Ирригационная (водная) теория возникновения государства. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Ирригационная (водная) теория возникновения государства.

2023-01-01 36
Ирригационная (водная) теория возникновения государства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ирригационная (водная) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства").

Суть данной теории в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация).

Крестьянин-индивидуалист, а также группа крестьян не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек для ведения хозяйства. Для этого (рытье каналов, строительство плотин) необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки.

В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.

В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства действительно возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы, Вавилон, Шумер и Аккад - в долинах Тигра и Евфрата) и имели н своем появлении ирригационную основу.

Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.).

Д) Марксистскаяи спортивная

Марксистская теория происхождения государства, созданная К.Марксом, Ф. Энгельсом, В. И.Ленином, Л.-Г. Морганом, объясняет возникновение государства как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего, экономики, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социально-классовые изменения общества, представляющие собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Марксистская теория права основывается на правильном материальном подходе к этому процессу, но при этом преувеличивает связь права с государством, с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием. Утверждалось, что право - ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права.

Длительное время в отечественной теории государства и права происхождение государства и права определялось в соот­ветствии со взглядами Ф.Энгельса и В.И. Ленина на этот процесс. Наиболее характерными здесь являются книга Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" и лекция В. Ленина "О государстве".

В основу своей работы Ф. Энгельс положил труды амери­канского этнографа, археолога и историка первобытного общества Л.Моргана, опубликованные в его книге "Древнее общество". Основной заслугой Ф.Энгельса была не только системати­зация взглядов Л.Моргана и некоторых других этнографов на перво­бытное общество, но и утверждение материалистического, в том числе классового, подхода к появлению частной собственности и государства. Ф.Энгельс показал определяющую роль материальных условий жизни первобытного общества: форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, разделение труда, собственности - на появление и развитие государства. Он сумел уловить некоторые общие процессы в развитии первобыт­ного общества и использовал знания о родовых связях североамериканских индейцев, изученных Л.Морганом, для объяснения аналогичных процессов в греческой, римской и германской истории. В частности, ценным для того времени являлась характеристика разло­жения родового строя и перерастание его в государственную форму организации общества.

Примерно в таком же духе В. Ленин в своей лекции "О государстве" говорит о его происхождении. Но лекцию В. Ленин читал в 1919 году, когда шла граждан­ская война. В этих конкретно-исторических условиях он делал упор на принудительной, насильственной стороне государства. Он называл государство аппаратом для систематического применения на­силия и подчинения людей насилию, подчеркивал, что государство - это машина для поддержания господства одного класса над дру­гим, что первое государство - рабовладельческое - это аппарат, который давал в руки рабовладельцев власть, возможность управ­лять всеми рабами.

Существуют два подхода к марксистской теории происхождения государства:

1) господствующая в советской науке роль отводилась возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримой классовой борьбе. Государство возникает как продолжение этой непримиримости;

2) в результате экономического развития усложняется само общество, его производительные и распределительные сферы.

С точки зрения марксистской теории возникновение государства можно представить схематично:

 

совершенствование орудий труда
производительность труда
избыток продуктов (распределялся между всеми членами семьи, родом, племенами и т.д., распределялся неравномерно)
имущественное неравенство
классы
классовая борьба
государство (аппарат угнетения одного класса другим)

 

Развитие экономики в первобытном обществе привело к трем крупным общественным разделениям труда (выделение пастушьих племен, отделению ремесла от земледелия, появление купечества), послужившие появлению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы и к классовой борьбе. Государство, а вместе с ним и право создаются классом собственников (эксплуататоров) для удержания в повиновении, для подавления классов не собственников (эксплуатируемых).

Марксистская теория достаточно четко и кон­кретно определяет причины возникновения государства, его обусловленность экономическими факторами. Однако подобное понимание государства, основанное на абсолютизации роли эко­номического и классового факторов, обедняет его содержание, иг­норирует общесоциальное назначение государства, его регулятив­ные и арбитражные возможности. Как показал исторический опыт западных демократий, эксплуататорские государства с течением времени смогли стать инструментами выражения воли большинства, а не узкой группы.

Спортивная теория возникновения государства была разработана испанским философом и социологом Хосе Ортега-и-Гассет. Происхождение государства он объяснял как результат физической и военной подготовки членов первобытного общества. Хосе Ортега-и-Гассет обращает внимание на тот факт, что в первобытном обществе существовало огромное количество военных и физических ритуалов и испытаний. Например, он приводит в качестве примера обряд инициации у многих первобытных обществ, когда молодые мужчины должны были выполнять определенные испытания на каждой из ступеней своего взросления. Обеспечение подобных обрядов занимались взрослые мужчины, наиболее авторитетные члены общины. Не прошедшие испытание могли быть подвергнуты определенные негативным воздействиям со стороны других представителей общины. Таким образом, он проводит параллели с государственной властью и аппаратом государства.

Наиболее физические развитые и успешные в физических испытаниях мужчины постепенно выделялись из однородной структуры первобытной общины и составили класс военной аристократии. Более слабые и менее приспособленные члены первобытной общины отсеивались в результате физических состязаний и составляли класс людей, занимавшихся исключительно тяжелым физическим трудом. Именно так, по предположению испанского философа возникла два основных общественных класса – те, кто управляет (управленцы) и те, кем управляют (управляемые).

Е) Рассовая и диффузная

Расовая теория возникновения государства была разработана французским социологом и писателем Жозефом Гобино. Именно эта теория легла в основу небезызвестной идеологии национал-социализма.

Сущность расовой теории происхождения государства заключается в утверждении о том, что человеческие расы не являются равными по своей природе. Расы различаются по физическим и интеллектуальный параметрам, при этом, согласно представлениям Жозефа Гобино одни расы являются высшими – они и должны управлять низшими расами, которые не способны создать собственную цивилизацию.

Государство согласно воззрениям Жозефа Гобино есть механизм обеспечения господства одних рас над другими. Политическую составляющую общественных отношений он воспринимает как противостояние воли сильных (элита) и воли слабы (массы). Целью же общественных отношений Жозеф Гобино провозглашает самосовершенствование человека.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.