Что повлияло на становление «Плейбек-Театра» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Что повлияло на становление «Плейбек-Театра»

2023-01-01 30
Что повлияло на становление «Плейбек-Театра» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОВРЕМЕННЫЙ ПЛЕЙБЕК-ТЕАТР

  • Находится на стыке психотерапии, шоу и искусства, но целью его все же является сценическое действо (перформанс), возникающее «здесь» и «сейчас», поэтому каждый перформанс (представление) Плейбек-Театра неповторим и уникален.
  • Соединяет в себе современные театральные тенденции (разрушение традиций сценарного театрального действия) и психотерапевтические практики («театр спонтанности» Якоба Леви Морено).
  • Поддерживая уникальность каждой личности, помогает укрепить связь людей друг с другом, понять универсальность и глубину чувств.
  • Это возможность открытия собственной спонтанности, ресурсов внутренней свободы и радости.
  • Исследование своих творческих возможностей.

 

О «Плейбек-Театре»

Автор: Вероника Нида October 23, 2007

Что такое «Плейбек-Театр»?

«Плейбек-Театр» – это уникальное взаимодействие между исполнителями и аудиторией. Один человек рассказывает историю или случай из своей жизни, выбирает актеров для исполнения ролей, а затем наблюдает, как эта история тут же воспроизводится и приобретает артистическую форму и последовательность.

Образование сообщества посредством личных историй

«Плейбек-Театр» создает ритуальное пространство, где любая история, - не важно, обычная ли, необычная, недосказанная или развернутая, - немедленно превращается в театр. Здесь почитается и поддерживается уникальность каждой личности, что выстраивает и укрепляет нашу связь друг с другом как членов человеческого сообщества.

Становление

Впервые «Плейбек-Театр» был собран в единую организацию в 1975 году, ее возглавил Джонатан Фокс. Это случилось в Мид-ХадсонВэллей на севере Нью-Йорка. «Плейбек» стал частью театрального экспериментирования 70-х – поисков путей к зрителю, приближения театра к повседневной реальности и разрушения традиций сценарного театра. С тех пор «Плейбек-Театр» распространился по всему миру, организации и постановки «Плейбек-Театра» проходят более чем в 30 странах. Он процветает в самых разных формах: как в театральных сообществах, так и в сфере профессиональных услуг делового и социального сектора.

Что повлияло на становление «Плейбек-Театра»

Ритуал и театр сообществ: Джонатан Фокс некоторое время жил в Непале, где формы ритуала и театра глубоко внедрены в ритмы повседневной жизни.

Традиция устного рассказа: люди собираются вместе, чтобы поделиться историями из прошлого – из мира мифов, легенд и народных сказаний.

Психодрама: при определенных различиях в формах и практике, существуют определенные важные качества, общие для «Плейбек-Театра» и психодрамы. Например,

- спонтанность и высвобождение творческой энергии;

- включенность – каждый индивидуум обладает своим местом в коллективе.

Основная структура

Будь то в учебном классе, в больнице, на бизнес-конференции или в театре, всегда присутствует одна и та же общая структура «Плейбек-Театра».

- Актеры, сидящие на ящиках или стульях

- «Дерево» цветной ткани

- Место, где происходит действие

- Стул для рассказчика

- Музыканты

- Стул для ведущего

- Артистические дополнения

Каждая труппа может иметь свои дополнительные приспособления, например: «дерево» ткани в правом заднем углу сцены – набор кусков ткани разных цветов, развешенных на перекладине или лестнице. Такой набор может быть использован в театральном действии. Или в задней части сцены может быть повешен простой занавес на перекладине для отделения скрытого от зрителей пространства, которое также может быть использовано актерами во время действия. Все это – возможные дополнения.

Ритм перфоманса

Сценарий отсутствует, однако есть ритм и последовательность перфоманса «Плейбек-Театра». Ведущий руководит процессом и является посредником между актерами и зрителями. После того, как завершились вводная часть перфоманса и разогрев, какой-либо доброволец вызывается рассказать свою историю. Это может быть история о каком-то небольшом эпизоде или о более длинном событии. Эта история может быть взята из прошлого, настоящего или будущего. Она может быть о чем-то особенном или же о том, что случается каждый день. За все время выступления 3, 4 или 5, а может быть и больше, зрителей выйдут на сцену и расскажут свою историю такого рода. В конце перфоманса ведущий может попросить зрителей выразить свое отношение к прошедшему выступлению, и, согласно этим высказываниям, актерская команда сымпровизирует финал перфоманса.

