Многообразие теорий происхождение государства — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Многообразие теорий происхождение государства

2023-01-01 37
Многообразие теорий происхождение государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многообразие теорий происхождение государства

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

А) Теологическая теория.

Эта теория происхождения государства и права была одной из первых, которая объясняла возникновение государства и права в результате божественной воли. В силу занимаемого положения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения. Ее представителями были мно­гие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский - XIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты - Жак Маритен и др.).

Наиболее прочные позиции эта теория завоевала в период становления и развития феодализма. На рубеже XII - XIII вв. в Западной Европе была популярной теория "двух мечей". Из имеющихся двух мечей церковь оставила себе один и вложила его в ножны, так как сама религия не должна использовать меч. Второй она вручила государям для "вершения" земных дел. Таким образом, государь наделялся церковью правом повелевать людьми, одновременно являясь слугой церкви. При этом утверждается приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством).

Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога.

Следовательно, государство, его институты, власть:

- вечны;

- незыблемы;

- святы;

- их возникновение (а значит и упразднение) не зависит от воли чело века;

- являются выразителями воли Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

- принять государство и власть как данность, полученную свыше;

- признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский - представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);

- полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небес­ной на Земле, - то есть монархам и государству;

- не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Достоинства данной теории:

- способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усиле­нию духовности;

- препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Главный недостаток теории в том, что ока основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна

Теологическую теорию нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.

Патриархальная теория.

Эта теория также возникла в древности. Ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и другие).

Суть патриархальной теории возникновения государства в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей).

Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье. Согласно патриархальной теории:

- монарх является отцом всего народа;

- благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

- король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);

- власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;

- подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:

- способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;

- культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Главным недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца.

Этому противоречат следующие факты:

- в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;

- монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляющего большинства населения; зачастую монарх призывается из другом государства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплен законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения);

- вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время.

Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.

Б) Договорная и органическая

Органическая теория.

Ее возникновение связывают с успехами естествознания в XIX в., хотя подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в их числе Платон (1У-1П вв. до н.э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики.

В соответствии с органической теорией, само человечество возникает как результат эволюции животного мира — от низшего к высшему:

- люди образуют государство, как клетки - живой организм;

- государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам и т. д.;

- между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. - Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т.д.).

Достоинствами теории является следующее:

- восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;

- признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;

- оригинальность теории.

Недостатками данной теории является следующее:

- прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;

- сильное влияние дарвинизма;

- отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т. п.). И так же, как нельзя объяснять эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества.

Теория общественного договора (естественного права).

Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж.Руссо, А.Н. Радищева и других, т. е. в XVII–XVIII вв. По этой теории, до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие – «золотой век» и т.п.).

Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор".

Смысл идеи "общественного договора" в следующем:

- первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;

- каждый преследовал только свои интересы и не считался с интереса ми других, что приводило к "войне всех против всех";

- в результате "войны всех против всех" неорганизованное общество могло уничтожить само себя;

- чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

- в результате был создан - институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение:

- были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;

- сделан шаг к созданию гражданского общества;

- фактически выдвинут принцип народного суверенитета - власть производна от народа и принадлежит народу;

- государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

- теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII -XVIII вв.;

- согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

- в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.

Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность:

- "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;

- ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;

- сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;

- общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы- классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора, которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед законом, следует указать все же на то, что, кроме чисто умозрительных построений, нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представить возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта теория и необходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство.

В) Психологическая и Патримониальная

Психологическая теория.

Представителями этой теории, возникшей в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.

Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека.

Под данными свойствами подразумеваются:

- желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

- желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;

- способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;

- желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.

Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

Достоинства теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

Недостатки теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - социальные, экономические, политические и др.

Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой – сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Именно эти условия должны учитываться в первую очередь.

Теория насилия.

Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и другие.

По мнению данных авторов , государство возникло путем насилия:

- одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства;

- одних государств над другими (завоевания, порабощения, колониальная политика).

Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:

- сбор дани дружинниками;

- расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

- огораживание (сгон крестьян с их земли и присвоение данных угодий);

- иные формы насилия.

Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания «охранительного аппарата» завоеванных благ (как от тех, кто эти блага поте рял, так и от внешней угрозы - государства).

В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство.

Например:

- сбор налогов;

- правоохранительная деятельность;

- комплектование вооруженных сил.

Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно. Многие государства были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV (Грозный) и др.).

Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др.

Недостатком теории является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства.

Оценивая эту теорию, следует отметить следующее. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того, чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.

Д) Марксистскаяи спортивная

Марксистская теория происхождения государства, созданная К.Марксом, Ф. Энгельсом, В. И.Ленином, Л.-Г. Морганом, объясняет возникновение государства как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего, экономики, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социально-классовые изменения общества, представляющие собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Марксистская теория права основывается на правильном материальном подходе к этому процессу, но при этом преувеличивает связь права с государством, с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием. Утверждалось, что право - ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права.

Длительное время в отечественной теории государства и права происхождение государства и права определялось в соот­ветствии со взглядами Ф.Энгельса и В.И. Ленина на этот процесс. Наиболее характерными здесь являются книга Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" и лекция В. Ленина "О государстве".

В основу своей работы Ф. Энгельс положил труды амери­канского этнографа, археолога и историка первобытного общества Л.Моргана, опубликованные в его книге "Древнее общество". Основной заслугой Ф.Энгельса была не только системати­зация взглядов Л.Моргана и некоторых других этнографов на перво­бытное общество, но и утверждение материалистического, в том числе классового, подхода к появлению частной собственности и государства. Ф.Энгельс показал определяющую роль материальных условий жизни первобытного общества: форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, разделение труда, собственности - на появление и развитие государства. Он сумел уловить некоторые общие процессы в развитии первобыт­ного общества и использовал знания о родовых связях североамериканских индейцев, изученных Л.Морганом, для объяснения аналогичных процессов в греческой, римской и германской истории. В частности, ценным для того времени являлась характеристика разло­жения родового строя и перерастание его в государственную форму организации общества.

Примерно в таком же духе В. Ленин в своей лекции "О государстве" говорит о его происхождении. Но лекцию В. Ленин читал в 1919 году, когда шла граждан­ская война. В этих конкретно-исторических условиях он делал упор на принудительной, насильственной стороне государства. Он называл государство аппаратом для систематического применения на­силия и подчинения людей насилию, подчеркивал, что государство - это машина для поддержания господства одного класса над дру­гим, что первое государство - рабовладельческое - это аппарат, который давал в руки рабовладельцев власть, возможность управ­лять всеми рабами.

Существуют два подхода к марксистской теории происхождения государства:

1) господствующая в советской науке роль отводилась возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримой классовой борьбе. Государство возникает как продолжение этой непримиримости;

2) в результате экономического развития усложняется само общество, его производительные и распределительные сферы.

С точки зрения марксистской теории возникновение государства можно представить схематично:

 

совершенствование орудий труда
производительность труда
избыток продуктов (распределялся между всеми членами семьи, родом, племенами и т.д., распределялся неравномерно)
имущественное неравенство
классы
классовая борьба
государство (аппарат угнетения одного класса другим)

 

Развитие экономики в первобытном обществе привело к трем крупным общественным разделениям труда (выделение пастушьих племен, отделению ремесла от земледелия, появление купечества), послужившие появлению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы и к классовой борьбе. Государство, а вместе с ним и право создаются классом собственников (эксплуататоров) для удержания в повиновении, для подавления классов не собственников (эксплуатируемых).

Марксистская теория достаточно четко и кон­кретно определяет причины возникновения государства, его обусловленность экономическими факторами. Однако подобное понимание государства, основанное на абсолютизации роли эко­номического и классового факторов, обедняет его содержание, иг­норирует общесоциальное назначение государства, его регулятив­ные и арбитражные возможности. Как показал исторический опыт западных демократий, эксплуататорские государства с течением времени смогли стать инструментами выражения воли большинства, а не узкой группы.

Спортивная теория возникновения государства была разработана испанским философом и социологом Хосе Ортега-и-Гассет. Происхождение государства он объяснял как результат физической и военной подготовки членов первобытного общества. Хосе Ортега-и-Гассет обращает внимание на тот факт, что в первобытном обществе существовало огромное количество военных и физических ритуалов и испытаний. Например, он приводит в качестве примера обряд инициации у многих первобытных обществ, когда молодые мужчины должны были выполнять определенные испытания на каждой из ступеней своего взросления. Обеспечение подобных обрядов занимались взрослые мужчины, наиболее авторитетные члены общины. Не прошедшие испытание могли быть подвергнуты определенные негативным воздействиям со стороны других представителей общины. Таким образом, он проводит параллели с государственной властью и аппаратом государства.

