Соотношение понятий «человек» и «личность» — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Соотношение понятий «человек» и «личность»

2022-12-30 36
Соотношение понятий «человек» и «личность» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социология личности

Социологи личности есть учение о личности как социальном су­ществе, действующем в том или ином обществе. Это один из важ­нейших разделов социологии как науки об обществе. Ведь все общественные процессы — экономические, политические, духов­ные и другие — складываются из деятельности людей, представ­ляющих собой те или иные личности. Встают вопросы о побуди­тельных силах их деятельности, ее содержании и социальной на­правленности, о ее практических результатах и их значении для жизни и развития общества.

Мы уже указывали на то, что многие мыслители прошлых эпох, осо­бенно эпохи Просвещения (XVIII в.) обосновали большую роль лич­ности в развитии общества. Речь шла о целенаправленном воспи­тании людей, формировании просвещенных и полезных для обще­ства личностей. «Человеком рождаются, а личностью становятся», — говорили они. А вот какими личностями становятся те или иные люди — это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания. Это поло­жение полностью сохраняет свою актуальность в настоящее время. К проблеме личности так или иначе обращаются представители многих направлений современной социологии, в том числе эмпи­рического направления (Дж. Морено и др.), традиции которого восходят к социологии О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюргейма; мар­ксистской социологии (К. Маркс, В. Ленин и их последователи); психологического направления в социологии (Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето и др.); теории социального действия, идущей от М.. Вебера и далее развитой Т. Парсонсом и его последователями. Многие проблемы духовной структуры личности, стимулов ее дея­тельности и поведения социологи исследуют, опираясь на труды представителей таких направлений современной психологии лич­ности и социальной психологии, как бихевиоризм, когнитивизм, пси­хоанализ, гуманистическая психология, интеракционизм и другие.1 Из широкого круга вопросов социологии личности кратко проана­лизируем лишь самые основные.

Соотношение понятий «человек» и «личность»

Понятие «личность» может быть определено не иначе как в со­отношении с понятием «человек», ибо речь идет о живой человече­ской личности и ни о какой другой. А раз так, то необходимо на­чать с понятия «человек», его основных признаков.

Познавательная сторона мировоззрения

Это система знаний о мире (обыденных и научных), мифологических представлений и религиозных взглядов. Все это может быть представлено в сознании отдельной личности в том или ином сочетании. Все зависит от того, насколько развита сама личность и насколько она овладела содержанием соответствующих наук.

Как в обыденном, так и в научном сознании личности присут­ствуют соответствующие понятия, суждения и умозаключения, вы­ступающие в том или ином эмоциональном контексте. Ведь лич­ность — не компьютер, а живой человек. Мысля о чем-то, она в той или иной степени испытывает определенные эмоции, выра­жающие, в частности, ее эмоциональное отношение к тому, о чем она мыслит. Поэтому в мировоззрении, как прежде всего миропони­мании, присутствуют соответствующие мироощущения и мировос­приятия. Учет этого бывает очень важным для социолога, который исследует, например, воздействие мировоззрения какой-то лично­сти или множества таковых на их практическую деятельность и прежде всего на их отношение к сложившейся социальной действи­тельности, к тем или иным социальным процессам — экономиче­ским, политическим и другим.

Понятно, что научное мировоззрение влияет на мироощущения и мировосприятия личности, способствует утверждению в ее созна­нии научных представлений о мире и избавляет от разного рода предрассудков и мифов.

Личность и ее интересы

И еще одна важная проблема. Выступая как субъект деятельности и общественных отношений, личность исходит при этом из необходи­мости удовлетворения своих потребностей и реализации своих интересов. Те и другие являются важнейшими побудительными силами ее социальной активности. При этом потребности личности выражают необходимость для нее той или иной деятельности и переживаются ею как внутренние побуждения к этой деятельности (потребительской, творческой и т.д.), порой очень глубокие и сильные, то же время ее интересы выражают оптимальные в данных условиях  пути и способы удовлетворения ее потребностей. Их оптимальность заключается в том, что используя их, личность не только удовлетворяет свои потребности, но при этом укрепляет свое положение в обществе. Это может произойти, если, например, личность займет более высокую и хорошо оплачиваемую должность, получит перспективное назначение или осуществит на законных основаниях выгодную сделку. Все это будет составлять содержание ее интересов.

