Ханты - Мансийского автономного округа — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Ханты - Мансийского автономного округа

2023-01-02 29
Ханты - Мансийского автономного округа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

                                                  Уважаемый Юрий Викторович!

        На Ваше обращение «О системе обучения М.П. Щетинина и её распространении на территории ХМАО» сообщаем следующее: Обучение основывается на принципах гуманной педагогики сотрудничества. Учащиеся независимо от возраста изучают один предмет в полном объёме, затем переходят к другому. В результате проходят курс средней школы в течение года, после чего продолжают обучение в вузе, факультеты которого находятся в той же школе. В возрасте 11-12 лет учащиеся становятся студентами ВУЗа.

     В школе хорошо зарекомендовала себя трудовая практика, на основе которой строится трудовое воспитание. Учащиеся сами строят и обустраивают школу и территорию. В школе имеется своя пасека. В летнее время учащиеся заняты на сельскохозяйственных работах по уборке урожая, за что получают продукты, обеспечивая школьную столовую овощами и фруктами. Большое внимание уделяется патриотическому и эстетическому воспитанию.

   Вместе с тем, в школе нарушаются стандарты образования, не учитываются возрастные особенности, вызывает сомнения режим работы школы. Нарушена структура организации учебного процесса. Увеличение количества часов в базисном учебном плане ведёт к перегрузке учащихся, что отрицательно влияет на их здоровье, особенно это отразится на здоровье детей-северян при условии внедрения этой системы в округе.

     Суровые климатические условия не позволяют заниматься строительством, сельскохозяйственными работами, что является составной частью модели М.П. Щетинина.

      Из вышеизложенного можно сделать вывод, что, не будучи адаптированной к условиям ХМАО, система обучения М.П. Щетинина не может быть применена для нашего региона.

Директор Паукова Л.Н.

 

 

      Комментарии излишни. Хотя дети из Школы Щетинина в Якутии строили мастерские и терема по просьбе президента Николаева.

     Этот подход ярко демонстрирует сегодняшнее состояние, сегодняшнее отношение чиновников от образования ко всему новому.

     Не нужно осуждать чиновников: они думают, что делают из благородных побуждений. Мышление массы людей отстаёт от мышления одного человека. Посредственный  ум будет отвергать то, что ему неведомо — это его естественная реакция, будет объяснять и доказывать, что этого не может быть. Затем ум начинает допускать в своё сознание: «А может, в этом что-то есть?». Следующий этап — полное приятие, как само собой разумеющееся. Пример, с изобретением лампочки Эдисоном и другими научными открытиями показывает естественную реакцию ума.

    Процесс внутреннего роста невозможно запрограммировать, как сейчас школьную программу, по годам. Бывает, только у последней черты вспоминаем о Боге, и смысле своего существования, и о том, что мы успели  или не успели сделать.

А кто-то сейчас допускает в своё сознание какие-то истины, как берёт незнакомую книгу, чтоб впервые постичь неведомое ему.

   Это называется — принятие на веру. Допустить, что это возможно. Возможно обучать детей таким образом, возможно создать условия для вхождения системы комплексного, нравственного, непрерывного образования детей в государственную систему образования. Принятие запустит механизмы и возможности реализации этой программы.

В данном случае должности, звания, деньги роли не играют.

 Нужно  понять, что за деньги можно купить книгу мудрого человека, но не мудрость; жилище, но не домашний очаг; лекарство, но не здоровье; постель, но не сон; еду, но не аппетит; слуг, но не друзей — этот список можно продолжать долго.

  Необходима законодательная база.

  Когда я задал вопрос Михаилу Петровичу: «Что нужно, чтобы в Кыргызстане открыть аналог или филиал Школы?». Он ответил: «Для начала — привези Президента».

  И действительно, если начинать снизу, объясняя, доказывая, убеждая, то увязнем в бюрократии. Должен быть заинтересован сам Президент. А он, возможно, заинтересуется, когда лично увидит всё это. И если, видя видимую часть «айсберга», сможет увидеть и почувствовать скрытую перспективу, то сам заинтересуется  созданием аналогичной Школы.

Богатство финансовое и богатство духовное — это разные вещи. Они могут сочетаться, но при определённых качествах самого человека.

