Как средство реализации приоритетных направлений социальной политики России по оказанию помощи и поддержки граждан с нарушенным слухом — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Как средство реализации приоритетных направлений социальной политики России по оказанию помощи и поддержки граждан с нарушенным слухом

2023-01-01 18
Как средство реализации приоритетных направлений социальной политики России по оказанию помощи и поддержки граждан с нарушенным слухом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Беляева О.Л., Куншина И.И., МОУ СОШ №17

       

         Оказание помощи и поддержки гражданам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе гражданам с нарушенным слухом, в настоящее время является одним из приоритетных направлений социальной политики России. Новая парадигма государственной социальной политики в отношении данной группы лиц ориентирована на их активную реабилитацию и интеграцию в современное общество, о чём объявлено в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В связи с этим особую важность представляет собой всесторонняя помощь гражданам с   нарушенным слухом. Одной из возможностей её оказания является обучение и подготовка кадров для работы с этой группой  населения, в частности - сурдопереводчиков.

Такая перспектива открылась для обучающихся МОУ СОШ №17 г. Красноярска, которая  в 1999 году взяла на себя инициативу по совместному обучению детей с нарушенным и сохранным слухом. Сурдопедагогами школы совместно с администрацией Красноярского регионального отделения ОООИ ВОГ (общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих») разработан факультативный курс обучения жестовой речи старшеклассников, который позволит решить следующие проблемы:

1. Слышащие подростки (а также слабослышащие I, II степени тугоухости), овладевшие начальными навыками и заинтересованные в более полном освоении языка жестов, могут пройти дальнейшее обучение в специальных учебных заведениях, подготавливающих сурдопереводчиков. Это даст им возможность быть зачисленными в резерв Красноярского регионального отделения ВОГ для работы на штатной должности сурдопереводчика в организациях, учреждениях и на предприятиях г. Красноярска. Таким образом, изучение дактильного алфавита и жестовой речи позволит решить проблему нехватки квалифицированных сурдопереводчиков и позволит более качественно обслуживать лиц-инвалидов по слуху в нашем городе.

2. Слабослышащие ученики школы, имеющие остаточный слух, но не владеющие жестовой речью (т.к. учились по «устному методу» в общеобразовательной школе), также смогут овладеть данными навыками. В дальнейшем, при поступлении в профессиональные учебные заведения, где будет осуществляться совместное обучение подростков с нормальным и нарушенным слухом в сопровождении сурдоперевода, они с его помощью будут лучше усваивать учебный материал.

Факультативный курс «Говорящие руки» можно также использовать при организации предпрофильной подготовки учащихся 10,11–х классов средней общеобразовательной школы как курс по выбору.

Программа данного курса рассчитана на 68 часов в год. Однако модульное построение, наличие теоретического и практического блоков позволяют расширить ее до 2-х летнего срока обучения (до 136 часов) за счет увеличения числа практических занятий по каждой теме, перевода текстов; встреч с неслышащими людьми и т.д.

В основу курса положена программа В. П. Еськова, Почетного члена Всероссийского общества глухих, составленная им на основе официальных документов для подготовки сурдопереводчиков и повышения их квалификации. При разработке программы были также использованы существующие учебные пособия по дактилологии и жестовой речи (И.Ф. Гейльмана, Г.Л. Зайцевой, А.А. Игнатенко, Л.М. Осокиной и др.).

Цель курса: создание условий для реализации приоритетных направлений социальной политики России по оказанию помощи и поддержки граждан с нарушенным слухом.

Задачи курса:

1.Обучение теоретическим основам сурдопедагогики, сурдопсихологии.

2.Формирование практических навыков дактилологии и жестовой речи для последующего овладения профессией сурдопереводчика.

3.Воспитание толерантных отношений к людям с ограниченными функциональными возможностями, расширение коммуникативных возможностей старшеклассников для общения с людьми, имеющими нарушения слуха.

Изучению дактилологии и жестовой речи предшествует краткий теоретический блок, который знакомит учащихся с основами сурдологии, историей общества глухих, специальной психологией и педагогикой, особенностями дактильной и жестовой речи, жестового языка.

Программный материал расположен в такой последовательности, которая дает возможность учащимся при изучении отдельных тем программы полнее усваивать основной жестовый словарь и приобретать навыки правильного дактильно–жестового перевода. Каждое занятие состоит из двух частей - теоретической и практической.

Программа включает изучение двух форм речи глухих – дактилологии и жестовой речи - и предусматривает:

  1. усвоение теории дактильной и жестовой речи;
  2. изучение дактильного алфавита;
  3. овладение техникой дактилирования и считывания с дактилирующей руки;
  4. изучение и усвоение жестов;
  5. совершенствование техники перевода;
  6. знание теории перевода;
  7. применение полученных знаний и навыков;
  8. приобретение навыка ускоренного творческого перевода словесной речи на жестовую и жестовой на словесную;

На теоретический курс отводится 6 часов; на изучение дактильного алфавита, техники дактилирования, освоение основного жестового словаря, упражнения в прямом и обратном переводе несложных текстов, изучение новых жестов и овладение техникой ускоренного перевода – 62 часа. При этом теоретические сведения должны сразу же подкрепляться практическим показом; и наоборот, практические задания необходимо сопровождать пояснениями, касающимися специфики восприятия и поведения лиц с нарушениями слуха в тех или иных ситуациях.

Для закрепления знаний учащимся необходимо на протяжении изучения курса общаться посредством дактильной и жестовой речи между собой, со всеми, кто знает дактильную и жестовую речь по характеру своей работы или фактической глухоты, постоянно работать над техникой дактилирования и чтения с дактилирующей руки.

В ходе работы над техникой дактилирования и чтения с дактилирующей руки учащиеся повторяют и изучают основной жестовый словарь по темам: «Счет», «Семья», «Образование» и т.д.; работают над совершенствованием перевода в процессе общения на жестовом языке между собой и с приглашенными людьми, реально имеющими нарушения слуха и общающимися с помощью жестов; при просмотре видеозаписей.

В содержание каждой темы входят жесты, обозначающие предметы, действия, признаки предметов, собственные имена, а также жесты, часто встречающиеся при разговоре.

Усвоенные жесты включаются в упражнения для передачи целых предложений и адаптированных текстов (для прямого и обратного перевода).

В ходе изучения жестового языка, при выполнении упражнений и при переводе текстов необходимо выполнять основные правила перевода словесной речи на жестовую, а именно:

  1. при переводе (прямом и обратном) сохранять строй словесной речи;
  2. жестовый перевод сопровождать соответствующей артикуляцией и мимикой;
  3. слово переводить жестом, в зависимости от его значения в контексте;
  4. больше внимания уделять точности перевода;
  5. четко дактилировать.

Ниже приводится примерное распределение часов на каждую изучаемую тему, практические виды работ с обучающимися; а также методические рекомендации по изучению жестовой и дактильной речи


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.