Глава III. Двойственный разум — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Глава III. Двойственный разум

2023-01-16 24
Глава III. Двойственный разум 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. На Западе взоры многих людей обращены в сторону двойственности, но не Единого Разума и Принципа. Это приводит к тому, что человек рассеивает силы и оказывается не в состоянии поддерживать гармонию своего разума. Иначе все его внимание было бы поглощено Единой Силой или Единым Принципом, а все сущее воспринималось бы как Единое Целое.

2 «Бог наш един»[32] – гласит Священное Писание, и лишь придерживаясь этой фундаментальной истины, человек может жить в гармонии со своей собственной природой. Человек – не разделенное в себе существо, выброшенное за пределы источника своего бытия, но творение, созданное по образу и подобию Божьему. Его обособленность – не более чем ощущение, не имеющее под собой реального основания, которое, однако, является корнем всего неправедного и отрезает человека от благотворного влияния Творческого Начала, присущего человеку от природы. Охваченный чувством одиночества, он измыслил самые разные способы противодействовать собственному благополучию и нередко склонен винить в своих несчастьях Универсальный порядок. На самом же деле все его беды – плоды его собственных рук, ибо Вселенная не изолирует человека и не несет ответственности за трудности, порожденные человеческой обособленностью. «Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф»[33], – так ЕДИНОЕ взывает к человеку – тому, кто займет принадлежащее ему по праву место в божественном порядке, в цельной структуре тварного мира.

3. Причина двойственности кроется в мыслях и поступках, несообразных с целостным бытием. Однако, если изменить направление двойственной мысли или сконцентрировать мысли в Единой точке приложения сил, двойственность исчезнет без следа. Всем известно, что невозможно достичь успеха, стремясь к двум целям сразу и даже самому обладая раздвоенной природой.

4. На самом деле в природе нет ничего раздвоенного. Есть положительное и отрицательное, доброе и злое, горячее и холодное – все это противоположности, но, взаимосвязанные и собранные воедино, они направляют мысли к единой цели, единому действию, единому Принципу. Нам незачем рассматривать их как нечто противоположное, противопоставлять одно другому. Самое главное – увидеть единую цель. Иисус не переставал твердить, что своими величайшими свершениями обязан неразделенному внутреннему состоянию и незыблемой цели. Такая незыблемость непременно приведет нас к единству, в котором вечно пребывает Принцип, которому он внутренне присущ. И тогда на смену двойственности приходит «чистое око» и единый «Я ЕСМЬ».

5. Среди индусов многие обращаются к «Я», и многие – к «Я ЕСМЬ». По мнению некоторых, именно в этом впервые и проявилось разделение – между «Я» и «Я ЕСМЬ», – и многие считают, что эта практика включает два подхода и две цели, тогда как на самом деле это общее соотнесение всего сущего с Единой Целью, подчинение ей. Здесь нет никакой двойственности, Принцип един во всем. В словах «Я ЕСМЬ», точно так же как и в «Я», звучит точная формулировка Принципа, или Истины. Мастера считают, что возвеличивание Единого принципа позволяет действовать всецело внутри него. Мы не видим двойственности и в природе, следовательно, мы не осознаем эту двойственность. И когда двойственность не осознается, воцаряется гармония.

