Если кто не понял, левая картинка это Йошкар-Ола, а справа — Венеция. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Если кто не понял, левая картинка это Йошкар-Ола, а справа — Венеция.

2022-12-30 26
Если кто не понял, левая картинка это Йошкар-Ола, а справа — Венеция. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В последний год Леонид Маркелов, издавший два стихотворных сборника еще будучи на посту главы республики, прославился тем, что написал из СИЗО стихотворение Путину: «Продолжаю все же верить в справедливого царя»:

«…Мое горе не измерить,
И, по правде говоря,
Продолжаю все же верить
В справедливого царя.

Верить в бога и молиться,
И прощения просить.
Я надеюсь сохраниться
И детей своих растить.

Мне один лишь путь остался
«Еже си на небеси»,
Чтобы в доле разобрался
Президент всея Руси.»

В самой республики Леонида Маркелова обвиняли в подавлении марийских организаций и нарушении прав человека. В 2003 году оппозиционные Маркелову газеты Марий Эл (не менее 15 изданий) даже печатались в типографиях вне республики. В 2005 году сообщалось о блокировании основным провайдером в Марий Эл сайтов, критикующих Маркелова.

Может быть, поэтому сейчас марийские СМИ столь осторожны. После вопроса на круглом столе: рассказывают ли местные СМИ о проблемах, возникающих у приверженцев традиционной марийской религии, состоялся диалог с одним из местных журналистов. Он подтвердил, что не рассказывают и объяснил причину: мол, главное сейчас никого не обидеть и ничего не разжечь.

Текст и фото Юлии Корневой.
В рамках проекта Гильдии межэтнической журналистики «Альтернатива языку вражды».

КОМПАНИЯ

О проектеРекламаКонтакты

МЫ В СОЦСЕТЯХ

FacebookВКонтактеTwitterОдноклассники

 

ГРУППА САЙТОВ ТВ2

ТВ2 ВидеоУслугиИнстаграм

ПОДПИШИТЕСЬ

Push-уведомленияRSS-каналYouTube канал

Все права на материалы, находящиеся на сайте ТВ2, являются его собственностью и охраняются в соответствии с законодательством РФ. При любом использовании материалов сайта, ссылка на ТВ2 Томск обязательна (в интернете обязательна ссылка www.tv2.today). Статьи, в том числе, могут содержать материалы, вышедшие на коммерческой основе. Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.

© Агентство новостей ТВ2, 2017. Сайт разработан в студии Avaj.

 

