Пробудись, пробудись, пробудись, — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Пробудись, пробудись, пробудись,

2023-01-01 18
Пробудись, пробудись, пробудись, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГЛАВА 1

 

ПЕРВЫЙ ЧАС ДНЯ

 

ПРОБУЖДЕНИЕ ИСИДЫ

    

Пробудись в мире, о Владычица Мира,

   Богиня Жизни, прекрасная на небесах...

 

Пaдиуcиpи, из «Гимна пробуждения

Исиды в ее святилище на рассвете»

 

       На краю пустыни, вдоль берегов Нила с первыми лучами рассвета разносится отдаленное песнопение.

       Высоко над морскими водами, в уединенном мраморном храме на прибрежном утесе звучит утренний гимн Исиде, соперничающий с птичьими трелями в священной роще.

       На римском рынке владелец таверны качает головой: он знает, что слишком поздно открыл свое заведение, потому что утренний ритуал Исиды уже идет полным ходом.

Римский император слушает звуки утреннего гимна в честь Исиды и решает, что с политической и религиозной точки зрения будет разумно посвятить еще один новый храм этой могущественной богине.

       В Англии женщина, наполовину кельтского, наполовину римского происхождения, танцует под звуки систра, когда жрица в белом облачении начинает ритуал.

       В одиноком караван-сарае на Великом шелковом пути, ведущем в Азию, странствующий жрец смотрит на оранжевый шар солнца, поднимающийся над горизонтом, и тоскует по высоким резным колоннам, украшенным самоцветами, в величественном храме своей богини, за тысячу миль отсюда.

       Посередине Нила, в островном королевстве Мероэ, владычица Кандака встряхивает систр в унисон песнопению, молясь о том, чтобы богиня улыбнулась ей в этот день решающего сражения.

       На корабле в бурном море капитан взывает к Исиде с мольбой спасти его судно и команду. Пассажир, посвященный в новую веру, слышит эту молитву и дивится могуществу «лже-богини» — как велико ее влияние на умы людей.

       В варварском поселении, где-то глубоко в темных лесах Европы, вернувшийся вождь провозглашает, что его сын будет переименован в честь Сераписа, супруга Исиды, с культом которого он познакомился в «цивилизованном» мире.

     В дебрях Индии царь из династии, основанной еще Александром Великим во времена его похода на Восток, останавливается перед прекрасной статуей Исиды и довольно кивает, слушая, как жрец возносит ей хвалы на полузабытом языке.

     Юная девушка, посвященная Исиде до замужества, мечтает о возлюбленном и спешит в храм, где надеется увидеть его среди прихожан.

     В длинных коридорах Александрийской библиотеки пожилой ученый шепчет слова утренней литании, согнувшись над древним свитком. Потом он задувает свою масляную лампу и позволяет рассвету оживить выцветшие письмена.

 

------------------------------------

Литания — молитва у католиков, которая поется или читается во время торжественных религиозных процессий. — Прим. ред.

 

УТРЕННИЙ ГИМН ИСИДЕ

 

     В многочисленных храмах Исиды с каждым восходом солнца исполнялась утренняя литания пробуждения. Хотя в разных храмах звучали разные слова, менявшиеся в зависимости от природы того или иного воплощения Исиды, цель и смысл утреннего ритуала оставались неизменными.

 

Исида, царица Нижнего Мира, дает воду Сердцу-душе.

 

     После долгой ночи, когда лишь искра божественной сущности Исиды оживляла храм, ее статую будили, умывали, умащивали благовониями, одевали и предлагали ей дары. Хотя согласно египетской мифологии в ночные часы боги и богини были очень заняты собственными обрядами и ритуалами, церемония их заботливого пробуждения совершалась ежедневно — будь то одинокая жрица перед маленьким сельским алтарем или торжественная процессия с певцами и музыкантами, заполнявшими сумрачные храмовые чертоги.

 

Утренний гимн Исиде

 

     Ритуал утреннего пробуждения, должно быть, вызывал у Исиды снисходительную улыбку, поскольку ее многочисленные аспекты и разнообразные функции явно исключали любую возможность сна и божественных сновидений. Представляя собой владычицу Нижнего Мира, она правит снами и астральными путешествиями, которые происходят в сновидениях, с помощью своего спутника, коллеги и родственника Бога Анубиса с головой шакала, а в качестве защитницы Осириса она должна была стоять на страже в ночные часы, готовая охранять усопшие и спящие души, находящиеся на ее попечении, от злобы демонов ночи.

