Периметрия (определение поля зрения) — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Периметрия (определение поля зрения)

2022-12-30 26
Периметрия (определение поля зрения) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Периферическое зрение дополняет центральное возможностью ориентироваться в пространстве и в сумерках, различать слабый свет и движение предметов. Периферическое зрение связано в основном с возбуждением палочек, расположенных в сетчатке диффузно и ближе к периферии. Поле зрения представляет собой пространство, которое видит глаз при фиксации взгляда в одной точке. Для лучей разной длины волны поле зрения неодинаково (рис. 19).

Рис. 19. Поля зрения для разных цветов.

Обозначения. По порядку, начиная с внешней линии: белый, синий, красный и зеленый цвет.

 

Поле зрения определяют с помощью периметра Форстера, который представляет собой подвижно укрепленный в штативе полукруг, имеющий шкалу в угловых градусах. Полукруг может быть установлен в любой плоскости по отношению к исследуемому глазу. В середине полукруга находится зеркальце, на котором испытуемый должен фиксировать свой взгляд. Штатив прибора служит для фиксации головы испытуемого в процессе определения поля зрения.

 

Цель работы: провести периметрию для ахроматического и хроматического зрения.

Для работы необходимы: периметр Форстера, белые и цветные кружки к нему, бланки поля зрения.

Ход работы

1. Изучите методику проведения периметрии. Посадите испытуемого спиной к свету так, чтобы внутренняя поверхность полукруга периметра была хорошо освещена. Штатив для подбородка закрепите таким образом, чтобы его верхняя часть находилась на уровне нижнего края глазницы. Величину поля зрения определите для каждого глаза отдельно, закрывая при этом у испытуемого другой глаз.

Полукруг периметра установите в горизонтальном положении. Испытуемый должен смотреть прямо перед собой. Медленно передвигайте белый кружок от периферии к центру и отмечайте точку периметра, на уровне которой испытуемый впервые увидел объект. Местоположение точки определите дважды и отметьте на бланке (рис. 20). Затем измерьте поле зрения с другой стороны дуги и также отметьте на бланке. Полученные точки характеризуют наружную и внутреннюю границы поля зрения. Затем дугу периметра установите вертикально и соответственно найдите верхнюю и нижнюю границы поля зрения. Аналогичным образом измерьте границы поля зрения, каждый раз поворачивая дугу на 45 и 90°. На тех же бланках определите поле зрения, заменив белый кружок цветным (синим, красным, зеленым).

Получите кривые, ограничивающие поля зрения для исследованных цветов. Для этого определенные вами точки для различных по цвету объектов соедините линиями соответствующих цветов.

Рис. 20. Бланк поля зрения

2. Сравните формы полей зрения для правого и левого глаз. Объясните наблюдаемые различия.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Сравните размеры полей зрения для различных цветов. Дайте физиологическое обоснование различий полей зрения для выбранных цветов.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы

Что такое поле зрения?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Какое диагностическое значение имеет определение поля зрения?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Почему поле зрения для белого цвета больше, чем для других цветов?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя______________________

Лабораторная работа 27

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА

Существуют три базисные измерения личности: экстра-, интроверсия и нейротизм.

Экстраверсия проявляется в общительном, активном, оптимистическом, самоуверенном и импульсивном поведении, а также в слабом контроле над эмоциями и чувствами. Для интровертов характерно необщительное, пассивное, спокойное, вдумчивое, рассудительное поведение. Интроверты – застенчивые, отдаленные от всех, кроме близких, люди. Они планируют свои действия заблаговременно, любят порядок во всем и держат свои чувства под строгим контролем.

Нейротизм (или эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от нормальной эмоциональной стабильности до ее выраженной лабильности. Людям с высоким нейротизмом свойственны неадекватно сильные реакции по отношению к вызывающим их стимулам, напряженность, тревожность, недовольство собой и окружающим миром. Индивиды с низким уровнем нейротизма спокойны, беззаботны, непринужденны в общении, надежны.

Анализ соотношений указанных измерений личности позволяет характеризовать темперамент индивида, представляющий собой совокупность формальных, динамических особенностей поведения, и прежде всего, его общей активности и эмоциональности.

Цель работы: оценить основные свойства темперамента с помощью теста Г.Айзенка и на основе этого определить тип темперамента испытуемого.

Для работы необходим: бланк опросника теста Айзенка. Исследование проводят на человеке.

Ход работы

Изучите методику определения свойств темперамента.

Испытуемому дается инструкция: "Вам предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей личности. На каждый вопрос следует отвечать либо "да", либо "нет", ставя соответственно знак "+" или "-" на листе ответов напротив номера вопроса".

Бланк опросника

1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?

3. Считаете ли вы себя человеком безобидным?

4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

5. Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитаете подождать, прежде чем действовать?

6. Вы всегда сдерживаете свои обещания, не считаясь с тем, что вам это не выгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Вообще вы действуете и говорите быстро, не задерживаясь для обдумывания?