  Однажды один папа, сын которого обучался в Школе, с гордостью сказал Михаилу Петровичу при встрече:

— У нас в Сургуте, директор «Сургутнефтегаза» В. Богданов — один из богатейших людей России. Мы обратимся к нему — может, поможет!

На что Михаил Петрович ответил:

— Я в сотни раз богаче Богданова! И помощь нам не нужна, и спонсоры нам не нужны. Нам нужны сотрудники!

   Кстати, я обращался и к В. Богданову с предложением сотрудничества, но даже ответа не дождался.

   Я мечтаю о таком дне, когда Президент России приедет в Школу. Приедет не проездом, не с визитом вежливости для прессы, а специально, с целью сотрудничества, с целью установления отношений в деле возрождения России.

  Только в сотрудничестве можно сотворить, строить, созидать. А для этого нужно встретиться и услышать друг друга, найти точки соприкосновения, а их более чем достаточно. Это — возрождение России, её духовность, её дети, её будущее. У России свой путь, и пытаться его искать на Западе бесполезно. Искать нужно в России, найти корни и дать прорасти новым росткам. Помните, что Иисус говорил про семена? Вот так и мы должны создать условия для роста, развития этих семян, чтобы они могли плодиться и размножаться, то есть государственный подход должен быть.

   Ситуация сейчас критическая. Только в России более 5 млн. беспризорных детей, живущих на улице. Официально признано около 4 млн., но такие данные всегда занижаются. Целое поколение детей выросло в условиях войны в Чечне, что является благоприятной средой для развития терроризма. Ни при каком императоре, ни при какой власти не было такого страшного положения.

    Мне приходилось неоднократно бывать в Ханты - Мансийске. Там построен шикарный центр образования для детей Севера, школа-интернат. Строили рабочие из Турции по финскому проекту. Огромный штат обслуживающего персонала, охрана, пятиразовое питание, дети одеты с иголочки, прекрасный медицинский центр с новейшей аппаратурой, прекрасный киноконцертный зал. Больше всего меня восхитила картинная галерея с оригиналами работ русских художников и большая коллекция старинных икон. Но атмосфера! Атмосфера офиса, неживая, дети не чувствуют себя в нём хозяевами.     Администрация округа использует киноконцертный зал по своему усмотрению для проведения конференций, концертов, презентаций и прочего. Детей закрывают в жилом корпусе, ставится охрана, в спортзале накрывают столы для фуршетов и царит другой мир…

 Всё это я видел своими глазами, и поверьте, не появилось даже мысли, чтобы мои дети так обучались. А ведь этот Центр считается элитным образовательным учреждением.

    Таких школ много по России, и богатых, и для детей богатых. У нас исказилось понятие элиты. Считаем элитными дорогую, платную школу, институт, заграничное образование.

Откуда взяться соборному чувству? Сокровище русской мысли, драматизм и величие нашей истории проходят мимо, если идеал — всё заграничное.

   Разве может в таких условиях закалиться характер, разве может проснуться зов великих предков и древние русские архетипы? Дети не учатся нести ответственность за свои поступки и преодолевать самих себя в сверхнапряжении. Не ведают, что такое строить дома, пахать землю, совершать марш-броски, а тем более рисковать жизнью.

  Что дети знают о мощи и величии своей Родины?

Государство, прежде всего, обязано растить и воспитывать истинную элиту.

 Слово «элита» переводится как «лучшая часть». А «власть лучших» — это аристократия. Аристократия — это носители национального духа, для которых власть вовсе не дверь в жизнь вседозволенности, а бремя ответственности за судьбу страны. Государство обязано воспитывать высоконравственных патриотов, для которых честь и доблесть превыше всего.

Лишь те могут быть элитой, кто не боится трудностей и опасностей, кто идёт впереди народа, увлекая его за собой.

    Именно таких личностей, как мне кажется, не хватило Советскому Союзу в решающий час. Чудовищная измена «элиты» привела Великую Державу к развалу. Державу, которую веками собирали наши предки.

    Вместо элиты – носительницы исторической памяти, хранительницы культурных ценностей, формирователя нравственных образцов поведения, генератора профессиональных, полезных обществу решений, разработчика общественно-значимых программных целей – мы имеем специализированных на текущей политико-финансовой проблематике и плохо справляющихся даже с менеджерскими обязанностями функционеров.

   Подлинная же элита отодвинута на задний план. Нынешняя «элита» создала в стране неблагоприятный социально-психологический климат. Россия и её народ оказались в самой сложной ситуации за всю свою историю.