6. Лето и зима не являются самостоятельными явлениями, они циклы единой неразделенной Природы. Зима так же необходима для развития растений, как и лето, что лишний раз подтверждает: эти сезоны – этапы одного процесса. В том, что мы называем злом, сокрыт росток добра, и ощущение зла рассеивается под нашим ищущим добро взглядом, и приходит осознание, что все взаимодействует со всем во имя добра. Мнимое зло – ареол вокруг нищеты и страданий, которых так боятся люди, – исчезнет, встретившись с присущим человеку добром. Иисус учил, что слепота – не зло и не следствие зла, но возможность явить «славу Божию». Так сложная задача вовсе не противоречит принципу математики и не является препятствием для того, кто желает посвятить себя этой науке. Она просто создает определенные условия, в которых этот принцип может быть применен для достижения желаемого результата, такая задача – источник роста для того, кто с ней сталкивается. Жизненные обстоятельства, что не укладываются в наши представления о высшем благе, суть упражнения, которыми мы закаливаем характер, обретая возможность увидеть и воплотить в себе совершенство Единого. Когда мы придерживаемся такого взгляда на жизнь, все неприятности исчезают и все наше существование превращается в некое подобие игры, ведя которую мы живем, созерцаем, совершаем поступки и владеем всем, что нам нужно, поскольку наш характер и наш мир могут явить присутствующее в них благо. Итак, природа пребывает в гармонии. В мире все гармонично, все подчиняется Единой Цели.

7. Подобно тому как различие между идеальным созвучием и диссонансом очевидно даже для профана, личность способна различить, что в ней находится в гармонии с Универсальным Принципом, а что противоречит ему. Всякое дисгармоничное состояние в человеческой природе – свидетельство разлада между индивидуумом и естественным порядком вещей, и секрет истинного прогресса заключается в непрестанном приближении к такому состоянию, которое позволит сохранять чувство внутреннего спокойствия. Но это невозможно до тех пор, пока сохраняется чувство оторванности от внутренне присущего человеку добра, которым пронизано все бытие. Человеческая природа всегда расположена к благу, ибо человек – творение Божье, а Бог благ. Когда индивидуум приходит к пониманию, что его существо неизменно исполнено блага, которое неотступно ищет путь к проявлению во всем бытии и собственно человеческой природе, он приходит в гармонию с собой и Принципом своего существования. Когда человек прилагает усилия, чтобы отыскать благое в любом переживаемом опыте, он незамедлительно оказывается в таком состоянии, когда то, что другим кажется злом, для него становится источником блага.

8. Мы, безусловно, обнаружим, что приходим к такому же взгляду на природу противоположностей. Считается, что сколько бы ни было в мире противоположностей, они противоположны, лишь когда индивидуум дозволяет им быть таковыми. Человек должен привести их в гармонию в своем отношении к ним, поскольку в действительности они неизменно пребывают в этом состоянии и из него не выходят. Когда мы научимся видеть мир как гармонию, мы обнаружим гармоничные взаимодействия во всем, что нас окружает, равно как и в нас самих. Так мы сами придем в состояние абсолютной гармонии. И тогда больше не будет никакого диссонанса. Диссонанса не будет в жизни и существовании человека. Диссонанса не будет и между противоположностями. Диссонанс невозможен между противоположностями: они пребывают в идеальной неразрывной взаимосвязи в едином Принципе.

9. Многие ученые на основе результатов современных исследований пришли к аналогичному заключению: диссонанс присутствует исключительно в человеке и его личности и является следствием противоречивых мыслей. Сегодня принято считать, что самым противоречивым мышлением обладают американцы. Совершенно очевидно, что причина этого кроется в совмещении различных взглядов на мир различных национальностей, этот народ образующих. Они еще не полностью ассимилировались. Однако в настоящее время мы наблюдаем значительное ускорение этого процесса.

10. Само собой разумеется, что математическая аксиома, согласно которой лишь те две величины, которые равны порознь третьей, равны между собой, является ключом к всеобщей гармонии. Некоторое подобие гармонии будет достижимо, лишь когда все нации Америки окажутся под воздействием единого импульса. Это утверждение также справедливо для всего мира в целом и для человеческой личности. Только когда все силы, заключенные в отдельном организме или множестве организмов, движимы единым импульсом и как единое целое работают на достижение поставленной цели, наступает абсолютная гармония.