Тематика перфоманса

Иногда Плейбек-перфоманс может изначально задаваться определенной темой, тогда зрителям предлагается рассказывать истории, раскрывающие эту тему. Иногда выступление проходит без заданной тематики, и тогда темы, которые волнуют собравшихся в зале людей, раскрываются через глубинный рисунок, образованный их рассказами. Он не всегда очевиден, но умелый ведущий способен донести его до сознания участников в конце выступления.

Последовательность рассказа

Главное в Плейбек-перфомансе – рассказ истории. Когда кто-либо из зрителей выражает желание поделиться своим рассказом, то этот человек, называемый Рассказчиком, выходит из зрительного зала к стулу Рассказчика. Сидя на этом стуле, он рассказывает историю, ему помогает Ведущий.

*Затем при помощи Ведущего Рассказчик выбирает актеров, которые исполнят роли в его рассказе. Выбранные актеры встают на сцене. Когда история рассказана, Ведущий говорит: «Давайте посмотрим».

*Эта реплика является сигналом начала действия для актеров. Для создания определенной атмосферы и настроения может звучать музыка, актеры могут использовать свои стулья для разграничения пространства.

*Актеры и музыканты спонтанным образом импровизируют, разыгрывая эту историю, и эта импровизация может принимать различные артистические формы, с тем, чтобы ухватить и выявить суть и ядро истории.

*В конце действия актеры смотрят на Рассказчика в знак того, что теперь их инсценировка будет принята Рассказчиком.

*Затем следует заключение Рассказчика: ему предоставляется возможность высказаться, если он чувствует в этом потребность. Иногда нужно сказать всего несколько слов, а может быть, и вовсе ничего, а иногда Рассказчику дается шанс, чтобы скорректировать или трансформировать представленную сцену. И актеры, соответственно, это разыграют. Ведущий благодарит Рассказчика, и тот возвращается на свое место. Затем приглашается следующий зритель, желающий рассказать свою историю, и так далее.

Простые правила такой последовательности формируют определенный ритуал, который является существенным положением в «Плейбек-Театре».

Ритуал

Ритуал в «Плейбек-Театре» является очень важным вместилищем всей практики «Плейбека». Ритуал создает структуру, определяет весь процесс, внутри которого может проявиться нечто непредсказуемое и чудесное. Если Ведущий и актеры правильно соблюдают ритуал действия, то у зрителя возникает подсознательное ощущение безопасности. И в такой атмосфере самое сокровенное и самое будничное в зрительских историях будет принято с достоинством и уважением.

Художественность

Разыгрывается натуралистическая сцена, или же абстрактное движение и звук, разыгрывается в танце, или при помощи кукол, или пением (или совмещением всех этих форм), - если при этом исполнители уловили суть истории на высоком уровне артистизма, то воздействие их исполнения может быть очень сильным и выводить на новый уровень преображения и исцеления. Если мы наблюдаем это в форме спонтанного совместного творчества, то такое творчество предлагает нам более глубокое переживание нашей человечности и совместного потенциала.

Социальное взаимодействие

Помимо фундаментальных принципов Ритуала и Художественности, «Плейбек-Театр» уделяет внимание и социальному взаимодействию. Ритуал и артистический подход имеют смысл только тогда, когда присутствует хорошее понимание целостного группового участия. Эта театральная форма напрямую служит оздоровлению отношений, коммуникации и взаимопонимания среди людей. Такие ценности составляют ее основу, так что Ведущий в непосредственном взаимодействии с аудиторией проявляет уважение и человеческое тепло, а также он ощущает более широкий социальный контекст Плейбек-действия. Слушая личные рассказы, мы чувствуем, как что наши собственные истории вплетаются в паутину сообщества людей, сливаясь таким образом с коллективным и универсальным опытом. Так начинаются социальные изменения и преобразования, когда мы при помощи индивидуальных голосов создаем пространство историй сообщества и поддаемся их воздействию.