Таче, ВЕТЕРИНАРВРАЧАЧАН ӱдыр, чын КАЛАСЕН МОШТЫШ. Да, ПӰРТЫСЫШТӦ ИЛШЫЛАН ВЕЛЕ, КОНЧА ОМО. ПЕШ ШУКЫН СЕРМЕМЫМ МАРИ КАЛЫК, ОНЧЕН ШУКТЕН ОЧЫНИ. МАРИ КАВА ШКЕ ВИЖЫМ ЭРЛАШЫМАК ОНЧЫКТЫШ, 26 07 16. ‏ 19_25 21_45 Sheet (1). https://vk.com/video-120681498_456239088. Славян_тюрк ойла йӧҥылен: "Уходят, чтобы вернутся, только корабли; остальные, возврату не подлежат." Мари Ача ТЫЛАНА, ӰШАНА, ИШАНА: "Авадан вер уло < . 28 11 Video pm1_23 pm 4_27 2018 Sheet АД 752 мм рт ст _10 йӱштӧ тӱтыра кӱзыш. vk.com/video138772802_456241369. https://pp.userapi.com/c5675/u138772802/136454223/y_f881f0ad.jpg. https://pp.userapi.com/c849528/v849528191/ba678/NKs0Q8F87fg.jpg. https://pp.userapi.com/c830709/v830709158/1df8e7/TH9bdysYk90.jpg. https://pp.userapi.com/c846120/v846120191/13bb38/4b0iMYppV3I.jpg. https://pp.userapi.com/c846120/v846120191/13bb1d/7jBnBtqd9BA.jpg. https://pp.userapi.com/c846120/v846120191/13bb0e/CMYauYamSSY.jpg. Кеч могай мумо оксам, шола кид дене нӧлталыт(осал шоныш ынже пуро СУТЫШКО манын). https://pp.userapi.com/c845020/v845020158/1448ca/FLRYxT0S5_w.jpg. https://pp.userapi.com/c830709/v830709158/1df948/IQhSKWNgL5k.jpg. https://pp.userapi.com/c830709/v830709158/1df8dd/g8D3al_FRzU.jpg. 28. 11. pm1_22. 2018. Sheet. АД 752 мм рт ст _10 йӱштӧ тӱтыра кӱзыш Чорай МАРИ ялыште. ЭРВЕЛ. Пыл шарлыш ЙӰШТӦ ОЯРЫМ ЙӰДВЕЛЫШ кыстырен. Урал. https://pp.userapi.com/c849124/v849124935/ce79a/sbbgeQUnSaY.jpg. https://pp.userapi.com/c844321/v844321158/138fa7/JM_lqdz94oM.jpg.
Тау! Андреев Игорь Евгеньевич ПРИЦЕПЫМ шындыктен. https://pp.userapi.com/c846120/v846120191/13bb2e/tJ_5k3OjZJ0.jpg.
Тау! Шаймарданов Борис Анатолиевич, КУГУ ТУРЖЫМ, пышташ полшыш. pm 6_06 етшышым ОРВАМЫМ ТЕМЫШЫМ, ЭРЫКТЕН ПУШЕҤГЕ КОКЛАМ. https://pp.userapi.com/c846120/v846120191/13bade/GdBXfS4X4Yo.jpghttps://pp.userapi.com/c845020/v845020158/1448a6/8sOzQuum1E4.jpg. https://pp.userapi.com/c846120/v846120191/13baff/VVcNUSzGsCc.jpg. Тау! Авада, кок ӱдыремлан, 800теҥгакаш кок очкийым налынат конден моштен(ойласаш мошташ тӱҥалын ОПТИКА пашаче_влак дене). > теҥгечсе сермем. > Молан тыге шояклылаш шке мари калыкым. Чыным ойлымо кӱлеш ожсо мари калык кузе шке илен, а 6 курым толын кӱзышӧ шокшо эл гыч "кочевник тюрка калык ден сарлен ик каҥашыш пурен иленыт". Тюрка 10 курым гыч шонен лукмо ритуалыш изыш сарлыше мариым пуртен. Сарыш кайме годым КУМалныт. "КӰ(с)ОТО" _ кӱым да пуым налаш ок ЙӦРӦ тушеч мӧҥгӧ. 16 курым руш ЭРЫКНАМ кулыш лияш налын. > рушла серме руш аҥыртараш гын сай, а руш тендам аҥыртараш шонен серме гын, то порын огыда утло, чокыненак колен шагалем капланеда. ТЕНДАН ала могай "илян" мутлам пурташ шонымыдам огынак жапле ЭРВЕЛЫШТЫНА. Уло МАРИ калыкын ШОЧЫН АЧА, ШОЧЫН АВА, САНДАЛЫКЫН Ю_ВИЙ. > ARCANUM. https://vk.com/arcanum178. 27 КЫЛМЕ. am 9_18. 