Я стою очищенным в свете Исиды, — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Я стою очищенным в свете Исиды,

2023-01-01 23
Я стою очищенным в свете Исиды, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Твой свет течет во мне и через меня.

Свет Исиды прикасается к моей голове —

Да буду я Един с божеством;

Свет Исиды прикасается к моему лбу —

Да станет ясным мой разум;

Свет Исиды прикасается к моему горлу —

Да будет правдив мой голос;

  Свет Исиды прикасается к моему сердцу —

Да будет любящей моя душа;

Свет Исиды прикасается к моему животу —

Да будут верными мои инстинкты;

Свет Исиды прикасается к моему лону —

Да будут праведными мои желания;

Свет Исиды прикасается к моим ногам —

Да будут благословенны мои пути;

Свет Исиды прикасается к моим ступням —

Да будет твердым мой шаг;

Свет Исиды прикасается к моим рукам —

Да будут мои труды приятны Богине.

Пребудь со мною, Исида,

Дай мне приобщиться к Славе Твоего Света

Отныне и во веки веков.

 

     Сохраняйте неподвижность, пока поток энергии не начнет ослабевать. Ритуал помазания можно использовать в методиках очищения и исцеления светом, о которых говорится ниже.

 

ОЧИЩЕНИЕ СВЕТОМ

 

        Когда вы лежите на зеленой траве, на песчаном пляже или даже на голой жесткой земле, при свете луны или в лучах солнца, благотворный эффект очищения удваивается. Сама планета автоматически «заземляет» все дурное и нечистое, а небесный свет очищает, вдохновляет и наполняет вас энергией.

    Этот вид очищения и «подзарядки» особенно полезен, когда вы исследуете солнечные, лунные или звездные аспекты культа Исиды. Его также можно включать в процедуру медитации или в другие ритуалы. В идеальном случае его выполняют обнаженным, но это не обязательно и, может быть даже неразумно, в зависимости от места и времени года. Но даже если вы лежите на полу перед окном, это помогает «заземлить» вашу энергию и очистить ауру — сеть тонких физических и духовных энергий, окружающую все живые существа.

 

ОЧИЩЕНИЕ ОКРАШЕННЫМ СВЕТОМ

 

      Окрашенный свет тоже может очищать и исцелять. Витражные стекла служат прекрасным источником многоцветного света. В зависимости от ваших потребностей одни оттенки могут быть более эффективными, чем другие.

      Мексиканские шаманы наполняли водой бутылки из цветного стекла, оставляли их на солнце, а затем пользовались заряженной водой для целительства и очищения от негативной энергии, предписывая разные виды воды для различных обстоятельств. Зеленый цвет использовался для исцеления недугов, красный — для эмоциональных состояний, желтый — для интеллектуальных проблем, а синий — для избавления от страхов и беспричинной тревоги.

 

 

РИТУАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ: КАМНИ И КРИСТАЛЛЫ

 

 

      Предметы, которыми вы пользуетесь для духовной работы, нуждаются в физическом и психическом очищении, когда вы получаете или приобретаете их, если только они не были специально заряжены для вас или вы хотите сохранить чужую энергию в этом предмете. В таком случае обычное физическое очищение предмета не устраняет намерение, которое было в него вложено. Ритуальные предметы, особенно кристаллы, которые долго лежали на витрине или на прилавке, обычно нуждаются в тщательном физическом и психическом очищении.

      Независимо от предмета, начинать надо с физического очищения. Руководствуйтесь своим опытом и здравым смыслом: не чистите наждачной бумагой хрупкий деревянный подсвечник. Некоторые камни со слоистой или зернистой структурой, такие, как лепидолит и некоторые разновидности песчаника, могут рассыпаться в воде. Как правило, их достаточно протереть влажной тряпкой.

     Духовное очищение ритуальных предметов можно производить разными способами. Вот несколько примеров.

 

Свет

 

         Камни можно очищать, подвергая их воздействию солнечного света, лунного света или того и другого.

      Прозрачный кварц (горный хрусталь), который лучше всего сочетается с лунной энергией, нужно подвергать воздействию лунного света в течение трех ночей полнолуния. Чтобы усилить влияние луны, убирайте кристаллы, прежде чем лучи утреннего солнца коснутся их. Таким образом камень очищается и одновременно заряжается лунной силой. Это особенно полезно, когда вы изучаете аспект Исиды как лунной богини.

