Народные гадания в художественной литературе — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Народные гадания в художественной литературе

2023-01-16 31
Народные гадания в художественной литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Народные гадания того или иного рода упоминаются или описываются во многих произведениях классической русской литературы: у В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого. Гадают две наиболее популярные русские литературные героини: Татьяна Ларина в «Евгении Онегине» и Наташа Ростова в «Войне и мире». Можно сказать, что народные гадания и магия были необходимым элементом литературных описаний жизни деревенской России. Практики, описанные в русской художественной литературе, в общем соответствуют практикам из других, небеллетристических описаний (к которым они нередко восходят), в свою очередь укрепляя народные традиции. Особую ценность литературным описаниям придает то, что они указывают, в какой степени эти практики считались приемлемыми в обществе и кем осуществлялись – мужчинами или женщинами, поскольку историки и собиратели фольклора в XIX веке занимались поисками материала по большей части не в аристократических городских домах. По тем же причинам очень полезны мемуары и путевые заметки любознательных иностранцев (следует только учитывать их обычные претензии на превосходство).

Вероятно, самый известный перечень русских народных гадательных практик содержит пятая глава «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, {154} в которой описано, как на Рождество молодые девушки пытаются узнать имя, внешность и прочее своих будущих мужей (IV). Героиня романа Татьяна «верила преданьям простонародной старины»; она знает, что предвещают сны, карты, луна, умывающийся на печи кот (V) и падающие звезды; она знает, что монах или заяц, перешедшие ей дорогу, – это дурное предзнаменование (VI); что растопленный воск и кольца в наполненном водой блюде могут предсказать судьбу (VIII), как и зеркало, которое она ночью кладет под подушку (X); что имя будущего мужа можно узнать, спросив имя у первого встречного (IX), и что его образ явится ей, если она в бане накроет стол на двоих (X); но более всего она полагается на любимую книгу – купленный у разносчика сонник Мартына Задеки (XXII‑XXIV)[510].

 

К. Брюллов. Гадающая Светлана. {155}

Менее известна баллада «Светлана» старшего современника Пушкина В.А. Жуковского, написанная в 1808–1812 годах. Цитата из нее в эпиграфе к пятой главе «Евгения Онегина» дает понять, что Пушкин в известной мере пародировал Жуковского.

В «Светлане» деревенские девушки гадают в крещенский вечер: бросают за ворота башмаки, кормят курицу зерном, топят воск, кладут кольца и серьги в блюдо с водой, распевая подблюдные песни. Томящуюся от любви Светлану понуждают вынуть золотое кольцо из блюда с водой и петь:

 

«Кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

Скуй кольцо златое;

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

При святом налое»[511].

 

Светлана объясняет, почему она тоскует, и ее убеждают сесть с зеркалом и свечой за накрытым на двоих столом: в полночь войдет возлюбленный и сядет рядом. Она выполняет это, но возлюбленный, явившийся, чтобы увезти ее, как обещает, к венцу, оказывается демоном, влекущим Светлану к ужасам, описанным в готических романах. К счастью, оказывается, что она заснула и все это ей снится; девушка просыпается, является ее настоящий возлюбленный, и они живут счастливо. Банальная заключительная строфа уверяет нас: смысл баллады в том, что «несчастье – лживый сон; счастье – пробужденье».

Два этих поэтических произведения содержат, как будет показано ниже, вполне представительный набор народных гаданий, причем если социальный статус Светланы не определен, то Татьяна – дочь провинциального помещика (отставного бригадира) – находится хоть и не на вершине социальной лестницы, но все‑таки очень далеко от ее основания. Это же верно в отношении семьи Обломова в романе И.А. Гончарова[512], а также круга средней и высшей аристократии в описании рождественского ряженья и гаданий в имении Мелюковых в «Войне и мире» Л.Н. Толстого (т. II, ч. IV, гл. 11). Молодые девушки льют воск и смотрят «на тени выходивших фигур». Они слушают страшный рассказ старой девы‑приживалки о гадании: одна барышня берет петуха и два прибора и «как следует» усаживается в бане; через некоторое время слышит приближающийся звон колокольчиков, входит офицер и садится с ней; {156} надо бы задержать его разговором до петухов, но она оробела, стала закрывать лицо руками. «Офицер» пытается схватить ее, но барышню спасают дворовые девушки. Та же рассказчица объясняет, как истолковываются шумы, слышные из амбара. После праздника дочь графа Ростова Наташа и ее кузина Соня в своей спальне пытаются вызвать образ суженого при помощи двух зеркал и свечей.

