IV. Выразительное чтение и анализ стихотворения «грядущие гунны» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

IV. Выразительное чтение и анализ стихотворения «грядущие гунны»

2022-12-30 63
IV. Выразительное чтение и анализ стихотворения «грядущие гунны» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стихотворение «Грядущие гунны» Валерий Брюсов писал почти целый год и закончил 10 августа 1905 г.

В “Грядущих гуннах” - наиболее развернуто и полно раскрывающих его отношение к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, уничтожить - вот главный смысл революции, каким он виделся Брюсову. Что будет дальше, какой конкретный мир возникнет на развалинах прошлого, как он будет реально построен - все это представлялось Брюсову в весьма абстрактном виде.

В Брюсове в годы первой русской революции поколебалась вера в высшее единство человеческой культуры. Ему пришлось почти физически ощутить, что он и его современники и сподвижники по литературе стоят на рубеже двух культур - одной гибнущей, другой нарождающейся.

Говоря о "грядущих гуннах", он говорит о тех варварах, нашествие которых предвидел еще Герцен. Одновременно это звучит и как предчувствие событий, последовавших вскоре за этим. Одна из строф начинается так:

Сложите книги кострами,

Пляшите в их радостном свете,

Творите мерзость во храме,

Вы во всем неповинны, как дети!

А мы, мудрецы и поэты,

Хранители тайны и веры,

Унесем зажженные светы

В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

Иными словами, он предвидел духовное подполье, которое должно будет спасти культуру, когда "грядущие гунны" сложат старые "книги кострами".

Самое искреннее и, вероятно, самое сильное стихотворение Брюсова "Грядущие гунны" великолепно демонстрирует идеологию серебряного века.

Где вы, грядущие гунны,

Что тучей нависли над миром?

Слышу ваш топот чугунный

По еще не открытым Памиром.

И кончается стихотворение так:

Бесследно исчезнет, быть может,

Что ведомо было одним нам.

Но вас, кто меня уничтожит,

Встречаю приветственным гимном.

Гуннами, то есть варварами и разрушителями старой культуры, представлял себе поэт революционеров

V. «Каменщик», анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение «Каменщик» было написано Брюсовым в 1901 г. и опубликовано в сборнике «Urbi et orbi» в 1903 г. в цикле «Картины. На улице».

Литературное направление и жанр

Стихотворение по форме представляет собой жанровую сценку: любопытствующий прохожий беседует с каменщиком. Сценка очень реалистична и проявляет социальное неравенство и разные условия жизни каменщика и прохожего господина. Но стихотворение стало знаменитым благодаря своему символическому подтексту.

Жанр стихотворения – гражданская лирика.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 строф, оно написано как диалог из 4 реплик прохожего и 4 ответов каменщика. Прохожий спрашивает каменщика вежливо, пытаясь разобраться в сути его деятельности и подталкивая его к размышлениям. Но каменщик отвечает довольно грубо и с досадой.

Тема стихотворения – особенности менталитета русского народа, его созидательная и разрушительная силы. Основная мысль: народ трудолюбив и долготерпелив, но физические и моральные лишения довели его до крайности. Перейдя эту черту, он станет опасным.

Тропы и образы

В стихотворении Брюсов использует риторическую фигуру анафору (единоначатие). Каждое обращение лирического героя начинается с дважды повторённого «каменщик». В первом и во втором обращении лирический герой прибавляет к обращению яркую характеристику рабочего: в фартуке белом и с верной лопатой. Брюсов ошибается дважды. Белые фартуки носили пекари, продавцы, а у каменщиков фартуки были тёмные, чтобы не видно было грязи. Кроме того, рабочий инструмент каменщика – вовсе не лопата, а мастерок.

Белый фартук и верная лопата (эпитеты) нужны Брюсову как символы рабочей профессии на благо общества и мирного созидательного труда.

Каменщик быстро отвечает на вопрос, что он строит (тюрьму), но затруднятся ответить, для кого. Лирическому герою приходится спрашивать об этом трижды (во второй раз он спрашивает, кто в ней будет рыдать, а в третий – кто в ней проведёт ночь без сна).