      Обычно предметы, сделанные из дерева или металла, нелегко очистить только светом. Их нужно выставлять на более долгое время (тогда приходится учитывать возможные повреждения от влаги ночью и от солнечных лучей днем) или применять дополнительное окуривание и подзарядку. Но даже тогда старые предметы, побывавшие в руках нескольких людей и неоднократно заряжавшиеся их энергией, не смогут полностью освободиться от нее.

 

Окуривание

 

      Окуривание камней и других предметов с целью очищения или зарядки энергией практиковалось во многих культурах по всему миру. В египетской церемонии окуривания пользуются ладаном или миррой, которые сжигаются на древесном угле. Смола копалового дерева, растущего в Новом Свете, тоже подходит для окуривания из-за сходства с древними благовонными деревьями, многие из которых уже вымерли или относятся к редким видам.

      Если вы предпочитаете церемонию окуривания, то для окуривания можно пользоваться благовонием куфи, но следует помнить, что это сложная смесь, изготавливаемая из нескольких компонентов. Для церемонии окуривания лучше пользоваться простыми, натуральными ингредиентами. По той же причине следует избегать благовоний в виде свеч или палочек, поскольку в их состав часто входят синтетические вещества, ароматизаторы и добавки для более ровного горения.

 

Омовение

 

      Кристаллам время от времени необходимо омовение в проточной воде. Если вам повезло и вы живете рядом с фонтаном, рекой, ручьем или водопадом, то положите камень туда, где вода может падать на него сверху или омывать его со всех сторон. С другой стороны, если расход воды не представляет для вас проблемы, можно оставить кристалл на ночь под тонкой струйкой из крана.

      Хотя ванночка с соленой водой не так полезна, как очищение проточной водой, в большинстве случаев это подходящий вариант. Одно предостережение: если камень или кристалл по каким-то причинам вызывает у вас негативные эмоции, нужно выбрать другой камень вместо того, чтобы пытаться очистить первый, который может быть просто несовместим с вами.

 

 

ГЛАВА 3

 

ТРЕТИЙ ЧАС ДНЯ

 

ИСИДА, ВСЕОБЩАЯ БОГИНЯ

 

     Культ Исиды имеет очень долгую и сложную историю; здесь мы даем лишь краткий очерк, позволяющий представить его масштабы от глубокой древности до наших дней.

      Любимая и почитаемая, Исида хранила свой родной Египет как Богиня Трона, Богиня Любви и Магии, Великая Целительница. Существование ее культа подтверждается в текстах пирамид времен Четвертой династии (около 2600г. до н. э.) и, возможно, уходит корнями в более далекое прошлое. Почитаемая отдельно, вместе со своим мужем Осирисом или другими богами, Исида внимала ритуалам в ее честь по всему Египту, от маленьких сельских алтарей до огромных храмов, где служили жрецы и жрицы только благородной крови.

 

Зал Александрийской библиотеки (рисунок, фото).

 

       По мере того как египетские моряки налаживали судоходство в Средиземном море, а иностранные корабли приплывали в Египет, культ Исиды путешествовал по просторам западного мира. Исида со сложной и разнообразной природой порождала многочисленные парадоксы, которые впоследствии окружили ее имя покровом тайны и кривотолков.

С одной стороны, ее жрецы пользовались всеобщим уважением благодаря их чистоплотности и целомудрию; с другой стороны, почитатели Исиды восхваляли ее как богиню эротической и романтической любви.

       Ее последователями в былые времена были императоры и простолюдины, свободные женщины и рабыни, торговцы и мореплаватели. И сегодня, и в те времена в ее храмы допускались представители любой расы, которые могли вступить в ряды ее жриц и жрецов. Исида, не отказывавшая никому в своей благосклонности, издавна почиталась как божество, стоящее над судьбой и способное переписывать предначертания звезд.

      Художники и ремесленники обращались к ней как к источнику своего вдохновения. Средневековые ученые ощущали ее присутствие среди своих плавильных тиглей и перегонных кубов и посвящали ей алхимические манускрипты.

 

Изображение Исиды с сопроводительным текстом «О различных именах богини» на странице книги Афанасия Кирхера «Эдип Египетский» (Рим, 1652) доказывает, что даже во времена позднего средневековья память об Исиде продолжала жить (рисунок, фото).