Эти литературные описания достаточно точно представляют одну из наиболее популярных разновидностей народных гаданий – о будущем супруге. Хотя, судя по большей части описаний, к ним прибегают преимущественно девушки, работа А. Макаренко о сибирских практиках[513] и мемуары А.А. Громыко, о которых пойдет речь ниже, показывают, что к подобным гаданиям обращались и молодые люди.

 

Святочные гадания

 

Большая часть гаданий, описанных в предыдущем разделе, приурочивалась к периоду между Рождеством и Крещением (Богоявлением), который в России считался одним из самых магических в году (см. гл. 2.6). Этот период носит название святки и делится на святые (также золотые ) и страшные дни; первые предшествуют Новому году, а вторые следуют после него. В страшные ночи злые духи активны и забавляются озорными проделками, в это время нельзя посещать лес или кладбище. Гадания обычно совершались в страшные вечера[514], наиболее благоприятным для них считалось время между полуночью и тремя часами утра. Чаще всего гадали о брачных перспективах, жизни и смерти, видах на урожай, а также чтобы найти вора.

Одной из самых распространенных практик в эти дни были подблюдные песни – гадание по кольцам, упомянутое в пушкинском «Евгении Онегине» и «Светлане» Жуковского. В этой гадательной игре, детали которой очень различаются в зависимости от региона, кольца (или другие личные вещи) кладут в накрытое (или под перевернутое) блюдо на столе с определенным количеством мест, а затем одно за другим вынимают после каждой песни; по содержанию песни определяют судьбу владельца кольца (богатство или бедность, брак или безбрачие, путешествие, расставание, вдовство, брак со вдовцом и т.д.)[515].

Следующий вариант зафиксирован в Калужской области. В канун Нового года девушки верхом на кочерге отправляются за {157} водой к колодцу. Наливая воду в кувшин, они произносят имя человека, за которого хотят выйти замуж, и говорят: «Лезь в кувшин». Затем приносят воду домой, наливают в чашку, насыпают туда овес, кладут крест, кольца, уголь, накрывают тканью и просят женщину, обычно вдову, размешать воду мизинцем, а после каждой песни вынимать по одному кольцу[516].

Вот, например, какая песня предвещает смерть:

 

Идет Смерть по улице,

Несет блин на блюдце.

Кому кольцо вынется,

Тому сбудется,

Скоро сбудется –

Не минуется![517]

 

 

Русские святочные гадания с курами. Лубочная картинка XIX в.

Помимо связанной со смертью символики блина (атрибута и похоронной, и свадебной обрядности), песня не требует особой интерпретации. Запись новогодних подблюдных гаданий в той же местности (1991 год) добавляет такую деталь: раньше воду, в которую {158} погружали кольца, монеты и т.п., не разрешалось оставлять в доме; девушка, в чьем доме происходило гадание, должна была вынести ее на перекресток и, обратившись на восток, вылить в снег[518].

 

Русские гадания на Новый год. Лубочная картинка XIX в.

Практика гаданий с подблюдными песнями почти идентична известным в греческом мире гаданиям на воде клидон .ό κλειδώνας ) в день св. Иоанна‑Солнцеворота, к которым они скорее всего и восходят[519].

Сходная рождественская игра с элементами гадания – «Золото хоронить». Ее описал Мэтью Гатри (1743–1807), английский врач при русском дворе: девушки становились в круг, водившая прятала золотое кольцо в одежде одной из них, а другие по очереди пытались угадать, где оно; угадавшая, увенчанная цветами, должна была выйти и спросить имя прохожего, остальные все это интерпретировали[520].

Многие рождественские, новогодние и крещенские гадания имели целью определить брачные перспективы, но этот вид гаданий не был исключительно святочным; в следующем разделе предлагается обзор различных способов узнать что‑либо о будущем супруге, применявшихся независимо от времени года. {159}

 

Гадания о предстоящем браке

 

