Д. Фридман, Э. Грейман, В. Кунц — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Д. Фридман, Э. Грейман, В. Кунц

2022-12-30 53
Д. Фридман, Э. Грейман, В. Кунц 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

За пределами Европы швейцарский графический дизайн нашел своих приверженцев в США, где Школа дизайна в Йеле стала ведущим центром развития нового направления. В середине 1950-х гг. здесь читал курс лекций А. Хофман, в 1972 г. со своей учебной программой в Йель приезжал В. Вейнгарт. Наиболее последовательными учениками Вейнгарта стали американцы Дэниел Фридман (1945 – 1995) и Эйприл Грейман (р. 1948), превратившие маэстрию своего наставника в «маньеристическую типографику» постмодернизма.

По окончании института искусств в 1970 г. Грейман стала слушательницей художественно-промышленной школы Базеля, где изучила искусство ручного набора и типографику международного стиля под руководством В. Вейнгарта и А. Хофманна. По возвращении в США Грейман некоторое время работала дизайнером-графиком в Нью-Йорке, преподавала в Philadelphia Collage of Art. В 1976 году она переехала в Калифорнию, в Лос-Анджелес, где основала собственную дизайн-студию Greimanski Labs.

В 1980-е гг. Э. Грейман получила репутацию главы течения «California New Wave» – типографики «калифорнийской новой волны». В 1982 г. она стала деканом факультета дизайна в California Institute of Arts, одновременно оставаясь активно практикующим дизайнером-графиком. В 1982 г. Грейман впервые начала работать с компьютером Apple Macintosh и графическим редактором MacDraw. В современных технологиях она видела особый потенциал, заключенный в их способности практически самостоятельно синтезировать образы, независимо от пользователя-манипулятора продуцировать новый образный мир.

Смыслообразование в работах Грейман строилось на свободном экспрессивном монтаже дробных графических и текстовых элементов. Эта свободная организация материала названа критиками «принципом коктейля»: случайность и нелинейность возведены здесь в важный принцип формообразования, а отсутствие четкой фокусировки на каком-либо композиционном модуле усиливает впечатление «пластического безвесия». В этом смысле искусство Э. Грейман генетически связано с поэтикой дадаизма и сюрреализма. Иррациональность и экспрессивность визуальных образов Э. Грейман – развитие темпераментного творческого самовыражения в типографике В. Вейнгарта.

Большую роль в становлении швейцарской типографики «новой волны» в США сыграл Вилли Кунц (р. 1943). Он родился в Швейцарии, получил образование в Базельской художественно-промышленной школе, а в 1970 г. переехал в США. Долгое время Кунц работал и преподавал в Колумбийском университете. В плакатах 1984 – 2001 гг., анонсирующих лекции и выставки в университете, мастер применил сложную модульную систему, созданную путем объединения и деформации простых сеток. Дестабилизированное «ступенчатое» движение типографических и фотоэлементов в произведениях В. Кунца характерно и для работ других приверженцев швейцарской типографики «новой волны» (Г. Шмид, Ж.-Б. Леви, Р. Шрайфегель, Н. Трокслер, К. Виндлин).

В заключении сформулированы выводы, исходящие из содержания исследования. Приведены основные результаты работы и показаны перспективы дальнейшего развития темы.

Швейцарская школа графического дизайна по праву занимает виднейшее место в проектной культуре ХХ в. Она синтезировала наиболее прогрессивные мировые достижения в области функциональной типографики, фотографики, шрифтового дизайна, архитектуры и абстрактного искусства 1920 – 1960-х гг. Швейцарский международный стиль типографики, возникший в 1940 – 1950-е гг., доминировал в мировом графическом дизайне до 1970-х гг. Его творцы – Э. Келлер, М. Билл, Э. Рудер, А. Фрутигер, А. Хофманн, Й. Мюллер-Брокманн, – стали крупнейшими теоретиками и педагогами послевоенного поколения типографов, заслужившими признание во всем мире.

В 1970-е гг. «новая волна» швейцарского графического дизайна привнесла свободу творческого самовыражения в типографику, раздвинув границы швейцарского стиля, ставшего к тому времени схоластичным. Крупнейшими фигурами «новой волны» стали В. Вейнгарт, Д. Фридман и Э. Грейман. В настоящее время опыт швейцарской школы графического дизайна является весьма ценным для профессионального становления дизайнеров-графиков. Демонстрируя уже классические образцы проектной культуры ХХ в., он открывает новые творческие возможности для мастеров графического дизайна ХХI в.