 

      Вместе с Сераписом — динамичным аспектом ее умирающего и воскресающего мужа Осириса — Исида была покровительницей величественной Александрийской библиотеки и медицинской школы при ней. Эта школа установила стандарты образования для древних врачевателей. В то же время многие ее последователи исцелились от своих недугов, проведя лишь одну ночь в ее храме и уповая на целительный сон или видение, посланные Богиней.

       Культ Исиды путешествовал по всему свету вместе с римскими легионами. Ее почитали в древнем Лондоне и во многих областях Франции и Германии. В ее честь возводились храмы на Среднем Востоке и на островах Эгейского моря, хотя теперь большая их часть лежит в руинах.

       Когда храмы других Богов и Богинь разрушались и сжигались дотла во время бурного рождения новой веры, языческие жрецы искали убежища в святилищах Исиды, где им разрешали совершать свои обряды, иногда вместе с еретиками-христианами, которые тоже скрывались от гонений.

       Ей принадлежал последний языческий храм на священном острове Фила в Верхнем Египте. Но в 595г. н. э., спустя два века после запрета языческих верований римским императором Феодосием в 392г. н. э., это последнее святилище было закрыто силой, а его жрецы — казнены или рассеяны.

 

Гравюра XIX в., изображающая руины храма на острове Фила

       Тогда Исида стала ISIS IMENTI, Скрытой Богиней, и отступила в тень тайны. Многие ее титулы перешли к Деве Марии, все более набирающей популярность, а статуи Исиды с младенцем Гором на руках переименовывались и устанавливались в церквях, которые часто строили на развалинах древних храмов.

       Даже после падения святилища на острове Фила культ Исиды продолжал существовать. В 756г. во Франции один христианский клирик признал тот факт, что люди по-прежнему собираются на склонах горы Ансин, где поклоняются Исиде и другим божествам. В измененном виде ритуалы Исиды могли сохраниться до X в. в Аравии, и, возможно, обряды в ее честь проводились Даже в Западном Китае во времена династии Тан. В одном средневековом манускрипте Исида упоминается как Владычица лекарственных растений; это свидетельствует о том, что целительная сила Богини не была забыта после того, как поднялась завеса Темных Веков.

 

Осирис, брат и супруг Исиды (рисунок).

 

      В более позднее время присутствие Исиды ощущается в философии масонов и теософов, в обрядах церемониальной магии, в некоторых колдовских празднествах и в молитвах многих людей, обратившихся к вере в нее.

      В мире есть столько путей к Исиде, сколько существует ее почитателей. У каждого человека может быть свой путь, поскольку Исида принимает деятельное участие во всех аспектах жизни верующих.

 

ИСИДА В ЕГИПТЕ

 

      Кемит (или Хемит), Черная Земля. Тамера, Земля Солнца. Так жители Египта называли свою страну. Египет восстал в древнем мире как чудо священного Нила.

      Каждый год эта древняя и суровая земля испытывала благословенную мощь нильских разливов, предвестником которых служил восход яркой звезды Сотис (Сириус), и пожинала плоды изобилия, дарованного водами великой реки. По-видимому, египтянам, зависевшим от ежегодного цикла засух и разливов Нила, было нетрудно вверить себя воле Богов, в которых сочетались тиранические и благожелательные черты, и вступить на путь религии, остававшейся неизменной в течение трех тысяч лет.

 

Исида кормит грудью младенца Гора в камышовых болотах. Тот (слева) вручает ей эмблему магической защиты, а Ра (справа) протягивает анкх — символ жизни (рисунок).

 

       Египтяне, хотя и объединенные Нилом, придерживались разных религиозных верований. Многочисленные Боги и Богини, иногда считавшиеся эманациями из одного источника божественной силы, почитались в разных местах. Обряды в их честь обычно следовали одному и тому же образцу, где бы они ни выполнялись и независимо от божества-покровителя храма или святилища. Лишь немногие представители богатого египетского пантеона добились всеобщего признания - в том числе Исида и ее муж Осирис.

       По всей видимости, культы Исиды и Осириса существовали отдельно до тех пор, как они стали «супружеской четой» в египетском пантеоне. До начала правления Четвертой династии следы этих культов встречаются редко, а свидетельства о ритуалах, проводившихся в их честь, туманны и противоречивы. В древнейшие времена тронный символ Исиды безраздельно принадлежал ей; она была Владычицей Трона и определяла, какой фараон достоин сидеть на ее коленях.