    Сильнее всего глупости и преступления «элиты» ударили по остаткам нравственной компоненты власти, что катастрофически отразилось и на её собственной дееспособности, и на духовно-нравственном состоянии общества.

    Налицо произошедший в стране нравственный холокост (нравственная катастрофа), необычно высокий уровень деморализованности общества, крайняя степень скомпроментированности, опошлённости понятий «порядочности», «совестливости» и «нравственности» безнаказанностью тех, кто эти понятия демонстративно попирает.

Взамен же нравственных устоев как идеологической сверхвласти всякого здорового общества во главу угла ставится, официально не объявляемая, но реально поощряемая нынешним руководством страны идеология «обогащения любой ценой», или идеологическая сверхвласть денег, активизирующая низменные человеческие инстинкты. Естественно это всё отразилось и на образовании.

    Элита, если она хочет быть властной и сильной, не должна погрязать в неге и разврате.

С юных лет аристократы обязаны привыкать к лишениям и самоограничениям, презирать роскошь и любить бой, уметь проходить испытания на грани человеческих возможностей. Ежедневно они должны закалять дух и тело, подтверждая своё звание лучшей части народа.

Так растили свою элиту спартанцы, приучая детей переносить голод и боль, холод и жару, есть черствый хлеб и пищу воина. Четыреста лет Спарта была непобедима. Но стоило этой системе воспитания сломаться, и государство погибло.

     Так же растили молодых дворян во времена расцвета Российской Империи. В кадетских и морских корпусах молодые аристократы познавали дисциплину, порядок, ели солдатскую кашу. Они привыкали к запаху пороха, к кровавым мозолям на руках, к дыму походных костров, к бурям, жаре и холоду. Они проникались сознанием того, что судьба дворянина — это служение царю и Отечеству с юности и до последнего вздоха. Вот почему Россия рождала богатырей: Апраксина, Ушакова, Лазарева, Нахимова, Суворова, Кутузова, Румянцева, без боязни вступающих в бой с превосходящими силами противника.

     Тогда родился невиданный тип людей, тех, которые могли одновременно выступать полководцами и дипломатами, путешественниками и учёными. Дворянина могли отправить в раскалённые пески Закаспия и высокогорье Центральной Азии, во льды Арктики, альпийские походы и кругосветные путешествия. Именно потому в России были дворяне Лаптевы Д.Я и Х.П, Пронищев В.В., Малыгин С.Г. — исследователи полярных просторов. Или граф Воронцов М.С., который под градом французской картечи лично вёл в атаку гренадерскую дивизию при Бородино. А потом продал своё имение, дабы раздать награды тем, кто остался в живых. Или генерал Ермолов А.П., бросивший в лицо персидскому визирю перстень с огромным алмазом, когда его пытались умаслить на переговорах. При этом Александр Петрович вовсе не был богат. В той России рождались люди вроде братьев Миклухо-Маклай. Николай Николаевич изучил коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. В его честь назван участок побережья острова Новая Гвинея. А его брат Владимир Николаевич, капитан первого ранга, геройски погиб, командуя броненосцем береговой обороны «Адмирал Ушаков», приняв неравный бой в Цусимском сражении с двумя тяжёлыми крейсерами японцев 15 мая 1905 года. Или Пржевальский Н.М., который был талантливым офицером Генерального штаба и великим путешественником. Он руководил экспедициями в Уссурийский Край и четырежды в Центральную Азию. Николай Михайлович первым из европейцев проник в глубинную область северного Тибета.

   Рядом с такой аристократией нынешняя «элита» выглядит очень блекло. Она не хочет замечать главного — в России возрождается истинно элитное образование, где воспитывают истинную аристократию.

 

Каждый из нас, где бы мы ни жили, можем стать сотворцами в построении Школы будущего.

Будда говорил:

«Ученик, следующий за мной, держась за конец моей одежды, далёк от меня и я от него. Почему? Потому что этот ученик не видит меня. Другой живёт за сотни верст от меня и, тем не менее, близок мне и я ему. Почему? Потому что этот ученик понимает учение; понимая учение, он понимает меня».