В наше время, несомненно, чаще всего практикуются гадания о замужестве; они сохранились во многих областях России. Гадали, как правило, девушки, чтобы узнать, за кого они выйдут замуж, имя жениха, его имущественное положение, холост он или вдовец, внешность или сторону, откуда он появится. Участь незамужней крестьянки была незавидной, поскольку в экономическом и социальном плане ее рассматривали как обузу. Последнее гадание – о том, с какой стороны явится жених, – было особенно важным в условиях сельской общины. Оно могло указать на определенное лицо либо на другую деревню или город; в стране столь обширной, как Россия, они могли быть очень дальними, и это представляло предмет беспокойства[521]. Наиболее подходящим временем для этого вида гадания были святки – двенадцать рождественских дней, описанные выше. Другим таким временем была троицкая неделя: русальная неделя, семицкая неделя, зеленые святки (см. ниже о предсказаниях по растениям). Популярны были также гадания накануне Иванова дня (дня летнего солнцеворота)[522], на Покров (1 октября ст. ст.) и св. Андрея (30 ноября). Чтобы свести гадание на нет и подорвать шансы соперницы на замужество, участницы одной рождественской вечеринки выходили и забрасывали метлу или мутовку на крышу дома, где проходила другая вечеринка (вечернее собрание девушек, которое обычно посещали парни, как правило, под предлогом совместного шитья или прядения, но также с целью поддержать сердечные привязанности). Такое действие гарантировало, что никто из собравшихся в доме в этом году не выйдет замуж, и увеличивало шансы девушек из другого дома[523].

В.И. Даль приводит длинный, хотя и не очень обстоятельный, список девичьих гаданий[524], большая часть которых была в той или иной форме зафиксирована исследователями фольклора и местных обычаев. Я по большей части использовал материалы А. Балова[525] для Ярославщины, Д.К. Зеленина[526] – для Новгородчины, М.М. Зимина[527] и В. Смирнова[528] – для Костромского края, П.С. Ефименко[529] – для Архангельского края, М.И. Иванова[530] – для Тверского, Г.Г. Шаповаловой и Л.С. Лаврентьевой[531] – для Поволжья, А. Макаренко[532] и Р.П. Матвеевой[533] – для Сибири, Н.Ф. Сумцова[534] – для Украины, Л.И. Минько[535] – для Белоруссии. Из более общих работ назову АН. Афанасьева, А.Е. Бурцева, В.И. Даля, М. Забылина, И.П. Сахарова; на английском языке – У.Р.С. Рэлстона. Сообщения {160} этих писавших в разное время авторов неравноценны в том, что касается подробностей, достоверности и мастерства подачи сведений.

 

5.1. Гадание по форме вещества в жидкости. В канун Васильева дня растопленные олово, свинец, воск или яичный белок выливали в воду (иногда отмечается: в святую воду); предсказания делали в зависимости от того, какую форму принимали эти вещества[536]. Видимо, так гадали представительницы всех социальных слоев, от крестьянки до царевны[537], хотя можно подозревать, что для многих это была всего лишь светская игра. Джон Паркинсон, преподаватель из Оксфорда, посетивший Россию в 1792–1794 годах, наблюдал такую картину: «У графа Головкина, чтобы предсказать судьбу, лили свинец – суеверие, которому всегда предаются в канун Нового года. С этой же целью использовали и воск. В этот же вечер они предаются и некоторым другим суеверным действиям, которые у нас можно наблюдать в канун дня св. Марка»[538].

Следует отметить, что эта ученая беспристрастность несколько необычна для иностранного путешественника, пишущего о России, – слишком часто они с презрением или насмешкой описывали практики, которые были широко распространены и у них на родине.

Некоторые русские авторы приводят перечни (по регионам России) таких, получавшихся в ходе гадания образов, наделявшихся определенным значением. Например, у И.П. Сахарова: церковь означает замужество для молодой женщины, но смерть – для пожилой; корабль под парусами означает возвращение мужа для замужней женщины, замужество в чужую деревню – для молодой девушки; если весь яичный белок опускается на дно, это предвещает смерть, пожар или иное несчастье; в гадании с металлами сторона, откуда поднимается пар, означает, в какой стороне расположен будущий дом[539]. У М.М. Зимина: церковь означает замужество; конкретная церковь указывает на приход, к которому принадлежит будущий муж; крест означает тяжелую жизнь; печь предвещает печаль (игра слов: печь – печаль)[540]. У А. Балова: корона (венец) означает брак, гроб – смерть, телега – путешествие[541].

Слова, обозначающие эту практику и гадальщиков, зафиксированы у В.И. Даля: восколитие (см. воск ), оловолей, оловолиятель, оловогадатель (см. олово ). В.В. Набоков цитирует «Требник» 1639 года («Потребник», сборник молитв и священнодействий, совершаемых{161} в особых случаях): в нем восколей . оловолей названы чародеями[542]. Считалось, что все эти способы гаданий наиболее эффективны, если они совершаются в полночь в бане; в России для совершения серьезных гаданий чаще всего указывается именно это сочетание времени и места: отсюда и название настоящей книги. Практика литья воска или металла была очень широко распространена по всей Европе[543]. В более изощренном варианте гадания с литьем олова получившийся слиток подносят к источнику света и интерпретируют очертания тени, которую он отбросит[544].