    Будучи Богиней света и пламени, Исида считается Богиней рассвета, и розовое сияние, предшествующее восходу солнца, — это ее улыбка, которая приветствует новый день. В качестве Богини солнца и луны она присутствует в обоих светилах, а ее сущность Богини воздуха содержится в порывах утреннего ветра — особенно в тех, которые приходят с прохладного севера. В аспекте повелительницы растений она возвращает к жизни молодые ростки и помогает листьям разворачиваться из почек, а утренние цветы раскрываются от легкого прикосновения ее пальцев.

     Итак, нет никакой необходимости будить вечно бодрствующую Исиду. Но теперь, ради духовного пробуждения своих жриц, жрецов и храмов, ради напоминания о том, что она снова вместе с ними и внутри них, Исида умножает свое присутствие в каждом святилище и одушевляет слова гимна пробуждения.

 

Статуэтка Анубиса, лежащего на постаменте, с ритуальными бусами (из коллекции автора).

 

ГИМН ПРОБУЖДЕНИЯ

 

Очистившись духом и телом,

Я вхожу в твой чертог, о Великий.

Когда я миновал Богиню Тефнут,

Она очистила меня.

Я жрец и ребенок жреца этого храма.

Я жрец, я пришел сделать то,

Что должно быть сделано.

 

  Затем жрец подходил к усыпальнице Осириса и снимал глиняную печать со словами:

 

  Глина сломана,

Печать снята.

Теперь откроется дверь,

И все зло, которое во мне,

Я бросаю на землю,

Как эту разбитую глину.

    После дополнительных мелких церемоний жрец приближался к статуе Осириса и исполнял гимн пробуждения, который частично приводится здесь:

 

   

Мир тебе, Бог,

Мир тебе, Бог,

Живая душа, сокрушающая своих врагов.

Твоя душа со мной,

Твой образ рядом со мной,

Я очищен в твоем присутствии.

    Затем перед статуей ставили жертвенное питье: молоко, пиво или вино. В богатых храмах это была лишь незначительная часть многочисленных даров, которые добывались с земель окружающих храм. Но даже эта пища через несколько часов или во время следующего ритуала распределялась между бедняками или послушниками, учениками и другими людьми, кормившимися за счет храма.

 

Фараон, предлагающий дары (рисунок).

 

    Если вы привыкли начинать свой день с чашки кофе, завтрака или таблетки витаминов с водой, все это можно предложить в дар и освятить, подняв обеими руками перед алтарем Исиды и подержав секунду другую. Небольшой жезл или скипетр можно использовать как кереб — орудие, которым помахивали над дарами во время их освящения. Если вы полагаете, что утренняя каша не может служить достойным подношением для божества, помните о том, что любые продукты, напитки и все, что поддерживает жизнь, священно для Исиды.

    Для многих людей возжигание свечи и исполнение ритуала пробуждения предшествует любой другой утренней деятельности — ведь так они могут воспользоваться преимуществами похожего на легкий транс полусонного состояния, которое человек испытывает ранним утром после пробуждения.

    По возможности следует избегать будильников, хотя три современном ритме жизни это затруднительно. Внезапный звонок, резкий переход от сна к бодрствованию стирает воспоминания о снах, которые часто бывают наиболее яркими и осмысленными в утренние часы. Радио-будильники с музыкальными мелодиями предпочтительнее обычных, так как они позволяют поддерживать состояние легкого утреннего транса.

 

Храм в Абидосе; гравюра XIX в.

 

    Настоящие любители рано вставать часто начинают день с утреннего душа или ванны. Инструкции, предлагаемые для этой процедуры, содержатся в главе 2 «Очищение для ритуалов Исиды».

    В зависимости от времени, которое вы можете уделить для утреннего ритуала, или от присутствия поблизости других людей, можно совершить воскурение в честь божества. Для утреннего ритуала больше подходят благовония с пряным, а не со сладким запахом. Очень хороши смолистые благовония, которые тесно ассоциируются с солнцем, такие, как мирра.

 

---------------------------------------

Мирра — ароматическая смола из коры некоторых тропических деревьев. — Прим. ред.