11. Юнг, вне всякого сомнения, в своих трудах достиг глубокого понимания соотнесения гармонии и мира вещей, когда описывал опыт пребывания в пещере. Во многих областях Индии люди удаляются в пещеры, дабы, обретя абсолютный душевный покой, прийти к познанию факторов, определяющих состояние мира. Во всех дошедших до нас свидетельствах об этой практике мы обнаружим, что, когда люди приходят в такое место, где в их душе воцаряется полный покой и разум раскрывается для восприятия окружающего, они вступают в область величайшей жизненной активности. Они видят далеко, ибо вдаль простирается их зрение. Их взгляд, не задерживаясь, проходит сквозь материальный, физический мир, он обращен к тому, что, по их словам, является тем совершенным состоянием, в котором любое действие гармонично. Тогда оказывается, что мир вещей всего-навсего связан с тем, в чем они видят подлинно универсальное. Это не значит, что мир тварный находится в подчинении у духовной сферы, он просто соотносится со своим изначальным состоянием, и тогда совершенство мира духовного проявляется незамедлительно. Этот процесс протекает в безупречной гармонии под руководством этих людей.

12. Действительно, аналогичную последовательность действий выполняет каждый человек, когда применяет любой принцип. Прежде всего необходимо освободиться от внешних форм, через которые выражается принцип, и только тогда мы отчетливо увидим само его действие. Действие принципа затем приходит во взаимосвязь с внешними формами, и мы в результате получаем мелодию и ритм музыки, верные решения проблем, совершенные произведения архитектуры, живописи и скульптуры. Все эти проявления происходят благодаря способности индивидуума отождествить себя с лежащей в их основе реальностью, после чего она воплощается, облекаясь в форму, столь же прекрасную и гармоничную, каким предстает перед нами сам принцип.

13. Люди, прошедшие этот путь, утверждают, что для достижения такого гармоничного взаимодействия нет нужды каждому человеку становиться такими, как они, что это происходит в русле повседневной жизни. Они делают это целенаправленно, чтобы самим понять, что же произошло, прийти к определенным выводам. Когда выводы сделаны, они приобретают способность учить других, однако учат не тому, что делали сами. Они учат, что гармоничное взаимодействие осуществимо на практике; что для его достижения незачем проводить долгие годы в медитации, поскольку они открыли легкий способ или короткий путь; что вы приходите в гармонию и согласие сразу, как только обрели внутренний покой. Таким образом, с этого самого мгновения начинается ваш прогресс. Ваше умонастроение меняется со смятенного на гармоничное; внутренние раздоры больше не напоминают о себе; это значит, вы повысили частоту ваших телесных вибраций до такого уровня, когда раздоры уже невозможны.

14. Если один человек смог достичь такого состояния, смогут все , но им не нужно проходить такой долгий и трудный путь. Если факт уже открыт, человеку остается только принять его. Вот что об этом думают Мастера: «Мы проделали работу и совершили открытие, мы познали определяющие факторы, а остальному человечеству уже не нужно делать открытие заново, они могут принять то, что теперь известно. Посему массам ни к чему сидеть в самадхи ». Эту мысль они выражают в утверждении, что человек, практикующий самадхи , может передать другим то, что ему открылось. Этой практикой может заниматься каждый желающий, однако это уже не является необходимым, и вот почему: человек может воспринять то, что уже открыто его предшественниками, тем самым возносясь до их уровня и приобретая жизненные силы для дальнейшего пути. Когда человек начинает путь, уже обладая открытыми ему знаниями, ему будет легче обрести душевный покой или привести в гармонию окружающие его обстоятельства и факты. Таким образом, пользуясь плодами труда тех людей, кто уже сделал предварительные шаги, индивидуум движется прямой дорогой к состоянию самадхи . Те, кто это состояние пережил, становятся проводниками или учителями. По их словам, не нужно идти за учителем след в след, потому что путь уже расчищен. Их достижения стали общими для всех, тем самым открыв дорогу к духовному росту.