Наиболее физические развитые и успешные в физических испытаниях мужчины постепенно выделялись из однородной структуры первобытной общины и составили класс военной аристократии. Более слабые и менее приспособленные члены первобытной общины отсеивались в результате физических состязаний и составляли класс людей, занимавшихся исключительно тяжелым физическим трудом. Именно так, по предположению испанского философа возникла два основных общественных класса – те, кто управляет (управленцы) и те, кем управляют (управляемые).

Е) Рассовая и диффузная

Расовая теория возникновения государства была разработана французским социологом и писателем Жозефом Гобино. Именно эта теория легла в основу небезызвестной идеологии национал-социализма.

Сущность расовой теории происхождения государства заключается в утверждении о том, что человеческие расы не являются равными по своей природе. Расы различаются по физическим и интеллектуальный параметрам, при этом, согласно представлениям Жозефа Гобино одни расы являются высшими – они и должны управлять низшими расами, которые не способны создать собственную цивилизацию.

Государство согласно воззрениям Жозефа Гобино есть механизм обеспечения господства одних рас над другими. Политическую составляющую общественных отношений он воспринимает как противостояние воли сильных (элита) и воли слабы (массы). Целью же общественных отношений Жозеф Гобино провозглашает самосовершенствование человека.

Б) Особенности происхождения государства у разных народов

Необходимо отметить, что процесс формирования государства в различных странах шел по-разному. Так, выделяется три основные формы возникновения государства:

1) афинская. Возникновение государства в Афинах шло классическим путем, т. е. из внутренних противоречий. Этапное значение в этом процессе имели реформы Тезея, Солона и Клисфена. Тезей учредил центральную власть и вне зависимости от родовой принадлежности поделил население на три класса: эвпатридов (благородных), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников). Благородные при этом наделялись исключительным правом замещения должностей. Солон в основу деления граждан на четыре класса положил имущественный ценз (размер и доходность землевладения). Управленческие должности могли занимать лишь представители трех высших классов, а наиболее ответственные – только представители первого. Четвертый класс имел лишь право выступать и голосовать на народном собрании. Клисфен разделил всю территорию Аттики на 100 самоуправляющихся общин-округов (демов), во главе которых стояли старейшины (демархи);

2) древнеримская. Формированию государства древних римлян способствовала борьба между патрициями, составлявшими коренную римскую аристократию, и плебеями, бесправным пришлым населением, не допускавшимся к управлению обществом;

3) древнегерманская. Возникновение государства древних германцев ускорилось завоеванием огромной территории Римской империи, для управления которой органы власти родового строя не были приспособлены. В тех исторических условиях нельзя было ни принять многочисленное население римлян в родовые объединения, ни господствовать над ними. Объективно необходима становится иная организация публичной власти, стоящая над обществом и располагающая разветвленным аппаратом управления.

Степень влияния различных факторов (разделения труда, частной собственности, классов) на формирование государства различных народов проявляется по-разному. Если в Афинах их совокупное воздействие было максимальным, то в странах Азии и Древнего Востока ни частная собственность, ни классы не оказали существенного влияния на строительство государства. Напротив, оно само стало мощным катализатором формирования привилегированных групп и слоев.

В этих странах основным условием выживания родоплеменных общин было скоординированное выполнение ими грандиозных ирригационных и иных общественных работ. Межобщинные органы управления этими работами, общинные администраторы и составили основу складывающегося аппарата государственной власти.

При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти:

1) первобытно-общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родо-племенного объединения, государство – на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции;

2) государство – это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер. Если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;

3) для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть, налоги, сборы, различные обложения становятся необходимыми.

3а) Возникновение права. Признаки, отличающие право от соц.норм до классового общества

Основной нормой регулятором поведения был обычай. Обычаи регулировали отношения в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, закрепляя наиболее рациональные варианты поведения людей в социально значимых ситуациях. Они в равной степени выражали интересы всего общества.

Б) Теории происхождения права. Динамика и тенденции развития права на ранних этапах развития человечества

Было создано множество теорий происхождения права. Это многообразие можно объяснить различным временем их создания, разнообразием взглядов их авторов и факторов, оказавших влияние на появление права.

1. Теологическая теория происхождения права (Фома Аквинский, Ж. Маритен). Право — это вечное явление, созданное Богом. Представители этой теории считают, что существует высший божественный закон, который должен лежать в основе позитивного права, создаваемого государством.