9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастный человек, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что вы почти на все могли бы решиться, если дело пошло на спор?

11. Вы смущаетесь, когда хотите завязать разговор с симпатичной (симпатичным) незнакомкой (незнакомцем)?

12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что вы действуете под влиянием минуты?

14. Часто ли вас терзают мысли о том, что вам не следовало чего-то делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы книги встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас легко задеть?

17. Вы любите часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас иногда такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?

19. Верно ли, что вы иногда полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли вы иметь поменьше приятелей, но зато особенно близких вам?

21. Вы часто мечтаете?

22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?

23. Часто ли вас терзает чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

26. Можно ли сказать про вас, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?

27. Вы слывете за человека веселого и живого?

28. После того, как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать и лучше?

29. Вы обычно чувствуете себя спокойно, когда находитесь в компании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спиться из-за того, что разные мысли лезут в голову?

32. Когда вы хотите узнать о чем-нибудь, то предпочитаете прочитать об этом в книге, чем спросить у друзей?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравиться ли вам работа, которая требует пристального внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Если бы вы знали, что никогда сказанное вами не будет раскрыто, вы бы все равно высказывались в духе общепринятого?

37. Вам неприятно бывать в компании, где подшучивают друг над другом?

38. Вы раздражительны?

39. Вам нравится работа, которая требует быстроты действий?

40. Верно ли, что вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Вы медлительны и неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите удобный случай побеседовать и с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?

46. Вы чувствовали бы себя несчастным, если бы долго не могли видеться со своими знакомыми?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Среди людей, которых вы знаете, есть такие, которые вам явно не нравятся?

49. Можете ли вы сказать о себе, что вы уверенный в себе человек?

50. Вас легко задеть, если покритиковать ваши недостатки или недостатки вашей работы?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Вы беспокоитесь о своем здоровье?

56. Вы любите подшучивать над другими?

57. Страдаете ли вы от бессоницы?

 

При обработке результатов производится расчет суммы баллов согласно ключу к тесту. Ключ к каждому из личностных факторов (экстра-, интроверсии, нейротизму) дан в отдельной шкале. Кроме того, тест защищен шкалой лжи. Совпадение ответа испытуемого с ключом дает 1 балл.

Ключ:

Шкала лжи.

Ответы "да": 6, 24, 36.

Ответы "нет": 12, 15, 30, 42, 48, 54.

При сумме баллов ³5 результаты тестирования можно признать недействительными.

Шкала "Интроверсия – Экстраверсия".

Ответы "да": 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 34, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

Ответы "нет": 5, 15, 20, 29, 32, 37, 41, 51.

При значениях суммы от 0 до 10 баллов можно говорить об интроверсии испытуемого, от 15 до 24 баллов – об экстраверсии испытуемого.

Шкала "Эмоциональная стабильность – Эмоциональная нестабильность".

Ответы "да": 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

При значениях суммы от 0 до 10 баллов можно говорить об эмоциональной стабильности испытуемого, от 17 до 22 баллов – об эмоциональной нестабильности испытуемого, расшатанности нервной системы. Если сумма составляет 23-24 балла, имеет место нейротизм, граничащий с патологией, возможен срыв, невроз.

Сочетание экстраверсии и эмоциональной стабильности дает сангвиника, экстраверсии и эмоциональной нестабильности – холерика, интроверсии и эмоциональной стабильности - флегматика, интроверсии и эмоциональной нестабильности – меланхолика (рис. 25).

                                                         нейротизм

 

24

 

 

0                                                         12                                                  24

 

интроверсия                                                                                     экстраверсия

 

                                                           0

Рис. 25. Интерпретация результатов теста Айзенка

На основании расчетов сделайте заключение о выраженности свойств темперамента и типе темперамента испытуемого.

Изучите психологические характеристики каждого из типов.

Сангвиник обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу, изменчивость чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Экстраверт.

Холерик отличается малой чувствительностью, экстравертированностью и активностью. Холерик необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда – большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания.

Флегматик обладает малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить – когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления.

Меланхолик – это человек с высокой чувствительностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов.

 

Контрольные вопросы

Начиная первые опыты по изучению УР, И. П. Павлов построил специальные «башни молчания», в которых находились экспериментальные камеры с абсолютной звукоизоляцией. Однако впоследствии оказалось, что в таких камерах собаки засыпают. Особенно быстро это происходило с собакамисангвиниками. В чем состоит причина такой, казалось бы неожиданной реакции?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя______________________

Лабораторная работа 28

МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

«ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ»

Под «школьной зрелостью» понимается такой уровень морфологического, функционального и психосоциального развития ребенка, который обеспечивает выполнение им всех предъявляемых школой требований без ущерба для здоровья и нормального развития и без чрезмерного напряжения. Этот достигнутый уровень развития обеспечивает устойчивость организма ребенка к резкому изменению условий жизни в связи с поступлением в школу.