2018 ий. > ШОЯ. Тендан христиан да мусульман оҥарташ тӧчымыда "похвально" манаш ок кӱл, уэш вараш кодына УШАҤШЕ "ЗАПАД" ДА "ВОСТОК" ДЕЧ. Пӱртӱс вийым да айдэмым ТУНЕМЗА МОЛО КАЛЫК ЙЫЛМАН ДЕН ИК ТӦР. И "марийцы" уке, уло "НАРОД МАРИ". Моло калыкымат тугак ойлаш йӧдса, ме нигунам ЭРВЕЛНЕ "прилагательный" лийын огынал. Мемнан деке БАШКЫРТ~ПОШКЫРТ 7 курым ТУНЕМАШ КОШТЫН ВОЛЬЫК ДА КАЙЫК_ЙӰТУМ ОНЧАШ ЧЛОДРАН МЛАНДЫШТЫНА. Маска ваштареш ЧАРАК ден коштмымат туныктен улна ТЮРКА ден СЛАВЯНЛАН. РПЦ_тушман шке славян калыкшыланат, да мари калыкнанат. ЫРЕС сакен коштшым ВОЛЬЫК олмеш ужман. Молан Василий Пектеевым виге веркат шӱшкыда, тудо ТЕАТРАЛЬНЫЙЫМ ОКЕН ЛЕКШЕ, шарнеда гын "ЧЕКИСТ" киноштат сай модшо. Мари ок пужо вес мари илышым рушышто але османыште тунем толмыж дене. МАРИ ИШАНШАШ ОМО ВИЙЛАН ВЕЛЕ. А сай КОНЧЫШАШ ОМЫМ УЖАШ, шужымаш, аҥыртарыше ЙӰШТАТ, АҤЫРТАРЫШЕ ШОКШАТ КУЖАШ МАЛМЕ ПАГЫТ ЫНЖЕ ЛИЙ. Да, ПӰРТЫСЫШТӦ. > Обряды марийской традиционной религии. "Кугу Ю~мо" не оставлял людей своими заботами: он спускался на землю и ходил по межам на полях. Это способствовало порядку в отношениях между людьми и росту урожая. Люди принимали бога с почестями, принося ему жертвы на 77 кострах. Белый цвет был символом бога(как и у тюрков_мусульман с 10 века ПОЧЕМУ_ТО), поэтому он спускался в березовую рощу, которую окружали белым полотнищем, чтобы в святое место не проникла нечистая сила. (Марийская мифология). Священные рощи "КӰ(с)ОТО" _ это храмы последователей древних марийских традиций. Таких мест насчитывается около 600, у каждого _ свое назначение. Все действа проводят жрецы _ карты. Их готовят с детства, посвящая в таинства молитв и традиций. Чтобы понять обряды, надо углубиться в марийскую космологию. В космологии марийских родноверцев огромную роль играет «илян» _ божественный свет. Великий Бог Ош Кугу Юмо через свет отправляет свою часть на землю. Эта душа проходит несколько стадий, растет, чтобы вернуться обратно. _ Прежде чем душа родится в человеческом обличье, она побывает и в зернышке, и в птице, и в дереве. Поэтому для нас все вокруг имеет душу, _ рассказывает карт-онаен Виталий Танаков. _ Часть бога первым делом поступает в злаковые, в хлеб. Дальше, когда курицы зерно поклевали, душа поднимается в ягоды и плодовые _ «саска илян». От плодов переходит в насекомых «мӱкш илян», потом в «пушен ге илян» _ деревья. Дальше душа инкарнирует в птиц, животных. Затем в структуре идет человек. Потом душа переходит в землю, «мланде илян», а оттуда _ в солнечную систему «свет илян», уходит к богу. То есть бог отпустил себя, и к нему же вернулось. В период этой реинкарнации человек, если плохо себя ведет, возвращается обратно в животное, а если хорошо, то уходит в свет, к богу. Все основные обряды марийцев завязаны на эту духовную вертикаль, а празднодействия фиксируют движение инкарнации. _ Согласно марийской космологии, новый год начинается в Ӱярня, по-русски _ в Масленицу, _ продолжает Виталий Дмитриевич. _ Лейтмотив песенных речитативов гласит о Ю~мо Боге