  Необходимо стать на путь изменения себя, познания себя, расширения своего сознания, обучения и воспитания себя. Сейчас многие из нас находятся в позиции зрителя или ожидающего: «... я уже взрослый, мне там не учиться, к сожалению, моим детям туда не попасть, вот если будет такая школа рядом, то я отдам ребёнка...».

   Но что нам необходимо сделать, чтобы такая Школа была рядом?

Если каждый из нас попытается понять суть образования будущего, увидеть его Образ, просто поразмышлять над этим, то постепенно будет меняться наше сознание, мы начнём понимать какие-то вещи, явления, какие раньше были недоступны нашему пониманию. Тогда начнём понимать и не осуждать тех людей, кто ещё не успел понять простых истин, какие бы должности эти люди ни занимали.

    Помните закон критической массы?.

    Наша задача — увидеть Образ Школы будущего, но будет мешать собственный ум. Он постоянно будет сравнивать какие-то фрагменты, слова, мнения со своим прошлым опытом, прошлыми знаниями, и если они не будут соответствовать, то будет критика, непонимание, обиды и прочие негативные реакции в силу неведения.

    Если удастся увидеть, почувствовать Образ Школы, поверить реальность осуществления его, а Школа в Текосе реальное подтверждение этому, то появится уверенность. А если нас будет много, и каждый установит такого рода отношения с собой, то будет «лава», «лавина», и это создаст возможности и условия создания Школ будущего. Включится закон «подобия», т.е. подобное притягивается подобным. Аналогично начнёт работать закон «центробежной и центростремительной силы», т.е. наше созидательное будет распространяться и одновременно наполняться созидательным.  Эти процессы реализуют наши мысли и намерения, дадут возможность реального сотрудничества, сотворения, где бы ни жили...

 

Я мир, я свет пречистого покрова

От песни Рода, исконно святой...

Я белый луч из бела слова.

От были белой, белым налитой...

Ребёнок Я, смотрите:

Корона солнца надо мной!

И что угодно говорите.

Господь со мной!

Господь со мной!

 

                                                           М.П. Щетинин

 

                        АРКАИМ И ШКОЛА ЩЕТИНИНА

                              Та мудрость Творца сулит Новый град, сжигая, творит.

                             Нам ли свидетелям, печалиться, понимая Великий                                                      Замысел?

                                И глухие, и слепые, и сидячие останутся прохожими...

Агни Йога. Листы сада Мории. Зов.

  Аркаим был открыт в июне 1987 г. археологической экспедицией Челябинского госуниверситета под руководством профессора Г.Б. Здановича. Это официальная история. По другой версии, местные мальчишки, играя, нашли наконечники стрел и другие предметы старины, показали их родителям, а они догадались показать специалистам.

То, что можно найти предметы старины буквально на земле, подтвердил профессор Геннадий Борисович Зданович. А мне одна из сотрудниц заповедника «Аркаим» показала только что найденную часть бронзового молотка, которую обнаружила при посадке картофеля.

  Аркаим находился в зоне строительства Караганской оросительной системы. Планировалось заполнение водохранилища весной 1988 г. После этого Аркаим, расположенный на невысоком мысу при впадении в Большую Караганку, одного из её притоков, должен был быть затоплен. И вновь, по счастливой случайности, буквально в один голос перевесило решение не затапливать Аркаим и приостановить строительство водохранилища на два года.

  Памятник с его сложнейшей архитектурой и удивительно правильной планировкой требовал тщательного многолетнего исследования с применением всех доступных на то время методов. Поспешные раскопки не позволяли спасти памятник даже для науки. В пределах зоны затопления были обнаружены десятки неисследованных археологических памятников других эпох — от каменного века до начала двадцатого столетия нашей эры. Эти памятники должны были уйти под воду вместе с Аркаимом.

  Едва ли не впервые в отечественной истории, в практической плоскости, был поставлен вопрос: «Что важнее для страны: культурно-историческая ценность памятника древности или конкретная экономическая выгода?» К тому времени в стройку уже были вложены миллионы рублей, но приоритет был отдан Аркаиму. В апреле 1991 г. Советом Министров РСФСР было принято постановление о прекращении строительства гидроузла и о создании на территории Караганской долины историко-ландшафтного заповедника «Аркаим», площадью около 4 тыс. гектаров.

Что же такое Аркаим?

В чём его уникальность?

Почему туда едут и едут?