       Происхождение Осириса представляется еще более неясным. Некоторые древние авторы полагали, что Исида и Осирис были людьми, царем и царицей Египта, которые благодаря их великим деяниям были обожествлены подданными и их последователями. Список благодеяний, которыми они осыпали свой народ, безусловно, заслуживал всяческих похвал: они подарили людям сельское хозяйство, письменность, медицину, покончили с каннибализмом, заложили начала религии, научили египтян ткачеству и искусству бальзамирования. Список включает в себя почти все аспекты человеческой деятельности.

       Хотя история Исиды и Осириса хорошо известна современным исследователям египетской культуры и мифологии, сами египтяне не уделяли ей особого внимания. Единственной почти полной версией мифа, дошедшей до наших дней, является сочинение греческого писателя Плутарха, подаренное им Клее, жрице Исиды и Осириса. Существуют также многочисленные варианты, сохранившиеся во фрагментах египетских папирусов.

       Если оставить в стороне глубинные религиозные и мифологические ассоциации, история Исиды и Осириса повествует о благородной царственной чете, пытающейся ускорить развитие цивилизации. Пока Осирис путешествует по миру, прививая египетскую культуру соседним народам, Исида правит одна.

      Их успех и любовь друг к другу возбуждает ревность Сета, он коварно убивает Осириса и замышляет отнять трон у Исиды, которая сообщает силу своего владычества любому, кто становится ее мужем. Исида обнаруживает, что она беременна Гором, и, с помощью своего советника Тота, находит убежище в нильских болотах, чтобы в одиночестве выносить и воспитать сына. Пользуясь знаниями, полученными ею за годы правления, она обучает Гора искусству политики и войны, чтобы он мог отомстить за своего отца и вернуть себе его трон.

      В многочисленных конфликтах, отягченных коварством Сета и сопровождавшихся хитроумными политическими маневрами, Гор неизменно одерживает верх с помощью Исиды, которая сражается рядом с ним и ведет переговоры от его имени. Наконец спор о престолонаследии разрешается в их пользу, и Гор становится фараоном, восстанавливая порядок и гармонию на многострадальной земле. Теперь настает очередь Исиды путешествовать по миру за пределами Египта.

 

 

ГЛАВА 4

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧАС ДНЯ

ПОСЕЩЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ДОМА ИСИДЫ

      Храмы богов всегда были местами паломничества. Из ближних и дальних мест верующие приходили для того, чтобы провести несколько мгновений или несколько дней в средоточии божественной силы и откровения. В самих храмах посвященные переходили от одной ступени к другой и обретали доступ к внутренним святилищам только после того, как показывали себя достойными этой чести, пройдя через многочисленные телесные и духовные испытания. Священный дом — это «беспокойная гавань», которая защищает человека, но не сковывает его развитие, подобно тому как детский манеж защищает ребенка, делающего свои первые шаги.
      Исследуя религиозные альтернативы, уводящие нас в сторону от господствующего вероисповедания, люди часто возвращаются к вере, тесно связанной с их культурными и национальными традициями. Например, возрождение интереса к колдовству, шаманизму и другим природным религиям, происходящее в Западной Европе, совершается в основном благодаря людям, чьи предки жили на землях, где совершались соответствующие ритуалы. К сожалению, отчасти это подпитывается расовыми или культурными предрассудками и становится формой протеста против «чужаков», но главной движущей силой все же является естественное человеческое стремление найти свои корни и воспользоваться преимуществами генетической памяти, когда память о предыдущих воплощениях (инкарнациях) недоступна или отсутствует.
      Когда мы смотрим на древние религии сегодняшними глазами, они могут показаться экзотичными, таинственными, совершенно отличающимися от наших верований. Очень немногие люди говорят о своих древнеегипетских корнях, и еще меньше, за редким исключением, могут подтвердить свои заявления. Многим кажется, что нет и не может быть никакой генетической нити, связывающей их с храмами Исиды.
      Но вера в Исиду так широко распространилась в древнем мире, что практически каждый житель современной Западной Европы, Среднего Востока, Северной Африки и Британских островов может рассчитывать на то, что его далекие предки совершали обряды в храме Исиды. От низин Беркшира до берегов Северного моря, от Эфиопии и Нубии до Парижа и Кельна храмы Исиды процветали в течение столетий, а иногда и тысячелетий.
     Воспоминание о древнем храме, которое может найти полное или частичное подтверждение, — прекрасный духовный опыт, особенно если это воспоминание совсем не похоже на то, что вы знаете или слышали о древних храмах. Несколько раз у меня были «воспоминания» о храмах, детали которых казались настолько причудливыми, что я сочла их случайной игрой воображения, сочетающей обрывки когда-то усвоенной информации.