мари еш погаш йодман икшывыдалам кыздырен _ уке гын, руш эл кулжо гына улда чылан. Светлана Дмитриева Олма чевер. . https://pp.userapi.com/c847017/v847017115/13a8ae/fhdnikhZptI.jpg.
Молан тыге шояклылаш шке мари калыкым. Чыным ойлымо кӱлеш ожсо мари калык кузе шке илен, а 6 курым толын кӱзышӧ шокшо эл гыч "кочевник тюрка калык ден сарлен ик каҥашыш пурен иленыт". Тюрка 10 курым гыч шонен лукмо ритуалыш изыш сарлыше мариым пуртен. Сарыш кайме годым КУМалныт. "КӰ(с)ОТО" _ кӱым да пуым налаш ок ЙӦРӦ тушеч мӧҥгӧ. 16 курым руш ЭРЫКНАМ кулыш лияш налын. > рушла серме руш аҥыртараш гын сай, а руш тендам аҥыртараш шонен серме гын, то порын огыда утло, чокыненак колен шагалем капланеда. ТЕНДАН ала могай "илян" мутлам пурташ шонымыдам огынак жапле ЭРВЕЛЫШТЫНА. Уло МАРИ калыкын ШОЧЫН АЧА, ШОЧЫН АВА, САНДАЛЫКЫН Ю_ВИЙ. > ARCANUM. https://vk.com/arcanum178. 27 КЫЛМЕ. am 9_18. 2018 ий. > ШОЯ. Тендан христиан да мусульман оҥарташ тӧчымыда "похвально" манаш ок кӱл, уэш вараш кодына УШАҤШЕ "ЗАПАД" ДА "ВОСТОК" ДЕЧ. Пӱртӱс вийым да айдэмым ТУНЕМЗА МОЛО КАЛЫК ЙЫЛМАН ДЕН ИК ТӦР. И "марийцы" уке, уло "НАРОД МАРИ". Моло калыкымат тугак ойлаш йӧдса, ме нигунам ЭРВЕЛНЕ "прилагательный" лийын огынал. Мемнан деке БАШКЫРТ~ПОШКЫРТ 7 курым ТУНЕМАШ КОШТЫН ВОЛЬЫК ДА КАЙЫК_ЙӰТУМ ОНЧАШ ЧЛОДРАН МЛАНДЫШТЫНА. Маска ваштареш ЧАРАК ден коштмымат туныктен улна ТЮРКА ден СЛАВЯНЛАН. РПЦ_тушман шке славян калыкшыланат, да мари калыкнанат. ЫРЕС сакен коштшым ВОЛЬЫК олмеш ужман. Молан Василий Пектеевым виге веркат шӱшкыда, тудо ТЕАТРАЛЬНЫЙЫМ ОКЕН ЛЕКШЕ, шарнеда гын "ЧЕКИСТ" киноштат сай модшо. Мари ок пужо вес мари илышым рушышто але османыште тунем толмыж дене. МАРИ ИШАНШАШ ОМО ВИЙЛАН ВЕЛЕ. А сай КОНЧЫШАШ ОМЫМ УЖАШ, шужымаш, аҥыртарыше ЙӰШТАТ, АҤЫРТАРЫШЕ ШОКШАТ КУЖАШ МАЛМЕ ПАГЫТ ЫНЖЕ ЛИЙ. Да, ПӰРТЫСЫШТӦ ИЛШЫЛАН ВЕЛЕ, КОНЧА ОМО. > Обряды марийской традиционной религии. "Кугу Ю~мо" не оставлял людей своими заботами: он спускался на землю и ходил по межам на полях. Это способствовало порядку в отношениях между людьми и росту урожая. Люди принимали бога с почестями, принося ему жертвы на 77 кострах. Белый цвет был символом бога(как и у тюрков_мусульман с 10 века ПОЧЕМУ_ТО), поэтому он спускался в березовую рощу, которую окружали белым полотнищем, чтобы в святое место не проникла нечистая сила. (Марийская мифология). Священные рощи "КӰ(с)ОТО" _ это храмы последователей древних марийских традиций. Таких мест насчитывается около 600, у каждого _ свое назначение. Все действа проводят жрецы _ карты. Их готовят с детства, посвящая в таинства молитв и традиций. Чтобы понять обряды, надо углубиться в марийскую космологию. В космологии марийских родноверцев огромную роль играет «илян» _ божественный свет. Великий Бог Ош Кугу Юмо через свет отправляет свою часть на землю. Эта душа проходит несколько стадий, растет, чтобы вернуться обратно. _ Прежде чем душа родится в человеческом обличье, она побывает и в зернышке, и в птице, и в дереве. Поэтому для нас все вокруг имеет душу, _ рассказывает карт-онаен Виталий Танаков. _ Часть бога первым делом поступает в злаковые, в хлеб. Дальше, когда курицы зерно поклевали, душа поднимается в ягоды и плодовые _ «саска илян». От плодов переходит в насекомых «мӱкш илян», потом в «пушен ге илян» _ деревья. Дальше душа инкарнирует в птиц, животных. Затем в структуре идет человек. Потом душа переходит в землю, «мланде илян», а оттуда _ в солнечную систему «свет илян», уходит к богу. То есть бог отпустил себя, и к нему же вернулось. В период этой реинкарнации человек, если плохо себя ведет, возвращается обратно в животное, а если хорошо, то уходит в свет, к богу. Все основные обряды марийцев завязаны на эту духовную вертикаль, а празднодействия фиксируют движение инкарнации. _ Согласно марийской космологии, новый год начинается в Ӱярня, по-русски _ в Масленицу, _ продолжает Виталий Дмитриевич. _ Лейтмотив песенных речитативов гласит о том, что Бог источает энергию, созидает праматерию. Еда _ масляные шарики из теста, как сублимация начального кирпичика всей системы, указывает на образование первых частиц мира. Дальше идет Кугече _ Пасха. Это отделение света от тьмы. Утром рано встаешь, идешь смотреть, как солнце играет. Затем празднуется появление планетарных систем, Мланде шочмо ава _ праздник