Доктринальная жизнь и томистская школа — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Доктринальная жизнь и томистская школа

2023-01-16 91
Доктринальная жизнь и томистская школа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Интеллектуальная и схоластическая деятельность проповедников была слишком интенсивной
, чтобы в течение короткого времени не оказать глубокого влияния на общую тенденцию в решении больших доктринальных проблем и своего рода окончательной
гегемонии в области философии и теологии.

В начале XIII века в школах и в христианской мысли преобладали два вида проблем
: философские и теологические проблемы. Введение научных
трактатов Аристотеля, наряду с трактатами Авиценны и Аверроэса, поставило двоякий вопрос относительно
использования их сокровищ для продвижения знаний эпохи и для защиты
религиозной веры от некоторых из их опасных теорий: двоякий вопрос, на который мог ответить
только построение сильной христианской философии. Богословие, которое имело своим главным источником труды
св. Августина, не было единства в первые годы XIII века. В течение предыдущего
столетия она была оформлена в материальном плане как свод доктрин; но трудолюбие отдельных
богословов лишь разделило идеи епископа Гиппонского на постоянно растущее число
мнений без какой-либо попытки систематического объединения. Такое достижение было бы возможно только
с помощью устоявшейся христианской философии. Представляющие первостепенный интерес для доктринальной жизни
Церкви, это были фундаментальные проблемы, которые Проповедники должны были решать с высочайшим
мастерством.

Не первое поколение доминиканцев достигло этого; но благодаря своей интенсивной деятельности
они создали интеллектуальную среду, в которой должен был раскрыться гений двух людей, чьи имена
навсегда связаны с доктринальным синтезом, осуществленным тогда Проповедниками: Альбертом Великим и
Фомой Аквинским. Доминиканские магистры, которые преподавали сначала в самых важных академических центрах
, созданных Орденом, вышли из рядов светских профессоров в университетах Парижа,
Болоньи и Оксфорда. Их научная культура, а также их доктринальные идеи отражали то, что преобладало в
схоластической среде, в которой они обучались, и, какой бы ни была их личная сила, они
не создали нового философского или теологического движения. Многие из них оставили почетное имя в
истории богословия. Нам достаточно упомянуть Роланда из Кремоны, Гуго из Сен-Шера, Петра из
Тарентеза в Парижском университете; Ричарда Фишакра и Роберта из Килвардби в Оксфорде; Монету из
Кремоны в Болонье. Тем не менее, в своих трудах все эти мастера раскрывают августинианский тон, который
повсеместно пронизывал философскую и теологическую мысль в первой половине XIII
века.

К НОВОЙ ТЕОЛОГИИ

Альберт Великий (1206-80) своими энциклопедическими трудами и усвоением древних знаний открыл
новый путь и предоставил в распоряжение христианского общества знания, накопленные греческим,
латинским и арабским миром, после устранения ошибок, которые мешали их использованию в школах того времени.
Он в одиночку решил, по крайней мере временно, проблему изгнания Аристотеля, предложенную
Григорием IX в 1231 году. Таким образом, он оказывал на своих современников и мыслителей позднего
средневековья глубокое влияние, о чем достаточно свидетельствует титул, рано добавленный к его имени.
Однако, погруженный в необъятность своих знаний, Альберт лишь частично поднялся над идеями, распространенными
среди его современников, и не пришел к мощному синтезу своих философских идей.
Заслуга в этом принадлежала его ученику, Фоме Аквинскому (1225-74), который, сформировавшись под его руководством
(1245-52) и быстро получив универсальное знание своего учителя во всех великих философских

и богословские проблемы, создали христианскую философию и теологию, которые Церковь до сих пор использует в качестве
основы своего официального учения.

Примерно семьдесят пять работ различной важности, вышедших из-под пера Фомы
Аквинского, были написаны менее чем за двадцать лет (1254-73). В своем ансамбле они трактуют философию,
теологию и Священное Писание. "Сумма теологии", "Сумма против язычников", "Комментарии
к Аристотелю" и "Спорные вопросы" являются наиболее важными работами. Трудно сказать, что
более удивительно: короткое время, за которое была выполнена столь обширная работа, или сила мысли
, о которой она свидетельствует. Из элементов, разработанных его предшественниками с древних времен, Томас
Фома Аквинский создал философию, обширную, единую и стабильную. На этом прочном фундаменте он пересмотрел
науку богословия и, в свою очередь, наделил ее качествами, присущими его философии. У Фомы
Аквинского ясность выражения, степень эрудиции, критическое чувство, методический дух, тонкость анализа
и сила синтеза достигли своего наивысшего развития. Благодаря этому последнему качеству, силе
синтеза, которая была его гением, и благодаря созданию несравненной метафизики, Фома
Аквинский придал своей работе ее когерентную силу и удивительное единство.