Исида с систром (фото,рисунок)

      Но в каждом случае, когда я находила прямые или косвенные подтверждения, эти удивительные подробности оказывались правдой по отношению хотя бы к одному храму, существовавшему на самом деле.
      Поэтому перед тем, как «нагружать» ваши возможные воспоминания сведениями из этой книги, попробуйте выполнить простое медитативное упражнение, описанное в следующем разделе. Если вы не привыкли к визуализации, возможно, вам понадобится повторить это упражнение несколько раз. Лучше всего выполнять его поздно вечером, перед сном, но подойдет любое время, когда вы находитесь в тихом месте, где вас никто не будет беспокоить.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ХРАМ ИСИДЫ

      Для этого упражнения вы должны находиться в спокойном месте с минимальным количеством раздражающих факторов, к которым относятся шум, температура, присутствие других людей, насекомые и т. д. Домашние животные иногда начинают тревожиться, когда вы находитесь в состоянии медитации или легкого транса, и могут попытаться «вернуть вас обратно» лаем, мяуканьем или другими звуками. Возможно, таким образом они выражают свой протест, поскольку вы не берете их с собой в увлекательное духовное путешествие. Но другие животные интуитивно понимают, чем вы занимаетесь, и устраиваются поблизости, чтобы по медитировать на свой манер.
      Если позволяют обстоятельства, упражнение лучше выполнять обнаженным. В любом случае убедитесь, что одежда не мешает вам и не сковывает ваши движения. Когда вы успокаиваетесь и заглядываете внутрь себя, действие незначительных раздражителей усиливается. При наличии определенного опыта можно медитировать в любых условиях, но для начала нужно создать вокруг себя наиболее благоприятную обстановку.
      Держите под рукой записную книжку и несколько ручек или карандашей. Хорошо также подготовить легкую закуску, которая поможет вам «вернуться на землю» после путешествия. Если вам нравится эта идея, то еду следует накрыть салфеткой, иначе ее запах будет отвлекать вас.
      Когда вы убедитесь, что вам ничто не мешает, лягте на пол (если это неудобно, можно расстелить на полу одеяло или простынь). Не пользуйтесь подушкой; в крайнем случае, подложите под шею свернутое полотенце. Потянитесь и сделайте глубокий вдох.
      Обратитесь с мысленным призывом к проводнику Исиды и стражу иного мира Анубису за помощью в своем храмовом путешествии. Сначала Анубис может предстать перед вами в виде большого дружелюбного пса, часто черного цвета. Его имя по-египетски звучит как «Анпу» или «Анупу». Вы также можете визуализировать или ощутить его присутствие в другом облике — жреца под маской шакала или собаки, с обнаженной грудью и в узкой подоткнутой юбке на древнеегипетский манер. Иногда он держит в руке скипетр с головой Сета, указывающий на его превосходство над разрушительными силами ночи.
      Как и при исполнении любого ритуала, вы можете сделать этот призыв к Анубису сколь угодно сложным либо формальным. Но по сути, вы нуждаетесь лишь в устной или мысленной просьбе, обращенной к Анубису.      Если хотите, можете обратиться за помощью непосредственно к Исиде.

Анубис, бог мертвых и проводник в путешествиях в потустороннем мире (фото,рисунок)

      Помните, что обращение за советом или руководством к каждому из этих божеств возможно в любой момент вашего путешествия.

 

ОБРАЩЕНИЕ ЗА ПОМОЩЬЮ К АНУБИСУ

Анупу,
Мудрый вестник и проводник,
Веди меня по древним тропам,
Где я ходил когда-то,
Позволь мне быть твоим спутником.
Анупу,
Будь со мной в этом путешествии.