 

   Вот что об Аркаиме рассказывает сам профессор Зданович Г.Б.:

— Более столетия археологи всего мира искали материальные свидетельства жизни одного из величайших индоевропейских народов, который назвал себя «Арья». Арии были создателями величайших духовных ценностей, определивших в значительной степени уровень современной культуры. Им принадлежат ранние пласты в знаменитых книгах — индийской «Ригведе» и иранской «Авесте». Последние археологические открытия позволяют связывать Южный Урал с легендарной прародиной ариев.

  Аркаим — культурное и духовное пространство на Южном Урале.

На картах рубежа XIX-XX веков эта территория помечена как Аркаимская пустошь. В переводе с тюркского слово «Аркаим» означает «хребет, спина, основа». При желании в этом слове можно уловить и индоиранское «арка» — сущность воды и огня, и «Иимы» — имя древнейшего авестийского царя и культурного героя. «Арк» в переводе с персидского — «крепость», «цитадель».

  Когда-то, в бронзовом веке около 4 тыс. лет назад здесь кипела яркая самобытная жизнь. В центре долины, со всех сторон окружённой горными увалами, стоял поселок. Жители прятались за мощными оборонительными стенами, построенными из грунта и дерева. Крупные трапециевидные помещения располагались плотно друг к другу, словно спицы в колесе. В центре посёлка находилась площадь. Сохранились две кольцевые оборонительные стены, вписанные друг в друга.

   Последние можно назвать протогородом, или ранним городом, поскольку здесь в том или ином виде представлены все формообразующие элементы настоящего города.

Дальнейшие исследования показали, что Аркаим не одинок, что он является составной частью значительного культурного пространства III-II тысячелетия до н.э. Благодаря аэрофотосъемке открыто более 20 городов подобного типа. Они протянулись вдоль восточного склона Уральского хребта на 400 км с севера на юг и на 150 км с запада на восток. Это пространство получило название «Страна городов».

Несмотря на многочисленность укреплённых центров, Аркаим остаётся единственным объектом своего рода. Его уникальность, безусловно, определена важной сакральной ролью, особым местом в религиозной жизни людей эпохи бронзы.

Жители Аркаима были, прежде всего, скотоводами, но они успешно занимались земледелием, варили металл, медь, обрабатывали кожу. На глиняной посуде сохранились отпечатки растительных и шерстяных тканей. Аркаимцы были замечательными гончарами. Сколько знаний, умений и чувства вложены в орнаменты — древнейшие геометрические смысловые знаки, которые предшествовали письменности!

Жители Аркаима успешно обрабатывали камень, из вулканических пород изготавливали молотки и наковальни для горячей и холодной обработки металлических изделий. Из кварцитов и базальта делали топоры, из кремня и яшмы изготавливали наконечники стрел и копий. Некоторые из этих предметов использовались в качестве давильных камней для получения божественного напитка.

Археологи, специалисты Челябинского государственного университета, очень бережно и кропотливо изучают древний город. Им удалось привлечь к работе замечательных учёных со всех уголков страны: ботаников, почвоведов, геологов, климатологов, специалистов в самых различных областях знаний.

Сегодня на базе музея-заповедника «Аркаим» создаётся научно-просветительский и культурно-образовательный центр. Какие знания, какие элементы миропонимания он может дать современному человеку?

Несмотря на то, что основные исследования впереди, спектр этих знаний уже сейчас огромен: он охватывает раннюю историю индоевропейских цивилизаций, её первые шаги, без понимания которых мы никогда не сможем понять сегодняшний мир. Он охватывает истоки современных мировых религий и проблемы взаимоотношений природы и человека наших дней.

Многочисленные археологические факты дают возможность воссоздать быт и мировоззрение древнего человека. Поскольку Аркаим и «Страна городов» связаны с конкретной группой индоевропейских племен — вероятно, это легендарные арии, — для исторических реконструкций вполне правомерно использовать данные современного языкознания и древнего мифотворчества.

В последнем случае речь идёт о глубинных пластах «Ригведы» и «Авесты». При этом мы не претендуем на всесторонний научный характер наших умопостроений. Но блестящий археологический материал «Страны городов» подвергает искушению заглянуть в духовный мир людей, создавших уникальную культуру на Южном Урале. Культуру, которая внесла колоссальный вклад в мировую человеческую цивилизацию.