Каменщик трижды пытается отделаться от болтуна. Каждый его ответ – обобщение, глухой и недовольный ропот народа, который всё же не оставляет своего непосильного и унизительного труда. Каменщик – образ собирательный, он символизирует весь народ. Недаром Брюсов использует местоимение нам.

Во-первых, каменщик сообщает, что «мы заняты делом». Труд – постоянное состояние народа. Но, сколько бы он ни трудился, его положение не улучшается. Это символически выражено в образе тюрьмы, овеществление фразеологизма «Россия – тюрьма народов».

Каменщик не отвечает на первый вопрос о том, кому предназначена тюрьма, а на второй вопрос отвечает отрицанием: не тебе и не твоему брату-богачу, потому что богатым незачем воровать. Каменщик выражает точку зрения народа, который не мог проверить, что люди, не нуждающиеся в куске хлеба, могут воровать, что человеческая природа не удовлетворяется никаким богатством и хочет ещё.

В третьей строфе каменщик, наконец, отвечает на вопрос прохожего. Его ответ содержит сразу несколько особенностей менталитета русского народа. Он не верит в лучшее, хотя и надеется (это выражено вводным словом может быть). Каменщик не верит в то, что его сын будет жить не только лучше, но и по-другому, сможет преодолеть сословный барьер (такой же рабочий). Философское обобщение каменщика – «тем наша доля полна» - это не только констатация факта, но и смирение.

В четвёртой строфе возникает образ другого каменщика – угрожающего. Его собеседник проявляет бестактность, настаивая на ненормальности поступка каменщика – строить тюрьму собственному сыну, который вспомнит, что это сделал родной отец. Но каменщик и сам страдает от своего рабского положения: «Знаем всё сами». Поэтому он даже угрожает прохожему, прогоняя его: «Отойди, под ногами не балуй».

Стихотворение Брюсова написано в лучших некрасовских традициях. Речь каменщика содержит междометия (эй) и просторечия (верно, не балуй), что приближает её к живой разговорной. Угрозы каменщика от грубого «не мешай» вначале усиливаются до «берегись» и «молчи», которые он готов привести в исполнение.

Стихотворение заканчивается на точке лирической и эпической кульминации. Если богач продолжит расспросы, каменщик перейдёт к делу. Это символ критической точки народного кипения, которое готово выплеснуться стачками, восстаниями и революциями.

Как и любое произведение символизма, стихотворение «Каменщик» имеет множество прочтений. Одно из них связано с масонами, называющими себя вольными каменщиками. Их идея состоит в преобразовании мира к лучшему (как они это понимают). Так что каменщик может быть символом такого преобразователя, зажатого в тиски обстоятельств. Или народ Брюсов наделяет функцией преобразователя, предупреждая об опасности таких преобразований «снизу».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано передающим разговорную речь разностопным дактилем (четырёхстопный чередуется с трёхстопным). Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

VI. Задания по творчеству В. Я. Брюсова
1. К какому поэтическому направлению принадлежал В. Я. Брюсов?
2. Перечислите стороны дарования В. Я. Брюсова
3. Что, с точки зрения В. Я. Брюсова, являлось задачей символизма?

4. Какие тенденции Серебряного века отразились в стихотворении В. Я. Брюсова:
Неколебимой истине
Не верю я давно.
И все моря, все пристани
Люблю, люблю равно.
Хочу, чтоб всюду плавала
Свободная ладья.
И Господа, и Дьявола
Хочу прославить я!
5. Каковы взгляды В. Я. Брюсова на искусство? В каких произведениях отражены эти взгляды?
6. Какое название носит статья-манифест В. Я. Брюсова?
а) «Ключи Марии», б) «Тяжелые сны», в) «Ключи тайн», г) «Творчество».

7. Какая тема не является ведущей в творчестве В. Я. Брюсова?
а) тема природы, б) тема истории, в) тема любви, г) урбанистическая тема.

VII.Домашнее задание: сочинение на тему: Художественные особенности поэзии поэтов символистов XX века. Выполнить задание 6.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.