       Теперь успокойте свой разум. Следите за направлением ваших мыслей. Если они невольно обращаются к повседневным делам, мягко, но настойчиво устраняйте эти помехи. Сосредоточьтесь на образе любого храма, который вам нравится. Спросите себя, были ли вы когда-нибудь в похожем храме, и если ответ кажется отрицательным, сосредоточьтесь на другом образе.
       Вызвав образ храма, древнего здания или другого ритуального места (например, священной рощи или могильного кургана), старайтесь удерживать его перед собой. Внешний вид места часто бывает не так важен, как то, что вы обнаруживаете внутри.  Обращайте внимание на физические черты, на особенности местности. Расположен ли храм рядом с морем, высоко на склоне горы, среди пологих холмов, или в центре пустынного оазиса?

Типичный египетский храм состоял из прямоугольных залов, разделенных пилонами — воротами, как показано на рисунке (рисунок).

       Если детали туманны, попытайтесь расширить свою перспективу, поднявшись на высоту птичьего полета. Посмотрите, в каком состоянии находится храм. Выглядит ли он недавно построенным или превращается в руины? Если вы видите руины храма, то постарайтесь «исцелить» образ, восстановив его первоначальный вид. Помните, что вы путешествуете не только в пространстве, но и во времени — а каждый храм когда-то был новым.
      Обратите внимание на архитектурный стиль храма и на материал, использовавшийся при его строительстве. К примеру, сам храм может быть каменным, но хозяйственные постройки — из более недолговечных материалов, таких, как глиняный кирпич или дерево. Богато ли украшен храм? Есть ли внутри люди, и если да, то все ли они являются жрецами и жрицами, или там есть обычные прихожане, храмовые работники и верующие? Как они выглядят? Замечают ли они ваше присутствие?
       Если вам кажется, что в храме совершается какой-то ритуал или религиозное празднество, постарайтесь понять, в чем оно заключается. Позднее вы можете обратиться за разъяснениями к Исиде.
      Дата празднества по религиозному календарю может случайно совпасть с датой вашей медитации. Но не стоит забывать о том, что в вашем путешествии обычные ограничения пространства-времени исчезают и вы вполне можете попасть на весенний праздник зимой, когда за окном вашего дома идет снег.
     Прогуляйтесь по храму, изучите окружающую обстановку. Куда вы идете? Если вам приходится выбирать направление, в какую сторону вас больше тянет? Есть ли места, которые кажутся вам запретными, или наоборот, привлекательными? Если вы встречаетесь с препятствием — стеной или запертой дверью — или если образы становятся все более расплывчатыми, мысленно вернитесь обратно. Вы можете обнаружить, что вид храма изменился. Продолжайте фиксировать свои впечатления.
     Важно, чтобы вы постарались вернуться тем же путем, которым вошли в храм, и приняли твердое решение завершить видение.

Пропилеи перед входом в храм на острове Фила. Гравюра XIX в.

      В противном случае вы будете видеть мимолетные образы еще некоторое время после медитации. Кому-то это может показаться интересным, но лучше, чтобы любая духовная работа была отделена от повседневной жизни. Если вы продолжаете регистрировать информацию после формального окончания упражнения, запишите ее, но подтвердите свое намерение: визит в храм завершен, вы простились с ним до следующего раза. Как и любые мысли, сильно занимающие ваш разум, остаточные эффекты медитации могут рассеивать ваше внимание. Кроме того, очень утомительно находиться в двух режимах восприятия одновременно, поэтому упражнение рекомендуется выполнять незадолго до отхода ко сну.

 В ЕГИПЕТСКОМ ХРАМЕ

Почти во всех египетских храмах было священное озеро или большой пруд, который использовался для очищения и служил сценой для водных баталий во время мистерий Осириса. Постройки храмового комплекса, как и сам храм, были окружены стеной для защиты. Стены, как правило, возводились из необожженных глиняных кирпичей, поэтому их следы практически не сохранились. К египетскому храму чаще всего вела мощеная дорога с рядами сфинксов по обеим сторонам.