Актер «Плейбек-Театра»

Аутентичность спонтанности лежит в основе практики «Плейбек-Театра». Понятие «гражданский актер» имеет большое значение в мире Плейбека – любой человек обладает природной способностью играть в «Плейбек-Театре» достаточно хорошо. «Плейбек-Театр» призывает актеров слушать, высвобождает их интуицию и вдохновение, предполагает доверие и поддержку друг друга, апеллирует к присущей им личной мудрости и жизненному опыту. Поэтому при обучении «Плейбек-Театру», в дополнение к актерскому мастерству, необходимо развивать в актерах глубокое самосознание и самопонимание. Актерами «Плейбек-Театра» становятся люди из самых разных сфер деятельности – социальные работники, администраторы, педагоги. Некоторые из них – профессиональные актеры, многие – талантливые работники творческих профессий, тренеры и терапевты.

Трансперсональные основания

Можно было бы сказать, что «Плейбек» – это форма исцеляющего, даже сакрального театра, которая дает возможность божественному проникнуть во взаимодействие собравшихся вместе людей. Однако, нельзя не почувствовать, что такой театр основывается на повседневной жизни и ее событиях, когда спонтанное разыгрывание ситуаций из жизненного опыта выстраивает отношения между людьми посредством уважения к достоинству, драматизму и уникальности рассказанных ими историй.

Перевод с английского Маргариты Кривченко
Психологический центр "Акватория"

 

Для чего появился Плейбек?

Правда, а зачем вообще нужен такой театр? Ну, сиди себе спокойно в зале и смотри классические постановки, но нет. У Плейбека особая миссия: он позволяет человеку увидеть свою историю со стороны, проанализировать ее, по - новому взглянуть на ситуацию, и, наконец, разрядиться психологически. Ведь в этом театре психодрамы человеческие чувства и эмоции стоят на первом месте.

Из истории театра Плейбек

Впервые Плейбек появился в США: в 1975 году некий Джонатан Фокс вместе со своей женой и еще одним партнером основали театр повседневной жизни. Сделано было это с одной целью: «вылечить» людей с помощью искусства. Не просто отвлечь от привычных передряг, а помочь вообще от них избавиться, заставив взглянуть на ситуацию в другом ракурсе. И правда, тогда Фоксу это действительно удалось, ведь сейчас труппы Плейбек работают по всему земному шару. Международная Ассоциация Плейбека объединяет более 400 членов из 50 стран мира.

Москвовская студия Плейбека начала свою работу в 2007 году. Надо сказать, что все актеры проходят обучение в психологическом Центре «Акватория» и заканчивают обучение по международной сертификационной программе «Плейбек-Театр». Однако, в России Плейбек скорее популярен среди психологов и психодраматистов, нежели среди актеров классической театральной школы (видимо, «звездная болезнь» тому причина).

Как работает Плейбек?

Вы не увидите на сцене каких-то декораций. Будут лишь какие-то артистические дополнения, которые используются во время представления. А так одни артисты, музыкант, ведущий и еще стул для рассказчика. Любой желающий зритель из зала садится на стул и рассказывает историю из своей жизни. Она может быть о чем угодно, пусть даже это будет сущая мелочь, главное, чтобы затронула вашу душу.

Задача артистов внимательно выслушать историю и моментально воспроизвести ее на сцене. Кстати, иногда зрителю предоставляют возможность самостоятельно выбрать артистов на главные роли в своей истории. А после показанной инсценировки рассказчик, при желании, может высказаться, поделиться впечатлениями.

Кому интересно?

Плейбек театр будет интересен абсолютно всем, без исключения: студентам, работающим и безработным, старикам и детям. И удивляться здесь нечему, ведь все люди, независимо от возраста и социального уровня, переживают одни и те же чувства, способны на одни и те же эмоции. Для этого сюда и приходят, чтобы почувствовать себя живым человеком, чтобы расслабиться, отдохнуть, посмеяться или даже растрогаться от переполняемых чувств.

 

 

СОВРЕМЕННЫЙ ПЛЕЙБЕК-ТЕАТР

  • Находится на стыке психотерапии, шоу и искусства, но целью его все же является сценическое действо (перформанс), возникающее «здесь» и «сейчас», поэтому каждый перформанс (представление) Плейбек-Театра неповторим и уникален.
  • Соединяет в себе современные театральные тенденции (разрушение традиций сценарного театрального действия) и психотерапевтические практики («театр спонтанности» Якоба Леви Морено).
  • Поддерживая уникальность каждой личности, помогает укрепить связь людей друг с другом, понять универсальность и глубину чувств.
  • Это возможность открытия собственной спонтанности, ресурсов внутренней свободы и радости.
  • Исследование своих творческих возможностей.