рождения Земли, Духов день. Илян кече отмечаем 2 августа _ это рождение души, проявление божественного начала в зернах, как Ильин день по-русски. Он перетекает в Саска илян _ начинаем кушать яблоки, Мӱкш илян _ мед, и так далее по вышеописанной структуре. Эти праздники растянуты до октября. Заканчиваются празднования в декабре, в Шорйол. Шор _ это грязь, негатив. Йол _ перешагнуть. Мы отделяем и отбрасываем негативную энергию и переходим на новый виток. Это движение, как течение сока в дереве, происходит только в теплую пору, считается, что зимой боги спят. Ничего случайного. Совпадение марийских и христианских праздников вовсе не случайность. В период активной христианизации РПЦ сознательно шла на компромисс с местными верованиями, повторяя исторический опыт поглощения славянского язычества. Процесс этот называется синкретизацией, _ рассказывает кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии и социологии МарГУ Светлана Романова. _ Главным критерием отбора элементов дохристианской религии и переноса в новый синкретический комплекс была их популярность среди народа, способность отвечать потребностям людей. Библеист Николай Никольский писал по этому поводу, что церковь, признав реальность существования бесчисленных славянских богов, приравняв их к бесам, признала и святость традиционных мест и сроков старого культа. В результате компромисса христианская идея о едином боге совпала с представлением марийцев о едином небе, а вместо многочисленных языческих богов и духов стал культивироваться пантеон христианских святых с аналогичными земледельческими производственными функциями, так как в большинстве своем они по_прежнему оставались земледельцами. Христианские праздники назначались примерно на те же сроки, что и языческие, произошли заимствования и в обрядовой части. На месте старых капищ строились православные храмы, например, Петъяльская церковь и Раифский монастырь. В свое время в Раифе на мировые моления собиралось до пяти тысяч марийцев, люди стекались сюда со всех мест. Удивительная живучесть. Чем объяснить удивительную живучесть марийских религиозных обрядов? Вот что писал Александр Герцен в мемуарной хронике «Былое и думы»: «В 1835 году святейший синод счел нужным поапостольствовать в Вятской губернии и обратить черемисов-язычников в православие. Митрополит Филарет отрядил миссионером бойкого священника. Его звали Курбановским. Снедаемый русской болезнью _ честолюбием, Курбановский горячо принялся за дело. Во что б то ни стало он решился втеснить благодать божию черемисам. Сначала он попробовал проповедовать, но это ему скоро надоело. И, в самом деле, много ли возьмешь этим старым средством? Черемисы, смекнувши, в чем дело, прислали своих священников, диких, фанатических и ловких. Они, после долгих разговоров, сказали Курбановскому: "В лесу есть белые березы, высокие сосны и ели, есть тоже и малая мозжуха. Бог всех их терпит и не велит мозжухе быть сосной. Так вот и мы меж собой, как лес. Будьте вы белыми березами, мы останемся мозжухой; мы вам не мешаем, за царя молимся, подать платим и рекрутов ставим, а святыне своей изменить не хотим». В царское время зачастую местное население «записывалось» в церковь для отвода глаз, чтобы свободно приходить к своим намоленным местам, получить налоговые поблажки, избежать рекрутирования. В советский период, когда преследовались представители всех культов, марийское родноверие ушло в глухое подполье. _ Я еще совсем маленьким был, помню, как из райисполкома с милицией пришли в рощу во время моления, _ делится Василий Пектеев, художественный руководитель театра им. Шкетана. _ Опрокидывали котлы, гасили костры. Отец у меня был членом правления колхоза «Рассвет» Моркинского района. Кто-то донес, что он тайно ходит в рощу, так его с громом, со скандалом вывели из состава правления. Сегодня отношение государства к древним традициям лояльное, священные рощи даже взяты под охрану. Возможно, поэтому, по данным марийских социологов, более 50 процентов верующих относятся к сторонникам православно-языческого синкретизма. По разным оценкам, до 15 процентов марийцев придерживается только Марий Юмынйӱла, и среди них бытует мнение, что сама территория нашего края _ это оазис, созданный богом для сохранения сакральных знаний.