На основании проведенного исследования в соответствии с его целью и задачами формулируются следующие выводы:

1. Развитие швейцарской школы графического дизайна имеет три основных этапа: период становления (1930-е – 1-я пол. 1940-х гг.), международный стиль (2-я пол. 1940-х – 1960-е гг.), типографика «новой волны» (1970 – 1980-е гг.). Развитие каждого из этапов было обусловлено определенными социокультурными и интеллектуальными условиями, эволюция которых влекла за собой эволюцию художественных принципов швейцарской школы графического дизайна.

2. Художественные аспекты новой типографики, повлиявшей на этап становления швейцарской школы, находились в тесной взаимосвязи с направлениями современного абстрактного искусства и творческими течениями ХХ в. Так, наиболее значимы для формирования школы были художественные программы функционализма, неопластицизма, супрематизма, конструктивизма и конкретного искусства.

3. Характерной чертой международного стиля типографики стала его практичность и универсальность в контексте глобального рынка послевоенной Европы. Уже в 1950-е гг. швейцарская типографика определяла лицо большинства швейцарских и мировых культурных институтов и корпораций. Новый стиль оказался наиболее востребованным в сфере визуальной идентификации событий международного масштаба, таких как Олимпийские игры 1972 г. (Мюнхен).

4. Перемены в технологических (развитие фотонабора, затем – компьютерного редактора) и философских (кризис модернизма в нач. 1970-х гг.) основах графического дизайна переориентировали швейцарских дизайнеров-графиков на эксперименты в области формотворчества, выразившиеся в типографике «новой волны».

 

Публикации по теме диссертации:

1. Ващук О. А. Промышленная реклама в Швейцарии как фактор становления международного стиля типографики (1930 – 1940 гг.) // Изв. Рос. гос. пед. Ун-та им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. —  2009. —  № 96. —  С. 253-258. (Перечень ВАК.)

2. Ващук О. А. Фотография как новый художественный медиум в швейцарской типографике 1930 – 1940-х гг. // Научно-аналитический журнал «Дом Бурганова». Пространство культуры. —  2009. — № 1. —  С. 27-43. (Перечень ВАК.)

3. Ващук О. А. Швейцарская школа графического дизайна: генезис, основные этапы развития // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2009. — № 2. — С. 107-113. (Перечень ВАК.)

4. Ващук О. А. Эйприл Грейман: типографика «новой волны» в Калифорнии // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: Материалы 10-й междунар. науч. конф. — СПб.: СПГУТД, 2007. — С. 270-276.

5. Ващук О. А. Швейцарский международный стиль: генезис и эволюция «типографики порядка» // Визуальная культура: дизайн, реклама, полиграфия: Материалы VI междунар. науч. конф. — Омск: ОмГТУ, 2007. — С. 15-24.

6. Ващук О. А. Фотографируя монитор: графический дизайн Эйприл Грейман // Дизайнинформ: профессиональный журнал по вопросам дизайна. — 2007. — Вып. 9. — С. 90-94.

7. Ващук О. А. Вольфганг Вейнгарт: швейцарская типографика «Новой волны» // Проблемы экономики и прогрессивные технологии в текстильной, легкой и полиграфической отраслях промышленности: Материалы Всерос. научно-техн. конф. (сб. тр. аспирантов и докторантов). — СПб.: СПГУТД, 2007. — Вып. 12. — С. 202-210.

8. Ващук О. А. Графический дизайн в Швейцарии: эволюция стиля 1920 – 1970-х гг. // Дизайнинформ: профессиональный журнал по вопросам дизайна. — 2008. — Вып. 11. — С. 106-117.

9. Ващук О. А. Ян Чихольд. Творческий путь мастера // Дизайнинформ: профессиональный журнал по вопросам дизайна. — 2008. — Вып. 12. — С. 86-92.

10. Ващук О. А. Odermatt & Tissi: цюрихский стиль. Полувековая история успеха // Дизайнинформ: профессиональный журнал по вопросам дизайна. — 2008. — Вып. 13. — С. 48-52.

Оригинал подготовлен автором.

Подписано в печать 08.11.2008.

Печать трафаретная. Усл. печ. л. Формат 60×84 1/16.

Тираж 100 экз. Заказ №

Отпечатано в типографии СПГУТД

191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 26.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.