Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2022-12-30 | 19 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
21 октября в республике было всемарийское моление. Мы (журналисты из различных регионов) были позже, на моление попасть не удалось. Но проезжали мимо одной из священных рощ — без дела заходить в нее нельзя. Рощи делятся на родовые, деревенские или всемарийские. Молельных рощ в республике около шестисот, 324 из них официально зарегистрированы как культовое место. Остальные пока нет. Ибо, как говорит Ираида, «нужно землю замерить и пройти все формальности».
Каждая роща посвящена своим богам. И каждый мари знает, что не нужно зря богов тревожить, в священных рощах запрещено заготавливать дрова и, например, собирать грибы. Сходил в рощу, следи за поведением: неделю после нельзя делать генеральную уборку, устраивать большую стирку, громко выяснять отношения, и тем более ругаться. Чтобы боги услышали молитву.
— Сейчас период осенних молений. С приношением в дар богам животных или птиц. Это не жертвоприношение, так мы не говорим, это дар, — продолжает свой рассказ Ираида. — На моление во всемарийскую рощу собирается около пяти тысяч людей. Кроме рощ и родников, у нас еще есть святая гора Чумбылат. Гора в 1830 году была взорвана по поручению митрополита Филарета. Но чемерисы все равно ходили туда молится. Сейчас эта гора, после установки границ между областями, оказалась в Кировской области.
Марийцев обратить в православие пытаются уже пятьсот лет. Периодически традиционная религия марийцев подвергается гонениям. Так, в 1830 году после обращения Святейшего Синода, было взорвано место молений — Чумбылат курык. Однако уничтожение Чумбылатова камня не дало ожидаемого эффекта, поскольку марийцы поклонялись не камню, а обитавшему там божеству.
|
Проезжаем мимо деревень, почти у всех марийские названия. Токтарсола, Ибрайсола. «Токтар» и «Ибрай» — мужские имена. «Сола» по-марийски — это деревня.
— Мне 59 лет. Я свободно говорю по-марийски, но в обиде на советскую власть, что у меня в деревне не преподавали на марийском вообще ничего. А сейчас хотят уничтожить наш язык вообще. Говорят учебников нет, программ нет. Уничтожать начинают с учителей: у них стимула нет преподавать.
Замечаю интересную деталь, Ираида действительно по телефону со многими общается на марийском. В ее поколении почти все родной язык знают. А вот дети и внуки уже разговаривают в основном на русском.
— В марийском языке нет родов: ни женского, ни мужского, ни среднего, — объясняет нам местный фотограф Иван Речкин. — Что девочка, что мальчик — мари говорят «он». Те, кто с детства разговаривал на марийском, до сих пор могут путать рода. Вот и я путаю, внуки надо мной посмеиваются. А ведь многие в деревнях в начале 60-х вообще русского языка не знали.
“
Все родители в начале года написали заявление об изучении марийского языка либо как родного, либо как государственного. Разница в том, что родной изучается более углубленно и преподавание идет на марийском языке. А государственный изучают как иностранный, преподавание ведется на русском языке. Большинство у нас в школе все-таки изучают марийский как родной. Вот у меня сейчас третий класс, все ребятишки марийцы, все язык понимают, дома с ними бабушки, родители на марийском говорят, но между собой дети говорят уже на русском или на смеси марийского с русским. Родной язык по программе — три часа в неделю. Государственный — один час.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!