или ладан. (Подробнее об этом см. в главе 18 «Исида и алхимия».)

      Если воскурение по какой-либо причине неуместно, то капля благовонного масла на алтаре будет подходящей альтернативой.

      И самое главное — сохраняйте радостное настроение во время утреннего ритуала. Пришел новый день, полный безграничных возможностей, лежащих за пределами нашего воображения, но все же достижимых для людей, на которых распространяется помощь и любовь Великой Богини.

 

 

ГЛАВА 2

 

ВТОРОЙ ЧАС ДНЯ

 

ОЧИЩЕНИЕ ДЛЯ РИТУАЛОВ ИСИДЫ

 

 

     Состояние духовной чистоты — главная цель жрецов, жриц и почитателей Исиды. Хотя в древние времена жизнь, как правило, проходила в гораздо более медленном ритме, а люди находились в более тесном контакте с первозданной красотой природы, ритуалы духовного очищения проводились регулярно. Они были необходимы перед входом в святилище, перед молитвой, перед воззванием к божественной силе для исцеления.

     Те, кто сегодня следуют путем Исиды, живут в мире, где загрязнение окружающей среды стало обычным делом. Теперь мы считаем, что нам повезло, если содержание вредных веществ в атмосфере и промышленных отходов в почве находится на «безопасном» уровне. В современном мире, с его шумом, с беспрестанной, а иногда и бессмысленной деятельностью, ритуалы очищения приобретают еще более важное значение.

     По сути своей, очистительные ритуалы сводятся к осознанному очищению тела и духа. Они представляют собой разновидность благословения, когда позитивная чистая энергия уносит прочь тревоги и негативные эмоции. Хорошо выполненный ритуал очищения аналогичен психотерапевтической профилактике и сочетает в себе преимущества современной медицины и духовной терапии.

 

Пирамида на озере Меру. Вода в виде священных прудов или бассейнов часто служила одним из главных элементов храмового ансамбля.

 

РИТУАЛЫ ОМОВЕНИЯ

 

     Жрецы Исиды славились своей физической и духовной чистотой. Благодаря частым ритуалам омовения один из классов жречества назывался ueb, или «отмытые». Не предвзятые христианские авторы восхваляли чистоплотность жриц и жрецов Исиды, укоризненно отзываясь о том отвращении к чистоте, которое выказывали ранние аскеты и святые отшельники, склонные к умерщвлению своей плоти и любых здоровых плотских побуждений. Чистая красота ритуалов последователей культа Исиды являет собой разительный контраст по сравнению с привычками и обычаями многих христианских монахов.

      Вода играет жизненно важную роль в церемониях очищения по всему миру. Во многих храмах Исиды и Сераписа имелись большие бассейны для очистительных ритуалов, а во время регулярных общественных молений Исиде жрецы часто приветствовали прихожан ритуальным окроплением или разбрызгиванием воды. Ежедневное очищение храма огнем (факелы или воскурения) и водой (окропление или разбрызгивание) было обязательным дополнением к очистительным ритуалам самих жрецов.

 

Гравюра XIX в., изображающая водопад Мурчисона в верхнем течении Нила. Нильская вода особенно высоко ценилась за свои очищающие качества

 

     Роберт Уайлд в своей книге «Роль воды в культовом почитании Исиды и Сераписа» утверждает, что жрецы и жрицы уделяли особое внимание мытью рук и головы перед входом в храм или участием в церемониях. Это согласуется с древнеегипетскими изображениями очищаемого человека, который стоит под скрещенными струями воды, льющейся из сосудов в руках божеств, обычно Тота и Гора. Иногда вместо воды изображался непрерывный поток маленьких анкхов.

     Омовение головы, где соединяются духовные и материальные устремления, подчеркивало веру в то, что простого физического очищения недостаточно: разум и дух тоже нуждаются в очищении и обновлении.

     Воды Нила пользовались особенным уважением за их целительные и очищающие качества. Паломничество за нильской водой для храмов было обычным явлением.

Существует история о том, что во времена Римской империи жрица не удовлетворилась водой, привезенной от устья Нила, у его впадения в Средиземное море. Она поднялась по реке до островного королевства Мероэ, которое, как считалось, было расположено неподалеку от источника Нила. Другие паломничества, хотя и не столь продолжительные, совершались преданными последователями культа Исиды и Осириса, которого иногда изображали плывущим на ладье, наполненной нильской водой. Осирис обещал верующим изобилие «освежающей воды» в загробной жизни.