15. В этом и заключается подлинный смысл искупительной жертвы Иисуса. Как указывающий путь проводник, он объяснил нам, что мы, равно как и он, составляем с Отцом Небесным единое целое. Нам уже не нужно прокладывать себе дорогу к состоянию единства с Ним, ибо этот путь для нас открыл Спаситель. От нас требуется только принять как истину то, истинность чего Он доказал. Нам уже не придется доказывать теорему, что сумма всех углов треугольника равна двум прямым углам, после того, как это было однажды доказано. Это уже установленный факт, нам нужно только принять его. Если бы это было не так, каждому из нас пришлось бы самому выводить все законы математики, механики, искусства и т. д. Но поскольку эта работа уже выполнена другими людьми, нам следует только взять у них эту ношу и продолжить их путь с того самого места, где они остановились, – к новым духовным высотам, следуя данному принципу.

16. Чем больше группа людей, прокладывающих этот путь, тем сильнее ее влияние и, следовательно), тем больший импульс она дает другим людям. Таким образом, считается, что, если, скажем, сто участников группы одновременно практикуют самадхи или пребывают в полном душевном покое, их силы будет достаточно, чтобы благотворно воздействовать на тысячи. Следовательно, благодаря труду этой сотни тысячи людей достигнут высот просветления.

17. В этом и заключается важнейшая роль йогов. Они осознанно жертвуют определенной частью своей жизни, чтобы обрести влияние – особенно влияние, побуждающее к развитию тела. И нередко говорят, что нет необходимости каждому человеку практиковать йогу для достижения телесного совершенства, поскольку они уже прошли этот путь и сделали совершенство доступным для всех. Крестная жертва Христа служит тому примером. Как и Иисус, йоги знали, что не лишаются всей своей жизни, они отдавали определенную ее часть в обмен на высшее проявление, видимое всем и каждому, побуждающее всех следовать этим путем. Так они становились проводниками и учителями. И благодаря им люди, способные к развитию, идут еще дальше, и широкими шагами.

18. Поэтому и считается, что человеку необязательно проходить все многочисленные ступени йоги. Многие проходят этот путь всего за несколько часов, просто получив импульс, данный теми, кто посвятил свою жизнь сему служению и вложил в него огромные силы. Существуют особые группы избранных, которые непрестанно работают в этом направлении. Их влияние может распространяться на всех нас, так как оно исходит непрерывно от многочисленных групп и центров.

19. Это влияние передается на духовном плане, подобно тому, как волны музыкальных радиостанций передаются на плане электромагнитном. Но воспринимая музыкальные радиоволны на электромагнитном плане, мы слышим и воспринимаем музыку на материальном и ментальном планах, и точно так же духовные влияния проявляются на всех остальных планах, поскольку духовная реальность охватывает все бытие. Она всецело являет собой духовный план, Единый Универсальный План, пребывающий в абсолютной гармонии с самим собой, – в тех случаях, когда человек прозревает его истинную сущность. Контакт обретается не через Мастеров и их влияния, но через план гармоничного мышления и духовное влияние, пронизывающее все пространство и время, которые повинуются этой духовной силе.

20. Может показаться, что у линии есть два конца – две противоположности, – однако, если их соединить, линия превратится в круг и противоположности исчезнут. Вращайте круг, и вы получите идеальную сферу – абсолютно непротиворечивое взаимодействие всех составляющих ее элементов. И далее, как выразился американский физик Роберт Милликен, «Космическое становится шаром». Таким образом завершается полный круг и воцаряется абсолютное всеобщее единство. Точка превращается в линию, линия – в круг, круг – в сферу, сфера – в шар. Это равным образом справедливо для любой линии мысли, и непрерывно устанавливая взаимосвязь всего сущего с Единым в противовес всеобщему разделению, возможно достичь точки единства, или единения, – Однонаправленность.

21. Овладев искусством концентрации мыслей, индивидуум входит в состояние самадхи , с этого и начинаются его духовные достижения – с обретения однонаправленности.