Статуи сфинксов вдоль священной дороги к храму (фото,рисунок)

       Перед входом в храм стояли большие ворота, или несколько ворот, называемых пилонами. Возможно, первоначально они выполняли защитные функции, но позднее были включены в состав храмового ансамбля и их «защита» стала скорее духовной, чем физической. Обычно эти ворота покрывались декоративными барельефами, раскрашенными в яркие цвета.
       В наиболее простой форме египетский храм состоял из трех прямоугольных залов с серией дверей по центру. Каждый зал отделялся от другого высокой стеной, покрытой резьбой или настенной росписью. Размер залов уменьшался по мере того, как человек проходил из одного помещения в другое.
       За пилоном находился большой, или внешний, двор, окруженный колоннадой. Колонны увенчивались головой храмового божества, как в Дендере, где на них можно увидеть рельефное изображение головы богини Хатор. Стволы и капители колонн украшались декоративными барельефами, изображавшими свитки папируса или стебли лотоса.
       Далее располагался гипостиль, или многоколонный зал, завершавший анфиладу общедоступных храмовых помещений во время религиозных празднеств. Наиболее известный гипостиль в храме Амона-Ра в Карнаке состоит из шестнадцати рядов мощных каменных колонн, стволы которых покрыты углубленными раскрашенными рельефами.
       За гипостилем находились святилища, числом обычно не более трех: центральное посвящалось главному храмовому божеству, а соседние — его мужу, жене или ребенку.   Внутреннее, наиболее закрытое помещение называлось «святая святых». В некоторых храмах к нему пристраивалось еще несколько дополнительных комнат. У Осириса, «чьи святилища имелись почти во всех египетских храмах, эти комнаты использовались для мистерий его смерти и возрождения.
       В святая святых стоял позолоченный деревянный саркофаг, содержавший статую божества. Перед ним располагалась священная церемониальная ладья, в которой саркофаг выносили наружу в дни религиозных церемоний.
       Храмами заведовали жрецы; обычные люди допускались только во двор и внешние помещения. Некоторые жрецы изобретали необычные способы для сохранения
«святости» храма, открывая публичный доступ даже к наиболее священным местам. В храме Исиды, так называемом Исеуме, в храмовом комплексе Хатор в Дендере, пространство внешней стены, расположенное непосредственно перед священной статуей, было обозначено фальшивой дверью. Люди, которых не допускали во внутреннее святилище, могли оставлять дары у ног Богини — ведь материальные стены не были преградой для ее силы. Нечто подобное можно обнаружить и в большом храме Хатор, под крышей которого находилось несколько чертогов. Храм Хатор предназначался для мистерий Осириса. В храмовом комплексе также стояло два маммисеума, или "дома рождения", где совершались мистерии рождения Богов. Один из них имеет полностью египетское происхождение, а второй был построен уже в греко-римские времена.

Храм в Дендере; колонны с головами Богини Хатор (рисунок, фото)

     Эти здания использовались и для ритуалов, имевших отношение к рождению Гора.
     Храмы росли вместе с укреплением культа божества в той или иной местности.         Небольшое святилище, состоявшее из одной или нескольких комнат, постепенно обрастало новыми залами и дворами, превращаясь в храмовый комплекс.

В ГРЕКО-РИМСКОМ ХРАМЕ

      Греко-римские храмы, посвященные египетским богам, имели различный вид, но в целом были меньше, чем их египетские аналоги. Храмы Исиды за пределами Египта часто представляли собой простые квадратные строения с четырьмя колоннами по фронтону. Само здание храма обычно возводилось из камня, но соседние храмовые постройки были сложены из менее долговечных материалов. Культовая статуя Исиды стояла в задней части храма, лицом к входу. В храмах, посвященных нескольким богам, главное божество обычно находилось слева, а родственные божества (такие, как Анубис, Серапис или Гарпократ)занимали подчиненное положение справа от главной статуи.

---------------------
Гарпократ — египетский бог, изображенный в виде обнаженного кудрявого мальчика с пальцем у рта (бог молчания). В народе считался защитником от змеиных укусов. — Прим. ред.

      Храм Исиды часто располагался рядом с городским театром, в некоторых случаях он даже имел смежную с ним стену. Многие храмы, особенно во времена Древнего Рима, строились на окраинах, поскольку у римской аристократии имелись сомнения в подлинности «чужеземной» Богини. В греко-римских храмах существовали подземные помещения, которые предназначались для обрядов инициации, а в некоторых случаях затоплялись и служили местными «нилометрами» имитирующими животворные разливы Нила в далеком Египте.