     Современная жрица Исиды Дороти Иди (Омм Сети) в течение нескольких десятилетий жила рядом с развалинами священного Осирийона в Абидосе. Для целительства она пользовалась нильской водой, собиравшейся в маленьких каменных бассейнах возле храма.

     Большие священные пруды часто включались в состав египетских храмовых ансамблей и использовались для ритуальных омовений, а также служили сценой для водных баталий на празднествах в честь Осириса.

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ДУХОВНОГО ОЧИЩЕНИЯ

 

     Очистительные ритуалы оказывают не только глубокое психологическое воздействие, хотя этот компонент имеет важное значение. Помимо духовного, есть еще физиологический эффект простого омовения.

      В зависимости от настроения и деятельности в течение дня наша кожа выделяет различные вещества. Некоторые просто испаряются, но другие остаются на кожном покрове и постепенно абсорбируются, часто после ферментации или разложения. Химические следы гнева и стресса нужно смывать водой, иначе организм получит своеобразное напоминание о них и будет снова переживать негативные эмоции.

 

Берега Нила (рисунок, фото).

 

     Это может стать настоящим препятствием для духовного очищения и душевного равновесия, но его можно преодолеть с помощью обычной гигиены. Важно отличать физическое очищение от духовного, которое заключается в ритуальных ваннах, омовениях или помазании.

       Поскольку жрецы и жрицы Исиды часто были опытными терапевтами по меркам своего времени, не стоит удивляться тому, что многие методы и субстанции, применявшиеся для духовного очищения, оказывали мощное физиологическое воздействие.

      Помимо такого общего действия, как очищение кожи от пыли, грязи и пота, многие вещества, использовавшиеся для этой цели, обладали доказанными антисептическими, антивирусными и даже антибиотическими качествами.

 

НАТР

 

      Вода на содовой основе широко использовалась в Древнем Египте в качестве очищающего омовения для тела и рта. Ее современный аналог можно создать, смешав пищевую соду с фильтрованной водой.

      Для пробуждения духовных очищающих свойств и воду, и соду надо благословить и зарядить энергией по отдельности, а затем хорошо перемешать. Проще всего это сделать, насыпав соду в маленькую чистую миску. Призовите в свои руки целительную энергию (см. «Проявление целительной энергии» в главе 11 «Исида — великая врачевательница»), возьмите миску и произнесите следующие слова или молитву со сходным смыслом:

 

Исида, прекрасная богиня,

Прошу тебя, очисти эту субстанцию.

Пусть она приобщится к твоей

божественной сущности и чистоте.

      Очистительную ванну лучше всего принимать без спешки, находясь в созерцательном состоянии духа.

 

      Наполните миску целительной энергией, поставьте ее и хлопните в ладоши. Затем призовите целительную энергию для воды и, наконец, в третий раз, когда будете смешивать соду с водой. Облейте тело содовой водой во время душа или ванны и прополощите ею рот.

 

ВАННЫ ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ

 

       Самая простая ванна для очищения наполняется горячей водой, куда кладется две-три столовых ложки поваренной соли. Лучше всего пользоваться крупной солью, которую добывают из-под земли, а не экстрагируют из морской воды. Вы можете также пользоваться специальной морской солью для ванн и чтить Исиду в качестве богини моря, но древние египтяне считали, что морская вода связана с Сетом,а потому является нечистой, что в нашу эпоху загрязнения окружающей среды более справедливо, чем когда-либо раньше.

 

-------------------------------

Сет — в египетской мифологии бог «чужих стран» (пустыни), олицетворение злого начала, убийца Осириса, один из четырех детей Геба и Нут. — Прим. ред.

 

       Освящение любой соли для ванн происходит по такой же схеме, как при создании содовой воды. В самом простом случае вы призываете в свои руки целительную энергию и произносите: «Прошу тебя, Исида, благослови эту соль».

      При подготовке очистительной ванны желательно находиться в умиротворенном, безмятежном состоянии духа, чтобы омовение помогало вам подняться на более высокий духовный уровень, вместо того чтобы сначала успокаивать вас. Обычно вы должны вымыться под душем, прежде чем перейти к очистительной ванне. Совершая необходимые приготовления, будьте спокойны. Не торопитесь. Ритуал очищения нельзя проводить в спешке.

