Основные составляющие «системы личности» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Основные составляющие «системы личности»

2022-12-30 29
Основные составляющие «системы личности» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждая личность предстает одновременно как продукт современной ей эпохи и как результат всемирно-исторического развития человечества, опыт которого, воплощенный в содержании накопленных знаний, существующих видов деятельности и произведений искусства, она усваивает, живя в той или иной стране в составе определенного народа.

В конечном счете становление и развитие личности, ее coциализация выступают как формирование системы ее специфичесих социальных характеристик. Фактически в каждом из своих проявлений личность — это определенная система ее элементов, в качестве которых выступают ее социальные свойства. Понять социальную сущность и роль каждого такого элемента можно лишь с учетом его связей с другими элементами личности и его места в системе. С другой стороны, анализ взаимодействий элементов личности позволяет получить представление о ней в целом. Тем самым подход личности как к системе ее социальных характеристик является обязательным условием ее научного социологического изуче­ния.

Любая личность выступает как достаточно сложная и открытая система ее динамически проявляющихся социальных свойств — производственно-экономических, политических, семейно-бытовых, нрав­ственных, эстетических, религиозных и других. Открытый характер системы личностных свойств проявляется прежде всего во взаимо­действии самих личностей, выступают ли они сами по себе или в составе определенных социальных групп, в конечном счете — во взаимодействии личностей со всей внешней средой их социальной жизнедеятельности, в обмене информацией, знаниями, опытом, деятельностью с другими субъектами.

Надо сказать, что система социальных свойств личности функ­ционирует и развивается под прямым и косвенным влиянием всего содержания общественной жизни и всегда проявляется в конкретных социально-исторических параметрах. Она включает в себя систему ее общественных отношений и межличностного общения, сложивших­ся видов ее деятельности, систему ее духовного мира. Все они функ­ционируют и развиваются как основные подсистемы целостной сис­темы личности — системы всех ее социальных свойств.

Почему, например, социальные связи той или иной личности и ее общественные отношения с другими субъектами следует вклю­чать в ее систему. Да потому, что она как личность существует только в системе этих связей и отношений. Вне их нет и личности. Социальные связи и отношения, в которые вступает личность, — это не просто внешние условия ее жизнедеятельности, а ее неотъ­емлемые атрибуты. Она выступает как носитель этих связей и от­ношений и потому она личность. Распад этих ее связей и отноше­ний означает распад самой личности, ее социальную деградацию.

Отсюда следует вывод: чтобы сформировать из представителей данного общества (детей, молодежи, взрослых) полезные для него личности, необходимо сформировать соответствующие обществен­ные отношения — экономические, политические, правовые, нравст­венные, эстетические и другие, на основе которых при соответствующей системе воспитания и образования можно взрастить такие личности. Указанные общественные отношения не только являются социальной почвой деятельности личности и определяют содержа­ние ее социальной активности, но и определяющим образом влия­ют на развитие ее духовного мира. Это значит, что формирование личностей надо начинать с совершенствования общества, то есть всей системы присущих ему общественных отношений.

Такой подход к проблеме формирования и развития личностей миллионов людей чрезвычайно важен для современной России, за­лог ее подлинного (а не иллюзорного) возрождения. И кому, как не социологу в первую очередь, развивать такой подход, всесторонне и глубоко раскрывать значение всех факторов общественной жизни в совершенствовании социальных качеств личности.

Включая в систему личности наряду с ее духовными факторам (сознанием, эмоциями, волей, мировоззрением, ценностными ориентациями и т.д.) совокупность ее социальных связей, отношений и форм деятельности, социолог тем самым воспроизводит целостный характер этой системы. А это, кроме прочего, позволяет более кон­кретно решать проблемы формирования и развития личности, ее социальной жизнедеятельности. Причем решать их не только теоре­тически, но и практически.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.