Действуя в различных обстоятельствах, личность должна понимать, что объективно соответствует ее интересам, а что противоречит им; проще говоря, что для нее выгодно, а что нет. Понять это не всегда просто, ибо сами обстоятельства бывают слишком сложны. И складываются они преимущественно из существующих общественных отношений, которые и проявляются как интересы. Так, например, экономические отношения, складывающиеся в государственном секторе экономики, проявляются как взаимодействие интересов государства и работников государственных предприятий. А экономические отношения, складывающиеся в частном секторе экономики, проявляются как взаимодействие интересов хозяина предприятия и работающих на него людей.

Осознать свои интересы и интересы других субъектов можно пу­тем глубокого понимания объективного содержания существующих общественных отношений — экономических, политических, право­вых и других, а также перспектив их развития. Только в этом случае личность может иметь более или менее точные представления о ближайших и отдаленных последствиях ее сегодняшних действий, совершаемых на почве данных общественных отношений, и тем самым предпринимать их осознанно в соответствии со своими бли­жайшими и долговременными интересами.

Проблема осознания личностью своих объективно данных ин­тересов, то есть того, что для нее на самом деле выгодно — одна из важнейших в ее жизни в том или ином обществе. Если она их пра­вильно осознает, то в ее сознании возникает соответствующая субъ­ективная (по форме) заинтересованность, содержание которой будет соответствовать содержанию ее объективных интересов. Если же она не осознает свои объективные интересы или осознает их непра­вильно, то в ее сознании возникает ложная (иллюзорная) заинтересованность, руководствуясь которой она может действовать вопреки своим настоящим объективно данным интересам, во вред себе.

Нередко случается, что ложные представления о подлинных ин­тересах больших масс людей им навязываются пропагандой, лжи­выми заявлениями разных политиканов. Последние нередко выда­ют свои корыстные интересы за всеобщие. Приняв их интересы за свои, массы людей и отдельные личности действуют вопреки своим собственным интересам. Обманутые, они терпят поражения, неред­ко жестокие, приводящие к существенному ухудшению их жизни. Зато торжествует тот самый политикан, который выдал свои инте­ресы за всеобщие и тем самым получил поддержку масс. Благодаря этому он добился своего. Такое нередко встречается в разного рода политических кампаниях, прежде всего при проведении выборов в представительные центральные и местные органы власти. Важно вовремя разобраться в такого рода манипуляциях и не поддаваться на них.

Таким образом, правильное осознание личностью своих под­линных интересов и интересов других субъектов способствует адек­ватному пониманию ею происходящих в обществе процессов и ис­чезновению ложных представлений о них, внушаемых различными манипуляторами в их корыстных интересах.

 

Личность и общество

Это большая и сложная проблема, которой в социологической литературе посвящено много работ. Выше мы касались многих ее сторон. В данном случае еще раз укажем в качестве общего и в некотором смысле итогового вывода о том, что взаимоотношения личности с обществом — это основа всех сторон ее жизнедеятельно­сти. В обществе человек рождается, растет, развивается, действует, становится той или иной личностью. Какой именно личностью он станет — это опять-таки во многом зависит от условий его жизни в данном обществе, а также от активности самого человека, направленной прежде всего на развитие и реализацию его социально зна­чимых способностей.

Основополагающая жизненная проблема личности — адаптироваться в социальных условиях своего существования, утвердиться в них через соответствующие формы социальной деятельности и та­ким образом удовлетворять свои потребности и реализовать свои интересы.

Основной способ самореализации личности в обществе — это труд, другие проявления ее социальной активности. И здесь мы еще раз укажем на главное обстоятельство: реализуя свои интересы, не­обходимо считаться с интересами других людей и общества. Это фундаментальное правило жизни человека в обществе должно на­ходить отражение в психологических и идеологических установках его деятельности, в системе его ценностных ориентации. Только в этом случае возможна нормальная созидательная (а не разруши­тельная) жизнь общества и составляющих его личностей.