        

Ванна с иссопом

 

      Иссоп — возможно, наиболее мощное из очистительных лекарственных растений — использовался в течение тысячелетий. В «Энциклопедии магических растений» Скотта Каннингема приводятся старые названия иссопа, такие, как «иссот» или «исопос», которые, возможно, происходят от средневековых представлений об Исиде как о Владычице Растений. Под таким именем она упоминается в одном из манускриптов Кристины Пизанской.

      Возьмите пригоршню листьев иссопа или другого ароматного растения и опустите их в эмалированную кастрюльку, где уже находится примерно пол-литра воды. Поставьте кастрюльку на слабый огонь и помешайте листья деревянной ложкой, чтобы смочить их. Смотрите, как листья кружатся по спирали в завораживающем калейдоскопе зелени, и вдыхайте их аромат, когда вода начнет нагреваться. Это поможет вам очиститься изнутри. Если хотите, опустите в воду при помешивании священный символ анкха или Трона Исиды.

     Когда у краев кастрюльки начнут появляться первые маленькие пузырьки, снимите ее с огня. Дайте жидкости немного остыть, а потом слейте ее в наполненную ванну через сито. По возможности, пользуйтесь ситом, сделанным не из металла (конечно, вы можете вылить в ванну листья вместе с жидкостью, но это оказывает не слишком «очистительное» воздействие на сливную трубу). В качестве альтернативы вы можете завернуть листья в чистую ткань и сразу положить их в ванну, но тогда вода будет не такой ароматной, как при мягкой заварке. Выливая жидкость в ванну, вы можете произнести следующие слова:

 

Исида, прекрасная Исида,

Владычица зеленых трав,

Очисти меня от всякой нечисти,

Омой меня своим светом,

Освободи меня от того, что льнет ко мне,

Сделай меня чистым,

Чтобы я мог ходить по твоим путям.

      Теперь вы можете погрузиться в ванну. Поскольку это очистительная процедура, то будет лучше, если вы полностью окунетесь в воду, либо на короткий момент опустив голову, либо вылив чашку воды на затылок. Если по медицинским показаниям вам не следует этого делать, просто наберите воду в пригоршни и плесните в лицо.

      Очистительные ванны лучше принимать при солнечном свете или при свечах, особенно если у вас есть свободное время и склонность к медитации. Еще раз, не торопитесь; иссоп, как и другие очищающие растения, обладает медленным, но глубоко проникающим действием, которое не нужно ускорять. Избегайте искушения превратить очистительную ванну в обычный душ. Хотя поспешный ритуал очищения все же лучше, чем ничего, но его польза будет гораздо меньшей.

      Некоторые растения, особенно иссоп, сушат кожу, поэтому после ванны вы можете воспользоваться маслом или лосьоном, чтобы снова увлажнить кожу. Это прекрасная возможность провести ритуал помазания, который закрепит эффект очистительной ванны.

 

 

-----------------------------------

Кристина Пизанская, Les Cent Histories de Troye, 1499/1500.

 

     В качестве очистительного растения иссоп использовался в иудейских и христианских обрядах и до сих пор применяется в иудейском ритуале мщва для духовного очищения.

     Чистый и ароматный иссоп придает воде особое свойство, которое можно ощутить как легкое, почти незаметное покалывание. Когда вы испытываете душевный разлад из-за жизненных обстоятельств или охвачены бурными эмоциями, ванна с иссопом помогает восстановить внутреннее равновесие. Она также очень хороша перед важными ритуалами или перед каким-либо значительным событием в вашей личной жизни.

      При покупке, сборе или выращивании растений, предназначенных для очистительных ритуалов, следите за тем, чтобы они были наилучшего качества, без пестицидов и вредных веществ, загрязняющих почву вдоль автомобильных или железных дорог. Иссоп — деревянистое растение с мелкими листочками, растущими на многочисленных тонких стеблях. В зависимости от времени года он может цвести алыми, розовыми или голубыми цветами.

 

ПОМАЗАНИЕ

 

      Помазание маслом — одна из наиболее древних разновидностей благословения и духовного очищения. Это быстрая и очень эффективная процедура, которую можно выполнять где угодно. В самой простой форме помазание совершается прикосновением ко лбу кончиком пальца, увлажненного освященным маслом. При этом произносится короткое напутствие, например: «Благослови, Исида!» или «Богиня, будь милостива ко мне!».