ШКЕННАН серкалмына кодын огылат, РУШ МОМ ШОЯЛА, ТУДЛАН ИШАНАШ КОДЕШ. https://pp.userapi.com/c846322/v846322115/140e37/vDqFGweWOQk.jpg. > https://vk.com/@yomoy-kto-takoi-mamich-berdei. > Кто такой Мамич-Бердей? Герой марийского народа, сотенный князь, ключевая фигура 1-й Черемисской войны (1552_1557), владелец нескольких сотен-волостей на Малой Кокшаге. Противник присоединения Казанского ханства к Русскому государству, активный оппонент линии Ивана Грозного на подчинение марийских земель. В 1552_1554 руководил небольшой группой повстанцев, на Волге совершал нападения на русские суда. К 1555 году его отряд вырос до нескольких тысяч воинов. С целью воссоздания Казанского ханства пригласил из Ногайской Орды царевича Ахпол-бея, который, однако, со своим отрядом в 300 воинов не оказал помощи повстанцам, а занялся грабежами марийского населения, за что вместе со свитой был казнён. После этого Мамич-Бердей сам возглавил движение народов Поволжья за восстановление независимости от Русского царства. Под его руководством находилось двадцать тысяч повстанцев _ луговых марийцев, татар, удмуртов. В марте1556 года попытался вовлечь в повстанческое движение горных марийцев и чувашей, но вследствие предательства был схвачен сотником Алтышом (охрана Мамич-Бердея 200 человек была перебита) и выдан русским властям. Казнён в Москве. В Оршанском районе недалеко от деревни Кугунур установлен памятный камень в честь Мамич-Бердея. Мамич-Бердея также почитают татары и удмурты. Дети Мамич-Бердея продолжали владеть его волостями вплоть до начала 2_й Черемисской войны, https://pp.userapi.com/c848532/v848532402/739f9/-8FxQO7C5QM.jpg. https://pp.userapi.com/c848532/v848532402/739f9/-8FxQO7C5QM.jpg. 1571_1574 гг. Сын Мамич-Бердея Качак был одним из лидеров освободительного движения во 2-й Черемисской войне. Род Мамич-Бердея был уничтожен в период второй Черемисской войны.