С началом обучения в школе появляются вынужденные статические нагрузки, обязанности дисциплины, уменьшение времени прогулок и общей продолжительности сна. Все это может повести за собой нежелательные сдвиги в функциональном состоянии детей. У многих, особенно в первые недели и месяцы обучения, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном стрессе и адаптационной болезни». Чем более готов организм ребенка преодолеть эти трудности, тем легче протекает у него процесс адаптации. Именно поэтому следует обучать функционально зрелых детей.

Проблема функциональной готовности детей к обучению рассматривается также с позиций предупреждения неуспеваемости, т.к. недостаточная «школьная зрелость» в момент поступления в школу проявляется в пониженной успеваемости вплоть до 4 класса. Имеются данные, по которым наблюдается хорошая успеваемость среди «незрелых» учеников. Однако хорошая успеваемость при недостаточной функциональной готовности к обучению в школе достигается, как правило, дорогой физиологической ценой – путем чрезмерного напряжения, приводящего к сильному переутомлению и нередко к неврозам.

Для определения «школьной зрелости» проводится психофизиологическое обследование 6-7-летних детей, направленное на выявление достаточного развития или отставания школьнонеобходимых функций: аналитико-синтетической деятельности мозга, речи, тонкой двигательной координации, психосоциальной зрелости.

 

Цель работы: изучить методы определения «школьной зрелости» детей.

 

Ход работы

1. Изучите методы обследования детей для определения «школьной зрелости».

Тест Керна-Ирасека

Задание 1. Рисование человека по представлению

Ребенку дается следующее задание: «Нарисуй дядю, как умеешь». 

Оценка результатов выполнения задания производится в соответствии с рис. 26 в баллах по следующей шкале:

1 балл – у нарисованной фигуры есть голова, туловище, конечности; шея не длиннее туловища; на голове изображены волосы или головной убор, части лица; руки изображены с пальцами; есть признаки мужской одежды.

2 балла – отсутствует или шея, или волосы или 1 палец.

3 балла – отсутствуют волосы, уши, одежда, ступни на ногах.

4 балла – примитивные конечности.

5 баллов – каракули.

 


Рис. 26. Оценка результатов задания 1 теста Керна-Ирасека

Задание 2. Копирование фразы из письменных букв

Задание формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано (рис. 27). Ты еще писать не умеешь, но попробуй, смог (смогла) бы ты это написать. Хорошенько посмотри, как это написано, и напиши то же самое. Если одно слово не поместится, его можно написать ниже или выше».

 

 


Рис. 27. Стимульный материал к заданию 2 теста Керна-Ирасека

Оценка результатов выполнения задания производится в баллах по следующей шкале:

1 балл – можно прочитать 3 слова; буквы прямые, могут быть величиной в два раза больше образца.

2 балла – можно прочитать, необязательно прямые буквы.

3 балла – буквы разделены на 3 группы, можно прочитать хотя бы 4 буквы.

4 балла – вся группа еще имеет видимость письма, с образцом схожи хотя бы 2 буквы.

5 баллов – каракули.

Задание 3. Срисовывание точек в определенном пространственном положении

Ребенку дается следующее задание: «Здесь нарисованы точки (рис. 28). Попробуй сам (сама) так же их нарисовать».

...

...

..

.

Рис. 28. Стимульный материал к заданию 3 теста Керна-Ирасека

Оценка результатов выполнения задания производится в баллах по следующей шкале:

1 балл – точное копирование.

2 балла – опущены 3 точки, изменен пробел.

3 балла – изменено количество точек (не более 20 и не менее 7).

4 балла – напоминает образец, но плохо; точки различимы.

5 баллов – каракули.

«Школьная зрелость» оценивается по сумме баллов, набранных в результате выполнения трех заданий теста Керна-Ирасека, по следующей шкале:

3-5 баллов – «школьнозрелые» дети,

6-9 баллов – «среднезрелые» дети,

10 баллов и более – «незрелые» дети.

Для детей, получивших 15 баллов, рекомендуется углубленное психофизиологическое обследование.

Тестовая беседа

Ребенку предлагается ответить на вопросы, доступные для его понимания (всего 22 вопроса).

Бланк опросника

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы и папы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?

4. У тебя есть брат (сестра)? Кто из вас старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два?

6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7. Когда ты завтракаешь: вечером или утром? Обедаешь утром или днем?

8. Что бывает раньше: обед или ужин?

9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

10. Кем работает твой папа?

11. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье?

12. Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

13. Когда можно кататься на санках: зимой или летом?

14. Что делает почтальон, врач, учитель?

15. Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?

16. Ты сам (сама) хочешь пойти в школу?

17. Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?

18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

19. Каких животных ты знаешь? Каких птиц?

20. Кто больше: корова или коза, птица или пчела? У кого больше ног: у собаки или петуха?

21. Что больше: 8 или 5, 5 или 3. Посчитай от 6 до 9, от 5 до 3.

22. Что нужно сделать, если нечаянно сломал чужую вещь?

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл. «Школьнозрелыми» считаются дети, набравшие 21-22 балла.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.