     Для помазания можно пользоваться разными маслами, однако следует избегать искусственных смесей. Они не оказывают такого мощного воздействия, как натуральные масла. Освятите масло перед употреблением, зарядив его целительной энергией во имя Исиды.

     При более сложной процедуре помазания вы прикасаетесь освященным маслом ко лбу, горлу, сердцу, животу, паху, коленям и ступням. Эту процедуру удобнее (но не обязательно) выполнять в обнаженном виде. При необходимости помазание можно осуществлять и через одежду; оно все равно окажет благотворное воздействие.

 

Ритуал помазания

 

     Помазание тела «заряженным» или освященным маслом — это способ привлечения к помазываемому участку той силы, которая выводит негативную энергию либо сообщает человеку особые качества, как, например, при современных ритуалах коронации.   Освященные мази и масла применялись во многих культурах древнего мира.

     Простой ритуал помазания сопровождается постепенным нисхождением божественной энергии в ваше тело и просьбами о просветлении или озарении, как показано в I гимне из главы 6 «Прославление Исиды». Это очень гибкий ритуал, который можно изменять от случая к случаю. Его также можно детализировать по вашему усмотрению, если вы хотите отдельно помазать каждый позвонок или каждый сустав ваших пальцев, ничто не мешает это сделать. Такое помазание может быть особенно полезно при травмах или хронических болях.

      Выпрямитесь и глубоко подышите до тех пор, пока не почувствуете, как потоки энергии наполняют ваше тело и струятся вокруг вас. Сделайте паузу и подождите, пока эти потоки не стабилизируются. Зарядите свои руки целительной энергией. Во время этого ритуала должна присутствовать свеча или другой источник света, но его можно выполнять и перед освещенным окном или на улице, если позволяют обстоятельства. Избегайте флуоресцентного освещения и любого другого, которое кажется вам неприятным.

      Приветствуйте Исиду. Это должно быть устное, формальное приветствие, например «Славься, Исида, будь со мною в моем начинании», или просто молчаливое обращение либо визуализация образа Богини. Когда вы произносите слова, совершайте помазание указательным и средним пальцами правой руки, предварительно смочив маслом кончики пальцев. Легче всего совершать помазание из маленькой чашки с маслом, стоящей рядом с вами на уровне пояса.

 

Свет

 

         Камни можно очищать, подвергая их воздействию солнечного света, лунного света или того и другого.

      Прозрачный кварц (горный хрусталь), который лучше всего сочетается с лунной энергией, нужно подвергать воздействию лунного света в течение трех ночей полнолуния. Чтобы усилить влияние луны, убирайте кристаллы, прежде чем лучи утреннего солнца коснутся их. Таким образом камень очищается и одновременно заряжается лунной силой. Это особенно полезно, когда вы изучаете аспект Исиды как лунной богини.

      Обычно предметы, сделанные из дерева или металла, нелегко очистить только светом. Их нужно выставлять на более долгое время (тогда приходится учитывать возможные повреждения от влаги ночью и от солнечных лучей днем) или применять дополнительное окуривание и подзарядку. Но даже тогда старые предметы, побывавшие в руках нескольких людей и неоднократно заряжавшиеся их энергией, не смогут полностью освободиться от нее.

 

Окуривание

 

      Окуривание камней и других предметов с целью очищения или зарядки энергией практиковалось во многих культурах по всему миру. В египетской церемонии окуривания пользуются ладаном или миррой, которые сжигаются на древесном угле. Смола копалового дерева, растущего в Новом Свете, тоже подходит для окуривания из-за сходства с древними благовонными деревьями, многие из которых уже вымерли или относятся к редким видам.

      Если вы предпочитаете церемонию окуривания, то для окуривания можно пользоваться благовонием куфи, но следует помнить, что это сложная смесь, изготавливаемая из нескольких компонентов. Для церемонии окуривания лучше пользоваться простыми, натуральными ингредиентами. По той же причине следует избегать благовоний в виде свеч или палочек, поскольку в их состав часто входят синтетические вещества, ароматизаторы и добавки для более ровного горения.

