Мечеть Узбека и медресе г. Старый Крым — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Мечеть Узбека и медресе г. Старый Крым

2023-01-01 44
Мечеть Узбека и медресе г. Старый Крым 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мечеть построена в 1314 году и много раз реставрировалась и перестраивалась. От первоначальной постройки сохранились колонны, молитвенная ниша – михраб, украшенная резьбой по камню, портал с надписью на арабском языке, восхваляющей «величайшего хана Мухаммеда Узбека», поэтому храм называют мечетью Узбека. От высокого минарета осталось только основание.

Сохранились развалины медресе – мусульманской высшей школы, хотя некоторые ученые склонны считать их остатками дервишского текие – монастыря. Это была обширная квадратная в плане постройка, богато украшенный резьбой портал вел в большой мощеный двор. Вокруг мечети археологами обнаружено множество надгробий с надписями на арабском и тюркском языках. Адрес: г. Старый Крым, ул. Победы, 5.

Текие дервишей. Малый Иерусалим (Ближайший населенный пункт: Евпатория)

Историко-архитектурный памятник XV-XVII веков — ансамбль монастыря "Текие-дервиш", состоит из трех разновременных сооружений — медресе (высшая духовная школа, его ещё называют "чайный домик"), мечети XVII века Джума-Джами и текие XV века — обители дервишей. В свое время обитель принадлежала суфийскому ордену вертящихся дервишей Мевлеви. Это единственный в Европе монастырь дервишей, сохранивший свой первозданный облик.

Создан и действует культурно-этнографический центр и музей, ведется работа по восстановлению традиционных ремесел — действуют мастерские золотого шитья и каллиграфии.

Архитектура зданий отличается простотой, отсутствуют какие-либо украшения. Центральное здание комплекса — квадратное. В центре него располагается просторное посещение. Здесь дервиши устраивали ритуальные пляски. По бокам – 19 крошечных келий, каждая из которых имеет только узкое окошко и углубление в стене для светильника. Через это окно не виден и не слышен большой прекрасный мир. Чтобы попытаться понять состояние дервиша, уединенного в келье, надо войти в нее самому и послушать тишину. В келье останавливается время, замирает дух. Отсюда все далеко, это некое преддверие другого мира! В этой тишине и отрешенности монах ищет путь к Богу, совершенствуется, чтобы приблизиться к Нему…

Персидское слово "дервиш" переводится как "нищий". Это вовсе не значит, что пристанище здесь получали голодные и плохо одетые люди. Наоборот, сохранившиеся изображения дервишей представляют нам облаченных в красивые одежды и вполне упитанных мужчин.

На востоке дервишами называют отшельников, скитальцев-мистиков, искателей истины. Что же касается материальной стороны, то "нищие" обладали значительными средствами, так как подаяние — это святой долг каждого мусульманина. А подать дервишу — дело вдвойне почётное, ведь его молитва оградит дающего от всех напастей.

В отличие от современных попрошаек, дервиши иногда не протягивали руку за милостыней — это считалось позором. Наоборот, согласно восточной традиции, верующие сами уговаривали их принять подаяние. Становились перед дервишем на колени, клали перед ним подношение и просили: "Возьми это от меня". Если человек хотел подать серебряную монету, он протягивал её так, чтобы его рука находилась ниже руки дервиша. "Нищему" самому решать, брать предложенный дар или нет, но милостыня в современном значении этого слова могла его обидеть.

Дервиши исповедовали принцип: "В миру, но не от мира сего". Они врачевали, толковали сны, предсказывали будущее, переписывали книги, продавали магические амулеты. Но при этом жили по собственным законам, стараясь сохранять независимость от мирских суждений и общественной иерархии.

В восточных странах и Крыму они пользовались особым уважением, считаясь чуть ли не святыми. Не они кланялись могущественному султану, а он им.

Странствуя из города в город, из страны в страну, дервиши играли примерно ту же роль, что сейчас телевидение. Именно от них люди узнавали о событиях, произошедших в чужих краях. Нередко дервиши становились разведчиками, собирая сведения о жителях того или иного города, количестве имеющегося там войска, расположении улиц, оборонительных рвов, продовольственных складов, колодцев, запасах питьевой воды и так далее. "Заказчиками", как правило, выступали турецкие власти. Надо полагать, подобного рода услуги хорошо оплачивались. Турецкий путешественник Эвлия Челеби, побывавший в Крыму в середине XVII века (он, кстати, тоже был дервишем и среди прочего выполнял здесь задания разведывательного характера), обнаружил в Гезлёве несколько обителей дервишей.