 

О «Плейбек-Театре»

Автор: Вероника Нида October 23, 2007

Что такое «Плейбек-Театр»?

«Плейбек-Театр» – это уникальное взаимодействие между исполнителями и аудиторией. Один человек рассказывает историю или случай из своей жизни, выбирает актеров для исполнения ролей, а затем наблюдает, как эта история тут же воспроизводится и приобретает артистическую форму и последовательность.

Образование сообщества посредством личных историй

«Плейбек-Театр» создает ритуальное пространство, где любая история, - не важно, обычная ли, необычная, недосказанная или развернутая, - немедленно превращается в театр. Здесь почитается и поддерживается уникальность каждой личности, что выстраивает и укрепляет нашу связь друг с другом как членов человеческого сообщества.

Становление

Впервые «Плейбек-Театр» был собран в единую организацию в 1975 году, ее возглавил Джонатан Фокс. Это случилось в Мид-ХадсонВэллей на севере Нью-Йорка. «Плейбек» стал частью театрального экспериментирования 70-х – поисков путей к зрителю, приближения театра к повседневной реальности и разрушения традиций сценарного театра. С тех пор «Плейбек-Театр» распространился по всему миру, организации и постановки «Плейбек-Театра» проходят более чем в 30 странах. Он процветает в самых разных формах: как в театральных сообществах, так и в сфере профессиональных услуг делового и социального сектора.

Что повлияло на становление «Плейбек-Театра»

Ритуал и театр сообществ: Джонатан Фокс некоторое время жил в Непале, где формы ритуала и театра глубоко внедрены в ритмы повседневной жизни.

Традиция устного рассказа: люди собираются вместе, чтобы поделиться историями из прошлого – из мира мифов, легенд и народных сказаний.

Психодрама: при определенных различиях в формах и практике, существуют определенные важные качества, общие для «Плейбек-Театра» и психодрамы. Например,

- спонтанность и высвобождение творческой энергии;

- включенность – каждый индивидуум обладает своим местом в коллективе.

Основная структура

Будь то в учебном классе, в больнице, на бизнес-конференции или в театре, всегда присутствует одна и та же общая структура «Плейбек-Театра».

- Актеры, сидящие на ящиках или стульях

- «Дерево» цветной ткани

- Место, где происходит действие

- Стул для рассказчика

- Музыканты

- Стул для ведущего

- Артистические дополнения

Каждая труппа может иметь свои дополнительные приспособления, например: «дерево» ткани в правом заднем углу сцены – набор кусков ткани разных цветов, развешенных на перекладине или лестнице. Такой набор может быть использован в театральном действии. Или в задней части сцены может быть повешен простой занавес на перекладине для отделения скрытого от зрителей пространства, которое также может быть использовано актерами во время действия. Все это – возможные дополнения.

Ритм перфоманса

Сценарий отсутствует, однако есть ритм и последовательность перфоманса «Плейбек-Театра». Ведущий руководит процессом и является посредником между актерами и зрителями. После того, как завершились вводная часть перфоманса и разогрев, какой-либо доброволец вызывается рассказать свою историю. Это может быть история о каком-то небольшом эпизоде или о более длинном событии. Эта история может быть взята из прошлого, настоящего или будущего. Она может быть о чем-то особенном или же о том, что случается каждый день. За все время выступления 3, 4 или 5, а может быть и больше, зрителей выйдут на сцену и расскажут свою историю такого рода. В конце перфоманса ведущий может попросить зрителей выразить свое отношение к прошедшему выступлению, и, согласно этим высказываниям, актерская команда сымпровизирует финал перфоманса.

Тематика перфоманса

Иногда Плейбек-перфоманс может изначально задаваться определенной темой, тогда зрителям предлагается рассказывать истории, раскрывающие эту тему. Иногда выступление проходит без заданной тематики, и тогда темы, которые волнуют собравшихся в зале людей, раскрываются через глубинный рисунок, образованный их рассказами. Он не всегда очевиден, но умелый ведущий способен донести его до сознания участников в конце выступления.