 

Омовение

 

      Кристаллам время от времени необходимо омовение в проточной воде. Если вам повезло и вы живете рядом с фонтаном, рекой, ручьем или водопадом, то положите камень туда, где вода может падать на него сверху или омывать его со всех сторон. С другой стороны, если расход воды не представляет для вас проблемы, можно оставить кристалл на ночь под тонкой струйкой из крана.

      Хотя ванночка с соленой водой не так полезна, как очищение проточной водой, в большинстве случаев это подходящий вариант. Одно предостережение: если камень или кристалл по каким-то причинам вызывает у вас негативные эмоции, нужно выбрать другой камень вместо того, чтобы пытаться очистить первый, который может быть просто несовместим с вами.

 

 

ГЛАВА 3

 

ТРЕТИЙ ЧАС ДНЯ

 

ИСИДА, ВСЕОБЩАЯ БОГИНЯ

 

     Культ Исиды имеет очень долгую и сложную историю; здесь мы даем лишь краткий очерк, позволяющий представить его масштабы от глубокой древности до наших дней.

      Любимая и почитаемая, Исида хранила свой родной Египет как Богиня Трона, Богиня Любви и Магии, Великая Целительница. Существование ее культа подтверждается в текстах пирамид времен Четвертой династии (около 2600г. до н. э.) и, возможно, уходит корнями в более далекое прошлое. Почитаемая отдельно, вместе со своим мужем Осирисом или другими богами, Исида внимала ритуалам в ее честь по всему Египту, от маленьких сельских алтарей до огромных храмов, где служили жрецы и жрицы только благородной крови.

 

Зал Александрийской библиотеки (рисунок, фото).

 

       По мере того как египетские моряки налаживали судоходство в Средиземном море, а иностранные корабли приплывали в Египет, культ Исиды путешествовал по просторам западного мира. Исида со сложной и разнообразной природой порождала многочисленные парадоксы, которые впоследствии окружили ее имя покровом тайны и кривотолков.

С одной стороны, ее жрецы пользовались всеобщим уважением благодаря их чистоплотности и целомудрию; с другой стороны, почитатели Исиды восхваляли ее как богиню эротической и романтической любви.

       Ее последователями в былые времена были императоры и простолюдины, свободные женщины и рабыни, торговцы и мореплаватели. И сегодня, и в те времена в ее храмы допускались представители любой расы, которые могли вступить в ряды ее жриц и жрецов. Исида, не отказывавшая никому в своей благосклонности, издавна почиталась как божество, стоящее над судьбой и способное переписывать предначертания звезд.

      Художники и ремесленники обращались к ней как к источнику своего вдохновения. Средневековые ученые ощущали ее присутствие среди своих плавильных тиглей и перегонных кубов и посвящали ей алхимические манускрипты.

 

Изображение Исиды с сопроводительным текстом «О различных именах богини» на странице книги Афанасия Кирхера «Эдип Египетский» (Рим, 1652) доказывает, что даже во времена позднего средневековья память об Исиде продолжала жить (рисунок, фото).

 

      Вместе с Сераписом — динамичным аспектом ее умирающего и воскресающего мужа Осириса — Исида была покровительницей величественной Александрийской библиотеки и медицинской школы при ней. Эта школа установила стандарты образования для древних врачевателей. В то же время многие ее последователи исцелились от своих недугов, проведя лишь одну ночь в ее храме и уповая на целительный сон или видение, посланные Богиней.

       Культ Исиды путешествовал по всему свету вместе с римскими легионами. Ее почитали в древнем Лондоне и во многих областях Франции и Германии. В ее честь возводились храмы на Среднем Востоке и на островах Эгейского моря, хотя теперь большая их часть лежит в руинах.

       Когда храмы других Богов и Богинь разрушались и сжигались дотла во время бурного рождения новой веры, языческие жрецы искали убежища в святилищах Исиды, где им разрешали совершать свои обряды, иногда вместе с еретиками-христианами, которые тоже скрывались от гонений.

       Ей принадлежал последний языческий храм на священном острове Фила в Верхнем Египте. Но в 595г. н. э., спустя два века после запрета языческих верований римским императором Феодосием в 392г. н. э., это последнее святилище было закрыто силой, а его жрецы — казнены или рассеяны.

