Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2022-12-30 | 36 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Социология личности
Социологи личности есть учение о личности как социальном существе, действующем в том или ином обществе. Это один из важнейших разделов социологии как науки об обществе. Ведь все общественные процессы — экономические, политические, духовные и другие — складываются из деятельности людей, представляющих собой те или иные личности. Встают вопросы о побудительных силах их деятельности, ее содержании и социальной направленности, о ее практических результатах и их значении для жизни и развития общества.
Мы уже указывали на то, что многие мыслители прошлых эпох, особенно эпохи Просвещения (XVIII в.) обосновали большую роль личности в развитии общества. Речь шла о целенаправленном воспитании людей, формировании просвещенных и полезных для общества личностей. «Человеком рождаются, а личностью становятся», — говорили они. А вот какими личностями становятся те или иные люди — это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания. Это положение полностью сохраняет свою актуальность в настоящее время. К проблеме личности так или иначе обращаются представители многих направлений современной социологии, в том числе эмпирического направления (Дж. Морено и др.), традиции которого восходят к социологии О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюргейма; марксистской социологии (К. Маркс, В. Ленин и их последователи); психологического направления в социологии (Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето и др.); теории социального действия, идущей от М.. Вебера и далее развитой Т. Парсонсом и его последователями. Многие проблемы духовной структуры личности, стимулов ее деятельности и поведения социологи исследуют, опираясь на труды представителей таких направлений современной психологии личности и социальной психологии, как бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, гуманистическая психология, интеракционизм и другие.1 Из широкого круга вопросов социологии личности кратко проанализируем лишь самые основные.
|
Соотношение понятий «человек» и «личность»
Понятие «личность» может быть определено не иначе как в соотношении с понятием «человек», ибо речь идет о живой человеческой личности и ни о какой другой. А раз так, то необходимо начать с понятия «человек», его основных признаков.
Познавательная сторона мировоззрения
Это система знаний о мире (обыденных и научных), мифологических представлений и религиозных взглядов. Все это может быть представлено в сознании отдельной личности в том или ином сочетании. Все зависит от того, насколько развита сама личность и насколько она овладела содержанием соответствующих наук.
Как в обыденном, так и в научном сознании личности присутствуют соответствующие понятия, суждения и умозаключения, выступающие в том или ином эмоциональном контексте. Ведь личность — не компьютер, а живой человек. Мысля о чем-то, она в той или иной степени испытывает определенные эмоции, выражающие, в частности, ее эмоциональное отношение к тому, о чем она мыслит. Поэтому в мировоззрении, как прежде всего миропонимании, присутствуют соответствующие мироощущения и мировосприятия. Учет этого бывает очень важным для социолога, который исследует, например, воздействие мировоззрения какой-то личности или множества таковых на их практическую деятельность и прежде всего на их отношение к сложившейся социальной действительности, к тем или иным социальным процессам — экономическим, политическим и другим.
Понятно, что научное мировоззрение влияет на мироощущения и мировосприятия личности, способствует утверждению в ее сознании научных представлений о мире и избавляет от разного рода предрассудков и мифов.
|
Личность и ее интересы
И еще одна важная проблема. Выступая как субъект деятельности и общественных отношений, личность исходит при этом из необходимости удовлетворения своих потребностей и реализации своих интересов. Те и другие являются важнейшими побудительными силами ее социальной активности. При этом потребности личности выражают необходимость для нее той или иной деятельности и переживаются ею как внутренние побуждения к этой деятельности (потребительской, творческой и т.д.), порой очень глубокие и сильные, то же время ее интересы выражают оптимальные в данных условиях пути и способы удовлетворения ее потребностей. Их оптимальность заключается в том, что используя их, личность не только удовлетворяет свои потребности, но при этом укрепляет свое положение в обществе. Это может произойти, если, например, личность займет более высокую и хорошо оплачиваемую должность, получит перспективное назначение или осуществит на законных основаниях выгодную сделку. Все это будет составлять содержание ее интересов.
Действуя в различных обстоятельствах, личность должна понимать, что объективно соответствует ее интересам, а что противоречит им; проще говоря, что для нее выгодно, а что нет. Понять это не всегда просто, ибо сами обстоятельства бывают слишком сложны. И складываются они преимущественно из существующих общественных отношений, которые и проявляются как интересы. Так, например, экономические отношения, складывающиеся в государственном секторе экономики, проявляются как взаимодействие интересов государства и работников государственных предприятий. А экономические отношения, складывающиеся в частном секторе экономики, проявляются как взаимодействие интересов хозяина предприятия и работающих на него людей.
Осознать свои интересы и интересы других субъектов можно путем глубокого понимания объективного содержания существующих общественных отношений — экономических, политических, правовых и других, а также перспектив их развития. Только в этом случае личность может иметь более или менее точные представления о ближайших и отдаленных последствиях ее сегодняшних действий, совершаемых на почве данных общественных отношений, и тем самым предпринимать их осознанно в соответствии со своими ближайшими и долговременными интересами.
|
Проблема осознания личностью своих объективно данных интересов, то есть того, что для нее на самом деле выгодно — одна из важнейших в ее жизни в том или ином обществе. Если она их правильно осознает, то в ее сознании возникает соответствующая субъективная (по форме) заинтересованность, содержание которой будет соответствовать содержанию ее объективных интересов. Если же она не осознает свои объективные интересы или осознает их неправильно, то в ее сознании возникает ложная (иллюзорная) заинтересованность, руководствуясь которой она может действовать вопреки своим настоящим объективно данным интересам, во вред себе.