Даже в самые древнейшие времена люди старались понять своё место на земле, т.е. воссоздать символическую картину мира. Мы можем образно сказать, что человечество началось не с изобретения каменного зубила, а с оформления мировоззрения, с осознания себя и себе подобных частью космического мировоззрения. И в древности, и сегодня человек не может жить без осознания картины мира. В этом психологическая предопределенность человеческого мышления.

Организующая сила картины мира огромна, и неважно, догадываемся об этом мы с вами или нет. Мышление древнего человека было очень конкретным. Картина мира, созданная им, распространялась не просто на абстрактную далёкую Вселенную. Она должна быть в виде реальной модели, построенной рядом, здесь же, и человек должен жить в этой Вселенной, в её космических кругах и квадратах. Все поселения аркаимского типа расположены как бы на островках. Во время весенних паводков почти все посёлки окружены водой и возвышаются среди бурной весенней стихии. Самые ранние поселки аркаимского типа имеют форму овала, вернее, яйца. Затем на основе овалов возникают круговые и квадратные фортификационные конструкции.

  А теперь обратимся к мифологии. Согласно ведическому мифу, первоначально был Хаос. Какие-либо элементы Вселенной отсутствовали. Тогда не было ни сущего, ни не-сущего, не было ни воздушного пространства, ни неба над ним. Тогда не было ни смерти, ни бессмертия. Без дуновения дышало Единое, и ничего, кроме него, не было.

Начало творения дали воды. И сгущение вод оформилось в яйцо. Оно около года бесприютно колыхалось на волнах. Затем яйцо раскололось на две половины — Небо и Землю.

  Мы уже знаем с вами, что самой древней формой оборонительных укреплений в «Стране городов» был яйцевидный овал, затем формируются круги и квадраты. По индоевропейской мифологии круг соответствует небесному началу, квадрат — земному.

Итак, из яйца рождается Небо и Земля.

  Интересно, что этот всеобщий миф о рождении космоса очень похож на ситуацию появления плода в утробе матери и рождения ребёнка. Многие специалисты-антропологи и историки культуры не исключают, что за этим всеобщим мифом стоит возможность древнего человека принимать своё раннее эмбриональное состояние до рождения. Среди тёмных вод рождается человек, среди вод рождается Вселенная. В окружении водных потоков люди строят свои Аркаимы, свои космические, земные миры.

  Создавая свои города, люди бронзового века заново творили свою Вселенную. Это необходимый акт творения. Строительство Аркаима — это не только создание домов и оборонительных стен, это и особый ритуал. Строители должны были заново синтезировать космос, повторяя все этапы его становления. Нужно было повторить всё так, как было прежде, в некие мифические времена.

  Для жителей Аркаима ведущим геометрическим символом были круги, за ними стояли космические сферы и женское начало. Круги опоясывали квадрат — её мужскую часть.

 План Аркаима очень похож на легендарную авестийскую Вару. Позднее, в будущем, она переросла в понятие «мандалы». Вара — это убежище, обитель праведников, она противостоит силам хаоса и смерти. Вару создал культурный герой ариев Имма по указанию самого Аура-Мазды (Ма — великий, здо — крыша, по-славянски небо, как и звезда — свет неба). По «Авесте», центральное место предназначалось для огня, ярко пылающего. В центре Аркаима сохранились следы от длительно горевшего костра. Безусловно, это площадь для молений. Жилища вокруг площади принадлежат особой группе людей: семьям, лучшим людям, откуда происходили жрецы и воины. Второй круг жилищ предназначался для семей свободных общинников. Скот содержался за пределами второго кольца оборонительных укреплений.

  Интересно, что обычно во все времена загоны для скота сооружались в центре поселка, ведь в степи скот — главное богатство. Но на Аркаиме главным богатством был человек. Здесь всё создано только для человеческого бытия, духовного и физического комфорта человека.

  Люди бронзового века, создавая круги и квадраты, моделируя Вселенную, заново проделывали то, что делал Имма. Несомненно, строитель Аркаима был участником ритуала. Он отождествлял себя с божественным персонажем основного мифа. Строители аркаимских оборонительных стен как бы заново выверяли структуру Вселенной и структуру общества, в котором они жили. На Аркаиме всё одухотворено: кажется, куда не опустишь лопату, везде миф. Аркаимцы тщательно берегли свои духовные ценности. Увы, сегодня мы не умеем делать этого.

Ещё один небольшой сюжет.