 

Гравюра XIX в., изображающая руины храма на острове Фила

       Тогда Исида стала ISIS IMENTI, Скрытой Богиней, и отступила в тень тайны. Многие ее титулы перешли к Деве Марии, все более набирающей популярность, а статуи Исиды с младенцем Гором на руках переименовывались и устанавливались в церквях, которые часто строили на развалинах древних храмов.

       Даже после падения святилища на острове Фила культ Исиды продолжал существовать. В 756г. во Франции один христианский клирик признал тот факт, что люди по-прежнему собираются на склонах горы Ансин, где поклоняются Исиде и другим божествам. В измененном виде ритуалы Исиды могли сохраниться до X в. в Аравии, и, возможно, обряды в ее честь проводились Даже в Западном Китае во времена династии Тан. В одном средневековом манускрипте Исида упоминается как Владычица лекарственных растений; это свидетельствует о том, что целительная сила Богини не была забыта после того, как поднялась завеса Темных Веков.

 

Осирис, брат и супруг Исиды (рисунок).

 

      В более позднее время присутствие Исиды ощущается в философии масонов и теософов, в обрядах церемониальной магии, в некоторых колдовских празднествах и в молитвах многих людей, обратившихся к вере в нее.

      В мире есть столько путей к Исиде, сколько существует ее почитателей. У каждого человека может быть свой путь, поскольку Исида принимает деятельное участие во всех аспектах жизни верующих.

 

ИСИДА В ЕГИПТЕ

 

      Кемит (или Хемит), Черная Земля. Тамера, Земля Солнца. Так жители Египта называли свою страну. Египет восстал в древнем мире как чудо священного Нила.

      Каждый год эта древняя и суровая земля испытывала благословенную мощь нильских разливов, предвестником которых служил восход яркой звезды Сотис (Сириус), и пожинала плоды изобилия, дарованного водами великой реки. По-видимому, египтянам, зависевшим от ежегодного цикла засух и разливов Нила, было нетрудно вверить себя воле Богов, в которых сочетались тиранические и благожелательные черты, и вступить на путь религии, остававшейся неизменной в течение трех тысяч лет.

 

Исида кормит грудью младенца Гора в камышовых болотах. Тот (слева) вручает ей эмблему магической защиты, а Ра (справа) протягивает анкх — символ жизни (рисунок).

 

       Египтяне, хотя и объединенные Нилом, придерживались разных религиозных верований. Многочисленные Боги и Богини, иногда считавшиеся эманациями из одного источника божественной силы, почитались в разных местах. Обряды в их честь обычно следовали одному и тому же образцу, где бы они ни выполнялись и независимо от божества-покровителя храма или святилища. Лишь немногие представители богатого египетского пантеона добились всеобщего признания - в том числе Исида и ее муж Осирис.

       По всей видимости, культы Исиды и Осириса существовали отдельно до тех пор, как они стали «супружеской четой» в египетском пантеоне. До начала правления Четвертой династии следы этих культов встречаются редко, а свидетельства о ритуалах, проводившихся в их честь, туманны и противоречивы. В древнейшие времена тронный символ Исиды безраздельно принадлежал ей; она была Владычицей Трона и определяла, какой фараон достоин сидеть на ее коленях.

       Происхождение Осириса представляется еще более неясным. Некоторые древние авторы полагали, что Исида и Осирис были людьми, царем и царицей Египта, которые благодаря их великим деяниям были обожествлены подданными и их последователями. Список благодеяний, которыми они осыпали свой народ, безусловно, заслуживал всяческих похвал: они подарили людям сельское хозяйство, письменность, медицину, покончили с каннибализмом, заложили начала религии, научили египтян ткачеству и искусству бальзамирования. Список включает в себя почти все аспекты человеческой деятельности.

       Хотя история Исиды и Осириса хорошо известна современным исследователям египетской культуры и мифологии, сами египтяне не уделяли ей особого внимания. Единственной почти полной версией мифа, дошедшей до наших дней, является сочинение греческого писателя Плутарха, подаренное им Клее, жрице Исиды и Осириса. Существуют также многочисленные варианты, сохранившиеся во фрагментах египетских папирусов.

       Если оставить в стороне глубинные религиозные и мифологические ассоциации, история Исиды и Осириса повествует о благородной царственной чете, пытающейся ускорить развитие цивилизации. Пока Осирис путешествует по миру, прививая египетскую культуру соседним народам, Исида правит одна.

      Их успех


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.148 с.