания коллективных построек (строим одинаковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого; -воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов; -использует в игре предметы-заместители по подражанию; -усваивает элементарные сведения о мире людей и рукотворных материалах; -обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»); -обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей); - считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета; -знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь); обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности. Раскладывает и наклеивает элементы аппликации на бумагу; -создает предметный схематический рисунок по образцу; -проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки; -проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства; -эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам; -знает используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.) и их свойства; -владеет некоторыми операционально-техническими сторонами; -в изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками; рисует прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; сочетает прямые и наклонные линии; рисует округлые линии и изображения предметов округлой формы; использует приемы примакивания и касания кончиком кисти; -; узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов; -с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. -проходит по гимнастической скамейке; -ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками; -обладает развитой крупной моторикой, выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание, перелезание и пр.); -обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне и т. п.); - реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним; - выполняет по образцу взрослого простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя); - стремится принимать активное участие в подвижных играх; -

Целевые ориентиры 4 – 5 лет

Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
Ребенок: испытывает потребность в общении и применении общих речевых умений;    стремится к расширению понимания речи;    пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы;   использует простые по семантике грамматические формы слов и продуктивные словообразовательные модели; использует простейшие коммуникативные высказывания. выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);  соблюдает в игре элементарные правила;  осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры; - проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать; - ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.); - замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;    может заниматься, не отвлекаясь в течение трех-пяти минут;    обладает сформированными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка), внук (внучка), брат (сестра); отражает собственные впечатления, представления о событиях своей жизни в речи, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, короткие рассказы «из личного опыта»; выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;    выполняет элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания сведения о мире людей и рукотворных материалах;  обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого и самостоятельно («Что будем делать с незначительной помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурногигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого. -составляет схематическое изображение из двух-трех частей;  создает предметные конструкции из трех-пяти де показывает по словесной инструкции и может назвать два- четыре основных цвета и две-три формы;   выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);   выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым;   обладает навыком элементарной кооперативной деятельности с другими детьми в ходе создания коллективных построек (строим одинаковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого;   воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;  использует в игре предметы- заместители;   усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах;  обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого и самостоятельно («Что будем делать талей; сначала?», «Что будем делать потом?»);   обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);   считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета;   знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);   обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности. раскладывает и наклеивает элементы аппликации на бумагу;  создает предметный схематический рисунок по образцу;  проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;   проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;   эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;   знает используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.) и их свойства;   владеет некоторыми операционально-техническими сторонами изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками; рисует прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; сочетает прямые и наклонные линии; рисует округлые линии и изображения предметов округлой формы; использует приемы примакивания и касания кончиком кисти;   планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого;   прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета; узнает и раз голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов;  с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. личает простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя);   стремится принимать активное участие в подвижных играх;       