Нередко случается, что ложные представления о подлинных интересах больших масс людей им навязываются пропагандой, лживыми заявлениями разных политиканов. Последние нередко выдают свои корыстные интересы за всеобщие. Приняв их интересы за свои, массы людей и отдельные личности действуют вопреки своим собственным интересам. Обманутые, они терпят поражения, нередко жестокие, приводящие к существенному ухудшению их жизни. Зато торжествует тот самый политикан, который выдал свои интересы за всеобщие и тем самым получил поддержку масс. Благодаря этому он добился своего. Такое нередко встречается в разного рода политических кампаниях, прежде всего при проведении выборов в представительные центральные и местные органы власти. Важно вовремя разобраться в такого рода манипуляциях и не поддаваться на них.
Таким образом, правильное осознание личностью своих подлинных интересов и интересов других субъектов способствует адекватному пониманию ею происходящих в обществе процессов и исчезновению ложных представлений о них, внушаемых различными манипуляторами в их корыстных интересах.
Личность и общество
Это большая и сложная проблема, которой в социологической литературе посвящено много работ. Выше мы касались многих ее сторон. В данном случае еще раз укажем в качестве общего и в некотором смысле итогового вывода о том, что взаимоотношения личности с обществом — это основа всех сторон ее жизнедеятельности. В обществе человек рождается, растет, развивается, действует, становится той или иной личностью. Какой именно личностью он станет — это опять-таки во многом зависит от условий его жизни в данном обществе, а также от активности самого человека, направленной прежде всего на развитие и реализацию его социально значимых способностей.
|
Основополагающая жизненная проблема личности — адаптироваться в социальных условиях своего существования, утвердиться в них через соответствующие формы социальной деятельности и таким образом удовлетворять свои потребности и реализовать свои интересы.
Основной способ самореализации личности в обществе — это труд, другие проявления ее социальной активности. И здесь мы еще раз укажем на главное обстоятельство: реализуя свои интересы, необходимо считаться с интересами других людей и общества. Это фундаментальное правило жизни человека в обществе должно находить отражение в психологических и идеологических установках его деятельности, в системе его ценностных ориентации. Только в этом случае возможна нормальная созидательная (а не разрушительная) жизнь общества и составляющих его личностей.
Такой подход опровергает постулаты так называемого методологического индивидуализма тех социологов, которые, по сути, игнорируют значение общества и его интересов в жизнедеятельности отдельных людей. Они рассматривают личность едва ли не как самодостаточного субъекта, который исключительно сам творит и реализует себя. Отсюда мифы о способных и удачливых личностях и остальной массе неспособных и потому неудачливых людей. Социальные условия их жизни и деятельности в расчет не принимаются.
Чего здесь больше — заблуждений или лукавства? Ведь кажется ясным, что никакая личность развиваться и творить вне общества не может, что ее самореализация напрямую зависит от социальных условий ее жизни, определяется ее социальным положением, экономическими и другими возможностями. Ее социальные права и свободы также определяются обществом и реализуются в нем, защищаются государством. Все это говорит о том, что методологический индивидуализм, с позиций которого характеризуется жизнь и деятельность личности, несостоятелен ни с научной, ни с практической точки зрения.
Не будет счастлив добропорядочный человек, если его окружают несчастные люди, если деградирует общество, в котором он живет. Значит нужно делать все для оздоровления общества и его возрождения, для достижения благополучия всех людей. Решающую роль в возрождении общества должно играть государство. Но в этом его должна поддерживать каждая дееспособная личность. В данном случае речь идет не только об эффективном решении внутренних проблем общества и его граждан, но и об их защите от внешних посягательств.
|
Отсюда следует, что побудительными силами деятельности каждой личности должны стать чувства и сознание патриотизма, любовь к своему Отечеству, ответственное отношение ко всему, что в нем происходит. Такие психологические и идеологические установки вполне определенно ориентируют на то, чтобы во всей своей социально значимой деятельности каждая личность сочетала свои интересы с интересами общества и государства, в котором живет сама, ее семья и ее народ.
Социология личности
Социологи личности есть учение о личности как социальном существе, действующем в том или ином обществе. Это один из важнейших разделов социологии как науки об обществе. Ведь все общественные процессы — экономические, политические, духовные и другие — складываются из деятельности людей, представляющих собой те или иные личности. Встают вопросы о побудительных силах их деятельности, ее содержании и социальной направленности, о ее практических результатах и их значении для жизни и развития общества.
Мы уже указывали на то, что многие мыслители прошлых эпох, особенно эпохи Просвещения (XVIII в.) обосновали большую роль личности в развитии общества. Речь шла о целенаправленном воспитании людей, формировании просвещенных и полезных для общества личностей. «Человеком рождаются, а личностью становятся», — говорили они. А вот какими личностями становятся те или иные люди — это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания. Это положение полностью сохраняет свою актуальность в настоящее время. К проблеме личности так или иначе обращаются представители многих направлений современной социологии, в том числе эмпирического направления (Дж. Морено и др.), традиции которого восходят к социологии О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюргейма; марксистской социологии (К. Маркс, В. Ленин и их последователи); психологического направления в социологии (Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето и др.); теории социального действия, идущей от М.. Вебера и далее развитой Т. Парсонсом и его последователями. Многие проблемы духовной структуры личности, стимулов ее деятельности и поведения социологи исследуют, опираясь на труды представителей таких направлений современной психологии личности и социальной психологии, как бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, гуманистическая психология, интеракционизм и другие.1 Из широкого круга вопросов социологии личности кратко проанализируем лишь самые основные.
Соотношение понятий «человек» и «личность»
Понятие «личность» может быть определено не иначе как в соотношении с понятием «человек», ибо речь идет о живой человеческой личности и ни о какой другой. А раз так, то необходимо начать с понятия «человек», его основных признаков.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!