Такой подход опровергает постулаты так называемого методоло­гического индивидуализма тех социологов, которые, по сути, игнори­руют значение общества и его интересов в жизнедеятельности от­дельных людей. Они рассматривают личность едва ли не как само­достаточного субъекта, который исключительно сам творит и реализует себя. Отсюда мифы о способных и удачливых личностях и остальной массе неспособных и потому неудачливых людей. Соци­альные условия их жизни и деятельности в расчет не принимаются.

Чего здесь больше — заблуждений или лукавства? Ведь кажется ясным, что никакая личность развиваться и творить вне общества не может, что ее самореализация напрямую зависит от социальных условий ее жизни, определяется ее социальным положением, эко­номическими и другими возможностями. Ее социальные права и свободы также определяются обществом и реализуются в нем, за­щищаются государством. Все это говорит о том, что методологиче­ский индивидуализм, с позиций которого характеризуется жизнь и деятельность личности, несостоятелен ни с научной, ни с практи­ческой точки зрения.

Не будет счастлив добропорядочный человек, если его окружа­ют несчастные люди, если деградирует общество, в котором он живет. Значит нужно делать все для оздоровления общества и его воз­рождения, для достижения благополучия всех людей. Решающую роль в возрождении общества должно играть государство. Но в этом его должна поддерживать каждая дееспособная личность. В данном случае речь идет не только об эффективном решении внутренних проблем общества и его граждан, но и об их защите от внешних посягательств.

Отсюда следует, что побудительными силами деятельности каждой личности должны стать чувства и сознание патриотизма, любовь к своему Отечеству, ответственное отношение ко всему, что в нем происходит. Такие психологические и идеологические установки вполне определенно ориентируют на то, чтобы во всей своей социально значимой деятельности каждая личность сочетала свои интересы с интересами общества и государства, в котором живет сама, ее семья и ее народ.

Социология личности

Социологи личности есть учение о личности как социальном су­ществе, действующем в том или ином обществе. Это один из важ­нейших разделов социологии как науки об обществе. Ведь все общественные процессы — экономические, политические, духов­ные и другие — складываются из деятельности людей, представ­ляющих собой те или иные личности. Встают вопросы о побуди­тельных силах их деятельности, ее содержании и социальной на­правленности, о ее практических результатах и их значении для жизни и развития общества.

Мы уже указывали на то, что многие мыслители прошлых эпох, осо­бенно эпохи Просвещения (XVIII в.) обосновали большую роль лич­ности в развитии общества. Речь шла о целенаправленном воспи­тании людей, формировании просвещенных и полезных для обще­ства личностей. «Человеком рождаются, а личностью становятся», — говорили они. А вот какими личностями становятся те или иные люди — это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания. Это поло­жение полностью сохраняет свою актуальность в настоящее время. К проблеме личности так или иначе обращаются представители многих направлений современной социологии, в том числе эмпи­рического направления (Дж. Морено и др.), традиции которого восходят к социологии О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюргейма; мар­ксистской социологии (К. Маркс, В. Ленин и их последователи); психологического направления в социологии (Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето и др.); теории социального действия, идущей от М.. Вебера и далее развитой Т. Парсонсом и его последователями. Многие проблемы духовной структуры личности, стимулов ее дея­тельности и поведения социологи исследуют, опираясь на труды представителей таких направлений современной психологии лич­ности и социальной психологии, как бихевиоризм, когнитивизм, пси­хоанализ, гуманистическая психология, интеракционизм и другие.1 Из широкого круга вопросов социологии личности кратко проана­лизируем лишь самые основные.

Соотношение понятий «человек» и «личность»

Понятие «личность» может быть определено не иначе как в со­отношении с понятием «человек», ибо речь идет о живой человече­ской личности и ни о какой другой. А раз так, то необходимо на­чать с понятия «человек», его основных признаков.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.