22. Однако следует помнить, что подобная концентрация мысли, или Однонаправленность, представляет собой расширенное состояние сознания, но никак не суженное. Оно достигается через подчинение принципу взаимосвязи всего со всем, а не через ошибочную идею всеобщей разобщенности. В состоянии самадхи человек способен прозревать целое – Истину, или Принцип.

23. Это радикальным образом опровергает распространенное на Западе учение о сознании и подсознании. На самом деле существует только ЕДИНЫЙ РАЗУМ, то, что можно было бы назвать Сверхсознанием, в котором сознание и подсознание приходят в гармонию и человек постигает целое. Так он приходит к абсолютному осознанию. И тогда мы перестаем отделять одно от другого и тем самым обретаем абсолютную осознанную гармонию.

24. Изначально разделение разума на сознание, подсознание и тому подобное было призвано облегчить познание природы разума. Но теперь ситуация в корне переменилась. Мы поймем природу разума и процесс осознанного духовного развития наилучшим образом, если обратимся к ним с позиции Единого Разума. Разделения, классификации были частью учения о символах, которое уже кануло в прошлое. В то время обойтись без него было невозможно, но теперь человечество оставило его позади. Мы поняли, что все символы себя изжили. Когда мы станем Едины в этом умонастроении, тогда и начнутся наши духовные достижения.

25. Мне доводилось беседовать с людьми, достигшими выдающихся высот, и я открыл для себя следующее. Они в большинстве своем шли по этому пути во взаимодействии с Единым Разумом и с осознанием, что все сущее неизменно присутствует здесь и сейчас. Таким было их умонастроение. И в настоящее время это умонастроение становится все более распространенным, и скоро мы станем свидетелями, как оно приведет к радикальной смене действующей экономической системы. Научившись жить в полном согласии с Единым Разумом, мы бы забыли, что такое столкновение интересов. Мы бы расходовали на 90 % меньше энергии, и освободившиеся ресурсы незамедлительно и по нарастающей были бы направлены на достижение высоких и великих целей и не растрачивались бы попусту в попытках силой отнять у других то, что нужно им самим. Когда подлинно великий человек намерен что-то обрести, ему не нужно отбирать это у другого. То, что принадлежит таким людям, всегда с ними и находится в их полном распоряжении.

 

Для учителей

 

Параграфы 1 и 2. Любой принцип, с действием которого мы сталкиваемся, строится на определенной основе, и только на фундаменте этой основы может стоять здание. Причина того, что человеческая жизнь оказалась обреченной распаду, кроется именно в пренебрежении фундаментальным законом бытия. Этот закон заключается в том, что Вселенная представляет собой единую и неделимую систему и человек – ее составная часть. Он во всех отношениях неотделим от нее, и его представление о себе как обособленном существе, утратившем свою власть и принадлежащее ему по праву место в мире, – всего лишь иллюзия.

Параграфы 3 и 4. Эти параграфы как раз наглядно демонстрируют, как в человеке развилось ощущение двойственности, и, следовательно, они же содержат рецепт его преодоления.

Параграфы 5 и 6. «Я» в личности является первым проявлением человеческой природы, центральной точкой идентичности. «Есмь» – это все, что воплощает или заключает в себе «Я», чем бы оно ни было, – то есть индивидуальная идентичность. «Я» – определенное утверждение, «Есмь» – уточняющий элемент. «Я» – мужское начало, «Есмь» – женское. «Есмь» приводит к жизни все, что в себе заключает, охватывает собой «Я». «Есмь» должно стать чистым в своей охватывающей силе, когда человеку предстоит явить то, что пребывает в Духе. «Я», моя идентичность в Духе, «Есмь» – то, что охватывает или воплощает все, что есть в Боге, – вот надлежащее использование этих слов. «Я есмь то, что я есмь», то есть воплощение Бога. Я всегда буду тем, чем являюсь в Духе, я просто не смогу стать чем-то иным. «Я есмь ТО, что я есмь, и нет иного, кроме меня».