 

5.2. Гадание по теням, дыму или огню. Этот вид гаданий в различных вариантах известен по всему миру. Ниже перечисляются несколько способов, зафиксированных в России. Сложить веером листок тонкой бумаги, поставить вертикально и поднести огонь – по тени, отброшенной горелой бумагой, судят о будущем[545]. Сторона, откуда появится будущий муж, может быть определена по направлению дыма от горящих сбритых волос[546]. А.Н. Афанасьев описывает несколько способов гадания, связанных с огнем: поднести лучину к горящему угольку и подуть: если она загорится нескоро, то у мужа будет тяжелый характер; посмотреть, в какую сторону падает пепел с лучины, – оттуда будет будущий муж (Тамбовщина)[547]; налить воду в сковороду, пустить туда хлопки (клочки кудели) и поджечь: если хлопки загорятся с треском, муж будет ворчлив, если пропитаются водой – пьяницей; в ореховые скорлупки (по числу присутствующих девушек) вставить огарки свечи, поджечь их и пустить в чашку с водой: чья сгорит раньше, та быстрее выйдет замуж, а если чья‑то скорлупка утонет, девушка умрет незамужней. Другой вариант: присвоить скорлупкам со свечами имена присутствующих девушек и парней: две плывущие рядом скорлупки парня и девушки предвещают брак.

 

5.3. Вызывание образа суженого. Широко распространенное гадание с зеркалом, особенно в бане в полночь, считалось наиболее надежным способом гадания о суженом[548]. Удивительно, но оно пропущено у В.И. Даля в «Пословицах русского народа»; однако в своем «Словаре» он приводит выражение «ей бы перед зеркальцем погадать» в значении «ей пора замуж»[549].

Как отмечает Р.П. Матвеева, в Сибири считалось, что будущего мужа можно увидеть в зеркалах, во сне или через кольцо[550]. Ф.Ф. Болонев приводит вариант, отмеченный у сибирских старообрядцев: в {162} погребе навести зеркало на кольцо и смотреть в него, пока не привидится образ жениха[551]. А. Балов приводит несколько вариантов, в том числе такой: зеркало наводят на луну; если появится один образ, будущий муж – единственный ребенок в семье, если несколько – столько человек в его семье (вопрос немаловажный с точки зрения видов на наследство), причем, глядя в зеркало, нельзя моргать[552].

Современное описание этого способа гадания содержится, как ни странно, в мемуарах А.А. Громыко; оно нетипично, потому что его практикует мужчина (хотя известно, что на Севере, в Поморье, в бане гадали совместно девушки и парни)[553]. А.А. Громыко вспоминает, как в его детстве в Белоруссии молодежь гадала о будущем. Чтобы узнать брачные перспективы, следовало темной ночью с факелом и зеркалом отправиться в заброшенную избу или баню за деревней. Зеркало следовало поставить напротив открытой двери, и в полночь в нем появится образ суженого (суженой). Мемуарист в юности пробовал это гадание, но признается, что его нервы этого не выдержали[554]. Сходное описание приводит И.П. Сахаров[555].

Другой способ гадания с одним зеркалом предполагает, что девушка, глядя в зеркало, произносит: «Суженый, ряженый! Приди ко мне поужинать». Зеркало затуманится; когда девушка протрет его, то увидит лицо будущего мужа, глядящего из‑за ее левого плеча; но это – нечистый в образе жениха, и девушка должна сразу же закричать: «Чур, наше место свято!» (обычная защитительная формула), – и он исчезнет[556]. В некоторых регионах считалось, что увиденный образ – это безымень, который может оказаться призраком самоубийцы или умершего насильственной смертью[557]. (Приглашение демона отужинать, возможно, следует сопоставить с другими обрядовыми рождественскими приглашениями, особенно в некоторых областях Белоруссии и Украины, адресованными демонам, привидениям, явлениям природы, диким животным и птицам, а также Господу и Богородице и призванными обеспечить удачу, хороший урожай и тому подобное в будущем году[558].)

