Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2022-12-30 | 45 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
"УСКОРЕНИЕ" РАЗВИТИЯ
Старт перестройки дал апрельский пленум ЦК КПСС 1985 г. Согласно его решениям, в 1985-1986 гг. реализовывался курс на ускорение социально-экономического развития. Его приоритетными целями являлись техническое перевооружение производства, ускорение научно-технического прогресса, достижение мирового уровня производительности труда. Конкретными мерами ускорения стали концентрация средств в машиностроении, укрепление трудовой дисциплины (борьба с пьянством), ужесточение контроля за качеством продукции (госприемка).
Несмотря на определенные достижения, экономический эффект от этих мер был отрицательным: снизились поступления в бюджет, теневая экономика быстро удовлетворяла спрос на алкоголь. "Борьба с пьянством", которую повела команда Горбачева, имела насильственный характер "революции сверху". Благое начинание воплощалось в жизнь бюрократией таким способом, что превращалось в зло. Реформирование в 1985-1986 гг. осуществлялось с применением обычных схем государственного управления, поэтому ускорить социально-экономическое развитие не удалось.
радикальная экономическая реформа
Неудача курса "ускорения" побудила Горбачева принять экономическую реформу 1987 г. в надежде объединить социализм и рынок. Широкими правами наделялись предприятия (Закон "О государственном предприятии", 1987 г.), часть из них была переведена на хозрасчет и самоуправление. Центральные планирующие организации определяли контрольные цифры хозяйственного развития и размеры государственного заказа. Руководство предприятий должно было искать сбыт для производимой продукции и самостоятельно решать, как распорядиться полученной прибылью. Тем самым руководство страны надеялось сформировать экономическую структуру, характеризующуюся функционированием рыночных механизмов в рамках командно-административной системы.
|
Но отсутствие в экономике рыночных механизмов создавало трудности на пути реализации этого плана. Недостатком преобразований являлись навязывание предприятию потребителя и остаточный принцип свободы производственной деятельности (цены в основном устанавливались сверху).
Частичная децентрализация производства принесла некоторые положительные результаты. Так, показатели советской экономики несколько возросли благодаря росту инвестиций. Однако перемены сопровождались нехваткой продовольствия и товаров народного потребления, увеличением бюджетного дефицита (в 1986 г. он вырос почти втрое). Отчасти этому способствовало и сокращение поступлений от экспорта нефти.
Отсутствие реальных сдвигов в экономическом развитии, нарастающий финансовый кризис привели Горбачева к мысли о необходимости более радикальных экономических реформ. Выход из сложной ситуации виделся экономистам, хозяйственникам и политической элите в легализации частной собственности. В конце 1986 г. был принят Закон "Об индивидуальной трудовой деятельности" (ИТД), в мае 1988 г. - Закон "О кооперации". Колхозники получили возможность создавать арендные и подрядные коллективы, использовать наемный труд. Однако налоги, которые должны были платить кооператоры, достигали 65 % от получаемого дохода. Капиталы "теневой экономики" были направлены в кооперативное движение.
I Съезд народных депутатов СССР (май-июнь 1989) постановил начать переход к новой модели экономического развития. Она предполагала сокращение государственного вмешательства в управление народным хозяйством, обновление отношений собственности и становление рынка.
В 1989 г. вышло постановление Совмина СССР "Об экономических и организационных основах арендных отношений в СССР". Трудовой коллектив получил право брать в аренду свое предприятие.
|
В 1990 г. было принято постановление Совмина СССР " О мерах по созданию и развитию малых предприятий". Данные предприятия имели определенный юридический статус, получали в рамках большого предприятия определенную самостоятельность. Их можно было создавать во всех отраслях народного хозяйства на основе любых форм собственности, включая смешанные.
В 1991 г. был принят Закон "Об общих началах предпринимательства в СССР". Он должен был создать экономические и правовые условия для развития в стране частного предпринимательства. Началась реорганизация банковской системы, создание коммерческих и кооперативных банков. Росло привлечение в экономику иностранных инвестиций, создавались совместные предприятия.
В эти годы появились первые фермерские и частные крестьянские хозяйства. Они производили около 1% всей сельскохозяйственной продукции.
Экономическая реформа не изменила положение дел в народном хозяйстве. Напротив, в 1989-1990 гг. резко сократились темпы роста производства промышленной продукции. Росли размеры дефицита госбюджета (в 1988-1989 гг. -100 млрд рублей) и безработица (в начале 1990 г. - 6 млн человек).