В аркаимских домах при раскопках всегда фиксируются колодцы. В каждом доме — по одному или даже по два. Почти вплотную к колодцам располагались печи. Мы первоначально не могли понять, зачем печи строились рядом со створом колодца. И вдруг заметили, что печи соединены специальными подземными каналами, это оказался поддув. Печи с такими поддувами содержали остатки металлургических плавок. Разница в температурных режимах и влажности создавала тягу и позволяла выплавлять медь из руды без использования специальных мехов. Это гениальное и предельно простое решение подачи воздуха в печь буквально поразило нас.

  Но самое интересное открытие ждало нас на дне колодца. Здесь были найдены черепа коров и лошадей, копыта домашних животных. Всё было специально разложено вдоль стенок колодца и закреплено деревянными колышками. Безусловно, это были остатки жертвоприношений. Но кому? И черепа, и кости ног перед погружением в воду были тщательно обожжены. Всё это удивительным образом иллюстрирует знаменитый индоевропейский миф о рождении огня.

  Бог Огня родился из Воды. Существует множество статей на эту тему. Миф не дает покоя специалистам. Ведь истинному мифу нужно верить, как самому себе.

Но вода и огонь исключают друг друга. Есть ещё важная деталь в основном мифе — бог Огня родился не просто из Воды, а из тёмной, таинственной Воды.

  Так, в соответствии с нашими археологическими свидетельствами, бог Огня родился из подземных вод, из вод колодца. Колодец раздувает огонь до такой силы, что он может плавить металл. Темные воды колодца порождают бога Огня.

  Значит, жертвы, положенные на дно колодца, предназначены совсем не воде, а богу Огня!

  Аркаим позволяет создать вокруг себя многоплановые миры, соединяющие прошлое и настоящее. Совмещение времени и пространства в нашем сознании обеспечивает устойчивое существование каждой отдельной личности и обществу. Одним из таких миров является мир взаимоотношений человека и природы. Сегодня мы не можем похвастаться взаимопониманием культуры и окружающей среды.

   Как обстояло дело в начале второго тысячелетия до нашей эры?

   Культурный слой, скрытый на Аркаиме, значительно отличался от культурных слоёв в первобытных поселениях. Здесь нет обычных ям с кухонными отходами, нет мусорных свалок вообще. Создаётся впечатление, что даже после разрушения и тысяч лет забвения здесь царят чистота и порядок.

   Вернёмся опять к «Авесте». В её гимнах провозглашается почитание всех вод, всех растений, в побегах и корнях, всей земли и всего неба. Жители «Страны городов» умели очень бережно и осторожно вписывать свои города в природный ландшафт.

   Аркаимцы верили, что Вселенная сооружена из глины и дерева, и из этих же материалов они строили свои дома и города, моделируя Вселенную.

   Для создания своих жилищ они вырывали котлован, а грунт, извлечённый из котлована, служил материалом для возведения стен и фортификационных построек. Простейшие расчёты показывают, что количество выбранного грунта и грунта, уходящего на строительство, фактически совпадает. А это означает, что и после прекращения своего существования поселение как бы возвращается в природную среду, не нарушая естественного ландшафта.

   Вода, огонь, земля для аркаимца священны. Удивительно, что на Аркаиме в то время были канализация и очистные сооружения. В «Авесте» ярко демонстрируется мысль об отношении человека к природе:

«Прежде чем помыть грязную вещь в воде, подумай о чистоте воды!»

  Аркаимец мог окунуть грязную вещь в чистую воду только после нескольких стадий предварительной очистки. И эти принципы взаимоотношений с окружающей средой родились у нас на Южном Урале 4 тыс. лет назад. Посмотрите сегодня на наши реки. Многие из них перегорожены бесконечным количеством плотин и превращены в грязные пруды. Мы перестали считать Землю своим домом!

  Аркаимцы были огнепоклонниками. Возможно, начало второго тысячелетия и не было временем рождения самого пророка Зороастра, но всё равно на Аркаиме хорошо чувствуется среда, из которой возник зороастризм. Главной реформаторской идеей Зороастра было утверждение главного бога — Аура-Мазды — среди множества языческих богов.