В Костромском крае известно групповое гадание: деревенские девушки ночью отправлялись в летнюю баню за деревней, снимали пояса и кресты, распускали волосы и расстегивали все пуговицы[559]; одна девушка становилась в центр очерченного круга, а остальные по очереди, глядя в зеркало, произносили: «Придите, сорок чертей с чертенятами, из‑под пеньев, из‑под кореньев и из других мест». Если черт показывался до пояса, его следовало немедленно {163} прогнать, а если целиком, то существовала опасность, что он последует за девушкой домой[560]. Сходный способ гадания с двумя зеркалами: поставить зеркала – одно напротив другого («наводя» их так, чтобы образовалась своеобразная «анфилада»), со свечами с двух сторон, сесть между ними и ждать, пока не покажется суженый[561]. В более сложном варианте гадальщица должна закрыть ставни, снять крест, положить его под пяту и в одной рубахе сидеть до полуночи, пока не увидит будущего мужа или гроб[562]. На Новгородчине в качестве подставки для зеркала на печь клали хомут. Девушке следовало пригласить суженого посмотреться в зеркало. В зеркале она могла увидеть в избе членов семьи будущего мужа. Опознав жениха, требовалось зачураться от привидения[563].

На двух народных лубочных картинках (стр. 157 и 158) представлены варианты гадания с зеркалом. Текст к рис. на стр. 157 приведен ниже в разделе о гаданиях с использованием животных, на рис. на стр. 158 читается стихотворный текст:

 

Наступает Новый Год,

Сколько новых с ним забот.

В полночь девица встает,

Рукой трепетной берет

С собой зеркало она

Со свечами и одна

В нем желает увидать,

Кто ей будет обладать.

Не боясь ничуть греха,

Видеть хочет жениха.

И не думая о том,

Что свиданье с женихом

Прежде срока и часа

Запрещают небеса,

Жениха себе ждала.

Что же вышло? Не к венцу

Это призрак – к мертвецу.

Но оставим мы таких

И посмотрим на других…

(не закончено)

 

Вместо зеркала могла использоваться вода. Девушки постарше садились около проруби. Если в этом году кому‑то суждено выйти замуж, она увидит в воде отражение лица суженого; если же услышит шум подо льдом, останется незамужней[564]. В Белоруссии в Страстной четверг девушки до зари отправлялись к реке; там они должны были посмотреть в воду, попросить реку отнести их мысли {164} по течению и трижды плюнуть. После этого явится образ суженого[565]. Стаканы и кувшины с водой тоже подходят для гадания, особенно если бросить туда кольцо[566].

Сходный способ, но без зеркала состоял в том, что накрывали стол (но прибор не клали), запирали дверь и приглашали будущего мужа отужинать. Когда он являлся, девушка должна была сидеть тихо, пока он не сядет, а затем спросить его имя. Он его назовет и вытащит некий предмет из кармана. Потом девушка должна произнести заговор; видение исчезало, оставив ей этот предмет[567]. Как можно предположить, нож не клали потому, что железо неблагоприятно для магии.

Такие способы считались связанными с нечистой силой, иногда они описывались как «страшные». Возможно, это связано с представлением старообрядцев (отраженным в книге XVIII века[568]) о том, что зеркало – дьявольское изобретение.

Описанные способы гадания широко известны и за пределами России. Например, они зафиксированы в Македонии (как гадание во время летнего солнцестояния)[569], в Шотландии (в праздник Хэллоуин)[570], в Англии[571], Германии[572]. А. Халлькранц опубликовал фотографию девушки‑финки (1900 года), гадающей перед зеркалом[573]. Любопытная вариация этого обычая зафиксирована Белоусовым: в современной России школьники, в основном девочки, верят, что с помощью зеркала можно вызвать духов, которые дадут ответы на школьные задания или помогут во время экзаменов. Эти духи – пиковая дама из одноименной повести А.С. Пушкина, фольклорные гном, Баба‑яга, золотая рыбка и «дедушка Ленин»[574]. Там же в новаторской статье А.Л. Топоркова исследуется в этой связи специфика роли пиковой дамы[575].

(О гадании с петухом и зеркалом одновременно см. в разделе о предсказаниях с помощью животных. Дальнейшее рассмотрение темы зеркала см. в гл. 8.5.)

 

5.4. Вещие сны и видения. Существует множество способов увидеть вещий сон. Часто считалось, что для этого необходимо снять пояс и крест и не молиться, – таким образом, признавалось, что это гадание с участием нечистой силы, которое не будет действенно, если наличествуют обычные «христианские» меры защиты. Обычно требовалось, чтобы девушка положила под свою подушку некий предмет (часто наделенный явной эротической символикой) и произнесла заклинание, обращенное к будущему жениху или {165} реже – к предмету под подушкой. В зачине заклинательной формулы иногда указывается, что девушка лежит на Сионских горах, у ее изголовья три ангела: один слышит, другой видит, а третий говорит (о том, что является предметом гадания).