поиски путей перехода крынку
Программа «500 дней» (1990)
В 1990 году руководство РСФСР предприняло собственные шаги по реформированию экономики. Группа ведущих экономистов страны во главе с Явлинским и Шаталиным разработала программу «500 дней». Она предусматривала за 500 дней провести основные экономические реформы, которые должны были кардинально изменить к лучшему положение в экономике. Программа предполагала приватизацию государственных предприятий и ограничение экономической власти центральных властей СССР. Однако Горбачев под давлением консерваторов отказался от поддержки этой программы. Ее так и не удалось реализовать.
Программу изменений представили на апрельском заседании Пленума ЦК КПСС в 1985 году, где члены Политбюро во главе с Генсеком Михаилом Сергеевичем Горбачевым утвердили курс на “ускорение экономического развития”.
В сентябре 1985 года началась первая экономическая реформа. Ее основные тезисы:
1) ввести многосменный режим работы на предприятиях, чтобы максимально загрузить производственную мощность;
2) укрепить трудовую дисциплину;
3) повысить качество товаров за счет введения госприемки (проверки);
4) ввести социалистические соревнования по производительности труда;
5) использовать предложения изобретателей и рационалистов.
|
Также в мае 1985 провели антиалкогольную кампанию.
Первая реформа оказалась провальной:
● оборудование на предприятиях было старое и не выдерживало увеличения эксплуатации — авария на Чернобыльской АЭС 1986 года;
● запрещение алкоголя привело к повышенному спросу на наркотики;
● введение госприемки способствовало росту бюрократического аппарата и коррупции;
● соцсоревнования оказались неэффективны, так как материальное поощрение было слишком маленьким и не заинтересовало людей (3-5 рублей, грамоты);
● предприятия работали по утвержденному государством плану - предложения рационалистов и изобретателей в план не входили, поэтому не могли быть использованы.
В конце 80-х большая часть партийного руководства признала необходимость развития рыночных отношений. На I Съезде народных депутатов СССР установили основные пункты второй эк. реформы:
1) расширить самостоятельность предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
2) постепенно увеличивать частный сектор в экономике;
3) отказаться от монополии внешней торговли;
4) сократить число отраслевых министерств и ведомств;
5) признать на селе пять форм хозяйствования — колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерства.
Социальные последствия реформ
Реформы, проводимые Горбачёвым, буквально разбудили спящее общество. Страна разделилась на 2 лагеря:
· сторонников социалистического пути развития;
· желающих развиваться на принципах капитализма.
В ходе перестройки были совершены просчёты. Как результат, страна вошла в глубокий кризис. Заключался он в следующем:
· Непродуманные попытки изменения экономических законов привели к нарушению хозяйственных связей.
· Резко сократились золотовалютные и валютные запасы, что привело к обесцениванию рубля.
· Из-за начавшейся инфляции люди потеряли доверие к национальной валюте.
|
· Девальвация рубля ударила по населению, которое лишилось стимула к работе.
· В стране начался тотальный дефицит на большинство товаров.
· В отсутствии работы население занялось торговлей. Как результат, рынок был наводнен товарами импортных производителей.
В период распада Советского Союза произошло резкое сокращение экспорта. Поступление валюты в страну прекратилось. Налоговая служба не в состоянии была обеспечить нужный приток денежной массы. Чтобы обеспечить выплату зарплат, государство было вынуждено начать печатать деньги, не подкреплённые товаром и золотовалютным запасом. В итоге в стране началась инфляция, витки которой накручивались регулярно.
Причины неудач реформ Горбачева
· Причины неудач реформ Горбачёва заключаются в том, что они не носили основательного характера. Это было латание дыр. Каждая реформа имела отрицательные результаты: Антиалкогольная. Несмотря на уменьшение выпуска спиртных напитков, страна меньше их употреблять не стала. Началось массовое производство самогона, и никакие репрессивные меры не помогли.
· Экономические реформы. Разрешение на самостоятельную деятельность были только на бумаге. В действительности госзаказ составлял 100 %, и у предприятий не хватало ресурсов на дополнительное производство продукции.
· Госприёмка. Последствия её носили катастрофический характер. Предприятия просто остановились, поскольку выпускать качественную продукцию по устаревшим технологиям было невозможно.
· Политика гласности. Привела к тому, что общество выразило своё недовольство недальновидной политикой властей.
Начиная реформы, Горбачёв стремился оставить старую систему без изменений. В этом и была его основная ошибка. КПСС контролировала всю деятельность государства. Плановая экономика была не в состоянии охватить все направления. В результате начинались сбои в работе государственного механизма. Устранялись они валютными поступлениями от продажи сырьевых запасов. Проводя политику гласности, перед народными массами открылось положение вещей, и вопросы она стала задавать членам Коммунистической партии. Здесь и проявилась вся их несостоятельность. Попытки Горбачёва успокоить народ ни к чему не привели.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!