Параграфы 7 и 8 предоставляют прекрасную возможность продемонстрировать, насколько необходимо привести все сущее в полную гармонию и какую пользу это принесет. Разумеется, невозможно гармонизировать весь мир посредством лишь мысли и представления, но мы способны по крайней мере осознать, что, если некая вещь пребывает во всем, она в той или иной степени непременно содержит в себе элементы всеобщего целого. Как только мы увидим ее во взаимосвязи с целым и в гармонии со всем мирозданием, мы уже сможем освободиться от того диссонанса, в котором пребывает сама наша природа, и тем самым сохранить себя для взаимодействия с истинным бытием. «Неисповедимы пути Господни», и даже если мы не видим, как все сущее, пребывая в полной гармонии, движется к Универсальной цели, от нас не потребуется больших усилий воображения, чтобы признать закономерность такого положения вещей, ибо его предполагает сама природа Всевышнего.

Параграф 9. Естественный порядок Вселенной не ведает диссонанса. Всякий диссонанс – наша реакция на то, что, по нашему представлению, происходит не так, как должно, или находится не на своем месте. Человеческая природа оказывается тем более ввергнутой в диссонанс, чем менее бытие индивидуума соотносится с фактами духовной Реальности. Не стоит искать диссонанс во внешнем мире – он внутри нас. Чтобы его преодолеть, мы должны прийти в гармонию с духовными фактами, лежащими в основе всех видимых явлений. Неоднородность американского менталитета есть не что иное, как символическое отображение неоднородности мышления отдельно взятого американца, но оно придет в гармонию, как только мы начнем двигаться к общей цели.

Параграф 10 служит иллюстрацией к предыдущему параграфу.

В параграфах 11 и 12 объясняется, что нужно сделать, чтобы достичь гармонии. Каждый, кто стремится к духовному совершенству, отвращает свой взор от мирской суеты и посвящает себя своему истинному предназначению.

В параграфах 13, 14 и 15 указывается кратчайший путь к духовному росту. Данный материал следует подавать достаточно внятно, чтобы раз и навсегда освободить ученика от представления, что для обретения духовных возможностей ему предстоит преодолеть множество препятствий. Он должен согласиться с тем, что эти возможности для него уже открыты усилиями всех просветленных учителей, какие только жили от начала времен, и это просветленное состояние само по себе уже есть преодоление.

Параграфы 16 и 17 помогут объяснить, насколько важна индивидуальная и групповая медитация над духовными фактами. Эта работа действительно лежит в основе деятельности любого духовного центра или класса, и пренебречь ею – значит утратить перспективу достижения могущественной силы в формировании духовного правительства и силы отдельной личности для решения проблем повседневной жизни.

Параграфы 18 и 19 иллюстрируют сведения, изложенные в параграфах 13, 14 и 15.

Параграфы 20 и 21 демонстрируют действие принципа гармонизации, и было бы нелишне подкрепить их примерами.

Параграф 22 призван раз и навсегда освободить ученика от представления о концентрации как о фиксации или сосредоточенности ума на мыслях, идеях, образах или объектах.

Концентрация представляет собой расширенное состояние сознания, при котором человек охватывает умом Единство всего сущего, а не пытается исключить что-либо из поля зрения своей мысли. Это процесс установления взаимодействия всех вещей с Источником их бытия.

Параграфы 23 и 24. Так называемое подсознание – это всего лишь обратная реакция нашего разума на осознанную мысль, отсекающая человека от естественного действия Универсального мышления. В ручье не возникает водоворотов, если его течение не встречает никаких преград, точно так же не существовало бы так называемого подсознания, если бы поток просветляющей мысли не прерывался. Когда человек погружен в поток подлинной жизни, его охватывает лучезарное осознание реальности.

Параграф 25 служит иллюстрацией к предыдущему параграфу и может быть дополнен в зависимости от знаний учителя.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.