 https://pp.userapi.com/c847218/v847218630/138e3f/a_Zo4u0qGeY.jpg.

https://pp.userapi.com/c847017/v847017115/13a8ae/fhdnikhZptI.jpg.

Молан тыге шояклылаш шке мари калыкым. Чыным ойлымо кӱлеш ожсо мари калык кузе шке илен, а 6 курым толын кӱзышӧ шокшо эл гыч "кочевник тюрка калык ден сарлен ик каҥашыш пурен иленыт". Тюрка 10 курым гыч шонен лукмо ритуалыш изыш сарлыше мариым пуртен. Сарыш кайме годым КУМалныт. "КӰ(с)ОТО" _ кӱым да пуым налаш ок ЙӦРӦ тушеч мӧҥгӧ. 16 курым руш ЭРЫКНАМ кулыш лияш налын. > рушла серме руш аҥыртараш гын сай, а руш тендам аҥыртараш шонен серме гын, то порын огыда утло, чокыненак колен шагалем капланеда. ТЕНДАН ала могай "илян" мутлам пурташ шонымыдам огынак жапле ЭРВЕЛЫШТЫНА. Уло МАРИ калыкын ШОЧЫН АЧА, ШОЧЫН АВА, САНДАЛЫКЫН Ю_ВИЙ. > ARCANUM. https://vk.com/arcanum178. 27 КЫЛМЕ. am 9_18. 2018 ий. > ШОЯ. Тендан христиан да мусульман оҥарташ тӧчымыда "похвально" манаш ок кӱл, уэш вараш кодына УШАҤШЕ "ЗАПАД" ДА "ВОСТОК" ДЕЧ. Пӱртӱс вийым да айдэмым ТУНЕМЗА МОЛО КАЛЫК ЙЫЛМАН ДЕН ИК ТӦР. И "марийцы" уке, уло "НАРОД МАРИ". Моло калыкымат тугак ойлаш йӧдса, ме нигунам ЭРВЕЛНЕ "прилагательный" лийын огынал. Мемнан деке БАШКЫРТ~ПОШКЫРТ 7 курым ТУНЕМАШ КОШТЫН ВОЛЬЫК ДА КАЙЫК_ЙӰТУМ ОНЧАШ ЧЛОДРАН МЛАНДЫШТЫНА. Маска ваштареш ЧАРАК ден коштмымат туныктен улна ТЮРКА ден СЛАВЯНЛАН. РПЦ_тушман шке славян калыкшыланат, да мари калыкнанат. ЫРЕС сакен коштшым ВОЛЬЫК олмеш ужман. Молан Василий Пекиеевым виге веркат шӱшкыда, тудо ТЕАТРАЛЬНЫЙЫМ ОКЕН ЛЕКШЕ, шарнеда гын "ЧЕКИСТ" киноштат сай модшо. Мари ок пужо вес мари илышым рушышто але османыште тунем толмыж дене. МАРИ ИШАНШАШ ОМО ВИЙЛАН ВЕЛЕ. А сай КОНЧЫШАШ ОМЫМ УЖАШ, шужымаш, аҥыртарыше ЙӰШТАТ, АҤЫРТАРЫШЕ ШОКШАТ КУЖАШ МАЛМЕ ПАГЫТ ЫНЖЕ ЛИЙ. Да, ПӰРТЫСЫШТӦ ИЛШЫЛАН ВЕЛЕ, КОНЧА ОМО. > Обряды марийской традиционной религии. "Кугу Ю~мо" не оставлял людей своими заботами: он спускался на землю и ходил по межам на полях. Это способствовало порядку в отношениях между людьми и росту урожая. Люди принимали бога с почестями, принося ему жертвы на 77 кострах. Белый цвет был символом бога(как и у тюрков_мусульман с 10 века ПОЧЕМУ_ТО), поэтому он спускался в березовую рощу, которую окружали белым полотнищем, чтобы в святое место не проникла нечистая сила. (Марийская мифология). Священные рощи "КӰ(с)ОТО" _ это храмы последователей древних марийских традиций. Таких мест насчитывается около 600, у каждого _ свое назначение. Все действа проводят жрецы _ карты. Их готовят с детства, посвящая в таинства молитв и традиций. Чтобы понять обряды, надо углубиться в марийскую космологию. В космологии марийских родноверцев огромную роль играет «илян» _ божественный свет. Великий Бог Ош Кугу Юмо через свет отправляет свою часть на землю. Эта душа проходит несколько стадий, растет, чтобы вернуться обратно. _ Прежде чем душа родится в человеческом обличье, она побывает и в зернышке, и в птице, и в дереве. Поэтому для нас все вокруг имеет душу, _ рассказывает карт-онаен Виталий Танаков. _ Часть бога первым делом поступает в злаковые, в хлеб. Дальше, когда курицы зерно поклевали, душа поднимается в ягоды и плодовые _ «саска илян». От плодов переходит в насекомых «мӱкш илян», потом в «пушен ге илян» _ деревья. Дальше душа инкарнирует в птиц, животных. Затем в структуре идет человек. Потом душа переходит в землю, «мланде илян», а оттуда _ в солнечную систему «свет илян», уходит к богу. То есть бог отпустил себя, и к нему же вернулось. В период этой реинкарнации человек, если плохо себя ведет, возвращается обратно в животное, а если хорошо, то уходит в свет, к богу. Все основные обряды марийцев завязаны на эту духовную вертикаль, а празднодействия фиксируют движение инкарнации. _ Согласно марийской космологии, новый год начинается в Ӱярня, по-русски _ в Масленицу, _ продолжает Виталий Дмитриевич. _ Лейтмотив песенных речитативов гласит о том, что Бог источает энергию, созидает праматерию. Еда _ масляные шарики из теста, как сублимация начального кирпичика всей системы, указывает на образование первых частиц мира. Дальше идет Кугече _ Пасха. Это отделение света от тьмы. Утром рано встаешь, идешь смотреть, как солнце играет. Затем празднуется появление планетарных систем, Мланде шочмо ава _ праздник рождения Земли, Духов день. Илян кече отмечаем 2 августа _ это рождение души, проявление божественного начала в зернах, как Ильин день по-русски. Он перетекает в Саска илян _ начинаем кушать яблоки, Мӱкш илян _ мед, и так далее по вышеописанной структуре. Эти праздники растянуты до октября. Заканчиваются празднования в декабре, в Шорйол. Шор _ это грязь, негатив. Йол _ перешагнуть. Мы отделяем и отбрасываем негативную энергию и переходим на новый виток. Это движение, как течение сока в дереве, происходит только в теплую пору, считается, что зимой боги спят. Ничего случайного. Совпадение марийских и христианских праздников вовсе не случайность. В период активной христианизации РПЦ сознательно шла на компромисс с местными верованиями, повторяя исторический опыт поглощения славянского язычества. Процесс этот называется синкретизацией, _ рассказывает кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии и социологии МарГУ Светлана Романова. _ Главным критерием отбора элементов дохристианской религии и переноса в новый синкретический комплекс была их популярность среди народа, способность отвечать потребностям людей. Библеист Николай Никольский писал по этому поводу, что церковь, признав реальность существования бесчисленных славянских богов, приравняв их к бесам, признала и святость традиционных мест и сроков старого культа. В результате компромисса христианская идея о едином боге совпала с представлением марийцев о едином небе, а вместо многочисленных языческих богов и духов стал культивироваться пантеон христианских святых с аналогичными земледельческими производственными функциями, так как в большинстве своем они по_прежнему оставались земледельцами. Христианские праздники назначались примерно на те же сроки, что и языческие, произошли заимствования и в обрядовой части. На месте старых капищ строились православные храмы, например, Петъяльская церковь и Раифский монастырь. В свое время в Раифе на мировые моления собиралось до пяти тысяч марийцев, люди стекались сюда со всех мест. Удивительная живучесть. Чем объяснить удивительную живучесть марийских религиозных обрядов? Вот что писал Александр Герцен в мемуарной хронике «Былое и думы»: «В 1835 году святейший синод счел нужным поапостольствовать в Вятской губернии и обратить черемисов-язычников в православие. Митрополит Филарет отрядил миссионером бойкого священника. Его звали Курбановским. Снедаемый русской болезнью _ честолюбием, Курбановский горячо принялся за дело. Во что б то ни стало он решился втеснить благодать божию черемисам. Сначала он попробовал проповедовать, но это ему скоро надоело. И, в самом деле, много ли возьмешь этим старым средством? Черемисы, смекнувши, в чем дело, прислали своих священников, диких, фанатических и ловких. Они, после долгих разговоров, сказали Курбановскому: "В лесу есть белые березы, высокие сосны и ели, есть тоже и малая мозжуха. Бог всех их терпит и не велит мозжухе быть сосной. Так вот и мы меж собой, как лес. Будьте вы белыми березами, мы останемся мозжухой; мы вам не мешаем, за царя молимся, подать платим и рекрутов ставим, а святыне своей изменить не хотим». В царское время зачастую местное население «записывалось» в церковь для отвода глаз, чтобы свободно приходить к своим намоленным местам, получить налоговые поблажки, избежать рекрутирования. В советский период, когда преследовались представители всех культов, марийское родноверие ушло в глухое подполье. _ Я еще совсем маленьким был, помню, как из райисполкома с милицией пришли в рощу во время моления, _ делится Василий Пектеев, художественный руководитель театра им. Шкетана. _ Опрокидывали котлы, гасили костры. Отец у меня был членом правления колхоза «Рассвет» Моркинского района. Кто-то донес, что он тайно ходит в рощу, так его с громом, со скандалом вывели из состава правления. Сегодня отношение государства к древним традициям лояльное, священные рощи даже взяты под охрану. Возможно, поэтому, по данным марийских социологов, более 50 процентов верующих относятся к сторонникам православно-языческого синкретизма. По разным оценкам, до 15 процентов марийцев придерживается только Марий Юмынйӱла, и среди них бытует мнение, что сама территория нашего края _ это оазис, созданный богом для сохранения сакральных знаний. pflhjnblsv9

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.