Последовательность рассказа

Главное в Плейбек-перфомансе – рассказ истории. Когда кто-либо из зрителей выражает желание поделиться своим рассказом, то этот человек, называемый Рассказчиком, выходит из зрительного зала к стулу Рассказчика. Сидя на этом стуле, он рассказывает историю, ему помогает Ведущий.

*Затем при помощи Ведущего Рассказчик выбирает актеров, которые исполнят роли в его рассказе. Выбранные актеры встают на сцене. Когда история рассказана, Ведущий говорит: «Давайте посмотрим».

*Эта реплика является сигналом начала действия для актеров. Для создания определенной атмосферы и настроения может звучать музыка, актеры могут использовать свои стулья для разграничения пространства.

*Актеры и музыканты спонтанным образом импровизируют, разыгрывая эту историю, и эта импровизация может принимать различные артистические формы, с тем, чтобы ухватить и выявить суть и ядро истории.

*В конце действия актеры смотрят на Рассказчика в знак того, что теперь их инсценировка будет принята Рассказчиком.

*Затем следует заключение Рассказчика: ему предоставляется возможность высказаться, если он чувствует в этом потребность. Иногда нужно сказать всего несколько слов, а может быть, и вовсе ничего, а иногда Рассказчику дается шанс, чтобы скорректировать или трансформировать представленную сцену. И актеры, соответственно, это разыграют. Ведущий благодарит Рассказчика, и тот возвращается на свое место. Затем приглашается следующий зритель, желающий рассказать свою историю, и так далее.

Простые правила такой последовательности формируют определенный ритуал, который является существенным положением в «Плейбек-Театре».

Ритуал

Ритуал в «Плейбек-Театре» является очень важным вместилищем всей практики «Плейбека». Ритуал создает структуру, определяет весь процесс, внутри которого может проявиться нечто непредсказуемое и чудесное. Если Ведущий и актеры правильно соблюдают ритуал действия, то у зрителя возникает подсознательное ощущение безопасности. И в такой атмосфере самое сокровенное и самое будничное в зрительских историях будет принято с достоинством и уважением.

Художественность

Разыгрывается натуралистическая сцена, или же абстрактное движение и звук, разыгрывается в танце, или при помощи кукол, или пением (или совмещением всех этих форм), - если при этом исполнители уловили суть истории на высоком уровне артистизма, то воздействие их исполнения может быть очень сильным и выводить на новый уровень преображения и исцеления. Если мы наблюдаем это в форме спонтанного совместного творчества, то такое творчество предлагает нам более глубокое переживание нашей человечности и совместного потенциала.

Социальное взаимодействие

Помимо фундаментальных принципов Ритуала и Художественности, «Плейбек-Театр» уделяет внимание и социальному взаимодействию. Ритуал и артистический подход имеют смысл только тогда, когда присутствует хорошее понимание целостного группового участия. Эта театральная форма напрямую служит оздоровлению отношений, коммуникации и взаимопонимания среди людей. Такие ценности составляют ее основу, так что Ведущий в непосредственном взаимодействии с аудиторией проявляет уважение и человеческое тепло, а также он ощущает более широкий социальный контекст Плейбек-действия. Слушая личные рассказы, мы чувствуем, как что наши собственные истории вплетаются в паутину сообщества людей, сливаясь таким образом с коллективным и универсальным опытом. Так начинаются социальные изменения и преобразования, когда мы при помощи индивидуальных голосов создаем пространство историй сообщества и поддаемся их воздействию.

Актер «Плейбек-Театра»

Аутентичность спонтанности лежит в основе практики «Плейбек-Театра». Понятие «гражданский актер» имеет большое значение в мире Плейбека – любой человек обладает природной способностью играть в «Плейбек-Театре» достаточно хорошо. «Плейбек-Театр» призывает актеров слушать, высвобождает их интуицию и вдохновение, предполагает доверие и поддержку друг друга, апеллирует к присущей им личной мудрости и жизненному опыту. Поэтому при обучении «Плейбек-Театру», в дополнение к актерскому мастерству, необходимо развивать в актерах глубокое самосознание и самопонимание. Актерами «Плейбек-Театра» становятся люди из самых разных сфер деятельности – социальные работники, администраторы, педагоги. Некоторые из них – профессиональные актеры, многие – талантливые работники творческих профессий, тренеры и терапевты.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.