Сильная сторона данной теории в том, что в ее основе лежат, христианская мораль, христианские заповеди: "Не убий", "Не укради". Недостаток состоит в том, что существование Бога не поддается научному доказательству, поэтому всегда найдутся сомневающиеся в данной теории.

2. Естественно-правовая школа (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, В.С.Соловьев, П.И.Новгородцев и др.).

Согласно данной теории существует две системы права — естественное и позитивное:

естественное право существует объективно, независимо от государства (например право на жизнь, на свободу, на достоинство и др.) — поэтому оно не нуждается в государственном закреплении и регулировании. Оно исходит от природы (Высшего Разума, Бога) и, следовательно, воплощает в себе высшую справедливость;

позитивное (писаное) правосовокупность норм, создаваемых государством. Оно не должно противоречить естественному праву.

Признание естественных неотъемлемых прав человека — величайшее достижение юридической науки XVIII в. В то же время в этой теории не учитываются экономические причины происхождения права.

3. Историческая теория происхождения права (Савиньи, Г.Гуго). Происхождение права — стихийный исторический процесс. Оно складывается в ходе жизни общества, является продуктом развития нации. Право развивается подобно растению, языку, на котором говорят народы. Среди источников права важнейшую роль сторонники исторической школы отдавали обычаям, закрепившимся в нормах права с течением времени, а не законам.

Сторонники данной теории отстаивали необходимость изучения истории права. При этом они защищали устаревшие обычаи, феодально-крепостнические институты.

4. Нормативистская теория происхождения права (Г. Кельзен).

«При нормативном подходе право рассматривается как система регулирующих человеческое поведение правил, исключительно исходящих от государства и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон». Нормы законов составляют иерархическую пирамиду. Ее вершина — конституция. Данная теория является полностью противоположной теории естественного права (все право — только от государства).

Достоинством теории является то, что данной теорией доказывается:

• связь права и государства;

• его обязательное исполнение всеми субъектами;

• иерархическая соподчиненность нормативно-правовых актов.

Недостатки теории в том, что:

• отрицаются естественные права человека;

• теория может служить обоснованием всевластия государства.

5. Марксистская теория происхождения права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) основана на материалистической философии. Она соотносит возникновение права прежде всего с экономическими изменениями, произошедшими в первобытном обществе в связи с неолитической революцией, возникновением частной собственности и т. д. Под правом понимается воля господствующего класса, возведенная в закон, т. е. согласно марксизму буржуазное право не служит интересам всего общества, поэтому с ним можно не считаться как с пережитком прошлого. Отсюда идея диктатуры пролетариата, т. е. власти, по ленинским же словам, не ограниченной законом.

Данная теория близка к жизненным реалиям (право действительно во многом создается представителями господствующих классов в своих интересах, отличных от интересов большинства общества).

Недостатками теории являются:

• восприятие права как отжившего явления;

• обоснование идеи диктатуры (буржуазному праву противопоставляется рабоче-крестьянская диктатура).

6. Социологическая теория происхождения права (Иеринг, Л. Дюги, Е. Эрлих, Р. Паунд). Представители этой школы права проводят границу между правом и законом. Предписания закона становятся живым, действующим правом, когда они фактически начинают применяться на практике. Важнейшее значение имеет судебная и арбитражная практика, свобода судейского решения, право в контексте социальных отношений. Сильная сторона теории в том, что большое значение придается изучению эффективности права, правоприменительной практике. Право, по их мнению, следует искать не в нормах, а в самой жизни.

Ее недостаток в том, что она не учитывает опасности произвола со стороны судебных и административных органов.

7. Психологическая теория происхождения права (И. Петражицкий, Г.Ф. Кнапп, Г. Тард). В эмоциональном состоянии в психике людей лежат причины возникновения права. Человеку свойственно, вступая в различные отношения, испытывать определенные правовые чувства: что он должен сделать, что от него ждут. Эти эмоциональные переживания человека.Комплекс этих переживаний составляет так называемое интуитивное право. Всякое право, существующее вне сознания человека, есть фиктивное, недействующее право. Достоинство данной теории состоит в том, что в процессе создания права учитываются:

• психологические факторы;

• правосознание общества;

• правовая культура;

• социальная психология.

Недостаток теории заключается в преувеличении роли психологических факторов, недостаточном внимании социально-экономическим причинам как факторам происхождения права.

Многообразие теорий происхождение государства

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфическо


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.155 с.