Другой способ – повесить в амбаре гребень: будущий муж расчешет волосы, и по волосам, оставшимся на гребне, можно будет судить о цвете волос будущего мужа[576]. В новгородском варианте, приведенном Д.К. Зелениным, девушка говорит «Суженый‑ряженый, приди, причеши меня!»[577]. В варианте гадания, бытовавшем в Поволжье, гребень кладут под подушку[578]. Еще одно гадание о цвете волос, не связанное со сновидениями, предписывает растопить пригоршню снега: если там окажется волос, можно будет судить о цвете волос будущего мужа[579].

Согласно одному сибирскому способу гадания, молодая женщина должна надеть кольцо на безымянный палец правой ноги и окунуть ее в прорубь, через прорубь перекинуть палку, именуемую «замок», а другую палку, «ключ», трижды повернуть в воде против часовой стрелки. Затем следовало идти домой, приговаривая: «Суженый‑ряженый, приходи ко мне просить ключ от проруби, коня поить, кольцо просить!» Тогда она увидит будущего мужа во сне. А.А. Макаренко указывает, что этот способ могли практиковать и юноши[580]. В.И. Смирнов достаточно подробно рассматривает символику ключа и колодца; по его данным, выражение «напиться из чьего‑либо колодца» означало «иметь с кем‑либо сексуальные отношения». Конь и колодец/прорубь – обычная эротическая символика русского фольклора. Тот же автор приводит такую деталь: если лошадь съест предложенный мох, девушка, которая увидит вещий сон, в этом году выйдет замуж[581]. Еще один способ предполагал использование настоящего висячего замка: девушка перед сном продевала его в косу, причитая: «Суженый‑ряженый! Приди ко мне ключ попросить» (символическая метафора отпирания в браке замкнутого сокровища девственности)[582].

Другие способы вызвать вещий сон: положить хлеб и ножницы или четырех карточных королей под подушку (интерпретация не указана)[583]. Один карточный король упоминается в материалах по Поволжью (толкования сна также нет)[584].

Д.К. Зеленин описал аналогичные практики для Новгородчины. Парень или девушка должны были, сняв крест, выйти во двор и через левое плечо выплеснуть ковш воды на матицу, призывая суженого (суженую) прийти в тот же день за своим исподним. Затем {166} следовало, не оглядываясь, поспешить в дом и лечь спать, не помолясь, но положив под подушку исподнее (девушке – мужское, а парню – женское)[585]. Вариант: сделать подобие колодезного сруба, положить его в изголовье, снять крест и, не молясь, лечь спать, призывая суженого прийти по воду; он должен явиться во сне[586].

Еще, чтобы вызвать суженого во сне, девушка, перед тем как пойти спать, посыпала кровать овсом, приговаривая: «Суженый‑ряженый, приходи огород городить» или «Приходи овес жать»[587]. Увидеть суженого можно, спрятав под подушку первый кусок от ужина[588]; вариант в Поволжье: последний недоеденный кусок положить под подушку[589]. Или: под водой повернуть ключ в замке и призвать суженого прийти попросить напиться: он явится во сне[590] (в другом варианте девушка должна, перед тем как лечь в постель, съесть немного соли, говоря: «Суженый‑ряженый, приди напои меня!»)[591]. Можно вдеть нитку в иголку, держа ее вниз ушком, воткнуть ее в рубашку и лечь спать: сон поведает о будущем замужестве[592]. Аналогичное гадание для парня: суровую нитку вдеть в новую, еще не использованную иголку, трижды прочитать заговор и воткнуть ее в одежду полюбившейся девушки около сердца[593].

Вещий сон о женихе можно увидеть, сняв пояс и положив его ночью под подушку (остаться без пояса могло считаться греховным; это, несомненно, понижало защищенность от нечистой силы)[594]; произносимый приговор – «Пояс, мой пояс, покажи жениха и [свадебный] поезд» – содержит игру слов (пояс – поезд)[595].

(Дальнейшее рассмотрение темы толкования снов см. в гл. 6.1.)

 

5.5. Гадание по звукам и услышанным словам. Это очень распространенный способ гадания, включающий как простое слушание, так и слушание в особых местах при особых обстоятельствах. Толкования услышанного, а также направления, откуда раздавался звук, обычно очевидны.