Целевые ориентиры 5-6 лет

Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
владеет элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;    может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);   обладает значительно возросшим объемом понимания речи;    обладает возросшими звукопроизносительными возможностями;   в речи употребляет все части речи, проявляя словотворчество;    с помощью взрослого рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения;    сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и самостоятельно);    обладает значительно расширенным активным словарным запасом с последующим включением его в простые фразы; владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми - выполняет взаимосвязанные ролевые действия, понимает и называет свою роль; - выполняет ролевые действия, изображающие социальные функции людей; - участвует в распределении ролей до начала игры; - выполняет знакомые ролевые действия в соответствии с содержанием игры, использует их в различных ситуациях, тематически близких уже освоенной игре; - отображает в игровых действиях отношения между людьми (подчинение, сотрудничество); - использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы- заместители; - передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений; - вступает в ролевое взаимодействие с детьми;    стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;    проявляет доброжелательное отношение к детям, взрослым, оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь. элементарно описывает по вопросам взрослого свое самочувствие, может привлечь внимание взрослого в случае плохого самочувствия, боли и т. д.;    самостоятельно и правильно умывается, моет руки, самостоятельно следит за своим внешним видом, соблюдает культуру поведения за столом, самостоятельно одевается и раздевается, ухаживает за вещами личного пользования. ов; создает предметный рисунок с деталями, меняя замысел по ходу изображения;    создает предметные конструкции из пяти- шести деталей (по образцу, схеме, у замыслу);    осваивает конструирование из бумаги и природного материала;    выбирает из нескольких одну карточку по названию цвета или формы;    располагает по величине пять-семь предметов одинаковой формы;    занимается продуктивным видом деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (15–20 минут);    устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;    осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, к концу периода обучения, самостоятельно;    находит и различает простейшие графические образцы, конструирует из плоскостных элементов (геометрическая мозаика, геометрические фигуры) и из палочек;   моделирует целостный образ предмета из словиям, отдельных фрагментов (конструкторские наборы, сборно-разборные игрушки, разрезные картинки).         использует конструктивные умения в ролевых играх;    имеет представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения предметов, составляющих множество, и их качественных признаков;    осуществляет элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;    анализирует объект, воспринимая его во всем многообразии свойств, определяет элементарные отношения сходства и отличия;   имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);    действует по правилу или по инструкции в предметно- практических и игровых ситуациях;    использует схему для ориентировки в пространстве;    распределяет предметы по группам на основе общего признака (одежда, обувь, посуда);     запоминает по просьбе взрослого шесть- семь названий предметов.    изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции, замысел опережает изображение;    самостоятельно вырезает фигуры простой формы (полоски, квадраты и т.п.);    наклеивает вырезанные фигуры на бумагу, создавая орнамент или предметное изображение;    положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;    знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной деятельности, их свойства (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.);    знает основные цвета и их оттенки: оранжевый, коричневый, фиолетовый, серый, голубой;    ориентируется на плоскости листа (низ, середина, верх);    соотносит части реального предмета и его изображения, показывает и называет их, передает в изображении целостный образ предмета;    сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;    внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства музыки;    проявляет желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью. проходит по скамейке, перешагивая незначительные препятствия (например, набивные мячи);    отбивает мяч о землю одной рукой несколько раз подряд;    продевает шнурок в ботинок и завязывает бантиком;    бегает, преодолевая препятствия: обегая кегли, пролезает в обруч и др.;    подбрасывает и ловит мяч двумя руками с хлопком (несколько раз);    поочередно прикасается большим пальцем к кончикам пальцев той же руки (от мизинца к указательному и обратно);    выполняет двигательные цепочки из трех- пяти элемент   самостоятельно перестраивается в звенья с опорой на ориентиры;  выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе;   выполняет движения с речевым и музыкальным сопровождением (по образцу, данному взрослым, самостоятельно);   

 Целевые ориентиры 6-7 лет

Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
Возможные достижения ребенка: - обладает мотивацией к школьному обучению; - усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира; - употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные; - умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением; - правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели; - умеет подбирать однокоренные слова; - умеет строить простые распространенные предложения; - составляет различные виды описательных рассказов, текстов (с помощью взрослого); - осуществляет слуховую и слухо-произносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам; - владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза; - владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»; - осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных); - умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений; - знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить; - правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);                          Возможные достижения ребенка: - владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.; - выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми; - участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях; - передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику; - пытается регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки; - использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т.п.; - стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого. Возможные достижения ребенка: - обладает сформированными представлениями о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи; - использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности; - воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов; - моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей; - владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры); - определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела. - определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь); - использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не; - владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора); - создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям (восемь-десять деталей). Возможные достижения ребенка: - стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.); - владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т.п.); - знает основные цвета и их оттенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок; - понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка: семеновская матрешка, дымковская и богородская игрушка); - эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов; - проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам; - имеет элементарные представления о видах искусства; - воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор; - сопереживает персонажам художественных произведений. Возможные достижения ребенка: - выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых; - выполняет согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения; - выполняет разные виды бега; - охраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы; - осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений; - знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта; - владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, при формировании полезных привычек).

 

1.6 Оценка качества образовательной деятельности по Программе

 Оценка качества образовательной деятельности, осуществляемой ДОУ по Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.

Программа строится на основе общих закономерностей развития личности ребёнка дошкольного возраста с ЗПР  с учетом сензитивных периодов в развитии.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития ребёнка, динамика его образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

– детское портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности; – карты развития ребенка с ЗПР.

Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвует ребенок с ЗПР, его семья и педагогический коллектив ДОУ.

Диагностическая работа обеспечивает выявление особ


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.