Психологическая структура деятельности преподавателя-исследователя. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности преподавателя. Качества саморегуляции деятельности и их развитие. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Психологическая структура деятельности преподавателя-исследователя. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности преподавателя. Качества саморегуляции деятельности и их развитие.

2022-12-30 53
Психологическая структура деятельности преподавателя-исследователя. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности преподавателя. Качества саморегуляции деятельности и их развитие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профессионализм деятельности рассматривается как качественная характеристика субъекта этой деятельности, которая определяется уровнем решения профессиональных задач и применяемыми с этой целью продуктивными способами. У разных людей уровень профессионализма деятельности различается. Профессионализм педагогической деятельности проявляется в решении педагогических и функциональных задач. Результатом решения педагогических задач является переход обучаемого из одного состояния в другое и достижение психического новообразования в личности или деятельности. Результатом решения функциональных задач является создание инструментария педагогического воздействия для получения психологических продуктов деятельности. Наиболее эффективной формой такого инструментария являются педагогические технологии.

Профессионализм деятельности педагога может рассматриваться с учетом следующих аспектов: – теории совершенствования профессионально-педагогической деятельности; – профессионализма педагогического творчества; – технологий исследования; – технологий психолого-педагогического конструирования; – технологий психолого-педагогического взаимодействия.

Для успешной подготовки к профессиональной педагогической деятельности и ее выполнения необходимо знать структуру деятельности и ее объект. В. Д. Шадриков на основе анализа теоретических работ и эмпирического анализа различных видов деятельности сделал обобщающий вывод о структуре деятельности, выделяя в ней следующие функциональные блоки: – мотивы деятельности; – цели деятельности; – программа деятельности; – информационная основа деятельности; – принятие решений; – деятельностно важные качества.

Принимая в целом предлагаемую структуру, мы считаем, что подсистема профессионально важных качеств должна быть включена в личностный аспект, что и сделано нами при рассмотрении вопроса о профессионализме личности.

Психологическая структура педагогической деятельности – это последовательная взаимосвязь и система действий педагога, направленных на достижение поставленных целей посредством решения педагогических задач. В ней выделяются проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты. Проектировочный компонент включает: 1) цель и стратегию деятельности; 2) определение форм, методов и средств достижения результата в соответствии с поставленной целью. Конструктивный компонент включает: 1) отбор и структуру содержания информации, которая должна стать достоянием обучаемых; 2) проектирование деятельности обучаемых, в которой необходимая информация может быть усвоена; 3) проектирование собственных деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с обучаемыми. Организаторский компонент включает организацию: 1) информации в процессе ее сообщения обучаемым; 2) различных видов деятельности обучаемых таким образом, чтобы результаты соответствовали поставленным целям; 3) собственных деятельности и поведения в процессе взаимодействия с обучаемыми. Основной функцией организаторской деятельности является интеграция. Она, в свою очередь, достигается при использовании разнообразных средств, форм и методов организаторской деятельности. К ним относятся: учет, контроль, проверка исполнения, индивидуальная ответственность за результат своей деятельности. Коммуникативный компонент включает установление правильных взаимоотношений между: 1) педагогом и коллективом обучаемых; 2) обучаемыми в микрогруппах; 3) педагогом и педагогическим коллективом; 4) педагогом и администрацией. Гностический компонент является своеобразным стержнем всех вышеназванных. Он включает изучение: 1) содержания и способов воздействия на других людей; 2) возрастных и индивидуально-типологических особенностей этих людей; 3) особенностей педагогического процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

Модель профессиональной деятельности психолога может служить определенным ориентиром, но предполагается формирование у каждого специалиста индивидуального стиля деятельности. Стиль (лат. stilus, греч. stilos – палочка) берет свое начало от своеобразной манеры написания заостренным стрежнем из кости, металла или дерева, которыми писали на восковых дощечках или бересте. Отсюда аналогии: способ осуществления чего-либо, отличающийся совокупность своеобразных приемов, манера вести себя, говорить, одеваться и т.д. Стиль деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип

Индивидуальный стиль деятельности обусловлен спецификой са­мой деятельности, индивидуально-психологическими и личностными особенностями ее субъекта. В структуре индивидуального стиля деятельности Евгений Александрович Климов выделяет два компонента: "ядро" стиля включает качества человека, которые базируются на свойствах нервной системы и проявляются непроизвольно или без заметных усилий. В это ядро включаются две группы природных особенностей: одни благоприятствуют успешной деятельности, а другие мешают ее осуществлению. (пр. Для преподавательской деятельности более подходящими являются некоторые качества сангвиников и меланхоликов: общительность, отзывчивость, чувствительность. Затрудняют работу преподавателя медлительность, сухость, раздражительность. "пристройка" к ядру включает в себя качества, которые вырабатываются человеком в результате сознательных или стихийных поисков; пристройка к ядру также включает в себя две группы особенностей: одни связаны с использованием положительных возможностей субъекта, другие направлены на преодоление негативных качеств и имеют компенсаторный характер. Т.е. индивидуальный стиль деятельности определяется природными, врожденными особенностями человека и прижизненно сложившимися качествами личности, возникшими в ходе взаимодействия человека с предметной и социальной средой. Эффективный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил. Главным аргументом в пользу найденных учителем индивидуальных способов осуществления педагогической деятельности будет личностное и умственное развитие его учеников. Именно выработка своего стиля с учетом, прежде всего, свойств собственной личности, а также специфики требований деятельности, ведет к тому, что учитель меньше напрягается и устает. Поскольку личностные свойства педагога представляют собой гибкую структуру, то и индивидуальный стиль деятельности может меняться.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем, который обеспечивается как спецификой самой деятельности, так и индивидуально - психологическими особенностями ее субъекта. Индивидуальный стиль педагогической деятельности проявляется: в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость); характере реакций на те или иные педагогические ситуации; выборе методов обучения; подборе средств воспитания, стиле педагогического общения; реагировании на действия и поступки детей; манере поведения; предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний; применении средств психолого-педагогического воздействия на детей

Наиболее полное представление о стилях педагогической деятель­ности предложено А. К. Марковой, А. Я.Никоновой. В основу различе­ния стилей деятельности положены сущностные характеристики: содер­жательные показатели, динамические и результативные.Содержательные характеристики индивидуального стиля: преимущественная ориентация учителя: а) на процесс обучения, б) на процесс и результаты обучения, в) на результаты обучения; адекватность — неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса; оперативность — консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности; рефлексивность — интуитивность.

Динамические характеристики определяют: гибкость — традиционность; импульсивность — осторожность; устойчивость — неустойчивость по отношению к меняющейся ситуации; стабильно эмоционально положительное отношение к учащимся — неустойчивое эмоциональное отношение; наличие личностной тревожности — отсутствие личностной тревожности; в неблагоприятной ситуации направленность рефлексии на себя — направленность на обстоятельства — направленность на других.

Результативные характеристики: однородность — неоднородность уровня знаний учащихся; стабильность — неустойчивость у учащихся навыков учения; высокий — низкий уровень интереса к изучаемому предмету.

Исходя из данных характеристик, каждый из стилей предполагает определенный характер взаимодействия, доминирование либо моноло­гической, либо диалогической формы общения, определенную органи­зацию деятельности.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.