Даже при его жизни влияние Томаса было обширным и глубоким. Действительно, задолго до его
смерти была основана его школа, и хотя на протяжении
веков она сталкивалась со многими препятствиями, она все больше и больше отождествляла себя с официальным учением Католической церкви.
Суверенные понтифики, которые покровительствовали доктринальной работе Фомы, когда он преподавал в
Римской курии, никогда не переставали восхвалять и продвигать священную науку, рожденную у подножия их трона.

Томистская школа быстро развивалась внутри Ордена Проповедников и даже вне его. В
начале четырнадцатого века святой Фома уже получил титул Doctorcommunis , что
свидетельствовало об общем триумфе его учения. Этот быстрый успех не был достигнут без трудностей
и противодействия. Фоме Аквинскому лично пришлось вступить в острую борьбу с
затянувшимся августинианством и антихристианским аверроизмом. После его смерти сторонники августинианства
попытались отомстить через действия некоторых прелатов , которые были более сварливыми , чем
благоразумный; свидетель осуждения Стефаном Темпье в Париже (7 марта 1277 г.), Робертом Килвардби в
Оксфорде (18 марта 1277 г.) и Джоном Пекхэмом в Лондоне (30 апреля 1286 г.). Но Орден Проповедников
противостоял этим противникам, как медная стена. Начиная с 1277 года, в своих общих главах он продолжал
рекомендовать и защищать учение Фомы Аквинского, а ученики великого доктора
своими трудами противостояли всем нападкам. В 1277 году Джайлс Лессинский и молодой отшельник из Св. Августин,
Джайлс Римский, ученик Фомы Аквинского, защищал теорию своего учителя о единстве
субстанциальной формы. Примерно в 1280 году, когда английский младший монах Уильям де ла Мар атаковал
многочисленные пункты учения Фомы Аквинского в своем CorrectoriumfratrisThomae , Ричард
Клэпвелл в Оксфорде, Хью из Биллома и Джон из Парижа во Франции энергично опровергли его.

ЗАЩИТНИКИ И НЕСОГЛАСНЫЕ

Общие работы в защиту учения Фомы Аквинского были предприняты в начале
четырнадцатого века, такие как работа Роберта Болонского " ApologeticumproS .". Тома, а
также Эрве из Неделлека, магистра Парижского университета, а позже генерального магистра Ордена, который
начал обширное исследование, оставшееся незаконченным, под названием DefensiodoctrinaeD . Thomae . Очередная серия полемических
работы, более специализированные по своему характеру, были также начаты в конце XIII и начале
следующего столетия различными монахами-проповедниками против нескольких знаменитых мастеров, которые прямо
или косвенно выступали против томистских доктрин. Так получилось, что Роберт Херефордский написал несколько
противоречивых исследований против Генриха Гентского и Джайлса Римского; что Эрве из Неделлека попал в
списки против первого из этих богословов; и что Томас из Джорца, профессор Оксфорда, а затем

кардинал, защищал томистскую школу от Дунса Скотта. Одним словом, Орден Проповедников
занимался значительной литературной деятельностью по распространению и защите учения своего великого доктора.

Несмотря на всеобщее одобрение идей Фомы Аквинского, Проповедники были слишком многочисленной
интеллектуальной группой, чтобы не иметь некоторых диссидентов. Последний принадлежал по большей части к провинции
Тевтония, где стойкость учения Альберта Великого и определенные мистические тенденции придавали
пристрастие к определенным взглядам, которые отдавали августинским неоплатонизмом и влиянием
псевдо-Дионисия. Таковыми были Ульрих Страсбургский (ум. в 1277 г.), Теодор Фрейбургский (ум. около 1315 г.),
Иоанн Экхарт из Хоххайма (ум. в 1327 г.). Во Франции Дюран из Сен-Пурсена (ум. 1334) был одним из
самых ревностных противников; но, в свою очередь, у него был энергичный противник в лице своего собрата, Дюранда из
Орильяка.

Канонизация святого Фомы Аквинского (1323) Иоанном XXII дала высшее посвящение
доктринам великого богослова; ибо в глазах Церкви учение о святых всегда
пользовалось исключительным авторитетом. С тех пор томистская школа, благодаря своей внутренней ценности и
положению, предоставленному ей Святым Престолом, оказалась на переднем крае католического богословского учения.

Содержание


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.