"Находятся там, — писал он, — три монастыря дервишеских устава джельвети и хальвети. Наиболее людным является монастырь, где настоятелем Ахмед-эфенди из Кёледжа родом". Один из упомянутых монастырей находился у мечети Хан-Джами, место второго пока не установлено, а третий располагался возле Одун-базара.

Он-то и сохранился до наших дней. Основали его выходцы из турецкого города Конья (тогда это была столица могущественного государства турок-сельджуков), принадлежавшие к ордену, то есть братству, Мевлана. Основателем этого самого влиятельного в мусульманском мире ордена считается выдающийся мыслитель и гуманист XIII века Мевлана Джалаледдин Мухаммед Руми. Он известен у нас в первую очередь как поэт. Волшебные, просто чарующие стихотворные строки Руми не раз переводили на русский язык. Среди его переводчиков — знаменитый поэт Илья Сельвинский, чья юность прошла в Евпатории.

У ворот монастыря — звонок. Ещё миг, и за вами закрывается массивная деревянная калитка. Вы попадаете совсем в иную цивилизацию. Далеко позади остались автомобили, интернет, курортные радости и пляжная суета. Здесь — средневековье.

Ощущение, будто время остановилось. Тишина, прохлада, удивительно чистый воздух. Всё дышит спокойствием и вечностью.

Подходя к воротам, дервиш громко произносил: "Я — Хува!" Каждый из обитателей монастыря, завидев входящего, отвечал восклицанием: "Хува!" Гость целовал руку руководителям обители — тарикаджи-эфенди (руководителю послушников), зикр-баши (главе религиозных собраний дервишей) и турбедар-деде (хранителю святилища). После этого он обнимался с каждым дервишем, пожимал ему руку. За гостем закреплялась одна из 19 келий, расположенных внутри дервишеского храма.

"Нищих" ордена Мевлана, которому принадлежал этот монастырь, называли "вертящимися дервишами". Об их богослужениях, сопровождаемых песнопениями и ритуальными плясками, в Европе ходят легенды.

Но никто из европейцев не видел их собственными глазами, потому что посторонним сюда дороги нет.

Давайте же посмотрим на "вертящихся дервишей". Учтите, танцы для них — вовсе не развлечение или вид отдыха, а средство освобождения духа. Дервиши одеты в конические шляпы и развевающиеся белые одежды. Барабаны и флейты создают аккомпанемент для самозабвенного вращения танцоров, которые попеременно поднимают то правую руку (чтобы получить благословение неба), то левую (чтобы передать благословение земле). После нескольких часов вращения танцоры входят в транс, и им уже кажется, что весь мир вращается вокруг них, а не наоборот. Этот транс символизирует окончательное единение с Богом.

"Вертящиеся дервиши" кружились здесь вплоть до конца XVIII века. А затем, после присоединения Крыма к Российской империи, всё кардинально изменилось. Дервишей перестали пускать на полуостров. Их храм постепенно пришёл в запустение. На территории монастыря действовавшей оставалась лишь мечеть Шукурулла-эфенди, расположенная рядом с текие. В ней проходили пятничные богослужения, зал был устлан дорогими персидскими коврами. Сохранившиеся до наших дней здание мечети и минарет возведены в XVII веке.

1924 году советская власть закрыла монастырскую мечеть. Территорию обители передали Черноморскому флоту, который разместил здесь свои склады. Лишь в 2000 году монастырский комплекс был вновь возвращён религиозной общине. Здесь провели небольшие археологические раскопки и обнаружили удивительные вещи. Например, могилу самого древнего в степном Крыму мусульманского святого — Отеш-деде. Она расположена слева от текие.

Ещё одной здешней достопримечательностью считается призрак. Да-да, самый настоящий призрак — молодой мужчина в белых одеждах. Местные жители утверждают, что не раз видели его по ночам, а иногда и по утрам. По их мнению, это тень последнего имама здешней мечети, убитого красными моряками в 1918 году.

Справа от текие расположена живописная лужайка. Когда-то здесь было кладбище, на котором хоронили шейхов и дервишей. Его уничтожили в 1933 году. Место непростое — тут приборами зафиксированы мощные энергетические источники, целых три выхода.

Эти магические зоны по окружности выложены камнями. Очень полезно хотя бы несколько минут постоять в середине одного из кругов — считается, что это исцеляет от многих недугов, а здоровых людей заряжает положительной энергией. Адрес: ул. Караева, 18.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.