Если слушали на перекрестке (часто – приложив ухо к земле), звук колокольчика означал замужество, а большого колокола – смерть[596]. Вариант того же гадания известен в Поволжье (причем замужество предвещал звук колокольчика, услышанный в хмельнике)[597]. Д.К. Зеленин приводит подробное описание: поскольку нечистый не любит четных чисел, нечетное число девушек собирается по нечетным дням; они зажигают один конец лучины над левым плечом, а другой – над правым; снимают кресты и идут на перекресток, в центре его лучиной очерчивают круг, говоря «чур», по{167} очереди ложатся в круг и слушают: звук колокола или лай собаки предвещает замужество в этом году, крик ребенка означает, что девушка родит незамужней, заупокойное пение или стук топора предвещают смерть[598]. А. Балов пишет, что в лунные ночи девушки призывают ясный месяц показать им жениха; еще одно гадание заключается в том, чтобы крикнуть «ау»: громкое эхо означает, что нечистый пошлет девушке мужа[599]. При аналогичном гадании в Поволжье сначала пожилая женщина читала заклинание, а затем слушали: колокольчики означали замужество, скрип саней указывал сторону, откуда будет муж, лай собаки – сторону, куда девушка выйдет замуж, стук по дереву предвещал гроб и смерть[600].

Согласно еще одному поверью, сторону, откуда появится будущий муж, можно определить, слушая собачий лай[601]; А.Е. Бурцев приводит добавочную подробность: хриплый лай предвещает старого мужа, а звонкий – молодого[602]. Можно постучать ложкой по воротам со словами: «Гавкни, гавкни, собачка, где мой суженый!»[603]. В Белоруссии записан вариант, при котором парень должен испечь блин, положить его себе на голову и слушать на перекрестке собачий лай: его направление покажет, откуда будет невеста[604]. Если парню нравилось предсказание, он бросал блин в сторону лая, если нет – в противоположном направлении. Блин на голове мог быть и атрибутом гадания, при котором останавливали наудачу выбранного прохожего; блины характерны для русской кухни и используются в различных календарных праздниках, а также в обрядности, связанной со смертью и похоронами.

Если девушка с завязанными глазами станет у Иордани (прорубь для водоосвящения на Крещение), она узнает свое будущее по тому, что услышит (см. ниже об аналогичных поверьях, связанных с прорубью)[605]. Солому, которой устилали путь крестного хода к Иордани, следовало затем собрать и использовать как магический оберег для скота[606].

Ночью девушки слушали у ворот церковной ограды: маленький колокольчик означал замужество, глухой стук – могилу[607]. Если девушка слушала у гумна, дружный стук молотьбы предвещал замужество в большую семью, одиночный – брак с одиноким человеком[608].

Слушали и на конюшне: на Новгородчине девушки, сняв кресты и не перекрестясь, шли к конюшне; по одной они становились спиной к воротам и трижды стучали в них левой ногой, приговаривая: «Если замуж пойду, надень узду»; если лошади выбегали, звеня удилами, девушка в этом году выйдет замуж[609]. {168}

Если девушка слушала под окном, подслушанный разговор мог поведать ей о ее судьбе и о будущем муже[610]. Упоминание рубахи предвещало смерть, хомута – кражу лошади[611]; звуки ссоры – замужество в дурной дом, смех – в хороший[612]. Упоминание горы, воды, ходьбы и полета – к добру; дна, болота, сидения и лежания – не к добру[613].

 

5.6. Шершавое или гладкое. Это один из главных способов гадания, связанных с бинарностью (см. также ниже: чет и нечет, правый и левый). Девушки ночью просовывали руку в окошко овина: если никто не дотронется, останется в девках, если погладит голая рука – выйдет замуж за бедного[614], мохнатая – за богатого. А.А. Макаренко описывает подобное гадание в Енисейском крае; причем предполагалось, что к обнаженному телу прикасается дух – банник или гуменник; отмечается, что из‑за шутников часто случались «трагикомические сцены»[615]. Он не указывает, что имеется в виду, но описание аналогичной практики С.В. Максимовым дает простор воображению: по его данным, во время этого гадания девушки становятся спиной к окну, задирая сзади подолы рубах на голову[616]. Тот же обычай бытовал у староверов Забайкалья[617]. М. Забылин, описывая народные обычаи XIX века и констатируя широкое распространение такого гадания, резко его осуждает и связывает его с распущенностью нравов и отсутствием должного родительского контроля[618]. Согласно более подробному описанию, девушки должны были пригласить духа погладить их обнаженные ягодицы[619]. Вариант, бытующий в Поволжье: обнаженные девушки садятся в овине на колосники; если почувствуют прикосновение шершавой руки – будут жить богато, если гладкой, голой – бедно[620]. Сходный, но менее захватывающий способ гадания – вытащить полено из поленницы: гладкое предвещает бедного (или красивого) мужа, суковатое – богатого (или уродливого)[621]. В Поволжье хорошее ровное полено означало хорошего молодого мужа, а кривое и суковатое – старого вдовца[622]. М. Забылин добавляет, что толстое полено предвещает сильного или полного мужа, с хорошей корой – богатого, без коры – бедного, кривое – урода или с физическими недостатками[623]. Аналогичное английское гадание во время рождественского поста (Advent) описано английским поэтом XVI века Барнаби Гуджем: {169}

 

В эти дни молодые развеселые девицы,

Собирающиеся выйти замуж,

Пытаются узнать имена тех,

Кто станет их мужьями.