   Становление всех мировых религий так или иначе связано с зороастризмом. В поисках истоков современных и традиционных религий Аркаим посещают сегодня тысячи верующих и жаждущих обрести веру. Сюда приезжают религиозные деятели ислама, буддизма, христианства. Неоднократно бывали на аркаимской земле ректор Московского и проректор Волгоградского православных университетов. В мае 2005 г. Аркаим посетил Президент РФ В.В. Путин.

   Это очень важные моменты в становлении Аркаима как духовного центра. Игумен Иоанн Икононцев объяснял своё внимание к Аркаиму тем, что Аркаим помогает восстановить связь времён, обрести историческую и, прежде всего, духовную память. «Потерять память для человека, — говорит отец Иоанн, — это значит перестать существовать как личность, деградировать и пропасть исторически».

   Ещё многие и многие мировоззренческие вопросы ставит Аркаим. Воссоздание культуры рубежа III-II тысячелетий до н.э. и её истоков — это нелёгкая, но благородная задача.

   В прошлом обыкновенное представление о человеческом бытии, человеческой культуре вкладывалось в образ дерева, Древа Жизни, Мировое Дерево. В продолжение этого понятия можно сравнить отдельные культуры с древесными кольцами. Каждое последующее кольцо, кажется, нарастает самостоятельно, однако оно полностью зависит от жизнедеятельности других, всех колец и неважно, когда оформились эти кольца, 50 лет назад или 5 тысяч.                 Возродив одно из древних колец, насытив его дыханием ушедшей жизни, мы пропускаем по нему жизненные соки нашего времени, оздоравливая весь ствол, всё содержание сегодняшней культуры.

  Снова над Аркаимской долиной встаёт солнце, как 4000 лет назад, и, вероятно, нельзя считать случайностью, что одна из древнейших мировых цивилизаций открылась нам в столь трудные для России годы. Открылась в центре страны, на изломе тысячелетий. Совсем не случайно Аркаим становится важным культурно-историческим и духовным явлением современности.

 

  Сопоставляя находки учёных с текстами гимнов арийских «Вед», Г.Б. Зданович утверждает: «Да, «Страна городов» — страна ариев, но были они в Южноуралье недолго, по каким-то причинам они ушли на юг, в долгий поход на полуостров, на котором сегодня расположено государство их потомков — Индия».

  «Страна городов», и Аркаим, в частности, хранят останки одной из древнейших цивилизаций человечества: оригинальные, ни на что не похожие сооружения, сложной и в тоже время простой конструкции, чёткая система коммуникаций. Поражает продуманность и совершенство архитектурных и инженерных решений, строительных технологий, высочайший уровень развития культуры древнего протогорода. И всё это было построено сразу, по единому замыслу, с четырьмя ориентирами по сторонам света, входами. Не случайно учёные проводят параллели между круговыми укреплениями Аркаима и городом легендарного царя Иммы, воспроизводящим модель Вселенной и описанным в «Авесте».

  Сама геометрия построек «Страны городов» таит в себе множество загадок. Первоисследователи Аркаима Г.Б. Зданович и И.М. Батанина считают:

«Такая планировка близка принципу мандалы — одного из основных сакральных символов буддийской философии. Само слово «мандала» переводится с санскрита как «платформа мировоззрения». В «Ригведе», где оно впервые встречается, слово имеет множество значений: «колесо, страна, пространство, общество, собрание». С этим нельзя не согласиться, взглянув на снимки Аркаима, сделанные с высоты птичьего полёта. Мандала, как модель Вселенной, универсальна, причём Вселенная всякий раз моделируется, и изображение в плане с помощью круга, квадрата или их сочетания. Аналогичную форму имели поселения «Страны городов».

Такие простые геометрические фигуры позволяли человеку воплотить и передать зримо множество символов, повествующих о Вселенной и обществе, формах поведения, выразить своё понимание пространства и времени.

Как утверждает В.Т. Ковалева, доцент кафедры археологии Уральского государственного университета, в связи с Аркаимом можно по правде сказать, что «архитектура — один из важнейших способов коммуникации, связывающих людей через пространство и время; закодированная «летопись мира».

А я вспоминаю фразу, сказанную будущим архитектором в Школе М.П. Щетинина: «Архитектура — это та же история, которая говорит тогда, когда уже молчат и летописи, и предания».

  Древние жители Аркаима построили свой быт таким образом, что современная цивилизация не может приблизиться к их уровню отношения к окружающему миру.

  Аркаим и «Страна городов» — родина первых в мире колесниц, как <


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.