Нилометр в разрезе. Речные воды наполняли подземный резервуар, где уровень подъема воды измерялся по отметкам на стенах или колоннах (рисунок, фото).

      В храмах, где занимались целительством, обычно имелся длинный приемный покой, наподобие общей спальни, где пациенты могли отдыхать перед тем, как жрецы начнут врачевать их недуги.
      Наиболее важное различие между греко-римскими и египетскими храмами Исиды заключается в том, что в греко-римском мире храмы были гораздо более доступны для обычной публики. Хотя храмы других божеств греческого и римского пантеона не открывались для ежедневного посещения, в храмах Исиды, или Исеумах, как они еще назывались, проводились ежедневные обряды, открытые для верующих. Посторонние люди даже могли присутствовать на утренней церемонии пробуждения, когда статуя Богини показывалась в промежутке между занавесями — обычай, который пришел на смену египетским ритуалам, совершавшимся в священной усыпальнице. К храмам также примыкали общественные столовые, и количество прихожан увеличивалось благодаря взносам, поступающим за использование подсобных храмовых помещений для различных собраний.
     Как и многие другие храмы греко-римского периода, сразу же после постройки храм Исиды расписывался яркими красками. Поэтому здание ничуть не напоминало те бледные мраморные призраки, которые мы видим сейчас, много столетий спустя.

НЕКОТОРЫЕ ГЛАВНЫЕ ХРАМЫ ИСИДЫ

      Исида владела сотнями храмов и святилищ, но разделяла гораздо большее количество храмов с Осирисом, Сераписом и другими божествами. Здесь упоминается лишь несколько мест, где находились главные святилища Исиды. Возможно, одно из них пробудит в вас давно забытые воспоминания.

Абидос

      Таинственный храм Осириса в Абидосе, возможно, древнее первых пирамид. Монолитный стиль внутренних покоев сходен с конструкцией сфинкса и восходит к истокам египетской цивилизации.
      Некогда Абидос был храмовым комплексом, воссоздававшим первозданный «курган творения». Внутри храма, в центре овального бассейна был насыпан земляной курган, где, как считалось, был похоронен сам Осирис.
      Храмовые украшения в Абидосе, возможно, наиболее хорошо сохранившиеся из всех в Египте. Хотя храмовый комплекс был посвящен Осирису, Исида делила с ним священную территорию: сотни ее изображений можно видеть на стенах и колоннах.
Омм Сети, современная жрица Исиды, в течение нескольких десятилетий неофициально осуществляла свое служение в Абидосе.

Александрия

      В этом прекрасном городе, где здания сияли алебастровой белизной, у Исиды было много храмов. В поздние времена Александрия Египетская считалась ее избранным городом, и ее муж Серапис тоже пользовался здесь огромным почтением. Один из храмов Исиды в Александрии располагался в морской пещере под островом Фарос, где стоял знаменитый маяк, одно из «семи чудес света», в течение нескольких столетий направлявший мореплавателей в александрийскую гавань.
     Александрийский музей и библиотека были ведущими научными учреждениями древности. Они находились под особым покровительством Исиды и Осириса.

Коптос

     Здесь Исиду почитали в храме Мина, бога плодородия. В истории о смерти Осириса утверждается, что Исида узнала эту весть, когда находилась в Коптосе, и сразу же отрезала прядь своих волос в знак скорби.
     На переднем дворе святилища Исиды в Коптосе стояла статуя писца с сопроводительным текстом, где ему приписывается роль посредника богини: «Я — посланец Владычицы Неба. Я принадлежу к ее внешнему двору. Подавайте мне свои прошения, чтобы я мог вручить их Владычице Двух Земель. Ибо она внимает моим словам».
       Возможно, в Коптосе существовал ритуал hieros gamos (священный брак, заключаемый символически или физически между жрецом и жрицей венчающихся божеств), исполняемый в честь Исиды и Мина.

Лондон (Лондиниум)

      В римском Лондоне был по меньшей мере один храм Исиды, хотя его точное местонахождение еще предстоит установить. Ритуальные предметы культа Исиды были обнаружены в Йорке и Шилчестере, а также в некоторых других местах. В захоронениях жрецов Исиды в Англии обнаружены миниатюрные систры, сделанные из серебра.

Менотис

      Этот храм Исиды был прославленным местом исцеления. После того к


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.