Они идут к поленнице

И вытаскивают каждая по полешке,

Кому какое попадет в руки.

Кому – ровное, гладкое, не суковатое,

Той наверняка достанется

Добрый муж.

А если кривое и все в сучьях –

Следует опасаться

Мужа – злого грубияна[624].

 

В Сибири среди староверов было распространено следующее гадание: рукав намочить в проруби; если он замерзнет без инея – муж окажется бедным, если покроется инеем – богатым[625]. Сходный способ, основанный на бинарности: если полотенце, вывешенное из окна, к утру будет влажным – это к замужеству, а если сухим – замуж не выйдешь[626].

 

5.7. Чет и нечет. О значении четных и нечетных чисел в магии и гадании говорится в нескольких разделах данной книги; здесь же речь пойдет только об их использовании в гаданиях о матримониальных перспективах. Примеры этого общеупотребительны. Четное число кольев в заборе, дров в поленнице предвещает замужество, нечетное – остаться в девках. Можно было, считая колья в заборе, повторять считалку: богатый, бедный, вдовец, холостец (ср. англ. жестянщик, портной и т.д.)[627]. В новгородском варианте девушка считала только те колья, которые могла обхватить руками: если таких было четное число, она выйдет замуж в этом году[628]. На Ярославщине девушка могла мерить маховыми саженями забор, приговаривая после каждой сажени: вдовец, молодец; на чем остановится, таков и будет жених[629]. Четное или нечетное число кольев в заборе могло также означать, сбудется ли чье‑то желание[630]. В Поволжье отмечен способ, основанный на счете и кольев в заборе, и мешков и засек в амбаре (считали бревна в срубе)[631]. Еще один вид гадания по принципу «или – или»: если девушка, перекатываясь по заснеженному двору, окажется лицом к забору или воротам, она выйдет замуж[632]. {170}

 

5.8. Правый и левый. Левый вообще ассоциируется с чужим и алым. Ряд магических практик включает бросание чего‑либо через левое плечо или попирание креста левой пятой. Примером является такое гадание: пойти в чулках в полночь к проруби (магический локус в магический час), а затем вернуться в постель: если в оставшиеся ночные часы нечистый утащит правый чулок, это к доброму мужу, если левый – к дурному[633] (см. также ниже «Магические локусы»).

 

5.9. Случайные встречи. Гадания такого рода разнообразны. Например, девушка выходит на улицу с непроглоченным куском от обеда во рту и спрашивает имя первого встречного – то же имя будет у ее мужа[634]. Аналогичная практика отмечена в Поволжье, но только во рту держат глоток святой воды[635].

Можно было также спросить имя у первого встречного, чтобы узнать имя будущего мужа[636]. Вариант: перед тем как выйти на улицу, гадальщица (гадальщик) кладет на голову первый блин, испеченный к празднику[637]. Можно запереть окно с приговором: «Суженый‑ряженый, пройди под окошком». Если тот, кто пройдет мимо, засвистит, жить будешь весело, если нет – то скучно[638].

(О случайных встречах как предзнаменованиях вне связи с гаданиями о замужестве см. в гл. 5.2.1.)

 

5.10. Следы. Распространенные гадания предполагают толкования следов, оставленных на легко маркируемых поверхностях, например на рассыпанной золе или на снегу. Девушки могли рассыпать золу, приговаривая: «Суженый богатый, ступи сапогом, суженый бедный – лаптем». На следующий день они узнают, каков будет муж[639]. Вариант у сибирских староверов: рассыпать золу по снегу; если наутро тропа гладкая – муж будет добрым, если по ней разбросаны угли и головешки – кузнецом, в рытвинах – сердитым[640]. Девушки ночью ложились в снег: если наутро сохранится ровный отпечаток – муж будет красивый, если неровный – то сварливый[641].

 

5.11..Предсказания по животным. В данном случае предполагается поиск ответов на различные вопросы в зависимости от поведения животных в специально подстроенной ситуации. Несколько отличная практика толкования случайной встречи с животным или случайно увиденных действий животных как предзнаменований рассмотрена в гл. 5.2.2.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.